Сочинение-рассуждение по поэме слово о полку игореве 9 класс

Сочинение на тему “Слово о полку Игореве” – героическая поэма о Руси

«Слово о полку Игореве» — одно из крупнейших произведений русской литературы. Оно притягивает к себе взоры многих и многих людей. Это произведение волнует загадочной историей открытия и проблемой подлинности, которая не решена и до наших дней.

«Слово о полку Игореве» является историческим памятником не только древнерусской литературы, но имеет и мировое значение. Содержание поэмы переносит нас в события XII столетия, показывая всему миру историю Руси, ее жизнь, культуру, самобытность великого русского народа.

Сюжет этой бессмертной книги загадочен. В центре внимания автора не победа, как, казалось бы, должно быть, а поражение. Поражение князя Игоря и его брата Всеволода в 1185 году.

В истории Руси нет такого периода, когда на ее богатые и обширные земли не приходили бы злобные враги.

Так и в 1184 году объединенными усилиями русских князей под предводительством киевского князя Святослава половцы были разбиты и опасность, казалось бы, надолго отступила от русской земли.

Обратите внимание

Однако князь Игорь не смог участвовать в этом победоносном походе. Ему не удалось доказать свою преданность союзу русских князей и разделить батальную славу союзников.

Игорь Новгород- Северский — могущественный, гордый и бесстрашный, любящий родину, но безрассудный и недальновидный князь, когда дело идет о честолюбивых помыслах его.

Смелость, чувство чести столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине – с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы против врагов своей земли.

В «Слове о полку Игореве» Игорь с братом Всеволодом показаны автором как отважные и мужественные воины. Они молоды, красивы, сильны и полны решимости «добыть себе славы».

Князь Игорь так упорен в этом стремлении, что не может увидеть ненужности своего похода, его не страшат «знамения», случившиеся в пути и предвещавшие поражение.

Князь Игорь бесстрашен и неудержим в своем порыве защитить Отечество, он стремится скорее достичь Дона:

Эти слова князя обращены к любимой дружине.

Братья по-отцовски любят свои дружины и дорожат дружескими узами, связывающими их с воинами. Ничем не выдавая себя, князья наравне с простыми ратниками, несут все походные тяготы. На такую любовь доблестные витязи отвечают князьям преданностью и стойкостью на поле брани. Князь Всеволод — двоюродный брат князя Игоря, так говорит о своей дружине:

Сердцем чувствуя боевой дух и настрой своего войска, окрыленного победой в первой битве, Игорь говорит:

Важно

Мужеству и стойкости в битвах дружина учится у своих князей. Восхищаясь отвагой Игоря и Всеволода, автор рисует их образы, как сильных и умелых полководцев. Храбро сражаясь с половцами, в тяжелом бою погибает князь Всеволод. Слова автора полны гордости за смелого русича:

Благороден князь Игорь. Братская дружба и воинская честь зовут его на помощь милому Всеволоду. Но ничто не спасает их от бесславного поражения. Велико несчастье Игоря, но страшнее оно для Земли Русской.

Утрачено значение блестящей победы над половцами Святослава Киевского.

Вновь «поганые» ринулись разорять землю русскую, некому было защитить ее, потому что князья заняты были распрями своими да междоусобными войнами.

«Слово о полку Игореве» было непосредственным откликом на события Игорева похода. Hа примере его поражения автор показывает печальные последствия княжеских усобиц и разъединения Руси. Кульминацией произведения является «Золотое слово» Святослава». Именно в нем цель произведения, его главный смысл.

В образе Святослава Киевского автор видит символ сильной княжеской власти, которая была бы способна обуздать произвол мелких князей и с помощью которых должно было осуществиться единство русской земли.

Свой призыв к единению, свое чувство единства родины автор «Слова о полку Игореве» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. К ней, к Русской земле, обращены все лучшие чувства и помыслы автора. Он ощущает родину как единое огромное целое.

Читая произведение, мы видим обширные пространства: Половецкая степь, «синее море», Дон, Волга, Днепр, Дунай, Западная Двина, а из городов — Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород и многие другие — вся Русская земля находится в поле зрения автора.

С любовью описывая обширные богатства родины, автор противопоставляет ей пустынную половецкую степь — «страну незнаемую», ее холмы, болота, «грязевые места».

Создавая «Слово», автор сумел окинуть взором всю Русь целиком с высоты птичьего полета, объединив в своем описании и русскую природу, и русских людей, и русскую историю.

Все сочинения по поэме «Слово о полку Игореве»

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-na-temu-slovo-o-polku-igoreve-geroicheskaya-poema-o-rusi/

Сочинение «Слово о полку Игореве» как героическая воинская поема

В народной речи живут и всегда действуют законы рождения языка (Л.Н. Толстой).

«Слово о полку Игореве» — одно из крупнейших произведений древней литературы, написанное во времена Киевской Руси, поэтому представляющее собой большую литературную ценность.

Как историческое произведение древнерусской литературы «Слово» позволяет читателю не только узнать о событиях того времени, но также проследить и понять отношение автора к ним.

Мысли автора, жившего несколько столетий назад, написаны древним русским языком, а впоследствии переведены на современный, понятный все русский язык. «Слово» является также одним из крупнейших и наиболее значимых произведений мировой литературы.

В основу поемы «Слово о полку Игореве» положена борьба русского народа с внешними врагами – соседскими племенами половцев, в частности поход против них северных князей во главе с Игорем.

Основной причиной похода князей было намеренье разгромить придонских половцев, освободить Донский водный путь, связывающий Русь с южными и восточными рынками, и надолго обезопасить население своих княжеств от набегов кочевников.

После победы над половцами великого Киевского князя Святослава, который врагов «грозой своею, усмирил своими сильными полками и булатными мечами», сыновья его, Игорь и Всеволод снова решили идти войной на врагов.

Совет!

В «Слове» образы князей Игоря и Всеволода раскрываются как героических защитников родины, храбрых, смелых, сильных, не побоявшихся трудностей войны, оставшись без помощи других князей. Игорь борется, не жалея себя, врагов не щадя, за свою родину, за честь и славу. Но половцы оказались сильнее, и князь попал в плен, «повернув всю землю Русскую в смятение».

Позже Игорю удалось бежать из плена и благополучно вернуться на Русь. А мужественный Всеволод бьется в первых рядах войска, не жалея ни себя, ни своего меча, ничто не может остановить его в битве за свободу, за справедливость, за «золотой отцовский престол». Автор сравнивает Всеволода с ярым туром, который в Древней Руси был символом мужества и силы.

Хочет Всеволод Русскую землю освободить и себе славу добыть.

Славная, храбрая русская дружина – сильное, стойкое войско, смело следующее за своим предводителем, чтобы одержать желанную победу. Дружина держалась до последнего, много храбрых воинов полегло на чужой земле, вдали от родины и семьи. Только когда стало окончательно ясно, что нет никаких шансов на выживание, не то что на победу, русское войско позволило себе спасаться бегством.

А великий мудрый князь Святослав предугадывал печальный исход битвы. В ночь перед поражением русских войск он видел пророческий сон, предвещающий горе и печаль. Кроме того, перед  решающим боем произошло солнечное затмение – еще одно плохое знамение.

И, узнав о поражении, Святослав произнес «золотое» слово. В уста Святослава автор вкладывает свои собственные мысли: осуждение необдуманного выступления северских князей, похвалу их мужеству, порицание других князей, занятых междоусобицами.

Святослав призывал всех князей и весь русский народ объединиться в борьбе с врагами и уберечь Русь от их вторжений.

Основная идея «Слово о полку Игореве» — единство Русской земли, призыв к русским князям прекратить взаимные раздоры и вместе выступить против общего врага. Неизвестный автор «Слова» выражает думы и стремления русского народа – в этом заключается народность произведения.

Читайте подібні твори

Сочинение на тему «Компьютер»

Сочинение «Потерянная вещь» или «Пропавшая вещь»

Сочинение-рассуждению на тему «Природа»

Сочинение-рассуждение на тему «Время» 2 варианта

Сочинение на тему «Что такое любовь»


Tweet

Источник: https://ycilka.net/tvir.php?id=64

Сочинение «Слово о полку Игореве» 9 класс — Сочинения

Данное произведение поистине считается, не побоюсь этого слова, удивительным и уникальным идолом древнерусской литературы. В XII—XV в. развивалась с неумолимой скоростью  живопись, архитектура, литература.

Как к этой эпохе и относится произведение «Слово о полку Игореве».

Но при всех положительных аспектах – в это время происходит распад Русского государства – на отдельные княжества, который характеризовался междоусобными войнами князей и ослаблением Руси (как единого целого).

В произведении затрагиваются идеи о необходимости объединения князей, о прекращении войн, из-за которых на русскую землю кинули своё ненасытное око половцы.

Обратите внимание

Но на фоне других произведений того временного отрезка, «Слово о полку Игореве» — именно первое в мировой культуре литературное художественное произведение, повествующее настоящие исторические события и в этом его несоизмеримое богатство.

Судьба произведения
Интересная и в тоже время драматическая судьба у этого произведения. В XVII века знаток древности А. И. Мусин – Пушкин нашёл в одном единственном экземпляре сборник рукописных текстов.

Там было и «Слово о полку Игореве». Данная находка произошла в Спасском монастыре Ярославля, где работал на тот момент Мусин-Пушкин.

И он всячески старался, что бы эта вещь была напечатана и опубликована. Так и произошло. В 1800 г. – выходит в свет первое издание. А через двенадцать лет, оригинал текстов написанных от руки, среди которых было и «Слово», сгорел в пожаре, в городе Москва. Первый печатный текст и рукописная копия – теперь считаются первоисточником.

В этом произведение происходит повествование о походе, в 1185 году, на половцев, Игоря Святославовича (Новгород-северского князя).
Поход завершился поражением.

Пришел, увидел, не победил.
Произведение было изложено на бумаге под свежим эффектом от поражения, не смог дойти князь Игорь до моря Чёрного. Не смог он вернуть Руси земли, которые ей принадлежали.

Одолев отряды войск князя, половцы, самого Игоря ранили. А потом пленили и тем самым на Русской земле посеяли несчастье, беды и страх. Однако Игорь Святославович был «крепкий орешек» и сбежал – и в скором времени вернулся на родину.

Так как «Слово о полку Игореве» было изложено практически сразу после неудачного похода князя, автор предполагал на точные знания чтеца обстоятельств данного плачевного похода.

И как следствие в произведении отсутствует точная последовательность событий, а из-за того, что произведение изложено фрагментами – «Слово» сложно для восприятия, но даже при этом интересность и ценность произведения, ни на йоту не уменьшается.

Важно

Прославление Игоря в произведении
Народ восхваляет Игоря, не смотря на то, что он проиграл свой бой, так как он всё-таки хотел защитить Русскую землю, хотел сделать как лучше, но получилось как всегда.

В произведении происходит описание князя как смелого воина, верным братом, с огромным стремлением сбежать из плена и вернуться домой.

Автор наделяет Игоря доблестью, несоизмеримой любовью к своей родине, честью, силой.

Оригинальность данного произведения заключается в том, что автор сюжетно описал нрав, переживания и мысли героев. Помимо всего этого, автор, выразил своё мнение о происходящем и отношения к героям – для мировой литературы  это произошло впервые именно в данном литературном произведении и оно оказало огромное влияние на последующие произведения.

Источник: https://sochinenienatemu.com/slovo-o-polku-igoreve/sochinenie-o-polku-igoreve-9-klass/

Сочинение «Слово о полку Игореве»: образ князя Игоря | Литерагуру

Сочинение-рассуждение на тему «Князь Игорь» по литературе

«Слово о полку Игореве» — жемчужина древнерусской литературы, как справедливо замечают многие исследователи. Это произведение вобрало в себя весь колорит богатейшей народной культуры древней Руси.

Лирическое и эпическое начала в произведении переплетаются в единую картину, где автор высокохудожественно описал историческое событие – поход князя Игоря на половцев.

Поскольку Игорь из рода Рюриковичей – реальная историческая личность, особенно интересно наблюдать, как автор воплотил этот образ, какими качествами он его наделил.

Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»

Образ Игоря – это некая модель средневекового правителя, наделенная всеми характеристиками эпохи. Он воинственный, храбрый до безрассудства, но, казалось бы, не дальновидный политик. Его распирает чувство собственного превосходства, он слишком самоуверен, поэтому идет в опасный и рискованный поход.

Вместо того, чтобы объединиться со всеми своими родственниками и нанести мощный удар, он идет добывать легкую славу. Значит, Игорь тщеславен. Наверное, это потому, что он еще очень молод  и горяч, а править должен человек зрелый, умудренный опытом.

Читайте также:  Сочинение почему люди предают мечту?

Игорь же больше заботится о своей славе и готов сложить голову ради престижа.

Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править.

Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне.

Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.

Совет!

Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято.

Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен.

Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани.

Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.

Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»

Исторически сложилось, что князь Игорь (и он не исключение) регулярно ходил с войском за данью. Это еще одна причина зарабатывать авторитет кровью.

Если дани не будет, племена выйдут из повиновения, денег для содержания армии не будет. Значит, княжество не сможет обороняться и развалится. Поэтому Игорь не так-то прост, как кажется.

Его действиями руководит расчет, характерный для средневекового менталитета.

В финале «Слова о полку Игореве» герой приобретает колоссальный жизненный опыт: он бежал из плена, едва спасся от смерти, погубил дружинников.

Только тогда расчетливый, но все же слишком горячий князь понимает, насколько важно объединение для Руси. Он осознает, что нельзя тянуть одеяло на себя, нужно заботиться обо всей Руси, если ты ею владеешь.

Это важное открытие облагораживает героя, делает его мудрее.

Таким образом, автор изобразил эволюцию героя, его взросление.

Мы видим, как на примере князя он показывает необходимость объединения Руси и семьи Рюриковичей, ведь междоусобные войны создают уязвимость, которой пользуются внешние враги.

Обратите внимание

Игорь набирается горького опыта и становится способным правителем, и историческая основа, находящаяся в нашем распоряжении, подтверждает, что прототип героя эволюционировал так же.

Источник: https://LiteraGuru.ru/sochinenie-slovo-o-polku-igoreve-obraz-knyazya-igorya/

«Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы:

В 80-х годах XII в. неизвестный нам автор создал вели­чайшее произведение древнерусской литературы — «Слово о полку Игореве».

Открытие и публикация в 1800 г. «Слово о полку Игореве» сыграли важ­ную роль в развитии всей русской литературы. Это произве­дение обозначило исторические дали отечественной художе­ственной культуры, показало, что наша словесность является одной из древнейших в Европе, что произведения древнерус­ских писателей находятся в ряду виднейших памятников мировой литературы.

Интересы развивающегося древнерусского государства тре­бовали создания собственных, оригинальных произведений и новых жанров. Литература была призвана воспитывать чув­ство патриотизма, утверждать историческое и политическое единство русского народа и единство русских князей, обли­чать распри и междоусобицы.

Многими чертами «Слово» связано с литературными тра­дициями своего времени, но, как произведение гениальное, оно отличается целым рядом черт, присущих только ему: ориги­нальностью переработки эпических приемов, богатством язы­ка, утонченностью ритмического построения текста, народно­стью самой своей сути и творческим переосмыслением при­емов устного народного творчества, особой лиричностью.

Летописи тех времен не блистали изяществом литературного языка. В них он был сух, документален, но ведь летопи­сец и должен был рассказывать только то, что видел, без вся­ких искажений и прикрас — это было главное правило напи­сания летописей.

«Слово» ни на шаг не отступает от этого правила, наоборот, в нем события изложены правдивее, чем в других «свидетельствах истории».

Безымянный автор сам указывает на то, что он не будет петь незаслуженную хвалу, как это делал Боян, знаменитый сказитель тех времен, да и как можно восхвалять, ведь поход, о котором идет речь, окон­чился неудачей!

Конкретная тема, которой посвящено «Слово о полку Игореве», — неудачный поход в 1185 г. в половецкую степь нов-город-северского князя Игоря Святославича.

Важно

Но автор озабо­чен судьбой Русской земли, он вспоминает о событиях дале­кого прошлого и современности, и истинный герой его произ­ведения не Игорь, не великий князь киевский Святослав Все­володович, которому в «Слове» уделяется немало внима­ния, а русский народ, Русская земля.

Именно эта любовь к родине, к русским людям до предела усилила чувства автора, сделала их сложными, обострила его слух, зрение, его поэтическое воображение.

Именно она, любовь к родине, явилась вдохновительницей, определила выбор художественных средств в «Слове», усили­ла наблюдательность автора, вдохнула в него подлинное поэтическое воодушевление, придала высокую идейность его произведению.

В «Слово о полку Игореве» нет систематического рассказа о походе Игоря. Поход против половцев и поражение русского войска — для автора только повод для глубокого раздумья о судьбах Рус­ской земли, для страстного призыва объединиться и защи­тить Русь. Все «Слово о полку Игореве» проникнуто пафосом защиты родины, объединения Русской земли.

В 1184 году объединенными усилиями русских князей под предводительством киевского князя Святослава половцы были разбиты, и опасность, казалось бы, надолго отступила от Русской земли. Однако князь Игорь не мог участвовать в этом победоносном походе: поход начался весной, и гололе­дица помешала его конному войску подоспеть вовремя.

По-видимому, Игорь тяжело переживал эту неудачу; ему не уда­лось доказать свою преданность союзу русских князей про­тив половцев, его могли заподозрить в умышленном уклоне­нии от участия в походе. Вот почему в 1185 году Игорь отправился в поход против половцев со своими союзниками без уговора с киевским князем Святославом.

Его планы про­стирались очень далеко — он надеялся отвоевать у половцев утраченную Тмутаракань.

Смелость, чувство долга столкнулись в характере Игоря с его недальновидностью, любовь к родине — с отсутствием ясного представления о необходимости единения, совместной борьбы.

Совет!

Игорь в походе действовал с исключительной отва­гой, но он не смог отказаться от стремления к личной славе, и это привело его к поражению, которого еще не знали рус­ские.

Впервые за всю историю борьбы с половцами русские князья — Игорь и его брат Всеволод — оказались в пле­ну. Впервые русское войско потерпело такое страшное пора­жение.

Поражение войск Игоря автор рассматривает как грозное предостережение виновникам несчастий — русским князьям, погрязшим в междоусобных войнах и сделавшим родину до­бычей алчных кочевников. Автор страстно негодует против междоусобных войн русских князей.

Как подлинный вырази­тель интересов всего населения Руси, страдавшего от раздо­ров князей и нашествий половцев, он призывает прекратить междоусобные войны и объединиться против внешних вра­гов. Эта мысль — единение русских против общих врагов — является главной мыслью произведения.

Горячий патриот, автор «Слово о полку Игореве» видит причину неудачного похода Игоря не в слабости русских воинов, а в княжеских распрях, которые разоряют родную землю.

Поражение Игоря и его ужасные последствия для всей Русской земли как бы заставляют автора вспомнить о том, что еще недавно киевский князь Святослав с соединенными силами русских князей победил этих самых половцев. Он переносится мысленно в Киев, в терем Святослава, где Свя­тославу снится зловещий и непонятный сон.

Бояре объяс­няют   Святославу,   что   сон   этот   сбылся:   Игорь,   князь новгород-северский, потерпел страшное поражение. И вот Святослав погрузился в горькие думы. Он произносит «зо­лотое слово», в котором упрекает Игоря и его брата Все­волода за то, что они ослушались его, не уважили его седин, одни самонадеянно пошли на половцев.

Речь Святослава постепенно переходит в обращение самого автора ко всем виднейшим русским князьям того времени. Автор «Слова» напоминает им, как они сильны, как сильна их дружина, и просит «вступить в стремя» за землю Русскую, он видит русских князей могущественными и славными.

Обратите внимание

Но вот гневная нота в голосе автора сменяется нежной и лириче­ской: он вспоминает юную жену Игоря, Ярославну, и приводит слова ее полного тоски плача по мужу и по его погибшим воинам. Ярославна плачет на городской стене в Путивле. Она обращается к ветру, к Днепру, к солнцу. Она тоскует и умоляет их о возвращении мужа.

Как бы в ответ на мольбу Ярославны «прыснуло море в полночь, закрути­лись смерчи на море»: Игорь бежал из плена. Описание побега Игоря — одно из самых поэтических мест в «Слове». Заканчивается произведение радостно — возвращением Игоря и пением ему славы при въезде в Киев.

Автор «Слово о полку Игореве» одним из первых стал использовать мно­гие литературные приемы, он применял разнообразные ху­дожественные средства изображения: гиперболы, метафоры, сравнения, эпитеты, контрасты, олицетворения.

А какие картины природы вводит автор в произведение! Вообще, в летописях того времени если и встречалось описание при­роды, то это был неподвижный, мертвый пейзаж, кото­рый непосредственно связан с событиями, например, описа­ние местности, где происходило сражение. В «Слове» же природа просто оживает.

Через природу автор доносит до нас настроение, атмосферу событий; природа оживляет строки повествования.

В основе силы и свежести человеческих чувств автора «Сло­ва» лежала его любовь к родной страдающей земле. Любовь к родине водила его пером и определила глубокую народность содержания и формы поэмы.

Идее единения перед лицом страшной внешней опасности, т. е. перед нашествием кочевников, подчинено все содержание «Слово о полку Игореве». Призыв к единению проникнут самой страстной, самой сильной и самой нежной любовью к роди­не.

Чувство это пронизывает все произведение, оно покоряет и нас, современных читателей.

Важно

Оно наполняет наши сердца печалью при описании поражения русского войска, гордо­стью за свою родину при описании силы и смелости ее защитников, острой ненавистью к ее врагам в рассказе о разорении Русской земли.

Величайшая патриотическая поэма Древней Руси обрела огромную известность и популярность, выделилась из всех подобных произведений тех времен. Художественное своеоб­разие, необыкновенный поэтический язык «Слово о полку Игореве», высокое мастерство автора сделали его произведение бессмертным и общечеловеческим, народным и гуманистическим, полным горячего лиризма и самой трепетной правды.

Похожие сочинения

Источник: https://sochineniya.info/publ/1/1/slovo_o_polku_igoreve_velichajshij_pamjatnik_drevnerusskoj_literatury/11-1-0-2648

Слово о полку Игореве

Слово о «Слове…»  Одно из самых известных произведений в русской литературе — «Слово о полку Игореве» — было написано в 1187 году вскоре после разгрома Игорева войска в сражении с половцами.

Из истории нам известно, что в те времена земля Русская стонала от междоусобных войн между князьями, что давало огромные возможности половцам для набегов и опустошений Руси. Чтобы противостоять врагу, князьям русским необходимо было забыть все распри и раздоры, воссоединить силы и всем вместе ударить по врагу.

Только это могло спасти землю русскую от грабежей и разорения. Автор прямо говорит об этом в «Слове…»:

Склоните стяги свои, вложив в ножны свои мечи поврежденные, 
ибо лишились вы славы дедов.

 Он указывает и на причины, вызвавшие набеги половцев, которые воспользовались ослаблением войска русского:

Вы ведь своими крамолами начали наводить погань на землю Русскую, на богатства Всеслава.

Из-за усобицы ведь настало насилие от земли Половецкой!

 Но Игорь не пытается восстановить мир между князьями и уговорить их, чтобы всем вместе, общими усилиями разбить войско половецкое. Он ведет на бой с «погаными» только свою дружину.   Сердце князя наполнено любовью к земле Русской, к ее лесам и полям. Гордость своей землей, своими людьми ведет Игоря Святославовича на битву с половцами. В своей готовности защитить родной край, он обращается к дружине: 

Читайте также:  Образ и характеристика мальчика манолина в рассказе старик и море хемингуэя сочинение

О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть,

чем плененным быть.

 Но даже мудрейшая природа восстает против похода Игорева, встречая его с дружиной зловещими знамениями. Не желает непредусмотрительный князь понять важность соединения всех князей русских против многочисленных полчищ врага и природа как-бы предупреждает князя об этой его ошибке:

Солнце ему только путь заступало,
ночь стонами грозы птиц пробудила.

 Есть еще одна причина поражения войска русского в этой битве. Несмотря на доблесть и мужество, бесконечную любовь к родине, великий князь не забывает и о себе. Он не отказывается от стремления к личной славе, ведь русичи бесстрашно сражаются в бою, «ища себе чести, а князю славы». Но дружина князя терпит поражение, какого еще не знали русские воины. Оно открыло дорогу половцам на Русь и тем самым принесло народу русскому печаль и тоску.  Ярославна, пытаясь спасти мужа, обращается не к людям, а к самой мудрой матушке-природе. В ее голосе, в ее трагичном и задушевном плаче, слышится доверие и надежда на справедливость природных сил.  Князю Игорю все же удается сбежать из плена и вернуться домой. «Слово о полку Игореве» заканчивается прославлением князя и его дружины, так, как не смотря на поражение в битве, истинным желанием Игоря была защита Руси от «поганых».  В «Слове…» автор воспевает истинный патриотизм русского народа, призывает к объединению князей для защиты Русской земли.

Источник: https://sochinenija.3dn.ru/publ/9_klass/slovo_o_polku_igoreve/9-1-0-1986

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

В привлечении русской природы как действующего лица своего повествования автор «Слова о полку Игореве» проявил себя как исключительно наблюдательный ее знаток.

Вот почему в самой русской природе можно найти довольно точный комментарий ко многим неясным местам этой поэмы.

Внимательный наблюдатель природы, автор с изумительной точностью и правдивостью передает, например, описание берегов Донца как «серебряных».

Действительно, Донец несет в своих водах много мела (он прорезывает на своем пути меловые горы). Летом, когда берега Донца обмелевают, отложения этого мела на отмелях и косах блестят, как серебряные.    Наблюдательность автора особенно ярко проявляется в описании бегства Игоря из плена.

Игорь хвалит Донец за то, что тот сторожил его. Действительно, Игорю приходилось бежать главным образом ночью, а днем скрываться в густых прибрежных зарослях степных рек. О погоне предупреждали чуткие к приближению человека гоголи, чайки. По их поведению Игорь мог судить о том, все ли кругом спокойно.

    Знание степной природы сказывается и там, где автор «Слова» говорит, что дятлы своим стуком указывали Игорю путь к реке.

Степную реку, запрятавшуюся в глубокой долине, издали не видно, не видно и деревьев, растущих в степи только по берегам рек, но на присутствие деревьев, а следовательно, и реки, Игорю указывал далеко слышный в степи «тект» дятлов.

    Хотя природа занимает исключительно большое место в «Слове о полку Игореве», в поэме нет пейзажа самого по себе. Природа — не объект созерцания и любования, а высшее мерило всех ценностей и человека. Природа воспринимается автором только в ее изменениях, она введена в события, она участвует в них, то замедляя, то ускоряя их ход.

Совет!

Она активна и в этой своей активности наделяется почти человеческими качествами. Природа сочувствует русским, стремится предупредить их об опасности, помогает Игорю в его бегстве из плена; у нее ищет сочувствия и помощи Ярославна. Когда Игорь двинулся в свой несчастный поход, свет солнца померк; ночь, «стонущая грозою», стремится остановить Игоря на его гибельном пути.

Даже степные звери и птицы предчувствуют поражение русских. Вместе с половцами надвигаются от моря на войско Игоря синие тучи. Битва с половцами переносится и в природу, приобретает черты борьбы силы зла с силой добра во всей природе. Трава и деревья отзываются на поражение русских: трава никнет, деревья от горя клонятся до земли или роняют листву.

Автор «Слова» отмечает те изменения в природе, которые вызываются в ней ходом человеческой истории.

    Междоусобные войны Олега приводят к запустению пашен. В судьбах русского народа принимают участие и реки, то зовущие князя Игоря к победе, то сочувствующие и помогающие ему. Между природой и человеком стираются границы. Люди постоянно сравниваются с птицами и зверями: с турами, соколами, воронами, кукушкой. Игорь вступает в разговор с Донцом и получает от него помощь. Ярославна ищет сочувствия и помощи у ветра, солнца и Днепра.    Трудно назвать другое какое-либо произведение, в котором события жизни людей и изменения в природе были бы так тесно слиты. И это слияние, единство людей и природы усиливает значительность происходящего, усиливает драматизм.    Союз природы и человека, с такою силою развернутый в поэме, — союз поэтический. Природа для автора «Слова» -гигантский резервуар поэтических средств и своеобразное «музыкальное сопровождение», придающее особенно сильное поэтическое звучание его действию.    В «Слове» природа рисуется в обширной перспективе. В действие введены огромные географические пространства: Половецкая степь, «синее море», Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, а из городов — Корсунь, Тмутаракань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переяславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль, Римов и другие — вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования.    Чем шире пространства, тем больше могущество героев поэмы.    Масштабы битвы русских с половцами охватывают всю степь благодаря слиянию природы с действиями людей: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут. Быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого. Земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется. После поражения войска Игоря широкая печаль течет по Руси.    Ярославна в плаче обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял в себе Святославовы насады до Кобякова стана, к солнцу, которое тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.    Можно было бы значительно увеличить количество примеров, доказывающих глубокое знание автором «Слова о полку Игореве» степной природы.

    Живая картина древней половецкой степи, донесенная до нас в содержании поэмы, — яркое свидетельство того, что «Слово о полку Игореве» написано ее очевидцем — может быть, участником степного похода Игоря.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/russkaya-literatura/sochineniya-9-klass/152-izobrazhenie-prirody-avtorom-slova-o-polku-igoreve-sochinenie-9-klass

Сочинения на тему Краткое содержание «Слово о полку Игореве» по литературе

         Произведение начинается из обращения к певцу древности Бояну. Повесть разворачивается от времен Владимира Мономаха до Игоря, который задумал вернуть Руси землю половецкую до самого Черного моря.

         Перед походом Игоря началось затмение солнца, но он не предал этому значение и отправился в путь. Природа всячески препятствовала князю, да и половцы набегали наперерез к Дону. Но русским полкам удалось одержать победу над противниками. А красавиц половских, золото и много других вещей, взяли как трофей.

         На следующее утро половцы, собрав все свои основные силы, под предводительством ханов Гзака и Кончака, окружили русские полка на реке Каял. Здесь и началась ужасная битва. Храбрость свою в этом сражении показал брат Игоря Буй-Тур Всеволод, а князя взяли в плен.

         Полк Игоря был разгромлен, и все начали считать, что именно он виноват, и погубил все, что добывал отец Святослав Олегович.

         Князю Святославу снился сон: будто одевают его черным покрывалом на кровати тисовой, черпают синее вино, смешанное с горем, посыпают пустыми колчанами на грудь крупный жемчуг. Тогда вечером и сообщили о поражении Игоря.

         Винить начинает Святослав Игоря и Всеволода за то, что так поспешили с битвой с половцами. Позже он начинает искать помощи у князей русской земли. Великий Всеволод в силах Волгу веслами расколоть, а Дон вычерпать шлемами.

Обратите внимание

         Многие русские, волынские и полоцкие князи собрались, чтобы отомстить за землю русскую и раны Игоря. И только Изяславу Васильковичу удалось противостоять литовским воинам, ударить мечем по их шлемах, но в замен за это жизнь свою отдал.

         Святослав пытался прекратить вражду между Ярославом Мудрым и Всеславом Полоцким. Последний– стойкий князь-колдун, который скакал за одну ночь от Полоцка до Киева, от Белгорода до Новгорода.

Ярославна – жена Игоря, плачет в Путивле так громко о муже, что слышно на Дунае. И просьбы ее к Днепру-Славутичу, чтобы вернул ей любимого. А в это время князю Игорю Бог дорогу показывает на землю русскую.

В дороге он поскакал на свист Оврула. Тогда герой направился к Донцу и сказал ему: «Княже Игорь! Немало тебе величия, а Кончаку нелюбия, а русской земле веселия!».

На что ему Игорь отвечал тем же, да еще о князе Ростиславе вспоминал и о матери его, которая теперь плачет.

Гзак и Кончак направились за Игорем и говорили о сыне князя. Они хотели его расстрелять или опутать красной девицей, но потом поняли, что второй вариант понесет за собой последствия.

Игорю все-таки удалось добраться до земли русской. На Дунае девичий голос стоит, что слышно аж до Киева. Все рады его возвращению. Слава Игорю Святославовичу, Бую-Туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу. Князьям слава и дружине!

Источник: https://www.kursoteka.ru/essay/literature/view/386

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» — ЗОЛОТОЕ СЛОВО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

9 класс

Сочинения по русской литературе

«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» — ЗОЛОТОЕ СЛОВО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Слово о полку Игореве» стало известно широкому кругу читателей благодаря известному собирателю древнерусских рукописей графу А. И. Мусину-Пушкину. Оно было издано в 1800 году.

Однако спустя двенадцать лет во время нашествия Наполеона все богатейшее собрание древнерусских рукописей, принадлежавших графу, в том числе и сборник со «Словом», погибло при пожаре Москвы.

Тогда же погибла и часть тиража первого издания.

В настоящее время в государственных хранилищах и у частных лиц находится около 60 его экземпляров.

Гибель единственной дошедшей до нового времени рукописи «Слова о полку Игореве» создала значительные трудности в изучении этого памятника: так и не была установлена его дата, в ряде случаев издатели не совсем точно передали подлинный текст произведения. Позднее возникли споры по поводу древности памятника, некоторые исследователи даже сомневались в его подлинности.

Важно

Подтверждением подлинности «Слова» стало исследование так называемой «Задонщины», рассказа о разгроме татарского войска московским князем Дмитрием Донским в 1380 году.

В «Задонщине» широко использовались художественные приемы «Слова». В.П.

Андрианова-Перетц на обширном материале, извлеченном по преимуществу из памятников древнерусской литературы и письменности Х1-ХШ веков, сумела доказать, что автор свободно владел «всеми средствами древнерусской речи, умело и целесообразно отбирал из ее богатств наиболее подходящие способы выражения для каждого из элементов сложного содержания своего произведения». Эти и другие наблюдения в конечном итоге привели исследователей к бесспорному выводу о принадлежности «Слова о полку Игореве» к литературе XII века.

Начинается «Слово» обширным вступлением, в котором автор вспоминает старинного певца, мудрого и искусного Бояна, и заявляет, что в своем произведении поведет «песнь» «по былинамъ сего времени, а не по замышлению Бояню».

В основе повествования — события 1185 года, когда Игорь Святославич, князь Новгорода-Северского, выступил в поход против половцев. Вместе с ним отправился также его сын Владимир, княживший в Путивле, и племянник Святослав Ольгович из Рыльска. В пути к ним присоединился и четвертый участник похода — брат Игоря Всеволод, князь Трубчевский. Эта встреча изображена автором в радостных тонах.

Восторженно характеризуются удалые воины — «кметы», что резко контрастирует с последующим рассказом о грозных знамениях, которыми отмечено начало Игорева похода и которые предвещают его трагический исход. Затмение встревожило князей и воинов.

Див кличет на вершине дерева, велит послушать земле неведомой, Волге, и Поморью, и Посулью, и Сурожу, и Корсуню, и тмутараканскому болвану на Черном море.

Первое столкновение с неприятелем приносит русским князьям победу и богатые трофеи: «Съ зарашя въ пяткъ потопташа поганыя плъкы Половецкыя; и рассушась стрелами по полю, помчаша красныя девки Половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты; орътъмами и япончицами, и кожухы начашя мосты мостити по болотомъ и грязивымъ местомъ, и веяными узорочьи Половецкыми». Но автор снова возвращается к теме грозных предзнаменований грядущего поражения: «кровавыя зори светъ поведаютъ, чръныя тучя съ моря идутъ…» Вспоминает он также о временах Олега Святославича, и это воспоминание не случайно. Автор «Слова о полку Игореве» не раз возвращается к проблеме междоусобиц, из-за которых приходило в упадок благоденствие всех русичей. Но те кровавые войны, которые происходили раньше, не могут сравниться с битвой Игоря, окруженного со всех сторон половецкими полками.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа пари чехова

С раннего утра и до позднего вечера, с вечера и до восхода солнца длится кровавая битва — летали каленые стрелы, гремели сабли о шлемы. Тужат эти кости по земле Русской. Черная земля была засеяна костьми, полита кровью. Бились русичи два дня, а на третий в полдень пали стяги Игоря. Сама природа скорбит о поражении славного князя.

Совет!

И хотя битва происходила в далекой половецкой степи, последствия поражения Игоря скажутся на Руси. И снова автор обращается к истории, предкам, чей вклад в становление государственности был неоценимым.

По мнению автора, русские князья сами были повинны в тех бедах, которые постигли их родную землю, ведь только в объединении всех русских сил против кочевников — залог победы.

Далее в «Слове о полку Игореве» повествуется о вещем сне Святослава, предрекающем горе и смерть.

Во сне князя с вечера накрыли черным покрывалом на тисовой кровати, черпали ему синее вино, смешанное с горем, осыпали его жемчугом и обряжали. В его тереме златоверхом доски были без конька, а вещие вороны каркали и неслись к синему морю.

Толкование этого сна связано с народными верованиями.

Черное покрывало, которым обычно покрывали тело покойника, тисовое ложе, которое вызывает ассоциации с гробом, смешанное с горем вино, жемчуг — символ слез, крыша терема без конька (очевидно, раньше, когда в примитивных жилищах не было потолка, покойника выносили через отверстие в разобранной крыше), черные вороны, несущиеся к синему морю, — все это предвестники несчастья и смерти.

Святослав обращается к своим «сыновцам» с «золотым словом, со слезами смешанным». Он упрекает неразумных князей за нерасчетливые поиски славы, за несвоевременный поход, сетует на княжеское «неспособие». В это же время в Путивле Ярославна молит силы природы помочь ее мужу, вызволить его из плена.

И природа помогает Игорю освободиться из плена: дружески беседует с князем река Донец, вороны, галки, сороки замолкают, чтобы не выдать преследователям местонахождение беглецов, дятлы указывают путь, а соловьи радуют песнями.

Игорь возвращается домой: как тяжко голове без плечей, а телу без головы, так и Русская земля не может без Игоря.

Лирическая взволнованность повествования, четкая политическая позиция автора, широта исторического мышления, высокая художественность — все это делает «Слово о полку Игореве» «прекрасным благоухающим цветком славянской народной поэзии, достойным внимания, памяти и уважения».



Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/318.html

9.Сочинения по «Слову о полку Игореве»

Задание 9.

Как автор «Слова» относится к своему герою и в каких еще произведениях русской литературы можно увидеть неоднозначное отношение автора к героям?

Автор «Слова о полку Игореве» неоднозначно относится к своему герою. Для автора Игорь храбрый, но недальновидный полководец, который ведет свои войска в поход, обреченный на неудачу. Игорь любит родину, Русь, но основным побуждением его является стремление к личной славе: «Страсть князю ум охватила, и желание отведать Дон Великий заслонило ему предзнаменование».

Пример противоречивого отношения автора к герою можно увидеть в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». С одной стороны, Л.Н. Толстой осуждает бесчестные и подлые поступки Долохова по отношению к Пьеру и Николаю Ростову, с другой – показывает его человеком, способным любить, заботливым сыном и братом. 

Неоднозначно также отношение И.С. Тургенева к главному герою романа «Отцы и дети» Евгению Базарову. Автор симпатизирует Базарову за его честность, за самостоятельность суждений и независимость, но не принимает нигилистических взглядов, которые отстаивает герой, его отношения к природе и искусству, миру и людям в целом. 

Задание 9. 

Каково значение сна Святослава и какие сюжетные события он отражает?

Обратите внимание

 Сон Святослава — это сон вещий, он предсказывает гибель Игорева войска и пленение самого Игоря.

Символическая система сновидения опирается на древние верования славян: жемчужины во сне предвещают скорые слёзы, сорванный верх («князёк») с княжеского терема — надвигающуюся смерть, поскольку дом утратил целостность, оказался открыт враждебным силам.

Пустые колчаны впрямую указывают на причину поражения Игоря: у окружённых воинов за¬кончились стрелы, и они оказались бессильны против половцев.   Наделены   символическими   смыслами   и цвета (чёрный саван), и акустический фон (вороний «грай»): они призваны передать горе и скорбь, которые ожидают Святослава после пробуждения. 

Художественная  функция Сна Святослава — обосновать право последнего на «злато слово», в котором он выступает объединителем русских князей в борьбе с врагами.

Задание 9. 

В каких произведениях РУССКОЙ литературы ис¬пользуются СНЫ персонажей и каковы в них основные функции сновидений?

 Сон Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» помогает читателю точнее представить внутренний мир героини и предвещает будущие сюжетные события — ссору Онегина с Ленским и гибель юного поэта. В романе И. А. Гончарова «Обломов» сон Ильи Ильича — это мечта-воспоминание, история детства героя и одновременно тот образ идиллического мира, который он потерял, покинув Обломовку.

Сны Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф. М.

Достоевского, с одной стороны, вплетаются в реальность (избиение упавшей лошади на петербургской улице) и раскрывают душевный мир героя, с другой — носят фантасмагорический характер (сон о смеющейся старухе-процентщице, которую Раскольников не может убить) и своей кошмарностью опровергают стройные теоретические построения персонажа о праве на убийство.

Задание 9. 

В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?

Сон — это одно из ведущих средств поэтики в литературе. Через сон, с одной стороны, можно раскрыть внутренний мир героя, а с другой стороны, с помощью аллегорий сна зашифровать истинный смысл происходящего.

Практически в каждом крупнейшем произведении русской литературы используется прием сна.  В качестве примеров можно назвать  сон Маргариты в романе Булгакова, сон Пети Ростова в романе Толстого «Война и мир», сон Раскольникова в романе «Преступление и наказание».

Повесть «Гробовщик» у Пушкина полностью строится на приеме сна. 

Задание 9. 

 В каких произведениях русской литературы XX века используется об¬раз волка и в чём оригинальность поэтической позиции автора «Слове о полку Игореве»? 

Важно

 Образы диких животных в различных национальных культурах очень устойчивы, что обусловлено верованиями и представлениями народов. Эти образы получили  худо-жественное осмысление в литературе.

 Подтверждение сказанному находим в романе Ч. Айтматова «Плаха».

Автор не романтизирует образ Акбары, но мифологически насыщает его: волчица-мать противостоит человеку, который несёт в природу разрушение и смерть.  

Образ волка представлен и в повести В. Распутина «Живи и помни». Здесь волк и человек тождественны друг другу. Образ волка предстает в тексте как алчный хищник и лютый враг человека. Ему подобен и человек, предавший Родину и дом.

В  «Слове о полку Игореве»,  в отличие от названных произведений, звучит мотив оборотничества. Следовательно, в основе образа волка  здесь лежат языческие и мифологические представления.

Задание 9. 

 В каких произведениях русской литературы XX века можно, как и в «Слове о полку Игореве», найти черты жанра «воинской повести»? (Свой ответ аргументируйте)

Данному жанру героического эпоса свойственны следующие признаки: воинская героика (прославление воинской доблести), воинская терминология, характерная лексика, используемая при описании битв, а также определенные стилистические формулы: сборы войска, выступление в поход, бой, поражение, пленение, победа, возвращение домой. 

 «Слове»  тоже используется воинская терминология, описывающая вооружение дружины Игоря, воинские подразделения, этапы боя: меч, стелы, шелом, копье, стяг, дружина, полк.  Автор прославляет воинскую доблесть русских князей.

Объединяющим моментом для древнего жанра воинской повести и литературы середины 20-ого века является патриотическая тема в самом важном и высоком значении этого слова.

Тяжелые военные будни, где сама война приравнена к тяжелому труду, дружба, доказанная кровью, бессметные подвиги русских солдат (дружинников) и командиров (военачальников),их мужество и стойкость, скорбь и память о пережитом, призыв к миру — таков круг тем, которые нашли отражение в воинских повестях, в «Слове» и в целом ряде произведений  о Великой Отечественной войне:М. Шолохов «Судьба человека», В. Некрасов «В окопах Сталинграда», Ю.Бондарев «Батальоны просят огня».

Мищенко С.Н.

Источник: http://xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai/index.php/literatura-sochineniya/zadanie-9/1941-9-sochineniya-po-slovu-o-polku-igoreve

Слово о полку Игореве

«Слово о полку Игореве» — самая выдающаяся достопримечательность Киевской Руси
Мировая литература знает немного таких произведений, которые бы захватывали новые и новые поколения, пересекали границы стран и материков, приобретали все более широкую и громче славу. И именно к таким памятников принадлежит бессмертное «Слово о полку Игореве» — героический, исполненный горячей любви к родине, к своему народу произведение.

«Слово» не рассказывает о всех подробностях похода и поражения Игоря, как это сделали летописцы.

Неудачный поход Новгород-Северского князя — это для автора только повод, чтобы высказать свои мучительные раздумья, свое переживание за судьбу родной земли и ее народа, чтобы осудить княжеские междоусобицы и несогласия, Главная идея «Слова …» — это призыв русских князей к единению и защиты родных земель.

Начиная рассказ о самом поход, автор подчеркивает главное — храбрость и отвагу русского войска.

О своих воинов Всеволод говорит, что они с детства воспитывались для ратного жизни: «А мои те Куряны — воины ловкие, под трубами увитые, под шлемами злелияни, концом копья згодовани …», они знают свое дело и всегда готовы к бою, чтобы искать себе чести, а князю славы. И сам Всеволод предстает как былинный богатырь, как мощный буй-тур.

Совет!

В «Слове …» ему нет равного среди мужественных. Храбрым изображено и предводителя похода Игоря. Его мужество и решительность проявляются в том, что он ведет на врага полки, несмотря на дикие и страшные предсказания — затмение солнца, грозовую ночь, вой волков, брехання лис и зловещее кружение орлов, сопровождающие войско, ожидая его гибели.

Игорь видит себя и свою судьбу рядом с судьбой всех русских воинов, готов разделить с ними и славу победы, и горечь поражения, «с вами, русичи; хочу голову положить либо напиться шлемом с Дона» Настоящий рыцарь, человек чести, он считает , что когда случится несчастье — русичей разобьют, то лучше умереть от меча, чем попасть в плен: «Братья и дружина! Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть ». Мужество, героизм, слава и честь стоят в «Слове …» очень высоко. О первой победную схватку с половцами автор говорит кратко, лишь сообщая, захватившие русские воины добычи великое множество. Но главная цель Игоря — освободить Русь от лютого врага и снискать себе славы.

Но эта первая схватка решили судьбу похода. Решающая битва была впереди. Приближение ее обрисована мощными и тревожными образами стихий природы.

Возвращение короля предвещают кровавые звезды, из моря надвигаются черные тучи, чтобы затмить четыре солнца — четырех князей, а в тучах трепещут синие молнии.

«Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дона великого? »Появление неисчислимого половецкого войска разворачивается в огромную панораму:« Земля гудит. Реки мутно текут. ПОЗИЦИЯред земли половецкой.

Не выдержав натиска вражеского войска, погиб Игорева жена, а сам князь попал в плен. «Слово о полку Игореве» — самая выдающаяся достопримечательность литературы Киевской Руси.

Мировая литература знает немного произведений, которые, подобно этому, захватывают все новые и новые поколения, пересекают океаны и языковые границы, завоевывая новых поклонников.

«Слово» относится именно к таким произведениям, ибо оно полно горячей любви к родине, к своему народу, потому что поднимает общечеловеческие проблемы ответственности за свои поступки, мира и войны, единства.


Образ князя Игоря

Главный герой «Слова о полку Игореве» — князь Игорь Святославич. Это гордый и отважный, готовый отдать жизнь за родину рыцарь. Он презирает смерть, плен для него — величайший позор: «Лучше ведь убитым быть, — говорит он, — чем пленным …»

Игорь — волевая натура: он один сумел вернуть тысячу отступающих воинов назад, выступив на помощь Всеволоду, что изнемогал, окруженный половцами.

Источник: http://www.1kessay.ru/read/996

Ссылка на основную публикацию