Характеристика и образ вернера в романе герой нашего времени лермонтова сочинение

Печорин и Вернер (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»). | Литература для всех

Скачать файл

Печорин и Вернер. Друзья или приятели?

Главный герой романа Лермонтова – человек, разочарованный в жизни, он не надеется на искреннюю любовь, мысль о верной и чистой дружбе также кажется ему несбыточной. «Из двух друзей всегда один раб другого». Рабом он быть не может, а повелевать — «труд утомительный». Печорин сближается только с одним человеком в романе – доктором Вернером. Но и эта короткая дружба терпит крах.

В чём же сходство и различие Печорина и Вернера?

Как и у самого Печорина в Вернере все было необыкновенно, начиная даже с его внешности. Наружность доктора с первого взгляда «поражала неприятно»: Вернер был маленького роста, худощав и слаб, кроме того, одна нога у него была короче другой, как у Байрона.

При первом же знакомстве оба героя отличили друг друга среди многочисленного и шумного общества молодежи.

Обратите внимание

Печорину пришлись по душе остроумие и непростой характер Вернера, позже в своем журнале он сделает следующую запись: «Вернер человек замечательный по многим причинам.

Он скептик и матерьялист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку – поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов».

Оба героя ведут себя независимо. Они иронично относятся и к другим и к себе. Независимость вызывает в светском обществе раздражение. Поэтому у доктора, как и у Печорина, находилось много недоброжелателей и завистников.

Но, несмотря на внешнюю независимость и гордость, и Печорин, и Вернер скрывают полную драматизма свою внутреннюю жизнь.

Печорин знал и не раз наблюдал, какие чувства скрываются под маской строгого скептика, в своем журнале он записал: «Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными; но я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом».

Печорин, отчаялся в жизни и выбрал, по его же словам, дорогу ненависти и зла. Вернер честно работал доктором, но тоже остро чувствовал несправедливость и несовершенство окружающего мира.  

Чем же эти персонажи отличались друг от друга?

По словам Максима Максимыча, Печорин был тем человеком, который рожден для того, чтобы с ним что-нибудь случалось. Действительно, главный герой не один раз попадал в авантюрные истории.

За это время у него собрался богатый опыт и знания, которые он охотно применял в жизни, в общении с людьми. А Вернер, в ком без труда можно было разглядеть «отпечаток души испытанной и высокой», оставался в стороне.

Важно

Печорин сам себе создает приключения, активно вмешиваясь в судьбу и жизнь окружающих, часто приносит людям боль и страдание. Вернер, мечтающий вырваться из нищеты, для денег не сделал бы и лишнего шага.

Он тоже экспериментирует над людьми, но в отличие от Печорина — пассивно, стараясь избежать столкновений с ними. Печорин же даже в разговоре идет до конца, выводя собеседника из себя. Для него счастье — “насыщенная гордость”.

Вернер слепо идет на поводу у Печорина, более сильного человека, в истории с дуэлью, хотя это дело ему неприятно, да и за репутацию он свою боится. Терзаясь нравственными сомнениями перед дуэлью, доктор Вернер быстро успокаивается от простой шутки Печорина о бессмысленности и пустоте человеческой жизни.

Но когда дело уже сделано — Грушницкий убит, а чувствам княжны Мери нанесена тяжелая рана, Вернер начинает осознавать всю глубину печоринского эгоизма, он упрекает своего приятеля в холодной расчетливости, послав ему записку: «Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно, если можете».

Но сам Вернер проявил в этой ситуации не меньше равнодушия и жестокости, чем главный герой, будучи соучастником дуэли и всех интриг.

Поэтому Печорин не испытывает разочарования в этом человеке после расставания. Он надменно спокоен, он предполагал такой исход их взаимоотношений: «Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его… — а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности».

Печорина и Вернера нельзя назвать друзьями. Приятельские отношения этих людей распались, не превратившись в дружбу, распались от первого же серьезного жизненного испытания.

Приятельство ведь только тогда перерастает во что-то большее, когда люди находят друг в друге не только возможность для развлечения, способ разогнать скуку, рассеять одиночество. Настоящая дружба — это бескорыстная заинтересованность в судьбе близкого тебе человека, это самопожертвование.

Совет

Ни Печорин, ни Вернер не способны на столь глубокие чувства. Их удел — одиночество, безотрадное и бессмысленное проживание жизни.

Образ Вернера способствует более полному раскрытию внутреннего облика главного героя. Рядом с умным Вернером Печорин так же одинок, как и с другими персонажами романа.

Источник: https://xn--80aaxunszl.xn--p1ai/articles/writers/lermontov/pechorin_i_verner_po_romanu_m_ju_lermontova_geroj_nashego_vremeni/

Вернер

Есть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Характеристики героев / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Вернер

  Скачать характеристику

    Вернер — персонаж повести «Княжна Мери»; доктор, приятель Печорина. В. — своеобразная разновидность «печоринского» типа, существенная как для понимания всего романа, так и для оттенения образа Печорина. Подобно Печорину, В. — скептик, эгоист и «поэт», изучивший «все живые струны сердца человеческого».

Он невысокого мнения о человечестве и людях своего времени, он не охладел к страданиям людей («плакал над умирающим солдатом»), живо чувствует их добрые наклонности. В нем есть внутренняя, душевная красота, и он ценит ее в других.     В.

«мал ростом и худ и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна…». В этом отношении В.— антипод Печорина. В нем все дисгармонично: чувство красоты и — телесное безобразие, уродливость.

Видимое преобладание духа над телом дает представление о необычности, странности доктора, как и его пррзвание: русский, он носит немецкую фамилию. Добрый по натуре, он заслужил прозвище Мефистофеля, потому что обладает критическим зрением и злым языком, проникая в сущность, скрытую за благопристойной оболочкой. В. наделен даром предвидения.

Он, еще не зная, какую интригу задумал Печорин, уже предчувствует, что Грушницкий падет жертвой его приятеля. Философско-мета-физические разговоры Печорина и В. напоминают словесную дуэль, где противники достойны друг друга.

    Но в отличие от Печорина В. — созерцатель. Он не делает ни шагу, чтобы изменить свою судьбу. Холодная порядочность— вот «жизненное правило» В. Далее этого нравственность доктора не простирается.

Он предупреждает Печорина о слухах, распространяемых Грушницким, о заговоре, о готовящемся преступлении (в пистолет Печорина во время дуэли «забудут» положить пулю), но избегает и боится личной ответственности: после гибели Грушницкого отходит в сторону, как будто не имел к ней косвенного отношения и всю вину молчаливо возлагает на Печорина, не подавая ему при посещении руки. (Тот расценивает поведение доктора как измену и нравственную трусость.)

Добавил: 77793

Смотрите также по произведению «Герой нашего времени»:

  • Сочинения
  • Краткое содержание

Источник: http://www.litra.ru/characters/get/chid/00225311291509301823

Образ и Характеристика Веры в романе Герой нашего времени сочинение

Главным героем повести является женщина, которой имя Вера. Ранее она была во взаимоотношениях с Печориным. Что касается характера, мы можем узнать из слов доктора Вернера, который очень хорошо отзывался о ней, но только она была больна.

Если прочесть произведение далее, мы можем узнать, как возрождались отношения между Верой и Печориным, а также как они относились друг к другу. Для Печорина, Вера была очень давней любовью.

Она единственная, которая смогла оставить хоть какой-то след в его жизни.

Вера постоянно выделялась на фоне богатых и имеющих власть людей. При этом, она была на порядок выше их по характеру. Это даже было заметно в отношениях с Печориным, она не пыталась его изменить, а вместо этого, приняла его как есть. Далее мы узнаём, что они встречались в Пятигорске, при этом она была замужем за другим, которого вообще не любила.

Обратите внимание

Ей необходимо было ради того, чтобы обеспечить своего сына, так как её муж был богат. Печорин с Верой проводят свои встречи скрытно. У неё появляется большая ревность к Мери. Всё в отношениях налаживалось, как вдруг, Вера не смогла перенести психологическое давление и в результате, она рассказывает о своей скрытой и сильной любви своему мужу.

Он принимает решение и её увозит.

Перед отъездом, Вера оставляет любовное послание. После нескольких дней разлуки Печорин понимает, что не сможет жить без неё и решает вернуть и забрать свою любовь.

Он изо всех сил пытается догнать её, но это результата никакого не даёт, он толь загоняет свою лошадь до при смертного состояния. И в тот момент он понимает, что всё кончено и он, как пятилетний ребёнок, начинает рыдать.

После того момента Вера и Печорин, больше никогда и не встретились.

Что касается Веры, то я считаю, что она не всё делала правильно, особенно когда рассказала своему мужу о чувствах к другому человеку. А что касается Печорина, то он должен был с самого первого момента бороться за свою любовь, когда она находилась рядом.

Характеристика и образ Веры

Любовь в каждом из своих проявлений — это чувство, которое наполняет душу человека счастьем, руководит им, преображая внутренний мир, полностью раскрывая характер. Такое заключение распространяется и на героев романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени».

Образ светской дамы Веры в произведении привлекателен и загадочен. Недосказанность в его создании и изображении создает ощущение тайны.

По описанию внешнего вида героини доктором Вернером становится очевидно, что даже в состоянии уединения и покоя она создает впечатление мудрой, утонченной женщины, умеющей любить, идти на жертвы и сострадать.

Выразительность ее лица, правильные черты приковывают к себе взгляды, несмотря на болезненный вид. Оно подчеркивает отпечаток пережитых страданий, бурю не до конца проявленных чувств и эмоций, недосказанных слов.

Чтобы раскрыть образ Веры в полной мере, М.Ю. Лермонтов в отдельный сюжетный ряд выстраивает отношения Веры и Печорина, которые начались с драматической истории.

Автор произведения не раскрывает подробности, однако становится понятно, что ранее в ней присутствовали напряженные переживания, связанные с чувством невозможности находиться рядом друг с другом всю жизнь. Одна из причин этого — замужество героини.

Страдания, выпавшие на долю влюбленных, должны были привести их связь к развязке. Но по воле судьбы, встреча в Кисловодске вновь вызвала трепетные волнения души обоих героев.

Важно

Всепрощающая любовь Веры могла бы стать спасительной для Печорина. Под влиянием страсти девушки душа Печорина раскрылась, проявились лучшие черты характера. Но желание быть вместе так и не сбылось.

Внезапная необъяснимая холодность, которая сопровождала отношение к Вере, заставили ее испытывать тяжелые мучения. Несмотря на слабости и эгоизм мужчины, она продолжала любить, ревновать, чувствуя ежедневную потребность видеть, слышать его.

Печорин оказался способным признать, что не смог по-настоящему сделать ее счастливой.

Каждый его поступок, весь внутренний мир поддавался изменениям, преображениям в лучшую сторону, но лишь под влиянием беззаветной любви женщины, которая стала для него не просто увлечением, а единственной любовью.

Трепетные чувства Печорина к своей возлюбленной были настолько искренними, необычными и сильными, что противоречивость его характера на некоторое время уходила на задний план.

Привычные вещи он начинал видеть в ином свете, появлялось желание ради женщины, которая смогла рассмотреть его до глубины души, совершать любые поступки. Но его чувства и желания были омрачены в тот момент, когда пришло понимание, что разлуки с любимой не избежать.

Судьба приготовила для него настоящее испытание: видеть любимую женщину больной, замужем, невозможность изменить ситуацию. Все это вызывало в герое негодование.

В отчаянии рассказав мужу о любовных связях, Вера вместе с ним покидает город, делая это ради сына. Верность к Печорину остается в ее сердце навсегда.

Характеристика Веры в романе Герой нашего времени

  • Сочинение Жизнь прожить — не поле перейтиЖизнь человека, очень сложная штука и только от него самого зависит, как он ее проживет и чего он сможет добиться в этой жизни. Еще с самого своего рождения, он обречен на постоянный поиск и различного рода страдания, которые
  • Сочинение Человек в творчестве ГорькогоВ громадном творчестве М. Горький человек, играет главную роль, он считал эту тему важной для себя и анализирует природу поступков человека, во всех своих произведениях, рассматривая каждого своего героя,
  • Сочинение по картине Летний день. Цветет сирень Копытцева 8 классМайя Кузьминична Копытцева – популярная художница 20 века. Она пейзажист, живописец, портретист и также писала натюрморты. Майя Кузьминична очень любила природу, и она смогла в своих картинах передать зрителям всю реалистичность и великолепие
  • Сочинение на тему Мой родной край рассуждениеЧеловек за свою жизнь бывает в разных местах: странах и городах. Где-то он бывает на отдыхе, где-то с познавательной миссией. Где-то работает, а где-то учится. Возможно, ему везде и все нравится. Но, есть всего одно место, которое он считает своим,
  • Сочинения «Зачем нужно учиться» или «Знания — сила»Часто я слышу от своих родителей призывы хорошо учиться, много читать, и при необходимости применять знания. Понимая это, стремлюсь, получить глубокие знания, по всем предметам. Но особенно я увлечен математикой, информатикой,
  • Сочинение 4 июня День народного единстваИстория древней Руси, Российского государства, времен «прорубания окна в Европу», воин и революций, и, до наших дней, богата на события, взлеты и падения, праздники и будни. Мы уважаем и ценим всех, кто приносил и приносит нам дни побед и торжеств
Читайте также:  Сочинение народ и власть в произведениях салтыкова-щедрина

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-i-harakteristika-very-v-romane-geroj-nashego-vremeni

Характеристика главных героев в романе Лермонтова «Герой нашего времени» » Сочинение на EraInfo.ru

Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать людей, разрушает их жизни, но есть в нем сила притяжения, заставляющая окружающих подчиняться его воле, искренне любить его и сострадать отсутствию в его жизни цели и смысла.

Каждая часть романа – отдельная история из жизни Печорина, в каждой – свои персонажи, и все они с той или иной стороны приоткрывают тайну души «героя времени», делая его живым человеком. Кто же те действующие лица, которые помогают нам увидеть «портрет, составленный из пороков всего поколения, в полном их развитии»?

Максим Максимыч

Максим Максимыч, «человек, достойный уважения», как говорит о нем молодой офицер-рассказчик, открытый, добрый, во многом наивный, довольный жизнью.

Мы слушаем его рассказ об истории Бэлы, наблюдаем за тем, как стремится он встретиться Григорием, которого считает старым приятелем и к которому искренне привязан, ясно видим, из-за чего он вдруг «сделался упрямым, сварливым».

Сочувствуя штабс-капитану, невольно начинаем неприязненно относиться к Печорину.

Вместе с тем при всем своем простодушном обаянии Максим Максимыч – человек ограниченный, ему невдомек, что движет молодым офицером, да он об этом и не задумывается.

Совет

Непонятным будет для штабс-капитана и холодность его приятеля при последней встрече, обидевшая до глубины души. «Что ему во мне? Я не богат, не чиновен, да и по летам совсем ему не пара».

У героев совершенно разные характеры, взгляды на жизнь, мировоззрение, они люди разных эпох и разного происхождения.

Как и другие главные герои произведения «Герой нашего времени» Лермонтова, образ Максим Максимыча подталкивает нас к размышлению о причине эгоизма, равнодушия и холодности Печорина.

Грушницкий и Вернер

Образы героев совершенно разные, но оба они – отражение Печорина, его «двойники».

Совсем юный юнкер Грушницкий – обыкновенный человек, ему хочется выделяться, производить впечатление.

Он принадлежит к тому типу людей, которые «на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает и которые важно драпируются в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект – их наслаждение». Это двойник-антипод главного героя.

Все то, что пережито Печориным искренне и выстрадано – разлад с миром, безверие, одиночество, – в Грушницком всего лишь поза, бравада и следование моде времени.

Образ героя – не просто сопоставление истинного и ложного, но и определение их границ: в своем стремлении выделяться, иметь вес в глазах общества Грушницкий заходит слишком далеко, становится способным на подлость. В то же время оказывается «поблагороднее своих товарищей», его слова «я себя презираю» перед выстрелом Печорина – как отголосок той самой болезни эпохи, которой поражен и сам Печорин.

Доктор Вернер кажется нам поначалу очень похожим на Печорина, и это действительно так.

Он скептик, проницателен и наблюдателен, «изучал все живые струны сердца человеческого» и имеет невысокое мнение о людях, «злой язык», под маской насмешки и иронии скрывает свои истинные чувства, свою способность сострадать. Главное же сходство, которое отмечает Печорин, говоря о приятеле – «мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».

Различие становится очевидным, когда сравниваем описание героев. Вернер оказывается циником больше на словах, он пассивен в своем протесте против общества, ограничиваясь насмешками и едкими замечаниями, его можно назвать созерцателем. Эгоизм героя совершенно сознателен, внутренняя активность ему чужда.

Обратите внимание

Его бесстрастная порядочность выдает Вернера: доктор не ищет изменений ни в мире, ни тем более в себе. Он предупреждает приятеля о слухах и заговоре, но не подает руки Печорину руки после дуэли, не желая брать на себя собственную долю ответственности за произошедшее.

Характер героев этих – как единство противоположностей, и Вернер, и Грушницкий оттеняют образ Печорина и важны для нашего понимания всего романа.

Женские образы романа

На страницах романа мы видим женщин, с которыми сводит Григория жизнь. Бэла, ундина, княжна Мери, Вера. Все они совершенно разные, у каждой свой характер и обаяние. Именно они – основные действующие лица трех частей романа, рассказывающие об отношении Печорина к любви, о его стремлении любить и быть любимым и невозможности этого.

Бэла

Черкешенка Бэла, «славная девочка», как называет ее Максим Максимыч, открывает галерею женских образов. Горянка воспитана на народных традициях, обычаях.

Порывистость, страсть, горячность «дикой» девушки, живущей в гармонии с окружающим миром, привлекают Печорина, находя отклик в его душе. Со временем в Бэле просыпается любовь, и ей отдается она всей силой природной открытости чувств и непосредственности.

Счастье длится недолго, и девушка, смиряясь со своей участью, мечтает лишь о свободе. «Я сама уйду, я не раба его, – я княжна, княжеская дочь!» Сила характера, влечение к свободе, внутреннее достоинство не оставляют Бэлу.

Даже печалясь перед смертью о том, что никогда не встретится больше душа ее с Печориным, на предложение принять другую веру отвечает, что «умрет в той вере, в какой родилась».

Мери

Образ Мери Лиговской, княжны из высшего общества, выписан, пожалуй, наиболее подробно из всех героинь. Цитата Белинского о Мери очень точна: «Это девушка неглупая, но и не пустая.

Ее направление несколько идеально, в детском смысле этого слова: ей мало любить человека, к которому влекло бы ее чувство, непременно надо, чтобы он был несчастен и ходил в толстой и серой солдатской шинели». Княжна словно живет в придуманном мире, наивном, романтическом и непрочном.

Важно

И, хотя чувствует и воспринимает мир она тонко, различить светскую игру и подлинные душевные порывы не может. Мери – представительница своего времени, среды и социального положения. Поначалу обратив внимание на Грушницкого, затем поддается игре Печорина, влюбляется в него – и получает жестокий урок.

Автор оставляет Мери, не рассказывая, сломлена ли она экспериментом ради разоблачения Грушницкого, или, пережив урок, сможет не разувериться в любви.

Вера

О Мери автор рассказывает много и подробно, Веру же мы, читатели, видим только в любви к Печорину. «Она единственная женщина в мире, которую не в силах был бы обмануть» герой, та, которая поняла его «совершенно, со всеми мелкими слабостями, дурными страстями».

«Моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла». Вера – сама любовь, принимающая человека таким, каков он есть, она искренна в своих чувствах, и может быть, такое глубокое и открытое чувство способно было бы изменить Печорина.

Но любовь, как и дружба, требует самоотдачи, ради нее приходится жертвовать чем-то в жизни. Печорин не готов, он слишком индивидуалист.

Мотивы своих поступков и побуждений главный герой романа раскрывает во многом благодаря образам Мери и Веры, – в повести «Княжна Мери» можно детальнее рассмотреть психологический портрет Григория.

Заключение

В разных повестях романа «Герой нашего времени» персонажи не только помогают понять нам самые разные черты Печорина и в результате позволяют проникнуть в замысел автора, проследить за «историей души человеческой», увидеть «портрет героя времени». Главные действующие лица произведения Лермонтова представляют разные типы человеческих характеров и потому рисуют облик времени, создавшего Григория Печорина.

Источник: http://erainfo.ru/xarakteristika-glavnyx-geroev-v-romane-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

«Герой нашего времени» Лермонтова: анализ произведения, характеристика героев

М. Ю. Лермонтов писал роман в период 1837-1840 гг., но замысел произведения появился у писателя еще в 1836 году — героем романа должен был стать гвардейский офицер, а события разворачивались бы на фоне столичной жизни, но позже концепция романа изменилась.

Роман «Герой нашего времени» стал огромным идейным вкладом в русскую литературу. Обличая ничтожество людей, их мелочность и слабости, Лермонтов показывал истины времени, в котором он жил. Писатель осудил само время, показав, казалось бы, сильного духом, волевого Печорина и его пустую жалкую жизнь.

В «Герое нашего времени» постепенно открывают отношение Печорина к дружбе, любви, служебным взаимоотношениям. Именно через отношения, в которые герой вступает с окружающими, мы узнаем его собственную личность.

Характеристика героев романа

Печорин — центральный образ произведения

В Григории Печорине Лермонтов изобразил свое видение «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал».

Печорин очень противоречивый персонаж в отношении к любви, дружбе, он находится в вечном поиске смысла жизни и предназначения человека. Не смотря на то, что герой без зазрения совести может заставлять окружающих его людей страдать, он все равно обладает неким магнетизмом, люди тянутся к нему, готовы исполнять его волю, сострадать его душевным стенаниям. Печорин сам себя судит и казнит.

Совет

Главный герой умен и образован, он находится как бы над всем окружающим обществом. Печорин чувствует в себе огромную духовную силу, но не знает что с ней делать, поэтому тратит ее попусту. Печорин — человек высшего общества, но развлечения и образ жизни таких людей далеки от него.

Ничто в жизни не радует Печорина, он рискует собой, часто бывает не осторожен, но даже опасности не приносят в его жизнь какого-либо разнообразия.

Максим Максимыч

Максим Максимыч — открытый и добрый человек, он во многом наивен, но в целом доволен своей жизнью. Он является рассказчиком истории про Бэлу.

Максим Максимыч лишен понимания общего смысла вещей, для него все былое — мило, поэтому не теплая встреча с Печориным после долгой разлуки совсем печалит старика, заставляя его усомниться в возможности искренних дружеских отношений между людьми. Максим Максимыч не понимает, что движет Печориным, он слишком простой и ограниченный человек, они с главным героем из разных времен и разных взглядов на жизнь, но их взаимоотношения раскрывают холодный и отстраненный характер Печорина.

Вернер и Грушницкий

Оба эти персонажа совершенно разные, но при этом являются отражениями главного героя — Печорина.

Доктор Вернер умен и проницателен, как и сам Печорин, он не самого высокого мнения о людей и ему не чуждо злословие, но под неприятным характером доктор прячет свои истинные чувства и свою способность сострадать. Самое большое сходство Вернера с Печориным отмечал в своих речах сам Григорий:

Но они не так похожи, как кажется сначала. Вернер неискренен в своем протесте против общества, он скорее созерцатель, когда Печорин — деятель.

Грушницкий — молодой юнкер, он любит выделяться и производить впечатление на людей. В своем стремлении выделиться, иметь вес в глазах общества, Грушницкий переходит черту дозволенного, решается на подлость. Грушницкий подражатель, он подделывает страсти и душевные стенания, которые Печорин испытывал на самом деле, но делает это в угоду обществу, как дань этому веянию моды.

Бэла

Черкешенка Бэла — горянка, воспитанная на народных обычаях, она далека от высшего общества, привычного Печорину, ее «дикие» порывистость и страсть по началу очень интригуют его. У Бэлы сильный характер и непоколебимая любовь к свободе, даже в любви она не теряет своего достоинства и остается верна традициям, в которых была воспитана.

Мери

Одна из наиболее хорошо прописанных героинь романа. Вот что говорит о ней Белинский:

Княжна Мери Лиговская словно живет по правилам и законам своего времени, она типичный представитель современного высшего общества. Печорин преподает ей очень жестокий урок, но автор оставляет нас в неведении о том, как же повлияла на Мери жестокость Печорина.

Читайте также:  О чём заставляет задуматься сказка тёплый хлеб паустовского сочинение

Вера

Вера предстает перед нами в любви к Печорину и только такой читателю дозволено ее видеть.

Вера принимает главного героя таким, какой он есть, и он искренне любит ее за это в ответ. Но любовь требует самоотдачи, а индивидуалист Печорин не готов к такому чувству, поэтому сам отталкивает Веру от себя.

Взаимоотношения с Верой, как и с остальными героями романа, раскрывают суть личности Печорина, его видение жизни и, соответственно, рисуют облик самого времени, в котором живет герой.

Источник: http://sochinenieliteratura.com/1267

Готовые школьные сочинения

марта 06 2010

Характеристика доктора Вернер в романе «Герой нашего времени»

Если  Грушницкий контрастен  Печорину, то доктор Вернер во многом близок герою. Он — единственный человек в романе, с кем Печорин может серьезно беседовать, от кого не скрывает своей опустошенности, в ком признает и доброту, и ум, и вкус, и порядочность.

Желчь и едкая ирония, с какими Печорин пишет в своем дневнике о большинстве людей, сменяются уважением, когда он говорит   о Вернере. Чем вызваны эти чувства? Сходством взглядов (Вернер «скептик и матерьялист») и близостью духовного склада (Вернер — «поэт на деле всегда и часто на словах»).

Нужно показать школьникам, что кроется за этими словами, разъяснив их смысл на примерах из текста.

Сближает Вернера с Печориным образованность, проницательность, знание жизни и людей (описание разговора 13 мая), «злой язык» — нескрываемая насмешливость по адресу больных-«водяной» знати. Близки они и тем, что оба — «поэты на деле».

Поэтичность для Печорина — это высокие мысли и чувства, дар воображения («одно слово для нас целая история»,- говорит он Вернеру), душевная тонкость, понимание человеческого сердца.

Обратите внимание

Характерно, что в Грушницком герой не видит «щи  с природой: «Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах.

Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо синё,- чего бы, кажется, больше? — зачем тут страсти, желания, сожаления?» Или: «…я люблю скакать на горячей лошади по высокой траве, против пустынного ветра.

Какая бы горесть ни лежала на сердце, какое бы беспокойство ки томило мысль, все в минуту рассеется; на душе станет легко, усталость тела победит тревогу ума. . >2 Или: «Я помаю,- в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу». Как не похожи эти полные лиризма признания на иронические желчные высказывания о «водяном обществе»! В природе Печорин видит полную гармонию и красоту, отсутствие фальши, совершенство и чистоту (сравнение: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка»).

 Наедине с природой мы видим Печорина совсем иным, чем в общении с людьми, Под влиянием общества искажается человек. Для натур созерцательных закономерен был бы уход от людей в природу. Но Печорин не созерцатель, а деятель.

В лирической концовке повести «Княжна Мери» встречаются снова, выражающие устремления героя: «тихие радости н спокойствие душевное» не для него, сжившегося «с бурями и битвами».

Где же найти этот желанный мир «тревог и битв», куда приложить «силы необъятные»? «Водяное общество» — вот арена действий героя, растрачивающего здесь душевное богатство и силы на интриги, любовные похождения, мелкие стычки с Грушницким и драгунскими капитанами и т. д.

А в душе его жажда целеустремленных действий: «зачем я жил? для какой цели я родился?» Ни талант, ни способности, ни умение оказаться победителем во всех стычках с судьбой и людьми не приносят Печорину счастья и радости. А сознание несоответствия поступков своим стремлениям ведет к раздвоению личности.

Печорин говорит Вернеру: «Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю и разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его»

Эта очень существенная особенность — раздвоенность сознания   Печорина — не  всегда   легко  воспринимается учащимися.    Трудность    восприятия   вызывается   сложностью самого понятия рефлексии.

С одной стороны, постоянное самонаблюдение, самоанализ, сомнение во всем убивают непосредственность в характере  человека, лишают его цельности мировосприятия:  человек не может, просто жить, чувствовать, действовать, у него все время одновременно  идет  суд  над  собой,  анализируются  все поступки.

Важно

  И  это  излишнее  психологизирование  уничтожает силу и полноту чувств и мысли. Ученикам надо эта показать на примерах из текста.

Печорин лишен возможности искренне ощущать радость и счастье,  потому что сделал из самого себя объект для наблюдений, и в результате он начинает сомневаться решительно в каждом движении сердца и анализировать малейший свой поступок, Например, он действительно и  непритворно  взволнован встречей с Верой, он понимает, что скоро   они   расстанутся навсегда. Когда она уходит из грота, сердце е болезненно сжимается, «как после первого расставания» Но чувство мгновенно подвергается анализу, подлинно! волнение уступает место мысли, что он еще способен волноваться. И в результате чувство отодвигается на задний план, начинается размышление.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Характеристика доктора Вернер в романе «Герой нашего времени» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/xarakteristika-doktora-verner-v-romane-geroj-nashego-vremeni/

Печорин и Вернер в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

Коллекция сочинений: Печорин и Вернер в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

Только тот приобретает истинных друзей, кто является другом самому себе…

М. Ю. Лермонтов в своем романе «Герой нашего времени» саркастически отзывается о дружбе, дает нелестную оценку ей.

С его точки зрения, каждая индивидуальность враждебна по отношению к другой и силится переделать ее на свой лад, поработить.

Такое мироощущение появляется под влиянием времени, эпохи скептицизма и безверия, когда обесценились нравственные качества человеческой личности, да и сама человеческая жизнь.

Герой романа Печорин — фигура вымышленная, собирательная, но очень близкая автору по жизненным взглядам. Типичен и характер доктора Вернера, прототипом которого явился доктор Майер, с ним писатель познакомился во время службы на Кавказе в 1837 году.

Вернер и Печорин встретились в Пятигорске случайно. «Вернер человек замечательный по многим причинам», — пишет Печорин в своем дневнике. С одной стороны, он скептик и материалист, как все медики, с другой — поэт, хотя и двух стихов не написавший.

Он беден и мечтает о миллионах, но шагу не сделает лишнего ради денег. «Мы, — пишет Печорин, — скоро сделались приятелями». Далее герой говорит о себе и о том, что он к дружбе не способен: «Из двух друзей всегда один раб другого».

Рабом он быть не может, а повелевать — «труд утомительный».

Печорин и Вернер сошлись, как сходятся люди умные и равнодушные друг к другу, которым пошлое общество претит, а брать на себя ответственность за жизнь другого человека (что и предполагает настоящая дружба) они не хотят, это им не нужно, так как ни Печорин, ни Вернер своей жизнью не дорожат. Это обстоятельство и определяет характер их взаимоотношений. Вернер и Печорин не нужны друг другу.

Совет

Встречаются они скуки ради, с целью развлечься метафизическими прениями, посплетничать, позлословить. Печорин — человек деятельный, активный, натура мятежная, он жаждет новых ощущений для удовлетворения своего эгоизма. Вернер пассивен, его идея — созерцание.

Если Печорин для достижения своей, хотя и жалкой, цели идет до конца, то Вернер пальцем о палец не ударит ни для чего, а будет говорить о том, чтобы он сделал, если бы… Так, он слепо идет на поводу у Печорина, более сильного человека, в истории с дуэлью, хотя это дело ему неприятно, да и за репутацию он свою боится.

Терзаясь нравственными сомнениями перед дуэлью, доктор Вернер быстро успокаивается от простой шутки Печорина о бессмысленности и пустоте человеческой жизни.

Но когда дело уже сделано — Грушницкий убит, а чувствам княжны Мери нанесена тяжелая рана, Вернер начинает осознавать всю глубину печоринского эгоизма, он упрекает своего приятеля в холодной расчетливости, послав ему записку: «Доказательств против вас нет никаких, и вы можете спать спокойно, если можете». Но сам Вернер проявил в этой ситуации не меньше равнодушия и жестокости, чем главный герой, будучи соучастником дуэли и всех интриг.

Поэтому Печорин не испытывает разочарования в этом человеке. Он надменно спокоен, он предполагал такой исход их взаимоотношений: «Вот люди! Все они таковы: знают заранее все дурные стороны поступка, помогают, советуют, даже одобряют его… — а потом умывают руки и отворачиваются с негодованием от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности».

Приятельские отношения этих людей распались, не превратившись в дружбу, распались от первого же серьезного жизненного испытания.

Приятельство ведь только тогда перерастает во что-то большее, когда люди находят друг в друге не только возможность для развлечения, способ разогнать скуку, рассеять одиночество.

Настоящая дружба — это бескорыстная заинтересованность в судьбе близкого тебе человека, это самопожертвование. Ни Печорин, ни Вернер не способны на столь глубокие чувства. Их удел — одиночество, безотрадное и бессмысленное проживание жизни.

Обратите внимание

Это неправда, что из двух друзей всегда один раб другого, такая же неправда, как то, что нет любви. Эту неправду выдумали, чтобы легче было жить, люди, которые не сумели полюбить и найти друзей.

Не был Пущин рабом Пушкина, а Пушкин — рабом Дельвига. Здесь другое.

Во всякой любви (а дружба — тоже любовь), во всякой дружбе (а любовь — тоже дружба) есть радость отдавать себя, свое, а Печорин невольно выдает свою и Вернера горькую тайну: «Мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя».

Мучительно больно осознает Печорин невозмож-ность для себя любить кого-то, дорожить кем-то, ненавидит и презирает себя за это, и эта ненависть и презрение распространяются на близких людей, на все человеческое. Трагична его судьба. Кто-то случайный наскоро похоронит Печорина, еще молодого, в чужой земле. Пророчески звучат слова Максима Максимовича: «Нет проку в том, кто старых друзей забывает».

Образ Вернера, как и Грушницкого, играет в романе служебную роль и способствует более полному раскрытию внутреннего облика главного героя. Рядом с умным Вернером Печорин так же одинок, как и с другими персонажами романа.

Источник: http://www.rlspace.com/pechorin-i-verner-v-romane-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Система образов в романе «Герой нашего времени». Сочинение

Одно из лучших произведений Михаила Юрьевича Лермонтова — роман «Герой нашего времени» — творение удивительно многоликое и многогранное. Читая роман, мы совершенно отчетливо представляем себе всех героев, видны селения и города, описанные автором.

Образы Лермонтова играют огромную роль в выполнении сложной художественной задачи. Ни один из героев в романе не выведен «просто так», каждый из них как-либо соотносится с главным персонажем — Печориным.

В общении с другими раскрывает Печорин различные черты своего сложного характера, показывая читателю то, что обычно спрятано «внутри».

Есть в романе персонажи, в некоторой степени «противоположные» главному герою — те, на контрасте с кем выстраивается образ — например, Грушницкий и его окружение. Есть и те, кто герою близок — таков Вернер.

Так или иначе пересекаясь на жизненном пути с кем-либо. Печорин часто все меняет. Дух неизъяснимого разрушения присутствует во всех его действиях, и в итоге Печорин с легкостью (сам того не желая) губит Бэлу, легко овладевает горячим воображением Азамата, походя оскорбляет Максима Максимыча, разрушает привычное течение жизни у скромных контрабандистов Тамани…

Странно и страшно то, что ломать чью-ту жизнь у Печорина нет никакой необходимости. Зачем он похитил Бэлу? Была ли то любовь — настоящая, всепоглощающая?.. Нет, и даже сам Печорин всегда понимал — Бэлу он не любит. Но то была его прихоть — прихоть человека, которому надоели светские женщины.

А может, он хотел коренным образом изменить свою жизнь? Намеренно ли обидел Печорин Максима Максимыча?.. Конечно, нет. Он вёл себя естественно для своего круга, но это было непонятно простому штабс-капитану, старому вояке, выходцу из постолюдья. Просто ему и в голову не пришло, что такое обращение очень больно заденет старика.

А контрабандистам он помешал всего лишь из любопытства…

Важно

Характер Печорина почти до конца раскрывается в части «Княжна Мэри». Рядом с ним здесь множество других-персонажей — Мэри и Вера, Грушницкий и Вернер.

Но можно ли сравнивать отношение Печорина к Мэри — наивной девочке, с которой он жестоко забавляется — с его же отношением к Вере?..

Автор показывает, что Печорин может быть и любящим — показывает в одном-единственном эпизоде, где Печорин, загоняя коня, скачет, чтобы увидеть Веру. А его страстное желание сделать предложение Мэри, которое он с силой отвергает, потому что дал слово Вере.

Читайте также:  Сочинение тварь я дрожащая или право имею? в чем смысл фразы

Грушницкий и Вернер тоже оттеняют характер героя. Не будь в романе Грушницкого, сам Печорин мог бы показаться смешным. В образе мальчишки-юнкера Лермонтов рисует пародию на Печорина, чтобы сам герой не казался пародией…

А Вернер? Он создан Лермонтовым, вероятно, для того, чтобы показать взгляды Печорина в другом герое. Не случайно сам Печорин в дневнике неоднократно упоминает о близости своих взглядов с воззрениями Вернера — почти по всем вопросам. Из того же дневника мы узнаем, что Вернера называют Мефистофелем. Не намек ли это на то, что в самом Печорине автор видит демоническое начало?

Есть и еще один образ в романе Лермонтова — образ природы. Лермонтовские пейзажи точно воспроизводят изумительные виды Кавказа. И многие моменты в описании перекликаются с лирикой поэта — те же горные вершины, тог же Терек… Они создают своеобразный колорит романа и напоминают нам о тех мотивах, о тех словах, которые мы слышали в лирике Лермонтова…

Источник: http://litera.su/learner/all-works/lermontov-m-y/images-system-in-lermontovs-hero-of-our-time

Взаимосвязь персонажей: Печорин и Вернер в романе «Герой нашего времени» — Сочинение по произведению М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

В 1839 году в третьем номере журнала “Отечественные записки” была опубликована повесть Михаила Лермонтова “Бэла”. Затем в одиннадцатом номере появилась повесть “Фаталист” и во второй книжке журнала за 1840 год — “Тамань”.

В том же году уже известные читателю три новеллы, повествующие о различных эпизодах жизни некоего Печорина, вышли в печати как главы романа “Герой нашего времени”.

Критика встретила новое произведение неоднозначно: завязалась острая полемика.

Наряду с бурными восторгами Белинского, назвавшего роман Лермонтова произведением, представляющим “совершенно новый мир искусства”, увидевшего в нем “глубокое знание человеческого сердца и современного общества”, “богатство содержания и оригинальность”, ъ печати звучали голоса критиков, абсолютно не принявших роман. Один из самых ярых противников Лермонтова, некто А. С. Бурачок, утверждал, что образ главного героя романа — “эстетическая и психологическая нелепость”, а в самом произведении “философии, религиозности русской народной и следов нет”. Но как бы мы ни оценивали роман, нельзя не отметить то мастерство, с которым Лермонтов выписал своего главного героя. На протяжении всего произведения автор как можно полнее стремился раскрыть внутренний мир своего героя — Григория Александровича Печорина. Композиционная сложность романа неразрывно связана с психологической сложностью образа главного героя.

Совет

Неоднозначность характера Печорина, противоречивость этого образа выявлялась не только в исследовании самого его духовного мира, но и в соотнесении героя с остальными персонажами.

Кроме тех персонажей, которые почти всегда необходимы в разборе произведения (Максим Максимыч, княжна Мери, Грушницкий), есть и такие, появление которых можно объяснить тем, что роман больше психологический, чем сюжетный. Доктор Вер-нер — скептик и материалист, как все медики, но в душе поэт.

Человек, который “изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием…”. Какую часть себя самого вкладывал Лермонтов в этого героя, “Мефистофеля” с байроновской хромотой и огромной головой на тщедушном туловище?

Ведь и в Печорине есть часть Лермонтова… Между Вернером и Печориным царит полное взаимопонимание. Печорин осознает, что “к дружбе не способен”; “из двух друзей всегда один раб другого”.

Злоязычный Вернер такого же мнения. И рассказ Вернера о том, что княжна увлечена Груш-ницким, радует обоих: из всего этого может получиться история, так как завязка уже есть, а потому Печорину не будет скучно среди “водяного общества”.

Печорин сам себе создает приключения, активно вмешиваясь в судьбу и жизнь окружающих, меняя ход вещей таким образом, что это он приводит к взрыву, к столкновению. Он вносит в жизни людей свою отчужденность, свою тягу к разрушению.

Он действует, не считаясь с чувствами других людей, не обращая на них внимания.

Вся жизнь героя представляет собой цепь экспериментов над собственной личностью и другими людьми. Цель его — постижение истины, природы человека, зла, добра, любви. Именно так происходит и в случае с Грушницким.

Почему молодой юнкер так неприятен Печорину? Как известно, Грушницкий отнюдь не является злодеем, с которым стоило бы бороться. Это самый обыкновенный юноша, мечтающий о любви и о звездах на погонах.

Обратите внимание

Он — посредственность, но присуща одна вполне простительная в его возрасте слабость — “драпироваться в необыкновенные чувства”, “страсть декламировать”.

Он стремится играть модную среди юношей роль байронического разочарованного героя, “существо, обреченное каким-то тайным страданиям”. Конечно же, читатель понимает, что это пародия на Печорина! Поэтому-то он так и ненавистен Печорину.

Вернер, мечтающий вырваться из нищеты, для денег не сделал бы и лишнего шага.

Он тоже экспериментирует над людьми, но в отличие от Печорина — пассивно, стараясь избежать столкновений с ними. Печорин же в разговоре идет до конца, выводя собеседника из себя. Для него счастье — “насыщенная гордость”.

Если Грушницкий — кривое зеркало Печорина — оттеняет истинность и значительность страданий этого “страдающего эгоиста”, глубину и исключительность его натуры, доводит качества Печорина до абсурда, то в ситуации с Вернером с особой силой раскрывается вся та опасность, которая всегда заложена в индивидуалистической философии, присущей романтизму. Лермонтов не стремился выносить нравственный приговор.

Он лишь с огромной силой показал все бездны человеческой души, лишенной веры, проникнутой скептицизмом и разочарованием.

Источник: http://sochbox.com/vzaimosvyaz-personazhej-pechorin-i-verner-v-romane-geroj-nashego-vremeni-sochinenie-po-proizvedeniyu-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Образ и характеристика Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Появление романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» вызвало неоднозначную реакцию критики. Негативная оценка касалась, в первую очередь, главного героя Печорина. Профессор Московского университета СП. Шевырев видел в Печорине явление порочное, не свойственное русской жизни, навеянное влиянием Западной Европы.

Критика раздражала «гордость человеческого духа», отображенная в романе Лермонтова в «злоупотреблениях личной свободы и разума, какие заметны во Франции и Германии».

Консервативный дух подобных критиков отвергал идею независимой, самостоятельно мыслящей личности, им было чуждо всякое проявление собственной воли и разума, критического отношения к окружающему миру.

К. О.

Бурачок отождествлял автора романа с Печориным и с негодованием писал, что в «Герое нашего времени» «нет ни религиозности, ни народности», а сам образ является клеветой на русскую действительность, «на целое поколение людей», поскольку «в натуре этакие бесчувственные, бессовестные люди невозможны».

«В ком силы духовные хоть мало-мальски живы, для тех эта книга отвратительно несносна», — заключал разъяренный критик. Таким образом, общественная мысль, выраженная в перечисленных критических трудах, отказывала Печорину в праве быть героем своего времени. Но так ли это?

Важно

С одной стороны, обращает на себя внимание ответ самого писателя критикам, который содержится в предисловии ко второму изданию романа.

Лермонтов указывает, что уважаемая публика не поняла общественной проблематики и иронии, заложенной в произведении: «Наша публика так еще молода и простодушна, что не понимает басни, если в конце ее не находит нравоученья».

Это тонкий намек на то, что в романе есть второй, не высказанный прямо смысл — трагедия целого поколения, обреченного на бездействие.

Лермонтов подтверждает, что образ Печорина действительно является портретом героя нашего времени, но портрет этот не списан с одного человека: «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Писатель удивляется, почему люди верят в трагических и романтических злодеев, но характер Печорина не находит пощады? Не потому ли, что в нем больше правды, чем вымысла? Правда, особенно неприглядная правда, воспринимается всегда сложно, если вообще воспринимается, тогда как ложь, сладкая и даже приторная, усваивается без проблем.

С другой стороны, можно согласиться, что таких как Печорин в XIX веке было немного, но этот факт не свидетельствует о том, что общество должно было закрывать глаза на целое поколение молодых, решительных, умных, сильных духом людей. Они были, и Печорин, человек с душой, жаждущей страсти, является тому подтверждением, коль именно такая личность стала центральным персонажем романа «Герой нашего времени».

Печорин обладает сильной волей, он способен к активной деятельности. Он презирает людей и, хорошо понимая их слабости, подчиняет их своей воле, хотя это и вызывает у него сомнение в правильности избранного пути: «… Или это следствие того скверного, но непобедимого чувства, которое заставляет нас уничтожать сладкие заблуждения ближнего, чтоб иметь мелкое удовольствие сказать ему:

  • “Мой друг, со мною было то же самое, но ты видишь, однако, я обедаю, ужинаю и сплю преспокойно, и надеюсь умереть без крика и слез”…»

 Яркий пример подобного отношения к людям — история с Грушницким. Грушницкий всего на пять лет младше Печорина. Он находится в том же обществе, общается с теми же людьми, что и герой нашего времени, но все же он другой. Грушницкий слабый и слабость эта проявляется в болезненном самолюбии и отсутствии воли. Энергия Грушницкого реализуется во внешних эффектах.

Он любит красивые выражения, лишенные чувства и смысла, красивые поступки и т. д. Его молено сравнить с плохим товаром, упакованным в красивую обертку. Заметим сразу: характеристика Грушницкого в романе вложена автором в уста Печорина, а потому несколько отходит от объективности.

Например, привлекая внимание княжны Мери, он обращается к Печорину: «Милый мой, я ненавижу людей, чтобы их не презирать, потому что иначе жизнь была бы слишком отвратительным фарсом». То, что Грушницкий действительно ненавидит людей, вызывает сомнение.

Он не знает слабых струн человеческой души, следствием этого является то, что не он властвует над друзьями, женщинами, а наоборот, ему отводится роль ведомого. Иначе как можно объяснить его нелепое участие в заговоре против Печорина?

Уязвленное самолюбие, помноженное на слабую волю, привело Грушницкого к самому крупному проигрышу в жизни — смерти.

Совет

В этой ситуации можно было обвинять Печорина, но следует учесть, что он знал о заговоре, сознательно согласился на дуэль — и оказался победителем.

Является ли пороком элементарное человеческое желание выжить? Ведь мы не обвиняем Печорина в том, что, спасая свою жизнь, он вытолкнул ундину-контрабандистку из лодки.

Не вызывает сомнения умение Печорина овладеть сердцем женщины не на краткое мгновение, а надолго, нередко навсегда. Подтверждением этого служат слова Веры:«Скажи мне, тебе очень весело меня мучить? Я бы тебя должна ненавидеть. С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего на дал, кроме страданий…» Любовь Печорина к Вере такая же искренняя, как и признание:

  • «Теперь я только хочу быть любимым, и то очень немногими…»

Это желание Печорина довольно понятно: он не хочет утруждать своесердце переживаниями и страданиями, которые несет любовь. Он не готов взять на себя ответственность за судьбу женщины и, возможно, своих будущих детей.

Печорин не скрывает этого от своих возлюбленных: он берет любовь и тепло, но ничего не дает им взамен.

Женщина, видящая в Печорине своего спутника жизни, занимается самообманом, и его ли в том вина, что кто-то питает иллюзии, страдает и наслаждается своими страданиями?

Удовольствия, которые можно купить за деньги, опротивели Печорину еще в молодости. Любовь светских красавиц тоже надоела, потому что ничего не давала сердцу.

Простодушная, чистая любовь дикой черкешенки, которая сначала ему очень нравится, со временем тоже надоедает. Науки разочаровали Печорина, потому что он увидел, что от них не зависит ни слава, ни счастье.

Опасности войны не вызывают в нем чувства страха и даже игра с судьбой, балансирование на грани жизни и смерти не щекочет его нервы.

Может показаться, что единственную радость дает ему преодоление трудностей.

Этим можно объяснить его желание раскрыть тайну красавицы-ундины и слепого мальчика (повесть «Тамань»), спор с азартным игроком Вуличем (новелла «Фаталист»), завоевание сердца Мери (повесть «Княжна Мери»), дуэль с Грушницким, похищение черкешенки Бэлы (повесть «Бэла»).

Как только Печорин достигает своей цели, он разочаровывается. Он сам не понимает своих душевных порывов, не дает себе труда подумать о том, куда девать свою душевную силу. Печорин ставит себе цель, но при этом не осознает, действительно ли сам хочет этого.

Обратите внимание

Объяснение такого поведения героя можно найти в тексте романа. Печорин утверждает, что не способен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие его, подавленное обстоятельствами, проявляется в другом — жажде власти, удовольствии подчинять своей воле все, что его окружает. Размышляя о возможном счастье, Печорин добавляет:

Источник: http://www.litrasoch.ru/obraz-i-xarakteristika-pechorina-v-romane-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector