Анализ поэмы некрасова дедушка 6 класс

Поэма Н.А.Некрасова «Дедушка»

Cлайд 1

Слово о декабристах. Поэма Н.А.Некрасова «Дедушка» Электронный ресурс подготовлен учителем Судаковой С.Р.( 6 класс) МОУ СОШ № 5 г.Светлого Калининградской области

Cлайд 2

«Кто это? – спрашивал Саша, – Кто?..» – «Это дедушка твой». Из поэмы «Дедушка».

Cлайд 3

План урока: Проверка домашнего задания в форме теста. Индивидуальное задание: «Определение слова «поэма». Работа с текстом поэмы «Дедушка» по вопросам. Вопросы по презентации. Кто такой С.Г.Волконский? Работа по группам. Составление таблицы. Индивидуальное задание: «Сергей Волконский на каторге». Вопросы. Подведение итогов.

Cлайд 4

1). Поэма – это один из видов лиро-эпического жанра. Основными чертами её является наличие развёрнутого сюжета и вместе с тем широкое развитие образа лирического героя, активно включающегося помимо сюжета, в характеристики персонажей, оценивающего их, как бы принимающего участие в их судьбе.

Cлайд 5

2). Сведения о главных героях поэмы. Саша – показан в семье с мамой и папой в процессе взросления, примерно, от 3-х до 10 лет. (Всё интересуется, чей это портрет на стене). Дедушка – сведения из 1-3 части. а) в кабинете у отца висит его портрет; б) о нём никто ничего не рассказывает; в) все плачут, когда о нём заходит речь; г) в ожидании приезда деда, наступает большая уборка, у всех счастливые лица; д) когда приезжает дед, на груди у него большой крест (исследователи считают, что этот крест переплавлен из его кандалов); В ж) нога у него стёрта (может, от кандалов?); з) рука ранена (наверное, от выстрела); к) автор называет его «таинственный дед».

Cлайд 6

3). Просмотр отрывка из фильма: «Ю. Лотман. Декабристы». Кто такой Ю.М. Лотман? Вопросы: 1) Назовите примерные годы жизни декабристов? 2) Что вы узнали о тюрьме? 3) Что представляли собой эти люди? 4) Зачем нам знать об этих людях? 5) Что поразило Л.Н.Толстого в этом поколении? 6) Кто такие декабристы? 4). Просмотр презентации «Восстание декабристов».

Cлайд 7

Вопросы по презентации «Восстание декабристов». Кто такие декабристы? Против кого и за что они боролись? Как происходили события восстания? Чем оно закончилось? Какое решение вынес суд в отношении людей, принявших участие в выступлении на Сенатской площади? Каково значение этого восстания?

Cлайд 8

Обратите внимание

В связи с чем возникает имя С.Г.Волконского? Чем интересен этот человек? «Есть основания предполагать, что Волконский отчасти послужил прототипом героя поэмы «Дедушка» – считал К.И.Чуковский. Кто такой К.И.Чуковский? Справка: ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович (наст. имя и фам.

Николай Васильевич Корнейчуков) (1882-1969), русский писатель, литературовед, доктор филологических наук. Произведения для детей в стихах и прозе («Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит» и др.) построены в виде комической остросюжетной «игры» с назидательной целью.

Книги: «Мастерство Некрасова » (1952; Ленинская премия, 1962), о А. П. Чехове, У. Уитмене, искусстве перевода, русском языке, о детской психологии и речи («От двух до пяти», 1928, 21-е издание, 1970). Критика, переводы, художественные мемуары. Дневники. Кто такой С.Г.

Волконский? К.И.Чуковский

Cлайд 9

Источник: http://bigslide.ru/literatura/8253-poema-nanekrasova-dedushka.html

Дедушка

(Посвящается З-н-ч-е)

I Раз у отца, в кабинете, Саша портрет увидал, Изображён на портрете Был молодой генерал. «Кто это? — спрашивал Саша. — Кто?..» — «Это дедушка твой». — И отвернулся папаша, Низко поник головой. «Что же не вижу его я?» Папа ни слова в ответ. Внук, перед дедушкой стоя, Зорко глядит на портрет: «Папа, чего ты вздыхаешь? Умер он… жив? говори!» — «Вырастешь, Саша, узнаешь».

— «То-то… ты скажешь, смотри!..»

II «Дедушку знаешь, мамаша?» — Матери сын говорит. «Знаю», — и за руку Саша Маму к портрету тащит, Мама идёт против воли.

«Ты мне скажи про него, Мама! недобрый он, что ли, Что я не вижу его? Ну, дорогая! ну, сделай Милость, скажи что-нибудь!» — «Нет, он и добрый и смелый, Только несчастный».

— На грудь Голову скрыла мамаша, Тяжко вздыхает, дрожит — И зарыдала… А Саша Зорко на деда глядит: «Что же ты, мама, рыдаешь, Слова не хочешь сказать!» — «Вырастешь, Саша, узнаешь.

Лучше пойдём-ка гулять…»

III В доме тревога большая. Счастливы, светлы лицом, Заново дом убирая, Шепчутся мама с отцом. Как весела их беседа! Сын подмечает, молчит. «Скоро увидишь ты деда!» — Саше отец говорит… Дедушкой только и бредит Саша, — не может уснуть: «Что же он долго не едет?..» — «Друг мой! Далёк ему путь!» Саша тоскливо вздыхает, Думает: «Что за ответ!» Вот наконец приезжает

Этот таинственный дед.

IV Все, уж давно поджидая, Встретили старого вдруг… Благословил он, рыдая, Дом, и семейство, и слуг, Пыль отряхнул у порога, С шеи торжественно снял Образ распятого бога И, покрестившись, сказал: «Днесь я со всем примирился, Что потерпел на веку!..

» Сын пред отцом преклонился, Ноги омыл старику; Белые кудри чесала Дедушке Сашина мать, Гладила их, целовала, Сашу звала целовать.

Правой рукою мамашу Дед обхватил, а другой Гладил румяного Сашу: «Экой красавчик какой!» Дедушку пристальным взглядом Саша рассматривал, — вдруг Слёзы у мальчика градом Хлынули, к дедушке внук Кинулся: «Дедушка! где ты Жил-пропадал столько лет? Где же твои эполеты, Что не в мундир ты одет? Что на ноге ты скрываешь? Ранена, что ли, рука?..» — «Вырастешь, Саша, узнаешь.

Ну, поцелуй старика!..»

V Повеселел, оживился, Радостью дышит весь дом. С дедушкой Саша сдружился, Вечно гуляют вдвоём. Ходят лугами, лесами, Рвут васильки среди нив; Дедушка древен годами, Но ещё бодр и красив, Зубы у дедушки целы, Поступь, осанка тверда, Кудри пушисты и белы, Как серебро борода; Строен, высокого роста, Но как младенец глядит, Как-то апостольски просто,

Ровно всегда говорит…

VI Выйдут на берег покатый К русской великой реке — Свищет кулик вороватый, Тысячи лап на песке; Барку ведут бечевою, Чу, бурлаков голоса! Ровная гладь за рекою — Нивы, покосы, леса. Лёгкой прохладою дует С медленных, дремлющих вод… Дедушка землю целует, Плачет — и тихо поёт… «Дедушка! что ты роняешь Крупные слёзы, как град?..» — «Вырастешь, Саша, узнаешь!

Ты не печалься — я рад…»

VII Рад я, что вижу картину Милую с детства глазам.

Важно

Глянь-ка на эту равнину — И полюби её сам! Две-три усадьбы дворянских, Двадцать господних церквей, Сто деревенек крестьянских Как на ладони на ней! У лесу стадо пасётся — Жаль, что скотинка мелка; Песенка где-то поётся — Жаль — неисходно горька! Ропот: «Подайте же руку Бедным крестьянам скорей!» Тысячелетнюю муку, Саша, ты слышишь ли в ней?.. «Надо, чтоб были здоровы Овцы и лошади их, Надо, чтоб были коровы Толще московских купчих, — Будет и в песне отрада, Вместо унынья и мук. Надо ли?» — «Дедушка, надо!»

— «То-то! попомни же, внук!..»

VIII Озими пышному всходу, Каждому цветику рад, Дедушка хвалит природу, Гладит крестьянских ребят. Первое дело у деда Потолковать с мужиком, Тянется долго беседа, Дедушка скажет потом: «Скоро вам будет не трудно, Будете вольный народ!» И улыбнётся так чудно, Радостью весь расцветёт. Радость его разделяя, Прыгало сердце у всех. То-то улыбка святая!

То-то пленительный смех!

IX «Скоро дадут им свободу, — Внуку старик замечал: — Только и нужно народу.

Чудо я, Саша, видал: Горсточку русских сослали В страшную глушь, за раскол, Волю да землю им дали; Год незаметно прошёл — Едут туда комиссары, Глядь — уж деревня стоит, Риги, сараи, амбары! В кузнице молот стучит, Мельницу выстроят скоро.

Уж запаслись мужики Зверем из тёмного бора, Рыбой из вольной реки. Вновь через год побывали, Новое чудо нашли: Жители хлеб собирали С прежде бесплодной земли. Дома одни лишь ребята Да здоровенные псы; Гуси кричат, поросята

Тычут в корыто носы…»

X Так постепенно в полвека Вырос огромный посад — Воля и труд человека Дивные дивы творят! Всё принялось, раздобрело! Сколько там, Саша, свиней, Перед селением бело На полверсты от гусей; Как там возделаны нивы, Как там обильны стада! Высокорослы, красивы Жители, бодры всегда, Видно — ведётся копейка! Бабу там холит мужик: В праздник на ней душегрейка —

Из соболей воротник!

XI «Дети до возраста в неге, Конь — хоть сейчас на завод — В кованой, прочной телеге Сотню пудов увезёт… Сыты там кони-то, сыты, Каждый там сыто живёт, Тёсом там избы-то крыты, Ну уж зато и народ! Взросшие в нравах суровых, Сами творят они суд, Рекрутов ставят здоровых, Трезво и честно живут, Подати платят до срока, Только ты им не мешай». — «Где ж та деревня?» — «Далёко, Имя ей: Тарбагатай, Страшная глушь, за Байкалом… Так-то, голубчик ты мой, Ты ещё в возрасте малом,

Вспомнишь, как будешь большой…»

XII «Ну… а покуда подумай, То ли ты видишь кругом: Вот он, наш пахарь угрюмый, С тёмным, убитым лицом: Лапти, лохмотья, шапчонка, Рваная сбруя; едва Тянет косулю клячонка, С голоду еле жива! Голоден труженик вечный, Голоден тоже, божусь! Эй! отдохни-ка, сердечный! Я за тебя потружусь!» Глянул крестьянин с испугом, Барину плуг уступил, Дедушка долго за плугом, Пот отирая, ходил; Саша за ним торопился, Не успевал догонять: «Дедушка! где научился Ты так отлично пахать? Точно мужик, управляешь Плугом, а был генерал!» — «Вырастешь, Саша, узнаешь,

Как я работником стал!»

XIII Зрелище бедствий народных Невыносимо, мой друг, Счастье умов благородных Видеть довольство вокруг. Нынче полегче народу: Стих, притаился в тени Барин, прослышав свободу…

Ну, а как в наши-то дни!

* * * Словно как омут, усадьбу Каждый мужик объезжал. Помню ужасную свадьбу, Поп уже кольца менял, Да на беду помолиться В церковь помещик зашёл: «Кто им позволил жениться? Стой!» — и к попу подошёл… Остановилось венчанье! С барином шутка плоха — Отдал наглец приказанье В рекруты сдать жениха, В девичью — бедную Грушу! И не перечил никто!.. Кто же имеющий душу

Мог это вынести?.. кто?

XIV Впрочем, не то ещё было! И не одни господа, Сок из народа давила Подлых подьячих орда. Что ни чиновник — стяжатель, С целью добычи в поход Вышел… а кто неприятель? Войско, казна и народ! Всем доставалось исправно.

Стачка, порука кругом: Смелые грабили явно, Трусы тащили тайком. Непроницаемой ночи Мрак над страною висел… Видел — имеющий очи И за отчизну болел.

Стоны рабов заглушая Лестью да свистом бичей, Хищников алчная стая

Гибель готовила ей…

XV Солнце не вечно сияет, Счастье не вечно везёт: Каждой стране наступает Рано иль поздно черёд, Где не покорность тупая — Дружная сила нужна; Грянет беда роковая — Скажется мигом страна.

Совет!

Единодушье и разум Всюду дадут торжество, Да не придут они разом, Вдруг не создашь ничего, — Красноречивым воззваньем Не разогреешь рабов, Не озаришь пониманьем Тёмных и грубых умов. Поздно! Народ угнетённый Глух перед общей бедой.

Горе стране разорённой! Горе стране отсталой!.. Войско одно — не защита. Да ведь и войско, дитя, Было в то время забито,

Лямку тянуло кряхтя…

XVI Дедушка кстати солдата Встретил, вином угостил, Поцеловавши как брата, Ласково с ним говорил: «Нынче вам служба не бремя — Кротко начальство теперь… Ну, а как в наше-то время! Что ни начальник, то зверь! Душу вколачивать в пятки Правилом было тогда. Как ни трудись, недостатки Сыщет начальник всегда: „Есть в маршировке старанье, Стойка исправна совсем, Только заметно дыханье…“

Слышишь ли?.. дышат зачем!»

XVII «А не доволен парадом, Ругань польётся рекой, Зубы посыплются градом, Порет, гоняет сквозь строй! С пеною у рта обрыщет Весь перепуганный полк, Жертв покрупнее поищет Остервенившийся волк: „Франтики! подлые души! Под караулом сгною!“ Слушал — имеющий уши, Думушку думал свою.

Брань пострашней караула, Пуль и картечи страшней… Кто же, в ком честь не уснула, Кто примирился бы с ней?..» — «Дедушка! ты вспоминаешь Страшное что-то?..

скажи!» — «Вырастешь, Саша, узнаешь, Честью всегда дорожи… Взрослые люди — не дети, Трус — кто сторицей не мстит! Помни, что нету на свете

Неотразимых обид».

XVIII Дед замолчал и уныло Голову свесил на грудь. «Мало ли, друг мой, что было!.. Лучше пойдём отдохнуть». Отдых недолог у деда — Жить он не мог без труда: Гряды копал до обеда, Переплетал иногда; Вечером шилом, иголкой Что-нибудь бойко тачал, Песней печальной и долгой Дедушка труд сокращал. Внук не проронит ни звука, Не отойдёт от стола: Новой загадкой для внука

Дедова песня была…

XIX Пел он о славном походе И о великой борьбе; Пел о свободном народе И о народе-рабе; Пел о пустынях безлюдных И о железных цепях; Пел о красавицах чудных С ангельской лаской в очах; Пел он об их увяданьи В дикой, далёкой глуши И о чудесном влияньи Любящей женской души… О Трубецкой и Волконской Дедушка пел — и вздыхал, Пел — и тоской вавилонской Келью свою оглашал… «Дедушка, дальше!.. А где ты Песенку вызнал свою? Ты повтори мне куплеты — Я их мамаше спою. Те имена поминаешь Ты иногда по ночам…» — «Вырастешь, Саша, узнаешь — Всё расскажу тебе сам: Где научился я пенью, С кем и когда я певал…» — «Ну! приучусь я к терпенью!» —

Читайте также:  Основные темы и мотивы творчества а. а. блока (лирики, поэзии) сочинение

Саша уныло сказал…

Обратите внимание

XX Часто каталися летом Наши друзья в челноке, С громким, весёлым приветом Дед приближался к реке: «Здравствуй, красавица Волга! С детства тебя я любил». — «Где ж пропадал ты так долго?» — Саша несмело спросил. «Был я далёко, далёко…» — «Где же?..» Задумался дед. Мальчик вздыхает глубоко, Вечный предвидя ответ.

«Что ж, хорошо ли там было?» Дед на ребёнка глядит: «Лучше не спрашивай, милый! (Голос у деда дрожит.) Глухо, пустынно, безлюдно, Степь полумёртвая сплошь.

Трудно, голубчик мой, трудно! По году весточки ждёшь, Видишь, как тратятся силы — Лучшие божьи дары, Близким копаешь могилы, Ждёшь и своей до поры… Медленно-медленно таешь…» — «Что ж ты там, дедушка, жил?..» — «Вырастешь, Саша, узнаешь!»

Саша слезу уронил…

XXI «Господи! слушать наскучит! „Вырастешь!“ — мать говорит, Папочка любит, а мучит: „Вырастешь“, — тоже твердит! То же и дедушка… Полно! Я уже выроc — смотри!.. (Стал на скамеечку чёлна.) Лучше теперь говори!..» Деда целует и гладит: «Или вы все заодно?..» Дедушка с сердцем не сладит, Бьётся как голубь оно.

«Дедушка, слышишь? хочу я Всё непременно узнать!» Дедушка, внука целуя, Шепчет: «Тебе не понять. Надо учиться, мой милый! Всё расскажу, погоди! Пособерись-ка ты с силой, Зорче кругом погляди. Умник ты, Саша, а всё же Надо историю знать И географию тоже». — «Долго ли, дедушка, ждать?» — «Годик, другой, как случится».

Саша к мамаше бежит: «Мама! хочу я учиться!» —

Издали громко кричит.

XXII Время проходит. Исправно Учится мальчик всему — Знает историю славно (Лет уже десять ему), Бойко на карте покажет И Петербург, и Читу, Лучше большого расскажет Многое в русском быту. Глупых и злых ненавидит, Бедным желает добра, Помнит, что слышит, что видит… Дед примечает: пора! Сам же он часто хворает, Стал ему нужен костыль… Скоро уж, скоро узнает

https://www.youtube.com/watch?v=U_7VeBZ58V8

Саша печальную быль…

Год написания: 1870

Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных.

Источник: http://stih.su/dedushka/

Поэма Некрасова “Дедушка”: анализ и характеристика произведения |

Поэма Некрасова “Дедушка” была написана в 1870 году. В ней рассказывается про маленького любознательного мальчика, который никогда в жизни не видел своего родного деда. Когда возникает их долгожданная встреча, выясняется, что когда-то дедушка был декабристом. Сейчас он возвращается из далекой ссылки.

Сюжет поэмы

Главный герой поэмы Некрасова “Дедушка” – это мальчик, которого зовут Саша. В первых строфах произведения он внимательно изучает портрет своего прародителя. На картине он в форме генерала, причем очень молодого человека. Но за всю свою жизнь Саша так ни разу его не видел.

При этом главного героя интересует судьба его родственника. Он регулярно спрашивает у родителей, почему нельзя увидеться с дедушкой. Ответ на это только один. Узнаешь и поймешь, когда вырастешь.

Спустя какое-то время в жизни Саши происходит радостное событие. Отец ему наконец сообщает, что совсем скоро они смогут увидеть дедушку. Мальчик весь в нетерпении, ему хочется увидеть старика, поговорить с ним. Но нужно подождать, дедушке предстоит проделать долгий путь, прежде чем они встретятся.

В поэме Некрасова “Дедушка” автор даже описывает, как Саша ночами бредит этой встречей, потеряв абсолютно покой и сон.

Встреча с родственником

Долгожданная встреча в поэме Некрасова “Дедушка” наконец происходит. Приехавшего издалека генерала в отставке встречают с радостью все родные. Саша сразу же интересуется, где он так долго пропадал.

Но, как ни удивительно, тот отвечает в точности так же, как и родители мальчика. Мол, узнаешь и поймешь, только когда вырастешь. Со временем они сильно сближаются. Оказывается, несмотря на большую разницу в возрасте, у дедушки и внука много общих тем и интересов. Они часто проводят время вместе, много гуляют и общаются.

История деда

В поэме Некрасова “Дедушка”, краткое содержание которой вы сейчас читаете, рассказывается, что пожилой генерал много лет провел в деревне под названием Тарбагатай. Она была расположена в глуши, вдали от столиц и крупных городов. Туда власти массово ссылали всех неугодных им граждан.

По рассказам самого старика, это местность, расположенная за Байкалом, о которой мало кто знает или когда-нибудь слышал.

Жить в таком поселении любому человеку непросто. Но старому генералу помогло то, что он, невзирая на свое высокое звание, никогда не чурался самой обычной работы.

Важно

В кратком содержании поэмы “Дедушка” Некрасова обязательно нужно описать, как он однажды поразил испуганного крестьянина: попросил у него плуг, мастерски продемонстрировав, как он с ним управляется.

Эти истории очень удивляют теперь и его внука.

Дедушка в стихотворении Некрасова Н. А. сильно переживает за простой народ. Отмечая, правда, что сейчас ему стало немного полегче, а в будущем его участь должна стать еще краше. Вот в этом он нисколько не сомневается.

В результате бывший генерал пробуждает в своем юном и пытливом внуке настоящую тягу к науке и знаниям, мальчик начинает с интересом учиться. Вскоре приходят и первые успехи.

В самом конце поэмы Н. Некрасова “Дедушка” старый генерал признает, что теперь мальчик готов узнать его печальную историю, напрямую связанную с прошлым страны. Так все читатели поэмы “Дедушка” Некрасова Н. А. понимают, в чем был секрет генерала. Он выступил на стороне декабристов. После этого был отправлен в ссылку на много лет.

Как создавалась поэма

В 1870 году впервые увидела свет поэма Николая Некрасова “Дедушка”. Начало действия этого поэтического произведения отсылает нас в 1856 год, когда был издан манифест, согласно которому декабристы получили право возвращаться в родные города и поселения из продолжительной ссылки.

В такой же ситуации оказывается и пожилой герой. Стоит отметить, что это собирательный образ. Хотя, по мнению исследователей, у него есть конкретный прототип. Это Сергей Волконский, который приехал из ссылки в 68 лет, будучи глубоким стариком. Но при этом, как признавали окружающие, оставался статным и красивым.

Экс-генерал Волконский, вернувшийся, естественно, разжалованным, очень любил разговаривать с мужиками, что отмечали многие окружающие. Интересно, что крестьянские дети его так и называли – дедушка.

Еще одним прототипом персонажа поэмы Некрасова “Дедушка”, анализ которой приведен в этой поэме, является Михаил Бестужев. Он также вернулся из продолжительной ссылки. В 1869 году Некрасов какое-то время близко с ним общался.

Примечательно, что у поэмы есть посвящение Зинаиде Николаевне Некрасовой. В то время она была гражданской женой поэта.

Анализ поэмы “Дедушка” Некрасова

Произведение, которому посвящена эта статья, исследователи относят к реалистичным поэмам. При этом из соображений цензуры, которые существовали в то время в России, автор не указывает прямо, что пожилой герой является декабристом. Формально их деятельность и в то время была под запретом, ведь они обвинялись в попытке свержения государственного строя.

Однако все читатели понимают, о чем идет речь. В качестве подсказок читателю служит то, что дедушка постоянно мечтает о свободе и о том, чтобы богатым был русский народ.

При этом обещает, что и солдатам, и крестьянам вскоре заживется намного легче.

В этой части поэмы содержится прямой намек на грядущие реформы Александра II, которых в то время ожидали многие представители прогрессивной общественности.

Характеристика главного героя

Некрасов в своей поэме применяет интересный литературный прием. Читатель видит дедушку-декабриста глазами его внука. Причем перед мальчиком проходит вся жизнь доблестного военного.

Сначала он – один из героев освободительной Отечественной войны 1812 году, когда русской армии удалось победить французов. В их доме висит портрет молодого дедушки, на котором он уже стоит в генеральской форме.

Со временем главному герою становится известно, что его дедушка окружен некой печальной и неизвестной тайной. Так глазами главного героя, юного мальчика, узнаем еще одного главного персонажа – его дедушку. Можем понять и догадаться, кем он был в действительности.

Совет!

Со временем мама Саши начинает ему подробно рассказывать о том, какими качествами обладает его дедушка. Это смелость, доброта, но при этом глубокая внутренняя трагедия.

Когда он, наконец, приезжает откуда-то издалека, всем становится поначалу ясно, что он со всем примирился. Но все дальнейшие события, которые происходят в этом произведении, приводят к мысли, что это совсем не так.

Декабристы

Благодаря исторической основе поэмы Некрасова “Дедушка”, которая нам хорошо известна из школьного курса истории, мы знаем, кто такие были декабристы. Одно из их главных отличий от других революционеров и противников режима состоит в том, что практически все было построено исключительно на идеологических и идеализированных соображениях.

Поэтому, даже спустя много лет, дедушку не отпускает мысль о мести и такой необходимой всеобщей народной свободе. Поэтому он даже как-то призывает самого Сашу беречь свою честь и отомстить за обиды, нанесенные ему много лет назад.

Некоторым исследователям творчества Некрасова он напоминает библейского героя, который страдает за свой народ. Подобострастно к нему относятся и все родные в реальности. Родной сын падает в ноги, мать Саши начинает бережно и аккуратно расчесывать седые кудри.

Саша с интересом и благоговением расспрашивает о ранах, которые есть у дедушки на руке и ноге.

Описывая портрет пожилого героя, поэт не жалеет ярких эпитетов. Он упоминает, что дедушка был древним по возрасту, но при этом все еще оставался красивым и бодрым. У него были целы практически все зубы, а осанка и поступь нисколько не потеряли своей твердости за годы ссылки. Седые кудри и борода, искренняя улыбка придавали его образу особый шарм.

Есть, кстати, в поэме и некоторые черты в описании героя, которые также совпадают с внешностью библейского персонажа. В частности, встречаются перепевы с библейскими фразами о том, что имеющий уши обязательно услышит, а имеющий глаза обязательно увидит.

Природа в поэме

Пристальное внимание в поэме Некрасова уделено окружающей природе. Дедушка подолгу гуляет с внуком, сравнивая ту красоту, которая их окружает, с глухой и безлюдной природой в местах, в которых он отбывал свою ссылку.

При этом бывший генерал, несмотря на свой высокий в прошлом статус, ведет себя очень просто. Охотно общается с мужиками. При этом практически ни минуты не может оставаться без дела. Он постоянно что-то чинит, ремонтирует, пашет, копает грядки, тачает, плетет.

Всегда быть чем-то занятым он привык за все время, которое провел в ссылке.

Обратите внимание

К народу его тянет еще и благодаря проникновенному песенному творчеству. Временами он затягивает песни про декабристов и их ссылку. Стоит отметить, что и сам Некрасов посвятил не одно свое поэтическое произведение Волконской или Трубецкой, а сама поэма “Дедушка” открывает целый цикл его поэм, посвященных декабристам.

Некрасов вкладывает свои самые сокровенные мысли в уста дедушки. Так, старик рассуждает, что успешна только та страна, в которой население не ведает, что такое тупая покорность. А верит только в добрую и истинную силу, разум и единодушие. С помощью своего престарелого героя Некрасов сам взывает к читателю, отмечая, что горе и несчастье ждут отсталую и разоренную страну.

Отрицательные персонажи

Интересно, что в этой поэме хватает отрицательных героев. Описывая их несправедливости по отношению к народу, поэт часто прибегает к метафорам. Например, пишет, что господа и чиновники разных мастей просто давят сок из народа.

А вот подьячие, по его меткому выражению, подлые.

Художественные средства

Описывая подьячих и других власть имущих, он их сравнивает с алчной стаей хищников, которые отправляются в неправедный поход против народа, приближая собственную отчизну к неминуемой гибели.

Достается от Некрасова в этом произведении и военным начальникам. Они, по его словам, зазря зверствуют, вгоняя в пятки души солдат так, что после этого зубы их подчиненных сыплются градом. А в строю они даже не позволяют им дышать. В данном случае Некрасов применяет такой распространенный стихотворный прием, как гипербола.

Основная мысль поэмы

Понять основную мысль этого произведения помогает описание исторической поэмы Некрасова “Дедушка”. Ее ключевая тема – это необходимость передать новым поколениям ценности, которые истинны с точки зрения автора и главных героев, в первую очередь – самого отставного генерала. А это счастье и абсолютная народная свобода, богатство и процветание государства.

Некрасов пытается донести до читателя свою главную мысль – дело декабристов не погибло. Оно по-прежнему живо и имеет большое количество последователей. Его продолжают вести новые не менее образованные и патриотичные представители молодежи.

Композиция поэмы

Поэтическое произведение Николая Некрасова состоит из 22 небольших глав. Интересно, что сразу несколько из них заканчиваются одинаковым рефреном: “Вырастешь, Саша, узнаешь”. А еще несколько глав различными риторическими вопросами: “Кто? Кто же имеющий душу мог это вынести?”

По размеру поэма сравнительно небольшая, при этом ее действие охватывает несколько лет. Все начинается с вопроса, который совсем маленький мальчик Саша задает про своего дедушку, которого увидел на портрете.

Когда дедушка возвращается из ссылки, он рассказывает своему внуку о произволе помещиков, который существовал во все времена – и раньше, и сейчас.

Завершается поэма искренним желанием Саши узнать печальную историю своего престарелого родственника.

Есть в поэме несколько вставных эпизодов, в которых дедушка пускается в рассказы о поселениях в Сибири, которые он там встретил.

Читайте также:  Сравнительная характеристика татьяны и ольги лариных в романе евгений онегин сочинение таблица и цитаты

Сама поэма написана поэтом трехстопным дактилем. Женская рифма в ней чередуется с мужской.

Источник: https://www.cubum.ru/poema-nekrasova-dedushka-analiz-i-harakteristika-proizvedeniya/

Урок литературы (внеклассное чтение) на тему: Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н. А. Некрасова (6 класс)

Урок литературы(внеклассное чтение) в 6-м классе на тему:

Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве

Н. А. Некрасова

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с исторической поэмой; рассказать о судьбе декабристов в Сибири; показать, какое внимание уделялось писателем изображению жизни простого народа в эпоху крепостного права.

2.Формировать умение анализировать произведение и формулировать выводы и предположения после прочтения.

3.Воспитывать осознанное отношение уч-ся к историческому прошлому страны.

Ход урока.

  1. Организация класса

  2. Целепологание.Определение темы урока. Постановка задач.

– О творчестве какого писателя мы говорили на предыдущих уроках?

– Каким вы запомните Некрасова? (интересные факты из биографии и жизни).

– Какова главная тема творчества Некрасова? ( судьба труженика, судьба русского народа. Его стихи проникнуты глубоким сочувствием к крестьянину, человеку труда) .Игра «Литературное лото» (соотнесите четверостишия с репродукциями картин).

Исходя из домашнего задания определите тему сегодняшнего урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одним произведением Некрасова, написанное в 1870 году, с исторической поэмой «Дедушка».

VI. Изучение нового материала

– Откройте рабочие тетради, запишите число и тему урока.

Определение слова «поэма» поэма

– (от греч. poiema – творение) – лиро-эпический жанр: крупное или среднее по объему стихотворное произведение (стихотворная повесть, роман в стихах), основными чертами которого являются наличие сюжета (как в эпосе) и образа лирического героя (как в лирике):

А) Выявление уровня первичного восприятия поэмы.

– Каков сюжет поэмы?

– О каких лирических героях идёт речь? (мальчик Саша, дедушка)

– Что в тексте сказано о мальчике? (он живёт с папой и мамой, показан в процессе взросления от 3 до 10 лет)

– Что говорится о дедушке в начале поэмы?

( в кабинете у отца висит его портрет, о нём никто и ничего не знает, всё плачут, когда о нём заходит речь, в ожидании деда, наступает большая уборка, у всех счастливые лица, у деда на груди большой крест ( исследователи считают, что этот крест был переплавлен из его кандалов), нога у него стёрта (может от кандалов), рука ранена ( наверное от выстрела), автор называет его «таинственный дед».)

– Так, кто же этот, «таинственный дед?» ( декабрист)

Кто такие декабристы?

(Декабристы – люди , участвовавшие в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 года в Петербурге. В большей части своей декабристы были дворянами, хорошо образованными, многие были военными.

Они действительно хотели изменить Россию. Они боролись за отмену крепостного права, отмену царской власти и создание конституции. Общество декабристов образовалось после Отечественной войны 1812 года.

) Фрагмент фильма.с 3:51 по 6.11

В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин.

Важно

Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая. Об отречении Константина не было объявлено. Войска и население были приведены к присяге новому императору. Но он подтвердил свой отказ от престола.

На 14 декабря 1825 года назначили переприсягу.

Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», ликвидировать существующее правление, отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение солдатской службы.

Утром 14 декабря мятежные офицеры привели свои полки на площадь перед Сенатом, на план, разработанный ранее, осуществить не удалось: Сенат и Государственный совет до прихода полков уже приняли присягу.

Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших.

Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. Более 100 декабристов были сосланы в Сибирь, многие были приговорены к казни через повешение.

– Зачем нам нужно знать о декабристах, о декабрьскои восстании в произведении? ( эта наша история, понимать этот тип людей, знать их жизнь)

– Кто такой Сергей Григорьевич Волконский? ( отчасти является прототипом героя поэмы) ( слайд № 5)

С.Г. Волконский – герой Отечественной войны 1812 года, декабрист. Князь. В своё время участвовал во всех военных кампаниях, был ранен, имел награды.

За участие в восстании, в 1826 году арестован и приговорён к смертной казни, затем приговор был заменен на 20 лет каторжных работ в Сибири. В 1856 году был объявлен манифест об освобождении всех каторжников и ему разрешили вернуться в Европейскую Россию.

За 5 дней до его ареста, Мария Раевская ( Волконская) родила ему сына и вскоре отправляется в след за мужем.

Совет!

О подвиге Марии Волконской, о ее решении разделить участь с мужем и следовать за ним в Сибирь на каторгу и ссылку известно, наверное, каждому человеку, умеющему читать по-русски.

“Вид его кандалов, так взволновал и растрогал меня, что я бросилась перед ним на колени и поцеловала сначала его кандалы, а потом и его самого” – приехав после разлуки в Нерчинские рудники, вспоминала Мария Волконская.

– Скажите, звучит ли рассказ о декабристах, о восстании в произведении? (непонятно, звучит приглушённо).

– Что происходит в поэме после того, как приехал дед? (через отдельные события идёт узнавание внуком характера деда)

– Сейчас мы с вами по событиям, по разговорам, которые представлены в поэме, попытаемся выяснить характер деда и тот нелёгкий период времени. – 5 глава

1) «С дедушкой Саша сдружился,

Вечно гуляют вдвоём,

Ходят лугами, лесами,

Рвут васильки среди нив».

2) Описание деда:

«Дедушка древен годами,

Но ещё бодр и красив,

Зубы у дедушки целы,

Поступь, осанка тверда,

Кудри пушисты и белы,

Как серебро голова,

Строен, высокого роста,..

3) Речь «апостольски проста»

4) «Рад я, что вижу картину

Милую с детства глазам.

Глянь-ка на эту равнину –

И полюби её сам!»

5) Рассуждает о крестьянском хозяйстве, что только тогда «Будет и в песне отрада,/ Вместо унынья и мук», когда будет большое хозяйство.

6) «Дедушка хвалит природу,

Гладит крестьянских ребят».

«Первое дело у деда

Потолковать с мужиком:

«Скоро вам будет нетрудно,

Будете вольный народ!» – Как Вы понимаете эти строки? ( верит в перемены)

Главы 9-11.

– Опишите жизнь крестьян в деревне Тарбагатый

а) русских мужиков согнали в страшную глушь на неплодородные земли, дали волю и землю.

б) приехали через год комиссары – уже выстроена деревня, мельница.

в) ещё через год приехали – крестьяне с бесплодной земли собирают урожай и т.д.

Так за 50 лет «вырос огромный посад».

– Для чего дед рассказывает о жизни крестьян? (Нацеливает Сашу, что свободный трудолюбивый человек нигде не пропадёт. Говорит, что «Воля и труд человека/ Дивные дивы творят». И если в семье устроен быт, здоровы дети – значит, это счастливая семья. И крестьяне могут быть счастливы, могут жить богато.)

– С какой целью автор вводит в поэму образ пахаря? ( 12 глава)

(Образ этого измождённого человека противопоставляется сытой вольготной жизни в Тарбагатае. Ещё очень многое придётся сделать, чтобы добиться такой жизни для крестьян. Человек не должен гнушаться никакой работы. Труд украшает человека. )

– О каких народных бедствиях рассказывает дед в 13 главе?

(Вспоминает крестьянскую свадьбу, где молодые «забыли спросить разрешения» у барина. Он разлучил молодожёнов и всех наказал. Дед говорит, что нет души у помещиков. Жалеет крестьян, обвиняет сильных мира сего в самодурстве)

– Зачитайте эпизод встречи с солдатом. Глава 16-17.

– Что рассказывает дед о службе в армии в его время? (Рассказывает о том, какая муштра была в армии, рукоприкладство, нецензурщина в обращении к младшему по званию, Учит внука, что нужно дорожить честью)

– Прочитайте эпизод о жизни на каторге от слов «…. Глухо, безлюдно….» до слов « Медленно – медленно таишь…» ( глава 20)

– О чём вспоминает дедушка? (Вспоминает о той страшной жизни. Нет геройства. Обыкновенный человек)

– Чем заканчивается произведение? Как понимает Саша отношение деда к жизни, к людям, к истории России?

Вывод : На протяжении всей поэмы Саша задаёт вопросы и папе, и маме, а потом уже дедушке. Так или иначе они связаны с декабристами, с восстанием.

Интересуется он и о том, как дед жил в Сибири.

VI. Подведение итогов .

  1. С каким произведением Н. А. Некрасова мы познакомились на уроке?

  2. Какова основная мысль поэмы?

VII. Домашнее задание.

Литературное лото

Костромская основа произведения

Некрасов в начале семидесятых годов 19 столетия работал над циклом, состоящим из поэм о судьбах декабристов: “Дедушка” (написана в 1870 г.), а также “Русские женщины”, которая состояла из двух частей: в 1871 г. была закончена “Княгиня Трубецкая”, а в 1872-м – “Княгиня Волконская”.

Прообраз дедушки

Сюжетной основой произведения является рассказ о том, как старик-декабрист приехал в усадьбу к своему сыну. Он освободился из Сибири в 1856 году по изданному в то время манифесту.

Кому посвящена поэма “Дедушка” Некрасова? Прототипом главного героя считают Сергея Григорьевича Волконского (годы жизни – 1788-1865) – князя, бывшего генерал-майора, известного декабриста. С. Г. Волконский летом 1857 г. приехал в Костромскую губернию.

Губернатор Москвы в августе 1857 г. направил Андрею Федоровичу Войцеху, своему коллеге в Костроме, особое распоряжение об учреждении надзора за этим человеком, который выехал в Буйский уезд, в имение своей дочери.

К этому времени она уже овдовела, так как Дмитрий Васильевич Молчанов, ее муж, служивший при Николае Николаевиче Муравьеве-Амурском (генерал-губернаторе всей Восточной Сибири) чиновником особых поручений, умер в 1856 г. У Елены Сергеевны, дочери Волконского, в 1854 году родился сын, которого назвали Сережей в честь деда.

Таким образом, поэма “Дедушка” (Некрасов) в качестве главной сюжетной линии имеет основу, взятую Николаем Алексеевичем из жизни (из поездки Сергея Григорьевича Волконского в Костромскую губернию).

История создания поэмы “Дедушка”

Некрасов об этой поездке мог узнать от своего старого приятеля – князя М. С. Волконского (годы жизни – 1832-1902), с которым он часто отправлялся на зимнюю охоту из Петербурга. Этот человек был сыном С. Г. Волконского.

Одним из главных источников при создании данной поэмы послужила, по справедливому замечанию Ю. В. Лебедева, книга “Сибирь и каторга” С. В. Максимова, опубликованная в журнале “Отечественные записки” (который издавал Некрасов) в 1868-1869 годах.

Самыми достоверными источниками, которыми располагал поэт при работе над двумя этими поэмами, были сведения, взятые им из третьей части данной книги – “Государственные преступники”. Она содержала подробные описания сибирской жизни и ссылки декабристов. Автор не только посетил все эти места, но и побывал в известном Тарбагатае. Некрасовский рассказ о нем послужил идейным зерном поэмы.

Влияние цензуры на произведение

Обратите внимание

План поэмы “Дедушка” (Некрасов) автору пришлось изменить из-за цензуры. Так, в начале знакомства с главным героем Некрасов пишет о том, что дедушка вошел в свой дом со словами, что он помирился со всем, что пришлось потерпеть на своем веку.

То есть этот человек осознал, что был верно наказан, примирился с режимом, искалечившим его жизнь. По сути, однако, это было совсем не так. Мы делаем данный вывод на основании последующих речей дедушки.

Следовательно, написал эти строчки, чтобы замаскировать от цензуры свое произведение (поэма “Дедушка”) Некрасов.

Тарбагатайский район одно из мест компактного проживания старообрядцев Забайкалья. В наших краях они называются СЕМЕЙСКИМИ.

Семейские – очень яркая и древняя ветвь русского народа – частица допетровской Московской Руси.

В 1653 -1660 году произошел так называемый раскол в результате церковной реформы. Старообрядцы – это та часть русского населения, которая отказалась от нововведений, продолжая придерживаться старой веры, обрядов, бытового уклада. За это они были подвержены жесточайшим репрессиям, многие были вынуждены бежать на свободные земли: на Терек, Дон, за Урал, а многие за границу, в Польшу.

Во второй половине XVIII века, по указу Екатерины II состоялся насильственный выгон раскольников из пределов Польши, Белоруссии, Украины. Их ждал неведомый край, суровая Сибирь, нетронутые земли.

Первых вывезенных из Ветки в 1766 году старообрядцев, поселили недалеко от Верхнеудинска в селах Тарбагатай, Куйтун, Большой Куналей, Десятниково и Бурнашево. Они селились целыми семьями, поэтому их стали называть впоследствии «Семейскими».

Важно

Они быстро привыкли к суровой сибирской природе. Благодаря исключительному трудолюбию семейских скоро выросли добротные селения.

Источник: https://botana.biz/prepod/russkii_yazyk_literatura/oiiyjtr5.html

Слово о декабристах Поэма Н А Некрасова Дедушка

Слово о декабристах. Поэма Н. А. Некрасова «Дедушка» Электронный ресурс подготовлен учителем Судаковой С. Р. ( 6 класс) МОУ СОШ № 5 г. Светлого Калининградской области

Читайте также:  Суть, смысл и идея рассказа старуха изергиль горького

«Кто это? – спрашивал Саша, Кто? . . » – «Это дедушка твой» . Из поэмы «Дедушка» .

План урока: Проверка домашнего задания в форме теста. Индивидуальное задание: «Определение слова «поэма» . Работа с текстом поэмы «Дедушка» по вопросам. Вопросы по презентации. Кто такой С. Г. Волконский? Работа по группам. Составление таблицы. Индивидуальное задание: «Сергей Волконский на каторге» . Вопросы. Подведение итогов.

1). Поэма – это один из видов лиро-эпического жанра. Основными чертами её является наличие развёрнутого сюжета и вместе с тем широкое развитие образа лирического героя, активно включающегося помимо сюжета, в характеристики персонажей, оценивающего их, как бы принимающего участие в их судьбе.

2). Сведения о главных героях поэмы. • Саша – показан в семье с мамой и папой в процессе взросления, примерно, от 3 -х до 10 лет. (Всё интересуется, чей это портрет на стене). • Дедушка – сведения из 1 -3 части.

а) в кабинете у отца висит его портрет; б) о нём никто ничего не рассказывает; в) все плачут, когда о нём заходит речь; г) в ожидании приезда деда, наступает большая уборка, у всех счастливые лица; д) когда приезжает дед, на груди у него большой крест (исследователи считают, что этот крест переплавлен из его кандалов); В ж) нога у него стёрта (может, от кандалов? ); з) рука ранена (наверное, от выстрела); к) автор называет его «таинственный дед» .

3). Просмотр отрывка из фильма: «Ю. Лотман. Декабристы» . • Кто такой Ю. М. Лотман? • Вопросы: 1) Назовите примерные годы жизни декабристов? 2) Что вы узнали о тюрьме? 3) Что представляли собой эти люди? 4) Зачем нам знать об этих людях? 5) Что поразило Л. Н. Толстого в этом поколении? 6) Кто такие декабристы? 4). Презентация учащихся «Восстание декабристов» .

Вопросы по презентации «Восстание декабристов» . 1. 2. 3. 4. 5. 6. Кто такие декабристы? Против кого и за что они боролись? Как происходили события восстания? Чем оно закончилось? Какое решение вынес суд в отношении людей, принявших участие в выступлении на Сенатской площади? Каково значение этого восстания?

• В связи с чем возникает имя С. Г. Волконского? • Чем интересен этот человек? • «Есть основания предполагать, что Волконский отчасти послужил прототипом героя поэмы «Дедушка» – считал К. И. Чуковский • Кто такой К. И. Чуковский? • Справка: ЧУКОВСКИЙ Корней Иванович (наст.

имя и фам. Николай Васильевич Корнейчуков) (1882 -1969), русский писатель, литературовед, доктор филологических наук. Произведения для детей в стихах и прозе ( «Мойдодыр» , «Тараканище» , «Айболит» и др. ) построены в виде комической остросюжетной «игры» с назидательной целью.

Совет!

Книги: «Мастерство Некрасова » (1952; Ленинская премия, 1962), о А. П. Чехове, У. Уитмене, искусстве перевода, русском языке, о детской психологии и речи ( «От двух до пяти» , 1928, 21 -е издание, 1970). Критика, переводы, художественные мемуары. Дневники. • Кто такой С. Г.

Волконский?

Волконский Сергей Григорьевич. • Князь. Получил домашнее образование (до 14 лет). Был записан в службу сержантом в 1796 г. (8 лет). В своё время участвовал во всех военных кампаниях, был ранен, имел награды. Дослужился до бригадного командира 1 бригады 19 пехотной дивизии. 1819 г. Член «Союза Благоденствия» и «Южного общества» . Арестован 5. 01.

1826, заключён в Петропавловскую крепость. Осуждён по 1 разряду, 1. 07. 1826 приговорён к каторжным работам на 20 лет. Отправлен закованным в Сибирь – 23. 07. 1826.

Приметы: рост 2 аршина ¼ вершков «лицом чист, глаза серые, лицо и нос продолговатые, волосы на голове и бровях тёмно-русые, на бороде светлые, имеет усы, на правой ноге в берце имеет рану от пули, зубы носит накладные, при одном натуральном переднем верхнем зубе). Несколько раз срок сокращался. По амнистии 26. 08. 1856 г.

Ему и его детям возвращено дворянство и разрешено возвратиться в Европейскую Россию. С весны 1856 г. Жил в с. Воронки Козелецкого уезда Черниговской губернии, где и умер, похоронен вместе с женой. • Жена с 1825 г. В Киеве – Мария Николаевна Раевская. Поехала за мужем в Сибирь в 1826 г.

Анализ произведения «Дедушка» . • 1. 2. 3. 4. Вопросы: Звучит ли рассказ о декабристах, об их восстании в поэме? Как развиваются события после приезда деда? Составление таблицы по группам с целью понять, кто такие декабристы на примере героя из поэмы Н.

А. Некрасова. Вопрос: «Через какие события, как раскрывается характер дедушки? » 5. Работа по группам. Задание: «Заполните таблицу» . Часть События Характеристика героя 1 группа – 5 -8 ч. , 2 группа – 9 -12 ч. , 3 группа – 13 -17 ч. , 4 группа – 18 -22 ч.

Часть Событие (1 группа) Характеристика героя Похож на богатыря. Речь «апостольски проста» 6 Дед любит природу, приобщает мальчика.

Обратите внимание

Описание деда: «Дедушка древен годами, Но ещё бодр и красив, Зубы у дедушки целы, Поступь, осанка тверда, Кудри пушисты и белы, Как серебро голова, Строен, высокого роста, . . 5 «С дедушкой Саша сдружился, Вечно гуляют вдвоём, Ходят лугами, лесами, Рвут васильки среди нив» .

Говорит как проповедник – спокойно, понятно и уверенно. Много знает. Побывали на Волге – дед называет её «русской великой рекой» , видят бурлаков, он целует землю, плачет. Жалеет эту землю, людей.

7 «Рад я, что вижу картину Милую с детства глазам. Глянь-ка на эту равнину – И полюби её сам!» Дороже Родины для него ничего нет. Рассуждает о крестьянском хозяйстве, что только тогда «Будет и в песне отрада, / Вместо унынья и мук» , когда будет большое хозяйство.

8 Приучает внука к мысли о счастье крестьян. «Дедушка хвалит природу, Гладит крестьянских ребят» . «Первое дело у деда Потолковать с мужиком: «Скоро вам будет нетрудно, Будете вольный народ!» Дедушка верит в скорые перемены (либеральные реформы 60 -х г.

) в отношении народа.

9 -11 2 группа Описание жизни крестьян в деревне Тарбагатай. а) русских мужиков согнали в страшную глушь на неплодородные земли, дали волю и землю. б) приехали через год комиссары – уже выстроена деревня, мельница. в) ещё через год приехали – крестьяне с бесплодной земли собирают урожай и т. д.

Так за 50 лет «вырос огромный посад» . Нацеливает Сашу, что свободный трудолюбивый человек нигде не пропадёт. Говорит, что «Воля и труд человека/ Дивные дивы творят» . И если в семье устроен быт, здоровы дети – значит, это счастливая семья. И крестьяне могут быть счастливы, могут жить богато.

Село Тарбагатай в Забайкалье

А в каком случае, повашему, семья будет счастлива? Какие условия необходимы для счастья семьи? 12 Встреча с пахарем. Какой образ он напоминает их пройденных произведений Н. А. Некрасова? (В «Железной дороге» образ белоруса и описание Якима Нагого в поэме «Кому на Руси жить хорошо» ).

С какой целью автор вводит этот образ? Дедушка берёт плуг у пахаря и начинает сам пахать. Образ этого измождённого человека противопоставляется сытой вольготной жизни в Тарбагатае. Ещё очень многое придётся сделать, чтобы добиться такой жизни для крестьян. Человек не должен гнушаться никакой работы.

Труд украшает человека.

3 группа 13 Зрелище бедствий народных Невыносимо, мой друг; Счастье умов благородных Видеть довольство вокруг. Дед говорит о том, что сейчас живётся полегче народу. Вспоминает крестьянскую свадьбу, где молодые «забыли спросить разрешения» у барина. Он разлучил молодожёнов и всех наказал. Дед говорит, что нет души у помещиков.

Важно

Жалеет крестьян, обвиняет сильных мира сего в самодурстве. 14 «И не одни господа сок из народа давили» – ещё и священнослужители, чиновники, которые разграбили страну. Ответственные за людские бедствия, за грабёж страны – административный аппарат России.

Многое изменилось с тех пор? Кучка людей имеет в своих руках миллионы, миллиарды, остальные прозябают в нищете.

15 16 -17 Говорит о «покорности тупой» , забитости народа, о «тёмных и грубых» умах, говорит, что народ в роли рабов. Что если грянет беда, война, то такой народ не встанет на защиту страны. Говорит, что «дружная сила нужна» . Нужно объединиться «низам» и «верхам» . Разговор с солдатом.

Учит внука, что нужно дорожить «Нынче вам служба не бремя – честью, призывает к отмщению за Кротко начальство теперь… свои обиды. Ну, а как в наше-то время! Что не начальник, то зверь! Рассказывает о том, какая муштра была в армии, рукоприкладство, нецензурщина в обращении к младшему по званию.

А что сейчас изменилось в армии? В большинстве своём нет таких начальников, есть дедовщина.

4 группа 18 -19 Чем занимался дед, живя со своими детьми? Копал грядки, что-то переплетал, шил и латал, пел песни о Трубецкой и Волконской, о декабристах. Любил трудиться, без дела не сидел. Вспоминал былое. 20 Катаясь на челноке, Вспоминает о той страшной жизни.

Нет единственный раз позволил геройства. Обыкновенный человек. себе заговорить с Сашей о жизни на каторге: От слов «Глухо, безлюдно, пустынно» до слов «Медленномедленно таешь» 21 Внук в очередной раз просит рассказать, где он был.

Дед говорит, что надо выучиться, знать географию, историю. Вызывает у Саши стремление учиться. 22 Мальчику 10 лет. Он учится. «Лучше большого расскажет Многое в русском быту. Глупых и злых ненавидит, Бедным желает добра» . Уроки деда не прошли даром.

Дед воспитал внука в своём духе. Подрастает смена.

Совет!

На протяжении всей поэмы Саша задаёт вопросы и папе, и маме, а потом уже дедушке. Так или иначе они связаны с декабристами, с восстанием. Интересуется он и о том, как дед жил в Сибири.

• • Легко ли жилось людям в Сибири? Кого там можно было встретить? Что мы узнаём об этом из поэмы? В какой части произведения об этом говорится? – найдите и прочитайте. (20 часть) • Слайд-шоу «Декабристы в Сибири» . 1. Индивидуальное задание: «Воспоминание сына о С. Г. Волконском на каторге» .

• Вопросы: 1. Какие выводы о жизни декабристов на каторге можно сделать после просмотренных слайдов? 2. Что можно найти общего в изображении дедушки Некрасовым и реальным человеком С. Г. Волконским? 3. Чем они различаются? 4. О какой эпохе идёт речь? (В общем). 5.

Чего ждут революционно настроенные жители России? 6. Какие художественные средства выражения использовал автор в раскрытии характера дедушки?

Вывод в виде мини-сочинения: «Каким человеком я представляю себе дедушку» . Какие изображения С. Г. Волконского наиболее подходят к описываемым событиям поэмы? Как вы думаете, в каком порядке нужно расположить портреты?

Заключение. Следующим этапом в разработке декабристской темы явилось обращении Некрасова к подвигу жён декабристов, отправившихся вслед за своими мужьями на каторгу в Сибирь.

В поэмах» Княгиня Трубецкая» (1871), «Княжна Волконская» (1872), Некрасов открывает те же качества национального характера, какие он нашёл в женщинах-крестьянках в поэмах «Коробейники» и «Мороз, Красный нос» . Произведения Некрасова стали фактами не только литературной, но и общественной жизни.

Они вдохновляли революционную молодёжь на борьбу за народную свободу. Почётный академик и поэт, известный революционер народник Н. А.

Морозов утверждал, что «повальное движение учащейся молодёжи в народ возникло не под влиянием западного социализма, а что главным рычагом его была народническая поэзия Некрасова, которой все зачитывались в переходном юношеском возрасте, дающем наиболее сильные впечатления» .

Домашнее задание: 1. Подготовить презентацию по жизни и творчеству Н. С. Лескова. 2. Прочитать сказ «Левша» . 3. Нарисовать иллюстрации к произведению (по желанию). 4. Подготовить презентацию или сообщение о выдающихся личностях среди крепостных крестьян. 5. Вопрос: «Чем обычно заканчивалась их судьба? » .

Обратите внимание

Список использованной литературы: • Учебник по литературе для 7 класса в 2 -х ч. (1 ч. ) / Коровина В. Я. , Полухина В. П. – М. : Просвещение, 2007. – 317 с. • Библиографический словарь. Русские писатели в 2 -х ч. (2 ч. ) / Николаева П. А. – М. : Просвещение, 1990. – 445 с. • История России, 19 век: Учеб. для 8 кл. / Данилов А. А. , Косулина Л. Г. – 4 -е изд. М.

: Просвещение, 2003. – 254 с. • Краткий словарь литературоведческих терминов: Кн. для учащихся / Тимофеев Л. И. , Тураев В. С. – М. : Просвещение, 1985. – 208 с. • Учебно-тренировочные тесты и другие задания по русскому языку для 9 класса. / Угроватова Т. Ю. – Калининград: Янтарный сказ, 2008. – 337 с. • Н. А. Некрасов. Стихотворения и поэмы. / Лазаренко Г. П. – М. : АСТ, 1997.

– 687 с.

Электронный ресурсы: • Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. DVD-ROM. – М. : ООО Кирилл и Мефодий. , 2007. • CD Русский сезон. Популярная классика на mp 3. • Мультимедийная энциклопедия. Николай Алексеевич Некрасов. CD-ROM. Ярославль: ЯРГУ, 2004. • http: //www. dekabristy. ru • http: //www.

transsib. ru • http: //www. stepanov 01. narod. ru • http: //www. az. lib. ru • http: //www. decemb/hobbi. ru • http: //filmiki. arglover. net/filmiki/ • http: //sputnik. master-telecom. ru • Беседы о русской культуре. Декабристы / Лотман Ю. – Док. фильм – AVI • http: //www. svetly 5 school. narod.

ru

Источник: http://present5.com/slovo-o-dekabristax-poema-n-a-nekrasova-dedushka/

Ссылка на основную публикацию