Анализ главы пешки из произведения радищева путешествие из петербурга в москву

Анализ «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева

Данное произведение наиболее четко отразило революционные взгляды Радищева. Написана она писателем в 1790 году. А побудило его к написанию данного произведения тот произвол и угнетение человека человеком, социальная несправедливость, которые писатель устал видеть вокруг себя.

Форма путевых заметок была выбрана автором не случайно. Она давала Радищеву возможность широкого охвата реальной жизни в России конца XVIII века. Каждый раз герой произведения останавливается в новой почтовой станции.

Названиями этих станций и проименованы главы книги. Словно в калейдоскопе перед читателем проносятся представители разных сословий и слоев общества. Радищеву удается раскрыть душевное смятение путешественника от увиденного в пути. И это тошное самочувствие передается от героя к читателю.

Обратите внимание

Писатель раскрывает всю лживость утверждений царицы и лающих на кость писателей, которые громогласно утверждали, что помещики добрые, а народ любит своих господ и живет припеваючи. В реальности все было с точностью да наоборот.

В одной из глав, которая называется «Любани», путешественник встречается с крестьянином, которого замучила барщина. Он вынужден шесть дней в неделе работать бесплатно на помещика, а чтобы его семья не умерла с голоду, работает и по ночам, и по праздникам. Он так измучен барщиной, что считает помещиков, которые берут больше трех рублей с человека в качестве оброка, добрейшими из господ.

В главе «Пешки» путешественник, а вместе с ним и читатель, становятся свидетелями нищенского положения крестьян, их убогого быта, невозможности месяцами пробовать сахар.

Невозможно без содрогания читать главу «Медное» в котором промотавший отцовское состояние барин, продает с торгов своих дворовых. Среди них и немощный старик-солдат, который спас от смерти отца барина в Крымской войне. А теперь всей его семье предстоит быть проданным с аукциона разным хозяевам.

Вера в ум и предприимчивость русского народа наиболее полно отразились в главе «Едрово». Автор считает, что крестьяне имеют моральное право восстать против своих угнетателей.

Он не зря напоминает про тот день, когда появится новый Пугачев, который жестоко будет мстить за суровость и бесчеловечие, проявляемое по отношению к крепостным.

А ода «Вольность», включенная в главу «Тверь», просто вывела из себя Екатерину II.

Своим произведением Радищев выступил как критик-реалист, для которого истина и справедливость, любовь к народу и вера в его будущее были превыше всего.

Источник: http://sochinyalka.ru/2014/05/radishhev-analiz-puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu.html

Анализ «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев

Анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

В главе «София» путешественник размышляет об особенно­стях русского национального характера: «Бурлак, идущий в кабак повеся голову и возвращающийся обагрённый кровию от оплеух, многое может решить, доселе гадательное в истории Россий­ской».

«Любани»: автор описывает свою встречу с крестьянином, который в праздник пашет ниву. Шесть дней в неделю он работа­ет на барщине. На вопрос автора, когда же он успевает доставать хлеб, чтобы прокормить большую семью, он отвечает: «Не одни праздники, и ночь наша.

Не ленись наш брат, то с голоду не ум­рёт. Видишь ли, одна лошадь отдыхает, а как эта устанет, возь­мусь за другую; дело-то и споро». Путешественник потрясён при­знаниями крестьянина.

Свои размышления он оканчивает словами: «Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твоё осуждение».

Важно

На станции Чудово герой встречается с другом, который рассказывает ему историю, с ним приключившуюся. Отправив­шись на небольшом судне в путешествие по морю, он со спут­никами попал в шторм. Судно застряло в полутора километрах от берега между двумя камнями и не двигалось с места. Двена­дцать человек едва успевали откачивать воду.

Один храбрый человек, рискуя жизнью, сумел добраться до берега, добежал до ближайшего селения и пришёл к начальнику, прося помощи. Начальник спал, а сержант не посмел его разбудить и вытолкал человека за дверь. Тот обратился к простым рыбакам, которые спасли оставшихся. Вернувшись в посёлок, рассказчик отпра­вился к начальнику.

Он думал, что тот накажет своего сержанта, узнав, что его не разбудили, когда двенадцать человек были в опасности. Но начальник только ответил: «Не моя то долж­ность». Тогда рассказчик обратился к высшему начальству, и «некто» ему ответил: «Но в должности ему не предписано вас спасать». «Теперь я прощусь с городом навеки, — восклицает рассказчик. — Не въеду николи в сие жилище тигров.

Единое их веселие — грызть друг друга; отрада их — томить слабого до издыхания и раболепствовать власти».

В Спасской Полести герой попадает под дождь и вынужден ночевать и избе. Там он слышит шёпот: разговаривают муж и же­на, которые тоже заночевали по дороге в Новгород. Муж расска­зывает жене историю, достойную пера Салтыкова-Щедрина.

Мы видим Радищева с новой стороны: перед нами острый сатирик, повествующий, как наместник тратит казённые деньги на собст­венные прихоти (он очень любит «устерсы», то есть устриц), а курьеры и офицеры получают деньги и чины за то, что исполня­ют эти прихоти.

Размышляя о былом величии Новгорода (глава «Новгород»), автор с горькой иронией пишет о праве народов: «Когда возни­кают между ими вражды, когда ненависть или корысть устремля­ет их друг на друга, судия их есть меч.

Кто пал мёртв или обезо­ружен, тот и виновен; повинуется непрекословно сему решению, и апелляции на оное нет. — Вот почему Новгород принадлежал царю Ивану Васильевичу. Вот для чего он его разорил и дымя­щиеся его остатки себе присвоил».

Предвосхищая мысль Толстого, Радищев говорит, что во время войны «великие насилия правом войны прикрываются» («Зайцово»); размышляет о корыстолюбии начальства, о беспра­вии крестьян, затрагивает экономические проблемы, вопросы воспитания и взаимоотношений между мужем и женой — как в крестьянской, так и в дворянской семье.

В главе «Едрово» путешественник встречает девушку Анюту, разговаривает с ней. Он восхищается не только её красотой, но благородством в образе её мыслей.

Совет

Анюта собирается жениться, и герой от чистого сердца предлагает её матери сто рублей в при­даное для дочери. Мать отказывается, хотя для крестьянской се­мьи это огромные деньги.

Целомудрие и невинность Анюты вос­хищают героя, и он долго думает о ней.

В этой же главе он рассказывает эпизод Пугачёвского восста­ния. Имя Пугачёва было запрещено даже упоминать, но Радищев смело рассказывает о произволе помещика и расправе над ним крестьян, которых потом осудили, и подводит итоги своим раз­мышлениям: «Но крестьянин в законе мёртв…»

Главы «Хотилов» и «Выдропуск» носят подзаголовок «Про­ект в будущем». Это важнейший документ общественной мыс­ли — первая российская утопия.

Каким может стать государство, когда, «наслаждался внутренею тишиною, внешних врагов не имея», доведено будет общество «до высшего блаженства граж­данского сожития»? Единственным стражем общества будет за­кон: «под державным его покровом свободно и сердце наше», — в это хочет верить Радищев.

Что нужно для этого? Автор отвечает нам в главе «Торжок». Начало гражданскому обществу — свобода, и первый элемент свободы — «свободное книгопечатание», когда цензура не стоит у печатного станка «нянькою рассудка, остроумия, воображения, всего великого и изящного». Но «вольность мыслей правительст­вам страшна».

Проезжий, с которым знакомится путешественник, даёт по­читать тетрадку с сочинением, название которого — «Краткое повествование о происхождении ценсуры». В тетрадке — исто­рия борьбы власти и общественной мысли со времён Сократа до последних европейских событий.

Всё громче звучит голос Радищева-гражданина.

В главе «Медное» — трагическая сцена продажи семьи кре­постных крестьян на торгах. Кто имеет власть установить свобо­ду для крестьян в России? «Но свобода сельских жителей обидит, как то говорят, право собственности. А все те, кто бы мог свободе поборствовать, все великие отчинники, и свободы не от их сове­тов ожидать должно, но от самой тяжести порабощения».

В Твери путешественник встречается со стихотворцем, кото­рый размышляет о значении поэзии в обществе и читает ему оду «Вольность».

Как понимать вольность? «Вольностию должно на­зывать то, что все одинаково повинуются законам». Ода написана самим Радищевым и оказала огромное влияние на Пушкина.

Пуш­кин признавался в этом в черновой редакции «Памятника»: «Во­след Радищеву восславил я свободу…».

Обратите внимание

Сейчас нас поражают фразы, звучащие как пророчества: «Желал я, чтобы земледелец не был пленник на своей ниве…»; «Следующие 8 строф содержат прорицания о будущем жребии отечества, которое разделится на части, и тем скорее, чем будет пространее. Но время ещё не пришло. Когда же оно наступит, тогда

Встрещат заклепы тяжкой ночи.

Упругая власть при последнем издыхании приставит стражу к слову и соберёт все свои силы, дабы последним махом разда­вить возникающую вольность… (…) Но человечество взревёт в оковах и, направляемое надеждою свободы и неистребимым при­родным правом, двинется…»

Источник: http://libaid.ru/katalog/r/radishchev-aleksandr/4175-analiz-puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu-radishchev

Краткое содержание “Путешествия из Петербурга в Москву” Радищева по главам читать (краткий пересказ)

Разговор с крестьянином. Глава “Любани”.Иллюстрация А. Н. Самохвалова

“Путешествие из Петербурга в Москву” Радищева – это выдающееся произведение русской литературы XVIII века. В это статье читайте онлайн краткое содержание “Путешествия из Петербурга в Москву” Радищева по главам: краткий пересказ основных событий из каждой главы произведения. Действие “Путешествия” происходит во второй половине XVIII века летом, в конце июля – начале августа.

Смотрите: Все материалы по “Путешествию” Радищева

Вступление
Во вступлении автор “Путешествия” говорит, что многие беды случаются с человеком из-за того, что он не смотрит прямо на вещи. Также автор надеется, что его книгу поддержит хотя бы часть читателей.Выезд

Путешественник (он же рассказчик, автор), дворянин средних лет, выезжает из Петербурга в Москву в своей кибитке. 

София 

(Ленивый комиссар) Приехав ночью в Софию, автор просит у комиссара свежих лошадей для продолжения пути. Но комиссар ленится работать ночью, поэтому врет, что свободных лошадей нет. На самом деле в конюшне стоит около 20 лошадей. Не добившись помощи от комиссара, автор обращается к ямщикам. За небольшие “чаевые” ямщики в тайне от комиссара запрягают лошадей. Автор наконец уезжает.

Тосна

(Книга о дворянских родах)

Автор жалуется на плохую дорогу между Петербургом и Москвой. Эта дорога была отремонтирована, только по ней проезжала свита Екатерины II. Вскоре дорога испортилась.
В Тосне автор знакомится с чиновником – “исследователем” древних дворянских родов.

Чиновник написал глупую книгу, с помощью которой дворяне якобы могут доказать свое старинное происхождение. За это они якобы могут получить более высокий статус в обществе. Автор понимает, что чиновник занимается глупостью.

Автор считает, что “хвастовство древней породой” – это зло.

Любани (Разговор с крестьянином в поле) Чтобы отдохнуть от плохой дороги, автор идет пешком. Он видит мужика, пашущего в поле в разгар жары. Автор спрашивает, почему он пашет в праздник, ведь это считается грехом. Крестьянин объясняет, что 6 дней в неделю барин заставляет его пахать на него. Мужику остается воскресенье, чтобы прокормить семью. От этого рассказа автору становится стыдно за всех помещиков и за себя. Автор признает, что сам тоже иногда плохо относится к своему слуге Петрушке.

Чудово (Морская прогулка)

В Чудово автор встречает своего приятеля – господина Ч., которые рассказывает ему о своей ужасной морской прогулке. Во время плавания судно застряло в камнях в 1,5 верстах (1,6 км) от берега и начало тонуть. Рулевой судна, Павел, поплыл к берегу за помощью.

На берегу ему отказали в помощи, так как начальник спал и его не хотели будить. Наконец Павлу удалось найти помощь и спасти людей. Попав на берег, господин Ч. пошел к начальнику, который спал днем. На претензии начальник спокойно ответил, что он по должности не обязан спасать людей.

Рассказав эту грустную историю, господин Ч. прощается с автором и уезжает.

Спасская полесть 

(Любитель устриц, жертва правосудия и сон о слепом правителе) Автор ночует на станции. С ним в комнате спит присяжный заседатель с женой. Заседатель рассказывает жене историю о наместнике (высокопоставленном чиновнике), который очень любил устрицы. Он посылал подчиненных в командировки за устрицам и за “хорошую службу” давал им повышения и т.д. Утром странный человек просит автора подвезти его в своей кибитке. В дороге человек рассказывает, что он стал жертвой произвола чиновников. Из-за безразличия чиновников он, честный гражданин, потерял деньги, положение в обществе, семью. Его разыскивает полиция, поэтому он бежит куда глаза глядят. В пути автор засыпает, ему снится сон. Во сне он видит себя великим правителем. Он уверен, что в государстве дела идут прекрасно. Внезапно в толпе он замечает женщину. Она называет себя врачом по имени Истина. Женщина снимает с глаз правителя пелену, и он прозревает. Он видит, что чиновники его обманывали, в государстве нет порядка и народ несчастлив. В ужасе автор просыпается.

Подберезье 

(Встреча с семинаристом) В Подберезье автор знакомится с семинаристом, молодым человеком, закончившим духовную семинарию. Семинарист надеется в Петербурге получить настоящее образование, так как образовании в семинарии мало что дает. Все обучение идет на латинском языке, ученики не получают настоящих знаний и по сути ничему не учатся. Уходя, семинарист роняет свои бумаги. Автор подбирает их и читает. В записках речь идет о мартинизме. Сам автор не разделяет взгляды семинариста, осуждая мартинистов, мистиков-масонов и т.д.

Новгород 

(Размышления об истории Новгорода) В Новгороде автор размышляет об истории этого города. Новгородское княжество когда-то было могущественным и богатым. Здесь правило народное собрание, то есть жители стремились к демократии. Но Иван Грозный завоевал и разорил Новгород. Автор спрашивает себя: имел ли право Иван Грозный захватывать Новгород и нужно ли право, когда есть сила.

Читайте также:  Сочинение по картине тропинина кружевница 4 класс описание

Из летописи Новгородской 

(Демократия в Новгороде и аферист Карп Дементьевич) Автор рассказывает о жизни в Новгороде в XV веке. Здесь якобы уже тогда были попытки создать демократию. (По словам ученых, Радищев не владел всей информацией и поэтому идеализировал жизнь в Новгороде. На самом деле, там не было демократии и власть была в руках богатых). В Новгороде автор посещает своего знакомого – афериста Карпа Дементьевича, купца, именитого гражданина. Карп берет у людей деньги, но не поставляет им товар. Чтобы избежать правосудия, он оформил дом на жену. Подобные аферы происходят по всей России в XVIII веке, так как торговые законы не работают и нуждаются в доработке.

Бронницы 

(Размышления о Боге) Во время остановки в Бронницах автор идет на гору, где когда-то стоял языческий храм. Стоя на горе, автор размышляет о жизни и Боге. Автор считает, что Бог дал человеку жизнь, но человек должен сам творить свое счастье, а не надеяться на помощь Бога.

Зайцово

(Убийство жестокого помещика и свадьба стариков) В Зайцове автор встречает своего приятеля, господина Крестьянкина, который служил председателем уголовной палаты. На службе он однажды разбирал дело одного жестокого помещика. Барин изнурял крестьян работой, избивал, морил голодом и т.д. Измученные крестьяне в конце концов забили насмерть самого барина и его сыновей. Крестьянкин признал крестьян невиновными, но его коллеги требовали наказать крестьян. Чтобы не участвовать в несправедливом суде над крестьянами, Крестьянкин уволился. Рассказав свою историю, Крестьянкин прощается с автором и уезжает. В тот же день автор получает письмо от приятеля из Петербурга. Приятель сообщает, что недавно в Петербурге поженились 62-летняя дама и 78-летний барон Дурындин. Дама когда-то была женщиной непристойного поведения и организовала целый “дом терпимости”. На этом грязном деле она разбогатела. Барон Дурындин женился на ней ради денег. Сама она вышла замуж, чтобы избавиться от одиночества.

Крестьцы 

(Прощание отца с сыновьями) В Крестьцах автор видит сцену прощания отца с сыновьями. Сыновья уезжают из дома, чтобы начать самостоятельную жизнь. Отец говорит сыновьям умные, добрые и трогательные слова, дает им наставления, как жить в обществе. Наконец сыновья садятся в повозку и уезжают. Растроганный этой сценой, автор размышляет об отношениях родителей с детьми и т.д.

Яжелбицы 

(Похороны сына) Проезжая мимо кладбища, автор видит похороны. Отец хоронит сына. Несчастный отец рвет на себе волосы, обвиняя себя в смерти сына. Отец винит себя в том, что его сын был больным с самого рождения. Автор понимает, о чем говорит несчастный отец. Автор вспоминает, что во времена своей бурной молодости он болел венерической болезнью. Для лечения болезни он принял лекарство (вероятно, ртуть). Это лекарство по сути является ядом, который может влиять на здоровье будущих детей. После такого “лекарства” у мужчины могут родиться больные дети. Автор размышляет о том, как общество может бороться с развратом и его последствиями.

Валдаи 

(Развратный городок Валдаи) Автор проезжает Валдаи, развратный городок, который славится своими развратными женщинами. В Валдаях многие путешественники останавливаются, чтобы попариться в бане с местными развратными женщинами. Этим и славится городок Валдаи.

Едрово 

(Крестьянка Анна) В пути у дороги автор видит толпу деревенских женщин. Автор считает, что крестьянки во многом привлекательнее, чем городские дамы, которые носят корсеты и дорогие платья. Автор заводит беседу с одной из крестьянок, девушкой Анной. Она рассказывает, что она и ее жених Ванюша не могут пожениться, пока не заплатят 100 рублей выкупа. Чтобы помочь Анне, автор предлагает ее матери 100 рублей. Но выясняется, что выкуп больше не требуется. Тогда автор предлагает деньги на нужды молодоженов. Но мать не принимает их несмотря на бедность. Всем известно, что дворяне дарят подарки крестьянкам, чтобы загладить вину за развратные действия. Гордая мать не хочет, чтобы о дочери думали плохо, поэтому не берет деньги. Простившись с Анной, автор размышляет о неравных браках, о том, что крестьянок выдают замуж за 10-летних мальчиков, а богатые старики-дворяне женятся на юных девочках. Автор считает это неправильным.

Хотилов. Проект в будущем

(Проект об отмене крепостного права) Выйдя из своей кибитки, автор видит на земле сверток. В свертке неизвестный господин излагает свои мысли о крепостном праве. Он называет крепостничество злом и преступлением и призывает дворян и правительство отменить его. Автор узнает, что этот сверток обронил его приятель. Также, помимо свертка, приятель забыл на станции пачку других бумаг. Автор оставляет бумаги себе и читает.

Вышний Волочок

(Хозяйственный помещик) Проезжая Вышний Волчок, автор видит прекрасные поля и корабли с товарами. Он понимает, что за этим внешним процветанием стоит кровь и пот несчастных крестьян. Автор вспоминает историю об одном помещике, который решил сделать свое имение более доходным. Он заставил крестьян работать на себя круглый год без выходных (что незаконно), отобрал у них их землю и скот, сам выдавал пищу и т.д. Имение начало давать высокий доход, но крестьяне жили ужасно. Автор отмечает, что таких помещиков общество хвалит и ставит в пример другим. Но, по мнению автора, такие помещики – варвары, которых нужно наказывать.

Выдропуск. Проект в будущем

(О придворных и роскоши) Автор разбирает бумаги приятеля, среди которых находит интересный проект о придворных чинах. В проекте речь идет о том, что правители (в частности, Екатерина II) окружают себя толпой придворных и роскошью, но главное в правителе – его поступки.

Торжок 

(Об отмене цензуры) В Торжке автор встречает человека, который едет в Петербург. Этот господин надеется добиться отмены цензуры в Торжке, чтобы можно было печатать любые книги. Господин считает, что в сильном и стабильном демократическом обществе цензура не нужна, что народ – лучший цензор. Но в России в XVIII в. цензура жестко контролирует печать книг.

Краткое повествование о происхождении ценсуры

(История зарождения цензуры) Автор рассказывает читателям об истории цензуры. Цензура появилась в XV веке в немецком городе Майнце – там же, где появилось книгопечатание. В 1486 г. в Майнце местный архиепископ ввел контроль над переводами иностранных книг. За нарушение указа полагалось проклятие и штраф. Таким образом, цензура была изобретена церковью, а первыми цензорами были священники.

Медное

(Продажа крестьян с торгов) Продолжая поездку, автор читает заметку о продаже имения и крестьян с торгов. Многие дворяне пропивают и прогуливают свое состояние. За долги на торгах продаются их дом и крестьяне. Часто семью крестьян продают не целиком, а по одному человеку разным хозяевам (дети отдельно от родителей и т.д.). Для крестьян это настоящая трагедия, но закон не защищает их интересы.

Тверь 

(О состоянии поэзии в России) Обедая в Твери, автор знакомится с одним господином, “новомодным поэтом”. Он жалуется на то, что поэзия в России не развивается, что дворяне говорят на французском языке, что все стихи пишут только ямбом и т.д. Господин читает автору свои стихи – оду «Вольность», которую надеется напечатать. Прослушав оду, автор прощается с поэтом и едет дальше.

Городня

(Проводы в армию) В Городне автор видит проводы крестьян в армию. Старушка-мать провожает единственного сына, без которого она обречена умереть с голоду. Здесь же стоит веселый крестьянин Ванюша. Для него армия – счастье после унижений, которые он вынес от своих жестоких помещиков. Здесь же стоят трое несчастных крестьян в кандалах. Помещик продал их в солдаты незаконным путем, чтобы купить себе новую карету. Здесь же стоит француз. По профессии парикмахер, он работал матросом, лакеем и т.д. Не умея писать, он даже работал учителем у русских помещиков. Чтобы не умереть с голоду, он продал себя за 200 рублей, записался в крестьяне и идет в армию.

Завидово

(Лошади для “его превосходительства”) На остановке в Завидово автор видит офицера, помощника важной персоны, “его превосходительства”. Наглый офицер требует подать 50 лошадей для начальника. Он собирается отобрать у автора его трех лошадей, но автор дает наглецу отпор. Когда “его превосходительство” приезжает, ямщики меняют лошадей с невиданной быстротой и отпускают в путь. Этот случай наводит автора на мысли о том, что глупые люди привыкли пресмыкаться и унижаться перед “важными персонами”. Но умные люди знают, что за внешней важностью часто скрывается ничтожество, не достойное уважения.

Клин

(Слепой старик и платок) На станции в Клину автор видит, как слепой старик поет песни. Нищие крестьяне дают старику милостыню по 5 копеек. Автор дает старику 1 рубль, но тот отказывается принять деньги. Вместо денег старик просит дать ему что-нибудь полезное, например, платок от холода. Автор с радостью отдает свой платок. Вскоре автор узнает, что перед смертью старик носил платок, когда заболел и в нем же был похоронен. Автору приятно, что платок пригодился несчастному старику в его последние дни.

Пешки

(Внутри крестьянской избы) Остановившись в Пешках, автор обедает в крестьянской избе. Хозяйка рассказывает ему, что жизнь крестьян тяжела. Крестьяне едят плохой хлеб и не могут купить сахара, хотя именно крестьяне производят и хлеб, и сахар. Крестьянка считает это несправедливым. Автор видит, какая нищета царит в крестьянской избе. Он размышляет о том, почему помещики грабят своих крестьян и доводят до нищеты. Помещики не думают о крестьянских детях, живущих в голоде и болезнях. Автор призывает читателей-помещиков прислушаться к своей совести и перестать издеваться над бедными крестьянами.

Черная грязь

(Свадьба по принуждению) В Черной грязи автор видит печальную свадьбу. Двое крестьян женятся по принуждению своего барина. У молодоженов печальные и унылые лица, они ненавидят друг друга. Автор размышляет о браках по принуждению, которые не приносят никому счастья и являются преступлением.

Слово о Ломоносове

В этой главе автор представляет читателям статью о Ломоносове, которую он получил от поэта из главы “Тверь”. В статье поэт говорит о значении Ломоносова в русской культуре.

По мнению поэта, Ломоносов был первопроходцем во многих областях, но самый большой вклад он внес в русскую словесность. Ознакомив читателей с этой статьей, автор прощается с читателями.

Он подъезжает к Москве.

Конец путешествия.

Важно

Это было краткое содержание “Путешествия из Петербурга в Москву” Радищева по главам: краткий пересказ ключевых событий из каждой главы произведения.

Читайте онлайн: Все материалы по “Путешествию” Радищева

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/06/kratkoe-soderzhanie-puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu-po-glavam.html

Анализ глав «Путешествия из Петербурга в Москву»

В главе “София” путешественник размышляет об особенностях русского национального характера: “Бурлак, идущий в кабак повеся голову и возвращающийся обагрённый кровию от оплеух, многое может решить, доселе гадательное в истории Российской”.

“Любани”: автор описывает свою встречу с крестьянином, который в праздник пашет ниву. Шесть дней в неделю он работает на барщине. На вопрос автора, когда же он успевает доставать хлеб, чтобы прокормить большую семью, он отвечает: “Не одни праздники, и ночь наша.

Не ленись наш брат, то с голоду не умрёт. Видишь ли, одна лошадь отдыхает, а как эта устанет, возьмусь за другую; дело-то и споро”. Путешественник потрясён признаниями крестьянина.

Свои размышления он оканчивает словами: “Страшись, помещик жестокосердый, на челе каждого из твоих крестьян вижу твоё осуждение”.

На станции Чудово герой встречается с другом, который рассказывает ему историю, с ним приключившуюся. Отправившись на небольшом судне в путешествие по морю, он со спутниками попал в шторм. Судно застряло в полутора километрах от берега между двумя камнями и не двигалось с места. Двенадцать человек едва успевали откачивать воду.

Один храбрый человек, рискуя жизнью, сумел добраться до берега, добежал до ближайшего селения и пришёл к начальнику, прося помощи. Начальник спал, а сержант не посмел его разбудить и вытолкал человека за дверь. Тот обратился к простым рыбакам, которые спасли оставшихся. Вернувшись в посёлок, рассказчик отправился к начальнику.

Он думал, что тот накажет своего сержанта, узнав, что его не разбудили, когда двенадцать человек были в опасности. Но начальник только ответил: “Не моя то должность”. Тогда рассказчик обратился к высшему начальству, и “некто” ему ответил: “Но в должности ему не предписано вас спасать”. “Теперь я прощусь с городом навеки, – восклицает рассказчик.

– Не въеду николи в сие жилище тигров. Единое их веселие – грызть друг друга; отрада их – томить слабого до издыхания и раболепствовать власти”.

Совет

В Спасской Полести герой попадает под дождь и вынужден ночевать и избе. Там он слышит шёпот: разговаривают муж и жена, которые тоже заночевали по дороге в Новгород. Муж рассказывает жене историю, достойную пера Салтыкова-Щедрина.

Мы видим Радищева с новой стороны: перед нами острый сатирик, повествующий, как наместник тратит казённые деньги на собственные прихоти (он очень любит “устерсы”, то есть устриц), а курьеры и офицеры получают деньги и чины за то, что исполняют эти прихоти.

Размышляя о былом величии Новгорода (глава “Новгород”), автор с горькой иронией пишет о праве народов: “Когда возникают между ими вражды, когда ненависть или корысть устремляет их друг на друга, судия их есть меч.

Кто пал мёртв или обезоружен, тот и виновен; повинуется непрекословно сему решению, и апелляции на оное нет. – Вот почему Новгород принадлежал царю Ивану Васильевичу.

Читайте также:  Смысл жизни штольца в романе обломов сочинение

Вот для чего он его разорил и дымящиеся его остатки себе присвоил”.

Предвосхищая мысль Толстого, Радищев говорит, что во время войны “великие насилия правом войны прикрываются” (“Зайцово”); размышляет о корыстолюбии начальства, о бесправии крестьян, затрагивает экономические проблемы, вопросы воспитания и взаимоотношений между мужем и женой – как в крестьянской, так и в дворянской семье.

В главе “Едрово” путешественник встречает девушку Анюту, разговаривает с ней. Он восхищается не только её красотой, но благородством в образе её мыслей.

Анюта собирается жениться, и герой от чистого сердца предлагает её матери сто рублей в приданое для дочери. Мать отказывается, хотя для крестьянской семьи это огромные деньги.

Целомудрие и невинность Анюты восхищают героя, и он долго думает о ней.

В этой же главе он рассказывает эпизод Пугачёвского восстания. Имя Пугачёва было запрещено даже упоминать, но Радищев смело рассказывает о произволе помещика и расправе над ним крестьян, которых потом осудили, и подводит итоги своим размышлениям: “Но крестьянин в законе мёртв…”

Главы “Хотилов” и “Выдропуск” носят подзаголовок “Проект в будущем”. Это важнейший документ общественной мысли – первая российская утопия.

Каким может стать государство, когда, “наслаждался внутренею тишиною, внешних врагов не имея”, доведено будет общество “до высшего блаженства гражданского сожития”? Единственным стражем общества будет закон: “под державным его покровом свободно и сердце наше”, – в это хочет верить Радищев.

Что нужно для этого? Автор отвечает нам в главе “Торжок”. Начало гражданскому обществу – свобода, и первый элемент свободы – “свободное книгопечатание”, когда цензура не стоит у печатного станка “нянькою рассудка, остроумия, воображения, всего великого и изящного”. Но “вольность мыслей правительствам страшна”.

Проезжий, с которым знакомится путешественник, даёт почитать тетрадку с сочинением, название которого – “Краткое повествование о происхождении ценсуры”. В тетрадке – история борьбы власти и общественной мысли со времён Сократа до последних европейских событий.

Всё громче звучит голос Радищева-гражданина.

Обратите внимание

В главе “Медное” – трагическая сцена продажи семьи крепостных крестьян на торгах. Кто имеет власть установить свободу для крестьян в России? “Но свобода сельских жителей обидит, как то говорят, право собственности. А все те, кто бы мог свободе поборствовать, все великие отчинники, и свободы не от их советов ожидать должно, но от самой тяжести порабощения”.

В Твери путешественник встречается со стихотворцем, который размышляет о значении поэзии в обществе и читает ему оду “Вольность”. Как понимать вольность? “Вольностию должно называть то, что все одинаково повинуются законам”. Ода написана самим Радищевым и оказала огромное влияние на Пушкина. Пушкин признавался в этом в черновой редакции “Памятника”: “Вослед Радищеву восславил я свободу…”.

Сейчас нас поражают фразы, звучащие как пророчества: “Желал я, чтобы земледелец не был пленник на своей ниве…”; “Следующие 8 строф содержат прорицания о будущем жребии отечества, которое разделится на части, и тем скорее, чем будет пространее. Но время ещё не пришло. Когда же оно наступит, тогда

Встрещат заклепы тяжкой ночи.

Упругая власть при последнем издыхании приставит стражу к слову и соберёт все свои силы, дабы последним махом раздавить возникающую вольность… (…) Но человечество взревёт в оковах и, направляемое надеждою свободы и неистребимым природным правом, двинется…”

Источник: http://www.sochuroki.com/analiz-glav-puteshestviya-iz-peterburga-v-moskvu/

Краткое содержание «Путешествие из Петербурга в Москву» по главам, А. Н. Радищев

Произведения русской литературы XVIII века до сих пор не теряют свою актуальность. Например, краткое содержание «Путешествие из Петербурга в Москву» (по главам) читал почти каждый школьник.

Данное произведение освещает несправедливое отношение к крестьянам со стороны остальных классов.

Автор пытается донести до читателя свое негодование и тревогу по поводу жестокости, небрежности и безразличия к крепостным людям.

Главные герои произведения

В произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» герои – прототипы обычных людей российского общества того времени. Путешественник (он же рассказчик) странствует по миру, пытаясь отыскать правду. Он постоянно сталкивается с крестьянами, знатью, дворянами. Главный герой – честный и добрый человек, с открытым сердцем, который очень хотел бы помочь несчастным.

Глава 1-я: выезд
Дворянин среднего возраста, состоятельный человек, является главным героем произведения «Путешествие из Петербурга в Москву», сюжет построен на увиденном в пути, знакомствах, рассказах людей разных сословий. Он отправляется в своем экипаже. Выехал сразу после ужина в кругу друзей. Ночью прибыл на почтовый двор. На вопрос, где они сейчас находятся, извозчик ответил, что в Софии.

Глава 2-я: София
Описывается, как трудятся работники станций, на которых путники меняют лошадей. Служащие отказали в замене животных, соврав, что все уже заняты. Однако главный герой лично убедился, что лошади в конюшнях есть, и отправился напрямую к ямщикам. За минимальную мзду они представили ему свежих животных, и путешественник смог продолжить путь.

Глава 3-я: Тосна
Дорога из Петербурга сначала казалась хорошей, но после прошедшего дождя улицы стали совершенно размыты и проехать по ним стало почти невозможно. Путешественник решил сделать остановку. В избе он увидел стряпчего, разбиравшего бумаги.

Он направлялся в Петербург. Путешественник и стряпчий разговорились. Последний поведал. Что работает регистратором в архиве и занимается родословными. Он хотел продать их дворянам, но путешественник назвал это глупым решением и посоветовал сбыть бумаги на обертки разносчикам.

Глава 4-я: Любани
Отдохнув, главный герой продолжил путь. Как-то раз он решил немного пройтись пешком и встретит крестьянина, который пахал в воскресенье, да еще в самую жару. Путешественник удивился, почему человек не отдыхает. Они разговорились, и выяснилось, что у крестьянина большая семья – шестеро детей, а ему приходится всю неделю работать на местного помещика.

В итоге, чтобы прокормить свою семью, приходится трудиться по выходным и ночами. Особенно крестьянин сокрушался, что его помещик отдает временно своих работников другим зажиточным соседям. Однако простые люди с этим сделать ничего не могут. Главный герой сильно огорчился от такой несправедливости и устыдился, что сам иной раз плохо обращался со своим слугой.

Глава 5-я: Чудово
Неожиданно в избе зазвонил входной колокольчик и в помещение вошел друг путешественника – некий К., который тоже приехал из Петербурга.

Он рассказал о морской прогулке, во время которой судно чуть не потонуло. Заметил, что в такие моменты границы между богатыми и бедными полностью стираются.

Героически поступил и Павел, капитан судна, который спасал всех, независимо от их положения.

Он первым смог попасть на берег и попросить помощи у солдат. Однако их начальник спал, а подчиненные не разбудили его, побоявшись гнева. Тогда Павел обратился за помощью к простым солдатам, и они помогли спасти людей с тонущей лодки. В результате все были спасены. Однако Ч. был сильно возмущен поведением начальства гарнизона и уехал из города.

Глава 6-я: Спасская крепость
Путешественник, остановившись переждать ливень на очередной станции, услышал, как разговаривала супружеская чета.

Муж работал присяжным и рассказывал об одном чиновнике, который за привоз ему устриц расплачивался из государственной казны. После того как дождь прошел, главный герой хотел снова отправиться в путь.

В это время к нему в попутчики напросился незнакомый человек.

Он рассказал, что был успешным купцом, но из-за мошенников попал под суд. Супруга была на сносях, сильно расстроилась и родила преждевременно.

Женщина с новорожденным ребенком скончались через трое суток. Купец был заключен под стражу, но нашлись люди, которые помогли ему сбежать.

Важно

История вызвала сильное впечатление у путешественника, и он начал думать, как сообщить о происшедшем в высший суд.

Однако благим намерениям помешал сон. Во сне он оказался правителем, который думал, что в стране все хорошо. Неожиданно заметил в толпе женщину – Истину. Она открыла ему глаза на правду. В действительности дела в государстве шли ужасно. Когда путешественник проснулся, он понял, что это был сон, а хороших царей в реальности не бывает.

Глава 7-я: Подберезье
Главный герой не смог продолжить путь, так как разболелась голова, и он решил выпить кофе с молодым человеком, который оказался рядом за столом. Они разговорились, и незнакомец рассказал, что учился в семинарии, направлялся в Петербург, к дяде. По словам студента, путешественник понял, что обучают их очень плохо.

Когда молодой человек уходил, обронил клочок бумаги. Путешественник из любопытства прочел его. Студент выражал на бумаге свое огорчение, что вместо истины в народе верховодит заблуждение и невежество. Путешественник был полностью с этим согласен.

Глава 8-я: Новгород
В грустных мыслях он въехал в Новгород. Несмотря на то что в городе было много величественных монастырей, а торговля шла успешно, он все равно находился в плохом состоянии. Ранее Новгородом управлял народ, а князья были менее влиятельны. Все изменилось после захвата города И. Грозным.

В результате Новгород был полностью разорен. Путешественнику не давали покоя горькие мысли, почему сила дает право людям распоряжаться чужими судьбами. Главный герой пообедал у Карла Дементьевича, купца и понял, что вексельная система не гарантирует честности, бесполезна, и даже потворствует обогащению с помощью воровства.

Например, гостеприимный хозяин слыл уважаемым человеком, но обманывал людей, беря авансы, а взамен ничего не отдавая. При этом он не считал себя вором, а от законной кары спокойно ушел, так как все имущество купца было переписано на супругу. И такие происшествия происходят по всей стране. Путешественник с горечью отмечает, что закон и суд несовершенны.

Глава 9-я: Бронницы
Главный герой поднимается на возвышенность, где раньше был храм для языческого поклонения. Там он долго размышляет о Боге, жизни, людях. Он приходит к мысли, что только сам человек имеет право распоряжаться собственной судьбой, а чтобы она была счастливой, должен сам прилагать к этому усилия, а роль Бога – в моральном воспитании.

Глава 10-я: Зайцово
На дворе в Зайцево путешественник встретил своего приятеля Крестьянкина. Он служил начальником суда. Они не виделись многие годы и с удовольствием восполнили этот пробел беседой. Оказалось, что несправедливое отношение к крестьянам и человеколюбие стали причиной его отставки после одного дела. Один помещик купил деревню, где и поселился с семьей.

Он очень жестоко обращался с крестьянами, издевался над ними. Однажды почти изнасиловал девушку перед венчанием. Тут людское терпение лопнуло. Крестьяне убили помещика и его семью. Крестьянкин понимал их, считал невиновными, а сослуживцы настаивали на суровом суде, чтобы предотвратить подобные случаи. Не желая принимать в этом участие, друг путешественника ушел со службы.

После этого главный герой получил послание от друга. Он писал о свадьбе двух стариков. Женщина 62-х лет ранее заведовала публичным домом и на этом разбогатела. Ее жениху, барону Дурындину, исполнилось 78 лет. Он решил жениться из-за богатства невесты.

Глава 11-я: Крестьцы
Описывается, как выросшие сыновья отправляются на военную службу. Главный герой размышляет, кем становятся потом дворянские дети, ведь если в них нет нравственности и доброты, то что от них ожидать в будущем?

Глава 12-я: Яжелбицы
В Яжелбицах дорога путешественника проходила мимо кладбища. Герой услышал отчаянные стенания отца по умершему сыну. Его родитель считал себя виновным в его гибели.

Оказалось, что сын уже родился больным. Причиной стали лекарства из ртути, которые принимал его отец, когда был молодым, излечиваясь от венерического заболевания.

Путешественник задумывается о пороках, в частности, о разврате, что его нужно искоренять полностью.

Глава 13-я: Валдаи
Рассказывается о городе Валдаи, имеющим дурную славу. В этом месте много развратных девиц, которые предлагают свои услуги приезжим. Многие соглашаются провести приятно время в бане с услужливыми дамами. Путешественник описывает местные нравы.

Глава 14-я: Едрово
Добравшись до Едрово, он увидел крестьянок и сравнил их с богатыми дамами. Они, несмотря на дорогие корсеты и пышные платья, сильно уступают простолюдинкам в красивых сарафанах.

Совет

Путешественник разговорился с одной из крестьянок, Анной. Девушка рассказала, что ее отец умер, она живет с матерью и маленькой сестрой и мечтает выйти замуж.

У нее уже есть жених, но свадьбу сыграть не получается, так как на выкуп нужно собрать сто рублей, а для них это большие деньги.

Главный герой хотел помочь и предложил нужную сумму, но Девушка и ее мать решительно отказались. Несмотря на нищету, они не потеряли гордость. Потом оказалось, что жениха уже выкупил его отец. Путешественник предлагал деньги молодым, чтобы поддержать семью на первых порах, но молодые люди отказались и от этого предложения. Продолжив путь, он размышляет о нравственности и неравных браках.

Глава 15-я: Хотилов
Этот отрывок повествования затрагивает отмену крепостного права. По дороге главный герой находит бумаги, оставленные его другом, который проезжал здесь ранее. В них крепостничество оценивается как преступление, зло, рабство и явный призыв к отмене этого ярма для крестьян.

Глава 16-я: Высший Волочок
Оказавшись в Высшем Волочке, путешественник видит цветущие поместья и поля, много товаров. Все это – благодаря тяжелому крестьянскому труду. Ему сразу вспомнился один помещик, которого барину часто ставили в пример.

Мужчина, решив приумножить свои богатства, заставил крестьян трудиться без выходных целый год. Одновременно отнял у них скотину и даже землю.

Доходы помещика увеличились многократно, но, по мнению автора, это было достигнуто варварским, преступным путем и за такую жадность необходимо наказывать.

Глава 17-я: Выдропуск
Путешественник размышляет о нравах и роскоши, царящих при дворе. Главный герой продолжает читать забытые бумаги, которые забрал с собой, и нашел проект об изменении должностей при дворе. Главная мысль в этих рассуждениях – человек должен отличаться и цениться по своим поступкам, а не за счет уровня богатства.

Читайте также:  Сочинение письмо ветерану великой отечественной войны

Глава 18-я: Торжок
В этой главе речь идет о цензуре и ее ненужности. Главный герой знакомится с молодым человеком, который едет в Петербург как раз по этому вопросу. Он считает, что цензура не нужна вовсе, так как ее вполне заменяет народное мнение.

Глава 19-я: Медное
Продолжив свой путь, главный герой читает статью о торгах, на которых продаются крестьяне и имения. Этим занимаются многие разорившиеся помещики.

Чтобы избежать нищеты, они продают имения вместе с крестьянами. При этом их семьи часто разделяются и оказываются у разных хозяев.

Для крестьян это большая трагедия, однако, закон не на их защите, бедняки оказываются бесправны.

Глава 20-я: Тверь
Добравшись до Твери, путешественник знакомиться с молодым поэтом, который расстраивается, что в России не дают раскрыться поэзии в полной мере. Все произведения неинтересны, чересчур просты. Большинство господ предпочитают французский язык, забывая русский. Поэт знакомит путешественника со своими творениями, которые планирует скоро напечатать.

Глава 21-я: Городня
В Городне главный персонаж видит, как забирают крестьян на службу. Власти бесчеловечно забирают даже единственного кормильца у больной матери, которая после этого оказывается, обреченной на голод и смерть. Некоторые молодые люди видят в службе спасение от постоянных унижений помещиков.

Некоторые крестьяне стоят в кандалах. Они были проданы незаконно, зато их прежний хозяин получил хороший куш. Среди отправляющихся в армию находится даже француз, который не смог заработать себе на жизнь и он продал себя, став крестьянином, а потом солдатом.

Глава 22-я: Завидово
Добравшись до Завидово, путешественник столкнулся с ситуацией, как иногда наглеют офицеры. Один из них потребовал, чтобы главный герой подарил ему своих лошадей. Однако он дал офицеру резкий отпор.

Обратите внимание

Ямщики же постарались как можно быстрее сменить животных наглецу, чтобы он смог продолжить путь. Путешественник рассуждает, о деградации пресмыкающихся людей перед высокими чинами и что последние – ничтожества и недостойны даже капли уважения.

Глава 23-я: Клин
На станции главный герой встречает нищего слепого старика, просящего милостыню.

Путешественник хотел дать ему намного больше, чем кидали остальные, но старец попросил просто теплую вещь, которая бы его согревала.

Позже главный персонаж узнал, что подаренный им платок старик носил до самой смерти и в нем же был и похоронен. Путешественнику было приятно. Что он смог помочь старцу.

Глава 24-я: Пешки
Оказавшись в Пешках, он остановился отобедать в крестьянской хате.

Хозяйка рассказала о тяжелых жизнях простых людей – как они едят испорченный хлеб, многие не пробовали даже сахара, хотя все это делают своими руками. Женщина жалуется на несправедливость и нищету.

Путешественник задумывается, почему помещики так жестоки по отношению к своим крепостным и не стараются обеспечить нормальные условия для жизни.

Глава 25-я: Черная грязь
В этой части рассказывается о необычной свадьбе, на которой удалось побывать главному герою. Жених и невеста оказались грустными и вступали в брак без радости. Свадьба проводилась насильно, по приказу помещика. Путешественник задумался, что такие союзы не приносят людям счастья. Получается, что насильные браки приравниваются к преступлениям.

Вклад в культуру М. Ломоносова

В заключительной части автор повествует о том, какой вклад внес М. Ломоносов в культуру и науку. Он родился в бедной семье, но нашел в себе силы покинуть ее и получить хорошее образование. Путь его был труден, но в конце он был вознагражден.

Основная мысль и идея произведения Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» заключается в осуждении богатого класса на примере помещиков, жестокости и бесчеловечности по отношению к простым крестьянам. При этом автор делает акцент на их жизнях, описывая разные моменты, показывая самодурство богачей и трагичность крестьянской судьбы.

На этой странице искали :

  • верность из главы тверь краткое содержание

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/kratkoe-soderzhanie-puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu-po-glavam.html

Рецензия к произведению Путешествие из Петербурга в Москву. Часть 1. – художественный анализ. Радищев Александр Николаевич

Рецензия к произведению Путешествие из Петербурга в Москву. Часть 1.

Основные темы и идейное содержание.

Эпиграфом к своей книге Радищев взял стих и поэмы Тредиаковского «Тилемахида», несколько и идейное видоизменив его: «Чудище обло (т. с, круглое), содержание. озорно, огромно, стозевно и лаяй». (В этом месте поэмы Тредиаковского описываются мучения порочных людей, «а особливо злых царей», в загробном мире.

Это описание заканчивается тем, что цари-деспоты, смотревшиеся в зеркало, которое показывало «мерзость их пороков», выглядели в нём страшнее разных адских чудовищ. Одно из них (пёс) и есть — «чудище обло» и т. д. Таким чудищем и называет Радищев самодержавно – крепостнический строй России своего времени.

)

Посвящая свою книгу другу своему Алексею Михайловичу Кутузову, Радищев в этом посвящении пишет: «Я взглянул окрест меня — душа моя страданиями человечества уязвлена стала. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Рецензия к произведению Путешествие из Петербурга в Москву. Часть 1..

Важно

Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.

) Обратил взоры мои во внутренность мою — и узрел, что бедствия человека происходят от человека, и часто от того только, что он взирает не прямо на окружающие его предметы».

Это слова пламенного патриота, который горячо любит свою родину и свой народ, страдает при виде бедствий народа и желает сказать правду о своей стране, оружием художественного слова бороться против царящего зла. Поставив себе такую задачу, Радищев рисует в своей книге широчайшую картину жизни России своего времени.

Он показывает жизнь разных слоев общества (царского двора, поместного дворянства, чиновников, купцов, крестьян), говорит об административном произволе, о неправосудии, о всевозможных злоупотреблениях вельмож, чиновников и помещиков, высказывается по вопросам культуры, образования и воспитания, семейных отношений, войны и мира и т. д.

И все эти вопросы он освещает с точки зрения революционера, непримиримого борца против угнетения человека человеком. Он обличает самый строй, самодержавно-крепостнический порядок, справедливо видя в нём источник зла. Но он не только обличает, он зовет к революции.

Только революция, мыслит Радищев, может избавить народ от его тиранов — царей и помещиков Так центральными темами книги становятся две: крепостное право и самодержавие» а основной идеей — идея народной революции.

Тема крепостного права.

Тема крепостного права раскрыта в «Путешествии» широко, даны потрясающие картины жизни крепостного крестьянства, ею страдании. В главе «Пешки», описывая внутренность крестьянской избы, одежду, обувь крестьян, Радищев показывает всю ужасающую нищету народа. «Алчность дворянства, грабёж, мучительство — вот что довело крестьян до такого состояния», — говорит Радищев.

Писатель гневно восклицает: «Звери алчные, пиявицы ненасытные, что крестьянину мы оставляем? То, чего отнять не можем, воздух. Да, один воздух!».

О том, как крестьянин работает, каков его труд, Радищев рассказывает в главе «Любани». Шесть дней в неделю крестьянин работает на барина, а крестьянки ещё и по праздникам ходят в лес за грибами и ягодами для помещичьего стола.

Для обработки своей пашни остаются крестьянину одни праздники да ночи. Разговор с крестьянином потрясает Радищева, и он не может не воскликнуть: «Страшись, помещик жестокосердный, на челе каждого из твоих крестьян вижу твоё осуждение».

Совет

Картину беспощадной эксплуатации крестьян помещиками рисует Радищев в главе «Вышний Волочок».

Здесь рассказывается об одном помещике, который отнял у своих крестьян «малый удел пашни и сенных покосов, которые им на необходимое пропитание дают обыкновенно дворяне, яко в воздаяние, за все принуждённые работы, которые они от крестьян требуют.

Словом, сей дворянин некто всех крестьян, жён их и детей заставил во все дни года работать на себя». Кормил же их пустыми щами, а в посты и в постные дни (среду и пятницу) — хлебом с квасом. «Обувь для зимы, т. е. лапти, делали они сами, ..а летом ходили босы». Ни скота, ни птиц у крестьян не было.

Таким путём помещик умножил своё состояние. «Варвар! недостоин ты носить имя гражданина», — говорит, обращаясь к помещику, Радищев. И заканчивает главу революционным призывом: «Сокрушите орудия его земледелия; сожгите его риги, овины, житницы и развейте пепл по нивам, на них же совершалося его мучительство».

В главе «Медное» описывается продажа крестьян с публичного торга. «Каждую неделю два раза, — пишет Радищев, — в газетах публикуется о продаже крепостных разорившимися помещиками. Например: «Сего…

дня, по полуночи в 10 часов, по определению уездного суда, или городового магистрата (управы), продаваться будет с публичного торга отставного капитана Г… недвижимое именье, дом, состоящий в… части, под №… и при нём шесть душ мужского и женского полу; продажа будет при оном доме.

Желающие могут осмотреть заблаговременно». Кого же продают? — Старика 75 лет, который отца этого капитана, Г. вынес на плечах раненого с поля битвы, а потом был дядькою молодого барина, спас его, когда он тонул в реке, потом выкупил его из тюрьмы, куда барин попал за долги.

Старуху, жену старика, которая была кормилицей матери барина, а потом его нянькою. Женщину 40 лет, кормилицу молодого барина. Её дочь – с младенцем и мужем, И всей этой семье грозит опасность быть распроданной в разные руки.

Обратите внимание

Потрясённый и возмущённый этим зрелишем, Радищев заканчивает тяжёлое описание пролажи поразительным по глубине понимания утверждением, что свободы нужно ждать не от помещиков, а «от самой тяжести порабощения», т. е. от революции, вызванной тяжестью рабства.

Радищев говорит о развращающем влиянии крепостного права на помещиков. Жестокость, хищничество, разврат, бескультурье характеризуют помещиков-крепостников. Лаже отдельные хорошие люди, изредка встречающиеся среди помещиков, ничего не могут сделать, так как весь строй против них. Исправить положение в стране может только революция, и Радищев убеждён, что она будет.

Тема самодержавия.

Вторая основная тема «Путешествия» — самодержавие — другой, наряду с крепостным правом, источник зла. К этой теме Радищев подходит как революционер, республиканец.

В литературе XVIII века нередко изображались пари-тираны, но им всегда противопоставлялись добрые цари. Для Радищева нет добрых царей, так как само положение царя, неограниченная царская власть, неизбежно развращает ее носителей. С негодованием и возмущением говорит о царской власти Радищев.

Екатерина II была права, когда, читая книгу Радищева, писала в своих заметках: «Сочинитель не любит царей и, где может к ним убавить любовь и почтение, тут жадно прицепляется с редкой смелостью».

С особой полнотой и силой обличения Радищев говорит о самодержавии в главе «Спасская Полесть» и в оде «Вольность».

«Спасская Полесть» и ода «Вольность».

Центральное место в главе «Спасская Полесть» занимает сон путешественника. Начинается сон картиной великолепия царского трона, на котором восседает правитель страны. Окружающие престол царя сановники придворные раболепствуют, превозносят его мудрость, справедливость, могущество, милосердие, заботу о государстве и народе.

Принимая эту хвалу за чистую монету, царь мнил о себе как о премудрейшем существе.

Он повелел первому военачальнику отправиться на завоевание новой земли, командующему флотом — «рассеять корабли по всем морям»; приказал выпустить узников из темниц на волю; повелел архитекторам соорудить великолепные здания.

Слушая эти повеления, все стоявшие у трона воздавали хвалу царю. Но Истина-Прямовзора сняла бельма с глаз царя, и он увидел всё в истинном свете. «Одежды мои, столь блестящие, казались замараны кровью и омочены слезами.

Важно

На перстах моих виделися мне остатки мозга человеческого; ноги мои стояли в тине». Но ещё «скареднее» показались ему придворные. «Вся внутренность их казалась чёрною и сгораемою тусклым огнём ненасытности. Они метали на меня и друг на друга искажённые взоры, в коих господствовали: хищность, зависть, коварство и ненависть».

Царь увидел, что отправленный им на войну военачальник «утопал в роскоши и веселии». Нужные для этого деньги забирались из сумм, отпущенных на нужды войска. Солдаты находились в бедственном состоянии, «почитались хуже скота», «жизнь их ни во что вменялася».

Корабли не вышли в море, а их начальник приказал выполнить на чертежах те новые острова, которые он якобы открыл. Повеление царя о прощении преступников или совсем не было выполнено, или задерживалось исполнением, или коснулось только тех, кто мог дать взятку начальникам.

И «вместо того, чтобы в народе моём прослыть милосердным, я прослыл обманщиком, ханжою и пагубным комедиантом».

В этом сне Ралишев так правдиво и метко изобразил Екатерину, её двор и первого военачальника — Потёмкина, что и сама она, и Потёмкин заметили это. «Я прочитал присланную мне книгу, — писал Потёмкин Екатерине. — Не сержусь. Рушеньем Очаковских стен отвечаю сочинителю. Кажется, матушка, он и на вас возводит какой-то поклёп».

Написанную около 1781 —1783 годов оду «Вольность» Радищев вставил в главу «Тверь». Царь (в оде) изображён как тиран, рассказывается о суде над ним и его казни.

В оде описывается казнь Кромвелем английского короля Карла I. Но Екатерина поняла направленность мысли Радищева: «Ода совершенно явно и ясно бунтовская, где царям грозится плахою. Кромвелев пример приведён с похвалами».

Источник: http://www.testsoch.info/recenziya-k-proizvedeniyu-puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu-chast-1-analiz-radishhev-aleksandr-nikolaevich/

Ссылка на основную публикацию