Сочинение анализ рассказа золотой петух куприна

Рассказ А. И. Куприна «Золотой петух». Тема, особенности создания образа

Конспект урока литературы в 5 классе.

Составила: Климова Александра Владимировна.

Тема: Рассказ А.И.Куприна «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

УМК: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока: художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом.

Цели:

– выявление художественной идеи рассказа, роли художественно-изобразительных средств в рассказе;

– формирование навыков выразительного чтения, пересказа,лексической работы, работы с учебником;

– воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе анализа рассказа.

Виды деятельности:

– выразительное чтение;

– лексическая работа;

– работа с учебником;

– создание иллюстраций к прочитанному;

– беседа.

I. Орг. момент.

II. Работа над рассказом А.И.Куприна «Золотой петух»

1. Слово учителя.

– В конце 1919 года Куприн вынужден был покинуть родину. В середине 1920 г. писатель поселился во Франции. Начался долгий, восемнадцатилетний период его жизни на чужбине.

В произведениях, написанных за рубежом, А.И.Куприн уделяет много внимания природе. Восхищаясь французским пейзажем, писатель вспоминает черты родной русской природы.

Для всех произведений Куприна этого периода характерна одна особенность: писатель с любовью отмечает черты уходящего, бесконечно милого его сердцу и явно идеализируемого им прошлого.

В 1923 г. появились его новые произведения «Судьба» и «Золотой Петух».

Прошлое России, воспоминания о русских людях, нравах и обычаях, природа и легенды, повествующие о человеческой красоте и благородстве, – вот чему отдает Куприн все силы своего таланта.

Обратите внимание

Примечателен небольшой рассказ-поэма «Золотой Петух». В нем писатель славит природу, солнце и пение петухов-солнцепоклонников с такой радостью, что буквально поражаешься его неисчерпаемой влюбленности в жизнь.

2.Работа с учебником. Чтение истории создания рассказа «Золотой Петух».

Беседа по вопросам:

– Каким настроением проникнут рассказ А.И.Куприна «Золотой петух» ?

– Какие эпизоды рассказа вам показались наиболее яркими?

(обсуждение в группах.)

– Где происходят события, описанные в рассказе?

(отвечают 1-2 ученика)

3. Слово учителя.

– В главе «Пригород» книги воспоминаний дочери писателя «Куприн – мой отец» рассказывается об этом периоде его жизни.

«С самого приезда в Париж отец мечтал купить домик подальше от шумного города. Тишина и природа были ему необходимы. Отцу очень хотелось восстановить гатчинский образ жизни – покопаться в земле.

Дачу сняли в Севр-Виль д ’Авре. Как и Гатчина, она была недалеко от железной дороги и в получасе езды от города. Но на этом сходство с Гатчиной кончалось.

Каменный двухэтажный домик с узким покатым садом. Весной он выглядел привлекательно: цвели сирень и пышные рододендроны, южная сторона дома была обвита чайными ползучими розами.

Внутри дача была меблирована в буржуазном французском вкусе, со множеством статуэток, галантных литографий, золоченых амуров и стеклянных колпаков, под которыми хранились свадебный венец хозяев дома и восковые букеты.

Чужая обстановка, чужая земля и чужие растения на ней стали вызывать у отца горькую тоску по далекой России.

Ничто ему не было мило. Даже запахи земли и цветов. Он говорил, что сирень пахнет керосином. Очень скоро он перестал копаться в клумбах и грядках».

4. Работа с текстом рассказа.

– Найдите в рассказе строчки, в которых проявляются чувства писателя, живущего вдали от родины.

5. Выразительное чтение фрагмента рассказа.

Выразительное чтение фрагмента рассказа от слов «Я знаю силу и пронзительность петушиного крика…» до слов «… победоносный крик петуха».

6. Слово учителя.

– В этом эпизоде нашли отражение воспоминания А.И.Куприна о полете на воздушном шаре вместе с И.Уточкиным, спортсменом и одним из русских воздухоплавателей и летчиков, редактором «Одесских новостей» И.М.

Хейфецем и корреспондентом газеты «Русское слово» И.А.Гореликом. В полуторачасовом полете над Одессой они достигли высоты 1250 метров и приземлились за чертой города.

Впечатления о полете были рассказаны писателем в очерке «Над землей».

7. Выразительное чтение фрагмента рассказа.

Важно

Выразительное чтение фрагмента рассказа от слов «Я тогда проснулся еще до рассвета…» до слов «… от которых, казалось, дрожала каждая частица воздуха».

8. Анализ прочитанного фрагмента текста.

– Какое слово, прозвучавшее в данном эпизоде, передает впечатление, испытанное рассказчиком при виде картины пробуждающейся природы?

– Как передано ощущение чуда в отрывке?

Чудесна и одухотворенна природа вокруг. Эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры создают картину, наполненную жизнью.

– Выпишите эпитеты, олицетворения и метафоры из данного отрывка.

– С чем сравнивает рассказчик пение петухов?

– Выразительное чтение от слов «И теперь, в этот стыдливый час…» до слов «… сияющим взглядом его лучезарных глаз».

– Как передано в рассказе особое звучание петушиного пения? Какие музыкальные термины звучат в тексте?

9. Лексическая работа.

– Определите значения слов: пианиссимо, фуга, когорта, легион.

Триумфатор-цезарь. Триумф в Риме – торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь главнокомандующий. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряженной четырьмя конями.

Совет

Сзади шли музыканты. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял раб, державший над его головой золотой венок. Далее двигались его помощники; солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Триумфаторы имели право в праздники носить триумфальное одеяние.

– Каков смысл сравнения петуха с римским триумфатором?

– Петух – птица Славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет. Два бьющихся петуха означают битву жизни.

– Прочитайте выразительно фрагмент рассказа, передающий символическое значение образа петуха, от слов «Я слушал эту чудесную музыку с волнением…» до слов « … в священном нетерпении своего огнеликого бога».

Какими цветами в рассказе окрашен восход солнца?

– Выразительное чтение фрагмента от слов «Вот уже золотой огонь…» до слов «… из пепла, дыма и раскаленных углей».

Сообщение учащегося о фениксе.

Лексическая работа.

– Объясните значение слова самозабвенный.

Беседа.

– Какое настроение звучит в отрывке? Какой смысл приобретает фраза: «И теперь я уже не понимаю – звенят ли золотыми трубами солнечные лучи, или петушиный гимн сияет солнечными лучами?»?

– Выразительное чтение от слов «Целый день я находился под впечатлением этой очаровательной и могущественной музыки…» до конца рассказа.

– Почему рассказчик называет лоншанского петуха на «вы», а себя «слабым, жалким человеком, не более»?

Человеку свойственно ощущать свое несовершенство перед лицом идеально прекрасной природы, исполненной величия и гармонии.

Обращение к учебнику. Чтение статьи «В мире художественного слова А.И.Куприна».

– Выпишите из текста статьи фразы, передающие особенности языка А.И.Куприна. Какие из них вы отметили в рассказе «Золотой Петух»?

Для рассказа А.И.Куприна характерны емкие, точно нацеленные эпитеты, не описание, а показ того, чем хочет поделиться рассказчик, строгий отбор слов, простота, предметность, пластичность изображения в сочетании с широкой доступностью стиля.

III. Итоги урока. Рефлексия.

– Какова авторская позиция в рассказе? В каких эпизодах она звучит особенно отчетливо?

В воспоминаниях рассказчика о далеком прошлом слышен голос автора, скорбящего в разлуке с родиной, в восторженном описании красоты природы и приветственной песни петухов ощущается восхищение автора величием и гармонией мира.

IV. Домашнее задание:

Составить устный отзыв-впечатление об услышанном или увиденном вами в удивительном мире природы.

Источник: http://uverenniy.ru/rasskaz-a-i-kuprina-zolotoj-petuh-tema-osobennosti-sozdaniya-o.html

Анализ эпизода А. куприна Золотой петух

Рассказ А.И.Куприна «Золотой петух» – характерный пример лирических зарисовок этого писателя. Сквозь все его творчество проходит образ природы, которая в художественном мире Куприна неразрывно связана с концепцией человека.

«Золотой петух» входит в цикл живописных миниатюр, основная тема которых – поэтический, гармоничный и прекрасный мир природы.

Сюжет этой истории довольно прост: лирический герой (личность которого в данном случае приближается к личности самого автора) повествует о случае, произошедшем с ним ранним летним утром на даче недалеко от Парижа. Пробудившись от яркого света и утренней свежести, герой, распахнув окно, садится на подоконник.

С каким наслаждением вдыхает он в себя ароматы растений и земли, с какой внимательностью и чуткостью наблюдает он за пробуждением всего живого. Особый трепет в сердце героя (не случайно он называет это чудом) вызывает звонкий и пронзительный петушиный крик, который разносится по всей округе.

Совет

Этот удивительный по своей чистоте и силе звук вызывает целую цепочку воспоминаний в душе героя. Не раз ему приходилось слышать пение петухов на родине, и сейчас, во Франции, он вновь ощутил прелесть этой чудесной музыки.

В описании петушиного пения как нельзя лучше проявляется концепция природы Куприна, затронутая им во многих других произведениях.

Столкновение со всем живым становится для героя (и самого автора) попыткой приблизиться к таинству мира, хотя бы ненадолго отвлечься от дел и бытовых забот и ощутить совершенно иное чувство времени.

Простое пение петухов, казалось бы, совершенно заурядный звук, который у простого обывателя не вызвал бы никаких эмоций, воспринимается героем как волшебная музыка. А сами петухи представляются ему особыми царственными существами, несущими на Землю свет и поклоняющимися своему золотому богу.

Каждая деталь, каждый момент жизни природы, по Куприну, – это великое таинство. Все художественные средства, использованные в рассказе, призваны подчеркнуть эту мысль.

Простая композиция, практически лишенная любых сюжетных поворотов, показывает читателю, что важными в данном случае являются только те чувства и ощущения, которые рождаются в душе героя. Рассказ «Золотой петух» – одна из лучших лирических миниатюр Куприна, прекрасный образец импрессионизма в литературе.

В этом произведении автор выразил всю глубину переживаний, которые происходят в сердце чуткого тонко чувствующего человека, и те особые ни с чем не сравнимые впечатления, которые дарит ему мир природы.

Источник: https://a-otvet.ru/23709030/

Краткое содержание рассказа Золотой петух Куприна

Рассказчик просыпается недалеко от Парижа, в окрестностях. Он находится в бодром расположении духа. Словно ожидая какого-то обыкновенного чуда, распахивает окно и присаживается на подоконник. Утро по истине чудесное.

В воздухе веет травой и растениями, а туман еще не успел рассеяться до конца. Со всех концов обычно доносится утренняя мелодия дроздов и скворцов, пробуждающая все живое, но только не в этот раз.

Вместо привычного птичьего напева слышатся доселе неведанные, мощные звуки.

Спустя время становится понятно – это петушиные крики. Они пронзают все струнки души, оставляя рассказчика под глубоким впечатлением от этого действа. Именно такими звуками, по его мнению, в Древнем Риме победоносная армия цезаря встречала своего императора.

Солнце поднимается из-за горизонта, этот Великий Золотой Петух озаряет и пронзает все вокруг, изменяя окрас из бледно-розового в ярко-оранжевый цвет.

Это настолько поражает разум повествователя, что мысли сбиваются с толку и непонятно, лучи солнца звенят золотыми трубами, или гимн петуха сверкает солнечными лучами. Рассказчик размышляет о чуде рассвета.

Обратите внимание

Спустя некоторое время, петухи начинают замолкать, вот уже и самый последний закончил свое солнцепоклонное  пение.

Впечатленный этой восхитительной петушиной музыкой, рассказчик чуть позже полудня оказывается в одном из сельских домов, во дворе которого, в лучах яркого солнца, стоит огромных размеров лоншанский петух. Подойдя поближе, можно заметить, как его перья переливаются разными красками, словно доспехи.

Нагнувшись к этому красавцу, повествователь осмеливается поинтересоваться у этого гордого, величественного создания, не он ли сегодня на рассвете так прекрасно практиковался в пении.

Нехотя повернув голову в сторону нежданного гостя, петух, недовольно, с призрением бормочет себе под нос что-то больше похожее на: «Какое вам до этого дело?»

В душе у рассказчика ни капли обиды, лишь некое удивление. Ведь для него прекрасно понятно, что он всего лишь человек – слабое, жалкое существо, которое не способно вместить в своем сердце весь безумный восторг петуха, воспевающего своего священного, солнечного бога. Но ведь это не значит, что повествователь не может тоже по-своему быть влюблен в это прекрасное, лучезарное светило?

Рассказ учит быть более чутким и внимательным к окружающему нас миру, ведь иногда самое удивительное и замечательное можно найти в обыденных вещах.

Читайте также:  Сочинение на тему выбор жизненной цели

Можете использовать этот текст для читательского дневника

  • РемаркЭрих Мария Ремарк возможно один из самых популярных немецких писателей. Его относят к одному из писателей «потерянного поколения», он оставил огромный вклад в мировую литературу.
  • Краткое содержание Тынянов Восковая персонаВ книге описываются действия во времена царя Петра. Петр любил пить и вести неправильный образ жизни. На сегодняшний день он был сильно болен и умирал. Из – за болезни царя строительство Петербурга не было закончено до конца
  • Краткое содержание Дело Артамоновых ГорькогоАвтор с первых страниц романа знакомит нас с главой семьи Артамоновых – Ильей, который приехал в город с целью построить завод по производству полотна. Когда-то давно мужчина трудился у богатых господ приказчиком
  • Краткое содержание От первых проталин до первой грозы СкребицкогоПовествование рассказа происходит от лица автора. Он рассказывает читателю о своем детстве. О том, что его мать вышла замуж за человека, который работал доктором, который и стал для нашего рассказчика отцом
  • Краткое содержание Булычёв ПосёлокСобытия романа разворачиваются на далекой планете, где космический корабль Полюс был вынужден совершить экстренную посадку в горах. Взрослые и дети, присутствовавшие на корабле

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/kuprin/zolotoj-petuh-pereskaz

А.Куприн “Золотой петух”

МБОУ «Сарай-Гирская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока литературы в 5 классе Дымовой Елены Александровны.

Составила: учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Дымова Елена Александровна

Тема: Рассказ А.И.Куприна «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

УМК: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 1

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная

Техническое обеспечение урока:  презентация, видеозапись

Планируемые результаты:

Личностные:

– формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма; прославление природы, неисчерпаемая влюбленность в жизнь, ощущение праздника, величия происходящего, осознание бесконечности обновляющейся жизни;

Метапредметные:

– формирование умения воспринимать, анализировать и критически оценивать прочитанное; умение осознавать художественную картину жизни, отраженную в произведении; умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Предметные:

-умение выборочно зачитывать текст прозаического произведения на заданную тему или его фрагменты; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; владеть литературоведческими терминами «эпитет», «метафора», «сравнение», «олицетворение».

Ход урока.

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний.

– На прошлом уроке литературы мы изучали биографию, обобщали ранее изученные произведения А.И.Куприна. Сейчас на экране появится видеозапись о жизнедеятельности А.И.Куприна. Вам необходимо единожды прослушать и назвать биографические сведения о писателе, которые не вошли в данный материал.

(возможные варианты ответов обучающихся: родился недалеко от нас (по железной дороге от Самары – Пензенская губерния. «Наровчат вроде Москвы, но несколько красивее», – говорил Куприн о родном городе.). В дружеских отношениях был с И.Буниным, А.П. Чеховым, Л.Н.Толстым, Д.Маминым-Сибиряком, Ф. Шаляпиным. К.

Чуковский вспоминал, что у А. И.Куприна был «деревянный альбом» (столешница), поверхность которого была покрыта автографами знаменитых людей. В детстве, при обучении в кадетском классе неоднократно был наказан розгами за незначительные проступки, о чем пишет в автобиографическом рассказе «На переломе».

«Прошло много лет, но эта рана не зажила…» – пишет Куприн. «Чем только он не был! – поражался Бунин, друг писателя (оба в один год награждены за достижения в литературе премией имени А.Пушкина). – Изучал зубоврачебное дело, служил в каких-то конторах, потом на каком-то заводе, был землемером, актером, мелким журналистом».

А еще был и рыбаком, и борцом в цирке, и судебным приставом, и псаломщиком, и охотником… Носился в бурю по морю с рыбаками в утлой лодке, спускался в скафандре водолаза на морское дно. Одним из первых полетел на воздушном шаре, а несколько позднее – на самолёте – всего 20 профессий. А.

Куприн имел татарские корни, обожал примерять национальную одежду. Во время первой мировой войны в октябре 1914 года он отдаёт самую большую комнату – столовую с камином – для устройства лазарета на десять коек. Его жена, Елизавета Морицевна, бывшая сестра милосердия, ухаживает за ранеными. В решении о возвращении А.

Куприна на родину лично принимал участие И.Сталин. Умрет через год после приезда в Россию.)

– Посмотрите на экран – здесь представлены некоторые произведения А.И.Куприна для детей, многие изученнывами ранее в начальной школе. «Белый пудель», «Слон», «Тапер», «Чудесный доктор», «Барбос и Жулька», «Скворцы».

– Охарактеризуйте портрет лирического героя произведений, совпадает ли образ героя с личными чувствами, мыслями автора?

– Многие из произведений написаны во время почти 20-летнего пребывания А.Куприна за границей, во Франции. Предположите по названию произведений их тематику.«Соловей», «Родина» , «Пасхальные колокола», «Москва родная».

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

– Дочь А.Куприна, Ксения, в мемуарах напишет: «С самого приезда в Париж отец мечтал купить домик подальше от шумного города. Тишина и природа были ему необходимы. Отцу очень хотелось восстановить гатчинский образ жизни – покопаться в земле.

Дачу сняли, она была недалеко от железной дороги и в получасе езды от города. Но на этом сходство с Гатчиной кончалось. Каменный двухэтажный домик с узким покатым садом. Весной он выглядел привлекательно: цвели сирень и пышные рододендроны, южная сторона дома была обвита чайными ползучими розами.

Важно

Чужая обстановка, чужая земля и чужие растения на ней стали вызывать у отца горькую тоску по далекой России. Ничто ему не было мило. Даже запахи земли и цветов. Он говорил, что сирень пахнет керосином. Очень скоро он перестал копаться в клумбах и грядках». «…Нет дня, чтоб я не вспоминал Гатчину, зачем я уехал.

Лучше голодать и холодать дома, чем жить из милости у соседа под лавкой. Хочу домой…».

– Дома вы прочитали рассказ А.Куприна «Золотой петух» , написанный в 1923 году. Назовите тему и идею этого произведения, связав даты написания рассказа с периодом жизни.

– К вам, как к обучающимся 5 класса, государство, создавая условия для обучения в виде постройки новой школы, установки нового оборудования, выдачи книг, предъявляет в свою очередь определенные требования. Какие цели и задачи государство и вы лично должны поставить перед собой при обучении и изучении конкретно предмета «литература», произведения А.Куприна «Золотой петух»?

(предполагаемые ответы обучающихся: уметь определять идею произведения, уметь пересказывать, выборочно читать, определять средства выразительности; сверять свои действия с целью и исправлять ошибки, систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать информацию; оценивать самостоятельно правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство)

4) Первичное усвоение новых знаний.

Петух – птица, приветствующая восход солнца; своим пением он как бы призывает это животворящее светило, прогоняет нечистую силу мрака и пробуждает к жизни усыпленную природу. Малорусы дают ему характеристичное прозвание: будимир.

Куры и петухи всегда пользовались на Руси большой популярностью. Крестьяне в старину за временем следили в основном по петушиному крику. Считалось, что первое “кукареку” раздается в первом часу ночи, следующее – во втором, третий раз петух кричит в четыре утра.Отправляясь в дорогу, крестьяне дожидались пения первых петухов.

Крестьянки вставали поставить хлеб и подоить коров после вторых петухов. Вместе с третьими – вся деревня приступала к работе. Как тогда говорили: ложиться надо с курами, а вставать с петухами. Они были уверены, что без Пети не будет водиться скот, у коровы станут безвкусными молоко и масло. Наверное, именно поэтому петух у крестьян считался опекуном хозяйства.

Петухов предпочитали драчливых и бойких.А еще было в старину немало любителей петушиного пения. Поклонники вокальных данных петуха даже вывели породу лучшего певуна – им стал юрловский голосистый. Проводились и состязания пернатых певцов: пока петухи тянули соло, судьи отмеряли на столе пальцами четверти. Самыми певчими считались петухи, тянувшие на 23-25 четвертей.

Петух был заметной фигурой и в русском фольклоре. К Пете относились почтительно, так как полагали, что его пение имеет магическое свойство отгонять от человека “нечистую силу”. Ночью, после первого крика петуха, было принято креститься со словами “Слава Богу! Свят Дух по земле, а дьявол сквозь земли, теперь бояться нечего”.

А еще говорили: “Петух поет – значит, нечистой силе пора пришла” и “Петух поет – на небе к заутрене звонят”.

Неурочный крик петуха предвещал получение новостей. Когда петух пел на пороге, ждали гостей.

Чтобы определить истинную причину петушиного “кукареку”, ученые из Университета Нагоя (Япония) включили петухам свет и снимали их на видеокамеру.

Несмотря на то, что птицы постоянно пребывали в условиях тусклого освещения, они продолжали кричать каждый день на рассвете. А ведь у них не было никакой возможности увидеть солнце.

Теперь ученые знают, что у петухов есть свои внутренние биологические часы, которые помогают им определить, который час.

Видеозапись с пением петуха.

– Сегодня нам в работе по самооценке поможет рисунок петуха, изображенного в раздаточном материале. При работе на каждом этапе мы сможем провести самоанализ полученных результатов. Оцените самостоятельно уровень знания биографического материала об А.И.Куприне по цветовой таблице, раскрасив одно перьев хвоста петуха. Какой цвет вы выбрали? Почему?

(используется привычная обучающимся цветовая таблица для самооценке «красный – знаю, могу поделиться информацией; зеленый – у меня получилось, могу двигаться дальше; серый – было трудно; синий – я удивлен»)

5) Первичная проверка понимания.

– Посмотрите внимательно на экран – здесь представлен демонстрационный вариант единого государственного экзамена 2018 года по русскому языку в 11 классе. Одно из последних, трудных заданий – 25. Оно проверяет знания средств художественной выразительности. Какие из терминов вам уже знакомы? (метафора, сравнение, эпитет, олицетворение и т.д.)

– Какие выводы из этого можно сделать?

(тяжело в учении – легко в бою, на экзамене)

– Объясните слова А.Куприна «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен».

– Так как многие термины мы уже изучили в курсе 5 класса, предлагаю поработать в группах по отработке данного задания , а также умения проводить анализ текста, выборочного чтения.

по желанию обучающихся происходит деление на 3 группы:

1 группа «Лингвисты» ( Лингвистика («языкознание, языковедение») наука, изучающая языки). Обучающиеся данной группы в тексте произведения А.Куприна «Золотой петух» находят, обсуждают и озвучивают средства языковой выразительности.

2 группа «Служители Муз» ( Музы («мыслящие») богини в Древней Греции, покровительницы музыкантов, художников, поэтов). Обучающиеся данной группы в тексте произведения А.Куприна «Золотой петух» находят, обсуждают и озвучивают музыкальные термины и зарисовки.

Прочитайте текст 1, ответьте на вопрос:

– Многие композиторы в своем творчестве пели гимн солнцу и петуху, который солнце будил. В русских операх «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь», А.П. Бородина и звучат хоры «Славься», в которых образ солнца является центральным. Существуeт и инструментальная музыка, рисующая рассвет

Читайте также:  Сочинения для 9 класса огэ

-Назовите сказки, художественные фильмы и мультфильмы, где прослеживается данный сюжет.

-Объясните значение слова «нежнейшее пианиссимо».

– Как пел петушиный хор в рассказе А.Куприна «Золотой петух? Прочитайте.

– Какими цветами в рассказе окрашен восход солнца?

3 группа «Эрудиты» (Эруди́ция («учёность, просвещённость») — всесторонняя образованность, широкие познания во многих областях).

Прочитайте текст 1, ответьте на вопрос:

– Триумфатор-цезарь. Триумф в Риме – торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь главнокомандующий. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряженной четырьмя конями.

Совет

Сзади шли музыканты. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял раб, державший над его головой золотой венок. Далее двигались его помощники; солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Триумфаторы имели право в праздники носить триумфальное одеяние.

– Каков смысл сравнения петуха в произведении А.Куприна «Золотой петух» с римским триумфатором?

Прочитайте текст 2, ответьте на вопрос:

– У различных народов данное магическое существо очень часто ассоциировалось с ритуалом поклонения Солнцу, отождествлялась с вечной жизнью, постоянным обновлением. Изображение птицы Феникс встречается во многих странах.

Люди считали, что умереть данная птица не может, но она воспламеняется в тот миг, когда из яйца вылупляется птенец. В славянской мифологии перед нами предстает всем известная Жар-птица. Она больше своим внешним видом напоминает павлина.

Жар-птица с наступлением холодов погибает, а с наступлением тепла вновь рождается.

– С чем сравнивает автор птицу Феникс? Выразитель прочитайте отрывок из произведения А.Куприна «Золотой петух».

– При работе в группе очень важно уметь подать руку однокласснику – оказать помощь при выполнении задания. Оцените на рисунке свою работу в группах, раскрасив крыло петуха на рисунке.

– Видели ли вы восход солнца? Это символ нового дня, начала новой жизни. Не случайно встречают рассвет влюбленные всего мира, выпускники школы.

Просмотр видеозаписи «Восход солнца»

– На рисунке изображено солнце. Проведите лучи и на каждом напишите слова, ассоциирующиеся со словом «солнце».

(возможные варианты ответов обучающихся: новая жизнь, радость, свет, счастье, тепло, Родина, добро и т.д.)

– Вчера заверщилась праздничная неделя, названная в Христьянстве «масленицей». Это празднование начала нового года у наших предков, где сжигали все плохое в виде чучела и пекли блины, они ассоциировались с солнцем. Если кто-то не указал слово «блин», «масленица» – допишите. Оцените работу по ассоциациям, раскрасив еще одно перо нашего петуха на листе. Почему вы выбрали такой цвет?

– Воскресенье – особый день, «прощеное воскресенье», когда принято было начинать новый год без обид друг на друга, это хорошая возможность попросить прощения за невольные оскорбления, поступки. Я попрошу всех встать со своих мест, подойти к одноклассникам и, по традиции, не смотря на вероисповедания, попросить прощения, ведь это очень хорошая и мудрая традиция.

6) Закрепление.

– В завершении урока, подводя итоги, проведем работу по составлению синквейна под названием «Золотой петух» используя схему на слайде. Что у вас получилось? Оцените умение составлять синквейн , раскрасив в нужный цвет еще одно перо хвоста петуха.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

– Дома подготовить краткий пересказ понравившегося отрывка из рассказа А.И.Куприна «Золотой петух».

8) Рефлексия (подведение итогов урока).

– В течение урока вы проводили самооценку различных видов деятельности. Сделайте вывод: смогли ли вы в полной мере реализовать поставленные цели и задачи в начале урока?

– Возьмите в руки карандаш позолоченного (желтого) цвета. Если в ходе урока вы хорошо размышляли над заданиями, вас не покидали умные, «золотые» мысли, раскрасите голову петуха в золотой цвет.

Если урок был доброжелательным, и в ваших сердцах это нашло отражение – раскрасьте «золотое сердце» .

Если вы готовы двигаться со мной дальше в изучении литературы, в золотой цвет раскрасим лапки петуха-помощника.

Внутри солнышка оцените свое внутреннее состояние улыбкой, либо грустным смайликом.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/a-kuprin-zolotoi-pietukh.html

И. И. Куприн «Золотой петух». Тема, особенности создания образа

ч. 1
МБОУ Виноградовская ООШ

Алтайский край

Кулундинский район

«Технологии развития и оценивания универсальных учебных действий учащихся основной школы»

Схема конспекта урока

Педагог : Узингер Лидия Александровна

Предмет: «Литература» Класс: 5

Тема урока: И.И.Куприн «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: словари; репродукции картин, близких тематике рассказа.

1. Организационный момент, включающий
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Умение настроится на позитивную работу: слушать, быть внимательным к собеседнику, терпимо относится к противоположному мнению. Цель: психологический настроить, мотивация деятельностиЗадача: развитие познавательного интереса. Тип урока: урок целевого применения усвоенного с включением творческой работы.Форма обучения: общекласснаяУрок начинается с поэтической минутки.
2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
Умение осуществлять речевой самоконтроль, проверить собственные знания, Учиться умению вести диалог; выступать перед аудиторией с монологической речью.
  1. Проверка знаний учащихся по пройденной теме – «Краткие сведения об А.И.Куприне» (составление таблицы)
  2. Беседа по вопросам:

– Какие события детства писателя пробудили в душе будущего писателя ненависть к грубости и насилию?- Кто помог А.И.Куприну открыть в самом себе талант писателя?

  1. Сообщения учащихся по дополнительному материалу.
Совместная деятельность:

  1. Взаимопроверка
  2. Задать одноклассникам вопросы, которые остались нерешенными (или вопросы интересные).
  3. Составление кроссвордов (по языковым средствам).

Оценивание: совместное с комментариями (если такая форма не затрагивает достоинства ученика).

3. Изучение нового учебного материала
Деятельность учащихся Деятельность учителя Примечание
1. Знакомство с рассказом А.И.Куприна.

  1. Осмысление прочитанного и определение места рассказа «Золотой петух» в моем читательском опыте.
  2. Закрепление знания по литературоведческой терминологии.
  3. Умение учиться проводить исследовательскую работу.
Цели:

  1. Создать условия для формирования навыков анализа текста, характеристики героев и составлению цитатного плана рассказа.
  2. Способствовать развитию компетенций учащихся, связанных с образным мышлением и анализом произведения.
  3. Воспитание гуманизма, любви, бережного отношения к природе, эмоциональной культуры школьников.

Задачи:

  1. Расширение и углубление знаний об особенности создания литературного образа; о роли эпизода в создании образа.
  2. Определение роли автора в произведении.
Вопросы и задания:Что восхитило рассказчика в петушином хоре, что он услышал в нем?Передаёт ли Куприн особое звучание петушиного пения? Как это сделано в рассказе?Какие образные средства позволяют почувствовать настроение писателя?Куприн пишет: «…почти за пределами слуха, я улавливаю «нежнейшее пианиссимо». Что значит – «нежнейшее пианиссимо»?Исследовательская работа:Первая группа – географический словарь: Виль-д'Аврэ, в десяти километрах от Парижа, в Версале, в Сен-Жермене и Мальмезоне, в Рюелле, Сю-рене, в Гарше, в Марн-ла-Кокет, в Вокресоне, Медоне и на окраинах Парижа; древнего Рима.Вторая группа – звуки:

Источник: http://ansya.ru/health/i-i-kuprin-zolotoj-petuh-tema-osobennosti-sozdaniya-obraza/main.html

Конспект урока по литературе на тему “Золотой петух” (5 класс)

Конспект урока русского языка

Тема урока: Рассказ «Золотой петух».
Тип урока:
комбинированный
Цель урока:
Совершенствование анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого.

Задачи урока

Обучающие:

  1. Познакомить учащихся с рассказом А.И. Куприна «Золотой Петух».

  2. выявить художественную идею рассказа, роль художественно-изобразительных средств в рассказе;

  3. формировать навыки выразительного чтения, пересказа, лексической работы, работы с учебником;

Воспитательные:

  1. Воспитывать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе анализа рассказа

  2. Содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания ответов товарищей.

Развивающие:

  1. Совершенствовать связную устную и письменную речь учащихся (при помощи аргументированных ответов).

  2. Содействовать развитию у учащихся разных видов памяти при организации различного восприятия исходного текста (на слух и зрительно)

Оборудование:

  1. Учебник Г.С. Меркин;

  2. Рабочая печатная тетрадь;

  3. технические средства обучения: мультимедийный проектор, ПК.

Методическое обоснование:

Данный конспект урока предназначен для проведения уроков литературы в пятом классе по рассказу А.И. Куприна «Золотой Петух». В системе уроков по творчеству писателя это первый урок, который кратко знакомит учащихся с биографией А.И. Куприна.

Лексическая работа поможет реализовать межпредметные связи с уроками истории. Через осмысление содержания рассказа А.И.

Куприна «Золотой Петух» учащиеся должны выявить художественную идею рассказа, роль художественно-изобразительных средств в рассказе;

Метод: слово учителя

Прием: приветственное слово учителя, ведущее слово учителя (требования)

Здравствуйте, ребята, садитесь.

https://www.youtube.com/watch?v=31Ylf5FUdHs

Тема нашего сегодняшнего урока – рассказ Куприна «Золотой петух».

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

2. Актуализация знаний.

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Совсем недавно мы с вами писали изложение по рассказу Куприна «Ю-ю» и уже немного поговорили о биографии автора. Ребята, что вы запомнили и можете рассказать?

Метод: говорение

Прием: устный ответ по предмету

Родился 26 августа 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына.

Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и юность будущего писателя.

Обратите внимание

Шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880. В тот же год поступил в Московскую военную академию, преобразованную в Кадетский корпус. 

Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово

В конце 1919 г. Куприн вынужден был покинуть родину. В середине 1920 г. писатель поселился во Франции. Начался долгий, восемнадцатилетний период его жизни на чужбине.

Примечательно, что в произведениях, написанных за рубежом, писатель уделяет много внимания природе. Восхищаясь французским пейзажем, Куприн, однако, вспоминает черты родной русской природы.

Для всех произведений Куприна этого периода характерна одна особенность: писатель с любовью отмечает черты уходящего, бесконечно милого его сердцу и явно идеализируемого им прошлого.

В 1923 г. появились его новые произведения «Судьба» и «Золотой Петух».

Прошлое России, воспоминания о русских людях, нравах и обычаях, природа и легенды, повествующие о человеческой красоте и благородстве, – вот чему отдаёт Куприн силы своего таланта.

Примечателен небольшой рассказ-поэма «Золотой Петух». В нём писатель славит природу, солнце и пение петухов-солнцепоклонников с такой радостью, что буквально поражаешься его неисчерпаемой влюблённости в жизнь.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Ребята, сейчас обратимся непосредственно к тексту. Подумайте, каким настроением проникнут рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух»?

Какие эпизоды рассказа вам показались наиболее яркими?

Где происходят события, описанные в рассказе?

Метод: говорение

Прием: устный ответ по предмету

Описания природы проникнуты лирическим теплым настроением.

Сравнение петушиного пения с музыкой звучащей при встрече триумфатора-цезаря в Древнем Риме и упоминание легенды о фениксе.

В Виль д’Авра, в 10 км от Парижа.

Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово

Как мы уже сказали, Куприн был вынужден поселиться во Франции. Его дочь позднее написала книгу воспоминаний и в главе «Пригород» как раз рассказывается об этом периоде его жизни.

Важно

Куприн снял дачу как раз-таки в Виль д’Авра. Он хотел заниматься цветами и просто «покопаться в земле».

Но чужая обстановка, чужая земля и чужие растения на ней стали вызывать у Куприна горькую тоску по далёкой России.

Ничто ему не было мило. Даже запахи земли и цветов. Он говорил, что сирень пахнет керосином. И очень скоро он перестал копаться в клумбах и грядках.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: слово учителя
Прием: педагогическое требование

Сейчас, ребята, обратимся непосредственно к тексту. Найдите в рассказе строчки, в которых проявляются чувства писателя, живущего вдали от родины. Выразительно прочитайте их.

«Я знаю силу и пронзительность петушиного крика.

В прежние времена, охотясь на весенних глухариных токах в огромных русских лесах, в десяти, пятнадцати верстах от какого-либо жилья, я перед восходом солнца улавливал своим напряженным слухом лишь два звука, напоминающих о человеке: изредка отдаленный паровозный свисток и петушиные крики в ближних деревнях. Последними земными звуками, которые я слышал, поднимаясь в беззвучном полете на воздушном шаре, всегда были свистки уличных мальчишек, но еще дольше их доносился победоносный крик петуха».

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Ребята, откройте ТПО на 16 странице и найдите 3 задание. Нам нужно будет определить значение данных слов. Сейчас по истории вы как раз изучаете древний мир, поэтому я думаю, что особых трудностей у нас не должно возникнуть. К чему относятся первые два слова, по отношению к чему их употребляют?

Итак, когорта – это одно из главных тактических подразделений римской армии.

Легион – основная единица в армии древнего Рима.

И еще одно слово, которое имеет непосредственное отношение к Древнему Риму – триумфатор-цезарь.

-–

Запишите.

Метод: говорение

Прием: устный ответ по предмету

Когорта и легион относятся к римской армии.

Письмо.

Когорта – это одно из главных тактических подразделений римской армии.

Легион – основная единица в армии древнего Рима.

Триумфатор-цезарь – полководец-победитель, встречаемый с триумфом.

Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово

Триумфатор-цезарь. Триумф в Риме – торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь главнокомандующий. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями.

Совет

Сзади шли музыканты. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял раб, державший над головой золотой венок. Далее двигались его помощники; солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Триумфаторы имели право в праздники носить триумфальное одеяние.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: беседа

Прием: репродуктивная беседа

Ребята, подумайте, каков смысл сравнения петуха с римским триумфатором в тексте?

Метод: слово учителя
Прием: педагогическое требование

Прочитайте выразительно фрагмент рассказа, передающий символическое значение образа петуха, от слов «Я слышал эту чудесную музыку с волнением…» до слов «…в священном нетерпении своего огнеликого бога».

Метод: говорение

Прием: устный ответ по предмету

Петух – птица Славы, означающая превосходство, смелость, бдительность, рассвет. Два бьющихся петуха означают битву жизни.

Чтение: выразительное, озвученное

Следующие слова, на которые мы обратим внимание – это пианиссимо и фуга. Ребята, возможно среди вас есть те, кто ходят в музыкальную школу, и пояснит нам значение этих слов?

Следующие слова – самозабвенный и экстаз.

Кто знает значение этих слов?

И слово, которое у нас осталось – феникс.

Ребята, вы знаете кто такой феникс?

Пианиссимо – очень тихо, тише, чем пиано (пиано – не громко, не в полную силу).

Фуга – многоголосное полифоническое произведение. 

Самозабвенный – восхищенный.

Экстаз – Исступленно восторженное состояние, крайняя степень воодушевления, доходящая до болезненности.

Феникс – мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя и затем возрождаться.

Метод: слово учителя
Прием: сообщающее слово

С фениксом связанно множество легенд особенно на востоке. Считается, что предчувствуя близость смерти, Феникс строил себе гнездо на высокой пальме из ветвей ароматических растений, клал в гнездо ладан, зажигал его, и сгорал в пламени этого костра. И возникал чудесным образом из пепла – новый Феникс, который возлагал прах своего “отца” на алтарь Солнца.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: слово учителя
Прием: педагогическое требование

Прочитайте выразительно фрагмент рассказа, в котором упоминается феникс.

Чтение: выразительное, озвученное

Домашнее задание.

Метод: слово учителя

Прием: инструктирующее слово учителя

С. 56-62 – вам нужно будет прочитать биографические сведения о Блоке. И на странице 63 дано его стихотворение Летний вечер. Выучите его наизусть.

Метод: слушание

Прием: глобальное, неоценочное, нерефлексивное слушание

Метод: слово учителя
Прием: педагогическое требование

Сейчас вам нужно будет закончить 67 урок в ТПО, и в конце занятия я соберу тетради, проверю это задание.

Ребята, кому не понятно, что нужно делать? Это задание до конца урока. Приступайте.

Метод: письмо.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-na-temu-zolotoy-petuh-klass-1531466.html

Урок-мастерская по рассказу А.И. Куприна “Золотой петух”

Коршакова А.Г.,

учитель русского языка

и литературы

МБОУ «Мезенская СОШ»

Урок-мастерская по рассказу А.И. Куприна «Петух»

Цели:

• выявление художественной идеи рассказа, роли художественно-изобразительных средств в рассказе средствами мастерской.

• формирование навыков выразительного чтения, пересказа, лексической работы, работы в группах;

• воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе анализа рассказа.

Ход урока.

1.Вступление.

А) Мы входим в мир, как в двери мастерской. Мы можем сделать его лучше, красивее, потому что в каждом человеке заложена способность к творчеству. Творческого вдохновения всем нам!

Б) Организационный момент (повторение правил, определение ролей)

2. Индуктор

Утро… Какие слова притягивает к себе это слово? Утренние слова! Ловите!

3.Чтение начала текста (ученик)

– Какие вопросы, на ваш взгляд, требуют обдумывания?

( ответы на вопросы по первой части текста, составленные учащимися дома)

– Как, по вашему мнению, должен завершиться данный текст?

4. Разрыв

…Я не вдруг понял, что это пели…( магнитофонная запись «Крик петуха» )

– Подберите ассоциации.

Самоконструкция, социоконструкция.

5. Чтение остального текста учителем.(Название рассказа учащимся не сообщается)

Выразите одним словом свои впечатления. (Работа по цепочке)

6. Открытие фамилии автора.

Презентация: 1- 7 слайды

7. Восстановите последовательность микротем текста (работа в группах). Совместная проверка с использованием презентации и обсуждение итогов работы.

8 слайд – План

  1. Пробуждение человека и природы.

  2. (Непонятные звуки).

  3. Удивительное открытие

а) волшебный хор петушиного племени

б) (чудесная фуга)

4. Что случилось сегодня с петухами?

5. (Великий Золотой Петух).

6. Встреча с лошанским петухом

7. (Но разве не позволен и мне?)

Самоконструкция, социоконструкция

8. Работа в группах.

Давайте наметим маршрут дальнейшей работы. Какие слова в данном тексте чаще всего повторяются, являются ключевыми?

(петух, музыка, цвет, чудо, солнце)

9 слайд – заповеди 6, 1

Задание группе музыкантов:

  1. Выпишите из текста слова, входящие в тематическую группу «Музыка»

  2. Объясните толкование незнакомых слов (9 слайд – см. гиперссылку- презентация «Музыкальный словарик», подготовленная учащимися дома)

  3. Укажите месторасположение данных терминов в тексте. С какой целью их использует автор?

  4. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для характеристики звуковой гаммы рассвета? Что помогают понять они в тексте.

Задание группе художников:

  1. Выпишите из текста слова, входящие в тематическую группу «Цвет», составив на доске цветовую палитру текста.

Укажите месторасположение их в тексте. С какой целью их использует автор в каждом случае?

  1. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор для характеристики цветовой палитры текста?

Задание группе

  1. Выпишите из текста слова, входящие в тематическую группу «Чудо».

  2. Познакомьтесь с происхождением этого слова по этимологическому словарю. О каком чуде рассказывает Куприн?

  3. Какие эмоции вы связываете со словом «чудо»? А какие эмоции испытывает герой текста? Составьте на доске эмоциональный ряд текста . Как он связан с содержание текста?

  4. Объясните значение слова «экстаз»

9.Выступление групп. (Тематические группы слов записываются учащимися на доске)

10. Самостоятельное просмотровое чтение учащимися текста статьи «Музыка солнца» (см. приложение)

Отметьте знаком «+» предложения, содержащие уже известную вам по рассказу А.И.Куприна информацию.

Что в статье показалось вам интересным, помогающим понять рассказ А.И.Куприна?

– Какие слова, словосочетания, фразы в тексте рассказа передают слияние музыки и цвета?

10 слайд – орган

11. Индуктор.

Золотой, пурпурный, розовый, мажорный, чудесный, гимн, хор, восторг, радость, старые, пожилые, молодые…

К какому слову подобраны ассоциации ? (праздник)

12.Работа со «Словарем поэтических образов» Н.Павлович

– Кто же творит чудо, превращая обыкновенный рассвет в праздник ? Кого Куприн называет чудотворцем?

( человек, племя петухов, лошанский петух, Солнце-Петух)

– Знакомство со словарем (рассказ учителя с показом некоторых страниц электронной версии словаря).

Человек живет в двух языковых мирах. Первый – это мир, в котором ценится точность и однозначность высказывания. Депутат в Думе, покупатель в магазине – все они должны сделать так, чтобы их высказывание понималось однозначно. Второй языковой мир – это мир необычных смыслов – поэтические образы, шутки, намеки, придумывание слов, детские слова. Это мир поэтический.

В нем часто несходное становится сходным. Ни один из нас не принадлежит только одному из этих миров. Оба они одинаково важны для нас. Словарь образов облегчает путь читателя во второй мир – поэтический. Зачем это нужно делать? Известно, что одни люди любят поэзию, другие к ней равнодушны. Но любить можно только то, что понятно.

Обратите внимание

Чтобы получать радость от поэзии, наслаждаться ее чудесами, необходимо понимать поэтический язык.

– Познакомьтесь с несколькими страницами словаря. Какие поэтические образы, строчки, найденные вами, перекликаются с рассказом Куприна? Найдите им соответствия в рассказе.( группам раздаются ксерокопированные страницы словаря)

Составьте группу поэтических образов

(Самоконструкция. Социоконструкция)

1)Петух – … воин, витязь, рыцарь, герой, часовой

Певун, певец

Кудесник

Бог, божок

Труба иерихонская, фанфара

Корабль

Глашатай новой жизни

Золото

2) Пение петуха – гимн

Богослужение, благовест

Огонь, костер

– Какие образы вы бы добавили, прочитав рассказ А.И.Куприна?

(Петух – трубач

солнцепоклонник

Царь

Солнце

Пение петухов – фуга

славословие )

– А если бы вам пришлось на основе текста составлять ряд поэтических образов к слову «солнце», как выглядела бы статья словаря?

( Солнце – петух

музыкант, органист,

Бог

праотец

корабль

Феникс

Жизнь)

– Какие поэтические образы повторяются в полученных группах? (группы следует записать на доске)

– С какой целью Куприн вводит в рассказ образ птицы Феникс?

11 слайд –мифологическая справка, значение образа

– Какие образы из славянских мифов, народных сказок можно было бы ввести в словарную статью? Объясните свой выбор.

12 слайд – Ярила, Даждь-бог, Жар-птица

– Чему, кому поют гимн земные петухи и Солнце-Петух?

13. Авторское «я» в рассказе

13 слайд – заповеди 2, 9

– В каких частях текста вы почувствовали присутствие автора?

– Как завершается рассказ? Каким вы увидели здесь автора?

14 слайд – «А.И.Куприн – художник, близок душою к радостному лозунгу: « Да здравствует…!» ( В.Львов-Рогачевский )

15 слайд.

– Какой заголовок к рассказу вы бы подобрали? (ответы по цепочке)

14. Музыкальная иллюстрация

Многие композиторы в своем творчестве пели тоже пели гимн солнцу. В русских операх «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова, «Иван Сусанин» М.И.Глинки, «Князь Игорь», А.П. Бородина и др.звучат хоры «Славься», в которых образ солнца является центральным. Существуeт и инструментальная музыка, рисующая рассвет..

– Прослушайте 3 музыкальных отрывка. Какой из прослушанных отрывков мог бы, по вашему мнению, стать музыкальной иллюстрацией к рассказу Куприна? Аргументируйте свой ответ. Напишите сочинение-миниатюру.

(С.С.Прокофьев Концерт для фортепиано с оркестром № 1; А.Н.Скрябин «Божественная поэма», «Поэма экстаза»; Э.Григ «Утро»; М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке» из оперы «Хованщина» и др.)

( выступление по желанию)

15. Рефлексия

Звучит крик петуха ( см. 15 слайд)

– Поделитесь своими впечатлениями (по цепочке, учитывая желание ребят):

1. Сегодня я понял…,

2. Я почувствовал…,

3. Сегодня меня удивило…,

4. Сегодня было (интересно, неинтересно)…, т.к…

5. Сегодня мне было …(трудно, легко и т.д.) работать в группе, потому что…

6. Самое главное для себя я понял, когда…(слушал,читал, смотрел, сравнивал, подбирал и т.д.)…

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/urok-mastierskaia-po-rasskazu-a-i-kuprina-zolotoi-pietukh

Ссылка на основную публикацию