Поэзия серебряного века — сочинение

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ ПОЭЗИИ

Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем «серебря- ного века». На этот период пришелся вели- кий взлет русской культуры, обогативший поэзию новыми именами. Начало «серебря- ного века» пришлось на 90-е годы XIX столе- тия, его связывают с появлением таких заме- чательных поэтов, как В.Брюсов, И.Аннен- ский, К. Бальмонт.

Расцветом этого периода в русской культуре считают 1915 год — вре- мя его наивысшего подъема. Нам известны тревожные исторические события этого времени. Поэты, как и полити- ки, пытались открыть для себя что-то новое. Политики добивались социальных перемен, поэты искали новые формы художественного отображения мира.

На смену классике XIX ве- ка приходят новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм. Одним из первых альтернативных лите- ратурных течений стал символизм, объеди- нивший таких поэтов, как К. Бальмонт, В.Брюсов, А. Белый и других. Символисты считали, что новое искусство должно переда- вать настроения, чувства и мысли поэта при помощи образов-символов.

Обратите внимание

При этом худож- ник познает окружающий мир не в результате раздумий, а в процессе литературного твор- чества — в момент ниспосланного ему свыше творческого экстаза.

Тень несозданиых созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене… Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине… Так описывал ощущение зарождения творческой идеи наиболее яркий представи- тель символизма В. Брюсов. Он сформулиро- вал в своем творчестве идеи этого литератур- ного направления.

В стихотворении «Юному поэту» мы находим такие строки: Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета. Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее — область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно.

Но эти заветы не означают, что поэт не должен видеть жизни, создавать искусство ради искусства. Это доказывает многогран- ная поэзия самого Брюсова, отображающая жизнь во всем ее разнообразии. Поэт нахо- дит удачное сочетание формы и содержания. Он пишет: И я хочу, чтоб все мои мечты, Дошедшие до слова и до света, Нашли себе желанные черты.

Для символистов характерна сосредоточен- ность на внутреннем мире поэта. У К. Баль- монта, например, внешний мир существовал лишь для того, чтобы поэт мог выразить в нем свои собственные переживания: Я ненавижу человечество, Я от него бегу, спеша. Мое единое отечество — Мол пустынная душа.

Это видно и на • примере следующих строк, где обращенность Бальмонта к внут- реннему миру отражена не только содержа- нием, но и формой (частое использование ме- стоимения «я»): Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. В поэзии К.

Бальмонта можно найти от- ражение всех его душевных переживаний. Именно они, по мнению символистов, заслу- живали особого внимания. Бальмонт ста- рался запечатлеть в образе, в словах любое, пусть даже мимолетное, ощущение. Поэт пишет: Я не знаю мудрости, годной для других, Только мимолетности я влагаю в стих. В каждой мимолетности вижу я миры, Полные изменчивой радужной игры. В споре с символизмом родилось новое литературное течение «серебряного века» — акмеизм. Поэты этого направления — Н.Гу-

милев, А. Ахматова, О. Мандельштам — от-

вергали тягу символизма к неизведанному, чрезмерную сосредоточенность поэта на вну- треннем мире. Они проповедовали идею ото- бражения реальной жизни, обращения поэта к тому, что можно познать. А посредством отображения реальности художник-акмеист становится причастным к ней.

Важно

И действительно, в творчестве Николая Гумилева мы находим в первую очередь от- ражение окружающего мира во всех его кра- сках. В его поэзии мы находим экзотические пейзажи и обычаи Африки. Поэт глубоко проникает в мир легенд и преданий Абисси- нии, Рима, Египта.

Об этом говорят такие строки: Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя. И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф, Каждое стихотворение Гумилева открыва- ет новую грань взглядов поэта, его настрое- ний, видения мира. Например, в стихотворе- нии «Капитаны» он предстает перед нами как певец отваги, риска, смелости.

Поэт поет гимн людям, бросающим вызов судьбе и стихиям: Быстрокрылых ведут капитаны — Открыватели новых земель, Для кого не страшны ураганы, Кто изведал малъстремы и мель. Чья не пылью затерянных хартий — — Солью моря пропитана грудь, Кто иглой на разорванной карте Отмечает свой дерзостный путь.

Содержание и изысканный стиль стихов Гумилева помогают нам ощутить полноту жиз- ни. Они являются подтверждением того, что человек сам может создать яркий, красочный мир, уйдя от серой будничности. К миру прекрасного приобщает нас и по- эзия Анны Ахматовой. Ее стихи поражают внутренней силой чувства. Поэзия Ахмато- вой — это и исповедь влюбленной женской души, и чувства человека, живущего всеми страстями XX века. По словам О. Мандельш-

тама, Ахматова «принесла в русскую лирику

всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века». И дей- ствительно, любовная лирика Ахматовой вос- принимается как огромный роман, в котором переплетаются многие человеческие судьбы. Но чаще всего мы встречаем образ женщины, жаждущей любви, счастья: Настоящую нежность не спутаешь Ни с чем, и она тиха.

Ты напрасно бережно кутаешь Мне плечи и грудь в меха. И напрасно слова покорные Говоришь о первой любви. Как я знаю эти упорные Несытые взгляды твои! Пришедшее на смену акмеизму новое ли- тературное течение «серебряного века» — фу- туризм — отличалось агрессивной оппозици- онностью традиционным стихам поэтов-клас- сиков.

Первый сборник футуристов назывался «Пощечина общественному вкусу». С футу- ризмом было связано раннее творчество Вла- димира Маяковского. В ранних стихах поэта чувствуется желание поразить читателя нео- бычностью своего видения мира. Например, в стихотворении «Ночь» Маяковский использует неожиданное сравнение.

Совет

У поэта освещенные окна ночного города вызывают ассоциацию с веером карт. В представлении читателя воз- никает образ города-игрока: Багровый и белый отброшен и скомкан, В зеленый бросали горстями дукаты, А черным ладоням сбежавшихся окон Раздали горящие желтые карты. Поэты-футуристы В. Маяковский, В. Хлеб- ников, В.

Каменский противопоставляли себя классической поэзии, они старались найти но- вые поэтические ритмы и образы, создать по- эзию будущего. Поэзия «серебряного века» открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека.

А поиски поэтами «серебряного ве- ка» новых стихотворных форм, переосмысле- ние ими роли творчества дают нам более глу-

бокое понимание поэзии.

Источник: https://online-urok.ru/serebryanyiy-vek-russkoy-poezii/

Сочинение на тему: Поэзия «серебряного века» | Литерагуру

«Серебряный век» — литературная эпоха начала ХХ века, названная в противовес пушкинскому «золотому веку» (первая половина XIX века) и характеризующаяся большим количеством направлений, течений, философских школ.

Основная идея – возвращение литературе функции искусства, а не зеркала действительности.

В то время как «золотой век» был характерен и для поэзии, и для прозы, то «серебряный век» больше отразился именно в поэтическом творчестве.

Литературные стили разделились на две большие группы: реализм и модернизм. В реалистическом ключе творили М. Горький, Л. Андреев, И. Бунин, И. Шмелев, Б. Зайцев. Однако это уже не тот, «классический», реализм XIX века. Авторы не ставят перед собой задачу типизировать и обобщить общественные явления, они отражают настроения, краски окружающей их действительности.

Модернизм был совершенно новым явлением в русской литературе, заимствованным из Франции. Он характеризуется множеством разных течений. Первым пришел символизм, который существовал в 1890-1910 годах. В символистских произведениях впечатления, мечты, фантазии торжествуют над реальностью.

Каждый образ имеет переносное значение, создается посредством намеков, ссылок, соответствий с другими явлениями. Из романтизма в символизм пришла идея двоемирия: разделения бытия на реальное, ущербное и несовершенное, и идеальное, вечное и нерушимое.

Поэзию символистов сложно читать без подготовки, там содержатся ссылки на религиозные, эзотерические, магические произведения. «Старшие символисты» вступили в литературу в 90-х годах XIX века (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский), они тяготели к эстетизму, главное в их творчестве – разрыв с идеями прошлой литературы.

«Младшие» творили в первом десятилетии ХХ века (А. Белый, А. Блок, В. Иванов), они вывели символизм на позиции целого религиозно-философского учения.

К 1910 году символизм находился в кризисе, вскоре он был вытеснен новыми течениями – акмеизмом и футуризмом.

Обратите внимание

Акмеизм призывал к реформированию символизма, противоречил ему в основных положениях: теперь образы не отвлеченные и малопонятные, а точные и предметные. Акмеисты (Н. Гумилев, А. Ахматова, Г. Адамович, О.

Мандельштам) отказались от мистицизма, стремились к установке диалога своей поэзии и мировой, а не поэзии с миром духов, как символисты.

Футуризм развивался параллельно с акмеизмом, однако полностью ему противоречил. Как противоречил всему. Футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Б. Пастернак, И.

Северянин) рвали отношения с наследием прошлого, хотели создать новую культуру, а старую стереть с лица земли.

В этом направлении главенствовали революционные настроения, эстетика урбанизма и бунта, создавались новые слова и правила сложения, в выборе тем и выразительных средств не существовало никаких ограничений (поэтому футуристы не гнушались и нецензурными выражениями).

В первых десятилетиях ХХ века произошло множество кризисов и социальных катаклизмов, потрясших весь мир. И он изменился, как и искусство. В нем появилось больше свободы, все меньше оно сковывалось религией, моралью, законами.

Именно из-за этого создавалось так много новых способов самовыражения. Литература отражала основные тенденции в искусстве, поэтому тоже изменилась. «Серебряный век» дал много новых имен, многие из них навсегда останутся в сокровищнице русской и мировой литературы.

Читая поэтов этого периода, понимаешь, что все эти разные стили, программы и установки — не самое важное. Главное, что осталось вечное и незыблемое ощущение, что сердце в тисках от прочитанного.

Важно

Ведь чтобы остаться в веках, нужно быть талантливым писателем, неважна программа, важно то, берет ли написанное за душу.

Читайте также:  Образ и характеристика доранта (мещанин во дворянстве мольера)

Источник: https://LiteraGuru.ru/sochinenie-na-temu-poeziya-serebryanogo-veka/

«Серебряный век» русской поэзии. Сочинение по литературе

…Большое видится на расстоянье…
С.А. Есенин.

Жаль, что это правда. Но ведь действительно только теперь, через много лет, мы потихоньку начинаем понимать, чем была наша поэзия серебряного века — конца девятнадцатого и начала двадцатого веков. И, понимая, мы заново открываем для себя страницы со словами, близкими каждому.

Художественное своеобразие поэзии того времени обусловлено многими факторами. В первую очередь — знаменитый кризис рубежа веков, переоценка ценностей, появление интереса к неведомому.

Поэзия Серебряного века в большинстве случаев не аполитична, а интуитивна.

Слово звало авторов от реального мира в неведомые дали — это направление развивали поэты-символисты, одним из которых был Александр Блок.

писал Александр Блок в одном из своих стихотворений, уходя в неизвестность от обыденной жизни. Поэты-символисты, как и другие авторы Серебряного века, проводили эксперименты с размером стиха, с различными его формами, с рифмой и звукописью. Иллюстрацией этому могут послужить строки из стихотворения Константина Бальмонта:

Многие авторы искали принципиально новые формы для выражения своих идей. В основном это были поэты-футуристы, крупнейший из которых — В.Маяковский. Возвращаясь к истокам народной поэзии, он разработал акцентный стих:

Технические эксперименты Маяковского привели к появлению нетрадиционных форм записи (знаменитая «лесенка»). Экспериментировали поэты и с русской пунктуацией. Огромную роль играет расстановка знаков препинания в лирике Марины Цветаевой:

В стихах Цветаевой тире словно придает строке стремительную резкость, создавая ту самую, неповторимо-цветаевскую интонацию. Мягче и, на мой взгляд, теплее лирика Анны Ахматовой — поэта школы акмеизма. В стихах Ахматовой любовь — состояние столь естественное и органичное, что само слово «любить» практически и не употребляется.

Множество ярких имен дал нашей литературе Серебряный век. Множество давно забытых приемов (стилизации под античную литературу — Мандельштам, раешный стих — Цветаева, экзотическая восточная поэзия — Гумилёв), различные школы и направления… Чем же это было вызвано?

Совет

Поэт — как творческая личность — наиболее восприимчив к переменам, проходящим в обществе. Новое и страшное, витавшее в воздухе, диктовало стихи авторам Серебряного века. «Мне на плечи кидается век-волкодав» — писал Осип Мандельштам, удивительно точно передавая чувство страха своего времени.

Наверное, то же самое ощущение было и у других — Ахматовой и Цветаевой, Блока и Бальмонта, Есенина, Пастернака… Всех их объединяло время, всех их объединяла Россия, всех их связывало pyсскoe слово. Слово, мастером которого был каждый из поэтов Серебряного века. Слово, которое они нам оставили.

Слово, которые мы, может быть, понимаем…

Источник: http://litera.su/learner/all-works/review-theme/essay-silver-age-of-russian-poetry

«Серебряный век» русской поэзии

Начало XX века вошел в историю литературы под красивым названием «серебряный век». На этот период пришелся великий взлет русской культуры, пополнивший поэзию новыми именами. Начало «серебряного века» пришелся на девяностые годы XIX столетия, его связывают с появлением таких замечательных поэтов, как В. Брюсов, И.

Анненский, К. Бальмонт. Расцветом этого периода в русской культуре считают 1915 год — время его наивысшего подъема. Нам известны тревожные исторические события этого времени. Поэты, как и политики, пытались открыть для себя нечто новое. Политики добивались социальных изменений, поэты искали новые формы художественного отображения мира.

На смену классике XIX века приходят новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм. Одним из первых альтернативных литературных течений стал символизм, объединивший таких поэтов, как К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый и другие.

Символисты считали, что новое искусство должно передавать настроение, чувства и мысли поэта с помощью способов-символов.

Прежде художник познает окружающий мир не в результате размышлений, а в процессе литературного творчества — в момент послание ему через творческое самозабвения.

«Тень Несотворенных произведений вихитуе в снах, Словно лопасти латаные На эмалевой стене … полусонные чертят звуки В звонкой-звучащей тишине …». Так описывал ощущения зарождения творческой идеи наиболее яркий представитель символизма Валерий Брюсов.

Он сформулировал в своем творчестве идеи этой литературного течения. В стихотворении «Юному поэту» мы находим такие строки:

Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три заветы Первый прими: не живи настоящим, Только будущее — область поэта. Помни второй: никому не жалеть, Сам же себя полюби беспредельно Третий не забывай: поклоняйся искусству, Только ему , бездумно, бесцельно.

Но эти заветы не означают, что поэт не должен видеть жизнь, создавать искусство ради искусства. Это доказывает многогранная поэзия самого Брюсова, отображающая жизнь во всей ее разнообразии. Поэт находит удачное сочетание формы и содержания.

Он пишет: «И я желаю, чтобы все мои мечты, Что пришли к слову и к свету, Нашли себе желанные черты. Для символистов характерна сосредоточенность на внутреннем мире поэта. У К.

Бальмонта, например, внешний мир существовал лишь для того, чтобы поэт мог выразить в нем свои собственные чувства: «Я ненавижу человечество, Я от него убегаю, спеша. Моя единственная родина — словно пустая душа ».

Обратите внимание

Это видно и на примере следующих строк, где направленность Бальмонта к внутреннему миру отражена не только содержанием, но и формой (частое использование местоимения «я»):

Я мечтой улавливал тени, идущих Что идут тени дня, Погасает, Я на башню сходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногю у меня в поэзии К. Бальмонта можно найти отражение всех его душевных переживаний.

Именно они, по мнению символистов, заслуживали особого внимания.

Бальмонт пытался воспроизвести в образе, в словах любое, пусть даже временное, ощущение Поэт пишет: Я не знаю мудрости, годной для других, Только мимолетности я вкладываю в стих в каждой мимолетности вижу я миры, Полные изменчивой радужной игры.

В споре с символизмом родилось новое литературное течение «серебряного века» — акмеизм. Поэты этого направления — Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам — отвергали стремление символизма к неизведанному, чрезмерную сосредоточенность поэта на внутреннем мире. Они распространяли идею отображения реальной жизни, обращения поэта к тому, что можно узнать.

А с помощью отображения реальности художник-акмеистов становится Причастный к ней. И действительно, в творчестве Николая Гумилева мы находим в первую очередь отражение окружающего мира во всех его красках. В его поэзии мы находим экзотические пейзажи и обычаи Африки. Поэт глубоко проникает в мир легенд и преданий Абиссинии, Рима, Египта.

Об этом говорят такие строки:

Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-либо, кроме дождя. И как я тебе расскажу о тропический сад, Про стройные пальмы, про запах невероятных трав … Ты плачешь? Послушай … далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.

Каждый стих Гумилева открывает новую грань взглядов поэта, его настроений, видения мира. Например, в стихотворении «Капитаны» он предстает перед нами как певец отваги, риска, смелости. Поэт поет гимн людям, бросающим вызов судьбе и стихиям:

Быстрокрылые ведут капитаны — Открыватели новых земель, Для кого не страшны ураганы, Кто понес мальстрьомы и моль … Кто иглой на разорванной карте Отмечает свой смелый путь.

Содержание и изысканный стиль стихов Гумилева помогают нам ощутить полноту жизни и являются подтверждением того, что человек сам может создать яркий, красочный мир, уйдя от серой обыденности. К миру прекрасного вводит нас и поэзия Анны Ахматовой. Ее стихи поражают внутренней силой чувства.

Поэзия Ахматовой — это и исповедь влюбленной женской души, и чувства человека, живущего всеми страстями XX века. По словам О. Мандельштама, Ахматова «принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века». И действительно, любовная лирика Ахматовой воспринимается как огромный роман, в котором переплетаются многие человеческих судеб.

Но чаще всего мы встречаем образ женщины, жаждущего любви, счастья:

Нынешнюю нежность не спутаешь Ни с чем, и она тихая Ты зря бережно угла Мне плечи и грудь в меха. И напрасно слова покорные Говоришь о первой любви … Как я знаю эти упорные жадные взгляды твои!

Пришла на смену акмеизма новая литературная течение «серебряного века» — футуризм — которая отличалась агрессивным оппозиционностью традиционным стихам поэтов-классиков. Первый сборник футуристов назывался «Пощечина общественному вкусу».

Важно

С футуризмом было связано раннее творчество Владимира Маяковского. В ранних стихах поэта чувствуется желание поразить читателя необычностью своего видения мира. Например, в стихотворении «Ночь» Маяковский использует неожиданное сравнение. У поэта освещенные окна ночного города вызывают ассоциацию с веером карт.

В воображении читателя возникает образ города-игрока:

Багровый и белый отброшен и смят, В зеленый бросали горстями дукаты, А черным ладонями окон, совпавшие, Раздали горящие желтые карты.

Поэты-футуристы В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский противопоставляли себя классической поэзии, они пытались найти новые поэтические ритмы и образы, создать поэзию будущего.

Поэзия «серебряного века» открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека.

А поиски поэтами «серебряного века» новых стихотворных форм, переосмысление ими роли творчества дают нам более глубокое понимание поэзии.

и она тихая Ты зря бережно угла Мне плечи и грудь в меха. И напрасно слова покорные Говоришь о первой любви … Как я знаю эти упорные жадные взгляды твои!

Пришла на смену акмеизма новая литературная течение «серебряного века» — футуризм — которая отличалась агрессивным оппозиционностью традиционным стихам поэтов-классиков. Первый сборник футуристов назывался «Пощечина общественному вкусу».

Важно

С футуризмом было связано раннее творчество Владимира Маяковского. В ранних стихах поэта чувствуется желание поразить читателя необычностью своего видения мира. Например, в стихотворении «Ночь» Маяковский использует неожиданное сравнение. У поэта освещенные окна ночного города вызывают ассоциацию с веером карт.

В воображении читателя возникает образ города-игрока:

Багровый и белый отброшен и смят, В зеленый бросали горстями дукаты, А черным ладонями окон, совпавшие, Раздали горящие желтые карты.

Поэты-футуристы В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский противопоставляли себя классической поэзии, они пытались найти новые поэтические ритмы и образы, создать поэзию будущего.

Поэзия «серебряного века» открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека.

А поиски поэтами «серебряного века» новых стихотворных форм, переосмысление ими роли творчества дают нам более глубокое понимание поэзии.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа сны чанга бунина

Источник: http://www.1kessay.ru/read/2629

Сочинение «Поэзия серебряного века»

Мой царь! мой раб! родной язык! Мои стихи — как дым алтарный! Как вызов яростный — мой крик! В. Брюсов Валерий Яковлевич Брюсов — поэт, организатор и “идеолог” символистского движения.

Он обосновал и развил в своем творчестве особенности поэтики символистов, когда художник отказывается от социальной направленности, а на первый план выдвигает личное, субъективное начало.

Познание мира происходит через внутренний, духовный опыт.

Действительность отражается в двух планах: реальном и мистическом. Свою программу символизма Брюсов поэтически изложил в стихотворении “Юному поэту”: Юноша бледный со взором, горящим. Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим. Только грядущее — область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй. Сам же себя полюби беспредельно. Третий, храни: поклоняйся искусству.

Совет

Только ему, безраздельно, бесцельно. Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь мои три завета. Молча паду я бойцом, побежденным. Зная, что в мире оставлю поэта.

Символ рождает не логическую, смысловую, а лишь ассоциативную связь, поэтому особенностью символизма становится бессюжетность или размытость его. Основа стиха — не событие, а движение души.

От вещи, от предмета идет взлет к чувству, идее.

Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине…

Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене.

(“Творчество”) Как поэтично и красиво показан процесс творчества? Поэту очень важны ассоциации, которые возникают в связи с наблюдением конкретных предметов.

И из реальной жизни рождается почти фантастический пейзаж: …Я вернулся на яркую землю, Меж людей, как в тумане, брожу, И шумящему говору внемлю, И в горящие взоры гляжу… Основа стиха в поэзии Брюсова — метафора, создающая образ, символ. Здесь видится стремление найти великий синтез человека и красоты.

Поэт старается отбросить мелкое, обыденное, а отсюда возникают намеки, тайные знаки, появляются сложные образы, используются аллитерации (игра согласных) и ассонансы (игра гласных). Брюсов употребляет в своих произведениях составные эпитеты. Все эти приемы рождают удивительную музыкальность стиха. Мой дух не изнемог во мгле противоречий. Не обессилел ум в сцепленьях роковых.

Я все мечты люблю, мне дороги все речи, И всем богам я посвящаю стих… И странно полюбил я мглу противоречий И жадно стал искать сплетений роковых. Мне сладки все мечты, мне дороги все речи, И всем богам я посвящаю стих.

(“Я”) Брюсов добивается максимального использования звучания слова. Он передает в стихе не предмет, а впечатление от него: Если б некогда гостем я прибыл, К вам, мои отдаленные предки, — Вы собратом гордиться смогли бы. Полюбили бы, взор мой меткий…

Я буду, как все — и особый. Волхвы меня примут, как сына.

Я сложу им песню для пробы, Но от них уйду я в дружину. Гей вы! Слушайте, вольные волки! Повинуйтесь жданному кличу! У коней развеваются челки, Мы опять летим на добычу. (“Скифы”) К концу девяностых годов Брюсов входит в круг наиболее заметных поэтов-символистов.

Обратите внимание

Огромное значение для его творчества, по свидетельству самого поэта, имело общение с Бальмонтом. “…Через Бальмонта мне открылась тайна музыки стиха”,— писал Валерий Яковлевич.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-poeziya-serebryanogo-veka/

Сочинение на тему «Поэзия Серебряного века»

По аналогии с “Золотым”, период с конца XIX века и до начала Октябрьской революции в литературе и живописи называют “Серебряным веком“.

Это время насквозь было пропитано атмосферой неизбежности преобразований, нововведений, колоссального переворота в жизни всего населения.

Конечно, люди были поражены приближением изменений, и это не могло не отразиться на произведениях поэтов-современников.

Именно для поэзии Серебряного века характерна нераздельность писателя и его произведения, каждая строчка отражала мысли и внутреннее состояние автора. Многие деятели культуры своими трудами старались оспорить развитие человека как часть общества, социального слоя.

В основу теперь ложиться индивидуальность, собственные чувства, философские размышления о высоких материях: боге, любви, жизни и смерти. Большое внимание уделялось и слову, с помощью которого доносилась мысль, заключенная в лирике, звучание должно быть гармоничным и передавать настроение написанного.

Хоть концепция и была очень схожа, однако появились и отдельные ветви развития, со своими особенностями передачи информации: акмеизм, символизм и футуризм.

Акмеисты полностью отрицали употребление в литературе завуалированных понятий, их фантастичности. Предпочтение отдавалось словам в прямом их значении, а само творчество основывалось на предметности, жизненности с возведением в абсолют все понятий.

Полной противоположностью акмеизма является символизм, где все строилось на некой недоговоренности, таинственности, имелся огромный потенциал для полета фантазии читателя. Тексты пестрили символами и иносказаниями, не передавали напрямую задумку и идею сказанного.

Важно

Так, например, в одном из стихотворений Александра Блока “лев” подразумевает под собой “Шотландию”, поскольку животное является элементом герба государства.

Футуризм – своего рода революционное направление в литературе, полностью отрицающее все ранее заложенные каноны, это вклад в будущее всего мира, его кардинальное изменение и развитие.

Не зря одним из ярчайших представителей этого направления становится Владимир Маяковский, чья личность многогранна, порой резка и противоречива. Своими трудами он призывал людей иначе взглянуть на мир, под другим углом оценить происходящее. Как и фигура поэта, литературное течение было воспринято неоднозначно.

Серебряный век, не смотря на сложный исторический период, полный борьбы, войн, политических реформ, подарил миру замечательных творцов, которых не могли оставить равнодушными грядущие изменения. Все их чувства и мысли о судьбе своей Родины выплескивались на бумагу и дошли до нас, вдохновляя, облагораживая, проникая в каждый уголок души.

Источник: https://RuMozg.ru/sochineniya/na-raznyie-temyi/sochinenie-na-temu-pojezija-serebrjanogo-veka.html

“Поэзия серебряного века”

Мой верный друг! мой враг коварный! Мой царь! мой раб! родной язык! Мои стихи – как дым алтарный! Как вызов яростный – мой крик! В. Брюсов Валерий Яковлевич Брюсов – поэт, организатор и “идеолог” символистского движения.

Он обосновал и развил в своем творчестве особенности поэтики символистов, когда художник отказывается от социальной направленности, а на первый план выдвигает личное, субъективное начало. Познание мира происходит через внутренний, духовный опыт. Действительность отражается в двух планах: реальном и мистическом.

Свою программу символизма Брюсов поэтически изложил в стихотворении “Юному поэту”: Юноша бледный со взором, горящим. Ныне даю я тебе три завета: Первый прими: не живи настоящим. Только грядущее – область поэта.

Помни второй: никомуне сочувствуй.

Сам же себя полюби беспредельно. Третий, храни: поклоняйся искусству. Только ему, безраздельно, бесцельно. Юноша бледный со взором смущенным! Если ты примешь мои три завета. Молча паду я бойцом, побежденным. Зная, что в мире оставлю поэта.

Символ рождает не логическую, смысловую, а лишь ассоциативную связь, поэтому особенностью символизма становится бессюжетность или размытость его. Основа стиха – не событие, а движение души. От вещи, от предмета идет взлет к чувству, идее.

Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине… Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене.

(“Творчество”)

Как поэтично и красиво показан процесс творчества? Поэту очень важны ассоциации, которые возникают в связи с наблюдением конкретных предметов. И

из реальной жизни рождается почти фантастический пейзаж: … Я вернулся на яркую землю, Меж людей, как в тумане, брожу, И шумящему говору внемлю, И в горящие взоры гляжу… Основа стиха в поэзии Брюсова – метафора, создающая образ, символ. Здесь видится стремление найти великий синтез человека и красоты.

Совет

Поэт старается отбросить мелкое, обыденное, а отсюда возникают намеки, тайные знаки, появляются сложные образы, используются аллитерации (игра согласных) и ассонансы (игра гласных). Брюсов употребляет в своих произведениях составные эпитеты. Все эти приемы рождают удивительную музыкальность стиха. Мой дух не изнемог во мгле противоречий. Не обессилел ум в сцепленьях роковых.

Я все мечты люблю, мне дороги все речи, И всем богам я посвящаю стих… И странно полюбил я мглу противоречий И жадно стал искать сплетений роковых. Мне сладки все мечты, мне дороги все речи, И всем богам я посвящаю стих. (“Я”) Брюсов добивается максимального использования звучания слова.

Он передает в стихе не предмет, а впечатление от него: Если б некогда гостем я прибыл, К вам, мои отдаленные предки, – Вы собратом гордиться смогли бы. Полюбили бы, взор мой меткий… Я буду, как все – и особый. Волхвы меня примут, как сына. Я сложу им песню для пробы, Но от них уйду я в дружину.

Гей вы! Слушайте, вольные волки! Повинуйтесь жданному кличу! У коней развеваются челки, Мы опять летим на добычу. (“Скифы”) К концу девяностых годов Брюсов входит в круг наиболее заметных поэтов-символистов. Огромное значение для его творчества, по свидетельству самого поэта, имело общение с Бальмонтом.

“… Через Бальмонта мне открылась тайна музыки стиха”,- писал Валерий Яковлевич. Я люблю большие дома И узкие улицы города, – В дни, когда не настала зима, А осень повеяла холодом.

Поэты-символисты: Мережковский, Блок, Бальмонт, Гиппиус, Белый, Балтрушайтис во главе с Валерием Брюсовым оказали огромное влияние на общество, но вскоре испытали сопротивление, и в первую очередь Гумилева и Городецкого (акмеисты). Стихи Валерия Яковлевича выдержали испытание временем, а это главное для поэта и для поэзии в целом. Я люблю одно: бродить без цели По шумным улицам, один; Люблю часы святых безделий, Часы раздумий и картин… В теснине стен я весь на страже; Да уловлю Господень лик!

(“Люблю одно”)

(No Ratings Yet)
Loading…

Сочинение как живеться людям без батькивщини.

Ви зараз читаєте: “Поэзия серебряного века”« Образ Руси в поэме Н. В. Гоголя “Мертвые души” (2)Возвышение человеческой красоты в сонетах Петрарки »

Источник: https://ukr-lit.com/poeziya-serebryanogo-veka/

«Серебряный век» русской поэзии

Начало XX столетия вошло в историю литературы под красивым именем “серебряного века”. На этот период пришелся великий взлет русской культуры, обогативший поэзию новыми именами.

Начало “серебряного века” пришлось на 90-е годы XIX столетия, его связывают с появлением таких замечательных поэтов, как В. Брюсов, И. Анненский, К. Бальмонт.

Читайте также:  Анализ рассказа куст сирени куприна

Расцветом этого периода в русской культуре считают 1915 год — время его наивысшего подъема.

Нам известны тревожные исторические события этого времени. Поэты, как и политики, пытались открыть для себя что-то новое. Политики добивались социальных перемен, поэты искали новые формы художественного отображения мира. На смену классике XIX века приходят новые литературные течения: символизм, акмеизм, футуризм.

Одним из первых альтернативных литературных течений стал символизм, объединивший таких поэтов, как К. Бальмонт, В. Брюсов, А. Белый и других.

Символисты считали, что новое искусство должно передавать настроения, чувства и мысли поэта при помощи образов-символов.

Обратите внимание

При этом художник познает окружающий мир не в результате раздумий, а в процессе литературного творчества — в момент ниспосланного ему свыше творческого экстаза.

Тень несозданных созданий

Колыхается во сне,

Словно лопасти латаний

На эмалевой стене…

Полусонно чертят звуки

В звонко-звучной тишине…

Так описывал ощущение зарождения творческой идеи наиболее яркий представитель символизма В. Брюсов. Он сформулировал в своем творчестве идеи этого литературного направления. В стихотворении “Юному поэту” мы находим такие строки:

Юноша бледный со взором горящим,

Ныне даю я тебе три завета.

Первый прими: не живи настоящим,

Только грядущее — область поэта.

Помни второй: никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно.

Третий храни: поклоняйся искусству,

Только ему, безраздумно, бесцельно.

Но эти заветы не означают, что поэт не должен видеть жизни, создавать искусство ради искусства. Это доказывает многогранная поэзия самого Брюсова, отображающая жизнь во всем ее разнообразии. Поэт находит удачное сочетание формы и содержания. Он пишет:

И я хочу, чтоб все мои мечты,

Дошедшие до слова и до света,

Нашли себе желанные черты.

Для символистов характерна сосредоточенность на внутреннем мире поэта. У К. Бальмонта, например, внешний мир существовал лишь для того, чтобы поэт мог выразить в нем свои собственные переживания:

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу, спеша.

Мое единое отечество —

Моя пустынная душа.

Это видно и на примере следующих строк, где обращенность Бальмонта к внутреннему миру отражена не только содержанием, но и формой (частое использование местоимения “я”):

Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасавшего дня,

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

В поэзии К.Бальмонта можно найти отражение всех его душевных переживаний. Именно они, по мнению символистов, заслуживали особого внимания. Бальмонт старался запечатлеть в образе, в словах любое, пусть даже мимолетное, ощущение. Поэт пишет:

Я не знаю мудрости, годной для других,

Только мимолетности я влагаю в стих.

В каждой мимолетности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

В споре с символизмом родилось новое литературное течение “серебряного века” — акмеизм. Поэты этого направления — Н.Гумилев, А.Ахматова, О.

Мандельштам — отвергали тягу символизма к неизведанному, чрезмерную сосредоточенность поэта на внутреннем мире. Они проповедовали идею отображения реальной жизни, обращения поэта к тому, что можно познать.

Важно

А посредством отображения реальности художник-акмеист становится причастным к ней.

И действительно, в творчестве Николая Гумилева мы находим в первую очередь отражение окружающего мира во всех его красках. В его поэзии мы находим экзотические пейзажи и обычаи Африки. Поэт глубоко проникает в мир легенд и преданий Абиссинии, Рима, Египта. Об этом говорят такие строки:

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слигаком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.

Ты плачешь? Послушай… далеко, на озере

Чад Изысканный бродит жираф

Каждое стихотворение Гумилева открывает новую грань взглядов поэта, его настроений, видения мира. Например, в стихотворении “Капитаны” он предстает перед нами как певец отваги, риска, смелости. Поэт поет гимн людям, бросающим вызов судьбе и стихиям:

Быстрокрылых ведут капитаны —

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал малъстремы и мель.

Чья не пылью затерянных хартий —

Солъто моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь.

Содержание и изысканный стиль стихов Гумилева помогают нам ощутить полноту жизни. Они являются подтверждением того, что человек сам может создать яркий, красочный мир, уйдя от серой будничности.

К миру прекрасного приобщает нас и поэзия Анны Ахматовой. Ее стихи поражают внутренней силой чувства. Поэзия Ахматовой — это и исповедь влюбленной женской души, и чувства человека, живущего всеми страстями XX века. По словам О.

Мандельштама, Ахматова “принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа XIX века”. И действительно, любовная лирика Ахматовой воспринимается как огромный роман, в котором переплетаются многие человеческие судьбы.

Но чаще всего мы встречаем образ женщины, жаждущей любви, счастья:

Настоящую нежность не спутаешь

Ни с чем, и она тиха.

Ты напрасно бережно кутаешь

Мне плечи и грудь в меха.

И напрасно слова покорные

Говоришь о первой любви.

Как я знаю эти упорные

Несытые взгляды твои!

Пришедшее на смену акмеизму новое литературное течение “серебряного века” — футуризм — отличалось агрессивной оппозиционностью традиционным стихам поэтов-классиков. Первый сборник футуристов назывался “Пощечина общественному вкусу”. С футуризмом было связано раннее творчество Владимира Маяковского.

В ранних стихах поэта чувствуется желание поразить читателя необычностью своего видения мира. Например, в стихотворении “Ночь” Маяковский использует неожиданное сравнение. У поэта освещенные окна ночного города вызывают ассоциацию с веером карт.

В представлении читателя возникает образ города-игрока:

Багровый и белый отброшен и скомкан,

В зеленый бросали горстями дукаты,

А черным ладоням сбежавшихся окон

Раздали горящие желтые карты.

Совет

Поэты-футуристы В. Маяковский, В. Хлебников, В. Каменский противопоставляли себя классической поэзии, они старались найти новые поэтические ритмы и образы, создать поэзию будущего.

Поэзия “серебряного века” открывает нам неповторимый и удивительный мир красоты и гармонии. Она учит нас видеть прекрасное в обыденном, глубже понимать внутренний мир человека. А поиски поэтами “серебряного века” новых стихотворных форм, переосмысление ими роли творчества дают нам более глубокое понимание поэзии.

Источник: http://velib.com/sochinenie/serebrjanyjj_vek_russkojj_poehzii/

Готовые школьные сочинения

июля 08 2016

Серебряный век русской поэзии

Один из соратников Н. Гумилева, Н. А. Оцуп, ввел удивительно точное определение небольшого (с начала 1880-х по 1917 год) периода развития русской литературы: серебряный век.

“По силе и энергии”, “по обилию удивительных созданий” поэзия этого времени была провозглашена достойной продолжательницей величайших художественных открытий русской классической литературы XIX века.

Но поэты серебряного века не только развили традиции предшественников, но и создали неповторимые шедевры. На мой взгляд, поэзия этого периода — явление феноменальное даже для русской культуры. Источники столь удивительного явления помогают найти статьи И. Ф.

Анненского, которого можно с уверенностью назвать предтечей акмеизма. По мнению этого мыслителя, мастера стиха прошлого столетия жили чувством гармонии между человеческой душой и природой.

В современности же он видел трагедию человеческого “я”, замученного “сознанием своего безысходного одиночества, неизбежного конца и бесцельного существования”. Исходом такого мироощущения становится то, что постепенно стираются грани между реальным и фантастическим, а поэзия становится “все индивидуальнее и сосредоточеннее”. Не случайно А.

Блок уподобил раздвоенную и одинокую душу поэта врубелевскому Ангелу-Демону, “заломившему руки, познавшему сладострастие тоски, обладателю всего богатства мира, но — нищему, ничем не прикрытому, не ведающему, где приклонить голову”.

Общественные катаклизмы начала столетия рождали в душе художников ощущение того, что мир перевернулся, а потому возникало стремление разгадать причины дисгармонии мира и души и найти пути исцеления. На поэзию серебряного века огромное влияние оказали учения таких религиозных философов, как В. Соловьев, Н. Федоров, Н. Бердяев и П.

Флоренский, которые выдвигали идеи вечной, божественной красоты и видели спасение мира в слиянии с Душой Мира, Вечной Женственностью.

Идеи эти были особенно близки творчеству символистов (А. Белый, К. Бальмонт, В. Брюсов, ранний А. Блок). Д.

Обратите внимание

Мережковский, идеолог так называемых старших символистов, считал, что новое мистическое искусство с помощью символов, вытекающих из тайных глубин души художника, должно открыть людям пути к постижению Божественной сущности мира. А.

Белый полагал, что искусство существует в тесной связи с религией, и его задача — “передавать в субъективно-лирических излияниях” голос Мировой Души. Эстетические принципы символистов складывались в соответствии со стремлением открыть незримое и спасти мир.

Вот, например, как формулирует идею своей книги “Пепел” А. Белый: “Пепел” — книга самосожжения и смерти, но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты дальнего, чтобы найти их в ближнем”.

Позже в русской поэзии выделилось направление, названное акмеизмом (“расцвет, высшая степень”) или адамизмом (“мужественно-твердый и ясный взгляд на жизнь”). Н. Гумилев, организатор этой группы поэтов, в которую входили С. Городецкий, В.

Кузьмин и, в ранний период творчества, А. Ахматова, О. Мандельштам, настаивал на иных, нежели чем у символистов, ценностях. Акмеисты утверждали чувство реальности, необходимость обращения к земному бытию и отточенное мастерство его воплощения.

Гумилев считал необходимым признание “самоценности каждого явления”, вытеснение культа “неведомого” “детски мудрым, до боли сладким ощущением собственного незнания”.

Однако ярко выражено и стремление привлечь внимание читателей не только к миру внешних явлений, но и к области более глубоких пластов человеческого бытия. Ассоциативный строй в стихах этих поэтов предметен, символистская многозначность образов отвергается. Вот, к примеру, как описывает А.

Ахматова атмосферу древних русских городов: Там белые церкви и звонкий, светящийся лед, Над городом древних алмазные русские ночи И серп поднебесный желтее, чем липовый мед. Одновременно с акмеистами на литературную арену выходят футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников, Д. Бурлюк, ранний Б.

Важно

Пастернак), позиция которых была скандально-эпатирующей: сбросить художников прошлого в “парохода современности”, отстаивать красоту “самоценного слова”.

Футуристы отрицали всю предшествующую культуру, в том числе старые ритмы и рифмы, грамматику языка, прежние темы. Футуристы — художники города, и они стремятся материализовать слово, воплотить в стихе стихию цвета (недаром многие из них были художниками) и звука, озвучить “безъязыкую” улицу. Работа над словом, звуками становилась самоцелью, иногда даже в ущерб смыслу.

Источник: http://www.testsoch.net/serebryanyj-vek-russkoj-poezii/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector