Сочинение анализ облако в штанах маяковского

Анализ поэмы Маяковского «Облако в штанах»

Маяковский написал достаточно большое количество замечательных работ, оставив после себя ценное наследие, которое и по сей день мы изучаем в школе и вне рамок школьной программы.

Маяковский писал произведения разной направленности, но в основном это были работы на революционную тематику. Поэма Облако в штанах Маяковского является произведением, где сразу раскрывается несколько тем.

Его и проанализируем.

Стихотворение Владимира Маяковского Облако в штанах выделяется среди его работ своей откровенностью, яркостью, и даже эпатажностью.

Обратите внимание

Поэму можно отнести к раннему творчеству поэта и по факту Облако в штанах стало первым крупным произведением Маяковского. Работал над ним писатель чуть более года.

Еще одной особенностью произведения является то, что в образ лирического героя писатель вкладывает личные характеристики, которые были присущи самому автору.

История создания

Свою работу автор начал писать в 1914 году, после знакомства с Марией Денисовой, однако задумал ее написание еще раньше. Первоначально название поэмы должно было быть не Облако в штанах. Автор хотел назвать свое произведение Тринадцатый апостол, но работа не двигалась.

И только после знакомства с девушкой, которая пленила сердце поэта и тут же разорвала отношения, ранив Маяковского, автор начал работу над стихотворением, назвав его Облако в штанах. Поэт прекрасно понимал, что причиной разрыва была не скоротечная свадьба возлюбленной, а разность миров, в которых жил Маяковский и Денисова.

Произведение было завершено в 1915 году, где писатель рассказал историю безответной любви, которая переросла в бунт против общества.

Жанр и композиция

В итоге появляется работа, которую по ее жанру можно отнести к поэме-тетраптих. Тетраптих состоит из четырех частей, где разворачивается один сюжет и всех их объединяет одна смысловая линия.

Изучая работу и делая ее анализ, мы видим, что автор наделяет своего героя многими своими чертами. Этим поэт пытается выразить свои мысли и хочет показать свое Я.

Обращаясь к композиции, мы видим предисловие и четыре части, где в основу сюжета была заложена история двадцатидвухлетнего персонажа. Он столкнулся с разными трудностями в своих романтических отношениях, а главной его трагедией стала неразделенная любовь.

К нему не пришла на свидание возлюбленная и по этому поводу он очень сильно переживает. От этого герой начинает стареть душой, а мысли лишь о том, повстречается ли ему в жизни любовь. Героиня все же придет на встречу, но объявит о своей свадьбе.

В свою очередь у героя зародится злость на несправедливость, на то как жесток мир, и как ему ненавистна расчетливость людей.

Об этом автор продолжит размышлять в последующих частях, где уделит внимание проблемам общества, которое погрязло в грехах. Он размышляет о том, как общество в гонке за богатством, позабыло о духовности и эмоциональности.

Вторая часть поэму Облако в штанах раскрывает тему поэзии и творчества, которые погибают среди буржуазии. Но нужна ли поэзия обществу, которое погрязло в материализме? Третья и четвертая главы погружают читателя в протест героя. Он противится всему старому.

Ему был ненавистен общественный строй, который и был причиной всех бед человека.

Важно

По сути поэму можно поделить на две части, где в первой мы видим душевные страдания героя, а во второй — социальные проблемы. При этом, даже небу все равно что происходит на земле.

Таким образом писатель раскрывает не только тему любви и бунта, но и затрагивает вопросы морали и даже атеизма.

Главные герои

В поэме Маяковского Облако в штанах главным героем является двадцатидвухлетний человек, который был влюблен в девушку. Он получил удар от возлюбленной, которая решила выйти замуж за другого. А между тем, любовь героя была очень сильной.

Он романтичен по своей натуре, ранимый и чуткий. Но это не говорит о его слабости. В нем мы видим очень сильного мужчину, который не собирается терпеть несправедливость и ничтожность людей.

Это персонаж, который не боится бунта и прокричать слова: Долой любовь, долой ваше искусство, строй, религию.

Среди главных героев можно отметить и героиню, которую автор называет Марией. Именно она отвергла чувства молодого человека и заставила его страдать. Она поставила деньги превыше чувства и этим вызвав у героя бунтарский протест.

Смысл произведения и названия

Работая над анализом поэмы Маяковского Облако в штанах, мы видим желание автора призвать простых людей к борьбе за свое счастье.

Выступая против буржуазии и общественного строя, писатель старается донести читателю мысль о том, что все должно быть другое.

И политический строй с его несправедливостью, и любовь с ее продажностью, и религия с ее лживостью, и искусство с его неправильными акцентами. Только разрушив старое, можно получить что-то новое.

Совет

Говоря о смысле названия поэмы, то стоит упомянуть, что вместо Тринадцатого апостола автору пришлось дать своей работе название Облако в штанах. В противном случае поэма не прошла бы цензуру, а сам писатель мог попасть на каторгу.

Смысл же второго названия в его легкости и воздушности. Дав название Облако в штанах, автор превратил стих в некое сочетание легкости вперемешку с грубостью. Под облаком мы понимаем внутренний мир героя, а штаны — это образ самого героя.

Он хоть и противился установленным правилам, но не имел сил бороться с происходящим.

Послушать Облако в штанах

Источник: http://sochinyshka.ru/analiz-poemy-mayakovskogo-oblako-v-shtanax.html

Поэма В.В. Маяковского «Облако в штанах»

Замыселпоэмы «Облако в штанах» (первоначальное название «Тринадцатый апостол») возник у Маяковского в 1914 году. Поэт влюбился в Марию Александровну Денисову. Однако любовь оказалась несчастной. Маяковский воплотил горечь своих переживаний в стихах. Полностью по­эма была закончена летом 1915 года.

Жанр — поэма.

Поэма «Облако в штанах» состоит из вступления и четырех частей. Каждая из них реализу­ет конкретную, так сказать, частную идею. Сущность этих идей определена самим Маяковским в предисловии ко второму изданию поэмы: «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «до­лой ваш строй», «долой вашу религию» — «четыре крика четырех частей».

 

«Облако в штанах» — многотемное и многопроблемное произведение. Уже во вступлении заявляется тема поэта и толпы.

Главный герой поэт противопоставлен толпе: идеальный образ лирического героя («красивый, двадцатидвухлетний») резко контрастирует с миром низменных вещей и образов («мужчины, залеженные, как больница, / и женщины, истрепанные, как по­словица»). Но если толпа неизменна, то лирический герой на глазах меняется.

Он то грубый и резкий, «от мяса бешеный», «нахальный и едкий», то «безукоризненно нежный», расслаблен­ный, ранимый: «не мужчина, а облако в штанах». Так проясняется смысл необычного названия поэмы.

Первая часть, согласно замыслу поэта, содержит в себе первый крик недовольства: «Долой вашу любовь». Тему любви можно назвать центральной, ей посвящен весь первый и часть четвер­того раздела.

Поэма открывается напряженным ожиданием: лирический герой ждет встречи с Марией.

Ожи­дание так мучительно и напряженно, что герою кажется, будто канделябры «хохочут и ржут» в спину, «ляскают» двери, полночь «режет» ножом, гримасничают дождинки, «как будто воют химеры собора Парижской Богоматери», и т. д.

Мучительное ожидание длится бесконечно долго. Глубину страдания лирического героя передает развернутая метафора о скончавшемся двенадца­том часе:

Полночь, с ножом мечась,

догнала,

зарезала,—

вон его!

Упал двенадцатый час,

как с плахи голова казненного.

Время, уподобленное упавшей с плахи голове, не просто свежий троп. Он наполнен большим внутренним содержанием: накал страстей в душе героя до такой степени высок, что обычное, но безысходное течение времени воспринимается как его физическая гибель. Герой «стонет, корчит­ся», «скоро криком издерется рот».

И вот, наконец, Мария приходит и сообщает, что выходит замуж. Резкость и оглушительность известия поэт сравнивает с собственным стихотворением «На­те». Кражу любимой — с похищением из Лувра «Джоконды» Леонардо да Винчи. А самого себя — с погибшей Помпеей.

Но в то же время поражает почти нечеловеческое хладнокровие и спокой­ствие, с которыми герой встречает сообщение Марии:

Что ж, выходите.

Ничего.

Покреплюсь.

Видите — спокоен как!

Как пульс

покойника!

«Пульс покойника» — это окончательно, безвозвратно умершая надежда на взаимное чувство.

Во второй части поэмы тема любви получает новое решение: речь идет о любовной лирике, преобладающей в современной Маяковскому поэзии. Поэзия эта озабочена тем, чтобы воспевать «и барышню, и любовь, и цветочек под росами».

Обратите внимание

Эти темы мелки и пошлы, а поэты «выкипячивают, рифмами пиликая, из любви и соловьев какое-то варево». Они не озабочены страданиями людей. Бо­лее того, поэты сознательно бросаются от улицы, боятся уличной толпы, ее «проказы».

А между тем люди города, по мнению героя, «чище венецианского лазорья, морями и солнцем омытого сразу!» :

Я знаю —

солнце померкло б, увидев,

наших душ золотые россыпи.

Поэт противопоставляет нежизнеспособному искусству подлинное, пиликающим «поэти­кам» — самого себя: «Я — где боль, везде».

В одной из своих статей Маяковский утверждал: «Сегодняшняя поэзия — поэзия борьбы». И эта публицистическая формула нашла в поэме свое поэтическое воплощение:

Выньте, гулящие, руки из брюк —

берите камень, нож или бомбу,

а если у которого нету рук —

пришел чтоб и бился лбом бы!

развивается и в третьей части. Поэзией, не соответствующей требованиям времени, Маяковский считал творчество Северянина, потому в поэме выводится нелицеприятный портрет поэта:

А из сигарного дыма

ликерною рюмкой

вытягивалось пропитое лицо Северянина.

Как вы смеете называться поэтом

и, серенький, чирикать, как перепел!

Поэт, по мысли лирического героя, должен быть обеспокоен не изяществом своих стихотворе­ний, а силой их воздействия на читателей:

Сегодня

надо

кастетом

кроиться миру в черепе!

В третьей части поэмы Маяковский поднимается до отрицания всего господствующего строя, бесчеловечного и жестокого. Вся жизнь «жирных» неприемлема для лирического героя. Здесь те­ма любви поворачивается новой гранью.

Маяковский воспроизводит пародию на любовь, похоть, разврат, извращение. Вся земля предстает женщиной, которая рисуется «обжиревшей, как лю­бовница, которую вылюбил Ротшильд».

Похоти «хозяев жизни» противопоставляется настоящая любовь.

Важно

Господствующий строй рождает войны, убийства, расстрелы, «бойни». Такое устройство мира сопровождается разбоями, предательствами, опустошениями, «человечьим месивом». Оно созда­ет лепрозории-тюрьмы и палаты сумасшедших домов, где томятся заключенные. Это общество продажно и грязно.

Поэтому «долой ваш строй!». Но поэт не только бросает этот лозунг-крик, но и зовет людей города к открытой борьбе, «кастетом кроиться миру в черепе», вздымая «окро­вавленные туши лабазников». Герой противостоит сильным мира сего, «хозяевам жизни, стано­вясь «тринадцатым апостолом».

В четвертой части ведущей становится тема Бога. Эта тема уже подготовлена предшествую­щими частями, где обозначены враждебные отношения с Богом, равнодушно наблюдающим за человеческими страданиями.

Поэт вступает в открытую войну с Богом, он отрицает его всесилие и всемогущество, его всеведение.

Герой идет даже на оскорбление («крохотный божик») и хвата­ется за сапожный ножик, чтобы раскроить «пропахшего ладаном».

Главное обвинение, брошенное Богу, состоит в том, что он не позаботился о счастливой любви, «чтоб было без мук целовать, целовать, целовать». И снова, как в начале поэмы, лирический герой обращается к своей Марии.

Здесь и мольбы, и упреки, и стоны, и властные требования, и нежность, и клятвы. Но поэт напрасно надеется на взаимность. Ему остается только кровоточащее сердце, которое несет он, «как собака…

несет перееханную поездом лапу».

Финал поэмы — картина бесконечных пространств, космических высот и масштабов. Сияют зловещие звезды, высится враждебное небо. Поэт ждет, что небо снимет перед ним шляпу в ответ на его вызов! Но вселенная спит, положив на лапу с клещами звезд огромное ухо.

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/841-poema-vv-mayakovskogo-oblako-v-shtanah.html

Поэма «Облако в штанах»: анализ. «Облако в штанах», Маяковский :

В этой статье мы расскажем об одной поэме Маяковского, проведем ее анализ. «Облако в штанах» — произведение, замысел которого появился у Владимира Владимировича в 1914 году. Сначала оно называлось «Тринадцатый апостол».

Молодой поэт влюбился в Денисову Марию Александровну. Однако любовь эта была несчастной. Горечь переживаний Маяковский воплотил в стихах. Поэма была полностью завершена в 1915 году, летом.

По частям, последовательно проведем ее анализ.

«Облако в штанах» (Маяковский). Композиция произведения

Из вступления и следующих за ним четырех частей состоит это произведение. Каждая из них реализует частную, конкретную идею.

Читайте также:  Поэзия серебряного века - сочинение

Их сущность определена самим Владимиром Владимировичем в предисловии к вышедшему немного позже второму изданию произведения. Это «четыре крика»: «долой вашу любовь», «долой вашу религию», «долой ваш строй», «долой ваше искусство».

О каждом из них мы расскажем подробнее, проводя анализ. «Облако в штанах» — поэма, разбирать которую весьма интересно.

Проблематика и тематика

Многопроблемное и многотемное произведение — «Облако в штанах». Тема поэта и толпы заявляется уже во вступлении. Противопоставляется безликой, инертной людской массе главный герой. «Красивый, двадцатидвухлетний» лирический герой контрастирует с миром низких образов и вещей. Это истрепанные, «как пословица» женщины; «залеженные», как больница, мужчины.

Интересно, что если толпа остается неизменной, лирический герой меняется на глазах. Он то резкий и грубый, «нахальный и едкий», то ранимый, расслабленный, «безукоризненно нежный» — «облако в штанах», а не мужчина.

Так в произведении проясняется смысл столь необычного названия, весьма характерного, кстати, для творчества Владимира Владимировича Маяковского, любившего использовать оригинальные яркие образы и меткие выражения.

Первая часть поэмы

Согласно авторскому замыслу, первая часть содержит первый крик: «Долой вашу любовь». Можно сказать, что тема любви является центральной во всем произведении. Ей посвящена, кроме первого раздела, еще и часть четвертого, как показывает проведенный нами анализ.

«Облако в штанах» открывается напряженным ожиданием: встречи с Марией ждет лирический герой.

Так мучительно оно, что ему кажется, будто «ржут» и «хохочут» канделябры в спину, двери «ляскают», «режет» ножом полночь, гримасничают дождинки и т.д. Бесконечно долго, мучительно проходит время.

Развернутая метафора о двенадцатом часе передает глубину страдания ожидающего. Маяковский пишет, что двенадцатый час упал, как «голова казненного» с плахи.

Это не просто свежая метафора, использованная Владимиром Владимировичем, как показывает выполненный нами анализ. «Облако в штанах» Маяковский наполнил глубоким внутренним содержанием: до такой степени высок в душе героя накал страстей, что кажется ему безысходным обычное течение времени. Оно воспринимается как физическая смерть. «Корчится», «стонет» герой, скоро «издерется рот» криком.

Трагическое известие

Наконец девушка появляется и сообщает ему, что выходит в скором времени замуж. Оглушительность и резкость этого известия сравнивает поэт с другим своим стихотворением под названием «Нате». Кражу Марии он уподобляет похищению знаменитой «Джоконды» из Лувра, а себя самого — погибшей Помпее.

Поражает в то же время почти нечеловеческое спокойствие и хладнокровие, с которыми лирический герой внешне воспринимает это трагическое известие. Он говорит, что «спокоен», однако сравнивает эту невозмутимость с «пульсом покойника». Такое сравнение означает безвозвратно, окончательно умершую надежду на взаимность.

Развитие темы любви во второй части

Тема любви во второй части данной поэмы получает новое решение. Это следует непременно отметить, проводя анализ поэмы «Облако в штанах». Маяковский во второй части говорит о любовной лирике, которая преобладала в поэзии, современной Владимиру Владимировичу.

Она озабочена лишь тем, чтобы в стихах воспевать и «цветочек под росами», и «любовь», и «барышню». Пошлы и мелки эти темы, а поэты, «рифмами пиликая», «выкипячивают» «варево» из соловьев и любви. При этом они совсем не озабочены людскими страданиями. Поэты боятся, как «проказы», уличной толпы, бросаются сознательно от улицы.

Совет

Однако люди города, по мнению лирического героя, чище омытого солнцем и морями «венецианского лазорья».

Нежизнеспособному искусству поэт противопоставляет подлинное, настоящее, а самого себя — пиликающим «поэтикам».

Третья часть поэмы

Маяковский Владимир Владимирович утверждал в одной из статей, что поэзия современности — поэзия борьбы. Данная публицистическая формула получила художественное выражение в интересующем нас произведении.

Она продолжает развиваться и в следующей, третьей части такого произведения, как поэма «Облако в штанах», анализ которой мы проводим. Не соответствующей требованиям современности лирикой считал Владимир Владимирович творчество Северянина. В поэму поэтому вводится неприятный портрет этого автора, его «пропитое лицо».

По мысли лирического героя, любой автор должен быть озабочен не изяществом своих творений, а в первую очередь силой воздействия их на читателей.

Развитие темы любви в третьей части поэмы «Облако в штанах»

Краткий анализ третьей части поэмы следующий. Владимир Владимирович Маяковский в ней поднимается до отрицания жестокого и бесчеловечного строя, господствовавшего в то время, по его мнению, в нашей стране. Неприемлемой для него является жизнь «жирных».

Тема любви здесь новой гранью поворачивается в поэме. Воспроизводится автором пародия на любовь — извращение, разврат, похоть. Женщиной предстает вся земля, которая рисуется как «любовница» Ротшильда — «обжиревшей». Настоящая любовь противопоставляется похоти.

«Долой ваш строй!»

Существующий строй рождает «бойни», расстрелы, убийства, войны. Такое устройство сопровождается «человечьим месивом», опустошениями, предательствами, разбоями. Оно создает палаты сумасшедших домов и лепрозории-тюрьмы, в которых томятся заключенные. Грязно и продажно это общество.

Именно поэтому поэт призывает «долой ваш строй!». Однако не просто бросает в толпу Владимир Владимирович Маяковский этот лозунг-крик. Он зовет к открытой борьбе людей города, призывает вздымать «окровавленные туши».

Герой, становясь «тринадцатым апостолом», противостоит хозяевам жизни, сильным мира сего.

Главная тема четвертой части

Анализ стихотворения «Облако в штанах» переходит к описанию четвертой части. Ведущей в ней становится тема Бога.

Она подготовлена уже предшествующими, в которых обозначена враждебность с Богом, наблюдающим равнодушно за страданиями людей. В открытую войну с ним вступает поэт, он отрицает его всемогущество, всесилие, всеведение.

Даже на оскорбление идет герой («крохотный божик») и достает сапожный ножик для того, чтобы раскроить его.

Основное обвинение, которое бросается Богу, заключается в том, что он не позаботился о счастье в любви, о том, чтобы можно было целовать «без мук». Вновь, как в начале произведения, лирический герой обращается к Марии.

Опять и клятвы, и нежность, и властные требования, и стоны, и упреки, и мольбы. Однако напрасно надеется поэт на взаимность. Остается ему лишь кровоточащее сердце.

Его несет он, подобно тому, как собака — лапу, «перееханную поездом».

Финал поэмы

Финал поэмы составляет картина космических масштабов и высот, бесконечных пространств. Враждебное небо высится, зловещие звезды сияют. Поэт ждет, что небо перед ним снимет шляпу в ответ на вызов. Однако спит Вселенная, положив на огромное ухо «лапу с клещами звезд».

Таков анализ произведения «Облако в штанах». Мы провели его последовательно, с опорой на текст поэмы. Надеемся, эта информация будет вам полезна. Анализ стиха «Облако в штанах» можно и дополнить, включив ваши собственные размышления и наблюдения. Маяковский — весьма своеобразный и любопытный поэт, который изучается обычно с большим интересом даже школьниками.

Источник: https://www.syl.ru/article/176763/new_poema-oblako-v-shtanah-analiz-oblako-v-shtanah-mayakovskiy

Анализ поэмы Маяковского В.В. «Облако в штанах»

Творчество В.В. Маяковского тематически разнопланово. В ранний период оно пронизано любовными переживаниями. В зрелые годы в нем господствует общественная проблематика.

Заслуженную известность принесли В.В. Маяковскому по­эмы «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир» и «Человек». В них ярко воплотились стилевые особен­ности поэтики В.В.

Маяковского: обилие неологизмов, кото­рые легко и непринужденно включаются в текст произведений («изъиздеваюсь», «выжиревший», «любёночек», «декабрый» и т.д.), изысканные метафоры («окровавленный сердца лоскут», «сердце — холодной железкою»).

Метафоричны и сами на­звания поэм: «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник».

Символично, что поэма «Облако в штанах» первоначально называлась «Тринадцатый апостол». В этом выразилась попытка противопоставить ее традиционному религиозному учению. Из­вестно, что у Христа было двенадцать учеников-апостолов. Само слово «апостол» означает «посланник».

По легенде, их избрал сам Христос и отправил по миру проповедовать его учение.

Обратите внимание

Само название «Тринадцатый апостол» взрывает устоявшуюся рели­гиозную традицию, указывает на то, что произведение претенду­ет на общественно значимый факт действительности, а также подчеркивает исповедальный характер поэмы.

Апостолы обладали большой властью. Они были наделены способностью творить чудеса от имени Христа. Провозглашая себя тринадцатым апостолом, герой, по сути, заявляет миру о том, что возлагает на себя важную жизненную миссию.

Как видно из дальнейшего развития сюжетной линии произведения, эта миссия заключается в том, чтобы разоблачать существую­щие общественные пороки и с максимально возможной душев­ной открытостью показать миру силу человеческих чувств.

Поэму «Облако в штанах» называют иногда манифестом поэта. Это эмоционально насыщенное произведение. Его идейный смысл сам автор определил как четыре крика «до­лой»: долой вашу любовь, искусство, строй, религию.

Лириче­ский герой низвергает любовь, основанную на поиске выгоды и комфорта. Он выступает против жеманной поэзии для эсте­тов, наводнившей поэтические салоны того времени.

Автор считает, что буржуазный строй не является исторически про­грессивным и не принесет счастье человечеству.

Композиционно поэма определена как тетраптих: она имеет маленькое вступление и четырехчастное деление. Стремление показать исключительность и неординарность лирического ге­роя звучит во всех главах поэмы. В одной из них упоминается желтая кофта, в которую «душа от осмотров укутана».

Извест­но, что сам В.В. Маяковский в жизни любил носить желтую кофту.

Познакомившись с поэмой, читатель понимает, что по­добный жест вызван не только и не столько желанием выде­литься, но попыткой прикрыть нечто очень уязвимое и болез­ненное в душе за внешней оболочкой отчаянного вызова:

Хорошо, когда в желтую кофту душа от осмотров укутана!

Важно

Пейзаж в поэме то готически возвышен («В стеклах дож­динки серые свылись, гримасу громадили, как будто воют хи­меры Собора Парижской Богоматери»), то романтический («Что мне до Фауста, феерией ракет скользящего с Мефистофе­лем в небесном паркете!»), то экспрессионистски шокирующий («Всех пешеходов морда обсосала, а в экипажах лощился за жирным атлетом атлет: попались люди, проевшись насквозь и сочилось сквозь трещины сало, мутной рекой с экипажей стека­ла вместе с иссосанной булкой жевотина старых котлет»).

В лирическом герое сильно проповедническое, пророче­ское начало:

Где глаз людей обрывается куцый, главой голодных орд в терновом венце революций грядет шестнадцатый год.

Смешение стилей, эпох, культурно-исторических реалий сменяется в поэме как в калейдоскопе. Сюжет представляет со­бой не последовательное развитие событий, а строится по ассо­циативному принципу: фрагментарность, неопределенность, недосказанность — все эти особенности как нельзя более удачно отражают характер мятежной и кризисной эпохи начала века

Лирический герой поэта переживает любовную трагедию. Героиню зовут Мария. Сюжет поэмы тяготеет к библейской обобщенности, и столь значимое в религиозном отношении имя для героини выбрано неслучайно. Герой и героиня кон­трастны во всем: он — огромный, неуклюжий индивидуалист, она — хрупкая, маленькая дочь своего общества.

Поэма написана в 1914-1915 годах, и в ней звучат отголо­ски антивоенных стихов этого времени:

Тело твое

я буду беречь и любить, как солдат,

обрубленный войною,

ненужный,

ничей,

бережет свою единственную ногу.

Поэму принизывает ощущение грядущих перемен. Символичен финальный образ спящей Вселенной, уподобленной ги­гантской сторожевой собаке. Создается впечатление, что вот- вот она воспрянет ото сна.

На этой странице искали :

  • Облако в штанах анализ
  • анализ облако в штанах
  • маяковский облако в штанах анализ
  • анализ поэмы облако в штанах
  • облако в штанах история создания

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/analiz-poemy-mayakovskogo-v-v-oblako-v-shtanax.html

«Облако в штанах», анализ поэмы Владимира Маяковского

С раннего творчества Маяковскому была свойственна чрезмерная лирическая распахнутость миру, открытость и незащищенность. Неслучайно самой яркой метафорой его ранней поэзии можно считать «бабочку поэтиного сердца». В каждом герое ранней лирики чувствуется «сплошное сердце» Владимира Маяковского.

Первым крупным произведением, написанным молодым поэтом в 1915 году, стала поэма с несколько эпатирующим названием «Облако в штанах», анализ которой и будет здесь представлен.  Сам Маяковский в подзаголовке определил ее как «тетраптих», то есть «четыре крика четырех частей».

Пожалуй, в этом проявилась манера начинающего поэта, который хотел докричаться до современников. Когда-то футуристы хотели выкрикнуть всему миру свои новые требования в манифесте «Пощечина общественному вкусу», но это был сплошной эпатаж, кривлянье и позерство перед обывателями.

В поэме все намного масштабнее: противопоставление  обществу в прологе поэмы развивается до противопоставления всему мирозданию в конце. А противостоять всему и вся под силу только мощной личности. Поэтому образ лирического героя гиперболизирован и сливается в сознании каждого читателя с двухметровой фигурой самого Маяковского:

Совет

Так объясняется смысл этого необычного названия поэмы. Поэт использует самоиронию, но в сочетании с нежностью:

Но это «многое», оказывается очень простое и человеческое, свойственное простым смертным, например, «ночью хочется звон свой спрятать в мягкое, в женское».

Анализ первой части позволяет сразу оценить строфику поэмы.

Читайте также:  Анализ произведения антоновские яблоки бунина

Мучительность ожидания своей возлюбленной героем выражена вынесением каждого слова в отдельную строку, что передает медлительность течения времени.

  И как итог страданий — казнь: «Упал двенадцатый час, как с плахи голова казненного». Как всегда, у Маяковского метафоры воспринимаются в прямом смысле, создавая абсурдную картину:

В итоге все-таки пришедшая героиня лишает героя последней надежды на любовь: катастрофа, постигшая героя, сравнима только  с мировыми катастрофами.

Его внутреннее горе по силе может сравниться только с Везувием, который, извергнувшись, погубил Помпею. У героя «пожар сердца», но внешне он спокоен, «как пульс покойника».

Поэтому вполне объяснимо, почему герой считает: долой вашу любовь.

Трагедия любви, пережитая поэтом, порождает отрицание всего прежнего (как когда-то у И. С. Тургенева в романе «Отцы и дети»):

Так возникает основная проблема второй части поэмы: «отверженные» прежним искусством актуальные темы должны теперь найти свое место, однако старые средства выразительности не могут решить эту задачу, поэтому «улица корчится безъязыкая – ей нечем кричать и разговаривать».

Обратите внимание

Интересно, что в традиционном для поэзии противопоставлении жизни и искусства поэт предпочитает жизнь («гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете»), а образ героя поэмы сливается здесь с образом вождя всех «униженных и оскорбленных», а также с Заратустрой и Христом.

Третья часть поэмы насыщена библейскими образами.

  Более того, герой себя мнит чуть ли не самим Богом, ведь он готов на самопожертвование: «душу вытащу, растопчу, чтоб большая! – и окровавленную дам, как знамя».

Именно такая высокая цель достойна «громады» личности главного героя. Но кого вести за собой под этим знаменем? Ведь вокруг царит пошлость и бездарность, следовательно, такой мир нужно разрушить.

Только вот идеалу «Царствия Небесного» противопоставлен «рай земной», построенный самими людьми на обломках старого, несовершенного мира.

Таким образом, несовершенство мира для героя проявляется, прежде всего, в том, что существует несчастливая любовь. По его мнению, если Бог не смог создать совершенный мир, он должен уступить место кому-нибудь другому.

Может, Человеку, которого когда-то прославил Сатин в пьесе М. Горького «На дне»?

В заключение необходимо добавить, что типичный для дореволюционной лирики конфликт не ограничивается в данной поэме сферой любовной.

Разлука с любимой приводит героя к последовательному отвержению современной морали («долой вашу любовь»), эстетики («долой ваше искусство»), политики («долой ваш строй») и, наконец, религии («долой вашу религию»).

Но глобальное нигилистическое отрицание все-таки не является самоцелью, наоборот, оно пронизано пафосом утверждения ценностей другого миропорядка и мироустройства, что впоследствии проявится в полной мере в революционном творчестве Владимира Маяковского.

  • «Лиличка!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Прозаседавшиеся», анализ стихотворения Маяковского
  • «Послушайте!», анализ стихотворения Маяковского
  • «А вы могли бы?», анализ стихотворения Маяковского
  • «Письмо Татьяне Яковлевой», анализ стихотворения Владимира Маяковского
  • «Ночь», анализ стихотворения Маяковского
  • «Нате!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Вам!», анализ стихотворения Маяковского
  • «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», анализ
  • «О дряни», анализ стихотворения Маяковского
  • «Юбилейное», анализ стихотворения Маяковского
  • «Левый марш», анализ стихотворения Маяковского
  • «Хорошее отношение к лошадям», анализ стихотворения Маяковского
  • «Люблю», анализ поэмы Маяковского
  • «Что такое хорошо и что такое плохо», анализ стихотворения Маяковского

По произведению: «Облако в штанах»

По писателю: Маяковский Владимир Владимирович

Источник: https://goldlit.ru/mayakovsky/357-oblako-v-shtanah-analiz

«Облако в штанах» анализ поэмы

Анализ поэмы «Облако в штанах» Маяковского поможет понять тему этого произведения и глубже проникнуться идеей автора.

Написал эту поэму Владимир Маяковский в 1915 году, она подняла много шума, потому что стала протестом против основополагающих устоев жизни того времени, таких как: искусство, политический строй, идеология и мораль.

Маяковский укоряет общество, которое так чуждо для него, в том, что люди не могут любить по-настоящему, не способны на такие чувства. Приведем несколько распространенных фраз из поэмы, и сделаем короткий анализ каждой из частей. Не забудьте, что вы также можете прочесть краткое содержание «Облако в штанах».

«Долой вашу любовь»

Особое место Маяковский в поэме «Облако в штанах», анализ которой мы проводим, уделил теме предательства, которая начинается с Марии, и тянется по другим областям: ему жизнь видится совсем другой, она улыбается своим гнилым оскалом, и ему вовсе не хочется оставаться там, где каждого интересует лишь антураж.

Бросается в глаза, что стихи Маяковского полны разнообразия и он щедро использует выражения и слова, которые становятся новыми для читателя, хотя произведены из обычных высказываний, которые знает каждый.

Колорит создается благодаря ярким образам и двойному смыслу, которые оживают под мыслью читателей.

Если рассмотреть триптих, используемый в поэме, можно найти слово «изъиздеваюсь», которым выражена агрессия по отношению к тому, кто читает, а это не кто иной, как представитель буржуазии.

«Долой ваше искусство»

Продолжим анализ поэмы «Облако в штанах», а именно второй части. Сначала автор желает низвергнуть тех, кто стал идолами в искусстве и кого превозносили в ту пору, пока Маяковский писал поэму. Чтобы ниспровергнуть этих пустых идолов, поэт объясняет, что только боль может породить настоящее искусство, и что каждому по плечу начать творить и увидеть себя, как главного творца.

Маяковский тут оперирует интересными сложными прилагательными, можно встретить и «крикогубого» и «златоустейшего». Или взять к примеру «новородит»: здесь автор составил его из двух других, приблизив по значению к обновлению и призвав к действию.

«Долой ваш строй»

Не секрет, что Маяковский с негативом отзывался о политическом строе, который как раз принял становление в расцвет автора, как поэта.

Весьма уместно, что такими словами, как: «изругиваться», «вылюбить», «вещина» поэт подчеркивает ту или иную сторону слабости и глупости режима.

Например, можно поразмышлять о принадлежности к вещам или о глаголе «проломать», которым Маяковский акцентирует решительное действие, упорство и быстроту.

«Долой вашу религию»

Четвертая часть практически свободна от таких непростых новообразованных слов, потому что поэт здесь просто доносит конкретику: как бы он не призывал любить Марию, она отвергает его, и тогда поэт гневается на бога. Он считает, что нельзя полагаться на религию, учитывая ее продажность, лень, лживость и другие пороки.

Хотя Маяковский, и это четко видно в анализе поэмы «Облако в штанах», превносит революционную идею, видно, что мысли о боли, страсти и переживаниях конкретны и динамичны. Им тоже уделено много внимания. Безусловно, поэма, проанализированная нами, стала достоянием русской литературы; она великолепно и доходчивыми речевымии оборотами выразила революционные настроения эпохи Маяковского.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/oblako-v-shtanah-analiz-poemy

«Облако в штанах»: анализ поэмы

Во время турне по России группа футуристов посетила Одессу. В. Маяковский познакомился с Машей Денисовой, влюбился, но любовь осталась безответной. Поэт тяжело переживал свою безответную любовь. В поезде, уезжая из Одессы, Маяковский читал друзьям фрагменты поэмы «Облако в штанах».

Поэма была завершена с посвящением Лиле Брик «Тебе, Лиля». Первоначальное название поэмы — «Тринадцатый апостол» цензурой было воспринято как кощунство над христианством, кроме этого указывалось, что в поэме Маяковский соединил «лирику и большую грубость».

В ответ поэт пообещал быть «безукоризненно нежным, не мужчиной, а — облаком в штанах». Эта фраза послужила основой нового названия. В издании 1915 года был подзаголовок — тетраптих (произведение в 4 частях).

Важно

Каждая часть выражала отрицание: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!».

Поэму «Облако в штанах» исследователи называют вершиной дореволюционного творчества В. В. Маяковского, в котором тема любви сочетается с темами значения поэта и поэзии в обществе, отношения к искусству, религии.

В поэме отмечаются лирические и сатирические ноты, что придает произведению драматическое звучание. В целом же это поэма о любви. Во вступлении подчеркиваются мотивы лирики и причины трагедии В. В.

Маяковского (противопоставленность лирического героя толпе, «жирным»).

Первая часть поэмы — крик недовольства: «Долой вашу любовь!» Что кроется за этим отрицанием? Лирический герой ждет встречи с Марией, но ее нет и нет.

Сердце лирического героя в тоске и тревоге, выражается это через видение им окружающего мира: вечер «уходит», сменяясь мраком ночи; канделябры «хохочут и ржут» в спину уходящего вечера и т.д.

Все это представляется в увеличенных размерах, а лирический герой — «жилистая громада», «глыба». Мария приходит и говорит: «Знаете, я выхожу замуж». Кражу любимой поэт сравнивает с похищением из Лувра «Джоконды».

Во второй части поэмы Маяковский переходит к теме искусства, которое не хочет видеть страдания людей. Нищие и калеки (герои ранней лирики) требуют внимания к себе. Поэты сторонятся их, а Маяковский считает, что они «чище венецианского лазорья».

Тема поэта и поэзии звучит все сильнее. В. Маяковский противопоставляет себя «поэтикам» — «…я — где боль, везде»; обращаясь к «пиликающим поэтикам», он заявляет: «Долой ваше искусство!».

Совет

В третьей части автор отрицает господствующий строй, который порождает искаженную любовь и псевдоискусство. Бесчеловечное устройство мира порождает жестокость среди людей, как результат этого возникают тюрьмы, виселицы, сумасшедшие дома. Навстречу сильным выходит лирический герой с лозунгом «Долой ваш строй!».

В четвертой части — «Долой вашу религию!»-  поэт явно богохульствует, вводит богоборческие мотивы. И снова, как в начале поэмы, он обращается к Марии. Это и мольбы, и упреки, поэт остается с кровоточащим сердцем.

Использованы материалы книги: Литература: уч. для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Г.А. Обернихиной. М.: «Академия», 2010

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/majakovskij_v_v/oblako_v_shtanakh_analiz_poehmy/93-1-0-554

Анализ первой главы поэмы В.В.Маяковского «Облако в штанах» — вариант 2

    Поэзия Маяковского поднимает глубокие нравственные вопросы, в которых затрагиваются проблемы добра и зла, прекрасного и безобразного, земного и возвышенного, сиюминутного и вечного. Он успел оставить людям свой дар поэта, «истратил жизнь, чтобы сделать созданную им поэзию сокровищем народа… он мастером большой, всеобщей жизни и потратил свое сердце на ее устройство» (Р. Робинсон).

    Среди всего созданного Маяковским за пять лет его дооктябрьского поэтического пути особое место принадлежит поэме «Облако в штанах», написанной в 1914-1915 годах.

Широко известны слова поэта из предисловия ко второму изданию поэмы, где он следующим образом определил идейное содержание произведения: «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» — четыре крика четырех частей.

Здесь важно все – и то, что это «крики», и выделение Маяковским местоимений «вашу», «ваше», «ваш», подчеркивающих антибуржуазную направленность «криков», и, наконец, само слово «долой», свидетельствующее о том, что крик страдания перерастает в «Облаке в штанах» в крик протеста. Иначе говоря, поэма ставит вопрос о борьбе с обществом, которое обрекает человека на страдания. 

    Четыре части поэмы, обусловившие ее четыре основные темы, органически связаны друг с другом, вытекают одна из другой. Трагедия неразделенной любви становится исходным «криком», порождающим протест против искусства, строя, религии, буржуазного мира.

В первой части поэмы Маяковский показал необычайные по силе выразительности страдания человека, вызванные чувством неразделенной любви.

Тот факт, что произведение начинается с любовной ситуации, подтверждает принципиальную важность для поэта темы любви в целом, которая является здесь центральной. 

Обратите внимание

    Из вступления к поэме мы узнаем, что ее герой – человек без единого «седого волоса» в душе, лишенный сентиментальности ( «старческой нежности»), напористый и красивый, «двадцатилетний». Но почему же эта «жилистая громадина стонет, корчится», так, что не узнать в ней прежнего, уверенного в себе, волевого человека? «Что может хотеться этакой глыбе?» Оказывается, «многое хочется»:

    Ведь для себя не важно

    И то, что бронзовый,
    И то, что сердце – холодною железкою…

    Так начинает поэт свою исповедь, но мы знаем, что такое определение себя самого рассчитано на толпу, наедине же с собой, в моменты острого ощущения своего одиночества в жестоком мире

    Ночью хочется звон свой

    Спрятать в мягкое,
    В женское.

    Хочется человеческого тепла, понимания, ласки. Вот почему «громадный» герой «горбится в окне», надеется на любовь, но знает заранее: его любимая не «вровень» поэту, она из другого мира:

    Откуда большая у тела такого:

    Должно быть, маленький,
    Смирный любеночек.
    Она шарахается автомобильных гудков,
    Любит звоночки коночек.

    Герой готов довольствоваться даже «любеночком», хотя ему и нужна «большая» любовь. Но все против него: «вечер… хмурый, декабрьский», хохочущие и ржущие в его «дряхлую спину» канделябры, полночь-убийца, «дождинки серые». Лирический герой на грани безумия:

Читайте также:  Анализ рассказа платонова июльская гроза

    Слышу:

    Тихо,
    Как больной с кровати,
    Спрыгнул нерв…
    Нервы…
    Скачут бешеные,
    И уже
    У нервов подкашиваются ноги!

    Но вот, наконец, появилось создание, тот самый «любеночек», которые ввел его в такое состояние. Его возлюбленная Мария вынесла приговор высокой тоске по счастью: 

    … сказала!

    «Знаете –
    я выхожу замуж»

    Мария – родное дитя враждебного поэту мира. Именно этим миром она и «украдена» у героя. Он знал, что такие женщины «не умеют любить», но не мог ничего с собой поделать.

Ложно-поэтической метафоре «любовь-пожар сердца» поэт возвращает ее материально-телесное значение: он горит «не в стихах, а буквально». На глазах у «трясущихся людей», забившихся в «квартирное тихо», так как он – «сплошное сердце».

Эти люди слишком напичканы здравым смыслом: отсюда и образ «трезвых, как нарзан», пожарных, лезущих в ласках на сердце поэта. Герой хочет потушить «пожар сердца» сам, но не может:

    Глаза наслезненные бочками выкачу.

    Дайте о ребра опереться.
    Выскочу! Выскочу! Выскочу! Выскачу!
    Рухнули.
    Не выскочишь из сердца!

Важно

    Именно в поэме «Облако в штанах» Маяковский узнал, что «выскочить из сердца», то есть стать таким существом, которое не стремится к счастью, нельзя. В последствии он напишет: «Любовь – это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее…»

    Вот почему столь велика тяга лирического героя к счастью разделенной любви, которую растоптал окружающий мир. Это он виноват, что мечте поэта не суждено сбыться. И если действительно нельзя «выскочить из сердца», то тогда необходимо, полагает поэт, перестроить мир для любви, чтобы обрести, наконец, счастье. Именно борьбе с «обезлюбленной землей» будут посвящены остальные части поэмы. 

    Созданию образа обезумевшего от боли и страданий лирического героя подчиняет Маяковский «громаду» изобразительно — выразительных средств.

Повествование изобилует яркими метафорами: лицо дождя – «рябое», лязг дверей сравнивается со стучанием зубов, герой спокоен, «как пульс покойника», слово или шутка, «которые изрыгает горящим ртом он, выбрасывается, как голая проститутка из горящего публичного дома». Все вокруг него живое, олицетворенное: полночь, двенадцатый час, дождинки, нервы, слова…

    Все это помогает поэту вдохнуть душу в сверхчеловеческие переживания, чтобы доказать всем, что «любовь – это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным».

    Владимир Владимирович Маяковский, несомненно, был очень яркой и талантливой личностью, чей вклад в русскую поэзию и стихосложение очень велик.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/mayakovskij-v-v/oblako-v-shtanakh/4924-analiz-pervoj-glavy-poemy-v-v-mayakovskogo-oblako-v-shtanakh-variant-2

Анализ стихотворения Маяковского Облако в штанах

Стихотворение Маяковского «Облако в штанах» длинное и изумительно красивое. Четыре его части воплощают в себе четыре разных посыла: «Долой вашу любовь», «Долой ваше искусство», «Долой ваш строй», «Долой вашу религию». Об этом пишет сам Маяковский в предисловии к одному из изданий.

Впервые «Облако в штанах» появилось в печати в 1915 году с сильными цензурными сокращениями. Был вычеркнут даже первоначальный заголовок «Тринадцатый апостол». Иначе поэту светила бы каторга.

Нельзя приписывать каждое «Долой» только одной главе.

«Облако в штанах» — целостное высказывание, причиной которого стала неразделённая любовь Маяковского к Марии, девушке не только красивой, но и интеллектуально одарённой.

Это была первая любовь Маяковского, она охватила его сердце, и поэт не находил себе места. Он пишет о любви откровенно, вызывающе, грубо, эпатирующе. Грубость поэта можно понять – его отвергли.

Маяковский отрицает искусство прошлого и ставит над ним «nihil», то есть уничтожает его хотя бы в своём сердце. И это тоже было сделано по-своему верно: рафинированный язык искусства прошлого не подходил будущему великому поэту, не подходил для выражения его истинных чувств.

Совет

Маяковский свергает со своих позиций не только поэзию, но и кумиров этого века: Бисмарка, Ротшильда, — а Наполеона хочет повести на цепочке, как мопса. Революцию он приветствует, видя в ней выход, очищение от старого и косного. Будущий мир поэт видит освободившимся от безлюбой любви, отжившего своё строя, отпевшего своё искусства.

В четвёртой и последней главе возвращается боль Маяковского по Марии. Поэт зовёт её, молит её – нет ответа, холодно. Выход Маяковский находит в бунте против Бога, унижении его, потому что земные чувства несовершенны. И верит Маяковский в будущее, где любви много, она огромна и чиста во всём своём миллионном количестве.

Поэт не видит будущего в религии, он попирает и презирает её. В светлом мире, который ему видится, прошло нравственное очищение. Одних читателей отталкивало такое презрение к религии, других же оно притягивало.

Финал стихотворение немного комичный. Вселенная спит и не слышит страданий поэта. Тринадцатый апостол ей не нужен.

  • Анализ стихотворения Цветаевой Мне нравится, что Вы больны не мнойМарина Цветаева была неординарной, своенравной, несдержанной, необыкновенно влюбчивой поэтессой. Все события, происходящие в ее жизни она буквально принимала к своему любящему, горячему сердцу. Она была и необычной внешности.
  • Анализ стихотворения Жуковского ПесняДалеко не секрет, что великий русский писатель Жуковский Василий Андреевич являлся крупнейшим представителем поэтического романтизма на протяжении всей своей литературной деятельности. Вклад, который он внес в создание новой поэзии, просто огромен,
  • Анализ стихотворения Некрасова Мороз красный носВ произведении Некрасова “Мороз красный нос” рассмотрена драма, коснувшаяся целой семьи, потерявшей молодого сына, мужа, отца Прокла. Из-за обморожения мужчина умер, оставив родных и близких горевать.
  • Анализ стихотворения Северянина ЗапевкаИгорь Васильевич Лотарёв, который известен под псевдонимом Игорь Северянин – это лирический поэт двадцатого века, который сочинял свои стихи уже с восьми лет. Взялся он за чернила в столь раннем возрасте благодаря влиянию Алексея
  • Анализ стихотворения Тютчева О как убийственно мы любимВ творчестве Ф.И. Тютчева тема любви занимает большое место. Ф. Тютчев очень любил женщин и всегда был благодарен им за то, что они были в его жизни. Произведение «О, как убийственно мы любим…» написал в 1851 году, вскоре после встречи

Источник: https://analiz-stihov.ru/mayakovskij/oblako-v-shtanax

Анализ 2 главы поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах»

Сочинения по литературе: Анализ 2 главы поэмы В. В. Маяковского «Облако в штанах» Замысел поэмы «Облако в штанах» (первоначально название «Тринадцатый апостол») возник у Маяковского в 1914 году.

Поэт влюбился в некую Марию Александровну, семнадцатилетнюю красавицу, пленившую его не только внешностью, но и своей интеллектуальной устремленностью ко всему новому, революционному. Но любовь оказалась несчастной. Маяковский воплотил горечь своих переживаний в стихах. Полностью поэма была закончена летом 1915 года.

Поэт был не только автором, но и ее лирическим героем. Произведение состояло из вступления и четырех частей. Каждая из них имела определенную, так сказать, частную идею.

«Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» — «четыре крика четырех частей», — так очень верно и точно определена сущность этих идей самим автором в предисловии ко второму изданию поэмы.

В начале второй главы автор определяет свои позиции: Славьте меня! В следующих строках мы улавливаем определенный «нигилизм»: Я над всем, что сделано, Ставлю: «nihil» (ничто). Все отрицается и разрушается, все перестраивается и переделывается на новый лад. Отрицание продолжается: Никогда ничего не хочу читать.

И тут же – познание жизни: А оказывается – Прежде чем начнет петься, Долго ходят, размозолев от брожения… Далее автор в гуще толпы: Улица муку молча перла… И вновь – возвращение к личной теме, поэт ставит свои жизненные принципы.

Во второй главе протест Маяковский выражает открыто, громко и смело. С исключительной ясностью и вдохновением выражена в ней целеустремленность героя, когда он, обращаясь к «уличным тещам», идущим за поэтами «размокшими в плаче и всхлипе», говорит: Господа! Остановитесь! Вы не нищие, Вы не смеете просить подачки!

… Нам, здоровенным, С шагом саженным, Надо не слушать, а рвать их – Их, Присосавшимся бесплатным приложеньем К каждой двуспальной кровати! С торжественной проповедью обращался поэт к людям труда, говорил об их величии и могуществе: Мы С лицом, как заспанная простыня, С губами, обвисшими, как люстра, Мы, Каторжане города-лепрозория, Где золото и грязь изъявили проказу, — Мы чище венецианского лазорья, Морями и солнцами омытого сразу. … Я знаю, Солнце померкло б, увидев Наших душ золотистые россыпи! Внимательно прислушиваясь к биению пульса жизни, зная, что выраженные им чувства не сегодня-завтра станут самосознанием миллионов, поэт устами своего лирического героя провозгласил: Я, Осмеянный у сегодняшнего племени, Как длинный Скабрезный анекдот, Вижу идущего через горы времени, Которого не видит никто. … В терновом венце революций Грядет шестнадцатый год. А я у вас – его предтеча… Маяковский осознает себя певцом человечества, угнетенного существующим строем, которое поднимается на борьбу.

Он называет себя «крикогубым Заратустрой». Поэт говорит, как пророк, от имени людей, задавленных городом, каторгой тупого, бессмысленного труда.

Он высмеивает сладеньких, чирикающих поэтов, которые «выкипячивают», «пиликая», рифмы, в то время как корчащейся улице «нечем кричать и разговаривать». Остриями раскаленных строк, как штыками, штурмует он весь старый строй жизни.

Обратите внимание

Громко и проникновенно говорит Маяковский от имени тех, кто держит в своей пятерне «миров природные ремни». Огромная любовь к человеку – в каждой строке второй главы.

Ни одного спокойно произнесенного, ни одной равно-душной фразы. Стих Маяковского оказался достаточно могучим, чтобы передать перемещение миров, уловить тончайшие движения сердца и глухую тишину Вселенной. Вторая глава полная мысли, огня, презрения, боли и предвидения будущего.

Это предвидение поэта на год укорачивает срок ожидания. Ему кажется, что уже в 1916 году грянет революция. Что касается художественных особенностей второй главы поэмы «Облако в штанах», то они представлены здесь очень широко.

Необычностью поэзии Маяковского является то, что она очень активна, не воспринимать ее никак просто не-возможно.

Можно сказать, что его стихи – стихи митингов, лозунгов. И во второй главе мы находим тому примеры: «Славьте меня!», «Господа! Остановитесь! Вы же не нищие, вы не смеете просить подачки!».

Новаторство Маяковского разнопланово. Он совершенно меняет устоявшиеся стереотипы в работе над словом, речевыми оборотами.

Например, автор берет какое-нибудь слово и «освежает» его первичное значение, создавая на его основе яркую, развернутую метафору.

Результатом этого стали такие образы, как «костлявые пролетки», «пухлые такси». Мир метафор просто поражает своей фантазией и многообразием: «душ россыпи», «глаз обрывается», «душу вытащу, растопчу», «выжег души…».

Важно

Сравнения поражают своей образностью: «лицо, как застиранная простыня», «с губа-ми, обвисшими, как люстра», а себя поэт сравнивает со «скабрезным анекдотом». Вводя неологизмы, Маяковский добивается запоминающейся образной характеристики явлений и событий: «разморозлив», «выкипячивают», «пешеходист».

С лексикой поэт обращается необыкновенно творчески: он «просеивает», «перемешивает» слова, совмещая их в самых контрастных сочетаниях. В поэме мы найдем сочетания «высокого» и «низкого» стилей. «в хорах архангелова хорала», «идемте жрать», «Фауст», «гвоздь», «венецианское лазорье», «голодные орды».

А подчас встречаются и нарочито грубые, «сниженные» образы: «выхаркнула», «сволочь»… Во второй главе поэмы мы найдем фразы-образы, когда буквально за одной строкой – целый мир, воспроизведенный с удивительной точностью и многоплановостью.

К примеру, это образ города: Топорщась, застрявшие поперек горла, Пухлые taxi и костлявые пролетки.. Ритмический рисунок второй главы своеобразен, очень динамичен. Маяковский преобразует и свободно сочетает традиционные стихотворные размеры (ямб, хорей, анапест и т. д.

) с характерным для народно-поэтического творчества тоническим стихом, создавая гибкую подвижную структуру стиха.

И когда – Все-таки! Выхаркнула давку на площадь, Спихнув наступившую на горло паперть… Ритмическое разнообразие и вариантность стиха не самоцель, а средство выражения многогранного содержания поэмы.

К особенностям ритмической структуры стиха Маяковского стоит отнести сложное движение ритма, разбивку стихотворной строки, его знаменитую «лесенку»: Слушайте!

Проповедует, Мечась и стеня, Сегодняшнего дня крикогубый Зарастустра. Известно одно воспоминание товарища Маяковского В. Каменского. Он пи-сал: «Успех поэмы «Облако в штанах» был столь громаден, что с этой минуты он сразу поднялся на высоту гениального мастерства. Даже враги смотрели на эту высоту с трепетом и изумлением».

Я считаю, что данное высказывание полностью отражает суть этого произведения, ведь Маяковский, проникнутый предчувствием грядущей революции, говорил от имени порабощенного человечества.

Источник: http://historylib.net/analiz-2-glavy-poemy-v-v-mayakovskogo-oblako-v-shtanax/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector