Образ веденяпина в рассказе доктор живаго пастернака

Образ Юрия Живаго в романе Пастернака «Доктор Живаго»

Главным героем своего романа Пастернак сделал яркого представителя русской интеллигенции Юрия Живаго. Более того, писатель изменил первоначальное название романа «Свеча горела» на «Доктор Живаго».

Имя главного героя Юрий перекликается с главными топонимами романа – Юрятиным и Москвой (ее покровитель – святой Георгий, чье имя на Руси трансформировалось в Юрия), а также имеет ассоциативную связь со словом «юродивый».

Отчество героя образовано от имени «Андрей», имеющего значение «мужественный». Фамилия Юрия вызывает ассоциации с Христом: Пастернак говорил о своих глубочайших детских впечатлениях, вызванных словами молитвы: «Ты есть воистину Христос, сын Бога живаго».

Обратите внимание

В сочетании с профессией фамилия героя – доктор Живаго – может быть прочитана как «доктор всего живущего».

Юрий Живаго является своеобразным alter ego Пастернака, воплощая его духовную биографию. Сам автор говорил, что соединил в образе главного героя черты Блока, Маяковского, Есенина и самого себя. Он доверяет Юрию выражение своих мыслей, взглядов, сомнений, и самое себя – свои стихи.

Пастернак раскрывает образ Живаго в двух планах: внешний рассказывает историю его жизни, а внутренний план отражает духовную жизнь героя. Главную роль писатель отводит именно духовному опыту, уделяя огромное внимание монологам героя.

Отпрыск богатой семьи, москвич Юрий Живаго – типичный интеллигент. Он интеллигент по профессии (Юрий – талантливый врач-диагност), по творческому самовыражению (обладает незаурядным поэтическим даром) и по духу – по своей удивительно чуткой душевности, стремлению к независимости и неприкаянности.

Обладая сильным умом и хорошей интуицией, Живаго внешне выглядит безвольным человеком. Все видя и воспринимая, он делает то, что от него требует жизнь: соглашается на свадьбу с Тоней, не противится призыву в армию, не возражает против поездки на Урал.

Оказавшись в самой гуще исторических событий, герой колеблется, не зная, чью сторону принять.

Воспитанный в христианских традициях любви и сострадания к ближнему, Живаго сталкивается на фронтах войны и во время плена в партизанском отряде со всеми ужасами кровопролития.

Он выполняет свой долг врача, одинаково заботясь о страдающих людях – будь то раненые партизаны, или доброволец-колчаковец Ранцевич.

Важно

Первоначально с энтузиазмом восприняв революцию, как «великолепную хирургию», Юрий понимает вскоре, что «насильственностью ничего не возьмешь». Ему претит «скачок из безмятежной, невинной размеренности в кровь и вопли, повальное безумие и одичание каждодневного и ежечасного, узаконенного и восхваляемого смертоубийства».

Понимая неизбежность хода истории, Живаго с его гуманистическими принципами абсолютно не приемлет «кровавой колошматины и человекоубоины». В условиях, когда «все бытовое опрокинуто и разрушено», остается только одна сила – «голая, до нитки обобранная душевность».

Чувствуя необходимость в духовной свободе, желая сохранить себя как личность, Живаго намеренно отказывается от участия в истории; он конструирует собственное личное пространство во времени, где существует в истинных ценностях любви, свободы духа, мыслей, чувств и творчества.

Юрий проживает отпущенное ему судьбой время так, как хотел бы жить: «О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь!». Эта одухотворенность бытия и внутренняя сила, позволяющая отстаивать свои убеждения, с лихвой покрывают внешнее безволие Живаго.

В атмосфере тотальной обезличенности общества Юрий Живаго остается той личностью, которая, сохраняя доброту и человечность, может постичь всю суть событий и выразить ее на бумаге, в стихах.

Но личность не может жить в условиях несвободы, именно поэтому герой умирает в год «великого перелома», знаменующего окончательную победу несвободы.

Но роман не заканчивается со смертью главного героя, он завершается циклом стихов Живаго, потому что стихи, в отличие от конечной жизни человека, бессмертны.

Решая через образ главного героя сложную проблему судьбы человека в водовороте истории, Пастернак провозглашает идею самоценности личности, воплощая в романе вечные идеалы человечества.

  • «Доктор Живаго», анализ романа Пастернака
  • «Доктор Живаго», краткое содержание романа Пастернака
  • «Доктор Живаго», история создания романа Пастернака
  • «Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле…), анализ стихотворения Пастернака
  • «Июль», анализ стихотворения Пастернака
  • «Гамлет», анализ стихотворения Пастернака
  • «Февраль», анализ стихотворения Пастернака
  • «Снег идет», анализ стихотворения Пастернака
  • «Золотая осень», анализ стихотворения Пастернака
  • «Март», анализ стихотворения Пастернака
  • «Быть знаменитым некрасиво…», анализ стихотворения Пастернака
  • «Сон», анализ стихотворения Пастернака
  • «Сосны», анализ стихотворения Пастернака, сочинение
  • «Иней», анализ стихотворения Пастернака
  • «Любить иных — тяжелый крест…», анализ стихотворения Пастернака

По произведению: «Доктор Живаго»

По писателю: Пастернак Борис

Источник: https://goldlit.ru/pasternak/428-juri-jivago-obraz

Система образов в романе «Доктор Живаго»

Доктор Живаго — роман Пастернака, который строился на описании восприятия неспокойного времени главным героем. Работа, где писатель показывает обобщенную жизнь интеллигенции в годы революции и Гражданской войны.

Все произведение пронизано философией, где автор через систему образов романа Доктор Живаго поднимает темы жизни и смерти, любви, раскрывает тайны человеческой души. Все персонажи произведения это не второстепенные участники, и каждый из них играет важную роль. Здесь нам встретятся образы Лары и Тони, Антипова, Стрельникова, образ Комаровского.

Писатель покажет и образ революции в работе Доктор Живаго. Однако на первый план автор выдвигает образ доктора Живаго, который и является главным героем произведения.

Судьба доктора Живаго сложилась не лучшим образом. Юрий рано осиротел, жил у дальних родственников, где у него появились друзья. На дочке своих благодетелей, с которой они провели бок о бок все детство, Юра и женился. Это была Тоня, с которой у них были дети, однако настоящую любовь наш герой испытал, увидев Лару Гишар.

Постоянные любовные терзания не дают теперь покоя Юрию Живаго, и лишь попав в партизанский отряд, избавляется он от терзаний. Жена с детьми уезжает во Францию, но несмотря на похождения мужа, продолжает его любить. Юру и Лару судьба сведет ни один раз. Они признаются в чувствах, но вместе так и не будут.

Их разлучит обманным путем Комаровский — отрицательный герой романа, и Живаго уедет в Москву, где умрет от сердечного приступа в трамвайном вагоне.

Совет

В образе Юры Живаго писатель показал героя своего времени. Это умный, творческий человек, образованный и интеллигентный. Ему пришлось жить в неспокойное время, и захваченный водоворотом событий, он не может примкнуть ни к одной стороне. Он просто не вмешивается в ход событий. Плывет по течению.

Не может определить, что для него важнее. При этом не может определится не только в политических взглядах, но и в любви. Прочитав роман, мы замечаем что несмотря на события, несмотря на действительность и те ужасы, что окружали героя, он остался чист душой.

Свидетельством этого являются стихотворения Живаго, что пронизаны умиротворением и счастьем и дополняют его образ.

Женские образы в романе Доктор Живаго

В произведении Пастернака мы встречаем и женские образы. Лара, Тоня, Марина это те женщины, что встретились на жизненном пути главного героя.

Тоня — первая жена Юрия. В ее лице писатель создал образ простой, надежной, доброй и искренней женщиной. Она была опорой для Живаго и Юрий по-своему ее любил. Это была читая, скажем даже, благодарная любовь к женщине, которая разделила с Юрой часть его жизни. Вот только в его жизни появляется еще одна женщина — Лара.

Образ Лары в романе совершенно иной. Для героя она была светом, стихией любви, творчества и всей жизни. Лара была воплощением природы, женственности, она была идеалом для Живаго. Это была не только прекрасная женщина, но и хорошая мать, которая, чувствуя приближение беды, позаботилась о дочери. Финал жизни этой женщины не из лучших.

Как-то выйдя из дома, она больше не вернулась.

Третья жена Живаго — это Марина. В ее образе Пастернак нашел для Живаго некое компромиссное решение. С Мариной Живаго пусть и не приобрел настоящую любовь, однако получил уютное существование, которое порой нужнее всего в жизни человека. Сама женщина была покорной и во всем поддерживала Живаго, прощая все его странности.

Три женщины и три женских образа. По характеру это были разные героини, однако каждая из них подарила Живаго любовь, дала поддержку, став спутницей в определенный период его жизни.

Христианские образы в романе

Для писателя революция была важным событием, ведь он верил, что после обязательно настанет духовное пробуждение народа. Как раз его роман Доктор Живаго и стал неким шагом к этому пробуждению, где писатель прибегает к христианским образам и мотивам.

Работа писателя стала его откровением, где он ставит оценку человеческой жизни, где его волнует тема Бога и веры, тема христианства и ее мотивов. С помощью своего романа Пастернак пытается донести до читателя видение веры и религии, где автор говорит о вечности, о том что смерти нет. Как говорит писатель, воскрешение уже в нашем рождении.

При этом автор ничего не навязывает, лишь делится новым видением жизни и смерти, новым восприятием Христа, а читатель уже сам делает свои выводы и заключения.

  • система персонажей в романе доктор живаго

Источник: http://sochinyshka.ru/sistema-obrazov-v-romane-doktor-zhivago.html

Анализ романа Пастернака «Доктор Живаго» | Литерагуру

Борис Пастернак – это целая вселенная, галактика, которую можно изучать бесконечно. «Доктор Живаго» — планета, где собраны тончайшие сочетания поэзии и реальности. У этой книги особый дух, своя душа. Её надо читать как можно медленнее, размышляя над каждой фразой. Только тогда можно почувствовать возвышенность романа и найти поэтические искорки, которыми наполнена каждая страница.

История создания романа «Доктор Живаго»

К мыслям о создании романа Пастернака «подтолкнула» Анна Ахматова в мае 1944 года, когда предложила ему написать «Фауста» ХХ века. И Борис Леонидович согласился.

Только он написал не так, как от него ожидали, а по-своему. Ведь Юрий Живаго тоже, как и Фауст, недоволен собой, своей жизнью и стремится изменить ее.

Но не путем заключения сделки с дьяволом, а кропотливой работой над своей душой и ее нравственным началом.

Обратите внимание

Нравственное начало в те непростые годы было необходимо как никогда. Время диктовало свои условия, но далеко не все стремились молча принять их. Пастернака терзало ощущение какой-то затравленности и бессилия. Репрессии, аресты, самоубийства. Невыносимо.

«Ненасытная машина» поглощала все на своем пути, не оставляя шансов на выживание. Именно поэтому в «Докторе Живаго» вся жизнь главных героев буквально пронизана страданием, душевными муками, неизвестностью и бедностью.

Однако Пастернак искренне верил, что «красное чудовище» рано или поздно умерит свой пыл и сменит гнев на милость. Но все было только хуже. Вскоре оно добралось и до самого Бориса Леонидовича. Партийное руководство стало активно душить литературу.

Пастернак не был репрессирован, но в 1946 году в его адрес стали поступать предупреждения как поэту, не признающему «нашей идеологии». В официозное послевоенное искусство он не вписывался ни как поэт, ни как прозаик.

Несмотря на всё происходящее, напряженная работа над романом продолжалась. Заглавия сменяли одно за другим: «Смерти не будет», «Мальчики и девочки», «Иннокентий Дудоров». Юрий Андреевич мог оказаться доктором Живультом. Интересно, что в романе нашли отражение и личные связи Пастернака. Прототипом Лары становится Ольга Ивинская, к которой автор испытывал нежные чувства.

Публицистическая судьба книги

«Через тернии к звездам». Этой фразой можно описать тот непростой путь, который проделал роман, чтобы оказаться в руках у его многочисленных читателей. Почему? Пастернаку отказали в публикации книги. Однако в 1957 году она была издана в Италии.  В Советском Союзе ее опубликовали только в 1988 году, когда автор уже не мог узнать об этом.

История романа «Доктор Живаго» в некотором смысле особая. В 1958-м году Борис Леонидович был номинирован на Нобелевскую премию, от которой отказался. Кроме того, на публикацию книги был наложен запрет, и это еще больше подогрело интерес к произведению.

Читатели ожидали от романа чего-то особенного. Но позже их постигло разочарование. Этого не скрывали даже близкие друзья Бориса Пастернака, среди которых были и довольно известные писатели А. И.

Солженицын и Анна Ахматова, которая бросила реплику, посеявшую между поэтами отчуждение.

Жанр романа «Доктор Живаго»

Определить однозначно жанр романа сложно. Произведение можно считать автобиографичным, так как в нем имели место быть основные вехи жизни писателя. Можно смело утверждать, что оказавшийся в водовороте происходящих событий и тонко ощущающий окружающий мир во всех его изменениях и вибрациях герой романа – это второе «я» Бориса Пастернака.

В то же время роман является и философским, так как вопросы бытия занимают в нём не последнее место.

Произведение интересно и с исторической точки зрения. Пастернак соотносит свой роман с правдивой картиной жизни. «Доктор Живаго» — Россия, показанная нам такою, какая она есть на самом деле. С этой точки зрения книга художника – традиционное реалистическое произведение, раскрывающее историческую эпоху через судьбы отдельных людей.

По своей же метафоричности, образности, символике и поэтике «Доктор Живаго» — роман в стихах и прозе.

Для большинства — это «любовный роман» с занимательным сюжетом.

Таким образом, перед нами многожанровый роман.

Композиция «Доктора Живаго»

Как только мы начинаем знакомство с книгой, то с первой же главы сознание ставит галочку напротив пункта «структурные элементы композиции». Один из них – тетрадь главного героя, ставшая гармоничным продолжением его прозаического начала. Стихи подтверждают трагедийность восприятия действительности автором и доктором Живаго, обнаруживают преодоление трагедии в творчестве.

Автор проводит параллели между персонажами, сравнивает их, просвечивая души, будто рентгеном, и замыкает их на Юрии Андреевиче.

Читайте также:  Сочинения по картинам василия сурикова

Важная композиционная черта романа – нагромождение случайных встреч, неожиданных поворотов судьбы, различных совпадений и стечений обстоятельств.

Важно

Героям романа зачастую кажется, что подобные жизненные виражи в принципе невозможны и невероятны, что это какой-нибудь сон, мираж, который исчезнет как только они откроют глаза. Но нет. Все реально. Примечательно, что без этого действие романа не могло бы развиваться вовсе.

«Поэтика совпадений» не зря заявляет о себе. Она обоснована художественным своеобразием произведения и мироощущением автора, стремящегося как можно точнее передать читателю свое видение той или иной ситуации.

Кроме того, в структуре романа действует принцип кинематографического монтажа, подбора независимых сцен — кадров. Фабула романа строится не на знакомстве героев и дальнейшем развитии их отношений, а на скрещении параллельных и независимо развивающихся судеб.

Темы романа Пастернака

Одной из главных тем романа можно считать тему взаимоотношения личности и истории, которые являются «равновеликими величинами». Различные проявления личности могут воплощаться в философии, поэтике и религии.

Тема пути – еще одна из ведущих в романе. Один сбивается с этого пути и уходит в сторону, а дугой обретает здесь духовное возмужание, обрекая себя на трудные раздумья в одиночестве. К кому из них относится Живаго? Ко второму. Бегство доктора из полузамерзшей голодной Москвы на Урал – шаг вынужденный.

Отправляясь в путь, Юрий не ощущает себя жертвой. Он чувствует, что найдет истину и откроет сокровенную правду о себе. Так и происходит.

Творческий дар, подлинная любовь и жизненная философия – вот что получает человек, который вырвался за рамки своего сознания, покинул «тихую гавань», не побоявшись отправиться в неизведанное.

Автор возвращает нас к ещё одной стороне реальности – к человеку, возвышая любовь как одно из самых прекрасных явлений жизни. Тема любви – еще одна тема романа. Он буквально пронизан любовью: к детям, к семье, друг к другу и к Родине.

Темы, заявленные в романе, нельзя разделить. Они похожи на искусное плетение, которое тут же разрушится, если убрать хотя бы одну ниточку. Природа, любовь, судьба и путь словно кружатся в изящном танце, который дает нам понимание гениальности этого романа.

Проблемы в романе

Одна из основных проблем в романе — судьба творческой личности в революции.

Стремление к правде повлекло за собой столкновение идеалов с реальностью. Творчество столкнулось с революционной действительностью и отчаянно защищалось. Люди были вынуждены отстаивать свое право на индивидуальность. Однако их стремление к творческой самобытности жестоко подавлялось и отбирало какую-либо надежду на освобождение.

Примечательно, что в тексте говорится о физической работе, как о настоящем творческом деле. Проблема красоты, философии женственности и даже «царственности» человека, занятого простым трудом, связана в первую очередь с образом Лары. В будничных хлопотах – у плиты или корыта — она поражает «дух захватывающей притягательностью».

С восхищением вглядывается Пастернак в «красивые здоровые лица» «людей из народа», всю жизнь трудившихся на земле. Писателю удалось показать национальный характер героев. Они не просто любят, думают, действуют – во всех поступках проявляется их глубокая национальная укоренённость.

Совет

Они даже разговаривают, «как разговаривают одни только русские люди в России».

С главными героями в произведении связана проблема любви. Эта любовь судьбоносная, предназначенная героям свыше, но сталкивающаяся с преградами в виде хаотичности и неустроенности окружающего мира.

Интеллигенция в романе «Доктор Живаго»

В душах русской интеллигенции того времени жила готовность к подвижничеству. Интеллигенция ожидала революцию, представляя ее достаточно отвлеченно, не осознавая, к каким последствиям она может привести.

Благодаря духовной жажде и стремлению постичь окружающий мир, Юрий Андреевич Живаго становится мыслителем и поэтом. В основе духовных идеалов героя лежит чудо: на протяжении всей своей жизни он так и не утратил способности воспринимать мир, жизнь человека и природу – как чудо! Всё – в жизни, и всё – жизнь, лишь она была, есть и будет.

В этой философии два момента обращают на себя внимание и объясняют причины трагического положения дел героя в современном ему обществе: неопределённое положение Юрия и неприятие «насильственности».

Убеждение, что «надо привлекать добром», не позволяло Живаго прибиться к какой-то из двух враждующих сторон, потому что в основе программ их деятельности лежало насилие.

Стрельников выведен в романе антиподом Живаго. Он является безжалостным, незаменимым резонером, готовым подтвердить своим весомым пролетарским словом любой, самый жестокий приговор. Его бесчеловечность представлялась чудом классовой сознательности, которая в итоге привела его к самоубийству.

Интеллигенция сыграла в формировании революционной действительности далеко не последнюю роль.

Стремление к новизне, переменам и к смене правящего слоя стерло с лица земли ту тоненькую прослойку настоящей интеллигенции, которую составляли ученые, творческие деятели, инженеры и врачи. На их смену стали приходить новые «особи».

Обратите внимание

Пастернак заметил, как в гнилостной атмосфере нэпа начал складываться новый привилегированный слой с претензией на интеллектуальную монополию и на преемственность по отношению к старой русской интеллигенции.

Вернувшись в Москву, Юрий Живаго зарабатывал на жизнь пилкой дров у состоятельных людей. Однажды он зашёл за расчётом. На столе лежали книжечки Юрия Андреевича. Желая походить на интеллектуала, хозяин дома зачитывался сочинениями Живаго, а самого автора не удостоил и взглядом.

Революция и христианские мотивы

«Зерно не даст всхода, если не умрёт», — Пастернак любил эту евангельскую мудрость. Оказываясь в самом тяжёлом положении, человек всё равно лелеет надежду на возрождение.

Автор стремился хранить верность евангельскому завету: «живите, как птицы небесные», то есть в любви и согласии, в мире и уважении.

По мнению многих исследователей, модель личности Б. Пастернака ориентирована на Христа. Юрий Живаго — не Христос, но «вековой прототип» отражен в его судьбе.

Для понимания романа необходимо разобраться в подходе автора к Евангелию и к революции. В Евангелии Борис Пастернак воспринял прежде всего любовь к ближнему, идею свободы личности и понимание жизни как жертвы. Именно с этими аксиомами оказалось несовместимо революционное мировоззрение, допускающее насилие.

В юности герою Пастернака революция казалась грозой, в ней чудилось «что-то евангельское» — по масштабности, по духовному наполнению. Стихийное революционное лето сменилось осенью распада. Кровавая солдатская революция пугает Юрия Живаго.

Вопреки этому преклонение перед идеей революции прорывается искренним восхищением первыми декретами советской власти. Но он трезво глядит на происходящее, всё более убеждаясь, что реальность расходится с провозглашёнными лозунгами.

Если вначале Живаго — врачу казалось оправданным хирургическое вмешательство ради исцеления общества, то, разочаровавшись, он видит, что из жизни исчезают любовь и сострадание, а стремление к истине подменяется заботами о пользе.

Герой мечется между двумя лагерями, отвергает насильственное подавление личности.  Конфликт развивается между христианской и новой моралью, основанной на насилии. Юрий оказывается «ни в тех, ни в сих». Его отталкивают борцы своим фанатизмом. Ему кажется, что вне борьбы они не знают, чем заняться. Война же поглощает всю их сущность, и в ней нет места творчеству и не нужна истина.

Природа в произведении «Доктор Живаго»

Человек – часть природы. Мир природы в романе одушевлён и овеществлён. Он не возвышается над человеком, а как бы существует параллельно с ним: печалится и радуется, возбуждает и успокаивает, предупреждает о грозящих переменах.

Трагическая сцена похорон матери Юры открывает произведение. Природа вместе с людьми скорбит по хорошему человеку. Ветер поёт заунывную песню в унисон с прощальным пением похоронной процессии. И, когда Юрий Андреевич уходит из жизни, одни цветы становятся заменой «недостающего пения». Земля забирает «ушедшего» в мир иной.

Пейзаж в романе – это и живописная картина, рождающая в душе человека чувства восхищения, наслаждения прекрасной природой. «Не налюбуешься!» — как можно жить и не замечать этой красоты?

Любимый образ – Солнце, которое «застенчиво» освещает местность, являясь особой достопримечательностью. Или, «садящееся за домами», оно бросает красные мазки на предметы (флаг, следы крови), словно предупреждая о грозящей опасности.

Важно

Другой обобщающий образ природы – спокойное высокое Небо, располагающее к серьёзным философским размышлениям, или, вспыхнув «розовым трепещущим огнём», сопереживающее событиям, происходящим в человеческом сообществе.

Пейзаж уже не изображается, а действует.

Человек оценивается через природу, сравнение с ней позволяет составить более точную характеристику образа. Так Лара, с точки зрения других персонажей, «берёзовая роща с чистою травою и облаками».

Пейзажные зарисовки волнуют. Белые кувшинки на пруду, жёлтая акация, благоухающие ландышей, розовые гиацинты – всё это на страницах романа источает неповторимый аромат, который проникает в душу и наполняет её животрепещущим огнём.

Значение символики

Борис Пастернак – писатель тонкой душевной организации, живущий в согласии с природой и чувствующий нюансы жизни, умеющий наслаждаться каждым прожитым днём и принимающий всё происходящее как данное свыше. Человек, открывающий его КНИГУ, погружается в мир, наполненный звуками, красками, символами.

Читатель будто перевоплощается в слушателя музыки, виртуозно исполняемой пианистом. Нет, это не торжественная музыка, звучащая в одной тональности. Мажор сменяется минором, атмосфера гармонии – атмосферой слома. Да, такова жизнь, и именно это её восприятие передаёт в романе художник.

Как ему это удаётся?

У Бориса Пастернака своя система символов. Огонь, Свет, Пламя, Свеча. Огонь даёт свет и тепло, без которых существование человечества просто невозможно. Люди стремятся к Свету, спешат к тёплому семейному очагу. Каждый человек несёт в себе частицу душевного Огня. Главное — его не погасить, а уметь поделиться с теми, кто в нём нуждается.

Свеча же – символ памяти, надежды, веры в добро. «Свеча горела на столе» — эти гениальные строки Бориса Леонидовича стали крылатыми, стали символом его творчества. Так, любовь к Ларе даёт доктору Живаго Свет, поддерживает его, горит, не угасая, как Свеча.

У Пастернака Горящая свеча – это и окно, «открывающееся» в другое существование человека.

Но на смену дню всегда приходит ночь, на смену теплу – холод. Холод, Ветер, Метель, Снегопад – неотъемлемая часть нашей жизни, важная составляющая, негативная сторона, с которой тоже надо научиться жить. Эти символы в романе Пастернака указывают на то, что окружающий человека мир может быть жестоким. Душевно необходимо готовить себя к этим трудностям.

Жизнь человека потому и прекрасна, что состоит не только из противоположностей, но и включает в себя множество самых разнообразных оттенков. Символом, олицетворяющим многообразие человеческих типов, является Лес, где в гармонии соседствуют самые разные представители животного и растительного мира.

Совет

Дорога, Путь – символы движения, стремления вперёд, символы познания неведомого, новых открытий. У каждого человека в жизни – своя Дорога, своя судьба. Важно, чтобы это не была дорога одиночества, которая непременно заводит в жизненный тупик. Важно, чтобы это был Путь, ведущий человека к Добру, Любви, Счастью.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-romana-pasternaka-doktor-zhivago/

Образ Юрия Живаго в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»

    Однажды Константин Симонов сказал: «Нельзя давать трибуну Пастернаку!» Мне всегда было интересно, в чем причина такой оценки творчества Б.Л. Пастернака. Что антисоветского можно найти в его версии революционного переворота?

    На мой взгляд, в романе Пастернака «Доктор Живаго» многое создано в духе большевистской пропаганды: «Стычки чуть ли не на каждом шагу, очагам восстания нет счета. По дороге к вам я два или три раза попал в переделку…», «Это надо видеть. Это история. Это бывает раз в жизни».

Но, скорее всего, совсем «не в духе времени» были другие строки из романа: «На долгий период постоянной пищей большинства стало пшено на воде и уха из селедочных головок… Питались немолотой рожью и пшеницей в зерне. Из них варили кашу». Должно быть, именно подобные фразы в романе не были угодны советской власти.

Но, тем не менее, это произведение Пастернака все же нашло своего читателя, пусть даже и спустя многие годы.

    Главным героем романа является Юрий Живаго, яркий представитель русской интеллигенции. Я думаю, писателю мастерски удалось показать всю противоречивость характера Юрия Андреевича. Перед нами человек колеблющийся, не знающий, на чью сторону встать, чью правду выбрать.

    Достаточно вспомнить, что Живаго старался не стрелять в белых, потому как «лица половины казались ему привычными, виденными, знакомыми».

Или вспомним случай, когда главный герой ранит Сережу Ранцевича, а затем спасает ему жизнь: «Когда Ранцевич вполне оправился, они отпустили его, хотя он не таил от своих избавителей, что вернется в ряды колчаковских войск и будет продолжать борьбу с красными».

Обратите внимание

    Но сложность взглядов героя, его двойственность еще сильнее проявляется тогда, когда Юрий Андреевич слышит о том, что заговорщики хотят убить командира красных партизан. Живаго не может смириться с этим и спешит предупредить Микулицына.

    Как и многие представители интеллигенции, герой не может решить для себя, что для него является самым главным.

Во всем облике Живаго просматривается какая- то неопределенность не только в политических и общественных воззрениях, но и, на мой взгляд, в любви. В романе у героя несколько женщин.

Невольно вспоминаются «Стихотворения Юрия Живаго» — композиционная часть романа. В него входит и произведение «Объяснения»:

    А я пред чудом женских рук,

    Спины, и плеч, и шеи
    И так с привязанностью слуг
    Весь век благоговею.
    Но как ни сковывает ночь
    Меня кольцом тоскливым,
    Сильней на свете тяга прочь
    И манит страсть к разрывам.

    Любовь в романе, как и люди, не может быть равнодушна к событиям, происходящим в стране.

Естественно, что очень сложно любить, когда вокруг страдания, боль, потери близких людей: «И почему рушатся семьи, в том числе, твоя и моя? Ах, как будто дело в людях, в сходстве и несходстве характеров, в любви и нелюбви.

Читайте также:  Сочинение что значит словосочетание недостижимый идеал? итоговое

Все производное, налаженное, все относящееся к обиходу, человеческому гнезду и порядку, все это пошло прахом вместе с переворотом всего общества и его переустройства. Все бытовое опрокинуто и разрушено…»

    На мой взгляд, данные слова стали символом целого поколения, судьба которого была сломана социальным переворотом в 1917 году. Доктор Живаго прекрасно понимает это, но он не в силах ничего изменить.

Важно

Герою остается только одно: уходить, бежать от этой действительности. Не принимать ни одну из сторон. Выход Живаго видит в этом, но внутреннего удовлетворения он, как и тысячи других, не может получить.

    Я думаю, Юрий Живаго – образ весьма символичный. Он вобрал в себя все основные качества русской интеллигенции того времени. Этот человек до конца своих дней не смог оправдать насилие, причиненное большевиками русскому народу, боль и страдание.

Он считал, что все это не может служить ценой даже того прекрасного будущего, которое обещали красные. Для Юрия Живаго только человек был той ценностью, которой невозможно пренебрегать. Несмотря на все ужасы действительности, герой все же остается чист душой.

Лучше всего это можно увидеть в стихах героя, которые проникнуты счастьем и умиротворенным спокойствием.

    Таким образом, можно говорить о том, что счастье нельзя навязать насильно. Счастье каждый ищет сам. Отсюда – невозможность всеобщего счастья в постреволюционной стране, где у каждого есть своя правда.

Источник: http://reshebnik5-11.ru/sochineniya/pasternak-b-l/doktor-zhivago/5628-obraz-yuriya-zhivago-v-romane-b-l-pasternaka-doktor-zhivago

Характеристика образа главного героя романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» Юрия Живаго

Сочинения › Пастернак Б.Л. › Доктор Живаго

Готовые Домашние Задания

Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» называют автобиографией, в которой удивительным образом отсутствуют внешние факты, совпадающие с реальной жизнью автора.

Центральный образ романа – доктор Юрий Андреевич Живаго.

Иногда, в свете требований, предъявляемых к романам, он кажется бледным, невыразительным, а его стихотворения, приложенные к произведению, — неоправданным довеском, как бы не по делу и искусственным.

И, тем не менее, автор пишет о самом себе, но пишет как о постороннем. Он придумывает себе судьбу, в которой можно было бы наиболее полно раскрыть перед читателем свою внутреннюю жизнь.

Реальная биография Пастернака не давала ему возможности высказать до конца всю тяжесть своего положения между двумя лагерями в революции, что так замечательно показано им в сцене сражения между партизанами и белыми.

Совет

И ведь все-таки он, то есть герой произведения, доктор Живаго, — лицо юридически нейтральное, тем не менее вовлеченное в сражение на стороне красных.

Он ранит и даже, кажется ему, убивает одного из юнцов гимназистов, а затем находит и у этого юнца и у убитого партизана один и тот же псалом, зашитый в ладанках, — 90-й, по представлениям того времени оберегавший от гибели.

Роман написан не только о Живаго, однако он написан ради Живаго, чтобы показать драму такого современника революционной эпохи, который революции не принял.

Юрий Андреевич, отпрыск богатой буржуазной семьи, москвич. Он получил медицинское образование в Московском университете, побывал, как врач, на фронте первой мировой войны.

В революционные годы герой находился в плену у сибирских партизан, потерял связь с семьей, высланной за границу, но все же сумел спустя некоторое время вернуться в Москву.

Там он вел неопределенный образ жизни, кормясь то врачеванием, то литературой, поскольку писал с юных лет, и умер скоропостижно от сердечного приступа. После Живаго осталась лишь тетрадь стихов.

Главный герой романа недаром носит фамилию Живаго (хотя фамилия распространенная) — воплощением «духа Живаго» в жизни и творчестве является этот человек, тончайшими нитями связанный с миром природы, истории, христианства, искусства, русской культуры.

Юрий Андреевич Живаго — интеллигент. Он интеллигент и по духовной жизни своей (поэт, как говорится, от Бога), и по профессии своей милосердной, человеколюбивой. И по неисчерпаемой душевности, домашности внутреннего тепла, и по неприкаянности, по стремлению к независимости — интеллигент.

Обратите внимание

Юрий Андреевич Живаго – это лирический герой Пастернака, который и в прозе остается лириком. Доктор Живаго – поэт, как и сам Пастернак, его стихи приложены к произведению. Это неслучайно. Стихи Живаго – это стихи Пастернака. И эти произведения написаны от одного лица – у стихов один автор и один общий лирический герой.

Примечательно, что между поэтической образностью языка автора и поэтической образностью речей и мыслей главного героя также нет различий. Автор и герой – это один и тот же человек, с одними и теми же думами, с тем же ходом рассуждений и отношением к миру. Живаго – выразитель сокровенного Пастернака.

Образ Живаго – воплощение самого Бориса Леонидовича – становится чем-то большим, чем сам Борис Леонидович. Он развивает самого себя, творит из Юрия Андреевича Живаго представителя русской интеллигенции, не без колебаний и не без духовных потерь принявшего революцию.

Живаго-Пастернак приемлет мир, каким бы он ни был жестоким в данный момент.

Живаго – это личность, как бы созданная для того, чтобы воспринимать эпоху, нисколько в нее не вмешиваясь. В романе главная действующая сила – стихия революции.

Сам же главный герой никак не влияет и не пытается влиять на нее, не вмешивается в ход событий.

Он служит тем, к кому попадает, — однажды, в бою с белыми, он даже берет винтовку и против собственной воли стреляет в атакующих, восхищающих его своею безрассудной храбростью юношей.

Тоня, любящая Юрия Андреевича, угадывает в нем – лучше, чем кто-либо иной – это отсутствие воли. Но Живаго безволен далеко не во всех смыслах, а только в одном – в своем ощущении громадности совершающихся помимо его воли событий, в которых его носит и метет по всей земле.

Образ Юрия Живаго, которого как бы пронизывает собой вся окружающая природа, который реагирует на все глубоко и благодарно, чрезвычайно важен, ибо через него, через его отношения к окружающему, передается отношение к действительности самого автора.

Важно

В романе мы можем увидеть и что такое Россия для Живаго. Это весь окружающий его мир. Россия тоже создана из противоречий, полна двойственности. Живаго воспринимает ее с любовью, которая вызывает в нем высшее страдание.

Роман пронизывает и организует скрещение и противоборство двух мотивов. В конце сюжета, казалось бы, торжествует смерть. Однако идея бессмертия природы и истории все-таки побеждает. И в тексте тоже. Недаром роман завершают строки о воскресении, возрождении к истинной жизни:

Я в гроб сойду и в третий день восстану,

И, как сплавляют по реке плоты,

Ко Мне на суд, как баржи каравана,

Столетья поплывут из темноты.

Сочинения по теме:

  • Жизнь интеллигенции в революционную эпоху в в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» сочинение
  • Каким рисует Б. Пастернак образ Лары в романе «Доктор Живаго»? сочинение
  • Охарактеризуйте образ главного героя романа Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» сочинение
  • В чем характерные особенности любви Юрия Живаго к Ларе? сочинение

Источник: http://1soch.ru/pasternak-bl/doktor-jivago/harakteristika-obraza-glavnogo-geroya-romana-b-pasternaka

Женские образы в романе Пастернака «Доктор Живаго»

Любовь всегда сопровождает героев известного писателя Бориса Пастернака.

Поэтому основной темой произведения «Доктор Живаго» стала тема любви, удивительные истории, о которых поведал автор на страницах своего романа.

Все эти удивительные и разные любовные истории происходили с главным героем. В своем романе Пастернак создал различные типы героинь, но основной персонаж только один — Юрий Андреевич Живаго.

Поэтому все любовные истории с разными женщинами сплетаются воедино вокруг него. Известно, что Пастернак вначале задумывал назвать свое произведение иначе. В первой редакции роман назван «Мальчики и девочки».

Причина этого в том, что действие романа начинается с главных героев, представленных женскими образами: Надя, Тоня. А вот другую, вторую часть произведения автор назвал «Девочка из другого круга», в которой и появляется образ совершенно новой героини – Ларисы Гишар.

В конце всего действия, когда роман медленно подходит к заключению, появляется еще один женский образ – Марина Живаго, жена главного героя.

Первой женой Юрия стала Тоня Громенко. Они вместе росли, дружили с раннего детства. Однажды Живаго смог разглядеть в друге девушку, которая оказалась каким-то сложным, непонятным, необъяснимым для него существом.

Юра влюбился, думал, что именно Тоня, такая близкая с детства, родная и хорошо знакомая, предназначена судьбой. Но не только это подтолкнуло молодых людей к браку. Умирающая мать девушки благословила их.

Анна Павловна вселила в них мысль, что они созданы друг для друга, поэтому им нельзя расставаться. Слова женщины, уходившей в другой мир, заставили посмотреть приятелей с детства совсем по-другому друг на друга. И вот тут совсем неожиданно возникло какое-то новое чувство – влюбленность.

Оба испытывали это в первый раз, и это тоже связывало их, соединяло. Но Юрий не эмоционально воспринимал свою жену, он любил ее за те чувства, запахи, которые она была наполнена.

Совет

Да, безусловно, он был ей благодарен за то, что она была не только всегда искренне с ним, была тиха, спокойна и чиста, но и оказалась надежной опорой в его жизни. Но к этому прекрасному чувство примешивалось у самого Юрия еще и другое – чувство вины за то, что он любил другую женщину.

Другой женщиной, которую полюбил герой, оказалась Лара Гишар. Воспитанной в скромной и небогатой обстановке, она была чистейшим существом. В жизни ей пришлось совсем нелегко.

Так как она вынуждена была терпеть ласки богача Комаровского, который был груб и нагл. К тому же, она ухаживала за больной и страдающей матерью, а чтобы выжить, давала частные уроки.

Живаго и Лариса встречаются иногда, совершенно случайно, вскользь, практически не замечая друг друга.

Проходит время и жизнь сводит вместе героев на званом ужине.

Символом новой любви становится свеча, горящая каждый вечер в комнате Лары, а Живаго, которому нужно было спастись и укрыться в этой маленькой комнатушке, однажды ее видит и идет на нее. Любовь к Ларе духовна, она спасительна.

Первая близкая встреча и знакомство было интересно, и вызвало у Живаго настоящий шок. Молодая девушка прямо на балу стреляет в надоевшего ей и ненавистного Комаровского.

Но эта любовь должна пройти много испытаний, которые подготовила им судьба. Прежде всего, это страшные и суровые события в стране: гражданская война, перевороты, революция, забастовки.

Да, и их личная жизнь сложна и трудна. Так, Юрий женат, у него есть дети, и он не желает причинить им боль и страдания. Лара также замужем.

Обратите внимание

Видно, что их соединение обязательно произойдет, так как они тянутся друг к другу.

Каждый раз Лариса предстает перед Живаго по-разному. Она словно похожа на лебедя, а иногда автор сравнивает ее с рябиной.

Такой авторский прием используется, чтобы показать, как необходимы эти люди друг другу, что девушка — это воплощение природы и совершенства. А для Юрия Андреевича Лариса Федоровна — это идеал женственности и красоты.

Трагедию переживает и сама героиня: она надломлена и ее рано и преступно сделали женщиной.

Лариса думает не только о Живаго. Ожидая скорый арест, она старается позаботиться о дочери. И перед читателем открывается ее новый образ: любящая женщина превращается в прекрасную мать. Она выбирает побег с нелюбимым человеком, спасая дочь.

Вернувшись, Лара узнает, что Живаго умер, и она некогда не смогла простить себе этого поступка. Трагично оканчивается ее жизнь: однажды женщина ушла из дома и больше сюда не вернулась, и ее никто не видел.

Можно предположить, что ее арестовали прямо на улице, а умерла она в одном из северных женских концлагерей.

Но в жизни героя была еще одна, третья, женщина. Очередная жена Марина. Покорная и молчаливая, полностью подчинялась Юрию Андреевичу, принимала мужа со всеми странностями, причудами и капризами. Он опускался все ниже, но Марина все терпела и принимала.

Важно

И, может быть, в этом состоит ее подвиг, как жены, как любящей женщины. В своем романе Борис Леонидович Пастернак показал три женщины, образы которых он создал совершенно разными. Но их объединяет одно – Юрий Андреевич Живаго.

Они смогли ему подарить самое большое – свою любовь.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/09/zhenskie-obrazy-v-romane-pasternaka-doktor-zhivago.html

Образы леса и сада в поэтике романа Б. Пастернака «Доктор Живаго» – часть 2

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения. Библиография содержит 315 наименований.

Основное содержание работы.

Во Введении ставится проблема исследования, представляется история изучения вопроса, определяются актуальность и новизна, указываются цели и задачи, дается обоснование структуры диссертации.

Первая глава «Роман “Доктор Живаго” в контексте литературной биографии и творчества Б. Л. Пастернака» представляет собой попытку взглянуть на индивидуальность Б.

Пастернака не только в плане характерных для его времени стремлений к новизне, но и в плане изучения родства, глубокой укорененности в его творчестве основных литературных традиций.

Пастернака не раз называли прямым продолжателем традиций русской классической прозы и поэзии, которые, как и европейская классика, создавались на античной греко-римской жанрово-стилистической основе, переосмысляя ее в соответствии с национальной историей, религией и устно-поэтической культурой.

Читайте также:  История создания пьесы снегурочка островского

1 часть «Эволюция творчества Б. Пастернака» посвящена истории становления личности поэта, его мировоззрения и философии.

Получив классическое образование, пройдя через серьезные увлечения живописью, музыкой и философией, Пастернак начал искать себя в поэзии. Начало его поэтического творчества приходится на Серебряный век. Пастернак был знаком со многими «старшими» поэтами (В. Брюсовым, А. Белым, В.

Ходасевичем, Вяч. Ивановым), но особое влияние на его творчество оказал А. Блок. Однако сначала юный поэт примкнул к футуристическому объединению «Центрифуга».

При этом Пастернак не разделял футуристический пафос отказа от предшествующей классической культуры, ему не были близки грубость и эпатаж, с которыми действовали футуристы. Но, настроенный вместе с ними на новое, оригинальное слово в поэзии, он уберег себя от эпигонства.

Своими основными темами он делает любовь и природу. Пастернак не отказывается от культуры, он только умеряет чрезмерную сгущенность литературных реминисценций.

2 часть «Пастернак и христианство» рассматривает становление религиозной философии Пастернака, которая в первую очередь ориентирована на православие.

Б. Пастернак считается христианским писателем. Путь его к христианству, к православию был нелегок, ведь родился он в еврейской семье, следующей ветхозаветным заповедям. Всю жизнь писатель пытался обрести себя в вере. Роман «Доктор Живаго» отразил его религиозные искания.

В одном из писем по поводу романа Пастернак признавался: «Атмосфера вещи – мое христианство…»[3].

На религиозное мышление писателя оказали влияние не только ветхозаветная традиция, родная для писателя по происхождению и семейному воспитанию, но и русские народные православные представления (Пастернак был крещен в православную веру своей нянькой, женщиной из народа, которая дала ему первое толкование Евангелия и приобщила к церкви); впоследствии он познакомился с христианскими взглядами многих русских писателей и философов (особо сильное влияние оказали идеи Льва Толстого). Христианство – тема, захватывающая Пастернака на протяжении всей его жизни. Поэт был хорошо знаком с богослужебными текстами, хотя не посещал службы в храме. Хочется подчеркнуть, что христианство Пастернака ориентировано прежде всего на православие. Таким образом, в своем христианстве Пастернак соединил народные (мифологические), ветхо – и новозаветные представления, которые тесно сплелись и составили его оригинальную философско-религиозную концепцию отношения к миру.

3 часть «Пастернак и античность» прослеживает влияние античной традиции на творчество поэта.

Совет

Среди стихов и прозы Пастернака нет произведений на античные темы, однако античные образы и мотивы в той или иной степени присутствуют во многих из них («Елене», «Лето», «Высокая болезнь»).

Среди ранней прозы выделяется повесть «Апеллесова черта», сюжет которой позаимствован из античной истории.

Античные мифологические сюжеты и герои встречаются и в повестях «Охранная грамота» и «Люди и положения».

Роман «Доктор Живаго» занимает в творчестве Пастернака особое место, представляя собой наиболее полное воплощение жизненной и художественной философии автора. Несмотря на то, что роман отличается христианской направленностью, это не исключает использование в нем античных тем и образов, которые не отрицают, а дополняют и раскрывают христианскую позицию автора.

Наиболее часто в романе Пастернак прибегает к образам античности при обращении к теме истории и роли человека в ней. При этом противопоставление христианства и античности для Пастернака – это прежде всего противопоставление христианства и Древнего Рима.

Вторая глава «Традиция и новаторство в интерпретации образа леса в романе “Доктор Живаго”» включает в себя 7 частей.

1 часть «Образ леса в мировой культуре» имеет вводный характер, обнаруживая основные значения образа леса в разветвленной европейской традиции. Лес – один из древнейших мифологических образов в мировой литературе.

Отношение к лесу в различных мифопоэтических традициях двупланово: с одной стороны, лес понимается как священная роща, как храм природы, но с другой стороны – как враждебная человеку стихия.

В славянской мифологии лесу отводилось значительное место. В силу безграничности пространства, а потому непознаваемости наиболее враждебным человеку казался лес. В мифологическом сознании славян лес населялся различного рода божествами и духами.

В русском фольклоре лес предстает в качестве темной, зловещей силы, опасной для человека. Основная функция леса в сказке – пейзаж-препятствие.

Обратите внимание

С возникновением христианства образ леса приобрел новые смысловые оттенки, сохранив в себе многие языческие представления. Значение леса как священного места сохраняется, но вместо языческих обрядов здесь начинают проводиться христианские.

В ветхозаветной традиции лес играет сложную и отнюдь не однозначную роль. Во-первых, очень часто в Ветхом Завете лес является образом многочисленного народа. Во-вторых, лес также может выступать как защитник избранников Божиих.

Таким образом, в семантике образа леса тесно переплелись языческая и христианская традиции, этот образ обладает несколькими, зачастую противоречащими друг другу, функциями.

2 часть «Образ леса в романе “Доктор Живаго”» представляет собой анализ использования образа леса в произведении, выявляются традиции, на которые опирался Пастернак в изображении леса, и обнаруживается то новое, что он привнес в решение этого образа.

Впервые подробное описание образа леса встречается в третьей главе. Юра потерял отца и мать, он – сирота, и чтобы восполнить свое сиротство, свое одиночество, он обращается через ангела-хранителя к Богу, инстинктивно чувствуя в нем своего защитника и духовного наставника – Отца небесного.

Это первое общение Живаго с Богом в романе, и это общение происходит в лесу. В отрывке нет конкретного и развернутого описания леса, Пастернак характеризует его лишь двумя эпитетами: он чистый и редкий.

Но подробнее узнать о лесе можно, сопоставив его с ольшаником: контраст между «ухоженным» лесом и ольшаником, находящимся в запустении, оставляет сильное впечатление в душе ребенка, и на подсознательном уровне он отождествляет Бога с хозяином, «садовником» леса, а сам лес уподобляет Божьему саду. Этот детский первообраз будет все время присутствовать в душе Юрия Живаго.

Прослеживая динамику развития образа леса в сознании Юрия Живаго, можно увидеть, что еще в детстве лес превращается для него в библейски многозначную метафору мира.

Чтобы не остаться одному в этом «дремучем лесу жизни», маленький Юра в «полузвериной» (=языческой, мифологической) своей вере придумал Бога-лесника, царящего над миром.

Детские впечатления сильно повлияли в дальнейшем на все мировоззрение доктора.

Природа близка Богу, и человек, приближаясь к природе, приближается к Богу. Именно в лесу Юрий Живаго находит душевный покой и отдохновение. Чистый, светлый лес подобен храму, в котором очищаются помыслы, пробуждаются самые искренние чувства, воскресают позабытые детские ощущения.

Важно

Лес является врачевателем не только душевным, но и телесным. Наиболее ярко это видно в описании переезда семьи Живаго на Урал. Доктор покидает Москву, еще не окрепнув после тифа, но по мере того, как поезд, в котором он едет, подъезжает к лесу, покрывающему Уральские горы, его состояние все более улучшается, причем выздоровление Живаго совпадает с наступлением весны.

Образ леса тесно связан с мотивом уединения. В этом тоже наблюдается обращение к христианской традиции отшельничества. Живаго хочет слиться с миром природы, принять на себя его правила и порядки.

Его пребывание в лесу, в Варыкино можно сравнить с жизнью монахов-отшельников в пустыни.

Лесное уединение помогает доктору определиться в своих духовных исканиях, и лес становится для него объяснением мироздания.

3 часть «Растительное царство как символическое воплощение темы истории» посвящена теме, к которой Пастернак постоянно обращался в своем творчестве, к теме истории. Именно растительный мир становится символическим воплощением этой темы.

В раннем творчестве поэта природа обособлена от человека, ее можно лишь созерцать без всякого внутреннего вмешательства. Поздний Пастернак приходит к выводу, что «человек живет не в природе, а в истории».

История должна ориентироваться на природу, «так как история это вторая Вселенная, тоже побеждающая смерть, как и природа, единство их несомненно. Но Пастернак настойчиво ставит природу (в этом единстве) на первое место»[4].

По мнению К. Г. Исупова, в романе представлены две концепции истории: для Веденяпина это вселенная, создаваемая человеком, а «для Живаго и автора романа актуальным оказывается онтология исторического творчества, осмысленная в образе Истории=Леса»[5].

Природа становится образцом для истории только благодаря христианству, и это показывает эволюция творческого пути Пастернака: «от природы к истории, от доисторического и даже дочеловеческого мира – через неизбежный период язычества (“языческие алтари на пире плодородья”) – в сторону христианства»[6].

Библейские, евангельские события становятся своего рода кодами, вскрывающими ход и смысл человеческой истории.

4 часть «Женская тема в решении образа леса» рассматривает женское начало в образе леса, так как лес в сознании Юрия Живаго ассоциируется прежде всего с матерью и любимой женщиной, Ларой.

Совет

В этом можно найти мифологические корни, когда сближались дерево и женщина, и это связано в первую очередь с их способностью к плодоношению. Лес в представлении Живаго – это храм природы, а природа – мать всего живого на земле. И поэтому неслучайно в лесу маленький Юра слышит голос умершей мамы.

Много лет спустя, находясь в плену у партизан, Юрий Андреевич приметил в лесу рябину, которая напоминает ему любимую женщину – Лару.

Оппозиционным плодоносной рябине в этом контексте становится образ бесплодной смоковницы, евангельский сюжет о которой Пастернак использовал в стихотворении «Чудо». Возрождение возможно через любовь, любовь к ближнему, к себе, ко всему миру. С любовью же связан мотив плодоношения: смоковница бесплодна еще и потому, что в ней нет этой живой, движущей силы любви.

5 часть «Звуковой пейзаж» рассматривает явление звукового пейзажа, который в романе тесно связан с образом леса. Лес в романе обитаем, и одним из самых ярких его обитателей является соловей, оглашающий «лесные пределы» «славословьем грохочущим».

Описывая пение соловья, Пастернак создает яркий звуковой пейзаж. Мы не видим соловья, но слышим его пение, которое помогает создать образ этой птахи. Соловей – певчий в огромном храме природы, и эта маленькая птичка тоже является участником событий.

Образ соловья у Пастернака имеет как христианское, так и языческое содержание. С одной стороны он предстает как набат, колокол, тревожно звучащий в лесном храме, напоминая о Пасхе, воскресении души. Одновременно поэт актуализирует фольклорный образ Соловья-разбойника.

Звучание природы зачастую остается не услышанным грубым человеческим ухом, привыкшим к грохоту войны и шуму городов. Но лес является своего рода фильтром, не допускающим вмешательства человеческой суеты в природу.

6 часть «Лес и человек» раскрывает отношения человека к лесу, а, значит, и к природе. Природа далека от насилия, чего нельзя сказать о человеке. Участвуя в гражданских войнах, люди не только убивают друг друга, но и обезображивают окружающий их мир.

В романных описаниях войны нередко присутствует «расстрелянный» лес. В партизанских главах романа все действие проходит в лесу, в тайге.

Именно при помощи образа леса Пастернак глазами Юрия Живаго показывает свое отношение к партизанам: они все более и более становятся похожими на дикарей, полностью зависящих от леса и в то же время страшащихся его.

Обратите внимание

В отличие от первобытных людей у партизан нет уважения к лесу, они уже привыкли ощущать себя сильнее природы, и поэтому их «дикость» в первую очередь духовная, и ярким воплощением этой дикости становится Памфил Палых.

Контрастное звучание образ леса получает по отношению к образу поля. По своей природе поле открытое и просторное, а потому и беззащитное. Лес же неприступен, и поэтому злу труднее проникнуть в него, и потому в лесу живет Бог.

В конце романа Живаго идет в большой город через заброшенные поля, и образ леса-храма в очередной раз отпечатывается в его душе своей гармонией, единством и полной подчиненностью Богу, и доктор хочет жить по законам этого леса-храма и в городе.

В 7 части «Образ леса в стихах Юрия Живаго» дается анализ использования образа леса в стихотворной части романа, так как именно в стихах воплотились все творческие и духовные искания Юрия Живаго. Использование образа леса в стихах навеяно прежде всего фольклорной традицией.

В стихотворениях «Белая ночь», «Весенняя распутица», «Осень» и «Сказка» образ леса наполнен волшебным, сказочным звучанием.

Однако христианское решение этого образа становится кольцевым в живаговском цикле, так как в стихотворении «На Страстной», где впервые появляется образ леса, и в стихотворении «Август», где он встречается в последний раз, образ получает христианскую, новозаветную трактовку.

Образ леса в романе соединяет в себе мифологические, ветхозаветные и новозаветные черты, таким образом воплощая идею Преображения. И именно в этом значении лес в последний раз появляется в произведении.

Третья глава «Традиции и новаторство в использовании образа сада в романе “Доктор Живаго”» построена по тому же принципу, что и 2 глава.

В 1 части «Образ сада в мировой культуре» дается историографическая справка о роли образа сада.

Важно

Разведение садов прочно входило в мировую культуру (как античную, так и христианскую): они служили не только для бытовых, но и для эстетических, а также религиозных целей (языческие священные рощи, обожествление деревьев в верованиях простонародья).

Сад является частью природы, возделанной человеком и приукрашенной им. Возникновение садоводства связано с развитием земледелия, и с этого времени прослеживается противопоставление леса и сада, отразившееся в мифологии.

Именно образы сада обозначают основные вехи библейской истории: это Эдемский сад в Ветхом Завете и Гефсиманский сад – в Новом. «История человечества началась в саду. Иисус пережил свою агонию в саду. Его… похоронили в саду. Рай будет садом»[7].

Источник: https://pandia.ru/448522/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector