Сочинение смерть обломова в романе гончарова анализ эпизода

Анализ эпизода романа И.А. Гончарова «Обломов» – «Знакомство с героем»

С первых строк романа нам понятно, что главным героем является молодой барин – Илья Ильич Обломов, – проживающий на Гороховой улице. Известно, что Гороховая улица появилась в Санкт-Петербурге в 1720 году.

В девятнадцатом веке это была одна из самых престижных улиц города.

Здесь располагались крупные магазины, доходные дома (это многоквартирные дома, предназначенные для сдачи квартир в аренду), дома богатых петербуржцев.

Обломов – дворянин, молодой ещё человек, «приятной наружности», основная черта которого – мягкость. Автор подчеркивает, что ничем примечательным внешность героя не отличалась и в то же время на всех производила приятное впечатление:

Обратите внимание

Все вокруг героя только подчеркивает его мягкость, спокойствие: широкий, гибкий халат, мягкие туфли, в которые Обломов сразу попадал, как только вставал с дивана.

«Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу!» Обломов любил простор, приволье, оттого и не носил никаких галстуков и жилетов дома.

Обстановка в комнате оставляла желать лучшего: все обветшало, запылилось. Из трех комнат лишь в одной присутствуют признаки жизни.

Но что же делает Обломов? Просто лежит. Лежанье для него – «нормальное состояние». Жизнь вокруг него словно замерла. Илья Ильич почти никуда не выходит, и ничто вроде не нарушает его покой. Но вот одно событие растревожило его: он получает письмо от старосты своего имения, в котором перечисляются все возможные неприятности, вследствие которых Обломов не может получить деньги.

И что же предпринимает Обломов? Еще по получении первого подобного письма Илья Ильич создал «в уме план разных перемен и улучшений в порядке управления своим имением». Уже с первых страниц мы понимаем, что Обломов – мечтатель, не склонный к решительным и практическим действиям.

Более того – он даже не может заставить себя встать, умыться, одеться, предпочитая пить чай лежа и думать лежа.

Впору своему хозяину и его слуга Захар, любивший проводить время на лежанке.

Между ними происходит забавный диалог: Обломов распекает Захара за беспорядок в доме, а Захар находит всяческие оправдания своей лени и ловко пользуется тем фактом, что Обломов очень не любит возни в доме.

«Обломову и хотелось бы, чтоб было чисто, да он бы желал, чтоб это сделалось как-нибудь так, незаметно, само собой; а Захар всегда заводил тяжбу, лишь только начинали требовать от него сметания пыли, мытья полов».

И все то и дело мешают Илье Ильичу: то староста сообщает неутешительные новости, то хозяин квартиры просит съехать, то счета надо оплатить. «Трогает жизнь»! И жалко становится беднягу. Оставили бы его в покое, дали б лежать на своем диване в широком халате да мечтать, строить планы.

После прочтения первой главы возникает двойственное чувство: кажется, что нельзя быть настолько ленивым. Писатель явно гиперболизирует образ героя. Но вопреки здравому смыслу мы чувствуем симпатию, жалость, снисхождение к молодому барину, так и не вставшему с дивана в течение всего дня.

Источник: http://litera.su/learner/all-works/goncharov-i-a/goncharovs-novel-scene-analysis-oblomov-introduction-to-hero

Анализ романа Обломов Гончарова сочинение

Прекрасный и очень поучительный роман, который расскажет про одного человека, который принадлежит к дворянскому сословию. Именно о нем идет речь в этом романе, так как описан полный цикл его жизни, от рождения до смерти.

С первых страниц, мы видим человека, который обречен на гибель и страдания, а всему виной его простая жизненная лень, так как именно она его убивает и делает простым растением, которое очень скоро может погибнуть.

Вся его жизнь получает название «обломовщина», так как этот порок очень распространен среди тогдашней дворянской элиты.

Важно

Этому парню все в тягость, так как он простой и мягкий человек, которому от этой жизни ничего не нужно.

Он просто проживает свою жизнь и не желает ни чего улучшать, так как просто уверен, что все это напрасно и бесполезно.

У читателя возникает вопрос: как так можно жить? Ответов множество, так как у каждого человека свое, собственное видение на эти вопросы, но всем понятно, что именно лень и нежелание развиваться, стали гибельной причиной от которой пострадал наш герой, которому судьба давала множество шансов, которые он, к сожалению, не использовал, а это очень жаль, так как пропал простой человек, который бы мог еще принести пользу своей державе и своему народу.

Пыль и тишина, вот его самые лучшие друзья, которым он посвятил всю свою жизнь, но они с ним сыграли свою жуткую шутку так как просто предали его. Наш герой просто умирает на своем любимом диване, который и стал для него последним местом его жизни.

Вся эта история может послужить очень хорошими примером для современных лентяев, которые просто беспечно проживают свою жизнь, которая у них одна, но они не задумываются о последствиях, так как им даже думать в тягость, а это приводит рано или поздно к очень плачевным последствиям, которые будет очень сложно исправить.

Прочитав этот роман, у нас остается чувство очень большой утраты, которое восполнить очень сложно, так как чувствуешь, что вернуть былое уже просто невозможно.

Однако, не стоит забывать, что именно мы, решаем свою судьбу, и именно мы делаем выбор от которого зависит вся наша дальнейшая жизнь.

Как не стать растением, которое обречено на верную гибель? Как спасти свою душу, что бы она не пропала?

Совет

Все ответы, мы можем найти ив этом бесценном романе, который бесплатно дает нам прекрасные советы, которыми мы должны обязательно воспользоваться и принять правильное решение, которое и сделает нашу жизнь счастливой и беспечной, но для этого нужно очень много работать над собой, а это удается не каждому.

Анализ романа Обломов Гончарова

  • Сочинение на тему Любовь к родинеЧто такое любовь к Родине? Скорее всего это воспоминания о том какой была Родина на протяжение нескольких столетий. Но родину нужно ни только, любить, но и еще ценить, уважать, понимать.
  • Сочинение на тему Лесная поляна (описание)Конец августа — хорошее время для сбора грибов в средней полосе России. Выбраться на лесную поляну, вдохнуть полной грудью свежий воздух, забыть о времени и вернуться домой с полными корзинами и ведрами. Что может быть лучше?
  • Сочинение по картине Поленова Заросший пруд 8 классХудожнику принадлежит достаточно много картин о природе. Это «Речка Свинка близ Алексина», «Золотая осень», «Река Клязьма. Жуковка», «Разлив на Оке», «Ранний снег» и другие. В них отражаются различные времена года, природные явления и места
  • Любовь в жизни Обломова сочинениеКак только роман «Обломов» был напечатан, он сразу же вызвал у критиков и специалистов в области литературы целый шквал рассуждений, вопросов, споров. Однако, нельзя не сказать того, что роман был признан и полюбился многим людям.
  • Сочинение на тему Моя любимая сказка ПушкинаДети всех возрастов любят сказки Пушкина за то они написаны в стихах, легко читаются и всегда содержат мораль и очень интересный сюжет. А мой любимой сказкой Александра Сергеевича является «Сказка о рыбаке и рыбке».
  • Образ и характеристика помещика Оболта-Оболдуева в поэме Кому на Руси жить хорошо сочинениеНельзя не сказать, что одним из ключевых моментов в знаменитом произведении «Кому на Руси жить хорошо» отдано двум совершенно разным сословиям, которые существовали в истории России, это дворянство и духовенство. Оба этих сословия считались довольно

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/analiz-romana-oblomov-goncharova

Приезд Штольца в дом Обломова (Анализ эпизода из второй части романа И. Гончарова «Обломов»)

Приезд Штольца в дом Обломова. Сначала будет долгое и подробное описание ленивой жизни и ленивой обстановки. Потом, как свежий ветер, ворвется Штольц и попытается нечто изменить в этом сонном существо­вании своего друга.

Анализировать вторую часть достаточно трудно, не сказав несколько слов о части первой и об общей концепции романа. Интересно, что первая часть романа закан­чивается сном Обломова, который как бы итожит все это «ле­нивое» описание; и один из героев этого сна — детский друг Штольц.

Герой проснется и обнаружит друга наяву, но это уже будет вторая часть, в которой нарушится привычный для Ильи ход времени.

Первая часть романа посвящена одному обычному дню ге­роя, который проводит его, не вставая с дивана. Неторопливое авторское повествование детально и подробно рисует обстанов­ку квартиры Обломова, на которой лежит печать заброшенно­сти и запустения. В вещах, окружающих героя, угадывается его характер.

Особое внимание автора уделено описанию хала­та Обломова: восточного, «без малейшего намека на Европу», просторного, широкого, который покорно повторяет движе­ния его тела. Образ халата вырастает до символа, который как бы обозначает вехи его духовной эволюции.

Любовь к Ольге Ильинской пробуждает душу героя к активной, деятельной жизни. Эти перемены связываются в мыслях Обломова с необ­ходимостью «сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души и с ума».

И действительно, на какое-то время халат исче­зает с поля зрения, чтобы затем новая хозяйка Обломовки Ага­фья Матвеевна Пшеницына обнаружила его в чулане и вернула к жизни.

Итак, слабые попытки Обломова изменить свое существова­ние терпят крах.

Герой продолжает лежать на диване, укрыва­ясь от вторжения внешней жизни, но она все равно врывается в его полутемную закупоренную комнату в виде неприятного письма старосты или требования хозяина съехать с квартиры.

Обратите внимание

Обломов не может заставить себя вчитаться в письмо, оттяги­вает поиски новой квартиры, но мысли об этом постоянно от­равляют ему существование. «Трогает жизнь, везде достает», — сетует Илья Ильич, пытаясь обратиться за помощью и сове­том к своим гостям.

Эти люди из внешнего мира совершенно не похожи друг на друга, нет в них и ни малейшего сходства с Об­ломовым. Все они активны, подвижны и энергичны. Здесь по­является и пустой щеголь Волков, и карьерист Судьбинский, и писатель-обличитель Пенкин, и нагловатый земляк Обломо­ва Тарантьев, и безликий Алексеев.

Зачем же писатель вводит в роман этих эпизодических геро­ев, которые по очереди появляются у знаменитого обломовско­го дивана? Наверное, каждый из посетителей Ильи Ильича, рассказывая о своих занятиях и проблемах, являет собой тот или иной вариант активной, деятельной жизни, которые дей­ствительность предлагает герою вместо лежания на диване. После ухода каждого из гостей хозяин подводит своеобразный итог беседе с ним и выносит ему свою оценку. И оценка эта все­гда отрицательная. Обломова совершенно не привлекают ни светские успехи, ни карьера, ни поверхностное литературное обличительство. Почему же оц так упорно отвергает эти воз­можные пути? Может быть, потому, что не видит в них ничего, кроме пустой ненужной суеты. Он хочет чего-то более возвы­шенного и прекрасного, ради которого стоит подняться с дива­на. И действительно, когда думаешь об этом, то более привлекательной и честной кажется позиция Обломова.

Но это вовсе не значит, что Илья Ильич вполне удовлетво­рен своим Настоящим положением. Он осознает убожество и пустоту своей бездарно прожитой жизни, свое духовное паде­ние. Герой строго судит себя за лень и пассивность, стыдится своего барства, сравнивая свою душу с кладом, заваленным всяким сором.

Перед ним возникает мучительный вопрос: «Отчего я такой? » Ответ на него писатель дает в главе «Сон Об­ломова» , которую называют «увертюрой всего романа». Герою снится детство в патриархальной Обломовке, мы видим соци­альные условия, которые сформировали его характер. Резво­му и любознательному Илюше не позволяют даже самому одеться.

Труд здесь — привилегия дворовых слуг, которые не­усыпно следят за маленьким баричем, предупреждая все его желания.

Крепостнический уклад России не только обрекает на ни­щенское и бесправное положение русский народ, но и калечит душу подрастающего дворянина, убивая в нем прекрасные за­датки характера. В Обломове часто видят только губительное влияние крепостного рабства и барства. Но в нем есть очень много привлекательных качеств, порожденных той же патри­архальной средой.

Это его доброта, критическое отношение к себе, глубокий аналитический ум, честность, широта души, стремление к чему-то высшему. Илюша Обломов воспитан на русских народных сказках и былинах. Он растет на лоне мяг­кой среднерусской природы, которая сулит человеку покой и тишину, окруженный любовью и лаской. Поэтому ему органи­чески чужды суета и расчетливость. Он ищет в жизни «ума, воли, чувства».

И такое прекрасное, всеобъемлющее чувство, как любовь к Ольге Ильинской, озаряет жизнь Обломова, про­буждая его душу, вселяя надежду на счастье. Но если он любит искренне и нежно, то в чувствах Ольги явно преобладают рас­чет и тщеславие. Она поставила перед собой трудную и благо­родную цель — пробудить к жизни спящую душу. Может быть, это чувствует Илья Ильич.

Для него любовь становится испытанием, которого он не выдерживает.

Важно

Главным героем-антиподом Обломова является в романе его друг Андрей Штольц. Это натура, полностью противополож­ная лентяю и бездельнику Илье. Автор подробно знакомит нас с происхождением, воспитанием, образованием и нынешней деятельностью Штольца.

Казалось бы, он воплощает в себе лучшие человеческие качества: трудолюбие, ум, энергию, че­стность, благородство, но критики разного времени не без ос­нования отмечали схематичность его образа, неубедительность его идей и деятельности.

Несмотря на все свои достоинства, Андрей Штольц воспринимается как удач­ливый энергичный делец, представитель нового буржуазного уклада, который приходит на смену патриархальным обло- мовкам.

Конечно, этот исторический путь развития страны неизбе­жен. Именно штольцы ведут отсталую страну к цивилизации в то время как обломовы лежат на диване.

Но в разговоре с дру­гом Илья Ильич дает удивительно точную и меткую оценку миру промышленников, куда его настойчиво пытается ввести Штольц.

Он называет коммерсантов мертвецами, спящими людьми, которые только имитируют активность, интерес, бурную деятельность, сквозь которую проглядывает безыс­ходная скука.

Итак, что же такое «обломовщина»? Это понятие гораздо шире, чем кажется на первый взгляд. В него входит весь пат­риархальный уклад русской жизни с его ленью, праздностью, сонливостью в сочетании с добротой, любовью, поэтичностью.

Кроме того, благополучная трудовая и культурная жизнь штольцев представляет собой модернизированный буржуаз­ный вариант «обломовщины».

Совет

То есть этим понятием можно обозначить такое состояние вообще, которое останавливается в своем развитии, замыкаясь на личных интересах, а значит, является неполноценным.

Источник: https://prepodka.net/priezd-shtol-tsa-v-dom-oblomova-analiz-e-pizoda-iz-vtoroj-chasti-romana-i-goncharova-oblomov/

«Сон Обломова» (анализ эпизода из романа Гончарова «Обломов») на Сёзнайке.ру

Человека во многом формирует детство. Отсюда значение «Сна Обломова» в романе. Не случайно Гончаров назвал его «увертюрой всего романа». Да, это ключ ко всему произведению, разгадка всех его тайн.

Перед читателем проходит вся жизнь Ильи Ильича, начиная с раннего детства и заканчивая смертью. Именно эпизод, посвященный детству Илюши, является одной из центральных глав в идейном отношении.

Читайте также:  Сочинение судьбы людей в революции в романе белая гвардия

Первая глава романа посвящена одному единственному дню Ильи Ильича. Наблюдая за его поведением и его повадками, речами и жестами, у нас складывается определенное впечатление о герое. Обломов — барин, готовый дни напролет лежать на диване. Он не умеет работать и даже презирает всякий труд, способен лишь на бесполезные мечты.

«Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья». Обломов просто боится какой-либо деятельности. Даже мечта о большой любви не сможет вывести его из состояния апатии и покоя. А те «два несчастья», которые поначалу так тревожили Обломова, в итоге поступали в ряд беспокойных воспоминаний.

Так проходила вся его жизнь, день за днем. Ничего не менялось в ее мерном движении.

Илья Ильич постоянно мечтал. Его главная мечта была представлена в виде плана, причем незаконченного плана. И чтобы заветная мечта осуществилась, необходимо не только остановить время, а даже повернуть его вспять.

Знакомым Ильи Ильича тоже не удается расшевелить главного героя. У Обломова на все случаи жизни готов ответ, например, такой: «Это я по сырости поеду? И чего я там не видал?» Привычка жить за счет других, получать удовлетворение своих желаний с помощью усилий посторонних людей и привела к апатичной неподвижности и безразличию.

«А между тем, он болезненно чувствовал, что в нем зарыто, как в могиле, какое-то хорошее, светлое начало, может быть, теперь уже умершее… Но глубоко и тяжело завален клад дрянью, наносным сором». Так, развлекая себя своими обычными размышлениями и мечтами, Обломов медленно перемещается в царство сна, «в другую эпоху, к другим людям, в другое место».

Именно этот сон во многом разъясняет многозначный образ героя. Из комнаты Ильи Ильича мы попадаем в царство света и солнца. Световое ощущение, пожалуй, центральное в данном эпизоде. Мы наблюдаем солнце во всех его проявлениях: дневное, вечернее, зимнее, летнее.

Солнечные пространства, утренние тени, речка, отражающая солнце. После тусклой освещенности предыдущих глав мы попадаем в мир света. Но для начала мы должны пройти 3 преграды, которые поставил перед нами Гончаров.

Обратите внимание

Это бесконечное море с его «бешеными раскатами валов», в которых слышатся стоны, жалобы будто обреченного на муку животного. За ним расположены горы, пропасти. И небо над этими грозными скалами кажется далеким и недосягаемым. И, наконец, багровое зарево.

«Вся природа — и лес, и вода, и стены хижин, и песчаные холмы — все горит точно багровым заревом».

После этих волнующих пейзажей Гончаров переносит нас в небольшой уголок, где «счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть». Это край, в котором хочется жить вечно, родиться там и умереть.

Гончаров знакомит нас с окрестностями деревни и ее жителями.

В одной фразе мы можем найти довольно примечательную характеристику: «Тихо и сонно все в деревне: безмолвные избы отворены настежь; не видно ни души; одни мухи тучами летают и жужжат в духоте». Там мы встречаем юного Обломова.

Гончаров в этом эпизоде отразил мировосприятие ребенка. Об этом говорят постоянные напоминания: «А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским… умом». Пытливость ребёнка несколько раз подчёркивается автором. Но вся его пытливость разбивалась о бесконечную заботу о маленьком Обломове, которой Илюша был буквально спелёнут.

«И целый день и все дни и ночи няни наполнены были суматохой, беготней: то пыткой, то живой радостью за ребенка, то страхом, что он упадет и расшибет нос…» Обломовка — это уголок, где царствует спокойствие и невозмутимая тишина. Это сон во сне.

Все вокруг будто замерло, и ни что не в силах разбудить этих людей, которые бесполезно живут в далекой деревушке без всякой связи с остальным миром.

Дочитав главу до конца, мы осознаем ту единственную причину бессмысленности жизни Обломова, его пассивности и апатии. Детство Ильи – вот его идеал.

Там в Обломовке – тепло, надёжно и очень защищённо чувствовал себя Илюша, а сколько любви… Этот идеал и обрёк его на бесцельное дальнейшее существование. А путь туда ему уже заказан.

Обломовщина — это воплощение сна, неосуществимых стремлений, застоя.

Когда Илья Ильич подрос, в его жизни изменилось совсем мало. Вместо няньки за ним бегает Захар.

Важно

А так как в детстве всякие желания Илюши выбежать на улицу, поиграть с ребятами пресекались тотчас, то становится неудивительным тот размеренный образ жизни, который ведет Обломов в более зрелые годы.

«Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым…» Мало интересует Обломова нынешнее имение с его хаосом и разрушениями. Если бы он захотел, то давно оказался там. А пока он живет на Гороховой улице, зависит от хозяина дома и опасается скупых соседей.

Совместная жизнь с Пшеницыной является продолжением жизни в Обломовке. Время циклично и идет противно идее прогресса. «Сон Обломова» — это попытка автора уяснить себе суть Обломова. Именно этот эпизод создал облик героя поэтическим и помог герою войти в сердце людей.

Этот эпизод подобен стихотворению. В нем не найдешь ни одного лишнего слова.

«В типе Обломова и во всей этой обломовщине, — писал Добролюбов, — мы видим нечто более, нежели просто удачное создание сильного таланта; мы находим в нем произведение русской жизни, знамение времени».

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/7798-son-oblomova-analiz-epizoda-iz-romana-goncharova-oblomov

«Сон Обломова» (Анализ эпизода из романа И. Гончарова «Обломов»)

«Сон Обломова» (Анализ эпизода из романа И. Гончарова «Обломов»). И. А.Гончаров работал над романом «Обломов» в течение десяти лет. В этом романе автор выразил свои убеждения и надежды, отобразил те проблемы, которые волновали его, вскрыл причины этих проблем.

Поэтому образ Ильи Ильича Обломова и Андрея Ивановича Штольца приобрели типичные черты, а слово «Обломовщина» стало нарицательным.

Чтобы понять характер человека, его поступки, надо обратиться к его истокам, и детству, юности, воспитанию, окружению, к полученному образованию.

В Илюше сосредоточилась сила всех поколений его предков, в нём были задатки человека нового времени, способного на плодотворную деятельность. Но все стремления самостоятельно познавать мир пересекались нянькой, не спускавшей с него глаз.

Он рос внимательным и любознательным ребёнком, всё напитывает его мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружавшей. «Главная забота» в жизни – хорошая еда, а потом крепкий сон.

Этому правилу он будет следовать всю свою жизнь.

В таких условиях сложилась апатичная, ленивая, трудная на подъём натура Ильи Ильича. Он был окружён чрезмерными заботами родителей, нянек, слуг.

В образовании они видели только путь для продвижения чинов, наград и прочих отличий, выгодных для будущего.

Это всё пагубно сказалось на Илье: он не привык к систематическим занятиям, никогда не хотел узнать больше, чем задавал учитель.

Совет

Обломов боялся трудностей, ему было лень приложить даже малейшее усилие к решению насущных проблем. Он утешал себя словами «авось», «может быть», «как-нибудь».

Он готов был переложить дело на кого угодно, не заботясь об исходе этого дела и о порядочности человека, которому его поручил. Он не допускал даже мысли о возможности обмана, у него отсутствовали элементарная осмотрительность и практичность. Этим пользовались хитрые и ловкие люди.

Встреча с Ольгой изменила Обломова, но всё же не настолько, чтобы отказаться от своей спокойной и размеренной жизни. В конце концов он её теряет и мещанское болото засасывает его уже навсегда. Ни Штольц, ни Ольга не в силах изменить его натуру, испорченную с детства.

Он окончательно отдаляется от всего мира, не встречается ни с кем, забывает друзей и знакомых. У него нет сил противостоять трудностям жизни, он плывёт по течению. Однажды он заболел и его навестил доктор.

После осмотра он сказал ему, что от лежания и жирной пищи его года через два-три хватит удар, советует ехать за границу лечиться и встряхнуться.

Обломов в ужасе, он задумывается о своих «несчастьях», потом засыпает и ему снится сон, в котором проходят все этапы его жизненного пути. Вначале Илье Ильичу снится пора, когда ему всего семь лет.

Он просыпается в своей постельке. Няня одевает его, ведёт к чаю.

Весь «штат и свита» дома Обломовых тут же подхватывают его, начинают осыпать ласками и похвалами. После этого начиналось кормление его булочками, сухариками и сливочками.

Потом мать, приласкав его ещё, «отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребёнка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией». День в Обломовке проходит бессмысленно, в мелочных заботах и разговорах.

Обратите внимание

Следующая пора, которая снится Обломову, — он немного постарше, и няня рассказывает ему сказки.

«Взрослый Илья Ильич хотя после и узнаёт, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта неискренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессильно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка…

Его всё тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей; у него навсегда остаётся расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счёт доброй волшебницы.» Жизнь в Обломовке вялая, крайне консервативная. Илюшу лелеют, «как экзотический цветок в теплице». «Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая».

Родители «мечтали о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже и губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь по дешевле, с разными хитростями обойти тайком разбросанные по пути просвещения и честей камни и преграды, не трудясь перескакивать через них, то есть, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенной, в детстве приобретённой полноты, а так, чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошёл все науки и искусства». Роман Гончарова «Обломов» вышел в свет в 185 году, когда Россия стояла на пороге перемен экономической жизни, вызванных необходимостью отмены крепостного права.

Автор по своим взглядам принадлежал к кругу либерально настроенных дворян, которые, с одной стороны, признавали необходимость перемен, а с другой – страшились утраты нравственных ценностей во время этого процесса. Раздумья о будущем родины о новом герое литературы нашли отражение в романе в образе главного героя и его окружения.

Главный герой романа, Илья Ильич Обломов, впервые появляется перед нами «молодым человеком 32-35 лет от роду, приятной наружности, с тёмно-чёрными глазами, гулявшими беспечно по стенам, потолку». Если говорить обо всём действии романа, то впервые мы познакомимся с Илюшей, когда ему было 7 лет (в главе «Сон Обломова»), а последние главы описывают события, происшедшие спустя 37 лет.

Илья Ильич Обломов происходит из богатого дворянского рода.

Он умный, культурный человек, получивший хорошее образование, в юности он был полон прогрессивных идей, мечтал служить России.

Когда он начинает службу, совершенно очевидно, что он стоит значительно выше своих петербургских знакомых (Волкова, Пенкина, Судьбинского). Илья Ильич по характеру честен, добр, кроток.

Его друг с детских лет, Андрей Штольц, говорит о главном герое: «Это – хрустальная, прозрачная душа». Но эти черты характера дополняются такими качествами, как безмолвие и лень.

Жизнь Обломова лишена стремлений к изменениям, преобразованиям, больше всего на свете он ценит покой, не имея сил и желания бороться, если можно жить и так. Как только судьба ставит перед ним проблему выбора, возникающую рано или поздно перед любым человеком, Обломов пасует перед жизненными проблемами и трудностями.

Гончаров, безусловно, осуждает лень, боязнь движения и жизни, неспособность к практической деятельности, подмену жизни расплывчатой мечтательностью. Он даже сам хотел назвать роман «Обломовщиной». («Одно слово, — думал Илья Ильич, — а какое… ядовитое»).

Важно

Автор видит и причины, породившие это явление – условия русской поместной жизни позволяли помещику не заботиться о «хлебе насущном» (спустя несколько лет помещик из некрасовской поэмы «Кому на Руси жить хорошо» скажет об этом так: «Соловья благородные у нас труду не учатся»). Но роман и его образы не так однозначны. Осуждая Обломова, Гончаров всё-таки никак не может согласиться с мыслью, что путь Андрея Штольца, превратившегося в машину «из мускулов и костей», лучше и более подходит для России.

В одном из разговоров Илья Ильич спрашивает друга: «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь?» Как тут не согласиться со словами Добролюбова, сказанными об этом авторе:«Обломов не тупая, апатическая натура, без стремлений и чувств, а человек, тоже чего-то ищущий в своей жизни, о чём-то думающий. Но грустная привычка получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от других,- развила в нём апатическую неподвижность и повергла его жалкое состояние нравственного рабства».

»crosslinked«

Источник: http://ruslit.biz/son-oblomova-analiz-epizoda-iz-romana-i-goncharova-oblomov/

Сочинения на Getsoch.ru

Анализ эпизода Сон из романа Гончарова «Обломов»

       Особенностью первой части романа является то, что вся она посвящена обычному дню героя, который провел его лежа на диване. Все слова автора переносят нас в атмосферу Обломова.

Каждая деталь говорит о заброшенности, пустоте того мира, в котором находится герой. Здесь можно и проследить характер Обломова. Много внимания автор уделил халату героя.

Эта вещь здесь выступает не просто, как деталь, но как нечто духовное, которое держит и не отпускает. 

       Следует заметить, что Илья Ильич доволен своим положение. Да, он понимает все убожество, в котором находится. Он понимает, что прожил свою жизнь, так и не добившись ничего стоящего. Он духовно пал. Обломов строг к себе. Он четко понимает, что только его собственные лень и бездарность стали причиной его теперешней жизни.

       Находясь в такой пустоте, он приходит к вопросу, который многие задают себе на этом этапе жизни: «Почему я такой?». Ответ таится в главе «Сон Обломова». 

Читайте также:  Анализ романа русский лес леонова

       В первую очередь следует обратить внимание на детство героя. Именно оно сниться ему. Фрагментами пролетают перед нами и социальные условия, в которых жили люди, и формирование личностей в этой среде. Илюша, активный и подвижный мальчик, даже не мог сам одеться. Трудиться было положено только слугам, которые по пятам следовали за Ильей, и делали абсолютно все за него. 

      Автор очень точно проводит анализ детства, которое и стало причиной неумелости, вялости души мальчика и его тела. В том месте, где он рос, не было ничего интересного или особенного.

Совет

Никаких краж, убийств, переполохов. Каждый день был похож на предыдущий. Люди там постоянно ели, спали и чаи пили. Человеку, который привык трудиться, это показалось бы страшной мукой.

Но Илья не знал ничего кроме такой жизни. 

       Во сне Обломов оказывается в детстве, где все привычно. Даже учеба в пансионе не была похожа на труд. Книга в семье считалась просто вещью для развлечения. Ее можно просто полистать, когда скучно. Так что, когда Илья притворялся больным, то никто не гнал его на учебу. Ведь она никуда не денется, а здоровье не купишь. 

       Мы видим, что вся жизнь героя абсолютно серая. В ней нет никаких событий, ничего интересного, никакой интриги. Казалось бы, что такой скучный роман, и читать не хочется. Но, на самом деле, на протяжении всей истории каждая глава интересна. Причиной этого является талант автора в описании даже самых простых вещей. 

       Важной составляющей жизни людей в то время был крепостнический уклад. Он калечил не только судьбы простого народа, но и души подрастающих дворян. Как и отрицательные качества дворянского сословия, в Обломове есть много положительного.

Он добрый, умеет критически мыслить, как обо всем, так и о себе. Он обладает глубоким аналитическим умом, честностью, широкой душой и стремлением к высотам. Илья Ильич был воспитан на народных сказках и легендах.

Он часто имел возможность наблюдать за природой, часто находился в тишине и покое, много размышлял. 

       И вот наступил момент, когда душа Обломова наполнилась новыми красками – он влюбился в Ольгу Ильинскую. Это чувство наполнило его надеждой на счастье, но оно быстро потускнело – Ольга делала все по расчету и с корыстью. Да и сам Обломов не сумел сменить свой образ жизни. Так что он просто продолжает лежать на диване. 

       В конце, хотелось бы подвести итог. Автор показал нам, как лень, праздность и постоянное сонное состояние совмещаются с добротой и любовью в жизни русского дворянства.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/154-analiz-epizoda-son-iz-romana-goncharova-oblomov.html

“Сон Обломова” (Анализ эпизода из романа И. А. Гончарова “Обломов”)

Первая часть романа посвящена одному обычному дню героя, который проводит его, не вставая с дивана. Неторопливое авторское повествование детально и подробно рисует обстановку его квартиры, на которой лежит печать заброшенности и запустения.

В вещах, окружающих героя, угадывается его характер. Особое внимание автора уделено описанию халата Обломова, восточного, “без малейшего намека на Европу”, просторного, широкого, который покорно повторяет движения его тела.

Обратите внимание

Образ халата вырастает до символа, который как бы обозначает вехи его духовной эволюции. Любовь к Ольге Ильинской пробуждает душу героя к активной, деятельной жизни.

Эти перемены связываются в мыслях Обломова с необходимостью “сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души и с ума”.
Все, вроде, благостно, но это вовсе не значит, что

Илья Ильич вполне удовлетворен своим настоящим положением. Он осознает убожество и пустоту своей бездарно прожитой жизни, свое духовное падение. Герой строго судит себя за лень и пассивность, стыдится своего барства, сравнивая свою душу с кладом, заваленным всяким сором.

Перед ним возникает мучительный вопрос: “Отчего я такой?” Ответ на него писатель дает в главе “Сон Обломова”, которую называют “увертюрой всего романа”.
Герою снится детство в патриархальной Обломовке, мы видим социальные условия, которые сформировали его характер.

Резвому и любознательному Илюше не позволяют даже самому одеться.

Труд здесь – привилегия дворовых слуг, которые неусыпно следят за маленьким баричем, предупреждая все его желания… С точностью, которой позавидовал бы сам Фрейд, писатель анализирует детство героя, среду, формирующую в живом и любопытном малыше инертность, неумелость, вялость души и тела. “Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют в нравах людей в том краю. Ни

грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их”. ‘ * Бессмысленно круговращение дней, где до обеда обсуждали обед, после обеда спали, а проснувшись, пили чай, занимались “чем-нибудь” и начинали готовиться к ужину.

Сон переносит Обломова во времени, но почти ничего не меняется в его существовании. Вернее, перемены есть, но они чисто внешние.

Немного учебы в “пансионе” немца Штольца не препятствует его безделью, так как на книгу его отец смотрел “как на вещь, назначенную для развлечения, от скуки и от нечего делать”, и когда Илюша притворялся больным, его охотно оставляли дома. “Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь “.

Сам характер героя предопределяет его заурядную, неинтересную судьбу, лишенную внешнего движения, значительных и ярких событий, увлекательной интриги. Но, несмотря на то, что ничего особенного в романе не происходит, читаешь его с неослабеваемым интересом.

Важно

Может быть, причина этого таится в выразительности и яркости языка писателя, в его неповторимом юморе, с которым описаны знаменитые сцены пререканий Ильи Ильича с крепостным слугой Захаром. Думается, лишая жизнь героя внешних событий, автор переключает основное внимание на его напряженное внутреннее действие.

Ведь жизнь Обломова вовсе не так спокойна и безмятежна, как это кажется вначале. Крепостнический уклад России не только обрекает на нищенское и бесправное положение русский народ, но и калечит душу подрастающего дворянина, убивая в нем прекрасные задатки характера. В Обломове часто видят только губительное влияние крепостного рабства и барства.

Но в нем есть очень много привлекательных качеств, порожденных той же патриархальной средой. Это его доброта, критическое отношение к себе, глубокий аналитический ум, честность, широта души, стремление к чему-то высшему. Илюша Обломов воспитан на русских народных сказках и былинах.

Он растет на лоне мягкой среднерусской природы, которая сулит человеку покой и тишину, окруженный любовью и лаской. Поэтому ему органически чужды суета и расчетливость. Он ищет в жизни “ума, воли, чувства”. И такое прекрасное, всеобъемлющее чувство, как любовь к Ольге Ильинской, озаряет жизнь Обломова, пробуждая его душу, вселяя надежду на счастье. Но если он любит искренне и нежно, то в чувствах Ольги явно преобладают расчет и тщеславие. Она поставила перед собой трудную и благородную цель – пробудить к жизни спящую душу. Может быть, это чувствует Илья Ильич. Для него любовь становится испытанием, которого он не выдерживает.

Известно, что слабые попытки Обломова изменить свое существование терпят крах. Герой продолжает лежать на диване, укрываясь от вторжения внешней жизни. Итак, что же такое “обломовщина”? Это понятие гораздо шире, чем кажется на первый взгляд.

В него входит весь патриархальный уклад русской жизни с его ленью, праздностью, сонливостью в сочетании с добротой, любовью, поэтичностью. Кроме того, благополучная трудовая и культурная жизнь Штольцев представляет собой модернизированный буржуазный вариант “обломовщины”.

Совет

То есть этим понятием можно обозначить такое состояние вообще, которое останавливается в своем развитии, замыкаясь на личных интересах, а значит, является неполноценным.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/son-oblomova-analiz-epizoda-iz-romana-i-a-goncharova-oblomov/

Анализ романа «Обломов»

«Обломов» — это роман, который в своем поэтапном раскрытии отображает конец эпохи отмены крепостничества и невозможность нормального развития и роста личности в условиях процветающего тогда крепостного права. Приведенный ниже анализ романа «Обломов» наглядное тому подтверждение.

Главный герой представлен автором в качестве собирательного образа человека, который не может после службы приобщиться к какому-нибудь делу и найти ответ на вопрос: как жить дальше? Роман «Обломов» представляет собой смешение романтизма с ослабленной волей человека, душевной немощью.

«Обломов»: анализ 1 главы

В начале произведения автор знакомит читателя с героем (Обломовым) и с его бытовым окружением.

Применяя метод поэтапного (ступенчатого) сужения образов, Гончаров переносит нас сначала на одну из основных улиц аристократии в городе Петербурге, перемещая суть действий в большой многонаселенный дом, где мы и попадаем в жилище и «опочивальню» главного героя.

Неопрятная комната соответствует как внешнему виду, так и внутреннему настроению хозяина, где мы обнаруживаем, что «ковры были в пятнах» и «лепилась в виде фестонов паутина». А сам герой — Обломов кличет периодически: «Захар!».

И после ворчанья и стука «спрыгнувших откуда-то ног», перед нами возникает второй персонаж романа, слуга, также в довольно неприглядном виде. Лакей Захар для хозяина дома Обломова – не только «преданный слуга», он также выступает в роли хранителя родовых воспоминаний, друга, няньки.

Совет

Это автор наглядно демонстрирует, представляя вереницу забавных бытовых сценок в результате общения лакея с барином.

Благодаря грубой, откровенной и неприкрытой лицемерием манере общения Захара мы знакомимся с отрицательными чертами Обломова – и с ненавистью к труду, и с жаждой покоя и безделья, и со склонностью преувеличивать тягость собственных забот.

Между слугой и помещиком явно прослеживается параллель: подобно тому, как Илья Ильич Обломов самоотверженно трудится над планом, лакей Захар всячески демонстрирует намерения провести генеральную уборку. Только совершенно не следует полагать, что Захар является двойником помещика или простачком ленивым. Не стоит о нем судить так поверхностно.

Жизнь Ильи Ильича как бы протекает в своем особом мирке, который то и дело терпит вторжение посторонних: уж многим людям есть дело до него.

К помещику стучались в дверь и светский шалопай Волков, Пенкин – модный литератор, усердный чиновник Судьбинский и делец Тарантьев, даже какой-то «человек неопределенных лет, с неопределенной физиономией».

Петербуржцев привлекает в квартире Обломова тепло души и мягкость её хозяина. Даже такой негодяй, как Тарантьев, понимает, что в этом доме он найдет «теплый, спокойный приют».

По существу, уже в экспозиции намечается пояснение того, почему Обломов как чиновник не достиг успеха.

Мы видим, что «среда не «заела», среда отторгала» народ, подобный главному герою, который, на самом деле, в духовном отношении гораздо выше любого из своих гостей.

Обратите внимание

Обломов к концу первой части романа готов изменить свою прежнюю жизнь. Герой находится под давлением внешних обстоятельств в виде необходимости переезда по причине снижения доходности имения.

Только вот внутренние побуждения оказываются важнее.

И прежде чем нам предстоит увидеть результат усилий помещика Ильи Ильича подняться с дивана, автор приводит для рассуждение особую новеллу о детских годах персонажа – «Сон Обломова».

Сон Обломова: анализ эпизода

В этом отрывке мы находим ответ на вопрос о том, как бодрый и резвый мальчик Илья Обломов превратился в мужчину, которой не желает никого и ничего знать, окромя собственного кабинета и прислуживающего ему лакея.

Обломовский сон – это связь прошлого и настоящего, предопределение судьбы героя. Сон показывает, как появился такой человек, как Илья Обломов, личность которого сочетает в себе добрые и приятные черты, а также полную индифферентность к происходящим событиям, желание полного отчуждения.

В более широком смысле сон является общим состоянием души героя. Представленная Обломовка существует лишь для того, чтобы пробудиться утром, а вечером уснуть.

Так и Обломов бежит в свой кабинет на Выборгской от суеты и несвободы жизни, стремясь обрести покой и размеренность.

Герой уверен, что лишь во сне он обладает полной свободой и может повелевать временем, по желанию видеть давно упокоенную мать и перемещаться в «благославенный уголок».

Анализ 9 главы «Обломова» показывает, что герой стремится ко сну, подменяя им ощущение свободы.

Будучи метафорой жизни героя, «Сон Обломова» проходит через все пространство романа, определяя, что именно сновидения сподвигают «человека творить среди естественного мира другой, несбыточный, и в нем искать разума и потехи праздному воображению или разгадки обыкновенных сцеплений обстоятельств и причин явления вне самого явления».

Анализ 3 главы «Обломова»

В этой главе романа мы видим, как Обломова навещает Андрей Штольц — друг детства.

Уже на пороге Илья Ильич засыпает Штольца жалобами на собственное здоровье: изжога мучит и ячмени одолели. Врач советует ему путешествовать, но разве здравый человек поедет «… в Америку и Египет!…Разве отчаянный какой-нибудь, кому жизнь нипочем». Штольцу же страх и доводы Обломова непонятны и смешны.

Далее Обломов рассказывает своему другу о письме старосты и требовании хозяйки съемного жилья съехать с квартиры.

Важно

Штольц, ознакомившись с письмом, предлагает товарищу действовать и излагает свое видение решения данной проблемы.

Но нет, таковое не для Ильи Ильича. Перемены для него страшнее всего на свете. Обломов не верит в то, что перемены дадут результат, как и план преобразования Обломовки, который он пишет уже ни один год. Илья Ильич не в состоянии совершать изменения в собственной жизни, они обходятся ему затратой слишком многих усилий.

Таким образом, вышесказанное о романе Гончарова «Обломов», анализ которого вы только что прочитали, раскрывает слабость духа человеческого и кризис неопределенности бытия, осознание нищенского духовного существования личности и смирение с этим. Подводя черту, следует сказать, что и в наши дни можно встретить «обломовщину», так что проблема, описанная автором, актуальна и сегодня.

Источник: https://elhow.ru/ucheba/literatura/analiz-proizvedenij/analiz-romana-oblomov

Сон Обломова. Анализ IX главы первой части романа И. А. Гончарова «Обломов»

Обломов — произведение Гончарова, где автор отображает волнующие его проблемы, объясняя их причины, и пытаясь выразить свои убеждения и надежды.

Свой роман Гончаров писал около десяти лет, а знакомит он нас с жизнью главного героя Ильей Обломовым, который стал ярким представителем дворянства 19 века. На тот момент таких Обломовых было много.

Знакомясь с произведением, мы видим ленивого человека, полного апатии к жизни, человека, которому бы полежать на диване, а более ничего и не нужно.

Почему герой такой? Этим вопросом задавался и сам Обломов в произведении Гончарова и здесь нужно обратиться к истокам, то есть к детству, чтобы понять характер человека. Тут на помощь приходит глава Сон Обломова. А чтобы познакомиться с сюжетом данной главы, предлагаем познакомиться с ее кратким содержанием.

Читайте также:  Почему люди бывают жестоки друг к другу? итоговое сочинение 11 класс

Изучая произведение, в 9 главе под названием Сон Обломова мы переносимся в Обломовку, в то время, когда наш герой был маленький. В его сне мы знакомимся с описанием Обломовки. Для Ильи — это как рай на земле, где жизнь течет размеренно, где все протекает монотонно и однообразно, где мало кого заботят проблемы и вопросы о смысле жизни.

Далее в эпизоде Сон Обломова герой видит себя семилетним мальчиком, веселым, любознательным, энергичным. Он готов все изучать, экспериментировать. Ему бы бегать, резвиться и познавать мир, но не в Обломовке, где за каждым шагом ребенка следили, заботились о том, чтобы Илья не перенапрягался, где в любую минуту все сделают за него, ведь, для этого есть крепостные.

Автор нас знакомит и с родителями Обломова, ленивыми, но в то же добрыми людьми. Из-за своей лени, хозяйство заброшено, их легко обворовать, ведь отец Обломова даже не знает, какие у него доходы. Мать Обломова лишь заботится составлением меню, ведь в Обломовке очень важно хорошо поесть, а потом поспать.

Совет

Вот как раз во время обеденного сна Илья и приобретал полную свободу, когда мог заниматься всем тем, что ему запрещали.

В следующем эпизоде Илья видит себя четырнадцатилетним парнем. Он учится в пансионате Штольца, где за него делает уроки Андрей Штольц.

При этом родители Ильи ищут различные поводы, чтобы их ребенок не ходил на занятия, да и вообще они считают, что учеба не нужна, и знания в жизни не пригодятся.

Мы видим, что Илья хочет развиваться, хочет познавать мир, но родители пресекают данные порывы и в итоге резвый парнишка превращается в ленивого дворянина.

Сон Обломова анализ

Делая анализ главы Сон Обломова, мы можем сказать, что роль сна Обломова, как и само значение сна, большая. Эта глава является полноценным произведением, которое дополняет роман Гончарова и дает возможность понять, почему Илья живет столь ленивой жизнью, где даже одеться самостоятельно не может.

В ней мы понимаем, что лень Обломова качество приобретенное и тому есть доказательство — глава Сон Обломова. Мы понимаем, что если бы Илья рос в другой атмосфере, его родители изначально не мешали развиваться, познавать мир, то жизнь героя сложилась по-другому. Она могла быть яркой, насыщенной.

А так, зачем ему что-то делать, когда достаточно только мигнуть и несколько слуг исполнят любой приказ, любое желание. При этом все свои жизненные вопросы он теперь решает простым ответом: только не теперь. Вот такой наш Обломов, который стал таким под воздействием среды, в которой он рос и развивался.

Это не аномалия, а привычка с детства получать желаемое за счет других, и именно эта привычка развила апатию и неподвижность героя, повергла его в ленивое состояние и жалкое существование.

  • сон обломова
  • вывод 9 главы обломов

Источник: http://sochinyshka.ru/son-oblomova-analiz-ix-glavy-pervoj-chasti-romana-i-a-goncharova-oblomov.html

Приезд Штольца в дом Обломова. (Анализ эпизода из второй части романа И.А.Гончарова «Обломов»)

Категория: Обломов

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Сначала будет долгое и подробное описание ленивой жизни и ленивой обстановки. Потом, как свежий ветер, ворвется Штольц и попытается нечто изменить в этом сонном существовании своего друга. Анализировать вторую часть романа достаточно трудно, не сказав несколько слов о части первой и об общей его концепции.

Интересно, что первая часть заканчивается сном Обломова, который как бы итожит все это «ленивое» описание; и один из героев этого сна — детский друг Штольц. Герой проснется и обнаружит друга наяву, но это уже будет вторая часть, в которой нарушится привычный для Ильи ход времени. Первая часть романа посвящена одному обычному дню героя, который проводит его, не вставая с дивана.

Неторопливое авторское повествование детально и подробно рисует обстановку его квартиры, на которой лежит печать заброшенности и запустения. В вещах, окружающих героя, угадывается его характер. Особое внимание автора уделено описанию халата Обломова, восточного, «без малейшего намека на Европу», просторного, широкого, который покорно повторяет движения его тела.

Обратите внимание

Образ халата вырастает до символа, который как бы обозначает вехи его духовной эволюции. Любовь к Ольге Ильинской пробуждает душу героя к активной, деятельной жизни. Эти перемены связываются в мыслях Обломова с необходимостью «сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души и с ума».

И действительно, на какое-то время он исчезает из поля зрения, чтобы затем новая хозяйка Обломовки, Агафья Матвеевна Пшеницына обнаружила его в чулане и вернула к жизни. Итак, слабые попытки Обломова изменить свое существование терпят крах.

Герой продолжает лежать на диване, укрываясь от вторжения внешней жизни, но она все равно врывается в его полутемную закупоренную комнату в виде неприятного письма старосты или требования хозяина съехать с квартиры. Он не может заставить себя вчитаться в письмо, оттягивает поиски новой квартиры, но мысли об этом постоянно отравляют ему существование.

«Трогает жизнь, везде достает», —сетует Илья Ильич, пытаясь обратиться за помощью и советом к своим гостям. Эти люди из внешнего мира совершенно не похожи друг на друга, нет в них ни малейшего сходства с Обломовым. Все они активны, подвижны и энергичны.

Здесь появляются и пустой щеголь Волков, и карьерист Судьбинский, и писатель-обличитель Пенкин, и нагловатый земляк Обломо-ва Тарантъев, и безликий Алексеев.

Зачем же писатель вводит в роман этих эпизодических героев, которые по очереди появляются у знаменитого обломовского дивана? Наверное, каждый из посетителей Ильи Ильича, рассказывая о своих занятиях и проблемах, являет собой тот или иной вариант активной, деятельной жизни, которые действительность предлагает герою вместо лежания на диване.

После ухода каждого из гостей хозяин подводит своеобразный итог беседе с ним и выносит ему свою оценку. И оценка эта всегда отрицательная. Обломова совершенно не привлекают ни светские успехи, ни карьера, ни поверхностное литературное обличительство. Почему же он так упорно отвергает эти возможные пути? Может быть, потому, что не видит в них ничего, кроме пустой, ненужной суеты.

Он хочет чего-то более возвышенного и прекрасного, ради которого стоит подняться с дивана. И действительно, когда думаешь об этом, то более привлекательной и честной кажется позиция Обломова. Но это вовсе не значит, что Илья Ильич вполне удовлетворен своим настоящим положением. Он осознает убожество и пустоту своей бездарно прожитой жизни, свое духовное падение.

Герой строго судит себя за лень и пассивность, стыдится своего барства, сравнивая свою душу с кладом, заваленным всяким сором. Перед ним возникает мучительный вопрос: «Отчего я такой?» Ответ на него писатель дает в главе «Сон Обломова», которую называют «увертюрой всего романа». Герою снится детство в патриархальной Обломовке, мы видим социальные условия, которые сформировали его характер.

Важно

Резвому и любознательному Илюше не позволяют даже самому одеться. Труд здесь — привилегия дворовых слуг, которые неусыпно следят за маленьким баричем, предупреждая все его желания. Крепостнический уклад России не только обрекает на нищенское и бесправное положение русский народ, но и калечит душу подрастающего дворянина, убивая в нем прекрасные задатки характера.

В Обломове часто видят только губительное влияние крепостного рабства и барства. Но в нем есть очень много привлекательных качеств, порожденных той же патриархальной средой. Это его доброта, критическое отношение к себе, глубокий аналитический ум, честность, широта души, стремление к чему-то высшему. Илюша Обломов воспитан на русских народных сказках и былинах, окруженный любовью и лаской.

Он растет на лоне мягкой среднерусской природы, которая сулит человеку покой и тишину. Поэтому ему органически чужды суета и расчетливость. Он ищет в жизни ума, воли, чувства. И такое прекрасное, всеобъемлющее чувство, как любовь к Ольге Ильинской, озаряет жизнь Обломова, пробуждая его душу, вселяя надежду на счастье.

Но если он любит искренне и нежно, то в чувствах Ольги явно преобладают расчет и тщеславие. Она поставила перед собой трудную и благородную цель — пробудить к жизни спящую душу. Может быть, это чувствует Илья Ильич. Для него любовь становится испытанием, которого он не выдерживает Но главным героем-антиподом Обломова является в романе его друг Андрей Штольц.

Эта натура полностью противоположна лентяю и бездельнику Илье. Автор подробно знакомит нас с происхождением, воспитанием, образованием и нынешней деятельностью этого героя. Казалось бы, он воплощает в себе лучшие человеческие качества: трудолюбие, ум, энергию, честность, благородство, но критики разного времени не без основания отмечали схематичность его образа, неубедительность его идей и деятельности. Несмотря на все свои достоинства, Андрей Штольц воспринимается как удачливый энергичный делец, представитель нового буржуазного уклада, который приходит на смену патриархальным обломовым. Конечно, этот исторический путь развития страны неизбежен. Именно штольцы ведут отсталую страну к цивилизации, в то время как обломовы лежат на диване. Но в разговоре с другом Илья Ильич дает удивительно точную и меткую оценку миру промышленников, куда его настойчиво пытается ввести Штольц Он называет коммерсантов мертвецами, спящими людьми, которые только имитируют активность, интерес, бурную деятельность, сквозь которую проглядывает безысходная скука.

Итак, что же такое обломовщина? Это понятие гораздо шире, чем кажется на первый взгляд В него входит весь патриархальный уклад русской жизни с его ленью, праздностью, сонливостью в сочетании с добротой, любовью, поэтичностью.

Кроме того, благополучная трудовая и культурная жизнь Штольцев представляет собой модернизированный буржуазный вариант обломовщины.

Совет

То есть этим понятием можно обозначить такое состояние вообще, которое останавливается в своем развитии, замыкаясь на личных интересах, а значит, является неполноценным.


Совет

Осенний садКогда приходит осень, сразу вокруг начинает все меняться. Как будто приходит сказочный художник и начинает разукрашивать природу в разные цвета. Осень — это мое любимое время года, потому что я могу встретиться со своими школьными друзьями, поделиться новостями, как я провел лето. И особенно чудесным оказывается осенний сад.

Самое лучшее летоЭтот учебный год был тяжелым как никогда, и я едва дождалась начала летних каникул, тем более, что они обещали быть такими насыщенными.

Мои родители разрешили мне провести июнь в спортивном лагере с моими школьными друзьями и друзьями по парусному спорту. Это было незабываемо. Море, солнце, паруса. Июль я, как всегда, провела у бабушки в деревне. Я люблю жить у нее на каникулах.

Рядом с ее домом небольшой лес и речка. Я езжу туда каждый год, поэтому у меня очень много друзей сре

О романе “Они сражались за Родину” сам Шолохов сказал так: “В нем мне хочется показать наших людей, наш народ, источники его героизма…

Я считаю, что мой долг, долг русского писателя — это идти по горячим следам своего народа в его гигантской борьбе против иноземного владычества и создать произведение искусства такого же исторического значения, как и сама борьба”.

В романе многогранно раскрыта судьба трех скромных рядовых людей — шахтера Петра Лопахина, комбайнера Ивана Звягинцева, агронома Ни

Как-то Твен спросил своего спутника, где он отыскивает такие витиеватые выражения и обороты. Кейбл отправился к себе в номер и принес большую старую книгу. Она была переложена закладками и основательно потрепалась от частого чтения.

Автором книги был Томас Мэлори, называлась она «Смерть Артура». Твен принялся читать и уже через две страницы хохотал до слез.

Обратите внимание

Всю ту поездку, продолжавшуюся два с лишним месяца, он не расставался с романом Мэлори и решил, что непременно напишет пародию на него. Писа

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к шедеврам раннего творчества М.Горького. Писателя здесь интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщенные черты идеального человека.

Итак, в рассказе представлены три героя, у каждого из которых своя жизненная философия: Ларра, сын женщины и орла, Данко, сын человеческий, и старуха Изергиль, современница повествователя. Ларра – воплощенная бездуховность.

Он мнит себя совершенным, поэтому губит неугодных ему: «Я один… я не поклоняюсь ник

Драма А.Н.

Островского «Бесприданница», написанная в 1879 году,] отразила характерные для того времени явления: резкий скачок развитая торговли и промышленности, изменение прежнего «темного царства» в сторону цивилизации, упадок дворянства и его роли в обществе.

Но Островского интересует в первую очередь подъем чувства личности, вызванный реформами, поэтому «Бесприданница» — психологическая драма, главную роль в которой играет женщина, героиня с глубоким внутренним миром и драматическими пережив

Особенность пушкинского описания, в первую очередь, определяется эпитетом «пышное» (увяданье). Не просто увяданье, а увяданье праздничное, торжественное, пышное.

Поэтому становятся особенно ощутимыми и выбранные Пушкиным слова для определения красок осени — леса не просто красные и желтые, но В багрец и в золото одеты леса.

Важно

Слово «золото» вообще придает образу осенней природы торжественно пышный оттенок, слово же «багрец» вызывает ассоциации пурпурной одежды царей и багряницы (багряница — оде

Иван Сергеевич Тургенев создал удивительную повесть с нежным названием «Ася». На меня данное произведение произвело неизгладимое впечатление и очень понравилось. Хотя в нем есть несколько довольно спорных моментов. Прежде всего – это концовка.

Многим бы хотелось, чтобы все закончилось свадьбой и долгим семейным счастьем двух молодых людей. Но великий русский писатель увидел и представил данную непростую любовную историю в новом свете и с совершенно неожиданным концом.

Поведение главного героя, ко

Тема исторического прошлого родины всегда волновала Пушкина, как поэта, так и прозаика.

Им были созданы такие произведения, как «Песнь о вещем Олеге», «Бородинская годовщина», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «История Пугачевского бунта» и конечно же «Капитанская дочка».

Все эти произведения описывают разные исторические события, разные исторические эпохи: начиная с полулегендарных событий, описанных в древнерусском памятнике «Повесть временных лет», заканчивая совсем еще свежими в

Михаил Юрьевич Лермонтов — один из загадочных русских поэтов. К сожалению, он очень рано погиб: был убит на дуэли в неполные двадцать семь лет. Но успел за свою короткую жизнь так много.

Уже в ранней лирике Лермонтова проявляется одна существенная особенность его творчества: оно субъективно и оригинально, что характерно для романтической поэзии.

Совет

В уме своем я создал мир иной И образов иных существованье; Я цепью их связал между собой, Я дал им вид, но не дал им названья… Так писал поэт в

Сейчас смотрят:{module Гончаров:}Actionteaser.ru — тизерная рекламаActionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/goncharov-i-a/oblomov/2834-priezd-shtoltsa-v-dom-oblomova-analiz-epizoda-iz-vtoroj-chasti-romana-i-a-goncharova-oblomov.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector