Сочинение по картине серебряковой за обедом (за завтраком) 2 класс описание

Презентация к уроку по русскому языку (2 класс) по теме: Сочинение по картине З.Е. Серебряковой «За обедом»

Слайд 1

Сочинение по картине Зинаиды Евгеньевны Серебряковой «За обедом»

Слайд 3

Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в родовом имении «Нескучное», под Харьковом. Её отец был известным скульптором. Мать происходила из семьи Бенуа, и в молодости была художником-графиком.

Её братья были не менее талантливы, младший был архитектором, а старший мастером монументальной живописи и графики. Своим художественным развитием Зинаида в первую очередь обязана своему дяде Александру Бенуа — брату матери и старшему брату.

Детство и юность художницы прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа и в имении «Нескучном». Внимание Зинаиды всегда привлекала работа юных крестьянских девушек в поле. Впоследствии это не раз отразиться в её творчестве.

Обратите внимание

В 1886 году после смерти отца, семья перебирается из имения в Петербург. Все члены семьи были заняты творческой деятельностью, с увлечением рисовала и Зина.

Слайд 4

В 1900 году Зинаида закончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой . В 1902-1903 годах во время поездки в Италию она создала множество набросков и этюдов. В 1905 она выходит замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова — своего двоюродного брата.

После свадьбы молодые отправились в Париж. Здесь Зинаида посещает Академию де ла Гранд Шомьер , много работает, рисует с натуры. Через год молодые возвращаются домой. В Нескучном Зинаида напряжённо работает — создает этюды, портреты и пейзажи.

В самых первых работах художницы, уже можно разглядеть ее собственный стиль, определить круг её интересов.

Слайд 5

В 1910 году Зинаиду Серебрякову ждет настоящий успех. На 7-й выставке русских художников в Москве, Третьяковская галерея приобретает автопортрет «За туалетом» и гуашь «Зеленя осенью» .

Её пейзажи великолепны — чистые, яркие тона красок, совершенство техники, небывалая красота природы. Во время гражданской войны, муж Зинаиды был на изысканиях в Сибири, а она с детьми в «Нескучном».

Переехать в Петроград казалось невозможно, и Зинаида отправилась в Харьков, где нашла работу в Археологическом музее. Её родовое имение в «Нескучном» сгорело, погибли все её работы. Позже умер Борис. Обстоятельства заставляют художницу оставить Россию.

Она отправляется во Францию . Все эти годы художница жила, в постоянных мыслях о муже. Она написала четыре портрета мужа, которые хранятся в Третьяковской галереи и Новосибирской картинной галереи.

Слайд 6

Важно

В 20-х годах Зинаида Серебрякова вернулась с детьми в Петроград, в бывшую квартиру Бенуа. Дочь Зинаиды Татьяна начала заниматься балетом. Зинаида, вместе с дочерью посещают Мариинский театр, бывают и за кулисами.

Творческое общение с балеринами на протяжении 3 лет отразилось в изумительной серии балетных портретов и композиций. Семья переживает тяжёлые времена. Серебрякова пробовала писать картины на заказ, но у неё ничего не получилось. Она любила работать с натурой.

В первые годы после революции, в стране началась оживлённая выставочная деятельность. В 1924 году Серебрякова стала экспонентом большой выставки русского изобразительного искусства в Америке . Все представленные ей картины были проданы.

На вырученные деньги, она решается ехать в Париж , чтобы устроить выставку и получить заказы. В 1924 году она уезжает.

Слайд 7

Годы, проведенные в Париже, не принесли ей радости и творческого удовлетворения. Она тосковала по родине, стремилась отразить свою любовь к ней в своих картинах. Её первая выставка прошла лишь в 1927 году. Заработанные деньги она высылала матери и детям.

В 1961 в Париже её навещают два советских художника – С. Герасимов и Д. Шмаринов . Позже в 1965 году , они устраивают для неё выставку в Москве . В 1966 году состоялась последняя, большая выставка произведений Серебряковой в Ленинграде и Киеве .

В 1967 году в Париже в возрасте 82 лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.

Слайд 10

Что изображено на картине? На картине изображён обеденный стол. Почему картина так названа? Кто сидит за столом? Мы видим трёх детей, сидящих за обеденным столом. Зинаида Евгеньевна изобразила своих детей.

Какими вы увидели детей? Мальчика, который смотрит прямо на зрителя, зовут Шура – именно так называли его в семье. Ему 7 лет лет. Мальчика, сидящего по другую сторону стола – зовут Женя, он старший из братьев. Ему 8 лет. И, наконец, Тата (Татьяна). Ей всего два с половиной года.

Совет

Что они делают? Шура ест суп. Женя пьёт воду. Тата не хочет кушать, поэтому закрывает тарелку своей пухленькой ручкой. А возможно предпочитает супу, сдобную булочку, лежащую в центре стола на специальном блюде. Посмотрите на стул, на котором сидит Тата.

Что вы видите? На стуле лежит подушечка, девочка маленькая и не достаёт до стола и поэтому она сидит на подушечке.

Слайд 14

У детей на щёчках румянец, наверняка они прибежали с прогулки. Поэтому женя так жадно пьёт воду. Что находится на столе? Стол достаточно большой. Он накрыт белой скатертью. Изящный столовый сервиз из белого фарфора с голубым орнаментом. Супница, порционные и суповые тарелки, солонка и другие предметы из одного сервиза.

А что ещё заметили на картине? Мы видим пустой стул и прибор, стоящий на столе. Становится очевидно, что это рука хозяйки дома Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Вот сейчас она нальёт суп и присядет на свободное место, чтобы пообедать со своими детьми.

Заинтересовала ли вас картина? Всё просто и эстетично, что указывает на хороший вкус хозяйки дома.

Слайд 15

План: 1. Столовая. 2. Дети. 3. Что изображено на столе? 4. Моё впечатление.

Слайд 16

столовая светлая комната, довольно большой обеденный стол, накрыт белой скатертью дети Шура – 7 лет Женя, он старший из братьев , ему 8 лет Тата (Татьяна), ей всего два с половиной года Что изображено на столе? изящный столовый сервиз из белого фарфора с голубым орнаментом; супница, порционные и суповые тарелки, солонка и другие предметы из одного сервиза; кувшин с компотом, графин с водой, на тарелке лежат вкусные румяные булочки моё впечатление За столом дружная семья

Слайд 17

Примерное сочинение: На картине художницы З.Е.Серебряковой изображена комната. В ней стоит стол с белой скатертью, а у него сидят дети. Это дети художницы: мальчики Шурик и Женя и девочка Тата. На столе виден кувшин с компотом, графин с водой, на тарелке лежат вкусные румяные булочки. Один мальчик держит в руках стеклянный стакан и пьет воду. Тата и другой мальчик смотрят на нас.

Справа видно, как мама наливает суп или бульон из суповой миски. Раньше приносили суп к столу в таких красивых мисках. Дети нарядные, они сидят за столом одни, без взрослых. Все ведут себя хорошо. Только Тата подогнула под себя ногу и положила на тарелку руку. Некуда будет поставить суп. Тата ещё маленькая и не очень хорошо ведёт себя за столом. Мне картина понравилась.

Она очень красивая.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2017/12/10/sochinenie-po-kartine-z-e-serebryakovoy-za-obedom

Картина Серебряковой За обедом или «За завтраком»

Зинаида Евгеньевна Серебрякова выросла в интеллигентной семье, которая жила в мире искусства и с раннего детства решила быть художником. Уже в детских набросках маленькой 3иночки проявляется собственный почерк и стиль.

В 1900-х годах Серебрякова довольно часто рисовала своих детей: Женю, Шуру, Танюшку и Катюшу. На сей раз картина За обедом, хотя конечно, сюжет еще назвают «За завтраком», но об этом ниже. В 1914 г.

она создала их общий портрет. За семейным обеденным столом трое ребятишек ожидают трапезу.

Обратите внимание

Один мальчик пьет воду, другой начал есть суп, а малышка, положила свою ручонку прямо на тарелку, ожидая чего-то вкусненького.

Все ребята активны, не возникает впечатления, что они позируют. Живой, общительный семилетний Шурик, повернулся, чтобы взглянуть на маму и посмотреть, чем она занята. Ведь маму уже ждет суп, а ее стул еще даже не отодвинут от стола.

Мечтательный, немного медлительный восьмилетний Женя в ожидании, когда бабушка нальет и ему в тарелку ароматный горячий суп. Трехлетняя малышка Таня тоже смотрит на маму. Каждый ребенок отличается своим, только ему присущим выражением лица и позой.

Создать портрет ребенка трудная задача для художника, Как мы знаем дети всегда вертлявыи не сидят в одном положении, настроение меняется каждую минуту, и необходимо в какое-то мгновение уловить интересное выражение лица и мимолетное настроение.

Картина Серебряковой За обедом стала Одной из самых запоминающихся картин художницы. Неудивительно картину часто называют именно «За обедом», наверное из за сложившегося стереотипа нашего мышления в повседневной жизни, потому как, на столе стоит супница.

Однако стоит отметить, что семья художницы жила по европейскому режиму: в восемь часов утра на стол подавалась булочка и молоко, а в полдень, так называемый большой завтрак, напоминающий обед.

Да и стол сервирован скорее по западному образцу. Стол накрыт не клеенкой, как в большинстве домов в целях практичности, а белой накрахмаленной льняной скатертью.

Важно

Столовый фарфоровый сервиз включает в себя и нарядную супницу, похожую на обеденную в нащем понимании. Сей кухонный атрибут редко можно увидеть на обычных российских кухнях. Расписная супница служит украшением стола. Видно, что в этой семье детей с первых дней их жизни приучают видеть красоту во всем окружающем их мире.

Читайте также:  Анализ произведения тургенева живые мощи

Остальные предметы более обыденны: стаканы, молочник, сахарница… Но как аппетитно выглядят только что испеченные румяные булочки. То есть жизнь идет спокойно, размеренно, без излишеств, но достаток есть, хотя и скромный.

Дети хорошо одеты, согласно их возрасту, а Танюшка, которую часто называли Татой, в красивом кружевном передничке.

А вот Катюша в период написания картины, была еще очень мала, поэтому за столом не присутствовала. Возможно, чуть попозже мама возьмет ее на ручки и покормит сама.

Дети за обедом поражают кристальной чистотой внутренних отношений, чувствуется душевность. Однако нет сентиментальности. Серебрякова рассказывает о семье удивительно искренне и поэтично.

Мало кто из творческих личностей может соперничать с Серебряковой по количеству работ, которые она посвятила детям. Возможно, именно материнство принесло ей столько одухотворенности и обнажило натуру художника — нежную, тонкую, любящую.

Серебрякова продолжила традиции русской реалистической школы и достойно заняла почетное место в истории искусства. В настоящее время картина «За завтраком» находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи.

Источник: http://www.art-portrets.ru/art20veka/za-obedom-kartina.html

Сочинение за обедом 2 класс

На этой картине известная русская художница Зинаида Евгеньевна Серебрякова свою семью с ее традициями и укладом. Первым делом привлекает внимание изысканная сервировка стола.

Накрахмаленная белоснежная скатерть говорит о спокойной и размеренной жизни семьи с достатком. Фарфоровая супница позволяет сказать, что в этом доме придерживаются французского режима: картина называется «За завтраком», хотя время уже обеденное.

Дети, сидящие за столом и ожидающие трапезу, — родные дети Зинаиды Евгеньевны. К моменту написания картины у нее было четверо детей: Женя, Саша, Таня и Катя, но младшая Катюша была еще настолько мала, что не могла сидеть со всеми детьми за столом.

Совет

Сходство ребят очевидно, особенно похожи мальчик и девочка на переднем плане – и темно-карими глазами, и овалом лица. Их лица повернуты к зрителю, в глазах – неподдельный интерес и детская непосредственность.

Ребята активны, подвижны, девочка даже положила ручку на тарелку. Возможно, к столу вышел папа, и дети смотрят на него. Третий ребенок пьет воду, его лицо сосредоточенно и серьезно, заметно, что среди присутствующих детей он старший.

Все дети разных возрастов, разных характеров и поза за столом у каждого своя.

Это не единственная картина, на которой художница изображает детей, напротив, детская тема занимает прочное место в ее творчестве, и вряд ли найдется художник, который посоперничал бы с Зинаидой Евгеньевной Серебряковой в числе произведений на детскую тематику. По проникновению в глубину непростого детского характера Серебрякова стоит в одном ряду с В. Серовым.

Все мелочи картины прописаны очень тщательно: и хрустящие булочки, и стеклянная посуда, и рисунок на супнице, и белый кружевной фартук девочки. Эти мелочи подчеркивают обыденность и достоверность ситуации, и в то же время позволяют увидеть поэзию в обычном семейном завтраке.

Полотно написано почти сто лет назад, но и сегодня оно подкупает своей свежестью, добротой и гармонией. Художница вложила в нее свое мастерство и талант, и всю материнскую душу – любящую, внимательную, нежную.

Женя – старший мальчик – впоследствии выучился на архитектора, а остальные дети, включая Катю, избрали профессией художественное ремесло.

За обедом (За завтраком)

Зинаида Серебрякова — очень талантливая художница и одной из ее самых известных картин, является картина «За обедом». С ней дети обычно знакомятся во 2 или 6 классе. На этом полотне художница изобразила троих ребятишек, которые сидят за столом в ожидании завтрака. Это двое мальчишек и одна девочка.

Все они одеты в школьную форму, значит, ребята только что пришли со школы и еще не успели переодеться. Проголодавшись, они сразу прибежали к столу.

Обратите внимание

На переднем плане изображен мальчик, он сидит на стуле и уже кушает вкусный суп, который приготовила мама. На вид ему около десяти лет, он старший ребенок в этой семье. Мальчик изображен повернутым к художнику и такое ощущение, что его позвали, а он этого совсем не ожидал, ведь даже не успел выпустить ложку из рук.

Следующей художник изобразил девочку. Это очень милая малышка примерно шести лет. Наверное, девочка первоклассница и только привыкает к школе. Она сидит на самом краешке стула, в ожидании своей порции горячего и ароматного супа. Услышав, что кто-то позвал ее брата, она также обернулась на голос.

Третий мальчик сидит с другой стороны стола. Он держит стакан воды и о чем-то задумался. Наверное, у него небольшие проблемы в школе или он получил двойку и боится об этом сказать.

Также художник изобразил руки заботливой матери, которая наливает горячий суп для своего ребенка.

Изображенный стол накрыт красивой белой скатертью, он невероятно большой и сразу видно, что здесь живет большая и дружная семья. Посуда, которая стоит на столе, очень красива, она расписана, необычным синим узором. Из еды, на столе не только горячий и вкусный суп, но и свежеиспеченные булочки, и шоколадное печенье. Рядом с супом стоит свежая сметана, а в кувшин налито парное молочко.

Да, мама с лихвой подготовилась к приходу своих детей со школы, наготовила столько всего вкусненького!

Атмосфера, исходящая с этой картины очень домашняя и теплая. Ведь что может быть лучше большой и дружной семьи?

Удивительно, но Зинаиде Серебряковой удалось передать не только атмосферу, происходящую за столом, но глядя на полотно, мы можем услышать и почувствовать нечто большее.

Вы только посмотрите на эту кастрюлю с супом, чувствуете, какой аромат от него исходит? А озорные и милые ребятишки, вы только посмотрите на них! Наверное, буквально несколько минут назад, эта комната была наполнена их веселыми и звонкими голосами.

Эта картина действительно шедевр, ведь крайне сложно изобразить большое действие в мелочах, а художнице это удалось.

2 класс, 6 класс, 5 класс.

Интересные сочинения по картинам

На картине запечатлен один момент из жизни обыкновенной крепостной крестьянки, занимающейся вышивкой.

На полотне мы видим девочку, которая сидит за столом. На столе раскиданы персики и один из них у девочки в руке. Кажется, что девочка только забежала в комнату, чтобы схватить персик и убежать

Сегодня, хочу рассмотреть картину, написанную в 1891 году, настоящим мастером исторической живописи, Василием Ивановичем Суриковым.

Важно

Исполнена картина в бело – серых тонах, поэтому она и кажется довольно холодной, но в этом и была задумка автора. Он хотел передать атмосферу зимних заморозков

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Источник: http://miyakirb.ru/2886/

Уроки Совы Филиновны

Цели:

раскрыть основную мысль текста;

подготовить учащихся к описанию изображённого на картине, активизировать лексику ребят, пополнять их словарный запас;

средствами урока воспитывать сознательное отношение к учёбе; показать трогательный образ детства.

Оборудование: репродукция картины З.Е.Серебряковой «За завтраком”.

Ход урока

1. Слово учителя.

Сегодня мы с вами на уроке вновь работаем по картине и знакомимся с новым художником Зинаидой Евгеньевной Серебряковой. А картина, по которой вы будете писать сочинение, очень интересна тем, что автор описывает детей, которые сидят за столом. Ведь каждый из вас тоже каждое утро завтракает с членами своей семьи.

2. Информация для учителя о художнике.

Зинаида Евгеньевна СЕРЕБРЯКОВА (1884, имение Нескучное. Курская губерния (ныне село Нескучное, Харьковская область, Украина) – 1967. Париж), урождённая Лансере, происходила из художественной среды, из семей известных художников, скульпторов и архитекторов.

Её отец знаменитый скульптор Евгений Александрович Лансере.

Её мать, Екатерина Николаевна Бенуа, была дочерью Николая Леонтьевича Бенуа, академика архитектуры, и родной сестрой Александра Николаевича Бенуа, замечательного художника и графика, историка искусства и писателя, коллекционера художественных произведений, главы художественного объединения «Мир искусства”.

Зинаида – младшая в семье, где было ещё два сына, Евгений и Николай (также пошедшие по стопам отца и деда), и три дочери – Софья, Екатерина и Мария.

После смерти отца в 1886 г. семья переехала в Петербург, и до 15 лет Зина вместе со своими братьями и сестрами воспитывалась в доме Бенуа – в необычайно насыщенной духовной среде.

Совет

После окончания гимназии в Санкт-Петербурге Зинаида Евгеньевна училась в Художественной школе М.К. Тенишевой, в мастерской О.Э. Браза, копировала работы великих итальянских мастеров в Эрмитаже и во время пребывания (1903 г.) с матерью и сестрами в Италии.

В 1905 г. вышла замуж за Бориса Анатольевича Серебрякова, инженера путей сообщения, с которым познакомилась в родном имении Нескучном.

После свадьбы уехала с мужем и матерью в Париж, где занималась акварелью и рисунком в Академии де ла Гранд-Шомьер.

В 1906 г. родился сын Евгений, в 1907 г. – сын Александр, в 1912г. – дочь Татьяна, в 1913 г. – дочь Екатерина.

В 1910–1916 гг. Серебрякова очень много работает, участвует в художественных выставках в Петербурге и Москве, три её картины покупает Третьяковская галерея. Тогда же она становится членом объединения «Мир искусства”.

В 1917 г. была выдвинута на соискание звания академика живописи, однако в связи с революционными событиями избрание не состоялось.

В 1919 г. Борис Анатольевич Серебряков умер от сыпного тифа, и Зинаида Евгеньевна осталась одна с четырьмя детьми в крайне сложном финансовом положении.

Читайте также:  Анализ рассказа век живи - век люби распутина

В 1920 г. Серебрякова жила в Харькове и работала в Археологическом музее при университете.

Обратите внимание

С необходимостью зарабатывать деньги на жизнь связана эмиграция во Францию, в Париж – поближе к дяде Александру Николаевичу Бенуа с его обширными знакомствами и связями.

В 1924 г. – переезд в Париж, куда следом приедут сын Александр (в 1925 г.) и дочь Екатерина (в 1928 г.).

Сын Евгений и дочь Татьяна остались в России вместе со своей бабушкой Екатериной Николаевной Бенуа.

В 1960-х гг. Евгений и Татьяна получили разрешение приехать в Париж, чтобы увидеться с матерью, братом и сестрой.

В 1965 г. (в связи с 80-летием художницы) Союз художников СССР организовал большую выставку работ Зинаиды Серебряковой в России (в Москве. Ленинграде и Киеве), которая имела огромный успех.

3. Беседа по картине.

– Сколько детей сидит за столом?

– А сколько всего человек находится в столовой? Как вы догадались?

– Приготовлено ли за столом место для четвёртого человека? Кто же это?

Мальчика и девочку, которые смотрят прямо на зрителя, зовут Шура (Александр) и Тата (Татьяна). Шуре – семь лет. Тате – два с половиной года. Мальчик, сидящий по другую сторону обеденного стола. – Женя, старший брат Шуры и Таты. Ему восемь лет.

– Похожи ли дети между собой?

Справа от репродукции расположены фрагменты портретов, написанных Зинаидой Евгеньевной Серебряковой. Вверху – фрагмент автопортрета, то есть портрета самой художницы. А чуть ниже – фрагмент портрета её мужа, Бориса Анатольевича Серебрякова, отца детей.

– На кого из родителей похожи Шура и Тата? А на кого – Женя?

Предмет, из которого мать наливает в тарелку суп, называется супницей. На чём стоит супница: прямо на скатерти или на подставке? А почему не прямо на скатерти?

– Есть ли на столе другие предметы, стоящие не на скатерти?

– Как вы думаете, тарелки и супница – из одного столового сервиза?

– Какие ещё предметы из этого сервиза вы видите на столе?

– Кому мать наливает суп и куда она поставит тарелку: рядом с Женей или рядом с Татой?

– О чём говорит жест руки Таты – Тата хочет есть?

– Правда ли, что стаканов на столе хватит на всех?

– Можно ли по одежде детей понять, что они из одной семьи? Чем одежда Таты отличается от одежды мальчиков? А ещё чем?

– Почему салфетка, свёрнутая в трубочку и продёрнутая в кольцо, находится рядом с тарелкой Таты?

– Рассмотрите стул, на котором Тата сидит. Какая подробность подтверждает, что в доме заботятся о том, чтобы ребёнку было удобно?

Важно

Известно, что один из мальчиков тихий, задумчивый, медлительный и мечтательный, а другой – молчаливый, но быстрый, решительный и независимый.

– Как вы думаете, какая характеристика относится к Шуре, а какая – к Жене?

– О Тате известно, что по характеру и поведению она похожа на одного из братьев. Предположите, на кого же именно?

– О чём говорит румянец на щеках всех троих детей – чем они занимались прямо перед обедом: это были тихие игры или шумные, связанные с беготнёй?

– Вы понимаете теперь, почему Женя пьёт воду? (Потому что набегался.)

– Как вам кажется, он уже успел съесть свой суп? Или при его характере он никак не мог опередить Шуру?

– Стоит ли перед Женей глубокая тарелка, которую, возможно, заслоняет супница? Возьмите лупу и рассмотрите!

– Хочет ли Тата есть суп? Подтвердите своё мнение.

– Какие звуки можно услышать за этим обеденным столом? (Стук половника и ложки о край супницы или о бортики тарелки; звук льющейся жидкости; постукивание ладошкой.)

– Давайте рассмотрим сначала жесты, а потом позы всех, кто собрался за столом.

– Найдите по порядку: руку матери, руки Таты, руки мальчиков. Какие движения кажутся на мгновение застывшими? Что сделает в следующую секунду мать? Похоже ли, что Тата постукивает по своей тарелке рукой? К какому движению рукой сейчас вернётся Шура? Что делает Женя?

– А теперь рассмотрите позы детей (положение тела в целом).

– Видно ли, что Тата готова сползти со стула? Что в позе Шуры подсказывает вам, что сейчас он повернётся к столу и продолжит есть суп? (Резкий поворот головы Шуры, который полуобернулся, но не выпускает из рук ни тарелку, ни ложку: левой рукой он наклоняет тарелку к себе, а в правой держит ложку, наполненную супом.) Изменит ли Женя наклон головы и направление взгляда? (Вряд ли: он задумчиво пьёт воду и, видимо, продолжит это делать.)

– Подтверждают ли жесты и позы детей ваше первоначальное представление об их характерах? Вы можете предположить, как именно дети выйдут из-за стола? Кто будет первым? Кто удерёт, не доев? Кто задержится за столом дольше всех?

Известно, что сама художница была молчаливым и застенчивым, но вместе с тем очень деятельным и решительным человеком. Её муж, Борис Анатольевич Серебряков, был мягким, тихим, несколько рассеянным, самоуглублённым человеком. Вы догадываетесь, кто из детей унаследовал черты характера матери? А кто по характеру больше похож на отца?

А знаете, как подтвердить ваши предположения?

Наблюдение за выражением лица каждого из детей, а потом сравнение их позы.

– Кто из них полностью поглощён своим делом и как будто уклоняется от общения, отгораживается от контактов с окружающими? (Женя.)

– Кто готов отвлечься от своего занятия, чтобы пообщаться, и тут же вернуться к нему? (Шура.)

– А кто полностью отдаёт себя общению и совсем не сосредоточен на еде? (Тата.)

– У кого из детей поза (то есть наклон тела и головы, положение рук) несколько вялая и пассивная? (У Жени.)

– А в чьей позе чувствуется готовность совершить движение? (И у Шуры, который в следующую секунду повернётся к своей тарелке, и у Таты, готовой сползти со стула.) – Чья поза самая открытая для общения? (Таты.) Правда ли, что именно она смотрит требовательно и словно бы огорчённо? (Правда.)

– В чьём взгляде есть выжидание и какая-то настороженность? (У Шуры.) А в чьём – задумчивость и некая отрешённость?

– Как вам кажется, дети дружны между собой? Когда закончится завтрак, они будут играть вместе?

Рассмотрите натюрморт на столе.

Можно ли сказать, что предметы заполнили всё свободное пространство между детьми, что их слишком много, что они едва умещаются на столе и как -будто теснят друг друга?

– Какие из них словно просят, чтобы их отодвинули или переставили?

– Напоминает ли этот натюрморт саму детскую жизнь в этой семье – несколько сумбурную, наполненную разными делами и впечатлениями?

– Правда ли, что натюрморт помогает создать впечатление сплочённости этого маленького детского коллектива?

4. Работа с РАМКОЙ (выполненная на уроках технологии).

Рассмотрите кружки, помещенные слева от репродукции, – это выделенные фрагменты картины «За завтраком”. Найдите на репродукции фрагменты, выделенные в первом и в пятом кружках. Покажите их с помощью круглой рамки.

Какой из этих двух фрагментов относится к предмету, который находится чуть дальше от глаза зрителя, чем другой? (Фрагмент, на котором изображён кувшинчик. Кувшинчик находится дальше от глаза зрителя, чем салфетка.

)

Рассмотрите второй кружок. Вам будет нетрудно найти на репродукции фрагмент, выделенный в нём? Что именно поможет найти его?

Сравните между собой третий и четвёртый кружки. Почему можно спутать выделенные в них фрагменты? Какие же детали помогут найти эти фрагменты на репродукции и выделить их правильно? Сделайте это!

Возьмите большую рамку вертикально: верхняя и нижняя стороны должны бытье короче, чем боковые. Выделите с её помощью фрагмент с портретом Жени. Можно ли назвать этот фрагмент «Женя за завтраком”? Почему?

Затем выделите вертикальный портрет Таты. Переместите рамку вверх и влево так, чтобы фрагмент мог называться «Тата за обеденным столом”.

Совет

Возьмите большую рамку вертикально. Выделите с её помощью фрагмент с названием «Портрет Таты” (голова девочки должна касаться верхней внутренней линии рамки). Не кажется ли вам, что выражение лица девочки двух с половиной лет не по годам серьёзно?

А теперь двигайте рамку вверх и влево так, чтобы в поле фрагмента вошла материнская рука с половником и рука самой Таты.

Не волнуйтесь, что часть головы девочки останется за кадром! Вы согласны, что теперь лицо Таты производит уже другое впечатление: видно, что этому немного насупившемуся человечку два с половиной года.

Подумайте, почему впечатление изменилось? Играет ли здесь роль размер рук матери и девочки? А то, что материнская рука сверху?

Сумеете подтвердить, что скатерть, которой застелен обеденный стол, лежала в шкафу в сложенном виде? Что подсказывает вам, как именно она была сложена? Видно ли, что скатерть накрахмалена? Ткань, из которой сшит фартучек Таты, более лёгкая или более плотная по сравнению с тканью скатерти, догадались? Подтвердите свои впечатления: рассмотрите глубину ложбинки скатерти и волнистую границу фартучка на плече у Таты. Видно ли, какая ткань тоньше, а какая плотнея

Назовите предметы, которые отбрасывают тень. (Сахарница, жёлтый кувшин, дальняя тарелка, коричневый горшочек, свёрнутая в трубочку салфетка, правая рука Шуры, стул.) А тень от Шуриного стула вы заметили?

Найдите солнечные блики на супнице, графине, жёлтом кувшине, ручке половника и коричневом горшочке. Можно ли по этим бликам и теням от предметов определить, где в столовой находятся окна? Рассмотрите рисунки солнечных бликов.

Читайте также:  Критика о слове о полку игореве (отзывы критиков о произведении)

Подтвердите, что в столовой не одно окно, а как минимум два. Какой из пяти предметов вам это подсказывает? (Горшочек: на нём есть отражение двух оконных рам. Кстати, на ручке половника тоже хорошо видно отражение одного из окон.

)

Обратите внимание

Возьмите большую рамку вертикально. Выделите с её помощью фрагмент с названием «Портрет Шуры за обеденным столом” (В правый верхний угол фрагмента должен войти стеклянный графин!) После этого выделите горизонтальный фрагмент с таким же названием. (Голова Шуры должна находиться почти в центре.

) Какой из фрагментов создаёт впечатление моментально брошенного взгляда на стол и на обедающего мальчика? (В горизонтальном.) А какой что мальчик позирует художнику? (В вертикальном.) В каком из фрагментов предметы словно теснят человека, а в каком -– человек главенствует над миром предметов? (В горизонтальном – предметы теснят человека.

) Где важнее человек, а не окружающий его мир предметов? (В вертикальном – человек важнее, чем мир предметов.)

Рассмотрите угол стола, покрытого белой скатертью. Только ли белым цветом пользуется художница, изображая скатерть? Назовите другие цветовые оттенки. Давайте выясним, почему художница использует разные цвета? Может быть, она хочет передать неровности скатерти? То, что скатерть в разных местах по-разному освещена?

Рассмотрите всю скатерть целиком. Является ли её поверхность идеально ровной? Подтвердите своё мнение: укажите, где находятся ложбинки – следы от складок. Пользуется ли художница другим цветом, чтобы показать эти углубления? На какие участки падает солнечный свет, а какие находятся в тени? Теперь понимаете, почему Зинаида Серебрякова прибегала к разным цветам, изображая белую скатерть?

Назовите другие предметы белого цвета, которые есть на натюрморте. Из разных ли материалов они изготовлены? Из каких именно? Какой цвет, кроме белого, присутствует во всех этих предметах и создаёт у зрителя впечатление белизны? (Голубой.)

5. Запись словосочетаний, объяснение орфограмм.

Супница, сервиз половник, накрахмаленная скатерть, мирная сцена за столом, любимый мир автора, активная жизнь детей прищуренные, ярко-красные губы, вытянутые «ниточкой”, тёмно-синяя рубашка, позируют художнице.

6. Обобщение полученных знаний.

В творчестве известной русской художницы З. Е. Серебряковой отдельное место занимает детская тема. По количеству произведений, посвященных детям, с художницей мало кто может соперничать.

Считается, что по проникновению в глубину детской души Серебрякову можно поставить в ряд с В. Серовым. Свидетельством тому – картина «За завтраком”, написанная в 1914 году, в которой запечатлен трогательный образ детства.

В картине «За завтраком” столько простой, родной и милой прелести, что трудно остаться равнодушным, глядя на нее. Мы видим троих ребятишек, сидящих за накрытым столом в ожидании еды. Дети разного возраста, у каждого – своя поза, свой характер.

Важно

Мы видим блеск глаз, естественность и непосредственность поз, и словно слышим задорные ребячливые голоса. Художницей мастерски переданы индивидуальные особенности каждого, и каждый ребенок – по-своему трогателен и прелестен. Картина обнажает картину самой художницы-матери – тонкую, нежную, любящую.

Картина пронизана поэзией обыденного, земного. С большим вниманием к мелочам написаны хорошо накрахмаленная белая скатерть, прозрачное стекло и фаянс посуды, румяные булочки. То, как сервирован стол, говорит о размеренном, спокойном укладе жизни. Полотно отличается великолепной техникой, наполнена добротой, радостным возбуждением, ощущением красоты и гармонии всего окружающего.

Написанная почти 100 лет назад, картина «За завтраком” и сегодня остается такой же свежей и подкупающей.

7. Домашнее задание. Написать сочинение-описание по картине.

Источник: http://uroki-sovy.ru/index.php/russkij-yazyk/616-urok-razvitiya-rechi-rabota-po-kartine-z-e-serebryakovoj-za-zavtrakom

Урок по русскому языку на тему Составление рассказа по картине З.Е.Серебряковой «За обедом»

Сочинение по картине З.Е. Серебряковой «За обедом» 2 класс

Цели урока:

  • научить учащихся составлять сравнительную характеристику на основе группового портрета;

  • показать особенности построения текста сравнительного характера;

  • обогатить речь учащихся образно-выразительными средствами русского языка;

  • ввести в словарь учащихся лексику, связанную с темой картины-портрета.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: осознают эстетические потребности и ценности.

Предметные: проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателя бщей культуры и гражданской позиции человека; умеют ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения.

Метапредметные:

Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из произведения живописи, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществляют анализ, объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной и письменной форме.

Техническое обеспечение:

Использование средств ИКТ:

Ход урока

1Мотивирование к учебной деятельности

Посмотрите все на меня!Сегодня экскурсоводом работаю я.Не теряя ни минутки,Приглашаю вас я в путь!Взять все знания в дорогу!

И улыбку не забудь!

2Постановка учебной задачи.

– Кто из вас был в картинной галерее? Что там видели, что произвело на вас особое впечатление?

— Давайте представим, что мы оказались в картинной галерее. Я – экскурсовод.

3 Усвоение новых способов действий.

*Перед вами известная картина Зинаиды Серебряковой «За обедом». В некоторых источниках её можно видеть под названием «За завтраком».На полотне группа людей (детей) — несколько человек, сидящих близко друг к другу, вместе. Картина выполнена в жанре группового портрета.

-Что же такое групповой портрет?

Групповой портрет — вид портрета, на котором изображено три и более персонажей, находящихся в одной обстановке, связанных единством действия.

Мы видим трёх детей, сидящих за обеденным столом. Зинаида Евгеньевна изобразила своих детей. Мальчика, который смотрит прямо на зрителя, зовут Шура – именно так называли его в семье. Шуре семь лет.

Мальчика, сидящего по другую сторону стола – зовут Женя, он старший из братьев. Ему восемь лет. И, наконец, Тата (Татьяна). Ей всего два с половиной года. Итак, мы видим трёх симпатичных ребятишек.

-Но, позвольте спросить, сколько всего человек находится в столовой?

-Кто же эта женщина? (пауза) Может горничная? А может сама хозяйка?

-Кто она по вашему мнению?

Совет

И опять я обращаюсь к слушателям . Скажите, приготовлено ли за столом место для четвёртого человека? Да

-Как вы догадались? ( Мы видим пустой стул и прибор, стоящий на столе.)

-Становится, очевидно, что это рука хозяйки дома Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Вот сейчас она нальёт суп и присядет на свободное место, чтобы пообедать со своими детьми.

4Физкультминутка

5Самостоятельная работа учащихся.

-Давайте посмотрим на лица детей.

1. Похожи ли дети между собой? Да.

2.На кого похож Шура и Тата? (выслушай мнение своего соседа).

3. На кого похож Женя? (выслушай мнение своего соседа).

*Да конечно, рассмотрев детей, мы с уверенностью можем сказать, что Шура и Тата похожи на свою мать. Особенно ярко об этом говорят тёмные открытые глаза. А также на сходство с матерью указывает форма носа и губ. Женя, даже с опущенными глазами сильно походит на отца. И цветом небесно – голубых глаз и овалом лица.

*Продолжим рассматривать картину. Обратите внимание на обеденный стол.

Да стол достаточно большой. Он накрыт белой скатертью. Изящный столовый сервиз из белого фарфора с голубым орнаментом. Супница, порционные и суповые тарелки, солонка и другие предметы из одного сервиза.Всё просто и одновременно эстетично, что указывает на хороший вкус хозяйки дома.

-Вернёмся к детям .

  1. Ребята обратите внимание на жест Таты. О чём он говорит?

(Да, наверное, девочка не хочет кушать, поэтому закрывает тарелку своей пухленькой ручкой. А возможно предпочитает супу, сдобную булочку, лежащую в центре стола на специальном блюде)

2.Посмотрите на стул, на котором сидит Тата. Что вы видите? Подушечку.

3Как вы думаете почему Тате положили подушечку?

Да, конечно, Тата ещё мала и обеденный стол для неё слишком высок, именно поэтому Тате предложили специальную подушечку. Это говорит о том, что в доме Серебряковых любят детей и заботятся о них, создавая удобство и комфорт. Все дети изображены с румянцем на щеках.

4. Подумайте, чем они занимались перед обедом? Теперь понятно, почему Женя пьёт воду. Набегался и разгорячился.

Зрителю может открыться ещё немало тайн, скрытых в картине .Их можно читать до бесконечности. Для этого нужно быть очень внимательным и заинтересованным человеком

Наша экскурсия подошла к концу. Спасибо за внимание.

-Используя рабочие материалы, составьте рассказ по картине и запишите его. (Запись рассказа на черновик, а потом только в тетрадь)

IV. Рефлексия

-Так в чем же секрет картины З. Серебряковой «За обедом»? (любовь к детям и заботливое отношение)

-Понравилась ли вам картина? Чем?

Рабочие материалы к сочинению по картине З.Е.

Серебряковой «За обедом» Вопросы Вводная часть Что изображено на картине? Трое детей в столовой комнате, дети художницы Основная часть Что объединяет этих детей? Женя, Шурик, Тата, собрались все вместе за столом пообедать Какими вы увидели детей? Что они делают? пьет воду, уже взял ложку, положила пухленькую ручку на тарелку, повернулись к нам, разливает бульон.

Что находится на столе? Белая скатерть, жёлтый кувшин, суповые тарелки, графин с водой, свежая выпечка и красивая фарфоровая супница Какая атмосфера царит в семье? Мир, видно по лицам детей, хорошо относятся друг к другу, детей очень любят Заключительная часть Понравилась ли вам картина? Чем?

Полезно? Поделись с другими:

Источник: https://www.InfoUroki.net/urok-po-russkomu-yazyku-na-temu-sostavlenie-rasskaza-po-kartine-zeserebryakovoy-za-obedom.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector