Тема и образ россии в творчестве блока (в лирике, стихах) сочинение

Тема Родины в творчестве Блока

Тема Родины в творчестве различных писателей и поэтов «воспевается» совершенно по-разному. Некоторые описывают ее в образе матери, другие в образе возлюбленной. Кто-то уверен, что родной край — это именно то место, где человек родился.

Многие поэты персонифицировали Родину, пытаясь показать ее в образе какого-то отдельно взятого человека, который способен, как и тысячи других людей, испытывать чувства, вроде любви, страданий, переживаний, волнений…

Обратите внимание

Александр Александрович Блок, в свою очередь, объединил в своих произведениях понятие Родины, совместил несколько вариантов воедино. Следует отметить, что несмотря на подобное объединение, в каждом новом произведении Родина в лирике Блока представляется совершенно по-разному, каждый раз открывается ее новый образ.

Это совсем не означает того, что восприятие родного края рассеивается или к нему у писателя изменяется отношение – нет. Все дело в том, что, по мнению самого поэта, Родина многогранна, она велика.

Понятие Родины для Блока

Рассуждения о Родине и России не сразу появились в произведениях Блока. Эта тема пришла к нему несколько позже, стала своеобразным подытоживающим этапом в жизни человека, но даже несмотря на то, что она пришла к нему поздно, это был один из самых важных этапов в жизни и судьбе человека.

Родина в произведения Александра Блока пришла после длительных скитаний по стране, множества пережитых страданий, что только еще больше способствовало погружению писателя в саму тему, стало подталкивать его к написанию, интриговало больше и больше. Именно это и является причиной тому, почему писатель отказался описывать Родину в образе некоего абстрактного явления.

Такой шаблонный подход к описанию родного края ему не подходил, чем «грешило» в свое время множество известных личностей.

Россия для Блока существовала и существует всегда, как константа, у которой значение остается неизменным. Она не существует только сейчас, она была и будет оставаться всегда, несмотря ни на что. Родной край способен проникать в вещи, судьбы человека, рассеиваться в воздухе, впитываться в землю, в общем – он существует везде и что-то несомненно будет напоминать о Родине.

Таким образом, становится вполне ясно, почему в творчестве Блока у Родины нет какого-то единого лица.Как уже было сказано выше – Блок регулярно использовал несколько различных подходов для описания Родины. Специалисты выделяют несколько:• Сказочность.

В данном случае Родина у Блока является не персонифицированным волшебным краем, где обитают разные загадочные существа, присутствуют загадки, тайны.• Романтичность. Один из самых популярных приемов у писателей, когда родной край описывается в образе возлюбленной, а главный герой предстает молодым человеком, не способным устоять перед нежностью, трепетностью любимой.• Историзм.

В данном случае родные места описываются с исторической точки зрения. События, которые происходили на этом месте в прошлом, обладают своей историей, которая и рассказывается читателю.• Бедность и страдание. Здесь следует отметить, что писатель описывает не Родину, а скорее, ее жителей.

Они живут не в самые лучшие времена, испытывают сложности, трудности, с которыми пытаются как-то бороться. Люди принимают родной край таким, какой он есть и живут не покидая его, но надеются на положительные изменения в скором будущем.• Оптимистичность. Своеобразный аналог предыдущего подхода. Писатель опять же описывает настроения людей, которые жаждут хороших изменений в будущем.

• Образ живого существа. Подход тоже очень часто используется писателями для описания Родины. Родные края – некое живое существо, подобное самому человеку, но оно не обладает какими-то внешними отличительными чертами, их можно только почувствовать.

Примеры различных изображений Родины

Россия, как некая сказочная страна присутствует в произведении Блока «Русь». На это указывает описанный поэтом пейзаж, который больше похож на фольклорное описание местности. Также здесь присутствует упоминание мифических существ вроде: ведунов, ворожеи и других. Такие слова, как «дебри», «болота» тоже чаще всего упоминаются именно в мифологических сказаниях.

Загадочность Руси подчеркивает цветовой контраст. Сначала в воображении читателя начинают появляться черные, серые, коричневые и грязно-зеленые цвета.

Потом становится ясно, что таким образом писатель подчеркивает неординарность Руси, ее контрастность.Романтизация присуща стихотворениям о «Прекрасной даме».

Здесь Родина у поэта выступает в образе прекрасной, молодой красавицы, собственно, так же представляли родные края и предшественники Блока. Женщина эта обладает весьма неординарным характером, она одновременно необузданная, сильная и тем самым, манящая к самой себе дива, но также она и нежная, смирная и красивая. Страдания, по мнению Блока, тоже являются возвышенными чувствами.

Собственно, в отношениях людей они присутствуют очень часто. Это должен почувствовать и пропустить через себя каждый человек, но самое важное и главное при этом – не потерять самого себя. С Россией все обстоит так же. Чтобы полюбить этот прекрасный и такой неоднообразный край, требуется почувствовать к нему сострадание, постичь и прочувствовать на себе глубину всех ее горестей.

Историзм очень хорошо заметен в цикле стихов «На поле Куликовом». Здесь, как можно догадаться из названия, описываются события исторического характера, которые происходили с родным краем Блока. Здесь буквально подается панорамное изображение жизни страны от монголо-татарского ига до современности.

Важно

Также Блок говорит и о светлом будущем своего родного края, о надеждах, о том, что стремясь вперёд Россия многое одолела, перестрадала, и достойна благоденствия.Несмотря на то что во многом Россия в произведениях Блока обладает каким-то пессимистичным образом, тема родины у него высветляется в оптимистичном русле.

Автор говорит о своих предположениях, мыслях о том, что в будущем непременно все изменится, станет гораздо лучше, чем сейчас. Объясняется это все так же просто, как и говорится об этом. Простой закон справедливости, вот почему перемены обязательно должны произойти в жизни страны.

Конечно, когда точно это произойдет – одному Богу известно, но тем не менее, без изменений, причем положительных – никуда. Страна претерпела огромное количество войн, революций, нищеты попросту не может не стать действительно сильной державой, которую будут бояться и уважать.В цикле стихотворений «Родина» она выступает в персонифицированном виде перед читателем.

При всем этом, Блок добился того, что родина не привязывается к какому-то конкретному образу, личности. Она является обобщенной – одновременно живым и эфемерным существом, которая стоит за душой человека, в качестве его главного, основного богатства, которым надо всегда дорожить. При этом, она же часто приносит страдания ему. Страна в буквальном смысле отрывается от земного, материального, того к чему привыкли мы все и появляется в качестве высшей материи.

Новаторство Блока в описании Родины

Множество предшественников этого поэта олицетворяли родные края в своих произведениях. Чаще всего Родина описывалась в образе женщины, но, как правило, она выступала в роли матери, которая дает жизнь человеку. В творчестве Блока все несколько иначе.

Да, конечно, он ее тоже олицетворял, но только не делал из нее мать. Он представлял родной край, как подругу, невесту или жену человека. Родина всегда рядом с лирическим героем, будь то радость, печаль или что-то другое.

Она его никогда не покинет и всегда станет надежной опорой, поддержкой если это действительно нужно. При всем этом она не покровительствует человеком, а более того – сама нуждается и просит у человека защиты. Как правило, такая тема, как Родина в произведениях Блока раскрывается посредством развития образа.

На этом приеме построены буквально все варианты подачи, о которых было сказано выше. Несмотря на то что образ Родины часто воспринимается абстрактно, поэт старался сделать свою Родину живой, вдохнуть в неё жизнь.

Александр Александрович не хотел чтобы читатель видел только изображение или картинку, он старался затронуть глубокие чувства.

Заслуга поэта в том, что он смог объединить прошлое и настоящее, и этим внёс большой вклад в развитие поэтической культуры нашей страны.

Источник: https://gfom.ru/tema_rodini_v_tvorchestve_bloka.php

Тема России в творчестве А. А. Блока

/ Сочинения / Блок А.А. / Разное / Тема России в творчестве А. А. Блока

  Скачать сочинение

    По словам самого Блока, тема России — главная в его поэзии. Блок обратился к этой теме уже в самом начале своего творческого пути и остался верен ей до конца жизни. Стихотворение “Гамаюн, птица вещая” стало первым произведением юного Блока, посвященным судьбе России. Уже в нем встает тема исторического пути родины, ее трагической истории. Птица Гамаюн     …

вещает и поет,     Не в силах крыл поднять смятенных…     Вещает иго злых татар,     Вещает казней ряд кровавых,     И трус, и голод, и пожар,     Злодеев силу, гибель правых…

    Стихотворение вместило в себя все то, что потом станет столь важным для блоковского понимания России: любви к ней (“Прекрасный лик горит любовью”), сознание ужаса ее прошлого и настоящего и стремление видеть истину, какой бы страшной она ни была:     …Но вещей правдою звучат     Уста, запекшиеся кровью!     Цикл “На поле Куликовом” целиком посвящен России.

В первом стихотворении этого цикла встает тема пути, раскрывающаяся в двух планах: пространственном и временном. Временной план представляет собой изображение исторического пути России:     В степном дыму блеснет святое знамя     И ханской сабли сталь…     И вечный бой! Покой нам только снится     Сквозь кровь и пыль…

Совет

    Именно сочетание временного плана с пространственным придает стихотворению особый динамизм. Россия никогда не застынет в мертвенной неподвижности, ее вечно будут сопровождать перемены:     И нет конца! Мелькают версты, кручи…     Восприятие родины поэтом всегда было обостренно-личностным.

Он отходит от традиционного образа России-матери — в его стихах предстает совершенно неожиданный образ России-жены, возлюбленной, невесты: “О, Русь моя! Жена моя!” В стихотворении “Новая Америка” Россия названа “невестой”, а в стихотворении “Россия” любовь к родине сравнивается с любовью к женщине:     Россия, нищая Россия,     Мне избы серые твои,     Твои мне песни ветровые —     Как слезы первые любви!     Россия представлена в стихотворениях “Сытые” и “Фабрика” — это Россия социальных контрастов и противоречий, Россия “сытых” и “нищих”. В “Сытых” — непосредственном отклике на события русской революции 1905 года — Блок выражает веру в грядущие перемены:     Теперь им выпал скудный жребий:     Их дом стоит неосвещен,     И жгут им слух мольбы о хлебе     И красный смех чужих знамен!     Пусть доживут свой век привычно —     Нам жаль их сытость разрушать.     Лишь чистым детям — неприлично     Их старой скуке подражать.     В стихах о России явно слышатся традиции М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова и Ф. И. Тютчева. Очень близка Блоку лермонтовская “Родина” с ее отрицанием официального патриотизма и провозглашением любви к скромной и бедной крестьянской России. С Некрасовым Блока роднит исторический оптимизм. Также перекликаются с блоковской “Россией” некрасовские строки об “убогом и темном родном уголке” в поэме “Кому на Руси жить хорошо”. Тютчева принято считать предтечей символизма. Бесспорно, на Блока повлияло знаменитое стихотворение Тютчева о непостижимости, таинственности России:     Умом Россию не понять,     Аршином общим не измерить —     У ней особенная стать,     В Россию можно только верить.     Как и тютчевское четверостишие, хрестоматийной стала последняя строфа блоковской “России”:     И невозможное возможно,      Дорога долгая легка,     Когда блеснет в дали дорожной     Мгновенный взор из-под платка,     Когда звенит тоской острожной     Глухая песня ямщика.     Подобный образ таинственной, непредсказуемой, но прекрасной России создается Блоком и в стихотворении “Русь”:     Дремлю — и за дремотой тайна,      И в тайне почивает Русь,     Она и в снах необычайна,     Ее одежды не коснусь.     России посвящено главное произведение Блока — неоконченная поэма “Возмездие” (1901 — 1921). Перед читателем проходят эпизоды из российской истории, проходят образы народовольцев, “огромного, водянистого” царя (Александра III), “Державного Основателя” (Петра I). Вся поэма пронизана лейтмотивом “возмездия” — ритмом мазурки, любимого танца угнетенной Польши… В строфе о Победоносцеве поэт называет его злым “колдуном”, “волшебником”, а Россию сравнивает с очарованной им спящей красавицей. Здесь возникают параллели со стихотворением “Русь”. Авторский замысел раскрывается в предисловии к публикации третьей главы поэмы. Блок пишет о своих “революционных предчувствиях” накануне первой мировой войны.     Ожиданием перемен пронизано и стихотворение “Рожденные в года глухие…”, посвященные 3. Н. Гиппиус. Блок осознает обреченность своего поколения, поколения детей “страшных лет России”, и призывает к обновлению:     И пусть над нашим смертным ложем     Взовьется с криком воронье, —     Те, кто достойней, боже, боже,      Да узрят царствие твое!     Налицо перекличка с лермонтовской “Думой”.     Очевидно, предчувствия Блока сбылись: пришла Октябрьская революция. Блок был первым поэтом, написавшим о ней большое произведение. Поэма “Двенадцать” подчеркнуто полифонична. В ней звучит, например, голос “писателя-Ви…”, не принявшего революцию:     — Предатели!     — Погибла Россия!     Звучит и голос красногвардейца. В нем слышен пафос уничтожения старого мира, старой России:     Товарищ, винтовку держи, не трусь!     Пальнем-ка пулей в Святую Русь —     В кондовую, В избяную, В толстозадую!      Блок понимает, что прежней России больше нет, видит весь ужас происходящего на петроградских улицах:     Запирайте етажи,     Нынче будут грабежи!     Отмыкайте погреба —     Гуляет нынче голытьба!     Вместе с тем Блок верит в глубокий исторический смысл происходящих событий и принимает революцию. Название поэмы символично: у читателя возникают аллюзии к Новому Завету: вспоминаются апостолы. В последней главке эти аллюзии подкрепляются неожиданным образом: впереди двенадцати красногвардейцев-апостолов идет Иисус Христос.

Читайте также:  Сочинения для 11 класса и егэ

    Образ России у Блока чрезвычайно многогранен. Он тесно связан с другими важными мотивами его поэзии: мотивами любви, пути, возмездия, революции. Неизменной в творчестве Блока всегда оставалась вера в Россию.

В своей статье “Интеллигенция и революция” он писал: “России суждено пережить муки, унижения, разделения; но она выйдет из этих унижений новой и — по-новому — великой”.

Эта вера делает поэзию Блока особенно актуальной сегодня.

/ Сочинения / Блок А.А. / Разное / Тема России в творчестве А. А. Блока

Смотрите также по разным произведениям Блока :

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00068201184864028206

Сочинение «Образ России в лирике А. Блока»

Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. А. Блок “Кругом тонула Россия Блока”, — именно так писал в поэме “Хорошо” Маяковский, говоря о явлении, которого ни до, ни после не было.

Россия для Блока не просто тема, это целый мир, наделенный своими чертами, заполненный особыми образами и символами. Вновь и вновь поэт возвращается к размышлениям о трагическом прошлом России, о ее историческом предназначении, о ее особенностях, о ее многострадальном народе.

Эта тема пришла к автору не сразу — он проникался ею постепенно, преодолевая узость и субъективную ограниченность своих ранних стихов, свершая прорыв в широкий мир, в жизнь эпохи, страны, народа. Одно из первых стихотворений, где Блок обращается к образу своей Родины — стихотворение “Гамаюн”.

Поэт размышляет о пути России, исполнением трагедий: Вещает иго злых татар, Вещает казней ряд кровавых, И трус, и голод, и пожар, Злодеев силу, гибель правых…

В то же время автор отдает дань и пейзажным описаниям: его влечет прекрасная сторона, где — Разгулялась осень в мокрых долах, Обнажила кладбища земли, Но густых рябин в проезжих селах Красный цвет зареет издали.

Два символа — широкое поле и дорога — в дальнейшем часто определяют блоковское восприятие России. Образы эти многозначны и емки: это и просторы страны, ее приволье и вольность, и ее долгий путь в истории. Первые стихи Блока полны прекрасных, но отвлеченных описаний.

Родина представляется герою лишь в грезах: Дремлю — и за дремотой тайна, И в тайне — ты почиешь, Русь.

Обратите внимание

Но уже тогда поэт не только изображает русскую природу, предания “старины глубокой”, но и замечает (“так я узнал в своей дремоте”) “страны родимой нищету”. Прошлое России полно трагедий, ее настоящее безрадостно, ее будущее — “в тоске безбрежной”. Такова страна, о которой пишет Блок.

Но — “как и жить и плакать без тебя”? Поэт верит в будущее родины: “Не пропадешь, не сгинешь ты”. В цикле “На поле Куликовом” автор пишет о долгом пути России, пути борьбы, вечного боя: О, Русь моя? Жена моя? До боли Нам ясен долгий путь? Наш путь — стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь.

Будущее России предопределено ее прошлым, которому суждено “сбываться” вновь и вновь.

“И повторится все, как встарь”, — писал поэт в другом своем стихотворении.

Цикличность, многократность происходящего подчеркиваются повтором слова “опять” (“и опять, опять они кричат”), а также приемом “воспоминания”, узнавания героем событий происходящего: Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней? Поэт говорит о предчувствии коренной ломки в судьбе страны. Вообще, все его стихи о России после 1907 года полны едва уловимым, но все же явственным, хоть и непонятным и самому автору гулом, который впоследствии Блок назовет “музыкой революции”.

А тем временем в стихах его звучат полувопросы, полупризывы: Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить? В своем творчестве Блок видит Россию в будущем не крестьянским раем, как Есенин.

В стихотворении “Новая Америка” (именно так определяет поэт страну свою) он описывает край, где “чернеют фабричные трубы”, где “заводские стонут гудки”. Россия “новым обернулась ликом”, и поэта волнует теперь “другая мечта”.

А потом была война, на которую Блок откликнулся — не мог не откликнуться рядом стихотворений. Война — ужасная трагедия, тяжелое испытание для страны: Мы — дети страшных лет России — Забыть не в силах ничего.

Революция 1917 года вдохновила поэта на создание поэмы “Двенадцать”. В ней он показал крушение старой, буржуазно-помещичьей России и начало зарождения новой. Блок не дает ответа на вопрос: “Какой она будет?” Он не становится ни на сторону тех, кто вопиет: “Погибла Россия”, ни на сторону восставших, которые способны “пальнуть пулей в святую Русь”.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-obraz-rossii-v-lirike-a-bloka/

Тема России в лирике А. А. Блока

Россия, ее история, положение в стране, любовь к Родине — это тематики, которые были интересны всем писателям без исключения. Кто-то писал о Родине больше, кто-то меньше, но все поэты, прозаики, драматурги затрагивали тему страны. Неотделимой от творчества Блока является тема России в его лирике.

Если познакомиться с творчеством писателя, его произведениями, то невольно мы замечаем насколько часто обращается к России Блок. Рассмотрим ближе эту тему в нашем сочинении. Здесь следует сказать, что Блок уже в раннем своем творчестве обращался к тематике России и Родины.

Так, еще в юности, поэт написал сочинение под название Гамаюн — птица вещая, где, наверное, впервые затронул образ России в своей лирике. В работе просматривается ее история, ее трагические события. Вообще писателя часто будет интересовать и прошлое страны и ее настоящее.

Важно

Блок в своих произведениях старался показать истину, независимо от того страшной та была или нет.

Россия в лирике Блока и ее образ многогранен, при этом данная тема всегда переплетается с иными мотивами. Так есть в его произведениях и отголоски любви, революционные мотивы, мотивы пути, возмездия, есть вера в будущее страны и в саму Россию.

Когда читаешь работы автора на тему России, то видишь его безграничную любовь. При этом Блок любит ее разной. Например, в стихотворении Грешить бесстыдно, беспробудно, Блок создал образ русского характера не с лучшей стороны, но и такая страна ему всех дороже.

В лирике Россия предстает нам то загадочной, то таинственной. Видим мы и реальную страну того времени. Как пишет автор, видим нищую Россию с ее утлым жильем. Вся правда жизни российского общества, не приукрашенная и правдивая, полная тоски. Кроме того, Блок прибегает к просторам, к образу России-цыганки, вольной, где Россия — дикой вольности сестра.

В более поздних работах, изображается Родина в историческом описании, примером может быть цикл произведений На поле Куликовом.

Затронута Россия и в период революции, где в поэме Двенадцать, автор пишет о крушении старой и зарождении новой страны, а далее будет революционно-патриотическая ода Скифы.

Хотелось бы отметить, что Блок, создавая образ России, видит не Родину-мать. Для него Россия это жена, он видит в ней возлюбленную.

Россия разная в лирике писателя и главное, он верит в грядущие перемены и светлое будущее. Писатель говорит, что России суждено пережить муки, но она обязательно выйдет из унижений полностью новой и великой.

  • Грешить бесстыдно непробудно
  • тема россии в лирике блока

Источник: http://sochinyshka.ru/tema-rossii-v-lirike-a-a-bloka.html

Тема России в поэзии Блока (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Вряд ли найдется в истории русской литературы хоть одинписатель, хоть один поэт, в творчестве которого одно из первых мест не занимала бы темародины.

Не вобрав в себя всю красоту, всю прелесть родных мест, не проникнувшись всем сердцем важнейшими событиями и вехами в истории отчизны, невозможно стать по-настоящему национальным, народным поэтом, способным затронуть глубинные струны человеческой души.

     Тема родины, России всегда звучит в произведениях истинно русских писателей, но творчество Блока настолько неразрывно связано с этим образом, что, о чем бы ни думал поэт, о чем бы ни писал — о весне, природе, о любви, дружбе, об исторических событиях, страданиях народа или его героических победах, — его мысли всегда были о родной стране. «Это все — о России», — открыто заявлял о своем творчестве поэт. «Этой теме, — писал он, — я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь жизнь и смерть, счастье или погибель».

Совет

В России Блока можно часто встретить черты родины, воспетые Тютчевым, Некрасовым, Пушкиным, Толстым и другими прозаиками и поэтами, но все же Россия Блока — такая многогранная, неповторимая, изменчивая — во многом отличается от России других художников слова.

Это образ, сочетающий в себе и романтические, и реалистические черты, и радостные, светлые, грустные, порой трагические чувства. Это необъятная страна и в то же время — женщина, земля и возлюбленная невеста, мать и жена. Этот образ живет, меняется, взрослеет вместе с поэтом.

В самых ранних стихотворениях Блока мы видим сказочную Россию, с «золотыми да красными» заставками, с народными песнями и плясками, с легендами, преданьями старины, поверьями, шутками и прибаутками, с теремом Царевны. Она «опоясана реками и дебрями окружена, с болотами и журавлями, и с мутным взором колдуна».

Вместе с молодым поэтом мы восхищаемся ее необъятными просторами, «песнями ветровыми», тройками удалыми, далями туманными, дорогами дальними, где виден «неба осветленный край средь дымных пятен». Сказочные, чарующие мотивы встречаются и в более поздних стихотворениях поэта:

  • Где ведуны с ворожеями
  • Чаруют злаки на полях,
  • И ведьмы тешатся с чертями
  • В дорожных снеговых столбах.

Но здесь уже в тему бесконечного мирного российского простора с проблесками рябиновых кистей и голубыми лентами рек вплетаются «зарева горящих сел», дальние огни. Все чаще возникают символы «ветра», «метели», «бури»:

  • Дикий ветер
  • Стекла гнет,
  • Ставни с петель
  • Буйно рвет.

В этих образах-символах все сильнее чувствуется нарастание неукротимой народной силы, народной стихии. Теперь блоковская Россия — это страна назревающей революции.

И поэт твердо уверен, что его родине предстоит сыграть важную роль в истории всего человечества.

Этот этап в жизни родной страны не мог остаться незамеченным, не отразиться в произведениях Блока, в душе которого « было смешанное чувство России: тоска, ужас, покаяние, надежда».

  • О, Русь моя! Жена моя!
  • До боли Нам ясен долгий путь!..

Да, перед страной лежит долгий путь, но в сердце поэта ни на минуту не возникает сомнений, что этот путь они пройдут вместе, — они неразрывно связаны, едины в горе и в радости. И только в таком единстве для человека станет «невозможное возможно».

  • Русь моя, жизнь моя, Вместе ль нам маяться?

спрашивает поэт, хотя точно знает ответ: Россия-мать никогда не оставит своего сына, так же, как и он ее. И все же Россия для Блока всегда была связана не столько с образом матери, сколько с образом жены, суженой, возлюбленной, молодой и прекрасной, которая любит и ждет, которая все поймет и простит: Только скажет: «Прощай. Вернись ко мне». — И опять за травой колокольчик звенит…

  • Она сражается вместе с ним в бою, смело проходя «сквозь кровь и пыль»..Она сойдет «в одежде, свет струящей», блеснет «серебром волны на стальном мече», освежит на плече воина «пыльную кольчугу». И поэт бесконечно любит «мать, сестру и жену в едином лице Родины-России».

Блок видит родину всегда такой, какая она есть. Он не умаляет ее заслуг и достоинств, он осознает величие исторического прошлого России, которое начиная с самых древних времен было героическим, — защищалась ли она от половцев, сражалась ли с ордой хана Мамая, заслоняя Европу от нашествия татар.

Но видит он и беды, страдания, нищету, выпавшие на долю любимой России. И все же, как бы ни менялась в своем историческом развитии милая сердцу поэта родина, каким бы ни было его отношение к переменам в этой стране, вызывающим то восторг и восхищение, то жалость и боль, — неизменной оставалась его любовь к великой России.

Эта любовь всегда оставалась созвучной любви к женщине:

  • О, нищая моя страна.
  • Что ты для сердца значишь?
  • О, бедная моя жена,
  • О чем ты горько плачешь?

Он всегда испытывал к России самые трогательные чувства: любовь, нежность и сострадание. Именно эти чувства вдохновляли поэта на создание лучших произведений. Эта любовь к родине рождает веру — веру в светлое будущее России, в « новый век», несущий новые победы, новые великие и решающие события.

Именно этой светлой верой были продиктованы уверенные, оптимистические слова: «Все будет хорошо, Россия будет великой!» Да, образ России у Блока сложен и многогранен. Он совмещает в себе все: и радость, и горе, и отчаяние, и надежду.

Читайте также:  История создания романа война и мир толстого

Родина — единственная духовная опора, высшее начало в жизни человека и в жизни всего народа. Все в ней вызывает вдохновенный восторг и преклонение поэта. О чем бы ни писал А. Блок, все было проникнуто мыслями о родине, а значит, искренней, большой человеческой любовью.

И потому для нас его стихотворения — это величайшая поэзия, от которой перехватывает дыхание и замирает сердце.

Источник: http://resoch.ru/tema-rossii-v-poezii-bloka-sochinenie/

Сочинение: Тема России в творчестве Блока | Литерагуру

Тема родины занимала очень важное место в творчестве Александра Блока. Взгляд поэта на свою страну многогранен и необычен. Образ России в его стихотворениях – это сложное переплетение воспоминаний о ней и эмоций, испытываемых по отношению к ней, а также переосмысление разных периодов исторического прошлого страны.

Автор каждый раз меняет условия, в которых наблюдает изменения и преображение России, что позволяет ему лучше понять ее. В своих изысканиях он сталкивает реальность и вымысел и постепенно стирает между ними границу.

Благодаря этому читатель, погружаясь в мир, созданный авторским воображением, и растворяясь в нем, получает возможность посмотреть на страну глазами Блока. С одной стороны, это таинственное, почти сказочное место.

Человек здесь сближается с природой, которая является символом сокровенного, проникает в самую сущность того, что называют родиной. Здесь разумное отступает, и остается именно духовное единение с этим необыкновенным миром.

Обратите внимание

С другой стороны, отчизна – совершенно реальная среда существования родившихся и живущих там людей. Страна обладает своей историей, которая является частью ее обитателей. Каким бы ни было прошлое, о нем следует знать.

Сборник «Родина» (входящие в него стихотворения и цикл «На поле Куликовом»), а так же поэма «Двенадцать» переносят читателей из эпохи в эпоху, повествуя о разных событиях прошлых и нынешних лет.

Какими бы ужасными испытаниями ни пугало нас время, главное – осознать то, чему оно нас учит, почувствовать ту силу, которая перед лицом беды объединяет людей одной земли.

Блок действительно смешивает в произведениях, посвященных данной теме, реальность происходящего и субъективность ощущаемого.

В стихотворении «Русь» он утверждает, что именно путем иррационального взаимодействия с миром он проникает в глубинную сущность своей страны, которая под праздничным, узорным платком прячет тело, истерзанное страданиями: «Так – я узнал в своей дремоте / Страны родимой нищету».

Но автор идет еще дальше, и ему удается за маской боли разглядеть дух, несломленный бедствиями, который способен укрепить нуждающегося: «Живую душу укачала, / Русь, на своих просторах, ты, / И вот – она не запятнала / Первоначальной чистоты».

Россия Блока – это друг и защитник, вечный заботливый спутник в радости и горе. Поэт проводит необычное для нас сравнение родины с женой. Не забывая о классическом образе матери, Александр Блок все-таки настаивает на ином роде взаимоотношений.

Родина — это не только то место, где родился человек, это то особое пространство, по отношению к которому он всегда чувствует притяжение, с которым связывает свою судьбу.

Важно

Несмотря на то, что отчизну мы не выбираем, все же нужно многое пройти и слиться со своей страной в единое целое, чтобы начать полностью ассоциировать себя с ней.

Поэт беззаветно любит свою страну, и для этого чувства ему не нужны специальные причины. Он честно признается ей: «Тебя жалеть я не умею».

Он принимает все, что свершается в России, не оправдывает и не обвиняет (в своем творчестве) происходящее, но, скорее, как историк подмечает и описывает, оставляя на суд других.

Любовь все прощает и примиряет с любой, даже самой печальной действительностью, она вселяет надежду и помогает двигаться вперед. Блок, несмотря ни на что, до конца остается со своей родиной: «Да, и такой, моя Россия, / Ты всех краев дороже мне».

Источник: https://LiteraGuru.ru/tema-rossii-v-tvorchestve-bloka/

Тема и образ России в лирике Александра Блока

Александр Александрович Блок творил жил на рубеже двух столетий. Это был по праву последний великий поэт старой России, и вместе с тем с его именем связано открытие первой страницы в истории советской и русской поэзии.

Больше всего привлекает меня в поэзии этого автора тема Родины. Ее любили и ей отдавали свой талант, посвящали свои стихи многие крупнейшие поэты, но у Блока было свое отношение к Родине. А. Блок писал К. С. Станиславскому: “Стоит передо мной моя тема, тема о России.

Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это— первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный. К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни”.

Он не просто любит свою страну, ее природу, народ, он пытается разгадать душу России, понять ее настоящее и определить будущее.

Внимание Блока сосредоточивается на судьбе простого народа, на взаимоотношениях интеллигенции и народа. Для Блока Россия оставалась тайной, но тайной манящей и незабываемой. Все его стихи того времени — влечение к Родине, ее болям и радостям, к ее светлой и нищейкрасоте:

Россия, нищая Россия,

Мне избы черные твои,

Твои мне песни ветровые —

Как слезы первые любви.

Очень ярко и своеобразно выражено отношение к России, представление поэта об исторических судьбах Родины в цикле “На поле Куликовом”. В нем поэт обращается к прошлому, но создает произведение о современности.

Вместе с поэтом и я уношусь в то далекое прошлое и вижу настороженные полки накануне битвы, слышу гул, который стоит над татарским станом. Цикл этих стихотворений рождает веру в светлое будущее Родины. Хотя путь к нему труден и кровав.

Совет

Однако с особой широтой и яркостью тема России проявилась в стихах Блока в годы первой русской революции.

Отвергая Россию официальную, Россию “сытых” фабрикантов, лукавых церковников и слабовольных интеллигентов, художник с надеждой всматривается в глаза России трудового люда, Россию нищую и забитую, тихую и буйную, Россию, дремлющую до поры прихода свежих, нерастраченных сил.

Природа в произведениях Блока одухотворена нежностью поэта. Недаром его любимым приемом является олицетворение. Окружающий его мир — почти живое существо, с которым Блок делится самым сокровенным, взамен получая вдохновение. Пожалуй, ни у одного другого поэта я не встречала такого ласкового чувства к родной природе, органического слияния с ее настроением.

К постижению Родины подлинной, далекой от чарующей сказки, поэт шел через мотивы страшного мира. Именно в этот страшный мир попадает авторский герой, уйдя от Прекрасной Дамы. В нем живут диковинные существа: колдуны и косматые ведьмы, “твари весенние”, чертенята, “больная русалка”.

Не менее страшен и облик людей, обитающих в этом мире: это герои зловещего балагана, носители “всемирной пошлости”, живые мертвецы, как, например, в цикле стихов “Пляски смерти”. Наиболее известное стихотворение этого цикла — “Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…”, в котором самой композицией подчеркнута полная безысходность, замкнутость жизни в страшный круг.

Однако страшный мир — это не только мир вокруг поэта, это и мир в нем самом.

Безобразный мир, созданный Блоком, — это тоже Россия, и высшее мужество поэта не в том, чтобы не видеть этого, а в том, чтобы видеть и принять, полюбить свою страну даже в таком неприглядном обличье. Сам Блок предельно открыто выразил эту свою любовь — ненависть в стихотворении “Грешить бесстыдно, непробудно…”, написанном в 1914 году.

В нем возникает крайне отвратительный, отталкивающий образ человека бездуховного, лавочника, вся жизнь которого — беспробудный сон духа, даже покаяние его лишь минутно. Подавая грошик в церкви, он тут же, вернувшись в лавку, обманывает на этот грош ближнего. Моментами стихотворение звучит почти как сатира. Герой его обретает черты символические.

И тем неожиданнее и сильнее звучит финал стихотворения:

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

Тема трагического предвидения звучит и в стихотворениях, написанных задолго до войны 1914 года, в стихотворениях, объединенных темой, обозначенной в названии: “На поле Куликовом”. Они посвящены одному из самых значительных событий русской истории. В 1912 году Блок писал: “Куликовская битва принадлежит к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение.

Разгадка их еще впереди”. Значение Куликовской битвы было не столько военным, политическим, сколько духовным. И не случайно обращается к этому событию поэт в предвидении трагических лет в судьбе России. Мне хотелось бы проанализировать первое стихотворение цикла “На поле Куликовом”: “Река раскинулась. Течет, грустит лениво…”.

Обратите внимание

Данное произведение посвящено осмыслению исторической судьбы России. И судьба эта пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает традиционное для поэзии осмысление единства жизни людей и жизни природы. Сами природные явления здесь окрашены в трагический кровавый цвет (“Закат в крови!”).

Этот мотив появится впоследствии и в других стихотворениях Александра Блока.

Родину по праву можно считать второй матерью каждого человека. На мой взгляд, даже самый жестокий и бездушный человек в глубине души очень любит свою милую сердцу малую родину.

Человек и Отечество тесно связаны друг с другом, ибо они не могут существовать друг без друга.

Когда человеку плохо и тяжело на душе, его всегда тянет в места, где он родился, вырос, в места, с которыми у него связаны самые приятные воспоминания жизни. О любви, испытываемой Блоком к России, написано:

Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/obraz-rossii-v-lirike-aleksandra-bloka.html

Тема России в лирике А. А. Блока (на примере 2-3 стихотворений) » Шпоры для студентов

Образ родины, России, проявляется в стихах А. Блока постепенно. Она будто открывает то один свой лик, то другой. Но одно чувство пронизывает все стихи поэта – это чувство безграничной любви.

В годы первой русской революции в отношении Блока к России и народу есть еще много неясного. Он постоянно обращается к этой теме и одновременно считает, что она «больше» него. В стихотворении «Русь» (1906) Россия предстает перед читателем таинственной, колдовской землей:

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями

И с мутным взором колдуна.

Русь сказочно прекрасна, но за этим обликом скрываются печальные картины реальной современности («утлое жилье», «вихрь в голых прутьях»). Главным в эти годы стало кровное родство со всем русским и жажда обрести обновление в столь тесной связи:

Так я узнал в своей дремоте

Страны родимой нищету

И в лоскутах ее лохмотий

Души скрывало наготу.

В России для Блока все – «жизнь или смерть, счастье или погибель». Наиболее полно эти чувства отразились в цикле «Родина» (1907-1916). Здесь не только раздумья поэта о судьбе страны, ее прошлом, настоящем и будущем. Не менее важен страстный монолог человека, для которого любовь к родине – чувство глубоко личное, такое, как любовь к матери, жене:

О, нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

О, бедная моя жена,

О чем ты горько плачешь?

«Осенний день».

В стихах Блока о Родине все чаще ощущаются некрасовские настроения. Одно из самых ярких – «На железной дороге» (1910). Здесь проводятся параллели с «Тройкой» Некрасова. В центре обоих произведений – мотив ожидания счастья, связанный с дорогой. И все же «На железной дроге» — истинно «блоковский» стих.

Некрасов пишет о судьбе женской, об обреченности женской красоты, о тяжкой доле крестьянки. У Блока судьба молодой красивой девушки кончается ее гибелью. Невозможность иного исхода обозначена явно: «Давно уж сердце вынуто».

Она «раздавлена» жизнью («любовью, грязью или колесами»), и смерть для нее предпочтительнее смирения. Стихотворение приобретает высокое трагическое звучание. Причина трагедии – в социальных контрастах жизни: у «сытых» — довольство, роскошь; у бедных – темнота, грязь, смерть.

Важно

Голодная, нищая Россия, едущая в «зеленых» вагонах, поет и плачет. Боль и страдание родины дороги и близки поэту.

Кажется, частный случай, история гибели девушки, которой больно стало жить, — а какое широкое обобщение! В портрете же героини («в цветном платке, на косы брошенном, красивая и молодая…») проглядывает один из ликов блоковской России из одноименного стихотворения, в котором изображен емкий образ страны:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серы твои,

Твои мне песни ветровые –

Как слезы первые любви.

«Россия» начинается с реалистической картины русской проселочной дороги:

… Три стертых треплются шлеи.

И вязнут спицы расписные

В расхлебанные колеи.

А дальше – картина Родины, в ее красоте, силе, могуществе, и выражение любви к ней, веры в лучшее будущее. Облик России двоится:

А ты все та же – лес да поля,

Читайте также:  Проблема гения и злодейства в моцарт и сальери пушкина сочинение

Да плат узорный до бровей.

Это страна с лесами, полями, деревнями и проселками; и красавица-крестьянка с мгновенным взором из-под платка.

В этом стихотворении вновь звучит мотив вольности, бунта. Красота России – разбойная, «звенит тоской осторожной глупая песня ямщика». И в этом качестве видит поэт позитивное начало, именно поэтому у него на родине «невозможное возможно, дорога долгая легка…».

Источник: http://shporiforall.ru/shpory/otechestvennajaj-lit/tema-rossii-v-lirike-a-a-bloka-na-primere-2-3-stixotvorenij.html

Тема России в лирике А. А. Блока

Центральная тема творчества. Для А. А. Блока тема России была основополагающей: «Тема о России… Этой те­ме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Все ярче сознаю, что это — первейший вопрос, самый жизненный, самый реальный.

К нему-то я подхожу давно, с начала своей сознательной жизни, и знаю, что путь мой в основном своем устремлении — как стрела, прямой…» Поэт никогда не отде­лял себя от родины, всегда был с ней духовно связан.

Однако образ ее в лирике поэта ломает сложившуюся традицию со­относить родину с образом матери. «От своих предшествен­ников Блок отличался тем, что к судьбе России он подходит не как мыслитель — с отвлеченной идеей, а как поэт — с ин­тимной любовью», — писал В. М. Жирмунский.

Образ Рос­сии в лирике А. А. Блока эволюционировал, при этом осно­вополагающее чувство — любовь поэта — оставалось неиз­менным.

Специфика образа Родины в творчестве А. А. Блока. Ска­зочность образа России характеризует лирику раннего пери­ода творчества А. А. Блока. Родные просторы с «мокрыми до­лами» и «далями необъятными» предстают в стихотворении «Осенняя воля» (1905) в соответствии с фольклорными тра­дициями.

Здесь уже звучит мотив пути, дороги, который в той или иной мере будет проявляться во многих стихотворе­ниях данной тематики. Мотив колдовства и таинственности присутствует в создании образа Руси в одноименном стихо­творении (1906).

Обилие подлинных фольклорных элемен­тов, поверий, заговоров и заклинаний придает образу ска­зочную красоту:

Русь, опоясана реками И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна…

«Русь» (1906)

Совет

Но современная реальность вторгается в прекрасный мир гармонии «утлым жильем», «лохмотьями», «вихрем, свистя­щим в голых прутьях», и самое дорогое, чем дорожит поэт, в чем кроется великая тайна Родины, — «русская душа»:

Живую душу укачала,

Русь, на своих просторах, ты.

И вот — она не запятнала Первоначальной чистоты.

«Русь» (1906)

Цикл «Родина» объединил лирику 1907-1916 гг. и про­должил тему страдальческой участи России:

И низких нищих деревень Не счесть, не смерить оком,

И светит в потемневший день Костер в лугу далеком…

«Осенний день» (1909)

В безрадостную картину описываемого, когда «изливает­ся душа», А. А. Блок вносит новое звучание. Здесь все пере­живания поэта завершаются в последней строфе очень лич­ным, глубоким признанием в Родине жены. В стихотворе­нии «Осенний день» (1909) эти образы уравниваются:

О, нищая моя страна,

Что ты для сердца значишь?

О, бедная моя жена,

О чем ты горько плачешь?

Родина начинает представать в образе красивой, сильной духом женщины с нелегкой жизнью. Поэт предчувствует трагическую судьбу России, и тревога за нее наполняет мно­гие стихотворения: «Петроградское небо мутилось дождем» (1914), «Рожденные в года глухие…» (1914), «Я не предал бе­лое знамя…» (1914), «Коршун» (1916):

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней.

Доколе матери тужить?

Доколе коршуну кружить?

«Коршун» (1916)

Неспокойное ощущение возникает в душе лирического героя от окружающего разорения. Они рождают тягостные раздумья. Но поэт не боится неприглядных картин в описа­нии своей Родины.

Так, стихотворение «Россия» (1908) от­крывается описанием проселочной дороги, а эпитеты «ни­щая Россия», «избы серые», «песни ветровые» усиливают безрадостную панораму.

И все же за внешним запустением чувствительное сердце поэта «видит» непреходящие «пре­красные черты», роднящие Россию с красивой девушкой, уничтожить эту «душу» не под силу временным проблемам:

Ну что ж? Одной заботой боле Одной слезой река шумней,

А ты все та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей…

Родина не может вызывать жалость. Ее внутренняя сила, духовное богатство народа, красота земли, попавшие «в рас­хлябанные колеи», у поэта могут вызывать сопереживание, боль, но никак не унижающее чувство жалости:

Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу…

Обратите внимание

Каким бы испытаниям ни подвергался милый сердцу край, через какие несчастья, обманы, страдания ему ни при­шлось бы пройти, поэт верит в то, что России удастся избе­жать гибели:

Пускай заманит и обманет,

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты…

«Россия» (1908)

Возникающий в первой строфе мотив дороги в последней строфе получает свое продолжение, придавая композиции стихотворения кольцевую форму, в котором, несмотря ни на что, звучит надежда на будущее:

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика!

Именно верой в будущее, несмотря на предчувствие всех бурь и трагедий, проникнут цикл «На поле Куликовом» (1908), состоящий из 5 стихотворений. Образ Родины транс­формируется от картин природы к образу возлюбленной жены:

Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога.

О,  Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь!

Наш путь — стрелой татарской древней воли.

Пронзил нам грудь.

Здесь все переплетено: и великое прошлое, и совре­менность, и устремленность вперед. История Родины, ос­мысление символического значения такого события, как Куликовская битва, помогает лирическому герою обрести себя, возмужать и определить свою дорогу, где сливаются воедино духовная суть древнего русича и современника поэта:

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. — Молись!

В лирике, посвященной теме Родины, А. А. Блок во мно­гом продолжает традиции М. Ю. Лермонтова и Н. А. Некра­сова. Стихотворения проникнуты глубокой верой в преобра­жение России, в ее лучшее будущее.

На этой странице искали :

  • тема россии в лирике блока
  • образ россии в лирике блока
  • русь россия родина в стихах и поэмах блока
  • русь россия родина в стихах и поэмах а блока
  • сочинение на тему русь россия родина в стихах и поэмах а блока

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/tema-rossii-v-lirike-a-a-bloka.html

Тема родины в творчестве А. Блока

В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами;

личность поэта всегда перед читателем.

В. Я. Брюсов

Тема Родины является главной в творчестве А. Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь… Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель», — говорил поэт.

Блок начинал свой творческий путь как символист. Основная тема юношеской лирики поэта — ожидание и предчувствие чудесных перемен, идеальный мир мечты и фантазии, где нет общественных конфликтов, человеческих слез, есть только музыка, «улыбки, сказки, сны».

Блок в течение многих лет искал свой поэтический идеал — высокий, святой, общезначимый. Он находит его в образе Родины. Его Прекрасная Дама спустилась с небес на землю, и Блок переходит от мечтаний юности к зрелому творчеству. С приходом к теме России поэзия Блока обретает широкое звучание.

В стихотворении «Русь» (1906) поэт изображает сказочную страну. Он и называет свое произведение старым, древним именем России. Читатель погружается в сказочный мир. Здесь и колдуны, и ведуны с ворожеями, и ведьмы с чертями. Стихотворение насыщено образами русского фольклора и преданиями русской старины. Сама же Русь предстает как таинственный волшебный край:

Ты и во сне необычайна.  Твоей одежды не коснусь.  Дремлю — и за дремотой тайна, 

И в тайне — ты почиешь, Русь.

В Руси поэту видится много языческого, древнего, только ей свойственного, отличающего ее от других стран. Сначала кажется, что тайна Руси в ее сказочности, в том, что ведуны «чаруют злаки на полях», метет снежная вьюга, а вихрь «поет преданья старины». Однако затем становится ясно, что загадка России в чем-то ином, и ее можно разгадать только тогда, когда живешь одной жизнью с народом:

Где разноликие народы  Из края в край, из дола в дол,  Ведут ночные хороводы 

Под заревом горящих сел.

Значительно позже в стихотворении «Скифы» Блок скажет: «Россия — сфинкс» и будет противопоставлять ее европейским странам. Но уже в этом стихотворении о загадочной Руси поэт говорит об особом пути и особой миссии своей страны, потому что она сумела сохранить «живую душу» своего народа:

Живую душу укачала,  Русь, на своих просторах, ты,  И вот — она не запятнала 

Первоначальной чистоты.

Автор подчеркивает необъятность просторов Руси не только тем, что она «опоясана реками» и «дебрями окружена». Он вводит в стихотворение тему дороги и движения, характерную для русской литературы:

Где все пути и все распутья 
Живой клюкой измождены…

Важно

Русь для поэта не просто географическое или историческое понятие. Это живое существо, которое представляется ему русской девушкой — колдуньей из старинных преданий.

В этом стихотворении слышатся мотивы преклонения перед любимой женщиной, те самые мотивы, которые характерны для ранней любовной лирики Блока.

Он восторженно и почтительно любуется Россией-женщиной и, подчеркивая свое преклонение перед ней, заканчивает стихотворение вариацией его первой строфы:

Дремлю — и за дремотой тайна, 
И в тайне почивает Русь,

Она и в снах необычайна. 
Ее одежды не коснусь.

Но, несмотря на восприятие Родины как сказки, как древней песни или легенды, поэт сумел увидеть «страны родимой нищету»: «утлое жилье», «лоскуты» «ее лохмотий», вихрь, «свистящий в голых прутьях», печальную дорогу на погост.

Социальные мотивы, только намеченные в стихотворении «Русь», получают развитие в стихотворении «Россия» (1908). Уже первые строки этого стихотворения напоминают нам стихотворение Лермонтова «Родина». Читая его, мы так же представляем картину движения по проселочной русской дороге:

И вязнут спицы расписные 
В расхлябанные колеи…

«Странная» любовь Блока к отчизне не связана с любовью к ее богатствам. Поэт принимает родину такой, какая она есть: в нищете и унижении. «Нищая Россия» дорога Блоку, потому что это его родина, какая бы неприглядная она ни была. Заметна любовь Блока и к неброской русской природе.

Переосмысливая некрасовские традиции, Блок соединяет образ Руси с обликом почти некрасовской красавицы-крестьянки. У нее «плат узорный до бровей», а на глазах слезы.

По-некрасовски также звучит строка: «И лишь забота затуманит твои прекрасные черты…» Фраза о «прекрасных чертах» явно напоминает и блоковскую Прекрасную Даму, но слова «разбойничья краса» несколько снижают небесный бесплотный образ, делая его более близким и родным, так как ассоциируются с русским фольклором. Русь, в понимании Блока, не смиренная кроткая красавица с эфемерными чертами. Она сильная и решительная женщина.

Но Россия предстает в лирике Блока не только прекрасной и загадочной. Здесь и «серые избы», и расхлябанные дороги, и унылая песня ямщика. Вместе с лирическим героем читателя охватывает острое чувство боли за свою Родину, которая дорога поэту, несмотря на все ее беды и страдания:

Россия, нищая Россия,  Мне избы серые твои,  Твои мне слезы ветровые — 

Как слезы первыя любви!

Совет

Противоречие между поэтическим идеалом Блока и реальной картиной, которую видит поэт, порождает ощущение трагичности. Блок предчувствует, что России грозит время катастроф, а «разбойная краса» ее будет отдана «чародею». Но он готов нести «свой крест», как несет его русский народ, на долю которого выпадают тяжкие испытания. Он верит в будущее России:

Пускай заманит и обманет, — 
Не пропадешь, не сгинешь ты…

В стихотворении явно угадывается образ летящей гоголевской Руси-тройки. В последних строках слышится твердая вера поэта, которую он разделяет с Некрасовым, в то, что русский народ вынесет все.

«Одной слезой» будет больше, но Россия останется все той же, все теми же будут «лес, да поле, // Да плат узорный до бровей». Таким образом, Блок соединяет прошлое, настоящее и будущее своей Родины.

Поэтический образ будущей России настраивает на оптимистический лад. Вслед за поэтом мы верим в особую судьбу своей страны:

И невозможное возможно,  Дорога долгая легка,  Когда блеснет в дали дорожной  Мгновенный взор из-под платка,  Когда звенит тоской острожной 

Глухая песня ямщика!..

Множество произведений Блока посвящено теме Родины. Он сумел в них, следуя богатой литературной и фольклорной традиции, внести нечто новое, только ему свойственное в освоение этой темы.

Основной особенностью патриотической лирики Блока стало то, что любовь к Родине у него — это переживание глубоко личное.

Россия с ее историей, традициями, с ее таинственной русской душой, с огромным потенциалом ее народа давала поэту надежду на лучшее будущее.

Источник: http://5litra.ru/soch/1055-tema-rodiny-v-tvorchestve-a-bloka.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector