Образ главного героя в антоновских яблоках бунина сочинение

Сочинение «Антоновские яблоки» Бунина

Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя.

Бунин писал на различные темы современной ему русской жизни: быт русского дворянства и крестьян, судьба уходящего в прошлое дворянского уклада жизни, любовь.

Легкая грусть пронизывает творчество Бунина, идущая от несколько идеалистичного восприятия отношений помещиков и крестьян, недостижимого в реальности, но милого сердцу автора. Все его произведения очень сильные, правдивые и красочные в художественном плане.

Мой любимый рассказ Бунина – «Антоновские яблоки».

Обратите внимание

С первых строк его мы переносимся в тихую осеннюю деревеньку, где радуют глаз прекрасные сельские пейзажи, свежий воздух заставляет легкие наполняться до редела, слышится тихий шелест опадающей с деревьев листвы и голоса местных жителей, их песни, скрип телеги, лай собак…  Поражает, как сочно описано все это, как живо, что картинка просто оживает в воображении. Сразу увлекают мастерски переданные разговоры мужиков с помещиками, процесс работы. Кажется, будто ты сам оказался там и видишь своими глазами, как в темную прохладную ночь, «когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает длинный обоз», мужики отправляются в город. Затем перед глазами предстают народные пляски у костра. Где-то неподалеку сидят старики-старожилы, вспоминают о делах минувших и уже подзабытых.

В рассказе «Антоновские яблоки», по сути, отсутствует строгий сюжет. Он строится на описаниях и размышлениях.

Через весь рассказ пронесена проблема отношений крестьян с барином, особенно ярко она представлена в строчках о тетке Анне Герасимовне.

Личная позиция автора, как человека никогда не злоупотреблявшего дворянской властью, достаточно мягкая, он не видит зла в существующем порядке вещей.

Как неотъемлемая часть дворянского уклада жизни перед нами встает охота – описанная ярко, правдоподобно. Автором мастерски передана ее атмосфера: и волнение охотников, и бешеная скачка по полям и лесам, и шумное застолье до утра в какой-нибудь отдаленной усадьбе. 

В рассказе «Антоновские яблоки» Бунин передал огромную любовь к Родине, к простой жизни с ее непреходящими ценностями, к природе.

И хоть автору больно видеть, как дворянский уклад жизни приходит в упадок, он утверждает, что неважно – зажиточный ты дворянин или мелкопоместный, «обедневший до нищенства».

Все равно ты можешь осенью вдыхать прозрачный воздух, пропитанный душистым ароматом яблок и наслаждаться жизнью, которая бесценна и красива.

Важно

Еще мне понравился этот рассказ тем, что в нем ярко запечатлён обобщенный образ дореволюционной России. Когда читаешь его, проясняются мысли и ты понимаешь, что красота живет рядом, что любовь к Родине, хоть и скрыта за завесой современных проблем и «модных» переживаний, все же живет и дышит, наполняя жизнь вдохновением.

Сочинение на тему «Детство» Бунина

И. Бунин «Легкое дыхание» — сюжет и анализ

Сочинение по рассказу «Цифры» И. Бунина на тему золотая пора детства

Источник: https://www.ycilka.com/article.php?id=8

Сочинение по рассказу Бунина И.А. «Антоновские яблоки»

Характерной особенностью раннего прозаического творче­ства И. Бунина является наличие лирического сюжета, в кото­ром важны не события, а впечатления, ассоциации, особый эле­гический настрой. Известно, что И.А.

Бунин начал свой путь в литературе как поэт и, как правило, четко не разграничивал поэтическое и прозаическое творчество, нередко использовал в прозе отдельные образы, взятые из собственной лирики.

В этой связи в его творчестве находит яркое отражение такое харак­терное для литературы XX века явление, как стихопроза.

Рассказ «Антоновские яблоки» в целом можно рассматри­вать как стихотворение в прозе. Изображена краткая и неверо­ятно поэтическая пора — бабье лето, когда элегические раз­думья сами собой слагаются в душе.

За детальной пейзажной зарисовкой угадывается поэтич­ная душа автора, человека тонкого, образованного, глубоко любящего жизнь родной природы. Ему близка народная муд­рость, так как он часто обращается к приметам: «Осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик».

И.А. Бунину невероятно дорог национальный колорит. С какой тщательностью, например, описывает он праздничный дух садовой ярмарки. Создание им фигуры людей из народа поражают высокой степенью индивидуализации. Чего стоит только одна важная, как холмогорская корова, молодая ста­ростиха или картавый, шустрый полуидиот, играющий на тульской гармонике.

Для детального воссоздания атмосферы ранней погожей осени в яблоневом саду И.А.

Совет!

Бунин широко использует целые ряды художественных определений: «Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы…» Чтобы полнее, рельефнее отразить окружающую атмосферу, передать каждый звук (скрип телег, квохтанье дроздов, треск съедаемых мужиками яблок) и аромат (запах антоновских яблок, меда и осенней свежести).

Запах яблок — повторяющаяся деталь рассказа. И.А. Бунин описывает сад с антоновскими яблоками в разное время суток. При этом вечерний пейзаж оказывается ничуть не беднее, чем утренний. Его украшает бриллиантовое созвездие Стожар, Млечный Путь, белеющий над головой, падающие звезды.

Центральная тема рассказа — тема разорения дворянских гнезд. С болью пишет автор о том, что исчезает запах анто­новских яблок, распадается веками складывавшийся уклад. Любование прошлым, уходящим привносит в произведение элегическую тональность. Отдельными деталями подчеркива­ет Бунин социальный аспект отношений между людьми.

Об этом свидетельствует и лексика («мещанин», «барчук»). Не­смотря на элегическую тональность в рассказе присутствуют и оптимистические ноты. «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!» — подчеркивает И.А. Бунин. В рассказе про­является характерная для писателя идеализация образа народа. Особенно близок он автору в праздничные дни, когда все при­браны и довольны.

«Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу, — первый признак богатой деревни, — и были все высокие, большие и белые, как лунь. Только и слышишь, бывало: «Да, — вот Агафья восемьдесят три годочка отмаха­ла!» — так через диалоги передает И.А. Бунин свое восхище­ние укладом простой деревенской жизни.

Автор поэтизирует обыденные ценности: работу на земле, чистую рубаху и обед с горячей бараниной на деревянных тарелках.

Не ускользают от взгляда автора и социально-классовые разногласия. Не случайно старик Панкрат стоит перед бари­ном вытянувшись, виновато и кротко улыбается. Именно в этом произведении высказывает И.А.

Бунин важную для него мысль о том, что склад средней дворянской жизни был близок к крестьянской.

Автор-повествователь прямо сознается в том, что крепостного права не знал и не видел, но чувствовал его, вспоминая, как кланялись господам бывшие дворовые.

Социальный аспект подчеркнут и в интерьере дома. Ла­кейская, людская, зала, гостиная — все эти названия свиде­тельствуют о понимании автором классовых противоречий в обществе.

Обратите внимание

Однако вместе с тем в рассказе присутствует и лю­бование утонченным дворянским бытом.

Писатель, например, подчеркивает аристократически-красивые головки в старин­ных прическах, с портретов опускающие свои длинные ресни­цы на печальные и нежные глаза.

Таким образом, рассказ И.А. Бунина «Антоновские ябло­ки» дорог читателю тем, что воплощает красоту родной при­роды, картины русской жизни и учить любить Россию так сильно, как любил ее потрясающий глубиной лирического вы­ражения патриотического переживания русский писатель.

На этой странице искали :

  • бунин антоновские яблоки анализ
  • антоновские яблоки как лирическая новелла
  • антоновские яблоки как лирическая новелла сочинение
  • антоновские яблоки сочинение
  • сочинение на тему антоновские яблоки как лирическая новелла

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-rasskazu-bunina-i-a-antonovskie-yabloki.html

Сочинение: «Антоновские яблоки»: художественное своеобразие

  • Бунин, Иван Алексеевич — Антоновские яблоки

Наталья Полякова

г. Пермь

Одной из главных особенностей прозы И.А.Бунина, обычно сразу отмечаемой учащимися, является, конечно же, отсутствие сюжета в привычном представлении, то есть отсутствие событийной динамики. Учащиеся, уже знакомые с понятиями “эпический” и “лирический” сюжет, приходят к выводу, что сюжет в “Антоновских яблоках” лирический, то есть основанный не на событиях, а на переживании героя.

Первые же слова произведения: “…Вспоминается мне ранняя погожая осень” – несут немалую информацию и дают пищу для размышлений: произведение начинается многоточием, то есть описываемое не имеет ни истоков, ни истории, оно словно выхвачено из самой стихии жизни, из её бесконечного потока.

Первым словом “вспоминается” автор сразу погружает читателя в стихию собственных (“мне”) воспоминаний. Сюжет развивается как цепь воспоминаний и ощущений, связанных с ними. Поскольку перед нами воспоминание, то, следовательно, речь идёт о прошлом.

Но у Бунина применительно к прошлому употребляются глаголы настоящего времени (“пахнет яблоками”, “становится очень холодно…”, “долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле” и так далее). Для лирического героя Бунина описываемое происходит не в прошлом, а в настоящем, сейчас.

Подобная относительность времени также является одной из характерных черт бунинской поэтики.

Воспоминание представляет из себя некий комплекс физических ощущений. Окружающий мир воспринимается всеми органами человеческих чувств: зрением, слухом, осязанием, обонянием, вкусом.

Одним из главных образов-лейтмотивов, вероятно, является в произведении образ запаха, сопровождающий всё повествование от начала и до конца.

Важно

Помимо главного лейтмотива, пронизывающего всё произведение, – запаха антоновских яблок – здесь присутствуют и другие запахи: “крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев”, “ржаной аромат новой соломы и мякины”, “запах яблок, а потом уже и другие: старой мебели красного дерева, сушёного липового цвета, который с июня лежит на окнах…”, “славно пахнут эти, похожие на церковные требники книги… Какой-то приятной кисловатой плесенью, старинными духами…”, “запах дыма, жилья”…

Буниным воссоздаются особая красота и неповторимость запахов сложных, того, что называют синтезом, “букетом” ароматов: “тонкий аромат опавшей листы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести”, “крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою”.

Особая роль образа запаха в сюжете произведения обусловлена ещё и тем, что с течением времени характер запахов меняется от тонких, едва уловимых гармоничных природных ароматов в первой и второй частях рассказа – к резким, неприятным запахам, кажущимся каким-то диссонансом в окружающем мире, – во второй, третьей и четвёртой его частях (“запах дыма”, “в запертых сенях пахнет псиной”, запах “дешёвого табаку” или “просто махорки”).

Меняются запахи – меняется сама жизнь, её основы. Смена исторических укладов показывается Буниным как смена личных ощущений героя, смена мировосприятия.

Зрительные образы в произведении максимально отчётливы, графичны: “чёрное небо чертят огнистыми полосками падающие звёзды”, “мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе”, “холодно и ярко сияло на севере над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков”, “чёрный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы… А поля уже резко чернеют пашнями и ярко зеленеют закустившимися озимями”. Подобная “кинематографичность” изображения, построенного на контрастах, создаёт у читателя иллюзию действия, происходящего на глазах или запечатлённого на полотне художника: “В темноте, в глубине сада, – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет чёрная рука в несколько аршин, то чётко нарисуются две ноги – два чёрных столба. И вдруг всё это скользнёт с яблони – и тень упадёт по всей аллее, от шалаша до самой калитки…”

Читайте также:  Анализ поэмы пушкина медный всадник сочинение

Очень важную роль в картине окружающего мира играет цвет. Как и запах, он является сюжетообразующим элементом, заметно изменяясь на протяжении рассказа.

В первых главах мы видим “багровое пламя”, “бирюзовое небо”; “бриллиантовое семизвездие Стожар, голубое небо, золотистый свет низкого солнца” – подобная цветовая гамма, построенная даже не на самих цветах, а на их оттенках, передаёт многообразие окружающего мира и его эмоциональное восприятие героем.

Но с изменением мироощущения меняются и цвета окружающего мира, из него постепенно исчезают краски: “Дни стоят синеватые, пасмурные… Целый день я скитаюсь по пустым равнинам”, “низкое сумрачное небо”, “посеревший барин”.

Совет!

Полутона и оттенки (“бирюзовый”, “лиловатый” и другие), в изобилии присутствующие в первых частях произведения, сменяются контрастом чёрного и белого (“чёрный сад”, “поля резко чернеют пашнями… забелеют поля”, “снежные поля”). На чёрно-белый фон Бунин-живописец неожиданно наносит весьма зловещий мазок: “убитый матёрый волк окрашивает своей бледной и уже холодной кровью пол”.

Но, пожалуй, наиболее часто встречающимся является в произведении эпитет “золотой”: “большой, весь золотой… сад”, “золотой город зерна”, “золотые рамы”, “золотистый свет солнца”.

Семантика этого образа чрезвычайно обширна: это и прямое значение (“золотые рамы”), и обозначение цвета осенней листвы, и передача эмоционального состояния героя, торжественности минут вечернего заката, и признак изобилия (зерна, яблок), некогда присущего России, и символ юности, “золотой” поры жизни героя.

При всём многообразии значений можно констатировать одно: эпитет “золотой” относится у Бунина к прошедшему времени, являясь характеристикой дворянской, уходящей России. У читателя этот эпитет ассоциируется ещё с одним понятием: “золотой век” российской жизни, век относительного благополучия, изобилия, основательности и прочности бытия.

Таким видится И.А.Бунину век уходящий.

Cтихию жизни, её многообразие, движение передают также в произведении звуки: “прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов… голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок”, “Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле.

Дрожь переходит в шум, растёт, и вот, как будто уже за самым садом, ускоренно выбивают шумный такт колёса, громыхая и стуча, несётся поезд… ближе, ближе, всё громче и сердитее… И вдруг начинает стихать, глохнуть, точно уходя в землю…

”, “на дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки”, “слышно, как осторожно ходит по комнатам садовник, растапливая печи, и как дрова трещат и стреляют”. Все эти бесконечно разнообразные звуки, сливаясь, словно создают в произведении Бунина симфонию самой жизни.

Чувственное восприятие мира дополняется в “Антоновских яблоках” образами осязательными: “с наслаждением чувствуешь под собой скользкую кожу седла”, “толстая шершавая бумага” – и вкусовыми: “вся насквозь розовая варёная ветчина с горошком, фаршированная курица, индюшка, маринады и красный квас – крепкий и сладкий-пресладкий…”, “…холодное и мокрое яблоко… почему-то покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие”.

Таким образом, отмечая мгновенные ощущения героя от соприкосновения с внешним миром, Бунин стремится передать всё то “глубокое, чудесное, невыразимое, что есть в жизни” 1.

Обратите внимание

С максимальной точностью и выразительностью мироощущение героя “Антоновских яблок” выражено словами: “Как холодно, росисто, и как хорошо жить на свете!” Герою в молодости свойственно острое переживание радости и полноты бытия: “жадно и ёмко дышала моя грудь”, “всё думаешь о том, как хорошо косить, молотить, спать на гумне в омётах…”

Однако, как отмечают большинство исследователей, в художественном мире Бунина радость жизни всегда соединяется с трагическим сознанием её конечности. Как пишет Е.Максимова, “уже раннее творчество говорит о том, что воображение Бунина-человека и Бунина-писателя целиком занимает тайна жизни и смерти, непостижимость этой тайны” 2.

Писатель постоянно помнит о том, что “всё живое, вещественное, телесное непременно подлежит гибели” 3. И в “Антоновских яблоках” мотив угасания, умирания всего, что так дорого герою, является одним из главных: “Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб…

Перемёрли старики на Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семёныч…”

Умирает не просто прежний уклад жизни – умирает целая эпоха русской истории, дворянская эпоха, опоэтизированная Буниным в данном произведении. К концу рассказа всё более отчётливым и настойчивым становится мотив пустоты и холода.

С особенной силой это показано в образе сада, когда-то “большого, золотого”, наполненного звуками, ароматами, теперь же – “озябшего за ночь, обнажённого”, “почерневшего”, а также художественных деталях, выразительнейшей из которых является найденное “в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко”, которое “почему-то покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие”.

Вот так, на уровне личных ощущений и переживаний героя, изображает Бунин происходящий в России процесс вырождения дворянства, несущий с собой невосполнимые потери в духовном и культурном отношении: “Потом примешься за книги – дедовские книги в толстых кожаных переплётах, с золотыми звёздочками на сафьянных корешках…

Хороши… заметки на их полях, крупно и с круглыми мягкими росчерками сделанные гусиным пером. Развернёшь книгу и читаешь: “Мысль, достойная древних и новых философов, цвет разума и чувства сердечного”… и невольно увлечёшься и самой книгой… И понемногу в сердце начинает закрадываться сладкая и странная тоска…

…А вот журналы с именами Жуковского, Батюшкова, лицеиста Пушкина. И с грустью вспомнишь бабушку, её полонезы на клавикордах, её томное чтение стихов из “Евгения Онегина”. И старинная мечтательная жизнь встанет перед тобою…”

Важно

Поэтизируя прошлое, её “век минувший”, автор не может не думать и об её будущем. Этот мотив появляется в конце рассказа в виде глаголов будущего времени: “Скоро-скоро забелеют поля, скоро покроет их зазимок…” Приём повтора усиливает грустную лирическую ноту; образы голого леса, пустых полей подчёркивают тоскливую тональность концовки произведения.

Будущее неясно, оно вызывает тревожные предчувствия.

Символичен образ первого снега, покрывшего поля: при всей его многозначности он часто ассоциируется у учащихся с новым чистым листом бумаги, а если учесть, что под произведением поставлена дата “1900”, то невольно возникает вопрос: что напишет новый век на этом белом, незапятнанном листе, какие следы оставит на нём? Лирической доминантой произведения звучат эпитеты: “грустная, безнадёжная удаль”…

Слова песни, которой заканчивается произведение:

Широки мои ворота растворял,

Белым снегом путь-дорогу заметал… –

ещё раз передают ощущение неизвестности, неясности пути.

Многоточия, которыми начинается и заканчивается произведение, дают понять, что всё выраженное в нём, как уже отмечалось, – лишь фрагмент, выхваченный из бесконечного потока жизни.

На материале рассказа “Антоновские яблоки” учащиеся знакомятся с главной особенностью бунинской поэтики: восприятием действительности как непрерывного течения, выраженного на уровне человеческих ощущений, переживаний, чувствований, – и обогащают своё представление о жанре лирической прозы, особенно ярко представленном в творчестве И.А.Бунина. По наблюдению Ю.Мальцева, у Бунина “поэзия и проза сливаются в некий совершенно новый синтетический жанр” 4.

Список литературы

1 БунинИ.А. Собр. соч.: В 9 т. М., 1966. Т. 5. С. 180.

 2 МаксимоваЕ. О миниатюрах И.А.Бунина // Русская литература. 1997. № 1.

 3 БунинИ.А. Собр. соч.: В 9 т. … Т. 6. С. 44.

 4 МальцевЮ. Иван Бунин: 1870–1953. Франкфурт-на-Майне–Москва: Посев, 1994. С. 272.

Источник: http://www.neuch.ru/sochineniya/text/842.html

Анализ рассказа «Антоновские яблоки» И.А. Бунина

Великий писатель Иван Алексеевича Бунин свое произведение «Антоновские яблоки» написал быстро, всего лишь за несколько месяцев.

Но работа над рассказом не была им закончена, потому что он снова и снова обращался к своему рассказу, изменяя текст. Каждое издание этого рассказа было уже с измененным и редактированным текстом.

И это легко моно было объяснить тем, что впечатления писателя были настолько живы и глубоки, что он хотел все это показать и своему читателю.

Но такой рассказ, как «Антоновские яблоки», где нет развития сюжета, а основу содержания составляют впечатления и воспоминания Бунина, для анализа является сложным. Сложно поймать эмоции человека, который живет прошлым.

Но Ивану Алексеевичу удается точно передавать звуки и краски, показывая свое необычное литературное мастерство. Читая рассказ «Антоновские яблоки» можно понять, какие чувства и эмоции испытывал писатель.

Это и боль, и печаль о том, что все это осталось позади, а также радость и нежность к укладам старины глубокой.

Бунин использует  яркие краски описание цветов, например, черно-лиловая, сиво-железное. Настолько глубоки описания Бунина, что он даже замечает, как падает тень от многих предметов. Например, от пламени в саду вечером он видит черные силуэты, которые сравнивает с гигантами. Кстати, метафор в тексте огромное количество.

Совет!

Стоит обратить внимание на сарафаны, которые девушки надевают на ярмарки: «сарафаны, пахнущие краской». Даже запах краски Бунина не вызывает раздражение, а это еще одно воспоминание.

А какие слова он подбирает, когда передает свои ощущения от воды! Она у писателя непросто холодная или прозрачная, но Иван Алексеевич использует такое ее описание: ледяная, тяжелая.

То, что происходит в душе рассказчика, насколько сильны и глубоки его переживания, можно понять, если проанализировать те детали в произведении «Антоновские яблоки», где он дает подробное их описание. Есть в рассказе и главный герой – барчук, но его история для читателя так и не раскрывается.

В самом начале своего произведения писатель использует одно из средств художественной выразительности речи. Градация заключается в том, что автор очень часто повторяет слово «помню», что позволяет создать ощущение того, как бережно относится писатель к своим воспоминаниям и боится что-то забыть.

При чтении рассказа «Антоновские яблоки» выясняется, что сюжет произведения разбит на части. Таких глав в повести всего лишь четыре. Остановимся более подробно на каждой части. В первой главе Бунин вспоминает необычный запах антоновских яблок, который сопровождает его всю жизнь.

Этот запах связан у писателя с деревней, ее жизнью и бытом. И Иван Алексеевич старается поделиться этими воспоминаниями со своим читателем.

Кратко, пропуская через свои эмоциональные переживания, рассказывает Бунин и о мужиках, и о том, как жили они в осеннюю пору на деревне, где еще царил старый патриархальный строй жизни.

Вторая глава несет в себе не только описание чудесной осени, которая обычно в деревнях загадочная и даже сказочная. Но в произведении повествуется о старухах, которые доживали свой век и готовились к тому, чтобы принять смерть.

Обратите внимание

Для этого они надевали саван, который был чудесно расписан и накрахмален так, что точно камнем стоял на теле старух.

Вспоминал писатель и то, что, приготовившись к смерти, такие старухи затаскивали во двор и могильные камни, которые теперь стояли в ожидании кончины своей хозяйки.

Переносят воспоминания писателя читателя во второй части и в другое имение, которое принадлежало двоюродной тетке Ивана Алексеевича. Анна Герасимовна жила сама, поэтому всегда была рада посещением ее старинной усадьбы.

Дорога в это имение до сих пор всплывает перед глазами рассказчика: сочное и просторное небо голубого цвета, укатанная и наезженная дорога кажется писателю самой дорогой и такой родной.

Описание и дороги, и самого имения у Бунина вызывает огромное чувство сожаления о том, что все это ушло в далекое прошлое.

Грустно и печально читается описание телеграфных столбов, которые встречались рассказчику на пути к тетке. Они были словно серебряные струны, а птицы, сидящие на них, казались писателю нотными знаками. Но и здесь, в имении тетки, рассказчику опять запоминается запах антоновских яблок.

Читайте также:  Елизавета мохова в романе тихий дон шолохов образ и характеристика лизы сочинение

Третья часть переносит читателя уже в глубокую осень, когда после дождей, холодных и продолжительных, наконец-то начинает выглядывать солнышко.

И опять усадьба другого помещика – Арсения Семеновича, который был большим любителем охоты. И опять прослеживается грусть и сожаление автора о том, что теперь уже угас дух помещика, который чтил и свои корни, и всю русскую культуру.

Важно

Но теперь тот, прежний быт утерян, и нельзя теперь вернуть прежний дворянский быт на Руси.

В четвертой главе рассказа «Антоновские яблоки» Бунин подводит итог, говоря, что не больше того запаха детства, который был связан с жизнью и бытом поместного дворянства, исчез запах антоновских яблок.

И невозможно больше увидеть ни тех стариков, ни славных помещиков, ни те славные времена.

И последние строки рассказа «Белым снегом путь-дорогу заметал» подводят читателя к тому, что не уже невозможно вернуть прежнюю Россию, ее прежнюю жизнь.

Рассказ «Антоновские яблоки» — это своего рода ода, восторженная, но грустная и печальная, проникнутая любовью, которая посвящена русской природе, жизни в деревни и тому патриархальному укладу жизни, который был на Руси. Рассказ по объему небольшой, но зато в нем передается довольно многое. Бунину приятны воспоминания того времени, они наполнены духовностью и поэтичностью.

«Антоновские яблоки» — это гимн Бунина своей Родине, которая хоть и осталась в прошлом, вдалеке от него, но все-таки навсегда осталось в памяти Ивана Алексеевича, и было для него как самое лучшее и чистое время, время его духовного развития.

Источник: http://sochinyalka.ru/2016/11/analiz-rasskaza-antonovskie-jabloki-bunin.html

Описание родной природы в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки»

Описание родной природы занимает особое место в творчестве И. А. Бунина. Его детство прошло среди орловских лесов и полей, и красота русского края то яркая, броская, то скромная и печальная навсегда покорила сердце писателя.

Рассказ Антоновские яблоки одно из самых лирических и поэтических произведений Бунина. Его можно назвать стихотворением в прозе.

Достаточно прочесть несколько строк, чтобы проникнуться очарованием ранней осени, ощутить всю прелесть краткой, но чудесной поры бабьего лета: Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег.

Совет!

Россия предстает у Бунина в прелести прохладных дней, покое полей, звенящих далей и широких просторов. Местность ровная, видно далеко. Небо легкое и такое просторное и глубокое… Вокруг раскидываются широкими косяками свежие, пышно-зеленые озими… А в ясную даль убегают четко видные телеграфные столбы, и проволоки их, как серебряные струны, скользят по склону ясного неба.

Писатель обладал удивительным и редким чутьем на краски, тонко чувствовал все оттенки цветовой гаммы. Краска рождает запах, свет краску, а звук восстанавливает ряд удивительно точных картин, писал К. Г. Паустовский.

Читая Антоновские яблоки, убеждаешься в том, насколько верно отмечена эта особенность бунинской прозы.

Словно сам ощущаешь запах яблок, ржаной соломы, душистый дым костра, видишь багровое пламя, пылающее у шалаша, гигантские тени, движущиеся по земле.

Из необъятного множества слов писатель безошибочно выбирает наиболее точные, сильные и живописные.

И вот перед нами картина, написанная удивительно яркими и сочными мазками: На ранней заре, когда еще кричат петухи и по-черному дымятся избы, распахнешь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь велишь поскорее заседлывать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд. Мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе.

Бунин одинаково остро и тонко видит все: и раннюю погожую осень, и среднерусское лето, и пасмурную зиму. Русский пейзаж с его скромной застенчивой красотой нашел в нем своего певца.

Удивляет и восхищает прекрасное владение словом и тонкое чувство родного языка, характерные для Бунина. Его проза обладает ритмом и внутренней мелодией, как стихи и музыка.

Язык Бунина прост, почти скуп, чист и живописен, писал К. Г. Паустовский.

Обратите внимание

Но вместе с тем он необыкновенно богат в образном и звуковом отношениях от кимвального пения до звона родниковой воды, от размеренной чеканности до интонаций удивительно нежных, от легкого напева до

Гремящих библейских обличений, а от них до четкого, разящего языка орловских крестьян. Поэтическое видение мира не вступает в рассказе Бунина в противоречие с жизненной реальностью. В нем мы встречаемся со многими людьми, портреты которых написаны с резкой, порой ошеломляющей силой.

Вот проходят перед нашим взором крестьяне бойкие девки-однодворки, барские в своих красивых и грубых, дикарских костюмах, мальчишки в белых замашных рубашках, старики…высокие, большие и белые как лунь, разорившиеся помещики. Мелкопоместным и их жизни писатель уделяет особое внимание.

Это Россия, уходящая в прошлое. Время этих людей проходит. Бунин с нежной ностальгией вспоминает тетушку Анну Герасимовну и ее усадьбу. Запах яблок и липового цвета воскрешает в его памяти старый дом и сад, последних могикан дворового сословия бывших крепостных. Дом славился гостеприимством.

И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде, под бирюзовым осенним небом!

А какой прекрасной кажется охота в прозрачные и холодные дни начала октября! Очень выразителен и эффектен портрет Арсения Семеновича, в усадьбе которого часто бывал герой рассказа. Судьба этого человека сложилась трагически, как и у многих мелкопоместных, обедневших до нищенства.

Томительно текут серые, однообразные будни бессвязной и бессмысленной жизни, которые суждено влачить обитателю разоряющегося дворянского гнезда. Но, несмотря на то, что такое существование несет признаки упадка и вырождения, Бунин находит в нем своеобразную поэзию.

Хороша и мелкопоместная жизнь! говорит он.

Исследуя русскую действительность, крестьянскую и помещичью жизнь, писатель видит то, что до него никто не замечал: сходство как образа жизни, так и характеров мужика и барина: Склад средней дворянской жизни еще и на моей памяти, очень недавно, имел много общего со складом богатой мужицкой жизни по своей деловитости и сельскому старосветскому благополучию. Несмотря на элегичность и спокойствие повествования, в строках рассказа чувствуется боль за дух одичания и вырождения, за крестьянскую и помещичью Россию, которая переживала период падения, материального и нравственного.

Антоновские яблоки это выражение глубокой и поэтической любви к своей стране. И. А. Бунин прожил сложную жизнь: он много видел, знал, трудился, любил и ненавидел, иногда ошибался, но на всю жизнь его величайшей и неизменной любовью была родина Россия.

Важно

Этой грустной поэзией увядания, умирания, запустения проникнуты и рассказы Бунина. Но его рассказы также проникнуты красотой, любовью. Как, например, рассказ Антоновские яблоки. Это очень красивый, интересный и своеобразный рассказ.

Когда я читала этот рассказ, меня преследовало странное чувство. Я ждала, когда же кончится вводная часть рассказа и начнется само действие, завязка, кульминация, итог. Я ждала, но вдруг рассказ закончился.

Я удивилась: Почему это произведение относится к рассказам, а в нем нет сюжета Тогда я прочитала его еще раз, медленно, никуда не спеша. И тогда он предстал совершенно по-другому. Это не эпическое произведение, а скорее лиро-эпическое.

Но зачем Бунин выбрал именно такую формуКогда я начала читать этот рассказ второй раз, мной овладело ощущение сна. Во-первых, рассказ начинается с многоточия. Вдруг начинают появляться зрительные образы.

Помню большой, весь золотой, поредевший сад, помню кленовые аллеи. Зрительные образы подкрепляются запахами: Тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок. Потом мы слышим звуки и совсем погружаемся в эту атмосферу, поддаемся настроению рассказа.

Но что же это за жизнь, с которой знакомит нас этот рассказВот появляются первые люди: Мужик, насыпающий яблоки, ест их с сочным треском одно за другим, но мещанин никогда его не оборвет, а только скажет Ваши, ешь досыта.

Мы видим этих добрых, красивых, сильных людей. А как они разговаривают друг с другом, с каким вниманием, пониманием и любовью!

Хозяйственная бабочка!… Переводятся теперь такие, именно бабочка, а не обычная сегодняшняя женщина или, грубо говоря, баба. Как тонко Бунин передает все интонации, выражения! Взять один только разговор батюшки и Панкрата! Бунин заставляет нас увидеть и почувствовать эту жизнь, именно почувствовать.

Совет!

Как он передает эти добрые, почти отеческие отношения мужика и барина. В этом рассказе Бунин описывает помещичью усадьбу. Уже мы видим ее не просто как дом, а как нечто одушевленное, нечто очень важное.

Мне его передний фасад представлялся всегда живым, точно старое лицо глядит из-под огромной шапки впадинами глаз. И действительно, усадьба в XIX веке это не просто место жительства. Усадьба это вся жизнь, духовное развитие, это образ жизни. Еще Грибоедов говорил об усадьбе: Кто путешествует в деревне, кто живет..

. В усадьбах проходила изрядная часть духовной жизни России. Взять хотя бы усадьбы Чехова, Блока, Есенина, Шереметева.

И Бунин погружает нас в эту жизнь. Летом охоты, мощное общение помещиков между собой. А зимой книги.

Как Бунин описывает состояние души этого человека, сидящего в кресле и читающего Онегина, Вольтера! У читающего возникают старинные образы, он думает обо всем: о своих корнях, о родне, о том, что до него тоже текла жизнь, люди думали, страдали, искали, влюблялись. Бунин ставит задачу показать Россию, эту жизнь. Он заставляет задуматься об истории, о своих корнях.

И мы чувствуем это время, эту жизнь. Чувствуем эту Россию, патриархальную, с людьми не расчетливыми, а скорее особыми, одним словом, русскими.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Описание родной природы в рассказе И. А. Бунина «Антоновские яблоки». И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/opisanie-rodnoj-prirody-v-rasskaze-i-a-bunina-antonovskie-yabloki/

Как меняется образ автора-повествователя в рассказе «Антоновские яблоки»

Одна из особенностей художественной манеры Бунина — лиричность его прозы. Во многих рассказах писателя главным является не сюжет, а откровенное выражение авторских чувств по отношению к героям и событиям.

В таких произведениях скрепляющим элементом текста становится не только последовательность событий, но и чувства автора — его мысли, воспоминания, ассоциации. «Антоновские яблоки» — это психологический рассказ, который имеет форму внутреннего монолога и передаёт чувства лирического героя-автора.

«Антоновские яблоки» — это воспоминание автора о недавнем прошлом — о старинных дворянских усадьбах, которые так милы сердцу рассказчика.

Основное настроение в рассказе — светлая грусть о невозвратимом времени, светлая, потому что автор вспоминает не о жестокости крепостного права в дворянских усадьбах, а лишь о том, что «достойно памяти», о том, что обычно вспоминает человек из своей прошедшей жизни. Особенность памяти состоит в том, что от детства и юности на всю жизнь остаются добрые и приятные воспоминания, ибо тогда человек был ещё молод, ещё здоров, полон надежд и сил.

Читайте также:  Анализ произведения тургенева записки охотника

«Антоновские яблоки» состоят из главок, в которых описывается осенняя природа сентября, октября, ноября и начала декабря (подзимок).

Обратите внимание

Но меняется не только природа, но и лирический герой-автор, который наблюдает и описывает эту природу: сначала наблюдатель-рассказчик — мальчик, потом юноша, затем зрелый человек, и, наконец, старик.

Поэтому в осеннем пейзаже наблюдатель-рассказчик отмечает то, что созвучно его настроению.

В первой главке изображается осень в сентябре. Антоновские яблоки уродились на славу, и хозяева целыми днями продают их прямо в саду, а ночью на телегах увозят в город. Ночи холодные и ясные, так что хорошо видны крупные звёзды и слышен малейший звук.

Для мальчика, который воспринимает эту картину, интересно всё вокруг: разные покупатели яблок, шум проходящего поезда, старое ружьё сторожа. Жизнь кажется ему чудесной сказкой. Во второй главке описывается другой год и осень в октябре.

Её наблюдает уже юноша, его занимают совсем другие картины: древние старики, которые не боятся смерти; хозяйственные, степенные мужики; сельские престольные праздники, когда нарядный народ доволен, умиротворён. Юноша с удовольствием бывает у своей тётки Анны Герасимовны, несуетливой, домовитой, приветливой.

В третьей главке показана осень в ноябре, когда листья в саду облетели, а на полях зеленеет озимь. Рассуждает об этом времени человек, ещё молодой, здоровый, сильный, выносливый; он участвует в псовой охоте, целый день гоняется за волком вместе с другими охотниками, а вечером с любопытством наблюдает их беспорядочное застолье.

Когда рассказчик, проспав следующую охоту, остаётся один в притихшем доме, он с интересом листает книги XVIII века из старой библиотеки или рассматривает портреты давно умерших предков. В четвёртой главке осень-подзимок воспринимается пожилым героем-рассказчиком, для которого жизнь утратила очарование и интерес.

Люди, которых он встречал в своём детстве и молодости, умерли. Теперь его больше занимают воспоминания о прошлом, чем новые впечатления. Герой охотится один на пустынной равнине. Безнадёжное, печальное настроение не только у рассказчика, но и в природе: затихают поля, лес «сквозит», дни синеватые, пасмурные, короткие.

Важно

Созвучна этому настроению песня, которую поют мелкопоместные охотники: ветер растворяет ворота и белым снегом заметает дорогу. Осень — пора увядания — кончилась, пришла зима, которая часто в фольклоре ассоциируется со смертью природы.

Подводя итог, следует отметить, что четыре главки, показывающие разные периоды осени и разный возрастной взгляд на мир, образуют законченное произведение.

По жанру «Антоновские яблоки» рассказ, одновременно лирический (психологический), так как имеет форму внутреннего монолога, и философский, так как осмысляет человеческую жизнь, которая быстро проходит, оставляя в душе человека светлые воспоминания и усиливая мысль о неизбежном конце.

Что же объединяет четыре столь различные главки в один рассказ? Композиционно все главки скрепляются образом лирического героя и его постоянными упоминаниями о неповторимом запахе антоновских яблок, который связывается у автора с осенью и добротной, спокойной жизнью дворянских усадеб.

В первой главке мальчик гуляет по яблоневому саду, во второй приводится примета «ядрёная антоновка — к весёлому году», в третьей перед тем, как читать старинные книги, рассказчик находит в саду под яблоней среди опавшей листвы случайно забытое, холодное и мокрое, но необыкновенно вкусное яблоко.

В четвёртой главке отмечается, что запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб, потому что осень переходит в зиму, а хозяева дворянских усадеб умирают или разоряются.

.

Источник: https://cwetochki.ru/post-Kak-menyaetsya-obraz-avtora-povestvovatelya-v-rasskaze-Antonovskie-yabloki-22829.html

Тема угасания “дворянских гнезд” в рассказе И. А. Бунина “Антоновские яблоки”

Тема деревни и жизни дворян в своих родовых поместьях была одной из главных в творчестве Бунина-прозаика. Как создатель прозаических произведений Бунин заявил о себе в 1886 году.

В 16 лет он писал лирико-романтические рассказы, в которых кроме описания юношеских порывов души уже наметилась и социальная проблематика.

Процессу распада дворянских гнезд в творчестве Бунина посвящены рассказ “Антоновские яблоки” и повесть “Суходол”.

Совет!

Бунин хорошо знал жизнь русской деревни. Детство и юность он провел на хуторе Бутырки в обедневшей дворянской семье. От славного когда-то рода Буниных почти ничего не осталось. В рассказе “Антоновские яблоки” писатель по крупицам собирает дорогие ему воспоминания о прежней жизни.

В повествовании чередуются прекрасные пейзажи и портретные зарисовки. Под перомБунина все оживает. Вот в праздничной одежде “молодая старостиха, беременная, с широким сонным лицом и важная, как холмогорская корова”. Вот “чахоточный веселый мещанин”, торгующий всякой всячиной с шутками-прибаутками.

Стайка мальчишек, идущих “по двое, по трое, мелко перебирая босыми ножками, и косятся на лохматую овчарку, привязанную к яблоне”.

То вдруг возникает “сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и чьи-то черные, точно вырезанные из черного дерева силуэты двигаются вокруг костра”.

Русские усадьбы представляли собой патриархальное натуральное хозяйство: все было свое. Жизнь вдали от столиц, долгие зимы и бездорожье побуждали помещиков самим придумывать развлечения, искать или создавать “пищу для души”.

Так за долгие годы существования была создана уникальная русская усадебная культура, о которой с сожалением вспоминает автор. Чтение старинных книг в толстых кожаных переплетах, игра на клавикордах, пение в гостиной по вечерам.

В интерьерах усадьбы автору видится, как “аристократически-красивые головки в старинных прическах кротко и женственно опускают свои длинные ресницы на печальные и нежные глаза”. Писатель любовно описывает каждую черточку прежней усадебной жизни, обстановку дома.

Это и старая мебель красного дерева с инкрустациями, тяжелые шторы, зеркала в красивых рамах, синие стекла в окнах. Автора восхищает поэзия этого уходящего мира.

Обратите внимание

Повествование в рассказе “Антоновские яблоки” ведется от лица лирического героя, вспоминающего раннюю осень в имении. Перед нами одна за другой встают картины жизни деревни.

Рассказчик любуется природой, красотой земного мира, мужиками, насыпающими собранные яблоки, уносится воспоминаниями в далекое прошлое. Образ ароматных антоновских яблок – ключевой в рассказе.

Это символ простой деревенской жизни.

Природа и люди – все восхищает рассказчика-барчука. Днем – буйство прекрасной природы, ночью – небо, полное звезд и созвездий, которыми не устает любоваться герой: “Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!”

Проза, написанная поэтом, уникальна по художественности и глубине. Бунин рисовал словами, как гениальный художник красками. От природы писатель был наделен необыкновенной остротой чувств: превышающими человеческие возможности зрением, слухом и обонянием.

Именно поэтому, читая рассказы Бунина, мы слышим птиц, ветер и дождь, видим мельчайшие подробности окружающего мира, которые сами бы не заметили, ощущаем множество запахов. “Тонкий аромат опавшей листвы и – запах антоновских яблок”.

Автор воспевает мудрость природы, ее вечное обновление и красоту.

Бунин не раз говорил, что его интересуют не крестьяне и дворяне отдельно, а “душа русских людей вообще”. Писатель питал искренний интерес к людям независимо от их сословной принадлежности. Он утверждал, что противоречия между мужиком и барином давно сгладились. Теперь это один русский народ. В деревне многие мужики стали богаче своих бывших помещиков.

С ностальгией автор вспоминает особый тип взаимоотношений в усадьбах, когда крестьяне и барин с семьей представляли одно целое: вместе жили, играли свадьбы, родились и умирали. Иногда даже были связаны между собой родственными узами. С особым почтением автор пишет о “белых как лунь” стариках и старухах, живших по сто лет в богатой деревне Выселки.

Бунину до боли жаль этой разрушающейся идиллии.

Усадебная культура на Руси складывалась веками, а разрушилась на удивление быстро. Может быть, придумали что-то лучше, прогрессивнее? Нет. Бунин писал, что “наступает царство мелкопоместных, обедневших до нищенства”. Но даже в такой форме усадьба хранит еще множество прежних черт, хотя крестьяне поют песни уже “безнадежные”.

Важно

Рассказ пронизан любовью к земле, к родине, к славным людям прошлых поколений, уважением и почтением к истории своей страны и ее народа.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/tema-ugasaniya-dvoryanskix-gnezd-v-rasskaze-i-a-bunina-antonovskie-yabloki/

Сочинение на тему: «поэтичное произведение и. а. бунина «антоновские яблоки»

Рассказ «Антоновские яблоки» одно из наиболее лиричных и красивых из всех рассказов Бунина. В произведение автор умело показал нам жизнь русской деревни, красоту природы, сумел передать дух той жизни.

Так же автором была затронута проблема обедневших дворянских родов, которые сам автор наблюдал в своем детстве в деревне. Часто рассказ называют стихотворение в прозе, благодаря, легкому и поэтичному языку повествования.

С первых строк читатель может почувствовать запах яблок, солнечный свет, атмосферу ранней осени: «Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег».

Бунин весьма красочно описывает нам прелести русских просторов, деревенские поля, прозрачный воздух. Отличительной чертой этого писателя можно считать умение тонко чувствовать и передавать настроение, звуки, атмосферу вокруг.

Бунин описывает деревенский быть как мир красоты, наполненный любовью, при этом у него не встретишь ни описание нищеты, ни ужасных порядков, царивших в то время. Жизнь описанная в русских деревнях уютная, спокойная, богатая, хоть и богатство это не в деньгах. Старики в деревне живут подолгу, да так что и не помнят сколько.

Сам по себе рассказ не большого объема, но автор умело смог передаться в нем огромное количество информации. Это описание и природы, и жизни, и бесед деревенских жителей, их праздники и будни.

Бунин описал всех жителей деревни- и крестьян, и дворян, и помещиков. Язык бунинской поэзии чист и живописен. Он необыкновенно богат в образном и звуковом отношении.

Совет!

Нельзя не заметить, тот факт, что Бунин при создании своего прекрасного русского мира деревни, отходил от реальности. В его мире царствует добрая, благополучная, неторопливая жизнь. Рассказ «Антоновские яблоки»- это воспоминая поэта по ушедшей России.

Поэтому прошлое описано таким прекрасным и безмятежным. Деревня Бунина как сказка, где жизнь идет неторопливо, размеренно, сыто.

Символом той прекрасной ушедшей жизни являются антоновские яблоки, запахом которых пронизано все вокруг: «Войдешь в дом и прежде всего услышишь запах яблок, а потом уже другие…» Подробно Бунин остановился на описании разорившегося дворянина- Арсения Семеновича.

Герой часто бывал в его усадьбе, он разорен и ведет почти нищенскую жизнь. Бунин и в этом находит свою красоту и вспоминает об этом с любовью и нежностью. «Хороша и мелкопоместная жизнь»- пишет автор.

«Антоновские яблоки»- это воспевание поэтом своей родины, жизни, которая когда-то была и ушла безвозвратно, но оставила после себя чистые, лучшие воспоминания.

Сочинения » Сочинение » Сочинение на тему: «поэтичное произведение и. а. бунина «антоновские яблоки»

(нет оценок)
Loading…

Источник: http://sochinenienatemupro.ru/sochinenie/sochinenie-na-temu-poetichnoe-proizvedenie-i-a-bunina-antonovskie-yabloki/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector