История создания повести выстрел пушкина (прототипы героев и интересные факты)

История создания и издания цикла “Повести Белкина” А.С.Пушкина, страница 3

«Гробовщик» – первая повесть Пушкина из городской жизни.  Прототипом главного персонажа повести Пушкин избрал гробовщика Адриана, жившего около дома Гончаровых в Москве.

Сделав главным героем реально существующего человека, Пушкин очень точен и в топографии. Гончаровы жили на Никитской где  происходят все события.

Недалеко и церковь Вознесения, упоминаемая в повести (у Никитских ворот).

Работа над «Гробовщиком» была закончена 9 сентября, и тогда же Пушкин написал первоначальный план повести «Станционный смотритель», который не во всем соответствует окончательному тексту.

План был таков: Рассуждение о смотрителях. Вообще люди несчастные и добрые. Приятель мой смотритель вдовый. Дочь. Тракт сей уничтожен. Недавно поехал я по нем. Дочери не нашел. История дочери. Любовь к ней писаря. Писарь за нею в Петербург. Видит ее на гулянии. Возвратясь, находит отца мертвого. Могила за околицей. Еду прочь. Писарь умер. Ямщик мне рассказывает о дочери.

Обратите внимание

В плане основная сюжетная линия обозначена предельно кратко – «история дочери». А повествовательное обрамление сюжета, наоборот, разработано со всей тщательностью. Из плана ясно, что у Пушкина была  мысль создать еще одного персонажа повести: провинциального соперника Минского – писаря, влюбленного в Дуню и едущего за ней в Петербург вместо смотрителя.

Об истории Дуни, согласно плану, тоже рассказывает не смотритель – он умер, прежде чем писарь вернулся из Петербурга. Умер и писарь, как в повести умирает от горя смотритель. Историю дочери должен был рассказать проезжему ямщик, и это придало бы повести колорит дорожной истории.

Такой ход был намечен еще во фрагменте «Записки молодого человека», но так и остался нереализованным.

Сама повесть «Станционный смотритель» по одной версии была почти полностью написана 13 сентября,  на следующий день Пушкин вернулся к ней, кое-что поправил и вставил новый эпизод – сцену, в которой молодой человек похищает брошенные смотрителем ассигнации. После этого он исправил дату окончания на 14 число. По другой версии, так как Пушкин часто писал до самого утра, то исправил дату, заметив наступление нового дня.  

Тип станционного смотрителя выведен в русской литературе Пушкиным впервые, хотя до него мимолетно упоминался в стихотворении Вяземского «Станция», из которого был взят эпиграф для повести.

После «Станционного смотрителя» была закончена «Барышня-крестьянка». Она стала третьей в собрании повестей. Имена героев «Барышни-крестьянки», как и других повестей цикла, определились не сразу, рукописи хранят следы их поиска и подбора: в начале чернового автографа фамилия «Муромский» была исправлена на «Почекин», а затем на «Освалицкий», дочь же Муромского поначалу звалась «Лидинькой». 

Эта повесть больше других пронизана литературными намеками. Чтобы охарактеризовать англичанку мисс Жаксон, Пушкин указывает, что она читает «Памелу, или вознагражденную добродетель» (знаменитый в свое время английский «чувствительный» роман С. Ричардсона).

Алексей дает своей собаке имя «Sbogar» по имени модного романтического «разбойничьего» французского романа «Жан Сбогар» Шарля Нодье. Алексей и Лиза читают сентиментальную повесть Н. М. Карамзина «Наталья боярская дочь».

Важно

И собственное замечание об уездных барышнях: «что за прелесть эти уездные барышни!»[2] – Пушкин подкрепляет замечанием о самобытности из «Мыслей» Жан Поля: «всякому вольно смеяться над некоторыми их странностями; но шутки поверхностного наблюдателя не могут уничтожить их существенных достоинств, из коих главное, особенность характера, самобытность»[3].

Окончание повести «Барышня-крестьянка» датировано Пушкиным с особенной точностью: «20 сент. Болд. 9 ч. в.».

После 20 сентября в работе над повестями наступил непродолжительный перерыв – около трех недель, после которого Пушкин принялся за написание следующей повести – «Выстрел». Нечто, отдаленно напоминавшее ее сюжет, Пушкин не то слышал, не то рассказал сам еще в лицейские годы.

Эта повесть была поставлена на первое место, вероятно именно в силу того, что она была задумана раньше других повестей[4].

В основу повести легли автобиографические воспоминания кишиневского периода (манеж для учения пехоты, трактир, карты, полковая канцелярия) и известные Пушкину рассказы о дуэлях.

Источник: https://vunivere.ru/work54820/page3

Основная идея повести «Выстрел» Пушкина А.С

Прекрасно и замечательно произведение Александра Сергеевича Пушкина «Выстрел», которое вошло в цикл рассказов «Повести Белкина». По сюжету произведения в повести есть рассказчик, которым является не сам автор, а он повествование передает от лица Белкина. Иван Белкин эту историю услышал от людей, которые были ее непосредственными свидетелями.

Стоит внимательнее отнестись и к композиции повести. Она разделена на две небольшие главы, в которых кульминацией действия является поединки. А вот символами таких поединков является выстрелы. Психологическое описание дуэли, которая оказывается прерванной, дается поочередно двумя рассказчиками. Скорее всего, оба они были свидетелями этой дуэли, но воспринимают ее совершенно по-разному.

Первый рассказчик — это непосредственный участник самой дуэли, и на него было направлено дула пистолета. В главах дается точное и подробное описание этих выстрелов, которые несут за собой важнейшие изменения в жизни людей, и не только потрясения.

Совет

И вот такое ведение рассказа, его перекрещивание позволяет автору показать более глубокую и трагичную сцену дуэли, которая показывает, что человек может пойти на многое, чтобы добиться не только уважение окружающих, но и уважение самого к себе.

Каждый из пушкинских героев должен был, прежде всего, одержать победу над собой, оно только для этого нужен сильный и вольный дух и обладание самими лучшими нравственными качествами.

Так, один из героев — граф. Он совсем потерял власть над собой и просто предоставил все обстоятельствам. Поэтому он лишился и своей воли, но, главное, достоинства.

Сильвио оказался победителем в этой истории, причем он не только победил противника в дуэли, но он победил его и нравственно. Автор дает каждому из них свой выбор: благородство или унижения и низость.

И такой выбор делает и Сильвио, и граф, опираясь на то, каковы их принципы в жизни и на то, что они ценят в ней больше всего.

Сильвио вызывает странное отношение к себе у читателя. Так, с одной стороны так хочется ему сочувствовать, попытаться понять, почему в его душе нет покоя, и что его так тревожит. Но, с другой стороны, он ведь по отношению к другому человеку, к графу, он ведет себя нехорошо, и этим отталкивает читателя.

Известно, что Сильвио всегда раньше был в полку преуспевающим и первым. Это всегда в нем жило, и он стремился никому и ни в чем не уступать. Он даже во вредных привычках преуспел. Так, если нужно было быть буйным, так как это было модным. Он был в этом первым.

Потом эта мода в армии перешла на пьянство, и здесь он оказался впереди всех.

А когда в моду вошли дуэли, то он стал участником всех. Так, где – то он был главным действующим лицом, а где-то просто свидетелем. Товарищи всегда любили Сильвио, что нельзя было сказать о его командирах, которым он нарушал любой порядок в армии.

Обратите внимание

Поэтому, когда появился молодой граф, который превосходил его во многом, то Сильвио никак не мог с этим смириться. Каждый раз, когда он его видел, самолюбие Сильвио страдало, и он пытался как-то принизить графа, хотя тот очень был похож на него.

Но зато он постепенно вынашивал свою месть, которую потом все-таки выполнил.

Автор построил свое произведение следующим образом: сначала идет авторское вступление, а затем рассказ уже строится от лица Сильвио, и уже в конце опять авторское отступление, которое подводит итог всему.

Каждая дуэль, описанная Пушкиным, имеет свои характерные детали. Например, первая дуэль — это фуражка главного героя, которую прострелил граф.

Во второй дуэли уже пострадала картина от рук Сильвио, но, уходя, граф тоже выстрелил в нее.

Пушкин очень интересно и в постоянном развитии показывает своих героев. Так, молодой граф в начале повести кажется совершенно равнодушным, он очень уверен в себе и совсем ни на что не обращает внимания, и ничего не боится. Но уже в конце повести он выглядит совсем иначе: он уже постоянно нервничает, боится и старается понять, как же ему все-таки лучше всего поступить.

Как меняется на протяжении всего пушкинского произведения характер и поведение героев, так же изменяется и их речь. Так, Сильвио и граф рассказывают свои истории живо и красочно, но вот повествование самого рассказчика кажется более скучным.

Заметно, что Сильвио любит читать, так как его речь более правильная и грамотная. Предложения его короткие, но точные и описывают подробно действия.

Он эмоционален, поэтому можно понять, что чувствует герой и как он относится к тому, о чем он рассказывает.

Важно

Постоянно чувствуется в рассказе и то, что ситуация, конфликт которой с каждой сменой события нарастает, или не сможет разрешиться никогда, или же его конец будет трагичен и печален.

Но все-таки герои стремятся жить так, как они того желают, хотят быть счастливыми. И, несмотря на то, что произведение было написано уже больше, чем сто лет назад, сюжет его по-прежнему остается интересным и актуальным.

Перед читателями в пушкинском произведении открывается новый и эмоциональный мир.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/02/osnovnaja-ideja-povesti-vystrel-pushkin.html

Исторические прототипы литературных героев: «Нет вымысла без правды»

Исторические прототипы литературных героев:

«Нет вымысла без правды».

Почти у каждого литературного персонажа есть свой прототип — реально существовавший человек. Иногда это сам автор, иногда — историческая личность, иногда — знакомый или родственник автора.

Часто прочитав то или иное произведение, впечатлившись событиями и героями, описанными автором, хочется знать, а действительно ли существовала эта личность, кем был этот человек на самом деле без вымысла писателя, и какие черты характера приписал ему автор?

Целью моей исследовательской работы стал поиск прототипов  героев известных и изучаемых в школьной программе литературных произведений. Но изначально определим, что же такое прототип.

Прототип — первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа.

Процесс переработки, типизации прототипа Максим Горький определил так: «Я признаю за литератором право и даже считаю его обязанностью „домысливать“ человека». Процесс «домысливания» и есть процесс обобщения, типизации Прототипа в художественном образе.

На переработку Прототипа в образ нельзя смотреть лишь как на выражение отношения автора к данному Прототипу.

Значение исследования Прототипа зависит от характера самого Прототипа. Чем более ярким явлением общества и истории является Прототип, тем больший смысл приобретает его изучение и сопоставление с образом, потому что в таком случае мы имеем отражение в искусстве чрезвычайно важного, содержательного, типичного явления общества.

Совет

В одном из самых значительных произведений русской словесности «Евге́ний Оне́гин» (1823—1831), — романе в стихах Александра Сергеевича Пушкина, — на широком фоне русской действительности показана драматическая судьба лучших людей дворянской интеллигенции. Роман, по словам Пушкина, был «плодом ума холодных наблюдений и сердца горестных замет».

Определение прототипов тех или иных персонажей романа занимало как читателей-современников, так и исследователей. В мемуарной и научной литературе накопился обширный материал, посвященный попыткам связать героев пушкинского романа с теми или иными реально существовавшими лицами.

Изучив большой объем материалов историков – литературоведов, я столкнулась с тем, что нет единого мнения о личности прототипа главного героя романа – Евгения Онегина. Это дает повод согласиться с мнением о том, что образ героя собирательный. Приведу лишь самые часто встречающиеся имена возможных прототипов Евгения Онегина.

Александр Пушкин называл главного героя своего романа в стихах – Евгения — своим приятелем. Поэт даже оставил рисунок, известный многим, на нем поэт изобразил на фоне Петропавловской крепости себя вместе с Онегиным.

На вид Евгений старше Пушкина на несколько лет, не худой, носит усы, на нем боливар, виден стоячий воротник. Этот рисованный образ явно не похож на того Онегина, который считается классическим.

Рисунок должен был, по замыслу автора, стать основой портрета, который был бы помещен на обложке первой главы романа. Значит, он придавал особое значение этому изображению.

Прототип образа главного героя в романе «Евгений Онегин» — это русский поэт, драматург, литературный критик, переводчик, театральный деятель; Член Российской Академии — Павел Александрович Катенин.

Гвардии полковник, участник боевых действий в Отечественную войну 1812, декабрист Павел Катенин ненавидел Александра I и участвовал в разработке планов его убийства, состоял в Союзе Спасения. Летом 1817 г.

возглавлял одно из двух отделений тайного Военного Общества — промежуточной организации, действовавшую в период между Союзом Спасения и Союзом Благоденствия. Его песня о свободе стала гимном декабристов, за что он и был уволен в отставку в сентябре 1820 года.

Обратите внимание

Дружба Катенина и Пушкина была хорошей подпиткой для творчества Александра Сергеевича.

П.А. Катенин славился неуживчивым характером и порвал с декабристами, поэтому на Сенатскую площадь не вышел. Был выслан из Петербурга в 1822 году и поселился в своем имении в Костромской губернии, где вел одинокую жизнь, занимаясь литературной деятельностью.

Па́вел Алекса́ндрович Кате́нин 

Другим, еще более известным прототипом Евгения Онегина считают Пётра Яковлевича Чаадаева, друга Пушкина, упомянутого поэтом в первой главе романа. История Онегина напоминает жизнь Чаадаева.

Русский философ, публицист, П. Чаадаев родился в Москве в дворянской семье. Его дедом по линии матери был известный историк и публицист князь М. М. Щербатов. После ранней смерти родителей Чаадаева воспитывали тетя и дядя. В 1808 году он поступил в Московский университет, где сблизился с писателем А. С.

Грибоедовым, будущими декабристами И. Д. Якушкиным, Н. И. Тургеневым и другими в последующем видными деятелями своего времени. В 1811 году оставил университет и вступил в гвардию. Участвовал в Отечественной войне 1812 года, в заграничном походе русской армии. В 1814 году в Кракове был принят в масонскую ложу.

Вернувшись в Россию, Чаадаев продолжил военную службу.

В 1816 году в Царском Селе Чаадаев познакомился с лицеистом А. С. Пушкиным и вскоре стал любимым другом и учителем молодого поэта, которого называл «грациозным гением» и «нашим Дантом». Чаадаеву посвящены три стихотворных послания Пушкина, его черты воплотились в образе Онегина. Личность Чаадаева Пушкин охарактеризовал знаменитыми стихами «К портрету Чаадаева»:

Читайте также:  Сочинение-анализ романа что делать? чернышевского

 «Он вышней волею небес

 Рожден в оковах службы царской;

 Он в Риме был бы Брут, в Афинах Периклес,

 А здесь он – офицер гусарской».

 Постоянное общение Пушкина и Чаадаева было прервано в 1820 году в связи с южной ссылкой Пушкина. Однако переписка и встречи продолжались всю жизнь.

19 октября 1836 года Пушкин написал Чаадаеву знаменитое письмо, в котором спорил со взглядами на предназначение России, высказанными Чаадаевым в Философическом письме.

Важно

За эти письма Чаадаев был официально объявлен сумасшедшим и обречен на отшельничество в своем доме на Басманной улице, где его посещал врач, ежемесячно докладывавший о его состоянии царю. Умер Чаадаев в Москве в 1856 году.

Важное влияние на образ Онегина оказал Лорд Байрон и его «Байроновские Герои», Дон Жуан и Чайлд Гарольд, которые также не раз упоминаются самим Пушкиным.

Татьяна Ларина — прототип Авдотья (Дуня) Норова, подруга Чаадаева. Сама Дуня упоминается во второй главе, а в конце последней главы Пушкин выражает свою скорбь по поводу её безвременной кончины.

Из-за гибели Дуни в конце романа прототипом княгини, созревшей и преображённой Татьяны, выступает Анна Керн, возлюбленная Пушкина. Она же, Анна Керн, была прототипом Анны Карениной.

Хотя внешность Анны Карениной Лев Толстой списал со старшей дочери Пушкина, Марии Гартунг, но имя и история очень близка к Анне Керн. Так, через историю Анны Керн, роман Толстого «Анна Каренина» является продолжением романа «Евгений Онегин».

Еще одной претенденткой на роль прототипа Татьяны Лариной стала Н.Д.Фонвизина — вдова генерала-декабриста, проведшая многие годы в сибирской ссылке вместе с мужем. Н.П. Чулков писал: «Таней Фонвизина себя называет потому, что, по ее мнению, Пушкин с нее написал свою Татьяну Ларину.

Действительно, в ее жизни было много сходства с героиней Пушкина: в юности у нее был роман с молодым человеком, который от нее отказался (правда, по другим причинам, нежели Онегин), затем она вышла замуж за пожилого генерала, страстно в нее влюбленного, и вскоре встретилась с прежним предметом своей любви, который в нее влюбился, но был ею отвергнут».

Предполагается также, что у Татьяны Лариной в современном Пушкину обществе мог быть и другой живой прототип — известная светская дама, красавица — супруга генерал-губернатора Новороссии графа М.С.

Совет

Воронцова — Елизавета Ксаверьевна, за которой волочился один из друзей Пушкина – также прототип Евгения Онегина. Графиня Воронцова Е. К. — ослепительная мастерица флирта, любящая общество блестящих кавалеров, очаровывала каждого.

Ее красота, легкость и манящая недоступность вскружили голову молодого поэта. Она, по этой версии, и становится прототипом Татьяны Лариной, наброски которой влюбленный Пушкин делает в Гурзуфе. Елизавета отвечает ему взаимностью и дарит знаменитый перстень – «талисман».

Сердечные дела Пушкина полны страстей и переживаний. Сын генерала Раевского — Николай — сам очарован графиней и всячески помогает Александру Сергеевичу в устройстве его встреч с Елизаветой…

Владимир Ленский — Вильгельм Кюхельбекер, русский поэт, писатель и общественный деятель, товарищ Пушкина по Царскосельскому лицею. «Я по отцу и по матери точно немец, но не по языку; — до шести лет я не знал ни слова по-немецки, природный мой язык — русский…

» Так писал о себе уроженец Эстонии Вильгельм Карлович Кюхельбекер. С открытием Лицея судьба свела его с Пушкиным, Пущиным, Дельвигом, Малиновским и другими будущими знаменитостями.

Вильгельма они любили, но одновременно не упускали случая подразнить долговязого, глуховатого, заикающегося, мечтательного и очень вспыльчивого товарища.

Не менее узнаваемые персонажи действуют в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

 Самого главного героя — Чацкого — критика чаще всего связывает с именем Чаадаева, (в первоначальном варианте комедии Грибоедов писал «Чадский»), хотя и сходится на том, что образ Чацкого — меньше всего портрет того или иного реального человека, это собирательный образ, социальный тип эпохи, своеобразный «герой времени».

Если вы помните, то автора «Философических писем» постигло небывалое и страшное наказание: высочайшим указом он был объявлен сумасшедшим. Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее.

Орловский – прототип Чацкого (И.Якушкина). считают Якушкина (Ивана Дмитриевича) — один из выдающихся декабристов. Родился в ноябре 1793 г.

Обратите внимание

Для создания образов главных действующих лиц великого романа «Война и мир» Лев Николаевич Толстой использовал истории судеб своих современников, их мировоззрения, черты характера, внешнего облика.

Так, прототипов Андрея Болконского было несколько. Его трагическая гибель была «списана» Толстым с биографии реального князя Голицына. Дмитрий Николаевич Голицын родился в 1786 г., в семье аристократа Николая Алексеевича Голицына, который большую часть жизни провел при дворе и за границей, 7 лет был послом в Швеции, имел звание сенатора и чин тайного советника.

Ему принадлежало подмосковное имение Архангельское, где принимали даже высочайших особ. Князь Дмитрий был записан на службу в московский архив министерства юстиции. Вскоре император Александр I пожаловал его в камер-юнкеры, а потом в действительные камергеры, что было приравнено к генеральскому званию. В 1805 г.

князь Голицын поступил на военную службу и вместе с армией проделал кампании 1805-1807 гг. В Отечественную войну 1812 г. Голицин участвовал в приграничных сражениях в составе 2-й русской армии генерала Багратиона, бился на Шевардинском редуте, а потом оказался на левом фланге русских порядков на Бородинском поле. Защищал Семеновские флеши.

В одной из стычек был тяжело ранен осколком вражеской гранаты. Однополчане вынесли его с поля боя. После операции в полевом лазарете его отправили в Москву в родительский дом. Но там уже готовились к эвакуации. Раненого, чье состояние внушало врачам большие опасения, решено было везти в безопасный Нижний Новгород. Во Владимире сделали остановку.

Майора Голицына поместили в одном из купеческих домов на крутом холме на Клязьме в приходе Вознесенской церкви. 22 сентября, почти через месяц после Бородинского сражения, Дмитрий Голицын скончался.

Татьяна Берс была  самой большой любовью брата великого писателя Льва Толстого — Сергея, которого будущий классик обожал.

 Как было Толстому удержаться и не вывести Танечку Берс в образе самой обаятельной своей героини? Под его пером постепенно рождался образ Наташи Ростовой, прелестного юного создания, светящегося изнутри от счастья и искренности.

Важно

Естественность манер, ошибки во французском, страстное желание любви и счастья, присущие реальной Татьяне Берс, придали законченность образу Ростовой.

Как ни странно, Николаю Васильевичу Гоголю удалось создать образ Украины и ее народа, не воспроизводя ни реальных событий, ни конкретных прототипов. В повести «Тарас Бульба» Гоголь поэтизировал духовную нерасторжимость личности и народа, жаждущего национальной и социальной свободы.

По словам Белинского, автор «исчерпал всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел ее духовный образ». Однако повесть задумана настолько органично и ярко, что читателя не покидает ощущения его реальности. Действительно, у Тараса Бульбы мог быть прототип.

По крайней мере, был человек, судьба которого схожа с судьбой главного героя. И этот человек тоже носил фамилию Гоголь. Остап Гоголь родился в начале XVII века, возможно, в подольском селе Гоголи, основанном православным шляхтичем с Волыни Никитой Гоголем. Накануне 1648 г. он был ротмистром «панцерных» казаков в польском войске. В начале 1654 г.

он стал командовать Подольским полком. В июле 1659 г. полк Гоголя принял участие в разгроме москалей под Конотопом.

В 1664 г. на Правобережной Украине вспыхнуло восстание против поляков и гетмана Тетери. Гоголь поддержал восставших, но затем, как уже не однажды было, он снова перешел на сторону противника. Причиной тому стали его сыновья, которых гетман Потоцкий держал заложниками во Львове.

В конце 1971 г. коронный гетман Собеский взял Могилев, резиденцию Гоголя. При обороне крепости погиб один из сыновей Остапа. Сам полковник бежал в Молдавию и оттуда прислал Собескому грамоту о своем желании подчиниться.

Совет

В награду за это Остап получил село Вильховец. Грамота о жаловании имения послужила деду писателя Николая Гоголя как свидетельство его дворянства. Полковник Гоголь стал гетманом Правобережной Украины. Он умер в 1979 г.

в своей резиденции в Дымере, похоронен в Киево-Межигорском монастыре неподалеку от Киева.

Как видим, аналогия с повестью очевидна: оба героя — запорожские полковники, оба имели сыновей, один из которых погиб от рук поляков, другой перешел на сторону врага. Таким образом, далекий предок писателя вероятнее всего и был прототипом Тараса Бульбы.

«Два капитана» 

Внимательно следили за событиями современности и русские советские писатели. Вениамин Каверин говорил о прототипе своего героя так: «Это был человек, в котором горячность соединялась с прямодушием, а упорство — с удивительной определенностью цели. Он умел добиваться успеха в любом деле.

Ясный ум и способность к глубокому чувству были видны в каждом его суждении». Писатель встретился с Георгием Львовичем Брусиловым впервые в 1932 году, когда ученый готовил к защите свою кандидатскую диссертацию. Подробности его биографии очень четко выписаны в романе, но сам прототип никогда не стремился к славе героя.

Даже сын Брусилова, читая в детстве роман «Два капитана», не сопоставлял ее сюжет с судьбой отца. Брусилов, руководитель экспедиции на «Св. Анне» (прототип судна «Св. Мария») — прототип известного полярника Седова.

Прототип Сани — знаменитый полярный лётчик Сигизмунд Александрович Леваневский — один из первых Героев Советского Союза. Он погиб 12 августа 1937 г., когда на четырехмоторном бомбардировщике Н — 409 совершал перелет из СССР в США через Северный полюс. После 20 часов полета связь с экипажем оборвалась.

На поиски Н — 409 были брошены 24 самолета и один дирижабль, но все усилия оказались тщетны. Дирижабль в итоге разбился, находившиеся на его борту спасатели погибли.

Я привела лишь несколько эпизодов результатов своего исследования.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/09/07/istoricheskie-prototipy-literaturnykh-geroev-net-vymysla-bez-pravdy

Любопытная гипотеза о прототипе Белкина требует исторических подтверждений

Басинский: Во фразе «Пушкин — наше все» есть глубокий и полезный смысл

Сергей Сергеевич Ипполитов написал занимательную статью, в которой увлекательно изложил любопытную гипотезу: у Ивана Петровича Белкина, вымышленного Пушкиным литературного персонажа, был реальный исторический прототип. Поколения литературоведов и пушкинистов исходили из аксиомы — прототипа не было, тема закрыта. Автор рискнул опровергнуть сложившийся стереотип и на первый взгляд добился безусловного успеха. А именно: не просто обнаружил реально существовавшее семейство Белкиных, но и установил — на основе изучения архивных документов, — что эти Белкины были ближайшими соседями Гончаровых. Более того, дед Натальи Николаевны Пушкиной имел неоднократные, подтверждаемые документами деловые контакты со своим соседом Белкиным.

И это, вне всякого сомнения, — серьезное научное открытие.

Но на его основе автор формулирует эмпирические гипотезы, ни одна из которых, увы, не нашла пока научного подтверждения. Давайте рассмотрим их по порядку.

ТРИ БЕСПРИДАННИЦЫ

Американский поэт-юрист перевел Пушкина на английский язык

Как полагает уважаемый автор, Наталья Ивановна Гончарова, будущая теща поэта, якобы не только была знакома со своими соседями Белкиными, но даже прочила за одного из них, Александра Михайловича, свою красавицу Натали.

Возникают резонные вопросы: почему младшую дочь и почему именно за этого жениха? Ведь у Гончаровых помимо родившейся в 1812 году Натальи имелись еще две старшие дочери на выданье — Екатерина (1809) и Александра (1811)1.

Не странно ли, что в непростых жизненных обстоятельствах (глава семьи Николай Афанасьевич Гончаров уже был в этот момент душевнобольным) мать хлопочет о замужестве именно младшей дочери-красавицы, в то время как старшие, явно уступающие Натали в красоте, еще не пристроены?

Обратите внимание

А ведь надо еще учесть, что к 1830-м годам дед Натальи Николаевны успел растратить свое некогда огромное состояние и не мог предложить своим наследникам, включая трех внучек, ничего, кроме 1,5 миллиона долгов. Иными словами, все три барышни Гончаровы были бесприданницами.

Да и знатностью рода похвастаться не могли: дворянство было получено Гончаровыми лишь при Екатерине Великой. О том, чтобы были желающие посвататься к ним, история умалчивает.

И уж как минимум в этих условиях воротить нос от Пушкина с его 600-летним дворянством и связями в большом свете Наталье Ивановне Гончаровой не приходилось.

Важные обстоятельства? Еще какие! Но в статье «Шутка гения?» автор не исследует их.

АЛЕКСАНДР БЕЛКИН ПРОТИВ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА

Пять любопытных фактов из жизни Пушкина

Узнав о предстоящей женитьбе обожаемого ею Пушкина, одна из самых влиятельных петербургских дам Елизавета Михайловна Хитрово, дочь фельдмаршала Кутузова и хозяйка великосветского салона, написала поэту: «Долли и Катрин просят передать вам, что вы можете рассчитывать на них, чтобы ввести вашу Натали в свет»2. Долли и Катрин — ее дочери: графиня Дарья Федоровна Фикельмон, супруга австрийского посла, хозяйка модного великосветского салона, располагавшегося в здании австрийского посольства на Дворцовой набережной, дом 4, и графиня Екатерина Федоровна Тизенгаузен, фрейлина императрицы Александры Федоровны.

Кто еще, кроме Пушкина, мог предложить бесприданнице Наталье Гончаровой такой круг близких знакомых и подобное положение в большом свете?!

Этого не могла не понимать и Наталья Ивановна, которой действительно были свойственны и светские предрассудки, и претензии на бонтон — светскую учтивость и изысканность в обращении.

И только ее всем известной вздорностью характера объясняется непоследовательность в общении с будущим зятем.

Вспомним, что в самый последний момент венчание поэта и его «мадонны» едва не расстроилось из-за очередной сцены, которую устроила Александру Сергеевичу будущая теща…

Не будем забывать и про еще один важный нюанс: Александр Сергеевич заложил полученные от своего отца 200 крепостных душ в нижегородском имении Болдино и часть полученных денег потратил весьма оригинально: передал деньги Наталье Ивановне, чтобы та оплатила шитье приданого для Натали. «Взять жену без состояния — я в состоянии, но входить в долги для ее тряпок — я не в состоянии»3.

Читайте также:  Новаторство горького-драматурга в пьесе на дне сочинение

Что мог противопоставить столь завидному жениху гвардии штабс-капитан Александр Михайлович Белкин? Тут появляются новые вопросы.

НАДО ИСКАТЬ БЕЛКИНА-ДРАГУНА?

Как музей Пушкина собирал вещи поэта

Я проштудировал несколько официальных справочников, так называемых адрес-календарей, за интересующие нас годы, но ни в одном из них среди офицеров лейб-гвардии не нашел ни подпоручика Александра Михайловича Белкина в 1824-м, ни поручика и штабс-капитана — в 1829-м. Но обнаружил прапорщика лейб-гвардии Драгунского полка Василия Федоровича Белкина, адъютанта генерал-лейтенанта князя Николая Николаевича Хованского4.

Князь Хованский был ветераном наполеоновских войн, его портрет кисти Дж. Доу находится в Военной галерее Зимнего дворца.

И от Белкина-адъютанта до Пушкина действительно всего «два-три рукопожатия»: поэт был очень хорошо знаком с Натальей Васильевной Булгаковой, урожденной княжной Хованской, теткой боевого генерала и супругой московского почт-директора Александра Яковлевича Булгакова5.

Впрочем, есть и более короткий путь от этого Белкина к Пушкину.

Важно

Прапорщик Белкин еще до восстания декабристов служил в одном полку со штабс-капитаном Александром Александровичем Бестужевым (псевдоним Марлинский), одним из видных деятелей Северного тайного общества и активным участником восстания на Сенатской площади. То есть до знакомства с Пушкиным остается всего-навсего «одно рукопожатие»: Бестужев и Пушкин состояли в переписке, есть сведения, что они были лично знакомы в Петербурге еще до ссылки Пушкина на Юг6.

Именно эту ниточку и стоит, по моему мнению, разматывать.

Уверен, что поиск возможных контактов именно Белкина-драгуна с Пушкиным может оказаться весьма перспективным. Приведу лишь один, но весьма существенный аргумент. В момент подготовки «Повестей Белкина» к изданию Пушкин распорядился изменить эпиграф к повести «Выстрел».

В беловой рукописи имелся только один эпиграф из «Евгения Онегина» — «Теперь сходитесь…». В напечатанном тексте он был заменен на два: «Стрелялись мы. Баратынский» и «Я поклялся застрелить его по праву дуэли (За ним остался еще мой выстрел). Вечер на бивуаке»7.

Учитывая, что рассказ «Вечер на бивуаке» был написан Бестужевым-драгуном и впервые опубликован в альманахе «Полярная Звезда» за 1823 год, можно уверенно предположить: в момент подготовки в печать «Повестей Белкина» Пушкин, очень любивший эпиграфы и придававший большое значение их выбору, вспомнил о Бестужеве-драгуне и напечатал эпиграф из его рассказа.

В сентябре 1833 года, когда Пушкин, собирая материалы для «Истории Пугачева», побывал в Казани, адъютантом Казанского военного губернатора генерал-адъютанта и генерал-лейтенанта Степана Степановича Стрекалова8, давнего знакомого поэта еще по Тифлису (1829), был штабс-капитан лейб-гвардии Конно-гренадерского полка Василий Федорович Белкин9. (В 1831-м лейб-гвардии Драгунский полк переименовали в Конно-гренадерский.) Их встреча в Казани была практически неизбежна. Круг замкнулся?

ПРОТОТИПЫ И ОМОНИМЫ

Как долги Пушкина помогли воссоздать его квартиру на Мойке

Ученый арабист и тюрколог, писатель и журналист Осип-Юлиан Иванович Сенковский (он же Барон Брамбеус, Тютюнджи-Оглы, Хаджи-Баба) в один прекрасный день решил воспользоваться пушкинской литературной маской и избрать себе новый псевдоним — А. Белкин. Александр Сергеевич немедленно поспешил дистанцироваться от этой рекламной мистификации редактора «Библиотеки для чтения»: «…спешу Вам объявить, что этот Белкин не мой Белкин и что за его нелепость я не отвечаю»10.

Но какой же его Белкин?

Ответа нет. Причем, даже если факт знакомства Пушкина с Белкиным-драгуном или другим офицером, носящим эту фамилию, документально подтвердится, это не будет означать, что найден прототип пушкинского литературного героя — Ивана Петровича Белкина.

Совет

Ведь прототип — это первообраз, конкретная историческая или современная автору личность, послужившая ему отправным моментом для создания образа. Литературный герой обязательно должен иметь те или иные черты своего прототипа. Нет этих черт — нет прототипа.

Одного сходства фамилий недостаточно: в этом случае мы имеем дело не с прототипом, а всего-навсего с омонимом.

Омонимы — слова, совпадающие в своем звучании при полном несоответствии значений.

Точнее всего это формулировал сам автор литературного персонажа — Ивана Петровича Белкина: «Радуюсь, что Сенковский промышляет именем Белкина; но нельзя ль (разумеется, из-за угла и тихонько, например, в «Московском наблюдателе») объявить, что настоящий Белкин умер и не принимает на свою долю грехов своего омонима? Это бы, право, было не худо»11.

Пока что удалось твердо установить лишь одно: у пушкинского литературного персонажа был реальный исторический омоним. Все остальное является гипотезой, требующей подтверждения. Однако если читатели «Родины», прочитав наш журнал, решат перечитать или впервые раскрыть «Повести Белкина», «Родина» до конца выполнит свою просветительскую задачу.

Приятного чтения!

1. Черейский Л.А. Пушкин и его окружение. Л.: Наука, 1988. С. 113, 114. 2. Е.М. Хитрово — Пушкину. 9 мая 1830 г. Петербург // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 19 тт. Т. 14. М.: Воскресенье, 1996. С. 91, 410. 3. Пушкин — П.А. Плетневу. Около (не позднее) 16 февраля 1831 г. Москва // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 19 тт. Т.

14. М.: Воскресенье, 1996. С. 152. 4. Месяцеслов с росписью чиновных особ, или Общий штат Российской империи на лето от Рождества Христова 1825. В 2 частях. Ч. 1. С.-Петербург: Императорская академия наук; 1825. С. 201; Месяцеслов с росписью чиновных особ, или Общий штат Российской империи на лето от Рождества Христова 1829. В 2 частях. Ч. 1.

С.-Петербург: Императорская академия наук; 1829. С. 246. 5. Черейский Л.А. Указ. соч. С. 52. 6. Черейский Л.А. Указ. соч. С. 37. 7. Пушкин А.С. Письма. Т. III. 1831-1833. Л.; М.: Academia, 1935. С. 392. 8. Черейский Л.А. Указ. соч. С. 420. 9. Месяцеслов и общий штат Российской империи на 1833. В 2 частях. Ч. 1. С.

-Петербург: Императорская академия наук; 1833. С. 263. 10. Пушкин — М.П. Погодину. Начало мая 1835 г. Петербург // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 19 тт. Т. 16. М.: Воскресенье, 1997. С. 24.

11. Пушкин — П.А. Плетневу. Около (не позднее) 11 октября 1835 г. Михайловское. // Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 19 тт. Т. 16. М.

: Воскресенье, 1997. С. 56.

Источник: https://rg.ru/2015/10/07/rodina-nemoybelkin.html

История создания «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина»

-14

Внимание и интерес А. С. Пушкина к людям и явлениям «стороннего мира» ни в какой мере не ослабляли его пристального внимания к русской действительности.

В том же октябре, когда были завершены «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сальери», было написано стихотворение «Румяный критик мой, насмешник толстопузый:», созданы поэма «Домик в Коломне» и две первые повести из цикла «Повестей Белкина», велась работа над «Историей села Горюхина».

Созданием «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» 183031 закончился сложный и длительный процесс становления и утверждения в творчестве Пушкина художественной прозы. В развитии русской художественной прозы основополагающее значение Пушкина, пожалуй, особенно велико.

Обратите внимание

Здесь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне по сравнению со стихами находился и прозаический язык. Поэтому перед Пушкиным вставала исключительно важная и нелегкая задачи — «обработка» «языка мысли», как называл он прозаический литературный язык.

Несколько позднее, отмечая отчетливо обнаружившееся в литературе 30-х годов чрезвычайное развитие прозаических жанров — повести и романа,- В. Г. Белинский правильно связывал это с тем, что «истинной «И настоящей поэзией» XIX в. все больше становилась «поэзия реальная, поэзия жизни, поэзия действительности», которая «не пересоздает жизнь, но воспроизводит, воссоздает ее».

Для писателя-реалиста, воспроизводящего жизнь, формы повести и романа в прозе в самом деле оказались особенно удобными и подходящими. Это и было одной из несомненных причин обращения Пушкина к прозе. Прозаические жанры повести и романа привлекали его к себе и своей гораздо большей, чем стихи, доходчивостью до самых широких читательских кругов.

«Повести и романы читаются всеми и везде»,- замечал он.

С призывами «образовать» русскую прозу Пушкин неоднократно обращался к литераторам-современникам. Начиная примерно с 1824 г. настойчивая внутренняя потребность приняться за творчество в прозе возникает и у самого Пушкина.

В его стихотворных произведениях появляются прозаические вставки: концовка «Разговора книгопродавца с поэтом», ряд сцен, написанных прозой» в «Борисе Годунове», прозаический кусок в стихотворении «Послание Дельвигу» 1827. В 1827 г. он приступает к созданию чисто прозаического произведения — исторического романа «Арап Петра Велико го».

То, что это произведение не было закончено, отнюдь не остановило дальнейших исканий и опытов Пушкина в области художественной прозы. В 182830 гг.

он задумывает одно за другим шесть новых прозаических произведений, на этот раз из современной ему действительности, дошедших до нас в планах и набросках среди них такое значительное и относительно далеко продвинувшееся, как «Роман в письмах». Первыми завершенными пушкинскими произведениями в прозе явились «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»

«Повести» были приписаны Пушкиным условному автору — Ивану Петровичу Белкину. Облик кроткого и смиренного Белкина, возникающий из предисловия к ним «издателя» и из автобиографического предисловия якобы самого Белкина к «Истории села Горюхи-на», набросан Пушкиным в добродушно-шутливых тонах.

Но за этим кроется нечто принципиально новое и весьма серьезное.

В законченной незадолго до «Повестей Белкина» главе о путешествии Онегина поэт, оглядываясь в одном из наиболее программных своих лирических отступлений на пройденный им к этому времени творческий путь, с полной осознанностью и отчетливостью формулирует основные тенденции своего развития как «поэта действительности» — свой новый эстетический идеал. «Высокопарные мечтанья» поэтической «весны», романтическая поэтика необыкновенного, исключительного, грандиозного, загадочно-величавого «пустыни, волн края жемчужны», «моря шум», «груды скал», «гордый девы идеал», «безыменные страданья» — далеко позади. Поэтому нужны и дороги теперь «иные картины» — реальные картины обычной русской природы, русского народного быта. И вот в соответствии с этим «пиру воображения», как характеризовал творческий процесс поэт-романтик в «Разговоре книгопродавца с поэтом», демонстративно противостоит в «Повестях Белкина» «простой пересказ» разного рода происшествий, имевших место в жизни самых обыкновенных людей. Повести, написанные Белкиным, указывается в предисловии «От издателя», «большею частию справедливы и слышаны им от разных особ: названия сел и деревень заимствованы из нашего околотка: Сие произошло: единственно от недостатка воображения». Но в то же вр

Источник: http://www.rlspace.com/istoriya-sozdaniya-povestej-pokojnogo-ivana-petrovicha-belkina/

Основная идея повести Александра Пушкина «Выстрел» на Сёзнайке.ру

Эта повесть входит в число замечательных «Повестей Белкина». Содержание повести передано рассказчику свидетелями случившегося, так или иначе имевшими отношение к тем людям, с которыми приключились описываемые события. Повесть «Выстрел» разделена на две главы. Художественные центры обеих глав – поединки, символизируемые выстрелами.

Психологическая картина прерванной дуэли передается двумя рассказчиками. В ней присутствуют два значимых выстрела, о которых говорит тот участник, который в данный момент стоял под дулом пистолета.

Это перекрещивание углубляет трагизм самого понятия дуэли, сознательного риска жизнью в первую очередь во имя самоуважения. Каждый из героев должен выдержать поединок с самим собой, опираясь только на глубинные нравственные силы и дух.

Граф полностью потерял и волю, и достоинство, он подчинился внешним силам. Сильвио же вышел победителем и перед соперником, и перед собой. Каждый из героев имеет выбор, как поступить, показать благородство или низость. Это зависит от самого человека, от его принципов и взглядов на жизнь.

Важно

Сильвио вызывает сочувствие и понимание из‑за того, что нет покоя и мира в его душе и сознании, но в то же время он имеет и недобрые намерения, а это отталкивает.

Сильвио в полку был всегда первым. Вот как он сам говорит о себе: «Характер мой вам известен: я привык первенствовать, но смолоду это было во мне страстию. В наше время буйство было в моде: я был первым буяном по армии. Мы хвастались пьянством… Дуэли в нашем полку случались поминутно: я на всех бывал или свидетелем, или действующим лицом.

Товарищи меня обожали, а полковые командиры, поминутно сменяемые, смотрели на меня как на необходимое зло». Поэтому когда появился соперник у Сильвио, он не мог с этим смириться, это постоянно уязвляло его самолюбие, он просто возненавидел его. Он всячески пытался унизить графа и нагрубить ему.

А второй герой был ничуть не хуже Сильвио: «Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние», – вспоминал он.

Повесть построена таким образом, что сначала идет пространное авторское вступление, затем рассказ непосредственного участника событий, а потом краткое авторское заключение, т. е. проводится некая параллель.

Каждый из двух эпизодов прерванной дуэли оставил памятник: простреленная фуражка Сильвио – «памятник нашего поединка» («Он прицелился и прострелил мне фуражку»), картина в кабинете графа – «памятник последней нашей встречи» («Тут он было вышел, но остановился в дверях, оглянулся на простреленную мною картину, выстрелил в нее, почти не целясь, и скрылся»).

Образы героев очень динамичны и изменчивы. Так, соперник Сильвио в начале повести равнодушен ко всему происходящему, уверен в себе, ничего не боится.

Сильвио так и описывает его: «Отроду не встречал счастливца столь блистательного! Вообразите себе молодость, красоту, веселость самую бешеную, храбрость самую беспечную, громкое имя, деньги, которые никогда у него не переводились, и представьте себе, какое действие должен был он произвести между нами». Однако в конце повествования герой становится совсем другим.

Совет

Он нервничает, ему есть что терять, он боится и сомневается, не знает, как правильно поступить: «Не понимаю, что со мною было и каким образом мог он меня к тому принудить… но я выстрелил и попал вот в эту картину».

Также изменчива речь героев повести на протяжении всего повествования. Так, рассказы Сильвио и графа более живые, чем речь рассказчика. Кроме того, Сильвио рассказывает более богатым литературным языком.

В его речи много коротких предложений, он передает действие, а не просто описывает его. Периодически возрастает и уменьшается степень напряженности произносимой речи, передается быстрая смена событий.

В повести есть мрачное ощущение неразрешимости ситуации, печального его конца. Но стремление героев жить так, как они хотят, вселяет надежду на то, что каждый герой – творец своего счастья.

Читайте также:  Анализ сказки пушкина о рыбаке и рыбке сочинение

«Повести Белкина», написанные А. С. Пушкиным более 150 лет назад, остаются по‑прежнему интересными для читателя, открывают новый мир, способный обогатить возвышенными чувствами. Это неиссякаемый клад, который учит нас и жизни, и правильному отношению к окружающим.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/9201-osnovnaya-ideya-povesti-aleksandra-pushkina-vistrel

«Выстрел» (Пушкин): краткое содержание, главные герои :

«Повести Белкина», написанные Пушкиным в 1831 году, были высоко оценены российской читающей общественностью.Великий поэт на поверку оказался и умелым прозаиком.

Лев Николаевич Толстой назвал пушкинский стиль «Повестей…» замечательной школой для начинающих писателей. Пять произведений предваряет повестью «Выстрел» Пушкин.

Краткое содержание этого произведения является темой данной статьи.

Повесть о нравах дворян

Она глубоко психологична. Ее атмосфера — специфический социум служилых дворян. С одной стороны — имперские принципы: суровая и строгая служба, обостренное, гипертрофированное понятие чести. С другой — увлечение вещами сиюминутными, преходящими: вином, картами, любовными похождениями. Специфической была и дуэльная форма разрешения конфликтов (часто — надуманных или спровоцированных).

Повествование ведется от имени поместного дворянина деревни Горюхино Ивана Петровича Белкина. События происходят в некоем провинциальном городишке, название которого рассказчик запамятовал. Кавалерийский полк, расквартированный в нем, был не переотягощен службой. Офицеры лишь до обеда занимались учебой и верховой ездой в манеже.

Отобедав же у командующего полком или же в трактире, они коротали время за беседою, картами и пуншем. Аристократы в погонах не всегда отличались предупредительностью, и зачастую спор за первенство перерастал в дуэль. Порой соревнование эго разных людей приобретало настоящий драматизм. Об одной такой истории написал повесть «Выстрел» Пушкин.

Краткое содержание ее сводится к истории одного отсроченного дуэльного выстрела.

Главный герой — отставной гусар

Композиция произведения выстроена автором по законам интриги, проявляющейся в столкновении интересов его героев.

Мы знакомимся с отставным гусарским офицером Сильвио (итальянское имя обманчиво, под ним скрывается человек сугубо русский). Ему 35 лет. Его образ жизни, как очевидно, не претерпел изменений со времен гусарской службы.

Его дом постоянно открыт для военных, им неизменно предоставляется обед из нескольких блюд, приготовленный слугой Сильвио, отставным солдатом. Хотя, с другой стороны, домом это жилище назвать можно лишь условно.

Это трудно представить нашему современнику, но по словам Александра Сергеевича, его стены и потолок изрешечены пулями настолько, что напоминают пчелиные соты. Сильвио каждый день упражняется в меткости стрельбы. О его умении одним выстрелом убить муху, не вставая с кресла, рассказывает в повести «Выстрел» Пушкин.

Краткое содержание произведения для сравнения упоминает, что среди гусар мастером стрельбы считается попадающий с десяти шагов в карту десять раз кряду. Очевидно, что умение Сильвио — на порядок выше. И он действительно пользуется неоспоримым авторитетом у своих гостей- офицеров. Он проницателен, он бесстрашен, он щедр с друзьями…

Мотивированная попытка избежать конфликта нового

Впрочем, однажды это уважение поколебалось… И этот эпизод послужил завязкой композиции. Ничто не предвещало такого исхода, когда в очередной раз в доме у Сильвио компания офицеров играла в банк.

(Обратим внимание на деталь: почему именно в него? Ведь автор упоминает лишь «игру в карты». Во времена Пушкина преферанс еще не пришел в Россию, и именно в банк играют литературные герои — современники великого поэта.)

Сильвио, как игрок опытный, брал на себя функцию главного понтера — он мелом записывал очки игроков и исправлял ошибки. Один из новых офицеров, поручик, считая свои очки, из рассеянности сбился со счета, или, по карточной терминологии, «загнул угол», т. е. присоединил свою ставку к ставке другого игрока. Таким образом он необоснованно увеличил свои очки.

Такой момент в игре в банк не был редкостью. Сильвио, который играл профессионально, автоматически и без комментариев исправил мелом запись незадачливого понтера. Тот, разгоряченный выпитым и насмешками товарищей, не поняв мотивов действия главного героя повести и восприняв их как хамство, швырнул в него тяжелым медным арабским подсвечником (шандалом).

Обратите внимание

Ситуация накалилась до уровня дуэли… Не только о том, что Сильвио удалось уклониться, рассказывает в повести «Выстрел» Пушкин. Краткое содержание этой сцены свидетельствует о негусарском поведении 35-летнего мужчины.

Очевидно, что он нарушил неписанный «кодекс чести», не вызвав нахала на поединок (а, судя по умениям Сильвио, шансов остаться в живых у офицерчика было совсем даже немного).

Присутствующие заподозрили в подмочившим свое реноме кумире непозволительный для военных аристократов грех — трусость. В тот вечер все гусары разочарованно разошлись по домам…

Объяснение Сильвио Ивану Белкину

Впрочем, через некоторое время гостеприимный 35-летний мужчина все-таки восстановил свой статус в офицерской среде. Однако у рассказчика Белкина (повесть излагается его устами) остался неприятный осадок от невостребованной Сильвио у незадачливого поручика дуэли.

Далее, следуя правилам литературной интриги, при загадочных обстоятельствах разлучает Ивана Белкина с Сильвио Пушкин. Повесть «Выстрел» рассказывает о внезапно полученном Сильвио письме, которое тот ожидал давно.

Главный герой торопился до такой степени, что уезжал немедля в ночь. Впрочем, не забывая о традициях, он пригласил офицеров на прощальный ужин, при этом попросив рассказчика прийти обязательно.

Почему он по-особому относился к Белкину? Пушкин здесь достаточно убедителен. Молодой офицер до эпизода с дуэлью восторженно относился к Сильвио, считая его образцом, идеалом мужчины и офицера.

Главный герой, человек опытный, наверняка ощутил перемену отношения рассказчика к своей особе. Кроме этого, Сильвио считал Белкина своим другом, поэтому и решил напоследок объяснить ему свое поведение.

Сильвио сообщил Белкину, что не имел права ставить даже под ничтожный риск (пусть даже из-за пьяного сумасброда-поручика свою жизнь), поскольку бережет ее для другой, отложенной дуэли.

Важно

И из уст главного героя полилась захватывающая воображение читателей речь… Таким приемом в повествование, где прежде преобладал сугубо бытовой характер, внезапно вносит романтику Пушкин.

Повесть «Выстрел» знакомит нас с воспоминаниями Сильвио о своих гусарских временах, событиях ярких, драматических…

Конфликт Сильвио и нового офицера

Сильвио, беседуя с Белкиным, достал фуражку с околышем, пробитым на вершок от головы. Ловкий Пушкин нашел прием, чтобы сразу заинтриговать читателя. Полился рассказ главного героя о своих гусарских временах, когда гусары в нем «души не чаяли», а начальство, смирившись, воспринимало как «неизбежное зло». Лихим он был и воином, и дуэлянтом. Его считали первым буяном в армии.

Но не менее ярким гусаром оказался и тот, другой, который и произвел намеренно насмешливый выстрел в головной убор Сильвио.

Каким был тот, имя и титул которого Сильвио намеренно не назвал? «Блистательный счастливец», «отпрыск знатной фамилии»… Громкое имя, беспечная храбрость, острый ум, красота, бешеная веселость и бесконечные деньги, щедро бросаемые на ветер… Первенство Сильвио пошатнулось, но он знал, что нужно делать. О его намерении убить счастливого соперника на дуэли рассказывает дальнейший сюжет.

«Выстрел» Пушкина с помощью художественных средств достоверно знакомит нас с той ситуацией, которую современные психологи называют конкуренцией альфа-самцов. Старый кумир гусарского общества приревновал к новому неформальному лидеру.

Дуэль — первая кульминация повести

Сильвио идет на конфликт с неназванным новым офицером. Решительно отбросив встречное предложение дружбы, начинает искать повод, чтобы спровоцировать ссору. Это ему удалось, но не сразу. Безрезультатны были эпиграммы. Визави оказался талантливей.

Тогда главный герой на балу в доме своей любовницы спровоцировал соперника своей грубостью и наглостью. В ответ ожидаемо последовала пощечина. За ней — вызов на дуэль. Казалось бы, все идет по плану Сильвио…

Да ситуация внезапно не заладилась, вышла из-под его контроля.

Когда главные сюжетообразующие герои повести «Выстрел» Пушкина сошлись между собой на своей первой дуэли, то психологическое доминирование оказалось не на стороне Сильвио. Отдадим должное его сопернику. Тот был более ярок и смел до сумасбродства. Он настолько убедительно бравировал своим безразличным отношением к своей жизни и смерти, что смутил главного героя.

О таких людях говорят: «Нервы — как канаты!» Согласитесь, не каждый сможет, ожидая выстрела визави, в то же время безразлично вынимать из своей наполненной черешнями фуражки ягоды и плевать ими в сторону соперника.

Поскольку целью Сильвио было абсолютное первенство, то чисто физическая победа на дуэли, не поколебавшая дух противника, была ему не нужна. «Что толку-то лишать жизни соперника, если не дорожит он ею!» — подумал он.

О том, что первая дуэль не реализовала замысел Сильвио, пишет Пушкин («Выстрел»). Главные герои на данном уровне психологически равны, и их противостояние не разрешает вопрос доминирования.

Сильвио обращается к секундантам с заявлением о прерывании дуэли, оставляя выстрел за собой.

Решение Сильвио — морально победить соперника позже

Он уверен в том, что время расставит все по своим местам.

Вернемся к современной терминологии, пусть даже циничной, но отражающей суть вещей. Сильвио — природный лидер. Направленность его личности — постоянный конфликт с другими за право считаться лучшим в военном деле, в дуэлях, в успехах у женщин. Он мужчина полигамный и доминантный. Такие не созданы для семьи, они не привязаны к другим радостям жизни и бескомпромиссны в своих взглядах.

О резонном замысле Сильвио повествует произведение «Выстрел» Пушкина. Интерес к жизни в его пока что непобедимом визави вскоре возобладает над беспечным отношением к смерти. Богатство и устроенность наверняка со временем превратят его соперника из отчаянного гусара в самого обычного помещика и обывателя.

Совет

А что может заставить мужчину более полюбить жизнь, чем любовь, свадьба и желание создать семью? На это и рассчитывал Сильвио… Он уволился с военной службы и уехал на время, обязав друзей сообщить, когда его противник по дуэли соберется жениться. Прошли годы… Тридцать пять лет — это время, чтоб обзавестись домом, семьей… Но не таков Сильвио.

Он внутренне остается все тем же офицером, жаждущим получения первенства в давнем споре. Для него это более чем принципиально.

Помещик Белкин гостит у графской четы

Со времен службы Ивана Белкина в полку прошли годы и годы… Он — поместный дворянин и занимается хозяйством. Узнает же он о судьбе своего друга Сильвио совершенно случайно, нанеся визит вежливости соседям-помещикам.

В диалоге гостя и хозяев знакомит читателей с продолжением отложенной дуэли Пушкин («Выстрел»). Герои встречаются именно так, как задумал Сильвио. Он неожиданно появляется в доме визави, когда тот менее всего готов.

Они (муж и жена) носят титул графа и графини, богаты и редко бывают в своем обширном и шикарном поместье. Проявив гостеприимство, супруги приглашают соседа-помещика Белкина в гостиную. Там, рассматривая картины, он замечает в одной из них, изображающей пейзаж Швейцарии, две пули, всаженные одна в другую, и говорит об удачном выстреле графу.

Об их дальнейшей беседе подробно повествует рассказ пушкина «Выстрел». Наконец полностью вырисовывается нить авторской интриги. Белкин рассказывает, что лучший стрелок, которого он знал, стрелял трижды в день. Граф справляется о его имени. Узнав же, что того зовут Сильвио, бледнеет и признается, что вторая пуля в картине выпущена им при драматических обстоятельствах.

Замысел Сильвио удался

Как-то в первый год после женитьбы граф с графиней возвратились порознь с конной прогулки. Заупрямилась лошадь графини. Граф, возвратившись домой ранее, обнаружил у себя в доме Сильвио, предъявившего свое право на ответный выстрел. Граф оказался тем самым давним соперником, о повторной дуэли с которым мечтал Сильвио.

Описанием их встречи заканчивает свою повесть Пушкин («Выстрел»). Анализ этого поединка нервов (а именно в него превращает Сильвио свое требование ответного выстрела) заканчивается его полной психологической победой.

Мастер дуэли

Во-первых, 35-летний мужчина не опустился до банального убийства (его выстрел наверняка бы оказался смертельным). Ведь более всего он хотел получить моральную сатисфакцию над противником, а значит — победу окончательную. Он торжествовал, он наслаждался местью.

Почему-то вспоминаются слова, написанные гораздо позже и произносенные Доном Капоне: «Месть — блюдо особенное, наслаждаться им нужно, когда оно остыло…». Сильвио тянул время. Он запросил зажечь все свечи в зале.

Обратите внимание

Затем, не обращая внимания на призывы графа «быстрее закончить дело», целую минуту держал его на прицеле. Эта минута оказалась самой страшной в жизни его оппонента. И лишь потом Сильвио пошутил, что поскольку его пистолет не заряжен черешневыми косточками, то он желает начать поединок «с чистого листа», т.

е. на стандартных условиях, начиная с розыгрыша права первого выстрела. Теперь психологическое преимущество всецело принадлежало ему…

Моральная победа Сильвио. Развязка композиции

Выигравший право выстрела граф был деморализован и потрясен.Он промазал, всадив пулю в картину с швейцарским пейзажем. Настало время выстрела Сильвио. И тут в гостиную подоспела графиня. Она пала к его ногам, умоляя не стрелять. Сам граф был ни жив ни мертв от потрясения…

Внезапно Сильвио прекратил поединок. Он заявил графу, что полностью удовлетворен его робостью, его страхом, тем, что заставил его выстрелить первым.

Сказав это, он вышел из гостиной быстрым шагом, но, обернувшись на пороге, выстрелил почти не целясь в картину, попав своей пулей в то место, где оказалась пуля графа.

Это был феноменальный выстрел — память для графской четы на всю оставшуюся жизнь…

Позже из газет им стало известно, что Сильвио принимал участие в вооруженном восстании греков под предводительством российского генерала Александра Ипсиланти и был убит турками в битве под Скулянами, происходившей 16 и 17 июня 1821 г., где греческая повстанческая армия потерпела поражение.

Вместо заключения

Так ли важно, какая была в произведении классика главная мысль? «Выстрел» Пушкина, пожалуй, таковой не имеет. Зато в нем есть другое: экспрессия, интрига и… классическая композиция. Именно поэтому Лев Толстой призывал начинающих прозаиков научиться писать у Пушкина. Посудите сами:

— Завязка сюжета (неотплаченное дуэлью оскорбление Сильвио от пьяного поручика).

— Первая кульминация (первая дуэль).

— Вторая кульминация (вторая дуэль).

— Развязка (удовлетворение Сильвио лишь моральной победой, известие о его глупой и случайной гибели).

Источник: https://www.syl.ru/article/201697/new_vyistrel-pushkin-kratkoe-soderjanie-glavnyie-geroi

Ссылка на основную публикацию