Анализ рассказа платонова июльская гроза

Уроки по рассказам Андрея Платонова «Корова» и «Июльская гроза»

Рассказ «Корова» читает учитель, интонационно выделяя ключевые слова, предложения. В оставшееся время учащиеся делятся впечатлениями от прочитанного.

Примерные вопросы:

    Как вы думаете, о чём этот рассказ? Каково ваше настроение после прочтения? О чём хочется думать, говорить? Может, вам захотелось посидеть в тишине и подумать о чём-то очень важном?

Домашнее задание. Собрать материал о Васе (портрет, какова мечта мальчика, что мы знаем о его родителях).

Урок 2

На этом уроке предстоит выяснить, что за герой перед нами и каковы его отношения с миром. Поэтому урок начинается с проверки домашнего задания.

— Что вы узнали о Васе Рубцове?

— Может ли это быть характеристикой любого другого мальчика? Почему?

— О чём мечтают дети такого возраста, как Вася? О чём мечтаете вы? Посмотрим, о чём мечтает Вася.

— Это мечта обычного ребёнка. Но в чём её особенность?

— Назовите события, произошедшие в жизни Васи. Обратимся к первому — встреча мальчика с неизвестным человеком.

— Каково лексическое значение слова ЧЕЛОВЕК? Каким содержанием наполняет это слово автор? Какие моральные качества ценит Платонов? Запишите в тетрадь свои размышления.

— Скажите, в какое время года происходит действие в рассказе?

— Чьими глазами мы воспринимаем эту картину? Охарактеризуйте человека, который так глубоко чувствует природу.

— Перескажите эпизод встречи Васи с машинистом и зачитайте ключевые слова из их диалога.

Необходимо обратить внимание на ключевые слова при описании паровоза: “паровоз бился в тяжёлой работе”, “машине было трудно”, “Вася хотел побыть около неё, словно этим он мог разделить её участь”, “паровоз работал с таким напряжением, что из трубы его вылетали кусочки угля и слышалась гулкая дышащая внутренность котла”, “а ты ступай помогай паровозу”, “паровоз враз… завертел колёсами на месте, точно узник, бросившийся бежать на свободу”.

— Какую часть речи автор использует при описании паровоза? Можно ли это применить для характеристики действий человека?

Назовите литературный приём, используемый Платоновым. Чьими глазами мы воспринимаем паровоз?

— Как вы понимаете значение слов машиниста, который называет Васю “полным человеком”?

— Когда же Вася ощущает себя “полным человеком”?

Домашнее задание. Собрать материал о корове, перечитать сочинение Васи и поставить за него оценку. Обосновать её.

Урок 3

Обобщающее слово учителя. На прошлом уроке мы размышляли о том, кто такой человек, каким содержанием наполняет это слово Платонов в рассказе «Корова». Мы пришли к выводу, что “полный человек” — это такой, который воспринимает окружающий мир живым, это человек, который не мыслит себя без связи с этим миром. А мир, в свою очередь, волнует и влечёт его.

Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: в чём счастье “полного человека”? (Центральный вопрос урока записан на доске.) Эпиграфом к уроку взяты слова Платонова: “…

исполняется моя долгая детская мечта — стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей я каждого знаю, с каждым спаяно моё сердце”.

— Давайте обратимся к вашему домашнему заданию.

Совет

Описание коровы: “серая степная корова черкасской породы”, “добрые тёплые глаза, обведённые тёмными кругами, словно корова была постоянно утомлена и задумчива”, “нежное, покойное вымя с маленькими осохшими сосками”, “крепкий короткий подгрудок и выступы сильных костей спереди”, “нежадный рот”.

— Какой вывод мы можем сделать?

— Какие ещё эпизоды из рассказа подтверждают нашу мысль?

Обратите внимание

Затем учащиеся перечисляют действия коровы, и учитель обращает их внимание на синтаксические конструкции. Какие предложения перед нами: простые или сложные? Почему автор использует такие длинные, тяжеловесные фразы? Обратите внимание, какое слово я употребила.

— Какие слова вы сами подберёте для того, чтобы описать состояние коровы?

— А что же наш герой?

— Как назвать состояние Васи одной фразой?

— Какой фразеологизм мы можем употребить для характеристики человека, который способен вместить в собственное сердце чужую боль?

— Давайте подумаем, в чём счастье людей, подобных Васе?

В этой части урока можно поразмышлять вместе с учениками о том, что такое счастье, что значит быть счастливым. Счастливый — испытывающий полное и высшее удовлетворение, очень довольный, полный радости (из словаря под ред. Н. М. Шанского).

— Прочитайте сочинение Васи. Определите его тему, жанр, идею. Выставите оценку.

— Почему, несмотря на ваши замечания, рука не поднимается ставить “двойку”? Почему автор не рассказал о том, как оценила учительница это сочинение?

— Как вы думаете, какой это вопрос?

— Как ответил бы на этот вопрос герой рассказа и сам автор?

Домашнее задание. Прочитать к уроку внеклассного чтения рассказ «Июльская гроза». Собрать материал о героях: Наташе, Антошке, их родителях, дедушке и бабушке.

Рассказ «июльская гроза»

Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве Платонова и знакомимся с рассказом «Июльская гроза».

Когда герой рассказа четырёхлетний Антошка “смотрел на склонённые колосья”, он “понимал, что это растёт хлеб, первое добро жизни, чем держатся люди”. Нам предстоит ответить на вопрос: “А чем ещё держится человеческая жизнь?”

— Передайте краткое содержание рассказа.

Уточним одну деталь: возраст героев.

— Итак, герои рассказа — дети.

Проследим, как ведёт себя каждый из детей по дороге к бабушке.

Антоша: “…он теперь обнял сестру вокруг шеи и дремал, свесив голову на плечо Наташи”.)

— Каково психологическое состояние Наташи? Как автор объясняет, почему успокоилась Наташа? Охарактеризуйте состояние Антона и сделайте вывод о том, какие отношения существуют между детьми в данный момент.

— Кого встречают дети по дороге? Зачитаем портрет старичка: “…из глубины хлебов вышел худой, бедный старичок с голым, ничем не заросшим незнакомым лицом, ростом он был не больше Наташи, обут в лапти, а одет в старинные холщовые портки, заплатанные латками из военного сукна, и он нёс за спиной плетёную кошёлку”.

— Какие детали в портрете старичка автор делает значимыми и почему? О чём эти детали говорят вам?

— Посмотрим, как ведут себя дети и старичок при встрече.

— Покажите с помощью ключевых слов разницу в поведении героев и скажите, с какой целью автор подчёркивает эту разницу.

— Как сам автор объясняет существующую разницу в поведении?

— Обратим внимание на отдельные словосочетания — “болящее счастье”, “бессмертная жизнь”, — а также на предложение с противительным союзом А. Как вы понимаете значение этих синтаксических единиц?

— В рассказ Платонов вводит ещё ряд персонажей старшего поколения. Что мы знаем о них?

— Как вы назовёте человека с такой мечтой? На какого героя он похож?

— А бабушка детей? Как она ведёт себя при появлении детей?

— …чем же мне жить-то, кроме вас!”)

Далее учащиеся по ролям читают диалог детей и бабушки до слов: “…и пошла в выход за припасами, обрадованная, что добра у неё много и есть кого кормить”.

— Давайте подумаем, с какой целью писатель вводит в рассказ о детях несколько представителей старшего поколения.

— Почему же дети не задерживаются у бабушки надолго несмотря на такую заботу о них?

— …Я к маме хочу, — попросился Антоша”.)

— Какие детали передают психологическое состояние детей?

— Что происходит в дороге? Понаблюдайте, как ведут себя дети в грозу.

— Как этот момент обозначен в композиции рассказа? (Кульминация рассказа, где мы наблюдаем единение детей.)

— Давай копать яму, мы туда спрячемся…

— Вы ктой-то? — хрипло спросил их близкий, чужой голос”.

— Поработаем со словом писателя. “Желая согреться”. О каком тепле идёт речь? “Близкий и чужой голос”. У Платонова эти понятия однородны. Как вы понимаете их однородность?

— Кто спасает детей? Необходимо провести работу, подобную той, что уже проводилась, когда мы впервые встречались с этим персонажем: портрет, действия.

В портрете старика привлекает повтор (“ничем не заросшим лицом”), подчёркивающий открытость старика.

Действия: “…он надел свою шапку на голову Антошки и, согнувшись, касаясь руками земли, велел ребёнку полезать к нему в кошёлку за спиной… Ещё раз пригнулся, взял Наташу себе спереди на руки и пошёл под дождём… унося на себе двоих детей. У старика надулись жилы на шее, он сгорбился, дождь и пот обливали его тело и лицо, но он шёл привычно и терпеливо.

— Спасибо град не пошёл. Он бывает с голубиное яйцо — побил бы детей”.

Читайте также:  Абадонна в романе мастер и маргарита булгакова сочинение

Следовательно, несмотря на свою старость, старик терпеливо несёт детей домой, переживая при этом, что град мог побить детей, а не его.

— Давайте подумаем, случайно ли автор акцентирует наше внимание на том, что пожилой человек спасает детей? Как это выражается в разговоре председателя с отцом детей?

Зачитывается эпизод со слов “Егор Ефимович его знал…” до слов “Ребятишки — дело непокупное, и для сердца они больны, как смерть, а бык не то, быка и второй раз за деньги можно купить”.

Значит, заботиться нужно о детях ради будущего, передавая весь свой опыт — и общения, и любви, и жизни — им.

— На фоне чего разворачиваются все описанные события?

— Следовательно, всё это надо сохранить, чтобы каждый чувствовал и видел эти неяркие приметы своей малой родины. А возможно это лишь соблюдая принцип “возлюби ближнего своего как самого себя”, не нарушая, а сберегая связь времён и поколений.

Источник: http://www.sochuroki.com/uroki-po-rasskazam-andreya-platonova-korova-i-iyulskaya-groza/

Уроки по рассказам Андрея Платонова «Корова» и «Июльская гроза» (стр. 1 из 2)

Галина Медведева

г. Александров, Владимирская область

Рассказ «Корова»

Урок1

Рассказ «Корова» читает учитель, интонационно выделяя ключевые слова, предложения. В оставшееся время учащиеся делятся впечатлениями от прочитанного.

Примерные вопросы:

Как вы думаете, о чём этот рассказ?

Каково ваше настроение после прочтения?

О чём хочется думать, говорить?

Может, вам захотелось посидеть в тишине и подумать о чём-то очень важном?

Домашнее задание. Собрать материал о Васе (портрет, какова мечта мальчика, что мы знаем о его родителях).

Урок2

На этом уроке предстоит выяснить, что за герой перед нами и каковы его отношения с миром. Поэтому урок начинается с проверки домашнего задания.

—Что вы узнали о Васе Рубцове?

(“Сын хозяина” коровы, “он ходил в колхозную семилетку за пять километров от дома и учился там в четвёртом классе”, “Вася любил ходить в школу”, жил он на маленьком дворе путевого сторожа. )

—Может ли это быть характеристикой любого другого мальчика? Почему?

(Эти общие сведения дают право сказать, что Платонов говорит о человеке вообще, в данном случае — о ребёнке. )

—О чём мечтают дети такого возраста, как Вася? О чём мечтаете вы? Посмотрим, о чём мечтает Вася.

(“. . . Слушая учительницу и читая книги, он воображал в своём уме весь мир, которого он ещё не знал, который был, как он думал, вдали от него. Нил, Египет, Испания, Дальний Восток, великие реки. . . — всё это волновало Васю и влекло к себе. Ему казалось, что все страны и люди давно ожидают, когда он вырастет и придёт к ним”. )

—Это мечта обычного ребёнка. Но в чём её особенность?

(Необычна мечта мальчика по масштабам, по её наполнению, по содержанию. )

—Назовите события, произошедшие в жизни Васи. Обратимся к первому — встреча мальчика с неизвестным человеком.

(Пересказ эпизода со слов “Однажды благодаря тихому ходу поезда. . . ” до слов “. . . надо было жить дальше и думать и чувствовать другое”. )

—Каково лексическое значение слова ЧЕЛОВЕК? Каким содержанием наполняет это слово автор? Какие моральные качества ценит Платонов? Запишите в тетрадь свои размышления.

Важно

Попытаемся пронаблюдать, проанализировать отношения Васи с миром людей и миром природы.

—Скажите, в какое время года происходит действие в рассказе?

(Учитель зачитывает описание осени так, чтобы ребята услышали обилие шипящих и свистящих звуков: “стояла осень”, “пустые, отрожавшие, отшумевшие поля, выкошенные, заглохшие, скучные”, “сейчас начинались вечерние сумерки”, “серой наволочью”, небо “смежалось тьмою”, “ветер, что весь день шевелил остья скошенных хлебов и голые кусты, омертвевшие на зиму, теперь сам улёгся в тихих, низких местах земли и лишь еле-еле поскрипывал флюгаркой”, “песнь осени”. )

—Чьими глазами мы воспринимаем эту картину? Охарактеризуйте человека, который так глубоко чувствует природу.

(Вася живёт в гармонии с природой, в состоянии единения с ней. )

—Перескажите эпизод встречи Васи с машинистом и зачитайте ключевые слова из их диалога.

(Со слов “Последние вагоны прошли мимо Васи совсем тихо” до слов “У тебя зажато — тележка под тендером”. )

Необходимо обратить внимание на ключевые слова при описании паровоза: “паровоз бился в тяжёлой работе”, “машине было трудно”, “Вася хотел побыть около неё, словно этим он мог разделить её участь”, “паровоз работал с таким напряжением, что из трубы его вылетали кусочки угля и слышалась гулкая дышащая внутренность котла”, “а ты ступай помогай паровозу”, “паровоз враз. . . завертел колёсами на месте, точно узник, бросившийся бежать на свободу”.

—Какую часть речи автор использует при описании паровоза? Можно ли это применить для характеристики действий человека?

Назовите литературный приём, используемый Платоновым. Чьими глазами мы воспринимаем паровоз?

(Следовательно, мир для Васи оживает, неживое видится ему живым. )

—Как вы понимаете значение слов машиниста, который называет Васю “полным человеком”?

На доске сделана запись в помощь ученикам: полный (человек) — 1) содержащий что-то внутри (синоним); 2) наполненный (однокоренные) — наполнить, заполнить.

—Когда же Вася ощущает себя “полным человеком”?

Домашнее задание. Собрать материал о корове, перечитать сочинение Васи и поставить за него оценку. Обосновать её.

Урок3

Обобщающее слово учителя. На прошлом уроке мы размышляли о том, кто такой человек, каким содержанием наполняет это слово Платонов в рассказе «Корова». Мы пришли к выводу, что “полный человек” — это такой, который воспринимает окружающий мир живым, это человек, который не мыслит себя без связи с этим миром. А мир, в свою очередь, волнует и влечёт его.

Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: в чём счастье “полного человека”? (Центральный вопрос урока записан на доске. ) Эпиграфом к уроку взяты слова Платонова: “. . .

исполняется моя долгая детская мечта — стать самому таким человеком, от мысли и руки которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей я каждого знаю, с каждым спаяно моё сердце”.

—Давайте обратимся к вашему домашнему заданию.

Совет

Описание коровы: “серая степная корова черкасской породы”, “добрые тёплые глаза, обведённые тёмными кругами, словно корова была постоянно утомлена и задумчива”, “нежное, покойное вымя с маленькими осохшими сосками”, “крепкий короткий подгрудок и выступы сильных костей спереди”, “нежадный рот”.

—Какой вывод мы можем сделать?

(Платонов очеловечивает корову. )

—Какие ещё эпизоды из рассказа подтверждают нашу мысль?

(“Из одного вагона с живностью закричала чужая безвестная телушка, и тогда из сарая ей ответила протяжным, плачущим голосом корова, тоскующая о своём сыне”. “Корова теперь ничего не ела; она молча и редко дышала, и тяжкое, трудное горе томилось в ней. . . ” до слов “. . . чтобы обессилить себя и своё горе”. )

Обратите внимание

Затем учащиеся перечисляют действия коровы, и учитель обращает их внимание на синтаксические конструкции. Какие предложения перед нами: простые или сложные? Почему автор использует такие длинные, тяжеловесные фразы? Обратите внимание, какое слово я употребила.

(Длинные, протяжные конструкции — словно плач, словно грустная мелодия. Здесь будет уместно вспомнить о “песни осени” как предвестнике страшного события — смерти коровы. )

—Какие слова вы сами подберёте для того, чтобы описать состояние коровы?

(Она не находит себе места, мечется, не знает, куда уйти, убежать, спрятаться от этого горя, с кем поделиться. )

Значит, в описании коровы Платонов использует прилагательные, глаголы, которые помогают нам почувствовать всю боль, всё неуёмное горе коровы.

—А что же наш герой?

(“Днём и вечером к ней в гости приходил мальчик. . . и гладил её по шерсти около головы”, “Ты не скучай, твой сын выздоровеет”, “долго гладил и ласкал корову”, “взял ломоть хлеба, посыпал его солью и понёс корове”, “обнял корову. . . чтоб она знала, что он понимает и любит её”, “сидя в школе, он всё думал о ней, а из школы бежал домой бегом”. )

Читайте также:  Сочинение анна марковна в рассказе яма куприна (характеристика и образ)

—Как назвать состояние Васи одной фразой?

(Понимает горе коровы, заботится о ней, ласково относится. )

—Какой фразеологизм мы можем употребить для характеристики человека, который способен вместить в собственное сердце чужую боль?

(Человек с золотым сердцем. )

—Давайте подумаем, в чём счастье людей, подобных Васе?

В этой части урока можно поразмышлять вместе с учениками о том, что такое счастье, что значит быть счастливым. Счастливый — испытывающий полное и высшее удовлетворение, очень довольный, полный радости (из словаря под ред. Н. М. Шанского).

—Прочитайте сочинение Васи. Определите его тему, жанр, идею. Выставите оценку.

(Учащиеся замечают, что сочинение не по теме, написано в жанре исповеди, в нём допущен ряд ошибок. Одна из них — “умерла от поезда”. )

—Почему, несмотря на ваши замечания, рука не поднимается ставить “двойку”? Почему автор не рассказал о том, как оценила учительница это сочинение?

(Не ради оценки писал сочинение Вася, а ради того, чтобы рассказать всем людям о том событии, которое до глубины души потрясло его, что помогло решить очень важный вопрос. )

—Как вы думаете, какой это вопрос?

(Как следует жить, чтобы тебя называли “полным человеком”?)

—Как ответил бы на этот вопрос герой рассказа и сам автор?

(Внимание учеников обращается на эпиграф урока. Он читается, и ведётся работа с ключевыми словами. )

Домашнее задание. Прочитать к уроку внеклассного чтения рассказ «Июльская гроза». Собрать материал о героях: Наташе, Антошке, их родителях, дедушке и бабушке.

РАССКАЗ «Июльская гроза»

Сегодня мы продолжаем разговор о творчестве Платонова и знакомимся с рассказом «Июльская гроза».

Когда герой рассказа четырёхлетний Антошка “смотрел на склонённые колосья”, он “понимал, что это растёт хлеб, первое добро жизни, чем держатся люди”. Нам предстоит ответить на вопрос: “А чем ещё держится человеческая жизнь?”

—Передайте краткое содержание рассказа.

Уточним одну деталь: возраст героев.

(“Девятилетняя Наташа” и “четырёхлетний Антон”. )

—Итак, герои рассказа — дети.

Проследим, как ведёт себя каждый из детей по дороге к бабушке.

(Наташа: “. . . несла брата на руках, когда он жалостно поглядывал на неё от усталости”; “с испугом вглядывалась в эту рожь, не покажется ли кто-нибудь из её чащи, где обязательно кто-нибудь живёт и таится, и думала, куда ей тогда спрятать брата, чтобы он хоть один остался живым. . .

И старшая сестра повязала брату платок на голову, а сама пошла простоволосая, так ей было спокойнее на душе”; она “огляделась вокруг — когда же будет Панютино? — и увидела крылья мельницы, подымающиеся из-за её дальних хлебов.

Девочке теперь стало не так страшно находиться под безлюдным солнцем, в грустном шуме ржи и в тишине ровного полуденного ветра. . . ”; она “понюхала воздух — пахло соломой, молоком, горячей землёю, отцом и матерью.

Это было ей знакомо и мило, и девочка понесла брата дальше”; девочка “вся согнулась от тяжести брата; одной своей рукой она удерживала обнимавшие её руки Антоши, чтоб они не разлучились, а другой ухватилась за его штанину, чтоб ноги мальчика не висели в воздухе и он не сползал вниз”.

Источник: http://MirZnanii.com/a/205254/uroki-po-rasskazam-andreya-platonova-korova-i-iyulskaya-groza

Тайна Платонова

1. /с.воложин тайны платонова.doc Тайна Платонова

  И вот тут стоит задуматься об одной странной особенности Платонова, сверхистрического оптимиста, представителя, в сущности, в веках повторяющегося Высокого Маньеризма, вклинивающегося между в веках же повторяющимися Поздним Возрождением и Барокко.

Странный он сверхисторический оптимист — этот Платонов. Величайший из его предшественников по повторяющемуся Высокому Маньеризму — Шекспир времени написания “Гамлета” — сделал своего “Гамлета” очень мрачным произведением. “В “Гамлете” преобладают образы, связанные со смертью, гниением, разложением, болезнью”,- писал известный шекспировед Аникст.

А у Платонова зло какого-то другого знака. Как с другого полюса ветер: у Шекспира — с северного, у Платонова — с южного. Место действия у Платонова — если не пустыня, то чаще всего степь, время — чаще всего лето. И эти степь и лето ощериваются своей сушью, зноем — изнуряющими и угнетающими своими качествами.

Но это — зло, являющееся продолжением добра: тепла и света. Как у Чюрлениса финал “Сонаты Лета”: благословляющая (жест — рука вверх) фигура какая-то… а это — печь раскаленная, жару которой летом никто не просит, и никому не нужно такое благословение.

Обратите внимание

У Шекспира — гниение, разложение; у Платонова — в “Неизвестном цветке” — усыхание; в “Реке Потудани” — чуть не солнечный удар (сон Никиты под солнцем), оцепенение ожидания весны (рекою и Никитой с Любой), прозябание Никиты в мусорщиках на летнем базаре; прозябание, оцепенение и усыхание в рабстве; самосожжение в огне войны; агония летнего вечернего освещения.

У Шекспира — отвращение к действительности, слишком мерзкой, если поглядеть из благого сверхбудущего. А у Платонова — робость перед действительностью, в которую проникло сверхбудущее, да как-то так (крайностями своими), что оказалась эта действительность совсем не благом, или, оказалось, в будущем грозит явиться не благом (от другой крайности).

Все по крайностям,- говорят теперь, в перестройку,- бросается шалая Россия… А Платонов это же самое, правда, в очень неявном виде сказал “Июльской грозой”.   Фабула там такова: дети по жаре пошли в гости к бабушке в соседнюю деревню, а придя, сразу ушли обратно, и их застала гроза; прохожий принес их домой.

Кто поймет тайный пафос этого почти бессюжетного рассказа? — Так вот, он — в неприятии крайностей.

Мучается девятилетняя Наташа, неся тяжелого четырехлетку, брата своего Антошку, мучается Антошка от непосильной для него долгой ходьбы, мучается вся природа от июльской жары.

Посмотрите, какой набор слов сконцентрировал Платонов для обозначения своего отношения к одной из крайностей блага тепла и плодородия (это самое начало рассказа).

И если в касающемся Наташи и Антошки еще можно услышать их голоса, то в касающемся природы — уж точно голос только автора:  

Долго шла девятилетняя Наташа со своим меньшим братом Антошкой из колхоза “Общая жизнь” в деревню Панютино, а дорога была длиною всего четыре километра, но велик мир в детстве…

Наташа попеременно то несла брата на руках, когда он жалостно поглядывал на нее от усталости, то ставила его обратно на землю, чтобы он шел своими ножками, потому что брат был кормленый, тяжелый, ему уже сравнялось четыре года, и она умаривалась от него.

По обочинам жаркой, июльской дороги росла высокая рожь, уже склонившая голову назад к земле, точно колосья почувствовали утомление от долгого лета и от солнца стали теперь стариками. Наташа с испугом вглядывалась в эту рожь, не покажется ли кто-нибудь из ее чащи…”

Зло, в общем, являющееся продолжением добра. А вот характеристика противоположной благости — дождя после жары (если благость эта — крайность):  

Вихрь настиг детей и ударил в них песком, землей, листьями, стеблями травы и деревенским сором

Важно

Вместе с вихрем, сквозь его горячую пыль, пошел град и стал бить в хлеб, в землю и в Наташу с Антошкой… Антошка увидел молнию, вышедшую из тьмы тучи и ужалившую землю…

молния подобралась обратно в высоту неба, и оттуда она сразу убила одинокое дерево, что росло посреди сельской улицы около деревянной закопченной кузницы. Дерево вспыхнуло синим светом, точно оно расцвело, а затем погасло и умерло, и молния тоже умерла в дереве…

Крыша кузницы теперь занялась живым огнем; пламя сушило намокшие доски и горело. Уже бежали люди на деревенский пожар… Оттуда, из-за реки шла страшная долгая ночь; в ней можно умереть, не увидев более отца с матерью, не наигравшись с ребятами на улице около колодца, не наглядевшись на все

Антошка прижался к сестре и заплакал от страха. Он боялся, что горит кузница, идет туча, и снова сверкает гроза… Опять начался дождь, и после каждого раздраженного света молнии, после каждого удара грома дождь шел все более густо и скоро.

Читайте также:  Сочинение по картине нисского февраль. подмосковье 5 класс описание

Из тьмы неба теперь проливался сплошной поток воды, который бил в землю с такой силой, что разрушал и разворачивал ее, словно дождь пахал поле… Наташа измучилась вся… ей подумалось, что вдруг Антошка помрет, а она одна уцелеет,- и тогда Наташа закричала криком, как большая женщина…”

Это — природные крайности, образ социальных. А вот — что за люди двигают общество к крайностям или потакают им (и тут тоже, думаю, не надо пенять, мол, голос персонажей,- а не автора,- негативен):  

ведь ее старик всему верит, ему лишь бы самому жить было интересно и удивительно, а как другие на самом деле живут, он не знает.

Он только и ждет, только и надеется, что в мире случится что-нибудь: либо солнце потухнет, либо чужая звезда близко подлетит к земле и осветит ее золотым светом на вечное заглядение всем… Ульяна Петровна посмотрела тесто и тяжело вздохнула: “Как я жизнь прожила с таким мужиком!..

Совет

Ему никогда ничего и не надо было, а всего-навсего сидеть где попало да беседовать с людьми о самой лучшей жизни, что будет и чего не будет, а дома смотреть на свое добро и думать — когда ж это в огне сгорит или в воде потонет, когда все переменится, чтоб ему нескучно было!..”

Или вот — ультрабдительный председатель колхоза “Общая жизнь”. Уж до того опекает колхозников — племенного быка не дает перегнать отцу промокших ребятишек, раз этот отец настолько безответственен, что сидит в грозу и не беспокоится, где там дети, успели ли дойти до бабушки. Детки тоже рационализмом, чувством меры не отличаются. Пришли к бабушке. В гости. Долго все-таки шли.

Ну, и чего было сразу уходить? Даже не угостившись. Дети, правда. Что с них возьмешь!?. А все-таки… Иррациональная Россия. По крайней мере, изрядная часть ее, определяющая… Впрочем, Платонов хоть против крайностей, но это вовсе не значит, что он — за центр между ними. То, за что Платонов,- не в центре, а сдвинуто: влево (как когда-то, до перестройки, говорили) или — вверх.

Наташа, собственно, главный герой рассказа. И вот за себя она во время всех передряг не переживает. Боясь ржаной чащи, она в первую очередь думает, “куда спрятать брата, чтобы он хоть один остался живым”. И — надевает на него свой платок — “девочек меньше трогают”. Единственный блин Наташа захватывает, удирая от бабушки,- для Антошки.

Во время грозы она испугалась не за себя, что помрет, а за Антошку, и что уцелеет она одна. И мечтательница она — звездное небо любит. Как дедушка. И дедушка-мечтатель, собственно, не вредный для людей.

А встречный незнакомый дедок (явно никак не осуждаемый) — аж самоотверженный буквально: хоть ему сердце заболело от жары, он через короткое время после боли, в грозу, на руках отнес на себе сразу двух детей домой.

И аскетизм (опять аскетизм) с симпатией в этом рассказе упомянут: дети под грозой — “уже начали привыкать мучиться”; у слабосильного дедка под тяжестью двух детей “надулись жилы на шее, он сгорбился, дождь и пот обмывали его тело и лицо, но он шел привычно и терпеливо по грязи и воде”.

Сдвинут у Платонова идеал к аскетизму и к общественному. Он лишь против показной — как у председателя колхоза — ориентации на общественное да против искренней крайности.   И потому, что идеал Платонова сдвинут “вверх”, далеко “вверх”,- он маньерист, как Шекспир времени создания “Гамлета”.

Есть, однако, еще одно отличие платоновского творчества от “Гамлета”.

Шекспир времени создания “Гамлета” совершенно не видел в современниках никакого родства с собой, пришельцем из сверхбудущего, а Платонов — видел: кротость, терпение, непритязательность, аскетизм малых мира сего, и в том — сила слабых: такие переживут века и донесут идеал Платонова, идеал сдержанности в материальном, до сверхбудущей эры коммунизма. Если б не в невидимое сверхбудущее был бы отнесен этот идеал, Платонова можно было б назвать умиротворенным человеком, знающим сегодняшнюю палочку-выручалочку будущего. Оттого и можно подумать на Платонова, что он барочного типа художник.   Вот и в “Июльской грозе” — вроде умиротворением кончается рассказ.  

— Право твое, согласился отец [у него только что отнял председатель колхоза накладную на быка].- Ишь ты — какой бдительный! Иль заботу о малолетних кадрах почувствовал? Но бык дело одно, а девчонка с мальчишкой совсем другое.

— Верно,- произнес председатель, пряча документ к себе, прочитав его весь снова.- Ребятишки — дело непокупное, и для сердца они больны, как смерть, а бык не то, быка и второй раз можно за деньги купить…

— Ух ты, во, гляди-ко!- с радостью всей своей души сказал вдруг старичок из племколхоза и, отодвинув блюдце, нечаянно бросил себе в рот еще кусок сахара.

Он перестал пить чай и засмотрелся на председателя, рыжеватого крестьянина лет сорока пяти, медленно глядящего на свет серыми, думающими глазами.

Наташе с Антошкой надоело слушать разговор, и они вышли на крыльцо.

Дождь еле-еле капал. Стало смирно и сумрачно кругом повсюду; листья деревьев и трав, уморившись, висели спящими до будущего утра. Лишь далеко-далеко, в чужих и темных полях, вспыхивали зарницы, точно это смежились глаза у усталой тучи.

— Давай опять завтра к бабке в гости пойдем,- сказал Антошка сестре.- Я не боюсь теперь. Я люблю грозу.

Наташа ничего не ответила брату. Ведь он еще маленький, измученный, и ругать его нельзя.

Мать отворила дверь и позвала своих детей есть. Мать уже сварила для них картошку и полила ее сверху яйцами, а потом сметаной. Пусть дети растут и поправляются”.

Обратите внимание

Это опять как у символиста (а можно сказать — маньериста) Чюрлениса в финале его цикла картин “Потоп”. Тихо, мирно, вода схлынула, суша обнажилась, вечер догорает в подрасчистившемся небе. Только… остаток тучи имеет вид гидры (что в предыдущих картинах цикла устроила потоп жаждущему городу).

И глаз той гидры совершенно бесчувственный: все может быть в будущем, и очень плохое тоже. Чреватый это покой. И у Платонова — чреватый.

Самоотверженная Наташа перенесет-то все (за счет самоотверженности).

Но что еще отколет непредсказуемый Антошка? Каким еще экивокам (все во благо, во благо) председателя будет еще двусмысленно восхищаться старичок из племколхоза? Какую еще сушь, жару и грозы обрушит на землю склонная к крайностям степная природа? “Сумрачно кругом повсюду…

Для веселия, если не планета, то Россия (по-нынешнему говоря) мало оборудована: было плохо от суши ультрааскетизма во имя коллективного — будет плохо от грозы эгоизма во имя сытости… До подозрительности слишком что-то питательна картошка, политая яйцами и сметаной. Не стошнило бы…

 

*

Я не буду доказывать на других произведениях, что с тех пор, как в СССР забрезжила перспектива удачи в построении государственного, административно-командного (или как его называть?) социализма, пафос платоновского творчества был — предупреждение об опасности безудержного материального потребления для коммунизма. (Наш крах в 80-х годах на этом пути соревнования с Западом доказал правоту Платонова.) И считаю, что вторую половину зрелого творчества писателя я прояснил. Но в том-то и парадокс платоновского феномена, что и в первую половину, когда Платонов предупреждал, казалось бы, о чем-то прямо противоположном — о (как минимум) сомнительности аскетизма, он от аскетизма как принципа не отказывался. Он лишь образно предлагал не доводить его до крайности и не вводить его против воли людей. И на границе этих двух половин его зрелого творчества была переходная повесть — “Джан”. Пишут — незаконченная. И если правду пишут- то не зря Платонов ее не закончил: в фальшь втянуло его в этой повести.    

Источник: http://www.podelise.ru/docs/index-422275-1.html?page=7

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector