Анализ романа они сражались за родину шолохова

«Они сражались за родину» краткое содержание: победа будет за нами

Михаил Александрович Шолохов, автор произведения “Они сражались за Родину”, говорил о своем творении следующее: “Здесь хочется изобразить наш народ, наших граждан, истоки его героизма… Я уверен, что мой долг как советского писателя это поход по обжигающим следам своих соотечественников в их противостоянии иноземному владычеству и сотворить произведение искусства одного уровня исторического значения с этим противостоянием.”

В книге подробно раскрыта жизненная судьба троих рядовых граждан Советского Союза — комбайнера Ивана Звягинцева, шахтера Петра Лопахина и агронома Николая Стрельцова. Чрезвычайно отличные друг от друга по характерам, их жизни оказались связаны на войне дружбой и безграничной преданностью Отчизне.

Николай удручен отступлением своего батальона и его собственной семейной трагедией: перед началом войны Стрельцова бросила жена и детей ему пришлось оставить у престарелой матери. Однако, это не мешает ему отчаянно биться с врагом. В жесткой схватке он был контужен и оглушен.

Обратите внимание

Попав в госпиталь, он убегает из него обратно в полк, в котором после сражений осталось лишь двадцать семь человек.

Встретив старых товарищей, он в ярких красках описал, что его состояние улучшилось и его место здесь, рядом с ними. С одной стороны этот поступок можно объяснить его храбрость и отчаянным нравом.

Но что если проведенное в лазарете время заставило Николая вспомнить о расставании с женой? Что если только находясь в пылу сражения он может забыть горечь предательства и одиночество, которое станет верным спутником одинокому человеку, который остался один на один с суровой послевоенной реальностью, которая на момент действия книги была бесконечно сумрачной. Все это читатель может прочитать между строк произведения Шолохова и задуматься о истинной глубине книги.

Петру Лопахину хотелось обнять Стрельцова, увидев и услышав его историю, но от внезапно нахлынувших чувств он не смог выдавить и слова. Иван Звягинцев, работавший до войны комбайнером, старался успокоить Стрельцова, повествуя о собственной якобы неудачной семейной жизни. Автор описывает эту историю с юмором и огромной долей добродушия.

Знакомство Шолохова с Лукиным, старым генералом, создала в книге совершенно нового персонажа — Стрельцова, родного брата Николая, генерала Красной Армии. В 1936 году его преследовали и репрессировали, но в 1941-м стране были нужны опытные офицеры и командиры.

После начала боевых действий Лукину был возвращен чин, сам он был освобожден и отправлен в состав вооруженных сил. 19-я армия генерала Лукина приняла удар 3-й танковой группы Германа Гота и дивизий 9-й армии генерал-полковника Адольфа Штрауса западнее Вязьмы. Целую неделю солдаты сдерживали натиск фашистов.

Сам генерал был серьезно ранен и пленен в ходе боя. Советский офицер мужественно и самоотверженно прошел через все невзгоды немецкого плена.

Лопахин очень тяжело переживает героическую смерть лейтенанта Голощекова. Все подробности его гибели описывает Старшина Поприщенко, стоя на могиле боевого товарища. Из его слов можно понять, насколько отважным он считает его поступок, поражаясь выносливости лейтенанта.

Важно

Теплые чувства у читателя обязательно вызывает повар Лисиченко, использующий любую возможность вырваться на передовую. Когда Лопахин спрашивает его о предстоящем ужине, Лисиченко рассказывает, что начинку котла щами он уже сделал и оставил двух раненых солдат за готовкой присматривать.

Фронтовая дружба — важный аспект, на котором играет автор.

Николай сильно переживает при отступлении, вспоминая, какими глазами их провожали местные жители. Но при этом осознавая, что поражения Красной Армии происходят по вине солдат и командиров, именно они и есть та сила которая должна противостоять врагу и у которой катастрофически не хватает опыта.

Звягинцев впервые наблюдает за тем, как языки пламени пожирают спелый хлеб на колхозном просторе. Он разговаривает с колосом: “Милый мой, вот это ты прокоптился! Дымом от тебя воняет, что от цыгана… Вот что с тобою проклятый фашист, окостенелая его душа, делает”.

Главная идея книги

Речь комдива Марченко — “пусть враг пока торжествует, но победа все равно будет за нами” — отражают оптимистическую и ободряющую идею произведения. В частности его частей, представленных публике в 1949 году.

В одной из сцен читатель наблюдает, как сотня бойцов и командиров двигается единой колонной, а затем автор направляет внимание на то, как тщательно воины хранили полковое знамя, пронеся его через все повествование.

Эти строки обязаны раскрыть самую важную часть в характере советских людей — это долг и верность. Ведь именно эти черты привели наш народ к победе.

Необходимо вспомнить о встрече Михаила Шолохова со Сталиным, которая состоялась 21 мая 1942 года, когда писатель вернулся с передовой, чтобы отпраздновать свой день рождения. Генералиссимус позвал Шолохова к себе и в ходе беседы настоял написать роман, который бы “правдиво и ярко изображал героизм солдат, и смекалку командиров.”

В 1951 году Михаил Александрович признался, что больше всего у него получается описывать переживания простых людей, которых коснулась война, нежели описывать “гениальность” советских полководцев того периода. И на это есть свои причины.

И тем не менее, этот роман в первую очередь о людях. Предназначенные самой природой для другой, более высокой миссии, нежные и слабые, умеющие любить и жалеть, они взяли в руки винтовки, чтобы мстить и убивать.

Мировая война поменяла устоявшийся уклад жизни, перековала даже души людей, сделав слабых сильными, а робких смелыми. Даже самый скромный вклад в победу велик.

Подвиги советского народа бессмертны, пока память о них живет в нашем сердце.

Анализ произведения

Пейзажи в произведении тесно увязаны с военной атрибутикой. Непревзойденно описаны все батальные эпизоды романа. Благодаря сочным и живым картинам, которые автор играючи рисует в голове у своих читателей книга надолго врезается в память.

Мало кто способен пройти мимо этого произведения и остаться равнодушным.

К сожалению основная часть произведения была утрачена и свет вышли лишь отдельные главы, но только по этим частям можно понять насколько душевная и сильная книга была написана Шолоховым.

Слишком отчетливо в памяти российского народа сохранилась память о той ужасной войне. По книге “Они сражались за Родину” Сергей Бондарчук, настоящий мастер военного кинематографа, поставил одноименный фильм, который так же удостоился множества наград. Его посмотрели больше 40 миллионов советских граждан.

Совет

Талант автора ярко проявился в этом произведении, которое до сих пор находит своих читателей, в том числе среди молодых патриотов, которым в скором времени придётся защищать свою страну и исполнять свой долг перед отчизной.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/mihail-sholohov/oni-srazhalis-za-rodinu.html

Образ солдата-патриота в романе М. А. Шолохова «Они сражались за Родину»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кировская средняя общеобразовательная школа №5

Образ солдата-патриота в романе М.А.Шолохова

«Они сражались за Родину»

Работу выполнила ученица 10 класса

МБОУ Кировская СОШ№5

Кагальницкого р-на

Ростовской обл.

Агафонова Полина

Научный руководитель

учитель русского языка и литературы

Очкурова Е.Г.

2013год

-1-

Талант Михаила Александровича Шолохова (1905- 1984) наиболее ярко проявился в романе «Они сражались за Родину», который пользуется огромным читательским спросом и воспитывает в людях патриотизм. В последнее время часто встаёт вопрос об истинном патриотизме. Смогло бы наше поколение также выстоять? Я хочу раскрыть в романе новые качества советского воина-патриота, которые так возвысили эту войну.

Актуальность данной темы не вызывает сомнений, поэтому целью моей работы стало формулирование выводов о своеобразии воплощения героизма в романе. А также доказательство, что патриоты – это обычные люди, с их горестями и радостями, недостатками и достоинствами.

Михаил Александрович был не только писателем, но и человеком, который прошел Великую Отечественную войну, который видел все события своими собственными глазами, а это не могло не оказать на него впечатления.

Именно роман «Они сражались за Родину» позволяет нам наиболее полно и глубоко понять и почувствовать всё то, что произвело на писателя неизгладимое впечатление. Роман писался писателем в три этапа: в 1942-1944, 1949 и 1969 годах.

Он является ярким примером патриотизма, любви к Родине, к родной земле, к людям, живущим на этой земле.

В романе многогранно раскрыта судьба трех рядовых людей – Ивана Степановича Звягинцева, Петра Федотовича Лопахина и Николая Семеновича Стрельцова. Эти трое мужчин очень отличаются характерами, но их объединяет одно, пожалуй, самое главное чувство – чувство любви и преданности к Родине и мужская, по-настоящему крепкая, дружба.

Николай Стрельцов угнетен отступлением своего полка и личным горем: перед войной от него ушла жена, детей оставил у старой матери. Однако это не мешает ему доблестно сражаться, героически защищая свою Родину. Защищая свою землю и свой народ, Стрельцов был контужен и оглох.

Но даже, несмотря на это, он убегает из госпиталя, в котором осталось всего 27 человек. Он говорит: «Кровь из ушей у меня перестала идти, тошноты почти прекратились. Чего ради я там валялся бы… А потом, я просто не мог там оставаться.

Полк был в очень тяжелом положении, вас осталось

-2-

Обратите внимание

немного… Как я мог не прийти? Драться рядом с товарищами ведь можно и глухому, верно, Петя?»

Петр Лопахин, который является шахтером, очень восприимчивый человек, он очень тяжело переживает гибель героически сражавшегося лейтенанта Голощекова. Он очень ценит дружбу, установившуюся между ним и его товарищами, крайне обеспокоен потерями солдат и героически защищает свою родную землю.

Иван Звягинцев, до войны бывший комбайнером, настоящий богатырь, щедрый и простодушный человек, искренне старается утешить Стрельцова, жалуется сам ему на свою неудачную семейную жизнь. Он всегда поддерживает своих товарищей и не позволяет им упасть духом, говорит, что победа будет за ними.

Все трое героев тяжело переживают события войны, огромные потери, отчаиваются и лишаются смелости идти дальше, но их мужская, настоящая дружба не позволяет им покориться разрушительной силе фашистских захватчиков. Их дружба, вера в победу, любовь и преданность Родине не позволяют им сломиться, они готовы идти до победного конца.

Каждый из них делает все возможное, все, что в его силах. Например, Лопахин во время боя подбил танк и сбил тяжелый бомбардировщик. Но каждая неудача, каждая ошибка тяжело воспринимаются и переживаются. Например, Стрельцов при отступлении переживает: «…какими глазами нас провожают жители…».

Лопахин тоже переживает это, но отвечает: «Бьют нас? Значит, поделом бьют. Воюйте лучше, сукины сыны!». Звягинцев же впервые видит горящий спелый хлеб на степном просторе. Его душа «затосковала».

Он говорит с колосом, как с живым человеком, который так же дышит, видит, чувствует: «Милый ты мой, до чего же ты прокоптился! Дымом – то от тебя воняет, — как от цыгана…Вот что с тобою проклятый немец, окостенелая его душа, сделал».

Любовь к родимой земле настолько сильна, что каждый лик ее видится в каждом колоске, ощущается в дуновении свежего ветерка, звучит в журчании чистого родника… Описания природы в романе неразрывно связаны с военной обстановкой. Например, перед глазами Стрельцова стоит убитый юный пулеметчик, упавший между

-3-

цветущих подсолнухов: «Может быть, это было красиво, но на войне внешняя красота выглядит кощунственно…».

Шолохов в своем романе очень глубоко и полно передает мироощущение простого русского солдата. Ему очень важно показать, что в процессе испытаний характер человека кристаллизуется, принимает четкие очертания, не окаменевает, но отвердевает. Солдаты в романе не только сражаются.

Они напряжены, переживают, волнуются за судьбу своей родной земли, говорят о целях войны, думают о боевых доблестях, вспоминают мирное прошлое, свои семьи, детей, любимых… Трагическое напряжение перед боем сменяют комические сцены и эпизоды, без которых не обошлось и на войне.

Важно

Эта глубокая полнота жизни является весьма примечательным качеством романов Михаила Шолохова. И она позволяет писателю истинную меру жизнестойкости народа. Позволяет понять одну очень важную жизнь: Жизнь огромного государства, великой державы связана с каждой человеческой жизнью.

Значительное место в романе занимают батальные картины. Описания сражений пронизаны чувством восхищения перед обыкновенными советскими людьми, совершающими подвиг. Каждый солдат старается сделать как можно больше для судьбы своей родины. Например, умирающий ефрейтор нашел в себе силы метнуть из разрушенного окопа бутылку с горючим.

В итоге – подожжен немецкий танк. Подвиг совершил не только Лопахин, подбив самолет и несколько вражеских танков. Подвигом также было и мужественное хладнокровие Звягинцева.

Композиционные чередования сцен мирной тихой жизни, короткой солдатской передышки и внезапно вспыхивающих жестоких боев с участием сотен танков, самолетов, минометов очень контрастны и неожиданны.

Читайте также:  Образ и характеристика минского в повести станционный смотритель сочинение

Роман очень правдиво рассказывает о войне, о товариществе. Неприкрашенная правда о том, как это действительно было.

И в ней, среди прочего легко просматривается еще одно: война войной, а солдаты еще едят, спят, ссорятся и мирятся, ухлестывают за молодками во встречных хуторах.

Правда о фронтовой действительности – в подробности, случае, бытовой общей картине, суждении героя. Художник дал нам внутренне все состояние

-4-

изнурительного марша, молитву под бомбами, безумие боли на операционном столе, мгновение перед смертью…

Совет

В этом романе солдаты проявляют, показывают стойкость национального характера. Они смеются не из слабости, не из мысли о том, что война – дело веселое, а потому что душа не сдалась! И не собирается сдаваться. Русский писатель и драматург В.И.

Немирович-Данченко так сказал об этом романе: «Соединение громадного героизма с невероятной простотой и юмором – средство, помогающее обнаружиться внутренним силам. Сам сюжет романа таков: История о том, как все вместе устояли, не сломились – вопреки тем жесточайшим обстоятельствам, что обрушивались на отступающую армию.

Необыкновенное терпение, выносливость, спокойствие, сила и умение не отчаиваться ни при каких обстоятельствах – все это черты национального характера, героического характера».

Итак,в романе просто и правдиво воспроизводится героизм советских солдат, фронтовой быт, товарищеские беседы, скрепленная кровью нерушимая дружба. Очень глубоко раскрыт русский национальный характер, ярко проявившийся в дни тяжелых испытаний.

Героизм русских людей лишен внешне блестящего проявления и предстает перед нами в скромном одеянии обыденного, повседневного быта, боев, переходов. Такое изображение войны приводит каждого читателя к выводу, что героическое не в отдельных подвигах, хотя и очень ярких, зовущих за собой, а вся фронтовая жизнь – подвиг .

А также мы поняли, что патриотом может быть каждый человек, который любит свою Родину.

«Они сражались за Родину» — это не только правда войны, это и своеобразное художественное свидетельство веры солдатской. Вера и любовь к Родине позволила русским солдатам устоять.

О романе сам Шолохов высказался так: «В нем мне хочется показать наших людей, наш народ, источники его героизма… Я считаю, что мой долг, долг русского человека и писателя – это идти по горячим следам своего народа в его гигантской борьбе против иноземного владычества и создать произведение искусства такого же исторического значения, как и сама борьба».

Приложение

  1. М.А.Шолохов «Они сражались за Родину» -М.: Современник, 1976.
  2. Бритиков А.Ф.Мастерство Михаила Шолохова. – М., 1964.
  3. Русские писатели 20 века. Биографический словарь/Гл. ред. И составитель – Н.Николаев. – М.,2000 год.
  4. Шолохов М.А. Россия в сердце: Сборник рассказов, очерков – М.,1975.
  5. Бирюков Ф.Г. Художественные открытия Михаила Шолохова. – М.,1995

Источник: http://uverenniy.ru/obraz-soldata-patriota-v-romane-m-a-sholohova-oni-srajalise-za.html

Краткое содержание Шолохов Они сражались за Родину

«Они сражались за Родину» — это роман о доблести, мужестве, силе воли и подвиге каждого советского солдата. Полк, из которого в живых осталось 117 человек, отчаянно защищает переправу через Дон. После нескольких танковых атак они отступают с боем.

Три друга служат в одном полку. Один из них – Петр Лопахин, в прошлом шахтер, жизнерадостный, веселый, любящий женщин всех возрастов и профессий.

Он верит в то, что советские солдаты не достигли определенного уровня ненависти к немцам, из-за этого и не умеют воевать. При этом он тяжело переживает смерть однополчан, демонстрируя глубину души.

Он с пониманием относится и к солдатам и к генералам, которых могут подвести и люди и обстоятельства.

Обратите внимание

Второй – Николай Стрельцов. Он в мирное время был агрономом. Серьезный, преданный Родине и своему полку, он болезненно воспринимает отступление.

Получив контузию, он сбегает из госпиталя, едва у него из ушей перестает идти кровь, и возвращается в родной полк. Он угрюмый, дома старушка-мать воспитывает его детей, т.к. жена их бросила.

Перед боем он часто видит мальчишку, похожего на сына, но не дает грусти завладеть собой. Он верит в то, что полк удержит немцев одной только ненавистью и энтузиазмом.

Третий – Иван Звягинцев – добродушный человек, считающий свой брак неудачным из-за жены, начитавшейся любовных романов, и сводившей его с ума разговорами о «высоком». Он болезненно воспринимает ужасы войны. Видя горящее поле пшеницы, бывший комбайнер разговаривает с колосьями, как с живыми людьми.

Подробно описывается героическая смерть лейтенанта Голощекова, который из последних сил, будучи «одной ногой в могиле», встал и поджег вражеский танк. Петр Лопахин восхищается его героизмом, хотя сам подбил немецкий танк и бомбардировщик.

После артобстрела в атаку снова пошли танки, а за ними пехота. В этой схватке ранило Звягинцева. Разорвавшаяся позади него бомба осколками застряла в спине и ногах солдата. Его вытащила с поля боя молоденькая медсестра.

К вечеру, после нескольких неудачных наступлений, немцы оставили намерение занять высоту. Полку было приказано отступать за Дон. Во время отступления прошли еще два немецких арт обстрела.

Опасаясь, что после отступления полк расформируют, а солдат отправят в тыл, Лопахин, Стрельцов, Некрасов и Копытовский приходят к старшине, с просьбой остаться на фронте. Поприщенко объясняет, что таким героическим солдатам, сохранившим знамя, выдержавшим все атаки, обязательно найдется место на фронте.

Важно

Он обещает отправить их в штаб дивизии. Там полк пополнят новобранцами и отправят на опасный и важный участок фронта.

В штабе полк встречал полковник Марченко. Командующий со слезами на глазах говорил слова благодарности отважным солдатам, сохранившим знамя и высоту. Всего старшина привел оставшихся в живых 27 солдат, трое из которых были ранены.

Шолохов считал своим долгом освятить войну с одной стороны, как ужас, сметающий все на своем пути, а с другой стороны возвысить силу и мощь русского народа, способного объединить все силы в борьбе с врагом.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • Краткое содержание Овидий Наука любви«Наука любви» Публия Овидия Назона написана еще в I веке н.э., но до сих пор не теряет культурной значимости, к ней возникает интерес у многих людей, потому что тема взаимоотношений между мужчиной и женщиной
  • Краткое содержание Астафьев Веселый солдатРоман В.П. Астафьева состоит из двух частей. В первой части, которая называется Солдат лечится, главный герой Сергей попадает в госпиталь для лечения полученной боевой травмы.
  • Краткое содержание Приключения Гекльберри Финна ТвенаГекльберри Финн главный герой романа и его друг Том нашли золото, спрятанное в пещере грабителями. Судья Тетчер положил деньги мальчиков в банк под проценты. Гека взяла на воспитание вдова Дуглас вместе с сестрой мисс Уотсон.
  • Краткое содержание Ломоносов Пётр ВеликийДействие происходят в 1702 году, с этого и начинается первая песня. Царь Петр направился в город Архангельск, где грозят войной шведы. Узнав, что приезжает сам царь, шведы благодаря мощи всего Российского флота отступили.
  • Краткое содержание Оперы Гендель ОттонПравитель Рима бы помолвлен с дочерью императора Византии Романа. Вместо Романа трон занял жестокий диктатор, изгнавший из страны сына Романа. В это самое время

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/sholohov/oni-srazhalis-za-rodinu-kratko

1.2 Мироощущение человека на войне в романе «Они сражались за Родину». Эпическое постижение народных судеб в романе М.А. Шолохова

Шолоховская картина 1942 года, которую он стал писать тут же, в дни самих боев, поражает откровенностью рассказа о всех трудностях, какие выпали тогда на долю наших людей, нашей армии, испытываемой бедой.

Написано так, будто произведение и в самом деле прошло «отстой» во времени.

В те первые годы немало появлялось повестей и рассказов, сверхзадачей которых было еще и научить бойцов не бояться вражеских танков, помочь в горе человеку, получившему на войне увечье, показать дела юных пионеров в тылу и женщин, оставшихся во главе колхозного производства; это были важные, по-своему очень необходимые тогда произведения. Но шолоховское повествование явно обращено не просто к данному дню, но к большой эпохе, — его писала рука, уже создавшая «Тихий Дон» и первую книгу «Поднятой целины».

О трудностях, ошибках, о хаосе во фронтовой диспозиции «по степям бродят какие-то дикие части, обстановки не знает, должно быть, и сам командующий фронтом, и нет сильной руки, чтобы привести все это в порядок… И вот всегда такая чертовщина творится при отступлении!».

И вместе с тем — о подвиге на передовой. Шолохов тогда так его написал, что стал виден не только пламень души, но и реальная мука, и весь ужас разъятой смертельным металлом человеческой плоти Петелин В.В. Михаил Шолохов. Очерк жизни и творчества — М.: Воениздат, 1974. — С. 20.

.

Суровая правда о нашем отступлении до Волги — шаг за шагом, день за днем. Не умильный поселянин с прощающей улыбкой провожает вынужденно отходящую армию, а остроязыкая старуха с проклятьями бросается на Лопахина.

Высока сознательность советских бойцов, но вот под ураганным огнем истово молится неведомому богу бывший передовой механизатор Звягинцев.

И мертвый после артобстрела сад с «первозданным запахом безвременно вянущей листвы и недоспелых плодов», нет, не просто пленительное увядание являет собой, — все это смешано еще и «с прогорклым духом горелого железа и смазочного масла, жженого человеческого мяса, смердящей мертвечины»…

И подбитый танк вырастает перед взором читателя в такой реальности, какая только может открыться автору воочию: «Ослепленный и полузадушенный дымом водитель, наверное, плохо видел: на полном ходу танк попал в пустой заброшенный колодец, ударился о выложенную камнем стенку и, накренившись, приподняв дышащее перегретым маслом черное днище, так и застрял там, обезвреженный, ожидающий гибели… Все еще с бешеной скоростью вращалась левая гусеница его, тщетно пытаясь ухватиться белыми траками за землю, а правая, прогибаясь, повисла над взрытой землей, бессильная и жалкая».

Совет

Неприкрашенная правда о том, как это действительно было. И в ней, этой правде, среди прочего легко просматривается еще одно: война войной, а солдаты на войне спят, едят, ссорятся и мирятся, разными путями добывают обувь, случается, даже ухлестывают за молодками во встречных хуторах. И есть среди них и ловчилы, и трусы, и выжиги, и довольно нахальные молодцы.

Часто повторяют афоризм, что на войне-де, в час жестоких испытаний, от человека отлетает все мелочное, суетное…

А вот от шолоховских героев ничего такого не «отлетает», все при них, что принесено с собой из недавней мирной жизни.

Только разве что сама эта жизнь вспоминается каждую минуту такой невообразимо прекрасной, такой светлой, что даже страшно становится, как можно было не ценить ее, не славить ежеминутно это самое простое, самое натуральное…

«Рыжие, пятнистые телята лениво щипали выгоревшую траву возле плетней, где-то надсадно кудахтала курица, за палисадниками сонно склоняли головки ярко-красные мальвы, чуть приметно шевелилась занавеска в распахнутом окне.

И таким покоем и миром пахнуло вдруг на Николая, что он широко открыл глаза и затаил вздох, словно боясь, что эта знакомая и когда-то давным-давно виденная картина мирной жизни вдруг исчезнет, растворится, как мираж в знойном воздухе…»

Правда о фронтовой действительности — в подробности, случае, бытовой детали, общей картине, суждении героя. Но всего разительней — в психологии бойцов, как она изображена в шолоховских главах. Художник дал нам внутренне все пережить: состояние изнурительного марша, молитву под бомбами, безумие боя, боль на операционном столе, мгновение перед смертью…

Сцена, где почти поминутно зафиксированы мысли и эмоции Ивана Звягинцева в бою, похожа на редкостную «психологическую кардиограмму» грозной фронтовой ситуации. Шолохов не устает повторять о том, как многосложна человеческая душа — даже на войне, в самых разных обстоятельствах.

Вот движется Николай Стрельцов в походной колонне, оставляющей очередной хутор, хмуро перебрасывается с соседом словом-другим, а то, что творится в эту минуту у него на сердце — поистине невидимая миру коловерть, где и нестерпимое горе отступления, и злость на проклятую «романтику войны», и холодок смутного предчувствия — уж не в окружении ли полк? «Но настолько сильна была горечь перенесенного поражения, что даже эта пагубная мысль не вызвала в его сознании страха, и, махнув на все рукой, он с веселой злостью подумал: «Э, да черт с ним! Скорее к развязке!…»

Обратите внимание

И в этот вихрь разнородных чувств врывается вдруг видение белоголового мальчика, пасущего за околицей гусей.

Он поразительно похож на сынишку Стрельцова, о судьбе которого отец давно уже ничего не знает, и Николай в суеверном страхе отводит от него глаза («перед боем не нужны ему воспоминания, от которых размякает сердце»).

Читайте также:  Анализ рассказа чехова человек в футляре сочинение

Он заставляет себя мысленно пересчитывать патронный свой запас, отвлекает сердце, как может, но в последнюю минуту все-таки не выдерживает, оглядывается:

«…мальчик, пропустив колонну, все еще стоял у дороги, смотрел красноармейцам вслед и робко прощально помахивал поднятой над головой загорелой ручонкой. И снова, так же, как и утром, неожиданно и больно сжалось у Николая сердце, а к горлу подкатил трепещущий, горячий клубок…»

Три постоянных психологических проекции: Стрельцов — Лопахин — Звягинцев — дают полноту эмоциональной картины всего переживаемого бойцами.

Шолохов искусно пользуется этой своей любимой композицией «триады», за которой теперь и богатейший опыт «Поднятой целины», и еще раньше опробованное в «Тихом Доне» — правда, несколько в иной компоновке, но все равно по принципу психологической «триады» — имеются в виду друзья в юности однохуторян Григория Мелехова, Митьку Коршунова и Михаила Кошевого, чьи дальнейшие жизненные пути, внимательнейшим образом прослеженные автором, в конечном счете, явили собой разные «варианты» судьбы казачества в годы революции Бритиков А.Ф. Мастерство Михаила Шолохова. — М., 1964. С. 43-44..

Но сколь бы ни расширялось психологическое поле романа, ни возникали новые черты в мироощущении человека на войне, Шолохов в этой сложности вовсе не хочет растворить то острое, священное чувство ненависти к врагу, на котором тогда объединялось все подлинно человеческое: «Все, что было в жизни дорого и мила сердцу, все осталось там, под властью немцев… И снова, в который уже раз за время войны, Лопахин ощутил вдруг тот удушающий приступ немой ненависти к врагу, когда даже ругательное слово не в силах вырваться из мгновенно пересыхающего горла…»

Оно вовсе не слепо, это чувство ненависти, оно только отчетливей от соседства и контраста со всем другим — тоской, любовью, отчаянием, с небывало раскрывшейся способностью русского человека к самопожертвованию. Не удивительно, что на страницах романа солдатская жизнь изображается в такой тесной переплетенности — быт и героика, горе и надежда, трагическое и вспышки нежданного веселья…Да, веселья.

В этом смысле последний роман — книга удивительно «шолоховская». «Они сражались за Родину» — кровь, смерти, горечь отступления. И при том — бросающееся в глаза обилие юмористических сцен.

Это и забавные происшествия, случающиеся с героями во фронтовых буднях, и потешное, вдруг проглядывающее даже в совершенно трагических ситуациях («молебен» Звягинцева под бомбежкой или его борьба в медсанбате — сначала за сапоги, потом за целость собственных ног).

Особенно же обильны обстоятельные солдатские байки и воспоминания, как правило, весьма юмористического характера.

Важно

Чего тут только не «наслушается» читатель романа! Рассказы о баталиях с ревнивой женой все того же Ивана Звягинцева и его конфуз с чересчур литературными письмами «преподобной» на фронт «скороговоркой, бочком как-то сообщит, что дети живы-здоровы, новостей в МТС особых нет, а потом дует про любовь на всех страницах, да такими непонятными, книжными словами, что у меня от них даже туман в голове сделается какое-то кружение в глазах».

В произведениях «Они сражались за Родину», «Судьбе человека», юмористическое с утроенной силой обнаруживало свою внутреннюю связь с такими серьезными материями, как стойкость национального характера, как духовный залог социалистического образа жизни. Шолоховские герои смеются не потому, что время веселое, а потому что душа не сдалась! И не собирается сдаваться.

Проза Шолохова времен Великой Отечественной войны еще полнее раскрыла тот «гений нации», о котором В. И. Немирович-Данченко в связи с «Поднятой целиной» говорил как о «соединении громадного героизма с невероятной простотой и юмором». Смех — не только средство, помогающее обнаружиться внутренним силам.

В ситуациях, подобных схватке Андрея Соколова с Мюллером, он сам по себе становится разящей силой!

Сейчас, когда все написанное Шолоховым об этой войне сведено в Собрании сочинений, ясно видно, как шел творческий поиск.

Как вся военная проза Шолохова, можно сказать, стремилась к встрече с таким материалом, такими персонажами, как герои «Они сражались за Родину», «Судьба человека».

Это характеры и судьбы, способные полно сказать о состоянии народного духа в великой и страшной, ни с какой другой не сравнимой войне Хватов А.И. На стрежне века (Художественный мир Шолохова). — М.: «Современник» 1975. — С 78..

Искания, заметные уже в первых военных зарисовках, где автора всего более интересует именно «дух» людей, застигнутых бедой врасплох. В «Науке ненависти» герой не мыслит своей боли отдельно от переживаемого всем народом.

Совет

Психология коллективная, массовая, мироощущение воюющего народа — в центре «Они сражались за Родину». Для этой книги пристальное внимание к массовой психологии тем более характерно, что сама война — отечественная, народная. И «коллективистское» у Шолохова — уже непосредственно в коллизии: роман раскрывает историю полка, солдатской общности.

Сам сюжет таков! Повествование о том, как все вместе устояли, не сломились — вопреки тем жесточайшим обстоятельствам, что обрушивались на отступающую армию в излучине Дона. Николай Стрельцов или Петр Лопахин, по чьим мыслям и чувствам часто «ориентирован» весь социально-психологический анализ в романе, так и видят своих товарищей — именно как нечто цельное, едино живое.

Полк принимает решение, полк превозмогает отчаяние…

«Было что-то величественное и трогательное в медленном движении разбитого полка, в мерной поступи людей, измученных боями, жарой, бессонными ночами и долгими переходами, но готовых снова, в любую минуту, развернуться и снова принять бой»…

Или в другом случае:

«Почти всюду над стрелковыми ячейками уже курился сладкий махорочный дымок, слышались голоса бойцов, а из пулеметного гнезда, оборудованного в старой, полуразрушенной силосной яме, доносился чей-то подрагивающий веселый голос, прерываемый взрывами такого дружного, но приглушенного хохота, что Лопахин, проходя мимо, улыбнулся, подумал: «Вот чертов народ, какой неистребимый! Бомбили так, что за малым вверх ногами их не ставили, а утихло, — они и ржут, как стоялые жеребцы…»

Такие страницы — пример активного анализа именно психологии коллективной — воинской общности, взятой в своей цельности.

«Они сражались за Родину» — это не только правда войны, это и своеобразное художественное свидетельство веры солдатской. Вера дала устоять и победить.

То, что воплотилось в пламени алого стяга над поверженным рейхстагом в 45-м, уже жило в людях 42-го, дерущихся с наседающим врагом на последнем пределе сил…

С правдивостью непосредственного участника событий Шолохов рассказал о состоянии духа тех, кто превозмог небывалые трудности.

От полка оставалась рота — и все равно бросалась в контратаки. Рота превращалась в горстку бойцов — и билась за каждую пядь земли с могучим, превосходящим в технике и войске противником. Погибал боец в своем одиночном окопчике, задавленный танком — и в последнюю секунду, движимый этой верой, швырял зажигательную бутылку вслед врагу…

Хватающим за душу лейтмотивом проходит через все главы «Они сражались за Родину» образ полкового знамени — символа этой солдатской веры.

На последних страницах книги, когда остатки полка — двадцать семь бойцов — добираются, наконец, до штаба дивизии, писатель рисует психологически глубокую сцену с полковым знаменем, пронесенным сквозь огонь.

«Голос его, исполненный страстной веры и предельного напряжения, вырос и зазвенел как туго натянутая струна:

— Пусть враг временно торжествует, но победа будет за нами. Вы принесете ваше знамя в Германию!.. Спасибо вам, солдаты!

Ветер тихо шевелил потускневшую золотую бахрому на малиновом полотнище, свисавшем над древком тяжелыми литыми складками. Полковник тихо подошел к знамени, преклонил колено.

Обратите внимание

На секунду он качнулся и тяжело оперся пальцами правой руки о влажный песок, но, мгновенно преодолев слабость, выпрямился, благоговейно склонил забинтованную голову, прижимаясь трепещущими губами к краю бархатного полотнища, пропахшего пороховой гарью, пылью дальних дорог и неистребимым запахом степной полыни…

Сжав челюсти, Лопахин стоял не шевелясь, и лишь тогда, когда услышал справа от себя глухой, задавленный всхлип, — слегка повернул голову: у старшины, у боевого служаки Поприщенко, вздрагивали плечи и тряслись вытянутые по швам руки, а из-под опущенных век торопливо бежали по старчески дряблым щекам мелкие светлые слезы. Но, покорный воле устава, он не поднимал руки, чтобы вытереть слезы, и только все ниже клонил свою седую голову…»

Описывая наши временные поражения, Шолохов тем не менее писал не психологию отступающей армии, но состояние будущих победителей, испытуемых в данный момент военной бедой, горькими неудачами. По всему их поведению, образу мышления, душевному настрою достаточно отчетливо можно представить, как любой из этих бойцов будет вести себя и в Сталинграде, и по дороге на Берлин, и в самом логове…

Шолохов писал свои главы в тот момент, когда все газеты мира — и недругов, и сочувствующих нам — уже объявили о победе Гитлера, добравшегося до Кавказа, вышедшего на Волгу, «рассеявшего» армию Советов…

А Шолохов именно в эту пору вложил в уста своим героям: «Тяжелыми шагами пойдем… Такими тяжелыми, что у немца под ногами земля затрясется!» Или та же мысль, но выраженная с еще большей наглядностью: «Как только повернутся задом на восток — ноги сучьим детям повыдергиваем из того места, откуда они растут, чтобы больше по нашей земле не ходили».

Особенна в этом романе динамика человеческого анализа: военная гроза задала массовой психологии небывало жесткий режим.

Война, отступление едва ли не каждый час предлагают все новые повороты событий — и психика должна к ним мгновенно приспособиться, адаптироваться в самом неожиданном и невероятном, чтобы это невероятное тут же стало бытием и просто бытом солдат: в отступлении надо кормиться, спать, заботиться об оружии и боеприпасах. Надо жить.

Источник: http://litra.bobrodobro.ru/10710

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

О романе “Они сражались за Родину” сам Шолохов сказал так: “В нем мне хочется показать наших людей, наш народ, источники его героизма…

Я считаю, что мой долг, долг русского писателя — это идти по горячим следам своего народа в его гигантской борьбе против иноземного владычества и создать произведение искусства такого же исторического значения, как и сама борьба”.

В романе многогранно раскрыта судьба трех скромных рядовых людей — шахтера Петра Лопахина, комбайнера Ивана Звягинцева, агронома Николая Стрельцова. Очень разные по характерам, они связаны на фронте мужской дружбой и безграничной преданностью Родине.

Николай Стрельцов угнетен отступлением своего полка и личным горем: перед войной ушла жена, детей оставил у старой матери. Это не мешает ему героически сражаться.

В бою он был контужен и оглох, но убегает из госпиталя в полк, в котором после боев осталось всего двадцать семь человек: “Кровь из ушей у меня перестала идти, тошноты почти прекратились. Чего ради я там валялся бы… А потом, я просто не мог там оставаться.

Важно

Полк был в очень тяжелом положении, вас осталось немного… Как я мог не прийти? Драться рядом с товарищами ведь можно и глухому, верно Петя?” Петру Лопахину “… хотелось обнять и расцеловать Стрельцова, но горло внезапно сжала горячая спазма…”.

Иван Звягинцев, до войны комбайнер, богатырь, простодушный человек, стремится утешить Стрельцова, жалуется ему сам на свою якобы неудачную семейную жизнь. Шолохов эту историю описывает с юмором.

Слова командира дивизии Марченко — “пусть враг временно торжествует, но победа будет за нами” — отразили оптимистическую идею романа, его глав, опубликованных в 1949 году. Встреча Шолохова с генералом Лукиным привела к появлению в романе нового героя — генерала Стрельцова, брата Николая Стрельцова.

В 1936 году Лукин был репрессирован, в 1941-м освобожден, восстановлен в чине и направлен в армию. 19-я армия Лукина приняла на себя удар 3-й танковой группы Гота и части дивизий 9-й армии Штрауса западнее Вязьмы. В течение недели армия Лукина сдерживала наступление немцев. Генерал Лукин был тяжело ранен и во время боя взят в плен.

Он мужественно вытерпел все невзгоды плена. В романе генерал Стрельцов, возвратившийся из “мест не столь отдаленных” в дом брата, отдыхает.

Неожиданно он был вызван в Москву: “Вспомнил обо мне Георгий Константинович Жуков! Что же, послужим Родине и нашей Коммунистической партии!” Сильное эмоциональное воздействие производят все батальные эпизоды.

Вот мы видим, как “сто семнадцать бойцов и командиров — остатки жестоко потрепанного в последних боях полка — шли сомкнутой колонной”, как воины сохранили полковое знамя. Лопахин тяжело переживает гибель героически сражавшегося лейтенанта Голощекова.

Старшина Поприщенко сказал на могиле Голощекова: “Может, и вы, товарищ лейтенант, еще услышите нашу походку…” С восхищением Лопахин говорит о Кочетыгове: “А как он танк поджег? Танк его уже задавил, засыпал до половины, грудь ему всю измял.

Совет

У него кровь изо рта хлестала, я сам видел, а он приподнялся в окопе, мертвый, приподнялся, на последнем вздохе! И кинул бутылку… И зажег!”

Читайте также:  Анализ произведения журавлиный крик быкова
Теплые чувства вызывает повар Лисиченко, который использует каждую возможность оказаться на переднем крае. Лопахин спрашивает его: “… где кухня и что мы сегодня будем жрать по твоей милости?” Лисиченко поясняет, что заправку котла щами он сделал и оставил двух раненых за щами присматривать. “Вот повоюю немножко, поддержу вас, а придет время обедать — уползу в лес, и горячая пища по возможности будет доставлена!”

Лопахин во время боя подбил танк и сбил тяжелый бомбардировщик. Стрельцов при отступлении переживает: “…какими глазами провожают нас жители…” Лопахин тоже переживает это, но отвечает: “Бьют нас? Значит, поделом бьют.

Воюйте лучше, сукины сыны!”

Комбайнер Звягинцев впервые видит горящий спелый хлеб на степном просторе. Душа его “затосковала”. Он говорит с колосом: “Милый ты мой, до чего же ты прокоптился! Дымом-то от тебя воняет,— как от цыгана…

Вот что с тобою проклятый немец, окостенелая его душа, сделал”.

Описания природы в романе увязаны с военной обстановкой. Например, перед глазами Стрельцова стоит убитый юный пулеметчик, упавший между цветущих подсолнухов: “Может быть, это было красиво, но на войне внешняя красота выглядит кощунственно…

” Уместно вспомнить об одной встрече Шолохова со Сталиным, состоявшейся 21 мая 1942 года, когда Шолохов приехал с фронта, чтобы отметить день рождения. Сталин пригласил Шолохова к себе и посоветовал создать роман, в котором бы “правдиво и ярко…

были изображены и герои солдаты, и гениальные полководцы, участники нынешней страшной войны…”. В 1951 году Шолохов признается, что “образ великого полководца не получается”. По роману “Они сражались за Родину” С. Бондарчук поставил фильм, одобренный самим Шолоховым.

Талант Шолохова вполне проявился в этом романе, который находит широкий читательский спрос и воспитывает в людях патриотизм.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/sholokhov-m-a/oni-srazhalis-za-rodinu/5000-oni-srazhalis-za-rodinu

Михаил Шолохов. Роман «Они сражались за Родину»

Во время Великой Отечественной войны Михаил Александрович Шолохов (1905-1984) был военным корреспондентом «Правды», «Красной звезды», часто выезжал на фронт. Участвовал в боях под Смоленском на Западном фронте, под Ростовом на Южном фронте. Был тяжело контужен при авиакатастрофе.

С фронта Михаил Шолохов писал репортажи. Очерки Шолохова не только показывали военные события, рисовали портреты героев войны, но были своеобразной подготовкой писателя к большой прозе.

Работа над романом «Они сражались за Родину» велась в три этапа: в 1942-1944, в 1949 и в 1969 годах.

Над первыми главами романа автор работал в Западном Казахстане, во время приездов с фронта к семье, находившейся там в эвакуации. Отдельные главы романа начали печатать в мае 1943 года на страницах «Правды».

Они вводили читателя в атмосферу фронтовых будней, напряжённых боёв летнего отступления на втором году Великой войны.

В романе многогранно раскрыта судьба трёх скромных рядовых людей  – шахтёра Петра Лопахина, комбайнёра Ивана Звягинцева, агронома Николая Стрельцова. Очень разные по характерам, они связаны на фронте мужской дружбой и безграничной преданностью Родине. Книга рассказывает о подвиге рядовых солдат, любви к родной земле, об истинной цене победы.

Текст романа воссоздаёт один из самых трагических моментов Великой Отечественной войны – отступление советских войск на Дону летом 1942 года.

Обратите внимание

Михаил Шолохов одним из первых русских писателей открыто писал о трудностях, ошибках, хаосе во фронтовой дислокации, об отсутствии «сильной руки», способной навести порядок.

Не хлебом и солью встречают отступающие части жители казачьей станицы, а бросают в лицо измученным солдатам гневные и несправедливые слова.

Солдаты в романе М. Шолохова не только сражаются.

Они напряжённо размышляют над судьбой государства, говорят о целях войны, думают о боевом товариществе, вспоминают мирное прошлое, свои семьи, детей, любимых… Трагическое напряжение боя вдруг сменяют комические сцены и эпизоды.

Эта глубина, эта полнота жизни – весьма примечательное качество романа М. Шолохова. Она позволяет писателю постигнуть истинную меру жизнестойкости народа, открыть истоки героического.

М. Шолохов, раскрывая замысел своего романа «Они сражались за Родину», говорил: «Меня интересует участь простых людей в минувшей войне. Солдат наш показал себя в дни Отечественной войны героем.

О русском солдате, о его доблести, о его суворовских качествах известно миру. Но эта война показала нашего солдата в совершенно ином свете.

Я и хочу раскрыть в романе новые качества советского воина, которые так возвысили его в эту войну…».

«В нём мне хочется показать наших людей, наш народ, источники его героизма… Я считаю, что мой долг, долг русского писателя – это идти по горячим следам своего народа в его гигантской борьбе против иноземного владычества и создать произведение искусства такого же исторического значения, как и сама борьба».

Незадолго до смерти писатель сжёг рукопись романа. В печать вышли только отдельные главы произведения.

Важно

Атмосфера того времени, настроение людей, сила духа и воля к Победе всё это ждёт Вас при чтении этого замечательного произведения.

По роману «Они сражались за Родину» Сергей Бондарчук в 1975 году снял одноимённый художественный фильм, ставший безусловным шедевром на все времена.

Цитата из романа Михаила Шолохова «Они сражались за Родину»:

«На синем, ослепительно синем небе – полыхающее огнём июльское солнце да редкие,  раскиданные ветром,  неправдоподобной белизны облака.  На  дороге – широкие  следы  танковых  гусениц,   чётко  отпечатанные  в   серой  пыли  и перечёркнутые следами автомашин.

  А  по  сторонам –  словно вымершая от зноя степь:  устало  полёгшие  травы,  тускло,  безжизненно блистающие солончаки, голубое и трепетное марево над дальними курганами, и такое безмолвие вокруг, что издалека слышен посвист суслика и  долго дрожит в  горячем воздухе сухой шорох красных крылышек перелетающего кузнечика.

Николай шёл  в  первых рядах.  На  гребне высоты он  оглянулся и  одним взглядом охватил всех  уцелевших после  боя  за  хутор  Сухой  Ильмень.

  Сто семнадцать бойцов и  командиров –  остатки жестоко потрёпанного в  последних боях  полка  –  шли  сомкнутой  колонной,  устало  переставляя ноги,  глотая клубившуюся над  дорогой горькую степную пыль.

  Так же,  слегка прихрамывая, шагал  по  обочине  дороги  контуженный командир  второго  батальона капитан Сумсков,  принявший на себя после смерти майора командование полком,  так же покачивалось  на  широком  плече  сержанта  Любченко  древко  завёрнутого  в полинявший чехол  полкового знамени,  только  перед  отступлением добытого и привезённого в  полк откуда-то  из недр второго эшелона,  и  всё так же,  не отставая, шли в рядах легко раненные бойцы в грязных от пыли повязках.

Было  что-то  величественное  и   трогательное  в   медленном  движении разбитого полка, в мерной поступи людей, измученных боями, жарой, бессонными ночами и долгими переходами,  но готовых снова, в любую минуту, развернуться и снова принять бой…».

В фонде СКБСС имеются книги Михаила Шолохова, в том числе и в адаптированных форматах:

Книги рельефно-точечного шрифта

Шолохов, М. А. Нахалёнок / Шолохов М. Простите нас! / Бондарев Ю. Васюткино озеро / Астафьев В. [Шрифт Брайля] / М. А. Шолохов, В. П. Астафьев, Ю. В. Бондарев. – М. : «Логос» ВОС, 2009. – 1 кн. – С изд.: М.: Детская литература,1981.

Шолохов, М. А. Поднятая целина. Кн.1 [Шрифт Брайля] : роман / М. А. Шолохов. – М.: Просвещение, 1981. – 5 кн.

Шолохов, М. А. Поднятая целина. Кн.2 [Шрифт Брайля]: роман / М. А. Шолохов. – М.: Просвещение, 1987. – 6 кн. – С изд.: М.: Гослитиздат, 1960.

Совет

Шолохов, М. А. Судьба человека [Шрифт Брайля]: рассказ / М. А. Шолохов. – М.: Просвещение, 1986. – 1 кн. (на языке эсперанто).

Шолохов, М. А. Судьба человека [Шрифт Брайля]: рассказы / М. А. Шолохов. – М. : Просвещение, 1975. – 3 кн. – С изд.: М.: Худож. лит., 1960.

Шолохов, М. А. Тихий Дон. Кн.1 [Шрифт Брайля]: роман / М. А. Шолохов. – М. : Просвещение, 1980. – 6 кн. – С изд.: М.: Гослитиздат, 1962.

Шолохов, М. А. Тихий Дон. Кн.3 [Шрифт Брайля]: роман / М. А. Шолохов. – М. : Просвещение, 1981. – 7 кн. – С изд.: М.: Гослитиздат, 1962.

Шолохов, М. А. Тихий Дон. Кн.4 [Шрифт Брайля]: роман / М. А. Шолохов. – М. : Просвещение, 1981. – 9 кн. – С изд.: М.: Гослитиздат, 1962.

Шолохов, М. А. Чужая кровь [Шрифт Брайля]: рассказ / М. А. Шолохов. – М.: Просвещение, 1985. – 1 кн. (Междустрочечный шрифт).

«Говорящие» книги на кассетах

Шолохов, М. А. Донские рассказы [Звукозапись] / М. А. Шолохов. – М. : «Логос» ВОС, 2002. – 4 мфк., (13 час.7 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: М.: Художественная литература ,1980.

Шолохов, М. А. Они сражались за Родину [Звукозапись]: роман / М. А. Шолохов. – Ставрополь: Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2005. – 2 мфк., (8 час.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: М.: «Логос» ВОС.

Обратите внимание

Шолохов, М. А. Поднятая целина [Звукозапись] : роман / М. А. Шолохов. – М. : «Логос» ВОС, 1991. – 9 мфк., (32 час.32 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: М.: Детская литература ,1974.

Шолохов, М. А. Судьба человека [Звукозапись]: рассказ / М. А. Шолохов. – Ставрополь: Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2005. – 1 мфк., (1 час.22 мин.) : 4,76 см/с, 2 доp. – С изд.: М.: Правда, 1980.

Шолохов, М. А. Тихий Дон: Кн.1-2. [Звукозапись]: роман / М. А. Шолохов. – М. : «Логос» ВОС, 1998. – 19 мфк., (73 мин.) : 2,38 см/с, 4 доp. – С изд.: М.: Правда, 1962.

Аудиокниги на CD

Шолохов, М. А. Донские рассказы [Электронный ресурс] / М. А. Шолохов. – М.: «Логос» ВОС, 2007. – 1 эл. опт. диск, (13 час.1 мин.). – С изд.: М.: Худож. литература, 1980.

Шолохов, М. А. Они сражались за Родину [Электронный ресурс] : роман / М. А. Шолохов. – Ставрополь: Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2006. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM), (8 час.). – С изд.: М. Правда, 1980.

Шолохов, М. А. Поднятая целина [Электронный ресурс] : роман  / М. А. Шолохов. – М. : «Логос» ВОС, 2007. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM), (32 час.26 мин.). – С изд.: М.: Детская литература ,1974.

Шолохов, М. А. Судьба человека [Электронный ресурс] : рассказ / М. А. Шолохов. – Ставрополь: Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2006. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM), (1 час.22 мин.). – С изд.: М.: Правда,1980.

Шолохов, М. А. Тихий Дон [Видеозапись] : художественный фильм по роману М. А. Шолохова. – М. : Мастер тэйп, 2000. – 3 вк. (355 мин.).

Важно

Шолохов, М. А. Тихий Дон [Электронный ресурс] : спектакль / М. А. Шолохов. – М. : Равновесие, 2006. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM), (2 час.41 мин.). 

Аудиокниги на флеш-картах

Шолохов, М. А. Поднятая целина [Звукозапись]. Тихий Дон / М.А. Шолохов; читают В. Панфилов, К. Лавров. – Ставрополь : Ставроп. краев. б-ка для слепых и слабовидящих им. В. Маяковского, 2010. – 1 фк., (35 час.6 мин.). – С изд.: БД СКБС.

Шолохов, М. А. Тихий Дон: Роман в 4-х книгах. Собр. соч. в 8 т. Т.2-5 [Звукозапись] / М. А. Шолохов; читает Е. Терновский. – М.: Логосвос, 2014. – 1 фк., (72 час.4 мин.).

Плоскопечатные издания

Шолохов, М. А. Донские рассказы: в 2 кн. [Текст] / М. А. Шолохов. – М. : «Логос» ВОС, 2009. – (Круг чтения. Издание для слабовидящих). – С изд.: М.: Сов. Россия,1983.

Шолохов, М. А. Они сражались за Родину [Текст]: роман / М.А. Шолохов. – М.: Художественная литература, 1984 . – 203 с.

Шолохов, М. А. Поднятая целина. Судьба человека [Текст] / М.А. Шолохов. – М.: Детская литература, 1977 . – 654 с. – (Библиотека мировой литературы для детей).

Шолохов, М. А. Россия в сердце [Текст]: сборник рассказов, очерков, публицистики / М. А. Шолохов. – М.: Современник, 1975. – 366 с.

Шолохов, М. А. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 7. Они сражались за Родину. Рассказы [Текст] / М.А. Шолохов. – М.: Правда, 1980. – 637 с.

Совет

Шолохов, М. А. Судьба человека [Текст]: повесть / М.А. Шолохов. – Коми: Книжное изд-во, 1981. – 30 с.

Шолохов, М. А. Тихий Дон: Кн.1-2. [Текст]: роман / М. А. Шолохов. – СПб.: Лениздат, 1981. – 668 с.

Источник: http://stavropollibblind.blogspot.com/2015/06/blog-post_22.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector