Новаторство горького-драматурга в пьесе на дне сочинение

Новаторство Горького-драматурга

Драма открывается экспозицией, в которой уже представлены основные персонажи, сформулированы основные темы, поставлены многие проблемы. Появление в ночлежке Луки является завязкой пьесы. С этого момента начинается проверка различных жизненных философий и устремлений.

Рассказы Луки о «праведной земле» кульминация, а начало развязки – убийство Костылева. Композиция пьесы строго подчинена ее идейно-тематическому содержанию. Основой сюжетного движения становится проверка жизненной практикой философии утешительства, разоблачение ее иллюзорности и вредности».

Это и лепит в основе композиции пьесы «На дне».

Драматургическое мастерство Горького отличается большим своеобразием. Внимание автора сосредоточено на показе социальных типов и явлений, а само изображение действительности отличается глубокой обобщенностью. В пьесе несколько идейно-тематических планов, которые в большей или меньшей степени связаны с основной идеей.

Обратите внимание

Важная особенность драмы Горького отсутствие в ней центрального героя и разделения персонажей йа положительных и отрицательных. Главное внимание автор уделяет самосознанию героев, выявлению их социальных и философских воззрений. Своеобразны и сами принципы изображения человека в пьесе.

Как правило, человек показывается через призму восприятия других людей.

Так, например, представлен в пьесе Лука: в глазах Костылевых он вредный смутьян, для Анны и Насти – добрый утешитель, для Барона и Бубнова – лгун и шарлатан. Полноту и законченность этому образу придают изменяющиеся отношения к нему Актера, Пепла, Клеща. В пьесе «На дне» монологи занимают незначительное место.

Ведущим принципом раскрытия самосознания героев и их характеров является диалог. Важное средство достижения типичности и индивидуализации образов – речевая характеристика персонажей. Докажите это на примере образов Луки, Актера, Барона.

Раскройте идейную функцию цитаты из Беранже, притчи о праведной земле и песни, которую поют ночлежники.

Пьеса «На дне» имела огромное общественно-политическое значение. Разоблачая лживую философию утешительства, Горький тем самым боролся против реакционной идеологии, на которую охотно опирались представители господствующих классов.

В период начавшегося политического подъема утешительство, призывавшее к смирению и пассивности, было глубоко враждебно революционному рабочему классу, поднимавшемуся на решительную борьбу. В этой обстановке пьеса сыграла большую революционизирующую роль.

Она показала, что Горький с передовых позиций решал проблему босячества. Если в ранних своих произведениях писатель не касался причин, порождавших это явление, то в пьесе «На дне» прозвучал суровый приговор общественному строю, который был повинен в страданиях людей.

Всем своим содержанием пьеса призывала бороться за революционное преобразование действительности.

Источник: http://historylib.net/novatorstvo-gorkogo-dramaturga/

Рефераты, дипломные, курсовые работы – бесплатно: Библиофонд!

Человек — вот правда!

М. Горький

Многогранный талант М. Горького ярко проявился и в драматургии. В пьесе «На дне» Алексей Максимович открыл читателям и зрителям доныне неизвестный пласт русской жизни: чаяния, страдания, радости и надежды «бывший людей», обитателей ночлежки. Автор сделал это достаточно сурово и правдиво.

Драма «На дне» ставит и решает философские вопросы: что есть правда? нужна ли она людям? можно ли обрести счастье и покой в реальной жизни? Выброшенные из активной жизни, обитатели «дна» между тем не отказываются от решения сложных философских вопросов, жизненных ситуаций, которые ставит перед ними действительность. Они примеряют к себе различные ситуации, пытаясь «всплыть» на поверхность. Каждый из них хочет вернуться в мир «настоящих людей».

Герои полны иллюзий о временности своего положения. И лишь Бубнов и Сатин понимают, что выхода «со дна» нет — это удел лишь сильных. Слабым же людям нужен самообман. Они тешат себя мыслью, что рано или поздно станут полноценными членами общества. Эту надежду в ночлежниках активно поддерживает Лука, странник, неожиданно появившийся среди них.

Важно

Старик с каждым находит верный тон: Анну он утешает небесным счастьем после смерти. Уговаривает ее, что в загробной жизни она обретет покой, которого не чувствовала до сих пор. Ваську Пепла Лука уговаривает уехать в Сибирь. Там самое место для сильных и целеустремленных людей. Настю он успокаивает, веря в ее рассказы о неземной любви.

Актеру обещает исцеление от алкоголизма в некой специальной клинике. Самое поразительное во всем этом, что Лука лжет бескорыстно. Он жалеет людей, старается дать им надежду как стимул к жизни. Но утешения старика приводят к противоположным результатам. Умирает Анна, гибнет Актер, попадает в тюрьму Васька Пепел.

Кажется, устами Сатина автор осуждает Луку, опровергает соглашательскую философию странника. «Есть ложь утешительная, ложь примиряющая… Кто слаб душой… и кто живет чужими соками — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин…

кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!»

Но Горький не так прост и прямолинеен; он дает возможность читателям и зрителям самим решить: нужны ли Луки в реальной жизни или они несут зло? Поразительно и другое, что с годами менялось отношение общества к этому персонажу. Если в период создания пьесы «На дне» Лука был почти отрицательным героем, с его безграничной жалостливостью к людям, то со временем изменилось отношение к нему.

В наше жестокое время, когда человек чувствует свое одиночество и ненужность окружающим, Лука получил «вторую жизнь», стал почти положительным героем. Он жалеет живущих рядом людей, пусть машинально, не тратя на это свои душевные силы, но находит время выслушать страждущих, вселяет в них надежду, а это уже немало.

Пьеса «На дне» относится к тем немногим произведениям, которые со временем не стареют, а каждое поколение открывает в них мысли, созвучные своему времени, взглядам, жизненным ситуациям. В этом великая сила дарования драматурга, его умение заглянуть в будущее.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Источник: https://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=80077

Пьеса Горького «На дне»

Домашнее задание к уроку

1.​ Прочитать пьесу «На дне».

2.​ Собрать материал по каждому обитателю ночлежки.

3.​ Подумать, как можно сгруппировать действующих лиц.

4.​ Какова природа конфликта в пьесе?

Цель урока: показать новаторство Горького; определить составляющие жанра и конфликта в пьесе.

История создания пьесы

Более 80 лет не сходят с отечественной сцены спектакли по пьесе «На дне». Обошла она и крупнейшие театры мира, а интерес к ней не ослабевает!

В 1901 году Горький сказал о замысле своей пьесы: «Это будет страшно». Автор неоднократно менял название: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни». Заглавие «На дне» впервые появилось на афишах художественного театра.

Совет

Выделено не место действия – «ночлежка», не характер условий – «без солнца», «дно», даже не социальное положение – «на дне жизни». Словосочетание «На дне» гораздо шире по смыслу, чем все вышеперечисленные.

Что происходит «на дне»? «На дне» – чего, только ли жизни? Может быть, – и души?

Многозначность горьковской пьесы привела к ее разным театральным постановкам.

Самым ярким было первое сценическое воплощение драмы (1902) Художественным театром прославленными режиссерами К.С. Станиславским, В.И. Немировичем-Данченко при непосредственном участии А.М. Горького.

В 1903 году пьеса была отмечена почетной Грибоедовской премией.

Особенности композиции

Вопрос

Где происходит действие пьесы?

Ответ

В подвале, похожем на пещеру, в котором люди вынуждены вести допотопное существование. Отдельные штрихи описания вводят сюда символику ада: располагается ночлежка ниже уровня земли, люди лишены здесь солнца, свет падает «сверху вниз», персонажи ощущают себя «мертвецами», «грешниками», «сброшенными в яму, «убитыми» обществом и в этих сводах похороненными.

Вопрос

Как изображается место действия в пьесе?

Ответ

В авторских ремарках. В первом действии это «подвал, похожий на пещеру», «тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Важно, что писатель делает указания, как освещается сцена: «от зрителя и сверху вниз», свет доходит до ночлежников из подвального окошка, как будто ищет среди подвальных обитателей – людей. Тонкие перегородки отгораживают комнату Пепла.

Везде по стенам – нары. Кроме Квашни, Барона и Насти, которые живут на кухне, своего угла нет ни у кого. Все друг перед другом напоказ, укромное место только на печке и за ситцевым пологом, отделяющим от других кровать умирающей Анны (этим она уже как бы отделена от жизни).

Везде грязь: «грязный ситцевый полог», некрашеные и грязные стол, скамьи, табурет, изодранные картонки, куски клеенки, тряпье.

Читайте также:  Анализ произведения отрочество толстого

Вопрос

Перечислите персонажей пьесы с их краткими характеристиками. На какие группы условно можно разделить всех персонажей?

Ответ

Всех обитателей ночлежки можно условно объединить в четыре группы, в зависимости от того места, которое они занимают в столкновении различных позиций, в философском конфликте пьесы.

Обратите внимание

Первая группа включает Актера, Настю, Пепла, Наташу. Эти персонажи предрасположены к встрече со странником Лукой. Каждый из них живет какой-то мечтой или надеждой. Так Актер рассчитывает вылечиться от алкоголизма, вернуться на сцену, где у него было театральное имя Сверчков-Заволжский.

Теперь вот, правда, не осталось имени, но он устремлен в мыслях к артистической славе. Насте грезится французский студент, которого она якобы страстно любит. Пепел мечтает о свободной и раздольной жизни, «чтобы самому себя можно… было уважать». Наташа смутно надеется на счастливую участь, когда Василий будет ее крепкой опорой.

Каждый из этих персонажей не слишком тверд в своих устремлениях, внутренне раздвоен.

Лука, о котором подробно мы будем говорить на следующем уроке, призван выявить сущность каждого.

Барон и Бубнов – третья группа. Первый из них постоянно живет прошлым, вспоминая сотни крепостных, кареты с гербами, кофе со сливками по утрам в постели. Полностью опустошенный, он ничего уже не ждет, ни о чем не мечтает.

Второй – Бубнов – тоже иногда обращается к былым годам, когда он натерпелся от жизни, но в основном живет настоящим и признает только то, что видит и осязает. Бубнов – равнодушный циник. Для него понятны только факты, они – «упрямая вещь».

Правда Барона и Бубнова – жесткая, бескрылая правда, далекая от подлинной истины.

Четвертую позицию занимает в пьесе Сатин. При всей ее самобытности она тоже отличается своей противоречивостью. Во-первых, слова, произносимые этим героем, находятся в резком контрасте с его сущностью.

Ведь о правде говорит жулик по роду занятий, арестант и убийца в прошлом. Во-вторых, в ряде случаев Сатин оказывается близким Луке.

Он соглашается со странником, что «люди для лучшего живут», что правда связана с представлением о человеке, что нельзя мешать ему и принижать его («Не обижай человека!»)

Важно

Образы следует расположить по «лестнице» чинов и положений, так как перед нами социальный срез жизни России начала XX века: Барон, Костылев, Бубнов, Сатин, Актер; Пепел, Настя.

Вопрос

Каков конфликт драмы?

Ответ

Конфликт этой драмы социальный. Каждый из ночлежников пережил в прошлом свой социальный конфликт, в результате которого оказался в унизительном положении. Жизнь обездолила людей, собравшихся в этом аду.

Она лишила права на работу Клеща, на семью – Настю, на профессию – Актера, на былой комфорт – Барона, обрекла на голодное существование Анну, на воровство – Пепла, беспробудный запой – Бубнова, проституцию – Настю.

Резкая конфликтная ситуация, разыгрывающаяся на глазах у зрителей, является важнейшей чертой драмы как рода литературы.

Вопрос

Как социальный конфликт взаимосвязан с драматургическим?

Ответ

Социальный конфликт вынесен за сцену, отодвинут в прошлое, он не становится основой драматургического конфликта. Мы наблюдаем лишь результат внесценических конфликтов.

Вопрос

Какого рода конфликты, кроме социального, выделяются в пьесе?

Ответ

В пьесе есть традиционный любовный конфликт. Его обусловливают взаимоотношения Васьки Пепла, Василисы, жены хозяина ночлежки, Костылева и Наташи, сестры Василисы.

Экспозиция этого конфликта – разговор ночлежников, из которого ясно, что Костылев ищет в ночлежке свою жену Василису, которая изменяет ему с Васькой Пеплом. Завязка этого конфликта – появление в ночлежке Наташи, ради которой Пепел оставляет Василису.

В ходе развития любовного конфликта становится ясно, что отношения с Наташей возрождают Пепла, он хочет уехать с ней и начать новую жизнь.

Совет

Кульминация конфликта вынесена за сцену: в конце третьего действия мы из слов Квашни узнаем, что кипятком ноги девке сварили» – Василиса опрокинула самовар и обварила Наташе ноги. Убийство Костылева Васькой Пеплом оказывается трагической развязкой любовного конфликта. Наташа перестает верить Пеплу: «Они – заодно! Будьте вы прокляты! Вы оба…»

Вопрос

В чем своеобразие любовного конфликта в пьесе?

Ответ

Любовный конфликт становится гранью социального конфликта. Он показывает, что античеловеческие условия калечат человека, и даже любовь не спасает человека, а ведет к трагедии: к смерти, увечью, убийству, каторге.

В результате одна Василиса достигает всех своих целей: мстит бывшему любовнику Пеплу и своей сестре-сопернице Наташе, избавляется от нелюбимого и опостылевшего мужа и становится единовластной хозяйкой ночлежки.

В Василисе не остается ничего человеческого, и это показывает чудовищность социальных условий, которые изуродовали и обитателей ночлежки, и ее хозяев. Ночлежники прямо не участвуют в этом конфликте, они лишь сторонние зрители.

Вопрос

Что напоминает вам эта ночлежка?

Ответ

Ночлежка является своеобразной моделью того жестокого мира, из которого были выкинуты ее обитатели. Здесь тоже имеются свои «хозяева», полиция, проявляется то же отчуждение, вражда, те же пороки.

Заключительное слово учителя

Горький изображает сознание людей «дна». Сюжет разворачивается не столько во внешнем действии – в обыденной жизни, сколько в диалогах героев. Именно разговоры ночлежников определяют развитие драматургического конфликта. Действие переводится во внесобытийный ряд. Это характерно для жанра философской драмы.

Итак, жанр пьесы можно определить как социально-философскую драму.

Домашнее задание

Подготовиться к уроку-диспуту о Луке. Для этого: отметить (или выписать) его высказывания о людях, о правде, о вере. Определить свое отношение к высказываниям о Луке Барона и Сатина (IV акт).

Определить композиционные элементы пьесы. Почему Чехов считал последний акт лишним?

Литература

Обратите внимание

Д.Н. Мурин, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование. Санкт-Петербург: СМИО Пресс, 2001

Е.С. Роговер. Русская литература XX века / Санкт-Петербург: Паритет, 2002

Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русской литературе ХХ век. 11 класс. I полугодие. М.: ВАКО, 2005

Источник: http://trassa.narod.ru/lekzia/gorky/gorky.htm

Сочинение на тему “Пьеса “На дне” М. Горького”

…Старик! Он умница!.. Он подейство-

вал на меня, как кислота на старую и

грязную монету… Я – арестант, убий-

ца, шулер… ну, да…

М. Горький, пьеса «На дне».

Лука является одним из главных героев пьесы «На дне». Тяжелый жизненный опыт, бесприютные скитания Луки обусловили основные черты его психологии. Одной из них является острый интерес к людям. «Понять хочется дела человеческие», — определяет свое главное желание Лука.

Отвечая на вопрос сочинения – «Лука – врачеватель душ или лжец?», я считаю, что старик, безусловно, является врачевателем душ. Лука пытается помочь Актеру, Ваське Пеплу, Наташе изменить жизнь, облегчить страдания Анны и Насти, делая все это бескорыстно, принося, хотя бы минутное, но облегчение.

Этот человек, прежде всего, добр: он снисходителен к слабостям, терпим к чужим грехам, отзывчив на просьбу о помощи. Еще одна привлекательная черта Луки – его неподдельный интерес к жизни, к другим людям, у каждого из которых он способен разглядеть индивидуальную «изюминку».

Лука не навязывает другим своих взглядов, не горит желанием делиться жизненным опытом с первым встречным или демонстрировать свой незаурядный ум.

Вначале пьесы мы видим подвал, похожий на пещеру, куда не может проникнуть ни один лучик света. Эта ночлежка собрала вместе очень много разных людей. Это люди разные по своим привычкам, бывшей судьбе, характеру, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные.

Все они были вытолкнуты на «дно жизни». Эти люди утратили все человеческое, потеряли даже облик человека, превратились в жалких существ. Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не хватало твердости или умения бороться с судьбой.

И только благодаря Луке в сердцах ночлежников зарождается луч надежды. Поначалу он почти незаметен, но потом все более и более упрямо начинает разгораться и пробиваться сквозь мрак «дна». Старик дает всем обитателям подвала советы, как выбраться со дна жизни.

Важно

Актеру он советует лечиться от алкоголизма в бесплатной лечебнице. Ваське Пеплу – забрать Наташу, которую он полюбил, и ехать работать в Сибирь. Наташе – ехать с Пеплом, так как он «парень ничего, хороший» и к тому же она ему нужнее, чем он ей.

Читайте также:  Образ и характеристика ундины в романе герой нашего времени лермонтов

Лука утешает умирающую Анну, жену Клеща, которая, несмотря на покой загробной жизни, хочет еще пожить. И всем обитателям ночлежки он рекомендует немножко больше уважать друг друга.

Лука – это личность, пытающаяся построить жизнь на вере: «Во что веришь – то и есть». «Ложь во спасение» — вот принцип, которому следует Лука. Этого странника в жизни много «мяли», но он уважает людей, даже жуликов, учит их делать добро, при этом замечает: «Если кто кому хорошего не сделал, тот худо поступил».

Лука учит Наташу жалеть людей: «Христос – о всех жалел и нам велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!» Странник рассказывает историю о том, как он пожалел двух воров и тем самым спас их от тюрьмы. «Человека приласкать – никогда не вредно…» — советует Барону Лука. Часто старик желает ободрить человека и примирить его с безрадостным содержанием жизни.

Я понимаю, что это всего лишь утешительная речь, которая может только временно успокоить человека, но все-таки она очень сильно помогает подавленным людям. Когда Васька Пепел уличает старика во лжи, Лука говорит о том, что правда не нужна, она может быть обухом для человека. Речи Луки содержат и убедительные суждения о том, что человек все может. Он уверен, что кто ищет – найдет.

Старик отмечает, что «все ищут люди, все хотят как лучше», «кто крепко хочет – найдет». После ухода старика обитатели ночлежки вспоминают его тепло. Барон беззлобно замечает, что Лука был «как пластырь от нарывов». И Сатин считает, что старик был мякишем для беззубых. По-моему Лука помог некоторым из этих людей.

Например, Анна: старик пожалел больную женщину, попытался уменьшить ее страданияИ мне кажется, это у него получилось. Анна умерла спокойно, без страха, что очень важно для многих людей.

Каждая прочитанная книга оставляет какой-то след в душе читателя, иногда очень яркий. Вот тогда вдруг и начинаешь задумываться над тем, что дала она нам.

Совет

Пьеса «На дне» заставила меня задуматься обо всем. О жизни и смерти, о радости и горе, о предназначении человека.

Со времени создания пьесы Горького прошло много лет, но и сейчас она читается и идет в театрах, видимо, ей предопределена долгая жизнь.

«Человек – это великолепно!.. Это звучит гордо» Мне кажется, человек, какой бы он ни был, хоть самый опустившийся, прежде всего, человек. Даже брошенным на дно жизни людям, свойственны обыкновенные людские мысли, чувства, переживания. Человек, попавший на дно, так же способен любить, страдать, мечтать, имеет право на любовь, дружбу, сострадание.

По-моему, Лука в пьесе – учитель человечности. Он преподает уроки нравственности. Когда я прочитала пьесу «На дне», у меня даже не вызвало сомнений то, что Лука не врет. Лука окрыляет человека, дает ему возможность «вылететь» со дна на землю.

Советуя Наташе и Пеплу податься в Сибирь, говоря Актеру об алкогольной лечебнице, в которой тот может вылечиться, он дает оптимальный вариант выхода со «дна». В пьесе мне ближе всех странник, который бескорыстно утешает, тем самым, спасая людей.

Он не лицемер, не жестокий обманщик, он, в некотором роде, Иисус, спустившийся незаметно и ушедший незамеченным, который не только милосерден и добродушен, но еще умеет прощать людей, а это, по-моему, главное в жизни.

Лука, кроме всего этого, вселяет в «опустевшие» сердца людей надежду и веру в хорошее, спасая от духовной и физической гибели, так как без веры и надежды жить человек не может, жизнь теряет смысл. А ведь как много людей и в нашем современном мире, которые нуждаются в помощи, в Луке, который бы утешил и успокоил, вселил надежду в сердца тех, кто одинок, болен или просто стар.

Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-pyesa-na-dne-m-gorykogo

«НА ДНЕ» М. ГОРЬКОГО КАК ФИЛОСОФСКАЯ ДРАМА — Сочинение по произведению М. Горького «На дне»

Прислуги) — вот правда! М. Горький Многогранный талант М. Горького блестяще проявился и в драматургии. В пьесе «На дне» Алексей Максимович открыл читателям и зрителям до сего времени неизвестный пласт русской жизни: чаяния, страдания, радости и надежды «бывший людей», обитателей ночлежки. Мы сделал это достаточно сурово и правдиво.

Драма «На дне» ставит и решает философские вопросы: как есть правда? нужна ли она людям? годится. Ant. нельзя ли обрести счастье и покой в реальной жизни? Выброшенные изо активной жизни, обитатели «дна» между тем маловыгодный отказываются от решения сложных философских вопросов, жизненных ситуаций, которые ставит передо ними действительность.

Они примеряют к себе различные ситуации, пытаясь «всплыть» возьми поверхность. Каждый из них хочет вернуться в подлунная «настоящих людей». Герои полны иллюзий о временности своего положения. И только Бубнов и Сатин понимают, что выхода «со дна» блистает своим отсутствием — это удел лишь сильных.

Слабым же людям нужен обман. Они тешат себя мыслью, что рано не то — не то поздно станут полноценными членами общества. Эту надежду в ночлежниках энергетически поддерживает Лука, странник, неожиданно появившийся среди них.

Старец с каждым находит верный тон: Анну он утешает небесным счастьем затем смерти. Уговаривает ее, что в загробной жизни возлюбленная обретет покой, которого не чувствовала до этих пор. Ваську Пепла Лука уговаривает уехать в Кашлык.

Там самое место для сильных и целеустремленных людей.

Обратите внимание

Настю некто успокаивает, веря в ее рассказы о неземной любви. Актеру обещает уврачевание от алкоголизма в некой специальной клинике. Самое поразительное вот всем этом, что Лука лжет бескорыстно. Симпатия жалеет людей, старается дать им надежду делать за скольких стимул к жизни.

Но утешения старика приводят к противоположным результатам. Умирает Аннета, гибнет Актер, попадает в тюрьму Васька Пепел. По всему вероятию, устами Сатина автор осуждает Луку, опровергает соглашательскую философию странника. «Есть вздор утешитель-ная, ложь примиряющая… Кто слаб душой…

и который живет чу-ясими соками — тем ложь нужна… одних симпатия поддерживает, дру-гйе __ прикрываются ею… А кто именно — сам себе хозяин… кто независим и мало-: неграмотный жрет чужого — зачем тому ложь? Ложь — парсизм рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!

» А Горький не так прост и прямолинеен; он дает выполнимость читателям и зрителям самим решить: нужны ли Луки в реальной жизни сиречь они несут зло? Поразительно и другое, что с годами менялось пропорция общества к этому персонажу.

Если в период создания пьесы «На дне» Луканя был почти отрицательным героем, с его безграничной жалостливостью к людям, так со временем изменилось отношение к нему.

В наше жестокое сезон, когда человек чувствует свое одиночество и ненужность окружающим, Луконя получил «вторую жизнь», стал почти положительным героем.

Некто жалеет живущих рядом людей, пусть машинально, приставки не- тратя на это свои душевные силы, а находит время выслушать страждущих, вселяет в них надежду, а сие уже немало. Пьеса «На дне» относится к тем немногим произведениям, которые со временем никак не стареют, а каждое поколение открывает в них мысли, созвучные своему времени, взглядам, жизненным ситуациям.

В этом великая Силка дарования драматурга, его умение заглянуть в будущее.

Источник: http://sochbox.com/na-dne-m-gorkogo-kak-filosofskaya-drama-sochinenie-po-proizvedeniyu-m-gorkogo-na-dne/

Анализ пьесы Горького “На дне”

Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году в сложный на тот момент, для России период.

Автор определенно имел свой взгляд на всё то, что происходило в стране, и, конечно, его волновали острые социальные вопросы, которые поставлены в этом произведении.

Читайте также:  Сочинение по картине васнецова снегурочка 3 класс описание

Поэтому жанр пьесы определенно социально-философская драма, в которой изображается не только жизнь людей, искалеченных общественным строем, но и идёт спор о путях к человеческому счастью.

Все события пьесы разворачиваются в городской ночлежке, похожей на тюрьму или пещеру. Об этом мы узнаём из первой же ремарки к драме. Обитатели ночлежки у Костылёва это люди, находящиеся на дне жизни. Каждый герой имеет историю, которая привела его на это “дно”.

Важно

Перед нами предстают Барон, вспоминающий о былых временах, когда он был богат и что-то значил в этом мире. Настя – проститутка, которая мечтает о настоящей верной любви. Васька Петел – потомственный вор. Актёр, который потому и Актёр, что забыл своё настоящее имя от пьянства. У каждого из них есть свои мечты, для осуществления которых они, однако, ничего не делают.

Эти все люди потеряли надежду и веру в себя, но с появлением странника Луки с ними происходят изменения.

Лука – персонаж очень неоднозначный. Долгое время бытовало мнение, что Лука – лжец, который даёт ночлежникам лишь пустые надежды, а сам покидает их в самый драматичный момент.

Но есть и другая точка зрения: если внимательнее присмотреться к этому персонажу, то начинаешь осознавать, что он даёт людям веру в себя, даёт толчок для изменений. Как говорится, каждый сам кузнец своего счастья.

Поэтому ночлежники должны были приложить усилия и двигаться дальше самостоятельно, без помощи и поддержки Луки. И я согласен с последней точкой зрения. Надо сказать, что иногда Лука прибегает к лжи ради дальнейшего блага. Так, например, он утешал Анну, заботился о ней в момент, когда она болела.

Как никто из знакомых, он подарил ей покой в последние дни жизни, и от этого ей не так было страшно умирать. Так вот теперь можно ответить на этот вопрос, разве плохо поддерживать человека в трудный момент?

Пеплу странник посоветовал уехать в Сибирь. Один раз он уберёг его от тюрьмы, но в другой раз его может не быть рядом, и что тогда… Лука понимает, что Пепел любит Наташу и готов поддерживать её.

Он советует Наташе присмотреться к Пеплу, увидеть в нём хорошие черты и пойти за ним. Лука поддерживает Настю. Единственный, он не смеет себе смеяться над её придуманной любовью, а готов ей помочь.

И просит окружающих поверить ей.

Что касается Актёра, то и в него Лука вселил надежду. Он первый заговорил с Актёром о его профессии, так что Актёр попытался вспомнить своё любимое стихотворение и главное – своё имя. Лука не врал ему о клиниках, где лечат пьяниц.

Совет

Просто Актёру не хватило силы воли и веры в себя. Он сам сдался, отказался от своей мечты, поэтому однозначно винить в его смерти Луку нельзя. Ведь старик не может действовать на стороне других, действовать должны были сами ночлежники.

На протяжении всей пьесы мы задаёмся вопросом: так что такое, правда? Правда, Луки – это вера: “Во что веришь, то и есть”. И действительно, “правда” – понятие относительное. Нельзя точно сказать, что это такое, ведь у каждого человека она своя. Вот, например, для Сатина – это гордый человек: “Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека…”.

По моему мнению, образ Луки, безусловно, играет большую роль в пьесе “На дне”. Благодаря этому персонажу раскрываются во всей полноте все герои драмы М.Горького. Кроме того, именно благодаря этому персонажу ставится и разрешается философская проблема произведения – вопрос о том, что нужно человеку: правда или утешительная ложь.

Источник: https://www.lang-lit.ru/2015/01/na-dne.html

В чем смысл финала пьесы горького «на дне»? на сёзнайке.ру

В пьесе «На дне», написанной А.М. Горьким в 1902 году, с особой яркостью проявились существенные особенности драматургии Горького. Он утвердил в драматургии новый тип общественно-политической драмы. Его новаторство проявилось и в выборе драматического конфликта, и в методике изображения действительности.

Конфликт в пьесах Горького всегда выражен не внешне, а во внутреннем движении пьесы. Главный конфликт, положенный в основу пьесы «На дне», — это противоречие между людьми «дна» и порядками, которые низводят человека до трагической участи бездомного бродяги. Острота конфликта носит у Горького социальный характер.

Он заключается в столкновении идей, в борьбе мировоззрений, социальных принципов. Важную роль играет композиция пьесы.

Важную роль в композиции пьесы играет IV действие, особенно его финальная часть. Началось брожение в ночлежке после ухода Луки, все сложности, конфликты обострились, самое главное — появилась, хоть слабая, но надежда: вырваться из «подвала, похожего на пещеру», и зажить нормальной человеческой жизнью.

Осмысливая слова Луки, Барон вспоминает свою прошлую жизнь.

Продолжающаяся перепалка между Настей и Бароном заканчивается взрывом ненависти со стороны Насти: «Всех бы вас… в каторгу… смести бы вас, как сор… куда-нибудь в яму!.. Волки! Чтоб вам издохнуть! Волки!» И в этот момент Сатин переключает внимание на себя, произнося свой знаменитый монолог о человеке.

По мысли Сатина, человек свободен в своем выборе отношения к вере, и к жизни, к ее устройству, ее порядку:?»Человек — свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум — человек за все платит сам, и потому он — свободен!.. Человек — вот правда!» Зрелость суждений Сатина всегда поражала.

Однако впервые он поднимается до осознания необходимости совершенствования мира, хотя дальше этих рассуждений он идти не может: «Что такое человек?..

Обратите внимание

Понимаешь? Это — огромно! В этом — все начала и концы… Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!..

Выпьем за человека, Барон!» Так говорит шулер и анархист, бездельник и пьяница. Странно слышать от него эти слова. Сам Горький понимал, насколько эти речи не соответствуют Сатину. Он писал: «…речь Сатина о человеке-правде бледна. Однако — кроме Сатина — ее некому сказать, и лучше, ярче сказать — он не может…»

В ночлежке появляются Бубнов и Медведев. Оба навеселе. Бубнов угощает обитателей ночлежки и отдает все свои деньги Сатину, так как чувствует к нему расположение. Ночлежники затягивают любимую песню «Солнце всходит и заходит». По-прежнему темна и грязна ночлежка.

Но в ней, однако, поселяется какое-то новое чувство всеобщей взаимосвязанности. Приход Бубнова усиливает это впечатление: «Где — народ? Отчего здесь людей нет? Эй, вылезай… Я… угощаю!» Внешняя причина — «отвести душу» (у него появились деньги).

Внутреннее состояние этого человека, пришедшего «путь… всю ночь», полно давней застарелой горечи: «Запою… заплачу!» В песне: «…мне и хочется на волю, да цепь порвать не могу…» — все они хотят страдать свою несчастную судьбу.

Вот почему Сатин на неожиданное известие о самоубийстве Актера откликается заключающими драму словами: «Эх… испортил песню… дурак!» Столь резкий отзыв на трагедию несчастного имеет и другой смысл: уход Актера — результат гибели его иллюзий, снова шаг человека, не сумевшего осознать подлинной правды.

Каждый из последних трех актов «На дне» кончается смертью: Анны, Костылева, Актера. Философский подтекст пьесы вскрывается в финале второго действия, когда Сатин кричит: «Мертвецы — не слышат! Мертвецы не чувствуют… Кричи… реви… Мертвецы не слышат!..» Прозябание в ночлежке мало чем отличается от смерти.

Обитающие здесь босяки так же глухи и слепы, как мертвецы. Только в IV действии происходят сложные процессы в душевной жизни героев, и люди начинают что-то слышать, чувствовать, понимать. «Кислотой» невеселых раздумий очищается, как «старая, грязная монета», мысль Сатина. Именно здесь заключается главный смысл финала пьесы.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/7898-v-chem-smisl-finala-pesi-gorkogo-na-dne

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector