Образ народного заступника гриши добросклонова в поэме некрасова кому на руси жить хорошо сочинение

Образ народного заступника Гриши Добросклонова (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Чтоб землякам моим

И каждому крестьянину

Жилось вольготно-весело

На всей святой Руси!

Н. А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо

В образе народного заступника Гриши Добросклонова воплотился авторский идеал положительного героя. Этот образ явился итогом раздумий Н. А. Некрасова о путях, ведущих к счастью русский народ. Правдиво, но очень поэтично поэт сумел отобразить лучшие черты характера Гриши — оптимистически настроенного борца, тесно связанного с народом и верящего в его великое и светлое будущее.

Рос Гриша в нищете. Его отец, Трифон, сельский дьячок, жил «беднее захудалого последнего крестьянина», был вечно голоден. Мать Гриши, Домна, — «батрачка безответная на каждого, кто чем-нибудь помог ей в черный день». Сам Гриша учится в семинарии, которая для него была «кормилицей». Как ни плохо кормили их в семинарии, юноша последним куском хлеба делился с матерью.

Рано задумался Гриша о жизни, и в пятнадцать лет он уже твердо знал, «кому отдаст всю жизнь свою и за кого умрет». Перед собой, как и перед любым думающим человеком, он ясно видел лишь две дороги:

Одна просторнаяДорога — торная.Страстей раба…

Обратите внимание

По этому пути движется жадная к соблазну толпа, для которой смешна даже мысль «о жизни искренней». Это дорога бездушья и жестокости, поскольку «за блага бренные» там кипит «вечная, бесчеловечная вражда-война».

Но есть и вторая дорога:Другая — тесная,Дорога честная,По ней идут Лишь души сильные,Любвеобильные,На бой, на труд…

Григорий Добросклонов выбирает именно этот путь, поскольку видит свое место рядом с «униженными» и «обиженными». Это дорога народных заступников, революционеров, и Гриша не одинок в своем выборе:

Немало Русь уж выслалаСынов своих, отмеченныхПечатью дара божьего,На честные пути…

Гриша обладает не только светлым умом и честным бунтующим сердцем, он наделен и даром красноречия. Он умеет убедить мужиков, которые прислушиваются к нему и верят его словам, утешить их, разъяснить, что в появлении таких людей, как Глеб-предатель, виноваты не они, а «крепь», которая родила и «грехи помещика», и грехи Глеба и «несчастного Якова».

Нет крепи — Глеба новогоНе будет на Руси!

Григорий лучше, чем остальные, понимает великую силу слова, поскольку он — поэт. Его песни поднимают дух крестьянам, радуют вахлаков. Еще совсем юный Гриша может привлечь своими песнями внимание обездоленного народа к идее протеста и повести за собой. Он верит, что народная сила — это «совесть спокойная, правда живучая», поэтому ощущает «в груди своей силы необъятные».

Свое счастье Григорий Добросклонов находит в любви к родине и народу, в борьбе за его свободу, и этим он не только отвечает на вопрос странников о том, кто счастливо живет на Руси, но и является олицетворением понимания Некрасовым истинного назначения своего творчества, своей жизни.

Источник: http://www.sochuroki.com/obraz-narodnogo-zastupnika-grishi-dobrosklonova-po-poeme-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho/

Образ Гриши Добросклонова в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» (Н. Некрасов) | Литерагуру

(341 слово) К закату собственной жизни Некрасов по-своему ответил на волнующий многих вопрос, кому же на самом деле хорошо живётся на Руси? Перед читательским взором на протяжении всего повествования проплывают людские судьбы – из них всё чётче вырисовывается целостный образ окончательно обнищавшей и морально опустившейся русской земли. Появляющийся в эпилоге Гриша Добросклонов – контрастно выделяющийся на общем фоне герой. Именно юный ученик-семинарист, слагающий добрые, воодушевляющие песни, – самый счастливый человек на Руси.

Счастье Гриши заключено не в физических вещах или материальных благах – в его душе вовсе не отведено место честолюбивому желанию единоличного спокойствия и довольства. Он предан своему народу и живёт ради его благополучия.

Юноша вырос в семье священнослужителя, но из-за неспособности отца обеспечить безбедное существование двум своим сыновьям и отсутствия матери он оказался среди обездоленных и растерянных крестьян.

Дьяк Трифон не был плохим человеком, наоборот, бедные люди с состраданием относились к несчастному, который из-за слабости духа пристрастился к пагубному пьянству – неискоренимому пороку русских людей. Но из-за его порока сын был вынужден жить наравне с представителями самых низших слоёв.

Важно

Там Гриша научился прекрасно понимать народную действительность и тонко чувствовать мрачные настроения, блуждающие в ней. Он располагал к себе крестьян и открыто делился с ними всем, что удавалось постичь самому. Они же, в свою очередь, всегда внимательно выслушивали его, чтобы после, уже в пересудах между собой, разносить услышанные речи всё дальше и дальше.

Его сердце с нескрываемой болью отзывалось на все людские страдания. Он всеми силами старался облегчить жизнь людей и не позволял им поддаваться тягостным раздумьям, способным окончательно омрачить умы, позабывшие из-за обрушившихся невзгод о заложенной внутри них нерушимой национальной силе.

В образе Добросклонова Некрасов воспевает народных поэтов, отдавших весь свой духовный запас на благо общества.

Он также упоминает о том, что выделяющихся личностей, задумывающихся не только о собственной судьбе и готовых пожертвовать всем ради кого-то другого, ждёт немало сложностей. Будущее готовит для Гриши Сибирь и ссылку.

Ну а пока в поэме слышны три его песни, последняя из которых обращена прямо к народу и может восприниматься, как настоящий призыв к вере во всеобщие силы во имя укрепления надежды в светлое и достойное будущее Руси.

Источник: https://LiteraGuru.ru/obraz-grishi-dobrosklonova-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-horosho-n-nekrasov/

Образ Гриши Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Каждый поэт, определяя для себя творческое кредо, руководствуется собственными мотивами.

Кто-то видит смысл своего творчества в прославлении родины, для кого-то творчество — возможность выразить свое представление о мире. Русский поэт Николай Алексеевич Некрасов своим долгом считал служение народу.

Все его творчество проникнуто идеями защиты русского народа от произвола властей. Поэтому поэта он видел прежде всего гражданином:

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» — главном произведении его жизни — центральном образом становится народный поэт Гриша Добросклонов. Эту поэму Некрасов так и не закончил — помешала неизлечимая болезнь, симптомы которой он почувствовал в 1876 году, когда работа была в самом разгаре. Но умирающий поэт в течение последних месяцев невыносимых мучений все-таки писал последние песни.

Почти во всех стихотворениях Некрасова можно увидеть образ настоящего гражданина, который поэт стремился сделать идеалом для всех честных людей России.

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» поиск этого идеала продолжается на протяжении всего развития действия. Крестьяне, изображенные поэтом, проявляют себя настойчивыми искателями истины.

Ведь и начинается сюжет произведения с того, как «семь временнообязанных … сошлися и заспорили, кому живется весело, вольготно на Руси».

Совет

Некрасов не идеализировал крестьян, зная, что многие были и «рабами последними», и холуями, и прирожденными лакеями. В массовых сценах слышится многоголосье крестьянское: здесь и пьяные голоса, и сочувствующие возгласы, и меткие афоризмы. Поэт, с детства проводивший время с крестьянами, хорошо изучил их речь, что позволило сделать язык поэмы красочным, ярким, по-настоящему творческим.

Постепенно из народной массы выделяются отдельные герои. Сначала Яким Нагой, «пьяненький», «убогонький», много переживший на своем веку. Он уверен, что трезвому человеку невозможно жить на Руси — он просто не сможет выдержать непосильного труда. Если бы не пьянство, крестьянских бунтов было бы не избежать.

Опираясь на нравственные идеалы народа, Некрасов создал образы выходцев из крестьянской среды, ставших борцами за счастье народа. И только в заключительной части произведения — главе «Пир на весь мир» — появляется образ народного интеллигента. Это Григорий Добросклонов. Поэт не успел закончить эту часть поэмы, но образ героя выглядит все-таки целостным.

Гриша — выходец из так называемой разночинной среды, он сын батрачки и дьячка. Лишь самоотверженность его матери и щедрость окружающих людей не позволили и самому Грише, и его младшему брату Савве «младенцами в земле» истлеть.

Полуголодное детство и суровая юность помогли ему сблизиться с народом, определили жизненный путь молодого человека, ведь уже в пятнадцатилетнем возрасте «Григорий твердо знал уже», за кого он умрет и кому посвятит свою жизнь.

В уста героя вкладывает автор сначала «Горькие песни», отражающие горькое время. Но уже ближе к концу главы начинают звучать и «Добрые песни». Ярче всего выделяются «Русь» и «Средь мира дольнего».

В образе Гриши Добросклонова воплотились черты многих революционеров того времени, даже фамилия героя созвучна другой известной фамилии — Николая Добролюбова.

Как и революционер-демократ, Гриша Добросклонов — борец за интересы крестьян, он готов идти «за униженных «и «за обиженных», чтобы быть первым там.

Обратите внимание

Образ Гриши реалистичный, но при этом обобщенный, почти условный. Это образ молодости, устремленной вперед, надеющейся на лучшее. Он весь в будущем, поэтому образ героя получился неопределенным, только намеченным.

Григория не интересует богатство, не волнуют заботы о собственном благополучии, он готов посвятить жизнь тому, «чтоб каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!» Именно поэтому судьба литературного героя предопределена: жизнь готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника», но при этом — «чахотку и Сибирь». Но юношу не пугают предстоящие испытания, поскольку он верит в торжество дела, которому готов посвятить всю жизнь.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа лапти бунина

Почти все современники Николая Алексеевича Некрасова прошли как раз через Сибирь, заработав себе чахотку.

Только «души сильные, любвеобильные», по мысли автора, вступают на славный, но трудный путь борьбы за счастье народа.

Таким образом, отвечая на главный вопрос поэмы: «Кому на Руси жить хорошо?» — автор дает однозначный ответ: борцам за народное счастье. Эта идея и раскрывает весь смысл поэмы.

  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Матрёны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
  • «Кому на Руси жить хорошо», краткое содержание по главам поэмы Некрасова
  • «Кому на Руси жить хорошо», анализ поэмы Некрасова
  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова
  • «Зелёный шум», анализ стихотворения Некрасова
  • «Несжатая полоса», анализ стихотворения Некрасова
  • «Забытая деревня», анализ стихотворения Некрасова
  • «Саша», краткое содержание поэмы Некрасова
  • «Памяти Добролюбова», анализ стихотворения Некрасова
  • «Рыцарь на час», анализ стихотворения Некрасова

По произведению: «Кому на Руси жить хорошо»

По писателю: Некрасов Николай

Источник: https://goldlit.ru/nekrasov/939-obraz-grishi-dobrosklonova

«Народный заступник» Гриша Добросклонов (по поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы.

Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятельствам, то у Гриши наблюдается совсем иное отношение к жизни.

В поэме показывается детство Гриши, рассказано о его отце и матери. Жизнь его была более чем тяжела, отец был ленив и беден:

Беднее захудалого

Последнего крестьянина

Жил Трифон.

Две каморочки:

Одна с дымящей печкою,

Другая в сажень — летняя,

И вся тут недолга;

Коровы нет, лошадки нет,

Была собака Зудушка,

Был кот — и те ушли.

Таков был отец Гриши, он меньше всего заботился о том, что едят его жена и дети.

Дьячок хвалился детками,

А чем они питаются —

И думать позабыл.

Он сам был вечно голоден,

Весь тратился на поиски,

Где выпить, где поесть.

Мать Гриши умерла рано, ее погубили постоянные печали и заботы о хлебе насущном. В поэме приведена песня, в которой рассказывается о судьбе этой бедной женщины. Песня не может оставить равнодушным ни одного читателя, ведь это свидетельство огромного неизбывного человеческого горя.

Слова песни очень простые, в них рассказывается, как страдающий от голода ребенок просит у матери кусок хлеба с солью. Но соль слишком дорога, не под силу купить ее бедным людям. И мать, чтобы накормить сына, поливает кусок хлеба своими слезами. Эта песня с детства запомнилась Грише.

Она заставляла его вспоминать о своей несчастной матери, скорбеть о ее судьбе.

И скоро в сердце мальчика

С любовью к бедной матери

Любовь ко всей вахлачине

Слилась — и лет пятнадцати

Григорий твердо знал у же,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного Годного уголка.

Григорий не согласен покориться судьбе и вести столь же печальную и убогую жизнь, которая свойственна большинству людей вокруг него. Гриша выбирает для себя иной путь, становится народным заступником. Он не боится того, что жизнь его будет нелегкой.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Важно

С детства Гриша жил среди убогих, несчастных, презираемых и беспомощных людей. Он с молоком матери впитал все беды народные, поэтому не хочет и не может жить ради своих эгоистических интересов. Он очень умен, имеет сильный характер.

И выводит его на новую дорогу, не позволяет оставаться равнодушным к народным бедствиям. Размышления Григория о судьбе народа свидетельствуют о живейшем сострадании, которое заставляет Гришу выбрать для себя столь нелегкий путь.

В душе Гриши Добро-склонова постепенно зреет уверенность, что его родина не погибнет, несмотря на все страдания и горести, которые выпали на ее долю:

В минуты унынья, о родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Размышления Григория, которые «в песне излились», выдают в нем очень грамотного и образованного человека. Он хорошо осведомлен о политических проблемах России, и судьба простого народа неотделима от этих проблем и трудностей. Исторически сложилось, что Россия «была глубоко несчастной страной, подавленной, рабски бессудной».

Позорная печать крепостного права превратила простой народ в бесправных существ, и все проблемы, вызванные этим, невозможно сбрасывать со счетов. Последствия татаро-монгольского ига также оказали существенное влияние на формирование национального характера.

Русский человек сочетает в себе рабскую покорность судьбе, и это является основной причиной всех его бед.

Образ Григория Добросклонова тесно связан с революционно-демократическими идеями, которые стали появляться в обществе в середине XIX в. Некрасов создал своего героя, ориентируясь на судьбу Н. А. Добролюбова Григорий Добросклонов — это тип революционера-разночинца. Он родился в семье бедного дьячка, с детства ощутил на себе все бедствия, характерные для жизни простого народа.

Григорий получил образование, к тому же сам, будучи умным и увлеченным человеком, не может остаться равнодушным к сложившейся в стране ситуации. Григорий прекрасно понимает, что для России теперь есть только один выход — радикальные изменения обшествен- ного строя.

Совет

Простой народ уже больше не может быть таким же бессловесным сообществом рабов, которое покорно терпит все выходки своих господ:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет,

Окончен расчет с господином!

Сбирается с силами русский народ

И учится быть гражданином.

Образ Григория Добросклонова в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» вселяет надежду в нравственное и политическое возрождение Руси, в изменения сознания простого русского народа.

Финал поэмы показывает, что счастье народное возможно. И пусть пока еще далеко до того момента, когда простой человек сможет назвать себя счастливым. Но пройдет время — и все изменится. И далеко не последнюю роль в этом будут играть Григорий Добросклонов и его идеи.

Источник: http://velib.com/sochinenie/narodnyjj_zastupnik_grisha_dobrosklonov_po_poehme_n_a_nekrasova_komu_na_rusi_zhit_khorosho/

Образов Гриши Добросклонова в поэме «Кому на Руси жить хорошо» — Сочинение по произведению Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Образ «народного заступника». Им является семинарист Гриша Добросклонов — сын «батрачки безответной» и сельского дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина».

Голодное детство, суровая юность сблизили его с народом, ускорили духовное созревание и определили жизненный путь Гриши: …лет пятнадцати Григорий твёрдо знал уже. Что будет жить для счастия Убогого и тёмного Родного уголка.

Многими чертами своего характера Гриша напоминает Добролюбова.

Как и Добролюбов, Гриша Добросклонов — борец за народное счастье; он хочет быть первым там, «где трудно дышится, где горе слышится».

Образом Григория Некрасов давал ответ на вопрос: что делать борцу за народные интересы? Иди к униженным, Иди к обиженным Там нужен ты. Григорий становится в ряды тех. кто готов «на бой, на труд за обойдённого, за угнетённого».

Мысли Гриши постоянно обращены «ко всей Руси загадочной, к народу». В его душе «с любовью к бедной матери любовь ко всей захлачине слилась».

Григорий— верный сын народа.

В образе Гриши Добросклонова Некрасов видит представителя трудовой народной массы, кровно с ней связанного: «Как ни темна вахлачина», как ни забита барщиной и рабством, ока, «благословясь, поставила в Григорье Дсбросклонове такого посланца».

Ему чужды заботы о личном благополучии, для него «доля народа, счастье его, свет н свобода прежде всего». Некрасовский революционер готов отдать свою жизнь за то, чтоб «каждому крестьянину жилось вольготновесело на всей святой Руси».

Гриша не одинок. На «честные пути», в бой за «честное дело» вышли уже сотни людей, подобных ему. Ему, как и другим борцам, ..судьба готовила Путь славный, Имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь.

Но Гришу не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество того дела, которому посвятил свою жизнь. Он знает, что его родине «суждено ещё много страдать», но верит в то, что она не погибнет, и поэтому чувствует «в груди своей силы необъятные». Он видит, что многомиллионный народ пробуждается к борьбе: Рать подымается Неисчислимая! Сила в ней скажется Несокрушимая!

Обратите внимание

Эта мысль наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. На основной вопрос поэмы — кому на Руси жить хорошо? — Некрасов отвечает образом Гриши Добросклонова, народного заступника.

Вот почему поэт говорит: Быть бы нашим странникам под родною крышею. Если б знать могли они, что творилось с Гришею. Труден, но прекрасен путь, по которому идёт Гриша Добросклонов. На этот путь вступают «лишь души сильные, любвеобильные».

На нём ждёт человека подлинное счастье, ибо счастлив может быть только тот, говорит Некрасов, кто себя отдаёт борьбе за благо и счастье народа.

Читайте также:  Смысл жизни штольца в романе обломов сочинение

Источник: http://sochbox.com/obrazov-grishi-dobrosklonova-v-poeme-komu-na-rusi-zhit-xorosho-sochinenie-po-proizvedeniyu-n-a-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho/

Образ народного заступника Гриши Добросклонова

Поэма ” Кому на Руси жить хорошо ” уже в своем названии содержит вопрос, ответ на который волновал во времена Некрасова любого просвещенного человека.

И хотя герои произведения не находят того, кто живет хорошо, однако читателю автор все-таки дает понять, кого же он считает счастливым.

Ответ на это вопрос скрыт в образе Гриши Добросклонова, героя, появляющегося в последней части поэмы, но далеко не последнего в идейном плане.

Впервые читатели знакомятся с Гришей в главе “Доброе время – добрые песни”, во время пира, благодаря чему образ Гриши в “Кому на Руси жить хорошо” изначально связывается с понятием о народном счастье. Его отец, приходский дьяк, пользуется в народе любовью – недаром его зовут на крестьянский праздник. В свою очередь, дьяк и сыновья характеризуются как “простые парни,

добрые”, наравне с мужиками они и косят и “пьют водку в праздники”. Так с самого начала создания образа Некрасов дает понять, что Гриша делит с народом всю его жизнь.

Затем жизнь Гриши Добросклонова описывается более детально.
Несмотря на свое происхождение из духовного сословия, Гриша с детских лет был знаком с бедностью. Его отец, Трифон, жил “беднее захудалого последнего крестьянина”.

Даже кошка с собакой предпочли сбежать из семьи, не выдержав голода. Все это из-за того, что у дьячка “легкий нрав”: он вечно голоден и вечно ищет, где бы выпить. В начале главы сыновья ведут его, пьяненького, домой.

Он же хвалится детьми, но о том, сыты ли они, и думать забыл.

Важно

Не легче приходится Грише и в семинарии, где и без того скудную пищу отбирает “хапуга эконом”. Оттого у Гриши “исхудалое” лицо – порою от голода он до утра не может уснуть, все ждет завтрака. Некрасов несколько раз акцентирует внимание читателя именно на этой черте внешности Гриши – он худ

и бледен, хоть при другой жизни мог бы быть молодцем: у него широкая кость и рыжие волосы. Такая внешность героя отчасти символизирует всю Русь, имеющую предпосылки для вольной и счастливой жизни, но пока что живущую совсем по-иному.

Гриша с детства не понаслышке знаком с основными проблемами крестьянства: непосильным трудом, голодом и пьянством. Но все это не озлобляет, а наоборот закаляет героя.

С пятнадцати лет в нем вызревает твердое убеждение: жить нужно исключительно для блага своего народа, каким бы бедным и убогим он не был.

В этом решении его укрепляет память о матери, заботливой и трудолюбивой Домнушке, прожившей из-за своих трудов короткий век…

Образ Гришиной матери – это образ горячо любимой Некрасовым русской крестьянки, безропотной, безответной, и при этом несущей в себе огромный дар любви. Гриша, ее “любимый сынок”, не забыл матери после ее смерти, более того, ее образ слился для него с образом всей вахлачины.

Последний материнский дар – песня “Соленая”, свидетельствующая о глубине материнской любви – будет сопровождать Гришу всю жизнь.
Ее он напевает в семинарии, где “угрюмо, строго, голодно”.

Совет

И тоска по матери приводит его к самоотверженному решению посвятить свою жизнь другим, столь же обделенным.

Отметим, что песни очень важны для характеристики Гриши в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасова. В них кратко и точно раскрывается суть идей и устремлений героя, четко видны его основные жизненные приоритеты.

Первая из песен, звучащих из уст Гриши, передает его отношение к Руси. Видно, что он отлично понимает все проблемы, раздиравшие страну: рабство, невежество и позор крестьян – все это Гриша видит без прикрас.

Он легко подбирает слова, способные ужаснуть любого, самого бесчувственного слушателя, и в этом проявляется его боль за родную страну.

И в то же время в песне звучит надежда на грядущее счастье, вера в то, что желанная воля уже близится: “Но ты не погибнешь, я знаю!”…

Следующая песня Гриши – о бурлаке – усиливает впечатление от первой, детально изображая судьбу честного труженика, спускающего в кабаке “честно нажитые гроши”.

От частных судеб герой переходит к изображению “всей Руси загадочной” – так рождается песня “Русь”. Это полный искренней любви гимн своей страны, в котором слышится вера в будущее: “Рать подымается – неисчислимая”.

Однако нужен кто-то, кто бы стал во главе этой рати, и судьба эта предназначена Добросклонову.

Есть два пути, – так считает Гриша, – один из них широкий, торный, но по нему идет жадная до соблазнов толпа. Там идет вечная борьба за “блага бренные”. Именно по ней, к сожалению, направляются вначале и странники-главные герои поэмы. Они видят счастье в сугубо практичных вещах: богатстве, почете и власти.

Обратите внимание

Поэтому неудивительно, что им не удается встретиться с Гришей, выбравшим для себя другой путь, “тесный, но честный”. По этому пути идут только сильные и любвеобильные души, желающие заступиться за обиженных. Среди них – и будущий народный заступник Гриша Добросклонов, которому судьба готовит “путь славный, … чахотку и Сибирь”.

Эта дорога нелегка и не приносит личного счастья, и все же, по мнению Некрасова, только так – в единении со всем народом – и можно стать по-настоящему счастливым. Высказанная в песне Гриши Добросклонова “правда великая” дарит ему такую радость, что он бежит домой, “прыгая” от счастья и ощущая в себе “необъятные силы”.

Дома же его восторг подтверждает и разделяет брат, отозвавшийся о Гришиной песне как о “божественной” – т. е. окончательно признав, что на его стороне правда.

(1

Источник: https://ege-essay.ru/obraz-narodnogo-zastupnika-grishi-dobrosklonova/

Сочинение на тему «Кому на Руси жить хорошо»: образ Гриши Добросклонова

         Одной из ключевых фигур в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» принято считать борца за народную свободу – Григория Добросклонова.

        Отцом Гриши был полунищий церковный служитель – дьячок, а мать – крестьянка. Уже в возрасте пятнадцати лет Гриша знал, какое место в обществе он будет занимать. Голодное детство, постоянные лишения определили, что юноша будет бороться за народные права, за крестьян.

        Гришу очень волновали крестьянские интересы, он был готов самоотверженно защищать всех тех людей, кто, по его мнению, был унижен и оскорблен помещиками. Некрасов наделил Добросклонова железной волей, пытливым умом, высокой работоспособностью, неуемной жаждой знаний.

        Кому на Руси жить хорошо? Вопрос является довольно философским, на него, прочитав поэму, можно дать большое количество ответов. «Народный заступник» Григорий Добросклонов, видя обездоленную крестьянскую жизнь с самого детства, знал отнюдь не понаслышке, что хорошо живется в его время кому угодно, но уж точно не трудовому народу.

Парень желает разрушить устоявшееся социальное устройство. Ничуть не отличающийся образом жизни от любого деревенского крестьянина, Добросклонов понимает проблемы разногласий крестьянства и помещичества.

Некрасов наделяет своего героя чертами революционера-бунтаря, поместив в его образ знания о декабристах, политических партиях, защищающих крестьянские права, исторические сведения о крестьянских бунтах и восстаниях.

        Он, учась в семинарии, несомненно, познакомился с авторскими трудами вольнодумцев, желавших изменить политический строй Российской империи. Близость к народу и задатки революционера сделали из Григория Добросклонова борца за крестьянские идеалы. Ведь недаром окружающие его люди выдвинули его на роль идейного вдохновителя.

Важно

        Сердце Добросклонова переполнено любовью к матери, к людям, которым он стремится охотно помогать, к своей Родине.

Добросклонов считает, что он будет счастлив лишь тогда, когда будут так же счастливы все люди, находящиеся с ним рядом. Главной целью его жизни является улучшение жизни бедного крестьянского сословия.

Он громогласно призывает народ встать на путь борьбы. Простой крестьянский парень стремится научить таких же простых людей быть гражданами своего Отечества.

        Некрасов указывает в поэме на тот факт, что сделать подневольных людей искренне счастливыми может только свобода, которая стала доступнее для крестьян в 1861 году, хотя еще немало надо было сделать на благо людей труда, чтобы они могли добиться счастья и благосостояния. Автор всем сердцем переживал за самое многочисленное бедное русское сословие – крестьянство. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» становится тому только подтверждением.

        На примере такого персонажа поэмы, как Гриша Добросклонов, Некрасов показывает обществу, что сила духа, заключенная в человеке, является огромной силой, способной сподвигнуть на свершение великих дел.

Источник: http://testsoch.ru/komu-na-rusi/obraz-grishi-dobrosklonova.html

Образ Григория Добросклонова в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Кому на Руси жить хорошо Некрасов Н. А

Образ Григория Добросклонова в поэме Н. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — произведение о народе, его жизни, труде и борьбе.

Поэт крестьянской демократии, соратник Добролюбова и Чернышевского, Некрасов не мог пройти мимо тех, кто самоотверженно, не щадя сил и жизни, боролся за свободу народа. Образы революционеров, преобразователей неизменно привлекали внимание Некрасова.

Читайте также:  Анализ произведения затеси астафьева

Борцом за дело народа Некрасов изображает Григория Добросклонова. Он сын дьячка, жившего «беднее захудалого последнего крестьянина», и «батрачки безответной», слезами солившей хлеб.

Голодное детство и суровая юность сблизили Григория с народом, определили жизненный путь его: …лет пятнадцати Григорий твердо знал уже, Кому отдаст он жизнь свою И за кого умрет.

Многими чертами своего характера, да и фамилией, Гриша Добро-склонов напоминает Добролюбова. Как и Добролюбов, он — борец за крестьянские интересы, за всех обиженных и униженных.

Он хочет быть там, «где трудно дышится, где горе слышится».

Ему не нужны богатства и чужды заботы о личном благополучии. Некрасовский революционер готовится отдать свою жизнь за то, чтоб каждому крестьянину жилось «весело, вольготно на Руси». Григорий не одинок в своих мечтах о счастливой народной жизни. На честный путь вышли уже сотни людей, подобных ему. Всем им …

Совет

судьба готовила Путь славный, имя громкое Народного заступника, Чахотку и Сибирь. Но нашего героя не пугают предстоящие испытания, потому что он свято верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. Он видит, что сам многомиллионный народ пробуждается к борьбе.

Рать подымается — Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая!

Эта мысль наполняет его душу радостью и уверенностью в победе. В поэме показано, какое сильное действие производят на крестьян-вахлаков и на семерых странников слова Григория, какой они заражают верой в будущее, в счастье для всей Руси. Григорий Добросклонов — будущий вождь крестьянства, выразитель его классового гнева и разума.

Тяжел путь Григория, но и славен, на него вступают лишь сильные души, на таком пути, по мнению Некрасова, ждет человека подлинное счастье, потому что величайшее счастье состоит в борьбе за свободу угнетенных, в том, чтобы нести людям свет и радость жизни. На основной вопрос своей поэмы — кому на Руси жить хорошо? — автор отвечает: борцам за счастье народа.

В этом и заключается смысл поэмы.

Быть бы нашим странникам под родною крышею, Если б знать могли они, что творится с Гришею. Слышал он в груди своей силы необъятные, Услаждали слух его звуки благодатные. Звуки лучезарные гимна благодатного — Пел он воплощение счастия народного!..

Источник: http://historylib.net/obraz-grigoriya-dobrosklonova-v-poeme-n-nekrasova-komu-na-rusi-zhit-xorosho-komu-na-rusi-zhit-xorosho-nekrasov-n-a/

«Кому на Руси жить хорошо» Образ Гриши Добросклонова

Меню статьи:

Многие произведения не утратили своей актуальности и в наше время. Это, пожалуй, происходит потому, что большинство проблем и трудностей в жизни человека можно вынести за грани времени и развития человечества в целом.

Людям всегда было сложно найти свое место в обществе, кому-то не хватало денег, чтобы получить должное образование, кому-то, чтобы выглядеть должным образом (человека в ветхом костюме общество не воспринимало ни в далекие нам времена, ни сейчас). Проблема обустройства быта, обеспечения продовольствием во все времена занимали умы людей, особенно низкого достатка.

Как выйти из замкнутого круга таких проблем и можно ли сделать это честным способом? На этот вопрос пытается дать ответ Н.А. Некрасов в своей неоконченной поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Многие образы могли бы послужить наглядным примером для раскрытия этой темы, но все же основной массив информации по данному вопросу приходится на образ Гриши Добросклонова.

Значение имени и прототипы

В литературе имена героев нередко носят символический характер. Их имена и фамилии в большинстве случаев являются краткой характеристикой литературной личности. Если вопрос о присвоении персонажам имен, в виду детализации их личностных качеств, спорный, то вопрос о значении фамилий практически всегда решается в пользу символичности.

Авторы минувших веков брали в основу имена широко распространенные в обществе, в частности бралось во внимание описываемое сословие. Имя героя должно было быть близким и знакомым читателям. Фамилии персонажей же выдумывались авторами самостоятельно. Именно от ассоциаций с фамилией и заключалась дальнейшее развитие образа.

Основывалось оно либо в игре на контрастах, либо на усилении эффекта личностных качеств личности.

Обратите внимание

Проанализируем соответствие этих категорий с личностными качествами персонажа. Имя «Григорий» имеет греческое происхождение в переводе и обозначает «бодрствую». Достоверно не известно использовал ли эти знания автор при номинации своего персонажа, но определенное сходство найти возможно.

Первый вариант заключается в прозаичном, бытовом варианте. В семинарии Григорий обычно просыпался в первом часу ночи и уже не мог уснуть – он ждал завтрака.

Второй вариант сходства представляется в социальной позиции Гриши – он пытается поделиться своими знаниями с простыми людьми, «бодрствует» на поприще их необразованности и сложностей жизнедеятельности.

Прототипом Гриши Добросклонова стал поэт и публицист Николай Алексеевич Добролюбов. В обществе он слыл человеком уникального трудолюбия и одаренности – в 13 лет он уже занимался переводами Горация, успешно писал литературно-критические статьи.

Объединяет Добросклонова с Добролюбовым трагедия детства – смерть матери, которая нанесла неизгладимые впечатления как для первого, так и для второго.

Сродные качества также возникают у них в социальной позиции – стремлении сделать мир добрее и лучше.

Как видим, Некрасов взял за основу фамилию литературного деятеля, видоизменив ее, но при этом нельзя отвергать факт ее символичности. Фамилия персонажа также отображает его личностные качества.

В ее основе положено имя существительное «добро», что соответствует общей характеристике Гриши. Он действительно добрый человек по своей натуре, полон благих стремлений и мечтаний.

Важно

Вторая часть его фамилии образована от глагола «склонять». То есть,

Григорий – это тот, кто пытается склонить других на добро, пытается поделиться этим качеством с другими людьми.

Возраст, внешность и род деятельности Григория Добросклонова

С образом Григория Добросклонова читатель знакомится в последних частях поэмы – частично в «Пире на весь мир» и, более детально, в эпилоге поэмы.

О точном возрасте героя мы не знаем, тот факт, что на момент рассказа он учиться в семинарии, дает право предположить, что его возраст около 15 лет, эту же догадку и подтверждает автор, говоря, что мальчик «лет пятнадцати».

Мать Григория звали Домной, она рано умерла:

Отца его зовут Трифоном, он был дьяком, другими словами находился на нижней ступени карьерной лестницы церковнослужителей. Доходы семьи никогда не были высокими – мать старалась изо всех сил изменить эту ситуацию и дать должное образование своим детям – Грише и Савве. Женщине часто помогали односельчане прокормить детей, поэтому она

Естественно, что тяжелый физический труд и плохие условия жизни крайне неблагоприятно влияли на здоровье женщины и вскоре она умирает. Григорий тяжело переживает утрату матери – она была доброй, хорошей и заботливой, поэтому по ночам мальчик «тужил о матушке» и тихонечко пел ее песню о соли.

Жизнь после смерти матери

После смерти Домны жизнь семьи значительно ухудшилась – «Беднее захудалого/Последнего крестьянина/ Жил Трифон». В их доме никогда не было достаточно еды:

Коровы нет, лошадки нет, Была собака Зудушка,

Был кот — и те ушли.

Григория с Саввой часто подкармливают односельчане. Братья очень благодарны мужикам за это и стараются не оставаться в долгу – как-то помочь им:

Некрасов подает скудное описание Гриши. У него «кость широкая», но сам он по виду не похож на богатыря – «лицо его слишком исхудалое». Это потому, что он всегда полуголодный. Будучи в семинарии он просыпался посреди ночи от голода и ждал завтрака. Отец их тоже не барствует – он такой же вечно голодный, как и его сыновья.

Совет

Григорий как и его брат « обозначены Божьей печатью» – способностями к наукам и умением вести за собой толпы, поэтому «дьячок хвалился детками».

Учеба в семинарии для Григория не радостна там, «темно, холодно и голодно», но отступать молодой человек не собирается, в его планах есть еще обучение в университете.

Со временем образ матери и малой родины слились воедино, вскоре они определились в стремление служить простому народу, делать жизнь простых мужиков лучше:

Григорий твердо знал уже, Что будет жить для счастия Убогого и темного

Родного уголка.

Григорий мечтает не о личном богатстве или благах. Он хочет, чтобы все люди жили в добре и достатке:

И молодой человек готов сделать все, что возможно, чтобы приблизится к исполнению своей мечты.

Добросклонов оптимистично настроен, это особенно заметно в текстах его песен, где он старается воспеть любовь к жизни, очертить прекрасное, жизнерадостное будущее.

Судьба Григория типична – нерадостное, голодное детство, печальные воспоминания об обучении в семинарии. Что будет дальше? Это вполне предсказуемо, судьба таких людей всегда одинакова:

Подведем итог. Образ Григория Добросклонова оптимистичный. Молодой человек полон прекрасных стремлений – он будущий революционер, готовый пожертвовать собой ради блага других людей. Движет Григорием благое намерение улучшить жить простых людей, таких же, как он сам, обеспечить им достойную, а не нищенскую жизнь.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolaj-nekrasov/obraz-grishi-dobrosklonova.html

Ссылка на основную публикацию