Характеристика и образ аркадия кирсанова в романе отцы и дети тургенева сочинение

Образ и характеристика Аркадия Кирсанова в романе “Отцы и дети”: описание внешности и характера в цитатах

Аркадий Кирсанов – один из центральных героев романа “Отцы и дети” Тургенева. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Аркадия Кирсанова в романе “Отцы и дети”: описание внешности и характера героя.
Смотрите: 
– Краткое содержание романа
– Все материалы по роману “Отцы и дети”

Краткая характеристика Аркадия Кирсанова

Аркадий Николаевич Кирсанов – молодой образованный дворянин. Ему около 23 лет. Он только что окончил университет. Аркадий – сын помещика Николая Кирсанова и племянник Павла Петровича Кирсанова.Молодой и наивный Аркадий попадает под влияние нигилиста Евгения Базарова.

Аркадий тоже “старается” быть нигилистом. Но на самом деле в душе он – мягкий, сентиментальный и великодушный человек.

Со временем Аркадий понимает, что он не создан быть нигилистом. Тогда его дружба с Базаровым заканчивается. Романтичный и сентиментальный Аркадий влюбляется в юную красавицу Катю.

Они женятся и заводят детей.

Возраст Аркадия Кирсанова – 23 года: “…недаром же мне и минул двадцать третий год…”

Аркадий является потомственным дворянином, сыном помещика:

“…Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки…”

О внешности Аркадия известно следующее:

“…к безбородой, запыленной и загорелой щеке молодого кандидата…” “…раза два ударил рукою по воротнику сыновней шинели…” “…Он сбросил с себя шинель…”

Аркадий – молодой человек, “птенец”, по словам Базарова:

“…А главное, он молод, молод… не то, что мы с вами, Евгений Васильич…” “…так весело, таким молоденьким мальчиком посмотрел на отца…” “…Что значит молодость! – произнес спокойно Базаров…” “…Ах да! птенец этот!..” (Базаров об Аркадии) “…В тебе… есть молодая смелость да молодой задор…”

У Аркадия звонкий юношеский голос:

“…говорил несколько сиплым от дороги, но звонким юношеским голосом Аркадий…”

Аркадий Кирсанов является образованным человеком. Он окончил университет в Петербурге:

“….В 55-м году он повез сына в университет; прожил с ним три зимы в Петербурге…” “…сына, получившего, как некогда он сам, звание кандидата*…”(*кандидат – лицо, сдавшее специальный «кандидатский экзамен», первая ученая степень)
Аркадий Кирсанов – молодой помещик с либеральным взглядами на крепостное право: “…либеральный барич…”

Аркадий не богат, но у него и его отца есть некоторое состояние:

“…я и не богат…” “…Партия во всех отношениях хорошая; состояние у Кирсанова изрядное…”

Аркадий Кирсанов – веселый, жизнерадостный человек:

“…весело отвечая на отцовские ласки…” “…так весело… посмотрел на отца…” “…промолвил Аркадий, – но что за чудный день сегодня!..” “…Аркадий, которому, несмотря на искреннюю, почти детскую радость, его наполнявшую…”


Аркадий уважает и любит своего отца, а также своего дядю:

“…Притом, я уверен, ты не мог сделать дурной выбор…” (Аркадий – отцу) “…Аркадий живо повернулся к отцу и звонко поцеловал его в щеку…”

Аркадий дорожит дружбой своего старшего товарища Евгения Базарова (в начале романа):

“…Я не могу тебе выразить, до какой степени я дорожу его дружбой…”

Аркадий восхищается, благоговеет перед своим “учителем” Базаровым (в начале романа):

“…Аркадий, как ни благоговел перед своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся…” “…Вот, поглядите, один из них рядом с вами сидит, ведь он чуть не молится на вас, полюбуйтесь. (Аркадий отворотился и нахмурился.)…”

Юный Аркадий старается казаться взрослым мужчиной:

“…он ощущал небольшую неловкость, ту неловкость, которая обыкновенно овладевает молодым человеком, когда он только что перестал быть ребенком Он без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесенным, правда, сквозь зубы…”

Аркадий старается вести себя так же развязно, как и Базаров, но в конце концов перестает подражать другу:

“…Я нахожу, что Аркадий s’est degourdi*…” (*стал развязнее). “…с излишнею развязностью налил себе в стакан гораздо больше вина, чем самому хотелось, и выпил все вино…”

Аркадий называет себя нигилистом, но на самом деле в душе он далек от нигилизма:

“…Я уже говорил вам, дядюшка, что мы не признаём авторитетов, – вмешался Аркадий…” “…Он в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, но почел обязанностию скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!..” “…Аркадий ее любил [природу], хоть и не смел признаться в этом…”

Закончив университет, Аркадий не находит себе особых занятий или целей в жизни. Он ничем не занимается в отличие от деятельного Базарова:

“…Меня зовут Аркадий Николаич Кирсанов, – проговорил Аркадий, – и я ничем не занимаюсь…” “…Аркадий сибаритствовал, Базаров работал…”

Аркадий – умный молодой человек, по мнению Одинцовой:

“…Но теперь я его лучше узнала и убедилась, что он умен…”
Он является великодушным человек: “…я сам пойду к ней, – воскликнул Аркадий с новым приливом великодушных чувств…” “…Эге ге! – спокойно проговорил Базаров. – Вот мы какие великодушные!..”

Аркадий – справедливый человек:

“…Надо быть справедливым, Евгений…” “…Во мне простое чувство справедливости заговорило, а вовсе не родственное, – возразил запальчиво Аркадий…”

Аркадий Кирсанов является робким молодым человеком:

“…Ты робеешь, мало на себя надеешься…” “…Аркадий ощущал на сердце некоторую робость…” “…он робел и терялся, когда оставался с ней наедине; и она не знала, что ему сказать: он был слишком для нее молод…” “…он почувствовал невольную робость…” “…робость овладевала им…”

Аркадий – невинный, целомудренный юноша:

“…Вот еще! Какой невинный!..” “…Господа, уж это что то на Бедлам похоже стало, – заметил он вслух…”

Аркадий – скромный человек:

“…Помилуйте, – возопил Аркадий, – какой же я великий мира сего? И к роскоши я не привык…”

Он является ласковым молодым человеком:

“…– Полно, папаша, полно, сделай одолжение! – Аркадий ласково улыбнулся…” “…Мы познакомились, отец! – воскликнул он с выражением какого-то ласкового и доброго торжества на лице…”

Аркадий – не циничный человек в отличие от своего приятеля Базарова:

“…Аркадия покоробило от цинизма Базарова…”У Аркадия нежная душа: “…Ну, не сердись, неженка…” “…Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!..”

Аркадий – эмоциональный человек:

“…Он схватил ее большие прекрасные руки и, задыхаясь от восторга, прижал их к своему сердцу. Он едва стоял на ногах и только твердил: «Катя, Катя…»…”

Он способен плакать, когда его переполняют чувства:

“…Он чувствовал, что слезы приступали к его глазам…” “..«Жаль и Кати!» – шепнул Аркадий в подушку, на которую уже капнула слеза…” “…Аркадий бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз…”

Аркадий является мягким человеком, по мнению Базарова:

“…Ты славный малый; но ты все-таки мякенький…”

Аркадий Кирсанов любит природу:

“…Какой зато здесь воздух! Как славно пахнет!..” “…Катя обожала природу, и Аркадий ее любил, хоть и не смел признаться в этом…”

Также Аркадий любит музыку:

“…вы, мсьё Кирсанов, кажется, любите музыку…” “…сыграй что нибудь Аркадию Николаевичу; он любит музыку…” “…Аркадий, хотя точно любил музыку, неохотно пошел за ней…” “…– Вы какую музыку больше любите? – Классическую… Моцарта люблю…”

Известно, что Аркадий плохо танцует:

“…Танцую, только плохо…” “…Аркадий танцевал плохо, как мы уже знаем, а Базаров вовсе не танцевал…”

При этом Аркадий любит красиво говорить:

“…О друг мой, Аркадий Николаич! – воскликнул Базаров, – об одном прошу тебя: не говори красиво…” “…Вот эта не упрекает меня за то, что я красиво выражаюсь…”

Он является миролюбивым человеком и не любит ссориться:

“…Ну, полно, – шепнул Аркадий и пожал украдкой своему другу руку. – Но никакая дружба долго не выдержит таких столкновений…” “…Вы, например, не деретесь – и уж воображаете себя молодцами…”

В конце концов Аркадию становится интересно заняться своим имением. Он мечтает об агрономической, сельскохозяйственной деятельности:

“…небогатый край этот… нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы…” “…Хозяйничанье не возбуждало в нем отвращения: он даже с удовольствием мечтал об агрономической деятельности…”

Аркадий хочет быть полезным для общества:

“…я по прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне… гораздо ближе…”

Аркадий Кирсанов верит в брак в отличие от Евгения Базарова. В конце романа Аркадий женится на Кате, младшей сестре помещицы Анны Одинцовой:

“…Ты придаешь еще значение браку; я этого от тебя не ожидал…” (Базаров – Аркадию)”…Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей, состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой…”
Таков Это был цитатный образ и характеристика Аркадия Кирсанова в романе “Отцы и дети” Тургенева: описание внешности, личности и характера героя в цитатах.

Смотрите: Все материалы по роману “Отцы и дети”

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/08/harakteristika-arkadij-kirsanov-obraz.html

Образ и характеристика Аркадия Кирсанова “Отцы и дети”, внешность, характер

Меню статьи:

Образ Аркадия Кирсанова неотъемлемо воспринимается читателями в сравнении с образом Евгения Базарова. Противоположность героев позволяет ярче воспринять сильные и слабые стороны этого персонажа, узнать о привязанностях Аркадия и путях их формирования.

История жизни

Аркадий Кирсанов принадлежит к дворянскому сословию. Его мать умерла рано, и воспитанием сына занимался отец – Николай Петрович, который старался не просто быть родителем, но и стать другом своему сыну. Повзрослев, Аркадий приступает к обучению в университете.

Сначала отец его проживал в городе вместе с сыном (три зимы) – глубокая привязанность к своему чаду не позволила ему легко расстаться с единственным ребенком. Затем Кирсанов-старший вернулся в родовое имение. Аркадий же успешно продолжил свое обучение.

В это время он познакомился с Евгением Базаровым – студентом-медиком, сыном военного врача и дворянки.

Нигилистическая позиция своего нового друга становится важным элементом в жизни Аркадия, а привязанность и восхищение Евгением неустанно возрастает. Аркадий приезжает в свое родовое имение вместе с Евгением. Николай Петрович и его родной брат Павел Петрович радушно принимают приезжих, хотя Базаров у стариков и не вызывает такого восхищения как у Аркадия.

Со временем молодые люди знакомятся с Анной Одинцовой и оба влюбляются в эту женщину. Анна же оказывает знаки внимания Евгению, игнорируя Аркадия, к которому относится как к брату, чем вызывает его ревность и обиду на друга. Дальнейшее развитие отношений позволяет Аркадию осознать свою романтическую суть и абсурдность нигилизма.

Обратите внимание

Евгений же, пребывая в доме Кирсановых, оказывает знаки внимания гражданской жене Николая Кирсанова, Фене, чем вызывает приступ ярости со стороны Павла Петровича – дело заканчивается дуэлью, на которой Павел Петрович был ранен. Об этом событии Аркадий узнает из уст самого Евгения в Никольском, куда поехал, чтобы повидать Катю. После этого случая происходит окончательное разногласие между Евгением и Аркадием – дружба молодых людей сходит на «нет».

Аркадий не особо огорчается этим событием – он влюблен в сестру Анны – Катю и намерен жениться на девушке. Впоследствии у них рождается первенец – сын Николай.

Характеристика личности

Аркадий Кирсанов обладает веселым, «детским» нравом. Он жизнерадостен и воспринимает жизнь как полную ярких красок. Как и большинство молодых людей, Аркадий хочет казаться взрослым. Время от времени он испытывает неловкость из-за того, что еще не обрел «навыков взрослой жизни».

Аркадий осознает, что он уже вышел из детского возраста и не может вести себя подобно ребенку, но в то же время испытывает дискомфорт. Так, например, Аркадий «без нужды растягивал свою речь, избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесенным, правда, сквозь зубы».

В начале романа читатель встречается с бездеятельным Аркадием – Кирсанов ничем не занимается и, если хорошо разобраться, бесцельно проводит свое время.

Однако ситуация после размолвки с Базаровым и женитьбы на Кате существенно меняется – он начинает активно вникать в дела родового поместья и обучаться основам ведения хозяйства.

«Хозяйничанье не возбуждало в нем отвращения: он даже с удовольствием мечтал об агрономической деятельности».

Особую прелесть Аркадий находит в лицезрении природы. Аркадий способен замечать малейшие ее изменения, восхищаться ею.

Аркадий обладает миролюбивым характером, он полон нежности и чувствительности. Он может легко растрогаться и даже прослезиться. Кирсанов старается скрыть от окружающих такую свою суть, так как боится осуждения. Однако создать иллюзию до конца у него не получается. Базаров замечает проявления эмоциональности со стороны Аркадия, и в ссоре упрекает Кирсанова в этом: «Ты нежная душа, размазня».

Аркадий – робкий, не циничный и не жестокий человек. Однако нельзя утверждать, что Аркадий мягкотелый, беспринципный человек. У него хорошо развито чувство справедливости. Ради отстаивания справедливости, Аркадий готов преступить через свою робость и стеснительность. В ссорах с Евгением он не может дать ему жесткий отпор, хотя все же пытается противостоять своему «другу».

Читайте также:  Образ и характеристика александра 1 в романе война и мир толстого

Взаимоотношения Базарова и Кирсанова

Долгое время Евгений Базаров был кумиром молодого аристократа. Сложно сказать, как именно удалось Евгению расположить к себе Кирсанова и добиться, хоть и не преднамеренно, такой привязанности. Вполне вероятно, что виной этому было исключительное любопытство, образованность и нестандартность Евгения.

Базаров был очень не похож на других людей – он удачно балансировал между аристократизмом и невежеством, чем привлекал всеобщее внимание.

Общение Аркадия с Евгением перерастает в дружбу, по крайней мере со стороны Аркадия. Кирсанов старается подражать своему «учителю», копировать его развязность и жизненную позицию.

Важно

Однако на самом деле, Аркадий не ощущает душевного родства с идеями нигилизма – для Кирсанова это всего лишь увлечение: «Он в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, но почел обязанностию скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!»

Евгений же вряд ли столь искренне дорожит дружбой с Кирсановым – в целом он человек, который легко прощается с людьми, поэтому говорить об истинной дружбе в этом случае крайне сложно.

Исходя из того, что Кирсанов не был «настоящим» нигилистом, дружеские отношения его с Базаровым были обречены и ограничивались лишь временными рамками. Случая для размолвки долго ждать не пришлось.

Небольшая тень сомнения на предмет своей отличности от Евгения у Аркадия закрадывается еще в самом начале их пребывания в родовом поместье Кирсановых – Базаров порой слишком резко критикует Николая и Павла Кирсановых, чем неприятно поражает своего друга, ведь Аркадий питает глубокое уважение и привязанность к своему отцу и дяде.

В дальнейшем к этому присоединяются ухаживания за Анной Одинцовой. Благодаря вынужденному сближению с Катей Локтевой (сестрой Анны) Аркадий осознает свою романтическую привязанность и отказывается от общения с Евгением.

«Я по прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне… гораздо ближе» – говорит он. Таким образом, дружба Евгения и Аркадия изживает себя.

Отношения с Катей

На балу Аркадий Кирсанов знакомится с Анной Одинцовой и влюбляется в эту женщину с первого взгляда. На фоне всех присутствующих она выглядит очень необычной и в некой мере таинственной.

Аркадий вместе с Евгением наносят женщине визит в гостинице, где получают приглашение в поместье Одинцовой. Аркадий не упускает возможности посетить Никольское, к тому же Евгений подстрекает Аркадия для совершения этого поступка, ведь он сам влюбляется в Анну.

В Никольском обстоятельства оборачиваются так, что Анну больше интересует Евгений, а Аркадий, несмотря ни на что, остается не у дел. Ему не остается больше ничего как общаться с младшей сестрой Одинцовой – Катей Локтевой.

Поначалу, это общение тяготит Аркадия – он все еще влюблен в Анну и ему кажется такое пренебрежение несправедливостью. Однако со временем Аркадий все больше и больше увлекается Катей.

Он осознает, что это человек, который приятен ему не только внешне, но и духовно.

Совет

В дальнейшем симпатия Аркадия перерастает в пылкое чувство любви – Кирсанов делает Кате предложение и получает согласие.

Аркадий и Катя обвенчались в церкви в тот же день, что и Феня с Николаем Петровичем.

Обе свадьбы проходили без особых пиршеств и празднований – это было совсем не важно для любящих людей: «Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей, состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой». В результате у Аркадия и Кати рождается сын, которого назвали Николаем.

Отношения с родственниками

В большинстве случаев между родителями и детьми происходит коммуникативный конфликт, который значительно усложняет процесс взаимодействия представителей различных поколений. Однако в отношениях Аркадия Кирсанова и Николая Кирсанова этого не происходит.

Между отцом и сыном сохраняются доверительные, дружеские отношения. Николай Петрович, будучи человеком романтическим и в некоторой мере сентиментальным испытывает по отношению к сыну не просто чувство долга, но и глубокую привязанность. Для него приезд сына – значительное событие.

Николай Петрович в нетерпении проводит время, ожидая сына на станции, а при встрече долго обнимается с ним.

Такое проявление нежности хоть немного и смутило Аркадия (скорее всего потому, что свидетелем этой нежности был Евгений, который считал нежность и любовь – в любом ее понимании – вздором), но все же не было ему неприятно.

Такое восприятие может свидетельствовать о том, что подобные отношения между сыном и отцом не были новшеством.

Со своим дядей Аркадий ведет немного сдержаннее, хотя тоже не стесняется проявлять эмоции. Отношения Аркадия с отцом и дядей построены на взаимопонимании и уважении, в них отсутствует страх и авторитарность, которые порой возникают между родителями и детьми.

Аркадий с радостью принимает известие о наличии у него маленького братика и хорошо принимает его мать – Феню, невзирая на то, что она не аристократка по происхождению.

Обратите внимание

Аркадий придает существенно значение браку и семье. Он, вместе с дядей, убеждает отца в необходимости сыграть свадьбу с Феней.

Таким образом, Аркадий Кирсанов является милым и добрым молодым человеком. Он дружелюбен по своей натуре и в первую очередь пытается найти в человеке положительные качества.

Его робость, стеснительность и неуверенность в себе играет молодому человеку плохую службу.

Однако в критических ситуациях Кирсанов находит в себе силы, чтобы преодолеть эти свои недостатки, что делает этот образ еще более симпатичным.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/ivan-turgenev/otcy-i-deti-arkadij-kirsanov.html

Характеристика и образ Кирсанова в романе отцы и дети сочинение

Как может показаться на первый взгляд, Аркадий Кирсанов, один из главных персонажей романа “Отцы и дети” воспитываясь в любящей семье, станет достойной сменой своим родителям, ведь даже день свадьбы сына и родителей выпадает на одно и тоже число. Однако, как только читатели поближе узнают этого героя, они понимают, что Аркадий очень сильно уступает и даже проигрывает в сравнении с Николаем Петровичем.

Сам старший Кирсанов, отец Аркадия всю свою жизнь проживает исключительно по своим лишь принципам и правилам, можно сказать по своим понятиям. Так же Николаю Петровичу удается прожить свою жизнь достаточно просто, но при этом достойно.

Даже его родной брат и единственный сын не в силах повлиять на этого мягкого и аккуратного во всех отношениях человека. Его решение совершенно не возможно изменить или направить в неправильное русло.

Единственный сын, Аркадий живёт совершенно другой жизнью. Он привык с самого детства от кого-то зависит, не в силах самостоятельно принимать решения, и быть в полном ответе за них. Ему гораздо проще подражать кому-то, нежели самостоятельно проживать свою жизнь.

Именно поэтому, он не долго думая, в очередной раз подражая, следом за Базаровым утверждает: “Мы не признаем авторитетов”.

А после сказанных слов, читатели могут увидеть, как он паникует и пасует перед уверенностью и настойчивостью Анны Сергеевны.

К сожалению этот герой не в состоянии отвечать, за свои слова и действия, и очень быстро способен от них отказать в пользу других людей.

Но, стоит отметить, что в конце концов он решает поступить так, как подсказывает его сердце: осознав, что Одинцова не видит в нем мужчину, он незамедлительно “переключается” на другую девушку Катю, которую считает более доступной. Этим Аркадий очень сильно отличается от других героев, которые способны на настоящее и крепкое чувство.

Сочинение Характеристика и образ Кирсанова

У каждого автора существует идея написания своего романа или произведения. Вот и Тургенев решил показать сложные взаимоотношения между поколениями и написал роман « Отцы и Дети ».

Вся суть романа построена на столкновение социальных отношений между молодым и старым поколением. Ярким персонажем становиться Кирсанов Павел Петрович. Что можно скачать про этого персонажа.

Сын генерала, его мечта стать военным, так и произошло к своим 28 годам, он осуществил все свои мечты в реальность.

Важно

В качестве образования на Пажеском корпусе, дало ему возможность стать военным офицером. Он во всем шел напролом любил веселья, развлечения и женщин.

Но все пошло не так как он планировал все из-за его любви к одной очаровательной даме, которая разбила все мечты и надежды на светлое будущие.

Любовь к княгине Р, довела его то того он забросил свою службу, все время был в разъездах по загранице, и за 10 лет он стал одиноким и некому не нужным.

Что конкретно можно сказать про этого героя романа.  Павел Кирсанов – аристократ, сохранивший все аристократичные привычки на всю жизнь. Ему сложно найти общий язык с простым русским народом. Он понятия не имеет, о чем с людьми говорить. Его увлечения, хобби чтение книг на английском языке, живя за границей старается придерживаться образа иностранца во всем касаемо даже имиджа.

Аркадий Кирсанов родился в семье, где царила любовь и уважение, мальчиком он был хорошим, добрым и любящим свою семью. Он целеустремленный окончил университет, и вернувшись домой, он видит то, что родной дом и люди живущие там ленивы и недовольны своим существованием.

Ему хотелось изменить внести, что-то новое в этот круг общения, но что именно он так и не понял. Аркадий был безумно рад возвращению в родной его дом, где все родное запахи любимые и родные лица.

Пока Аркадий получал образование, его отец принял в дом девушку, которая его не просто очаровала, а и родила ему сына.

На эту новость, что у Аркадия родился брат порадовала она его, он был безумно рад за своего отца. У Аркадия Кирсанова был наставник, друг которому во всем подражал и считался с его мнением. В спорах Аркадий всегда показывал красноречие, для того чтобы его друг Базаров уважал и ценил их дружеские отношения.

Совет

На любовном фронте у Аркадия все сложилось весьма отлично. Он сперва себе нашел друга в образе молодой девушке Катерины с которой ему было легко и просто в общении. Но прошел совсем небольшой промежуток во времени и он понял, что она та самая девушка, о которой он мечтал всю жизнь.

Они поженились с Катериной, и у них родился сын.

Если рассматривать Курсановых по отдельности они отличаются друг от друга кардинально. Кирсанов зрелый все жизнь живет по своим принципам легко и достойно. Некто не мог повлиять на его решения из членов его семьи.

А Кирсанов Аркадий совсем противоположность всегда велся на поводу у своего наставника и подражал ему. Отец и сын совсем живут по-разному.

И скорее всего старшему Кирсанову хотелось чтобы его сын его был успешней чем он сам, но к сожалению такого не произошло.

Характеристика и образ Кирсанова в романе отцы и дети

  • Главные герои рассказа Ионыч сочинениеЕкатерина Ивановна в начале произведения предстает перед нами в виде талантливой дочери талантливых родителей, но, в отличие от них, она видит, что их способности совсем не выдающиеся. Котик, как называют ее родители,
  • Сочинение на тему Поздняя осень (5, 3, 4 класс)Поздней осенью, окружающий мир делается другим. Птицы давным-давно улетели в теплые края, листва уже облетела с деревьев, коты потолстели и стали пушистее. Все замирает, затихает и постепенно готовится к зиме.
  • Сочинение по картине Левитана Вечерний звон 4 класс«Вечерний звон» – одна из самых проникновенных картин Исаака Левитана, замечательного мастера русского пейзажа. Сегодня это полотно, написанное в 1892 году, как и другие картины художника, можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее.
  • Сочинение на тему Образ жизни моей семьиВ моей любимой семье четыре человека-это родители, я, моя младшая сестренка. Также у нас есть бабушки и дедушки, но они живут отдельно от нас.
  • Характеристика главных героев Героя нашего времени сочинениеГлавное действующее лицо романа Печорин. Молодой офицер, дворянин, отправляющийся служить на Кавказ. Лучше всего его характеризует Максим Максимыч. Двадцати пяти лет отроду, невысокого роста, широкоплечий. Довольно выносливый, мог в дождь охотиться целый
  • Смысл жизни Мцыри (Что значит жить для Мцыри) сочинениеВ чем смысл жизни? Это, пожалуй, один из самых сложных философских вопросов, но многие люди находят для себя смысл жизни в повседневных делах, путешествиях, детях и во многом другом. В поэме «Мцыри» М.Ю.Лермонтов по-своему отвечает на этот вопрос.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/harakteristika-i-obraz-kirsanova-v-romane-otcy-i-deti

Образ Аркадия Кирсанова в романе «Отцы и дети»

И. С. Тургенев так говорил о своем романе «Отцы и дети»: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность.

Читайте также:  Наступила зима - сочинение

Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян — и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность».

 В образах Павла Петровича, Николая Петровича и Аркадия Кирсановых предстает русское либеральное дворянство. Базаров же — нигилист.

Он отрицает и принципы либералов, и авторитеты, и парламентаризм, и искусство, одним словом, все то, во что верили «отцы»-либералы.

Создается впечатление, что он наделен силой и превосходством над другими героями романа. Евгений — человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и том деле, которому себя посвятил.

У него есть друзья и последователи, но сюжет романа разворачивается таким образом, что в конце романа Базаров разрывает былые связи и отношения с людьми, которые раньше были близки ему, а также со своими «последователями и попутчиками». Это относится и к Аркадию Кирсанову.

Именно в словах, обращенных к Аркадию, его другу и последователю, сформулирован основной конфликт между героем-демократом и либералами. «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете себя молодцами, — а мы драться хотим.

Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает!..

» Аркадий по натуре добр. Сердце его сжимается при виде с детства знакомого бедного пейзажа и оборванных мужиков. Он преисполнен благих намерений, хочет больших дел, но что и как он должен свершить, абсолютно не представляет.

«Нет, — подумал Аркадий, — небогатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием; нельзя ему так оставаться, преобразования необходимы…

но как их исполнить, как приступить? » Подобно своему отцу, Аркадий склонен видеть в людях прежде всего хорошее.

По его собственному признанию, он «никого не ненавидит». Ему жаль родителей Базарова, жаль бедных мужиков. А в глазах радикала Базарова это признак слабости: «Ты нежная душа, размазня, где тебе ненавидеть!..

Ты робеешь, мало на себя надеешься… » Не удивительно, что в спорах с Евгением Аркадий «обыкновенно оставался побежденным, хотя говорил больше своего товарища». Аркадий любит ораторствовать, иногда просто упиваясь собственными речами.

Обратите внимание

Именно он формулирует кредо Базарова, подразумевая, что и сам придерживается тех же принципов: «Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». При этом Аркадий не замечает, что сам он — лишь эхо Базарова. Евгений же это ясно видит и при случае недвусмысленно дает Аркадию понять, что в своих суждениях тот не поднимается выше «противоположных общих мест», исчи-тает, что «красивые речи» Аркадия просто «неприличны».

Поначалу Базаров хотел перевоспитать Аркадия, сделать его «своим», но очень скоро убедился, что это неосуществимо: «Э-э! да ты, я вижу, точно намерен пойти по стопам дядюшки».

Базаров не хочет принять и признать, что мягкосердечие Аркадия — следствие художественной одаренности его натуры — поэтической, мечтательной, чуткой к музыке и поэзии, человеколюбивой.

Сначала Аркадий во всем подчиняется своему другу, его не сформировавшаяся еще натура находится полностью под влиянием Базарова, который, хотя и бывает с ним откровенен, однако держит его всегда на вторых ролях.

Аркадий этого не замечает и не понимает, отзываясь о своем друге с неизменным восторгом. Но постепенно Аркадий становится все более и более самостоятельным и отдаляется от Базарова. Нигилизм и демократизм Аркадия является своеобразной либеральной декламацией.

Попав под обаяние сильной личности, Аркадий какое-то время был, по его собственным словам, единомышленником Базарова. На протяжении всего романа он подделывается под него, с юношеским задором заявляя о своем нигилизме. Однако выдержать до конца взятую на себя роль он не смог.

По сути своей Аркадий никогда не был нигилистом, и ему вряд ли нравился Базаров, но он был необыкновенно добр и многое прощал своему другу. Шестидесятники, используя эзопов язык, слово «революция» часто заменяли словом «дело». Прощаясь с Аркадием, Базаров так и говорит: «…

для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан.

В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор; для нашего дела это не годится». Таким образом, Аркадий, кажущийся поначалу идеальной компанией для Евгения, — его мнимый ученик и последователь.

Увлечение его Базаровым было не более чем данью молодости. Через некоторое время Аркадий и сам осознает, что быть лидером не его роль и что его предназначение в жизни гораздо скромнее.

Объясняясь с Катей, он говорит: «Я во многом изменился, и это вы знаете лучше всякого другого, — вы, которой я, в сущности, и обязан этой переменой…

Я по-прежнему желаю быть полезным, желаю посвятить все мои силы истине; но я уже не там ищу свои идеалы, где искал их прежде; они представляются мне… гораздо ближе. До сих пор я не понимал себя, я задавал себе задачи, которые мне не по силам…

» По мере взросления Аркадий начинает сближаться с отцом, который ему при всей своей «отсталости» по духу ближе Базарова. При расставании с Евгением Аркадий забывает все его желчные, а порой даже враждебные выходки.

Он «бросился на шею к своему бывшему наставнику и другу, и слезы так и брызнули у него из глаз ».

Но уже вечером того же дня, «разговаривая… с Катей, Аркадий совершенно позабыл о своем наставнике». Базаров не оставил в жизни Аркадия никакого следа и даже воспоминания о себе, и тем не менее в романе младший Кирсанов — лучший из учеников Базарова.

Важно

Другие «последователи» Евгения – Евдокия Кукшина — изображены сатирически. Эти люди но могут называться ни настоящими друзьями, ни учениками Базарова потому, что у них нет идеологической основы нигилизма, они мосприняли только внешнюю его оболочку.

Первый объявляет себя базаровским учеником, вторая вроде бы воплощает в себе его идеалы: она независима, практична и напрочь лишена чувства прекрасного.

Оба они опошляют идеи шестидесятников, видя в нигилизме только одно — отрицание всех старых нравственных норм, и с восторгом следуют этой «новой» моде.

Базаров относится к этим своим «последователям» презрительно. Будучи человеком умным, он не может не замечать, что вокруг него собираются слабые, зависимые и, в общем, ничтожные люди. И все-таки он не отталкивает Ситникова. Обижает, но милостиво позволяет оставаться рядом.

Это происходит исключительно по той причине, что Базаров отдает себе отчет в том, что в его деятельности ему понадобятся помощники — недалекие, но послушные исполнители.

Революционер по натуре, идейный разрушитель, Базаров понимает, что теории создаются одними людьми, а в жизнь они претворяются совсем другими; что разрушение осуществляется более примитивными и потому более беспощадными людьми.

Источник: http://www.nitpa.org/obraz-arkadiya-kirsanova-v-romane-otcy-i-deti/

Образ Павла Петровича Кирсанова в романе «Отцы и дети» (И. С. Тургенев) | Литерагуру

(338 слов) Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева — социально-психологический роман второй половины 19 века. В нем представлены интересы двух сословий: отживающего свой век дворянства и новой интеллигенции, время которой ещё не пришло.

Наиболее яркие представители двух эпох в романе – это юный ученый-нигилист Евгений Базаров и бывший офицер гвардейского полка Павел Петрович. Если образу первого посвящены многие работы, то характеру героя из поколения отцов не всегда уделяется много внимания.

Именно поэтому свое сочинение я посвящаю раскрытию этого персонажа.

Павел Петрович Кирсанов – представитель поколения «отцов», родной брат Николая Петровича и дядя Аркадия. Он является главным антагонистом Евгения Базарова, защитником интересов дворянского сословия. Свою жизнь он «устроил на английский вкус». Героя отличают гордость и насмешливость, общения с людьми он старается избегать.

О его взглядах «говорит» и его внешность: он всегда одет с аристократической изысканностью, больше всего бросаются в глаза его ухоженные ногти. Существование мужчины держится на постулатах либерального дворянства. «Принсипы» для Кирсанова-старшего – это основа жизни (в отличие от отсутствия «принципов» у Базарова).

Совет

В словесных поединках с другом племянника он выглядит неубедительно: всегда первый вызывает противника к разговору, его спокойствие и чопорность сменяются раздражением и непониманием жизни без идеалов.

Он декларирует свободу и равенство, но только на словах, на деле герой отрицает прогресс и всегда проигрывает Базарову в споре.

Однако образ Павла Петровича не так прост. Он был франтом и любимцем женщин, пока не встретил княгиню Р. Он оставил свою блестящую карьеру и положил свою жизнь на любовь к этой женщине. После ее кончины он оказался опустошен и стал жить вместе с братом.

Будучи добрым и чутким человеком, он всячески помогал Николаю Петровичу и часто одалживал деньги. Павел Петрович испытывает чувства к Фенечке, напоминающей ему возлюбленную.

Он бросается на защиту чести брата и его избранницы, вызывая на дуэль Базарова после эпизода с поцелуем. Он до последнего защищает свои взгляды, тихо доживая свой век. Во всех этих поступках мы видим благородство, страстность и силу характера гордого и смелого человека.

В финале романа мы узнаем, что Павел Петрович уехал жить в Дрезден, тем самым знаменуя уход поколения отцов в прошлое.

Таким образом, образ Павла Петровича по праву можно считать одним из самых интересных и значимых в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенева.

Источник: https://LiteraGuru.ru/obraz-pavla-petrovicha-kirsanova-v-romane-ottsy-i-deti-i-s-turgenev/

Братья Кирсановы в романе “Отцы и дети”

К «отцам» в романе относятся прежде всего братья Кирсановы. 

Образ Павла Петровича

Рисуя Павла Петровича, Тургенев набрасывает его выразительный портрет. Мы видим у этого сорокапятилетнего мужчины коротко остриженные седые волосы, лишенное морщин, но желчное лицо, сохранившее «следы красоты замечательной».

В облике его заметны «юношеская стройность», стремление «прочь от земли», изящность и породистость, изысканность и утонченность. Костюм его соответствует этим свойствам. На нём «темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки».

Он подаёт Аркадию «свою красивую руку с длинными розовыми ногтями», его снежной белизны рукавчик застёгнут «одиноким опалом».

Обратите внимание

Это портрет аристократа и англомана, нарисованный и с любовным вниманием, и с долей иронии, поскольку свои вкусы и пристрастия Павел Петрович демонстрирует в глухой деревне, в которой он устремлён «прочь от земли».

Писатель наделяет Павла Петровича Кирсанова целым рядом положительных свойств. Его отличает безукоризненная честность, благородство, прямота, страстность, гибкий ум, преданность некогда выношенным убеждениям и определенным принципам, рыцарственное отношение к женщине.

Нельзя не признать его правоты, когда он говорит о значимости авторитетов, с уважением говорит о великих немецких поэтах Гёте и Шиллере, когда осуждает Базарова за его презрение к мужикам. В характеристику Павла Петровича Тургенев привносит немало романтических черт.

Они присутствуют, как мы видим, в его портрете, в подчеркивании автором незаурядности личности персонажа, в сцене дуэли, на которую — в силу романтических традиций — он вызывает своего противника, в обособленности от соседей, в романтической разочарованности и трагической участи невостребованного жизнью человека.

Такой обрисовке Павла Кирсанова служит и заметная ассоциация его с Печориным.

Дата его рождения — 1814 год — соотносит его с печоринским поколением, его рост, стан, белоснежный рукав, аристократизм облика, интерьер кабинета (оружие на персидском ковре), отдельные позы, дуэль — всё это призвано напомнить нам о лермонтовском герое, хотя у Павла Петровича нет печоринской мятежности и вечной неудовлетворенности.

Особое значение в отмеченной романтизации дяди Аркадия имеет история его любви к княгине Р. История эта похожа на вставную романтическую новеллу, в которой раскрываются странные особенности личности обоих героев и их душевные противоречия. Княгиня Р.

вела странную жизнь, принимала гостей «во мраке гостиной», до самого утра «металась по комнате, ломая руки» и вся находилась «во власти каких-то тайных… сил».

А её былой возлюбленный «всю свою жизнь поставил на карту женской любви», «терзался, ревновал и не давал покою» княгине, скитался за нею, испытал любовь-рабство и загадочность этой истории завершил подарком кольца с вырезанным на камне сфинксом.

Важно

Приключение это автобиографично и оттого согрето писателем особенным чувством, которое нельзя не заметить. Испытав трагедию любви, Павел Кирсанов запирает себя в деревенской глуши, отказавшись от надежд на счастье.

Вместе с тем Павел Петрович выступает как антагонист Базарова, в сравнении с которым становится очевидной праздность его бытия, оторванность его от высоких запросов жизни, его барское высокомерие и индивидуализм. Идеалы Павла Кирсанова остались в далёком прошлом, хотя он считает себя либералом и человеком, который любит прогресс.

Читайте также:  Обед в честь багратиона (война и мир) анализ эпизода

Взгляды этого персонажа во многом консервативны, «принсипы» окостенелы; он испытывает презрение к положительному опытному знанию, к естественным наукам, к носителям идей демократизма. Либерализм его достаточно ограничен, западничество причудливо соединилось со славянофильством. Нельзя не отметить, что от личности этого героя веет холодом.

При внешнем повышенном эстетизме он зачастую бывает глух к прекрасному. Когда он смотрел на звезды, «в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звёзд». Это оттого, что «не умела мечтать его щегольски-сухая , на французский лад мизантропическая душа». Народные начала жизни и народная вера ему, по существу, чужды.

Тургенев часто иронизирует над Кирсановым-старшим, показывает комизм его положения в сцене дуэли, а эпизод этот он вводит для «наглядного доказательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства», как заметил автор в письме К. К. Случевскому.

В эпилоге романа писатель показывает и драматизм переживаний своего героя («целая погибшая жизнь в нём трепетала»), и никчёмность прожитой им жизни («Да он и был мертвец», — констатирует автор).

Образ Николая Петровича

По-иному автор произведения характеризует Николая Петровича, другого представителя «отцов». Это мягкий, добродушный, чуткий и деликатный человек, переживший немало на своём веку. Но трудности жизни не исказили природы этого доброго человека, он не очерствел, остался сентиментальным и нежным «папашей», преданно любящим своего единственного сына.

В описании портрета его бросаются в глаза слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: он «пухленький», он подогнул «ножки». Видимо, это не случайно. Николай Кирсанов менее крупная и яркая, нежели его брат, фигура, хотя она овеяна несомненным сочувствием автора.

Николай Петрович тянется к молодёжи, долго живёт с сыном в Петербурге в пору учебы того в университете, благожелательно и гостеприимно встречает Базарова. Он причастен к искусству: глубоко любя музыку, играет на виолончели, чуток к природе и поэзии.

Совет

Во многом он напоминает Лаврецкого: он решает в условиях крепостного права облегчить участь крестьян, переводит их на оброк и передаёт в их собственность землю. Он силится преобразовать помещичье хозяйство и заводит «ферму», используя наёмный труд.

Чтобы не отстать от жизни и быть на уровне своих преобразований, он учится, читает, выписывает специальную литературу. В округе его величают «красным». Он попадает в мировые посредники и терпеливо «вразумляет мужичков», отказываясь от высокомерия и спеси. Но добрые намерения отца Аркадия не приносят желаемых результатов.

Его деревни исполнены убогой нищеты. Оброка крестьяне не платят. Рабочие «фермы» пугаются новой техники. «Сил моих нет!» — произносит Николай Петрович, предаваясь отчаянию.

Чтобы усилить ощущение беспомощности младшего Кирсанова, писатель даёт ему устами крестьян и Базарова ряд обидных, но справедливых прозвищ: он «трусишка», «человек отставной», «божья коровка», «старенький романтик», «его песенка спета».

Но Тургеневу Николай Петрович симпатичен, и в финале романа он не только сближает его с «блудным сыном», но и награждает семейным счастьем. Это тоже не случайно. Писатель чувствовал типичность этого персонажа и свою родственность ему. «Н П — это я, Огарев и тысячи других», — заметил однажды Тургенев.

В целом отношение автора к нарисованным им «отцам» достаточно противоречиво. С одной стороны, Тургенев окружает братьев Кирсановых в романе «Отцы и дети» своим вниманием, сопереживанием, сочувствием, романтизирует их, наделяя рядом весьма привлекательных черт, считает, что в конфликте романа «обе стороны до известной степени правы», а противники «равноценны».

С другой — он роняет такое категорическое суждение: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича . Слабость и вялость или ограниченность.

Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко? »

Источник: Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. – СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/turgenev_i_s/bratja_kirsanovy_v_romane_otcy_i_deti/41-1-0-1164

Евгений базаров и аркадий кирсанов. сравнительная характеристика (по роману и. с. тургенева “отцы и дети”)

В 1862 году Тургенев пишет роман “Отцы и дети”. В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем произведении Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров.

На протяжении почти всего романа Базарова сопровождает его друг Аркадий. По происхождению, да и по общественному положению, они принадлежат к разным общественным классам. По своим убеждениям Базаров “демократ до конца ногтей”.

Друзья вместе учатся в университете, и их связывает несколько лет дружбы.

Поначалу Аркадий попадает под влияние Базарова, он хочет быть похожим на Евгения и при этом он искренне разделяет взгляды старшего и более авторитетного товарища. Примкнуть к нигилистам Аркадия заставляет “молодая смелость да молодойзадор”.

Но он не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому он так легко впоследствии от них откажется. В дальнейшем Базаров говорит Аркадию: “Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает”.

То есть Аркадий не готов к “терпкой, горькой бобыльной жизни” революционера.

Базаров, давая оценку жизни революционера, и прав, и не прав. Ломка сложившихся устоев, традиций, взглядов всегда вызывает яростное сопротивление старого мира, и передовым борцам приходится тяжело. Революционно-демократический идеал счастья – революционная деятельность на благо народа, несмотря на личные невзгоды.

Обратите внимание

Аркадий, разумеется, не готов к этому, так как он, по выражению Евгения, “мяконький либеральный барич”. В “молодом задоре” либералы не идут дальше благородного кипения, а для Базарова это – “пустяки”. Либералы не “дерутся”, а “воображают себя молодцами; революционеры же драться хотят”.

Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий “невольно любуется собою”, ему приятно “самого себя бранить”. Базарову это скучно, ему “других ломать надо”.

Аркадию только хотелось казаться революционером, в нем было много юношеского позерства, а в душе он всегда оставался “либеральным баричем”.

Но Аркадий пока что этого не понимает. Самого себя он до поры до времени считает “борцом” и ценит Базарова за силу воли, энергичность, умение работать. В имении Кирсановых Базарова поначалу принимают радушно. Аркадий просит родных позаботиться о Базарове.

Но революционный демократизм Базарова абсолютно не вяжется с либеральным аристократизмом дома Кирсановых. Он не вписывается в их жизнь, полную праздности. И здесь, в гостях, Базаров продолжает работать.

Образ жизни друзей в имении выражен фразой автора: “Аркадий сибаритствовал, Базаров работал”. Базаров проводит опыты, читает специальные книги, собирает коллекции, лечит деревенских мужиков, По убеждениям Базарова, труд – необходимое условие жизни.

Аркадий же ни разу не показан за работой. Здесь, в имении, также раскрывается отношение Базарова и к природе, и к народу.

Природу Базаров считает не храмом, а мастерской, а человека в ней – работником. Для Аркадия, как и для остальных Кирсановых, природа – объект любования, созерцания. Для Базарова такое отношение означает барство.

Важно

Он возражает против молитвенного созерцания природы, бессмысленного с его точки зрения наслаждения ее красотой. Он требует активного отношения к природе, к окружающему миру. Сам он относится к природе как заботливый хозяин. Природа радует его тогда, когда он видит плоды активного вмешательства в нее.

И тут тоже точки зрения Аркадия и Базарова расходятся, хотя Аркадий об этом пока еще не говорит.

Различно отношение Базарова и Аркадия и к любви, и к женщине. Базаров относится к любви скептически. Он говорит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя свободно.

Но знакомство с Одинцовой меняет его взгляды на любовь. Она производит на Базарова впечатление своей красотой, обаянием, умением держать себя с достоинством и тактом.

Чувство к ней у него возникает, когда между ними начинается духовное общение.

Одинцова умна, способна понять неординарность Базарова. Евгений же, несмотря на внешний цинизм, обнаруживает в любви и эстетическое чувство, и высокие духовные

Запросы, и уважение к любимой женщине. Но Одинцова по сути своей – барыня-эпикурейка. Покой для нее превыше всего. Поэтому она гасит в себе появляющееся чувство к Базарову. И в этой ситуации Базаров держит себя с достоинством, не раскисает и продолжает работать, Упоминание о любви к Одинцовой вызывает у Базарова признание в “сломанности”, и говорить он об этом не хочет,

Аркадию знакомство с Катей, младшей сестрой Одинцовой, открывает, что его идеал “ближе”, то есть он в семье, в имении. Аркадий понял, что он “уже не тот заносчивый мальчик”, что он до сих пор “задавал себе задачи, которые ему не по силам”, то есть Аркадий признается, что жизнь революционера не для него. Да и сама Катя говорит, что Базаров “хищный”, а Аркадий – “ручной”.

Базаров близок крепостным людям. Он для них “свой брат, не барин”. Это подтверждает и речь Базарова, в которой много народных пословиц и поговорок, и его простота в общении с простым народом.

Совет

Хотя в имении его отца крестьяне относятся к Базарову, как к барину, во всех остальных эпизодах романа для народа он более “свой”, чем любой из Кирсановых. Аркадий в большей степени остается для людей барином, хозяином.

Правда, бывает и так, что какой-нибудь незнакомый мужик принимал Базарова за чудака, когда тот хотел “поговорить с народом”. Но это случалось нечасто.

К тому же Базаров требователен, можно даже сказать, слишком требователен, к себе. Он говорит Аркадию, что “каждый человек сам себя воспитать должен”.

Его приверженность нигилизму приводит к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он стремится подавить в себе их проявления. Отсюда некоторая сухость Базарова, даже по отношению к самым близким людям.

Но на вопрос Аркадия, любит ли Базаров своих родителей, он отвечает просто и искренне: “Люблю, Аркадий!”,

Однако следует отметить, что родители Базарова безнадежно “отстали” от своего сына. Они не могут идти не только вровень, но и вслед за ним.

Правда, эта “отсталость” стариков Базаровых не заслуживает не совсем почтительного, а иногда – и попросту наплевательского – отношения к ним Енюшки.

Разве можно требовать от стариков, чтобы они думали и действовали, как молодые люди? Разве не благодаря стараниям родителей Базаров получает образование? В этом случае максимализм Базарова выглядит весьма неприглядно.

Обратите внимание

Аркадий любит своих близких, но, похоже, стесняется этой любви. Базаров дает меткую, исчерпывающую, но при этом достаточно злую характеристику отцу и дяде Аркадия, на что Аркадий возражает, но как-то вяло.

Этим он как бы поддерживает точку зрения Базарова, который считает, что нигилист не должен выражать свои чувства. Аркадий вспылил лишь тогда, когда Базаров за глаза обозвал его дядю “идиотом”.

Возможно, именно в этот момент в отношениях друзей обозначилась первая серьезная трещина.

Следует отметить, что базаровский нигилизм, к сожалению, приводит к отрицанию старого и нового искусства. Для него “Рафаэль гроша медного не стоит, да и они (то есть новые художники) не лучше его”. Он заявляет, что “в сорок четыре года играть на виолончели глупо”, а Пушкина читать и вообще “никуда не годится”.

Искусство Базаров считает формой наживы. Для него “порядочный химик полезней всякого поэта”, а искусство не способно что-то изменить в жизни. Это крайность базаровского нигилизма. Базаров подчеркивает значение ученых для России, так как в науке Россия в то время отставала от Запада.

Но Аркадий-то на самом деле любит стихи, и он читал бы Пушкина, если бы Базарова не было рядом.

Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу; сначала это противостояние совсем незаметно, но постепенно, по ходу развития действия, оно усиливается и доходит до открытого конфликта и разрыва дружеских отношений.

В этом проявляется один из аспектов конфликтности романа, выраженной приемом контраста. Заметим, что в данном случае конфликтуют уже не “отцы” и “дети”, а, если можно так выразиться, “дети” с “детьми”.

Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия неизбежен.

Аркадий не готов к “терпкой, горькой бобыльной жизни” революционера. Базаров

Важно

И Аркадий прощаются навсегда. Евгений расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова, а высказывать их для Базарова – “романтизм”.

Аркадий находит идеал жизни в семье. Базаров умирает, оставшись верным своим воззрениям. Именно перед смертью проверяется сила его убеждений. Аркадию же нигилистические убеждения не привились.

Он понимает, что жизнь революционного демократа не для него. Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остается “либеральным баричем”.

И в конце романа Аркадий отказывается помянуть своего бывшего друга за общим столом.

Источник: https://goldsoch.info/evgenij-bazarov-i-arkadij-kirsanov-sravnitelnaya-xarakteristika-po-romanu-i-s-turgeneva-otcy-i-deti/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector