Сочинение василиса в пьесе на дне горького

Тема любви в пьесе М. Горького «На дне»

Пьеса «На дне» — одно из вершинных произведе­ний Горького. Это социально-философская пьеса, но ее конфликт связан с целым рядом проблем, в том чис­ле и с проблемой любви. Любовный конфликт у Горь­кого выступает как грань конфликта социального. Тема любви в пьесе сопряжена прежде всего с любов­ным треугольником, который образуют Василиса Костылева, ее сестра Наталья и вор Васька Пепел.

Костылев, пятидесяти четырех летний содержатель ночлежки, имеет двадцатишести летнюю жену Васи­лису. Отношения его с Василисой драматичны. Не по любви вышла Василиса за Костылева, а по расчету, и он ее без конца попрекает нищетой («Нищая… сви­нья…»). Едва ли сам Костылев искренне любит супру­гу. Этот стяжатель, жадина, лицемер не способен на светлые, чистые чувства. «Васка…

поганая!» — гово­рит он в адрес жены. Жизнь с таким человеком — для Василисы ад. Она изменяет ему с Васькой Пеплом. Ва­силиса — злая, жестокая женщина, у нее «дьяволь­ский характер» и она ведет за Пепла борьбу. Методы Василисиной борьбы весьма сомнительны. Костылева ревнует Ваську к Наташе, своей сестре, бесправной, во всем от нее зависящей девушке.

Обратите внимание

Обитатели ночлеж­ки отзываются о Наташе положительно, а вот Васили­су не жалуют. Наташа «славная девка», «строгая… хорошая., надежный человек…», а Костылева «гадю­ка ядовитая». Наташа полна достоинств, и потому Пе­пел неравнодушен к ней. Василису же он справедливо упрекает: «.. души в тебе нет, баба… в женщине — душа должна быть…». Васька искренен с Костылевой.

Напрямую он говорит ей, что никогда не лежало у него к ней сердце, что он жил с ней просто так, ради развлечения. Ради Наташи Васька оставляет Васили­су. Его любви к своей сестре не может вынести Васи­лиса. Она очень мстительная, и, охваченная этим чувством, не перестает мучить и зверски бить Наташу. Наташа, находясь в таких невыносимых условиях, готова идти за Пеплом хоть на край света.

Отношения с Наташей обогащают Пепла, дают ему надежду на новую, совсем иную жизнь.

Василиса — корыстолюбивый человек. В связи с Пеплом она видит возможность не только реализации себя как женщины. Она надеялась, что любовник по­может ей избавиться от мужа, после чего она станет единовластной хозяйкой ночлежки. Возникает во­прос, любит ли Василиса Пепла по-настоящему? Ду­мается, что нет.

Разве стала бы она тогда толкать его на преступление, обрекая тем самым себя на разлуку с возлюбленным? Стала бы толкать его на воровство и потом скупать у него краденое? В последний миг Ва­силиса надеется еще уговорить Пепла вступить с ней в сговор.

Она даже дает согласие на его брак с Наташей и обещает Пеплу денежное вознаграждение. Васька хорошо понял сущность Костылевой. «Ей денег надо… и воли надо… а воля ей — чтобы развратни­чать»,-говорит он.

Пепел смог бы полюбить Васили­су, смог бы пойти ради ее счастья на что угодно, но ее страсть к деньгам оттолкнула Ваську. Это ненавистно им в Василисе.

Василиса загоняет Пепла в окончательный тупик. Заступившись за Наташу, которую нещадно избивали и обварили кипятком Костылевы, Пепел в драке уби­вает хозяина ночлежки. Это на руку его жене. «Вась­ка убил. Я — видела!» — кричит она и ядовито приго­варивает: «Что, Вася, мил друг? От судьбы не уй­дешь. .» В Василисе не остается ничего человеческого, ее постигает полное нравственное оскудение.

Важно

Говоря о теме любви в пьесе «На дне», нельзя не сказать еще об одной героине, проститутке Насте. Бубнов и Барон смеются над ней, над выдуманной ею историей любви. Читая любовные романы, Настя грезит о Рауле, воображает себя страстно и возвышенно любимой выдуманным поклонником.

Обратите внимание

Это единствен­ное, что есть у нее хорошего в жизни. Торгуя собой, она все еще тянется к свету, к теплу, к доброте и уча­стию. За Настиной выдумкой стоит глубокая потреб­ность в любви.

Девушка не теряет надежды и верит в то, что великая и большая любовь изменила бы ее жизнь, подняла бы ее со дна жизни.

В пьесе «На дне» М. Горький наглядно показывает, как бесчеловечные условия жизни калечат личность, уродуют самые возвышенные чувства, ведут к разру­шению, к деградации человеческого «я». Социальное и духовно-нравственное у Горького неразрывно взаи­мосвязаны.

Источник: http://5litra.ru/soch/246-tema-lyubvi-v-pese-m-gorkogo-na-dne.html

Женщины в мире нищих, или на дне тоже есть прекрасное. Почему героини пьесы такие разные?

Сочинения › Горький М. › На дне

Готовые Домашние Задания

Василиса, Наташа, Анна, Настя, Квашня… Все героини знаменитой пьесы М. Горького «На дне» — интереснейшие персонажи. Эти женщины поставлены автором в экстремальные условия, в которых они пытаются выжить, не потеряв свою душу. Удается ли им это?

Торговка пельменями Квашня называет себе «свободной женщиной». Она говорит, что «сама себе хозяйка». Мне кажется, Квашня еще не до конца очерствела, она способна на сочувствие. В самом начале пьесы эта героиня пытается накормить умирающую Анну пельменями: «А ты – поешь. Горячее – мягчит. Я тебе в чашку отложу и оставлю… Захочешь когда, и покушай!»

Это сильная женщина, которая не позволяет мужчинам вольно с собой обращаться.

Квашня, пережив горький опыт замужества, теперь боится его, как она огня: «Замуж бабе выйти – все равно как зимой в прорубь прыгнуть: один раз сделала – на всю жизнь памятно… Как издох мой милый муженек, — ни дна бы ему ни покрышки, — так я целый день от радости одна просидела: сижу и все не верю счастью своему…» В этих словах Квашни «режет ухо» глагол «издох». О чем он говорит? О бесчеловечности Квашни или ее мужа? Мне кажется, что в тех страшных социальных условиях жестокость мужа была далеко не редкостью. И сразу же мы можем себе представить, как жила бедная женщина, если способна была так радоваться смерти своего мужа.

Поэтому Квашня ни под каким предлогом не хочет соглашаться на предложение Медведева: «Да будь он хоть принц американский – не подумаю замуж за него идти».

Анна, жена работяги Клеща, находится при смерти. Но к ней проявляет сочувствие кто угодно, только не ее муж. На просьбу жены не шуметь, он отвечает: «Заныла». Анна – женщина терпеливо сносящая все. Она давно уже привыкла к побоям мужа, его грубости и жестокости.

На мой взгляд, эта героиня символизирует всех несчастных терпеливых женщин, которые считают грубое отношение к себе нормой семейной жизни. И становится страшно от такого спокойного отношения к вечному унижению! Ведь, несмотря ни на что, Анна продолжает заботиться о своем жестоком и равнодушном муже: «Андрей Митрич… Там пельмени мне оставила Квашня… возьми, поешь».

Неудивительно, что от такой жизни есть только одно спасение – смерть. А ведь Анне лишь только тридцать лет…

Девица Настя все время читает бульварные романы о любви и страсти. Жажда настоящих чувств сталкивается в ее жизни с грязью и низостью окружающей атмосферы. Поэтому Насте остается только одно — мечтать.

Она рассказывает своим соседям сладкие сказки о несчастной любви, где ее возлюбленного зовут то Раулем, то Гастоном: «Вот приходит он ночью в сад, в беседку, как мы уговорились… а уж я его давно жду и дрожу от страха и горя.

Он тоже дрожит весь и – белый, как мел, а в руках у него леворверт…» На насмешки и откровенную издевку сожителей Настя отвечает: «Молчите… несчастные! Ах… бродячие собаки! Разве… разве вы можете понимать… Любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она… настоящая!»

Совет

К сожалению, все это — лишь фантазии, а в жизни героиню окружает грязь и пошлость. Ведь Настя – проститутка. И единственная возможность забыть все это – напиться.

Читайте также:  Сочинение семейный и социальный конфликт в драме гроза островского

Василиса, жена хозяина ночлежки, символизирует собой «хозяев жизни». Но отличаются ли владельцы «дна» от обитателей этого «дна»? На мой взгляд, нет. Ведь человеку практически невозможно сохранить человеческий облик, находясь в зверинце.

Василиса — женщина властная, жестокая, бесчувственная. В этой жизни она любит только деньги. Эта героиня – любовница вора Васьки Пепла. Но у вора, человека опустившегося, больше человеческих чувств, чем у «хозяйки жизни». Он говорит о своей любовнице: «… души в тебе нет, баба… В женщине – душа должна быть…» И правда, создается впечатление, что в Василисе нет души.

Внешняя красота этой героини противопоставлена ее внутреннему уродству. Уверяя Пепла в своей любви, она натолкнула его на воровство.

А после, узнав, что он любит ее младшую сестру Наташу, обещает ему отдать ее, если он убьет Костылева, мужа Василисы. Хозяйка ночлежки начинает забивать свою сестру, как бы мстя ей за то, что ее бросил любовник.

Она жестоко издевается над Наташей, зная, что та ничем не может ей ответить.

Наташа, по своей природе, очень добрый и мягкий человек. Она еще способна искренне сочувствовать людям. Именно это-то и привлекло в ней Ваську Пепла. Но Наташа не любит его настолько, чтобы пойти за ним в Сибирь.

Может, она просто не решается порвать со своей прошлой страшной жизнью? Увидев вместе Наташу и Пепла, Василиса закрывает сестру дома и начинает жестоко избивать и издеваться над ней. Но Наташу вовремя спасают, не позволяя Василисе дойти до убийства сестры.

Обратите внимание

Не выдержав более таких издевательств, Наташа кричит: «Возьмите и меня… в тюрьму меня! Христа ради… в тюрьму меня!..» Позже мы узнаем, что Наташа попала в клинику. Потом эта героиня ушла в неизвестном направлении, лишь бы не возвращаться в тот страшный дом.

Безусловно, все герои пьесы Горького «На дне» по-своему интересны. Каждый из них выражает авторскую позицию. Но именно благодаря женским образам произведения мы можем во всей полноте увидеть бесчеловечные условия жизни людей «дна», понять весь трагизм их существования.

Сочинения по теме:

  • Чистое и прекрасное на дне общества. Образ Наташи в пьесе сочинение
  • Такие разные женщины в пьесе. Что их всех объединяет? сочинение
  • Запретная любовь среди «низшего люда». Чувства простых людей в пьесе «На дне» сочинение
  • Глубокий анализ последней сцены драмы М. Горького «На дне» сочинение

Источник: http://1soch.ru/gorkiy-m/na-dne/jenshhiny-v-mire-nishhih

Аргументы к итоговому сочинению из пьесы Горького «На дне» .Мечта и реальность, Доброта и жестокость. Месть и великодушие

 Лука (мечта)-дарит жителям ночлежки мечту, строит «воздушные замки», его мечты являются бесплотными фантазиями,обещает примирение с действительностью, не помогает им физически, дает веру в то, что это возможно, оставляет тех, кто ему поверил, без надежды, когда покидает ночлежку.

 
Лука (доброта) Считает, что люди должны быть добры друг к другу, жалеет всех, но не помогает. «Добрый, жалостливый», не говорит людям правду, позволяя мечтать о фантастическом, врет о «бесплатной лечебнице» Актеру, чем косвенно и убивает его, когда правда вскрывается.

Его стремление искоренить зло ничем не подкреплено, не действует во имя добра.

Сатин (отсутствие мечты, реалист) — не мечтает, считает себя мертвым человеком, говорит всем правду, какой бы неприятной она ни была,  не любит работать, ценит удовольствия, не способен на действия ради мечты, не ставит целей, вступает в конфронтацию с Лукой.

Василиса Карповна Костылева (жестокость)– жестокая и бездушная женщина, издевается над сестрой, мечтает о смерти мужа, чего и добивается, оказывается в тюрьме.

Настя (мечта) – мечтательная, впечатлительная девушка, любит читать романы, фантазирует, часто принимает желаемое за действительно и сама верит в свою выдумку. Ее мечты – это попытка уйти от жестокой реальности, часто врет. Обитатели ночлежки либо смеются над ней, либо жалеют. Мечтает покинуть ночлежку и изменить свою жизнь,но не действует.

««Ненаглядная, говорит, моя любовь! Родители, говорит, согласия своего не дают, чтобы я венчался с тобой… и грозят меня навеки проклясть за любовь к тебе. Ну и должен, говорит, я от этого лишить себя жизни…» А леворверт у него – агромадный и заряжен десятью пулями… «Прощай, говорит, любезная подруга моего сердца! – решился я бесповоротно… жить без тебя – никак не могу». И отвечала я ему: «Незабвенный друг мой… Рауль…»»  «И вот – отвечаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе невозможно жить на свете… потому как люблю я тебя безумно и буду любить, пока сердце бьется во груди моей! Но, говорю, не лишай себя молодой твоей жизни… как нужна она дорогим твоим родителям, для которых ты – вся их радость… Брось меня! Пусть лучше я пропаду… от тоски по тебе, жизнь моя… я – одна… я – таковская! Пускай уж я… погибаю, – всё равно! Я – никуда не гожусь… и нет мне ничего… нет ничего…» (Закрывает лицо руками и беззвучно плачет.)»  

Наташа (мечта) – мечтатель, мечтает о том, что кто-то придет и заберет ее из ада, в отличие от Насти, понимает, что это выдумка и этому не суждено осуществиться.

Наташа (доброта)  — добрый, небезразличный человек, жалеет умирающую жену Клеща, советуя ему быть поласковее, в конце произведения исчезает.

Васька Пепел (доброта, мечта) – незлой человек, не любит Клеща за его злобу, считает, что нужно жить так, чтобы самому себя уважать.

Хочет отказаться от воровской жизни, жалеет Наташу, даже предлагает ей вместе уехать в Сибирь и начать новую жизнь. Отказывается от участия в преступлении (не хочет убивать мужа Василисы).

Его мечтам о другой жизни не суждено осуществиться, он попадает в тюрьму за случайное убийство Костылева.

Месть: Пепел мстит Василисе за ее злобу, за то, что попадает в тюрьму (рассказывает о ее участии в преступлении, хотя она только планировала это сделать)

Клещ (жестокость, злость) – злой, жестокий человек, не проявляет заботы даже по отношению к умирающей жене. До болезни он относился к ней не лучше: бил и унижал. Жители ночлежки считают его «злыднем», «нечистым духом». 

Клещ и мечта: мечтает вырваться из нищеты, жить в лучших условиях, так и остается жить в ночлежке, ничего не делает.

Актер (мечта) – когда-то играл в театр, но из-за пьянства его выгнали, считает, что его жизнь кончена, не мечтает до появления Луки, который вселяет в него надежду, лжет ему о «бесплатной больнице». На какое-то время Актер даже перестает пить, чтобы скопить денег на билет, когда узнает, что его мечта не может осуществиться, кончает жизнь самоубийством.

Барон (мечта) – мечтает о прошлом, считает, что в жизни нет ничего хорошего, все хорошее- в прошлом. не заглядывает в будущее, оторван от реальности, в его голове туман, ни о чем не рассуждает.

Источник: https://rustutors.ru/argumenty/argumentyitigovoe/1211-argumenty-k-itogovomu-sochineniyu-iz-pesy-gorkogo-na-dne-mechta-i-realnost-dobrota-i-zhestokost-mest-i-velikodushie.html

Сочинения на Getsoch.ru

Особенности любовного конфликта в пьесе М.Горького «На дне»

      Пьеса одного из величайших русских писателей начала XX века Максима Горького «На дне» — это произведение, вскрывающее глубокие социальные и философские проблемы современного писателю общества.

      Произведение «На дне» по своему характеру и настроению впервые в литературе раскрывает читателю беспощадный мир отверженных, павших на самое дно общества людей. Жители ночлежки – все они несчастны по-своему.

Кто-то, например, Васька Пепел, с рождения принадлежали этому миру, другие, как Барон, прежде были вполне образованными и обеспеченными, но впоследствии опустились на дно. В этом грязном мире нищеты каждый существует лишь для самого себя, и никого не заботит судьба других.

Казалось, в этом мире нет места никаким светлым чувствам. И поэтому нам особо интересен любовный конфликт в пьесе.

      Любовный конфликт разворачивается вокруг треугольника Василиса-Василий Пепел-Наташа. Он завязывается с появлением на страницах пьесы Костылева, ищущего свою молодую жену Василису, которая, как он подозревает, изменяет ему с воришкой Пеплом. Но конфликт приобретает новые обороты с появлением Наташи, младшей сестры Василисы.

Читайте также:  Сочинение-анализ романа что делать? чернышевского

Наташу связывает с Василием Пеплом настоящая, чистая любовь, как бы ни странно это звучало в отношении пьесы «На дне». Васька бросает Василису, ведь  в его сердце внезапно вторглось новое, гораздо более светлое и бескорыстное чувство. Сам Василий – это человек, никогда не ведший праведный образ жизни. У него нет ни профессии, ни любимого дела.

Но по своему характеру он – добрый и мягкий человек.

      Но в мире отверженных даже такое чистое чувство приобретает уродливые черты. Василиса, настоящий деспот, мстит родной сестре,  выливает на его ноги кипяток. Она страшно ревнует ее к своему бывшему любовнику.

Важно

В то же время Василиса мечтает об избавлении от мужа, от Костылева, который постоянно держал ее в кабале. Наконец, ее заветная мечта сбылась: Василий Пепел убивает содержателя ночлежки в драке. Одновременно Василиса получает желаемое отмщение: Пепла забирают в тюрьму.

В тот же самый момент исчезает со страниц пьесы Наташа. Таким образом, мечта возлюбленных о светлой жизни рушится. 

      Сначала у нас возникает ощущение, что из всех обитателей ночлежки только у Васьки Пепла и у Наташи может быть будущее. Их любовная линия проходит почти через все произведение. Однако, это было лишь обманчивое ощущение. Мир отверженных не выпускает из своей темноты тех, кто однажды там оказался. 

      Таки образом, любовный конфликт в пьесе «На дне» не имеет ничего общего с нашим обычным представлением о любовных конфликтах. В произведении Горького для него была отведена не самая большая идейная часть, но именно она смогла продемонстрировать читателю всю горечь, всю безжалостность мира людей, однажды оказавшихся «на дне».

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/silver-age/111-osobennosti-lyubovnogo-konflikta-v-pese-m-gorkogo-na-dne.html

Образы «хозяев жизни» в пьесе Горького «На дне» на Сёзнайке.ру

Пьеса «На дне» была написана Горьким в 1902 году. Автор хотел показать ту сторону жизни, которую знал очень хорошо, – жизнь босяков.

В статье «Как я учился писать» Горький скажет: «Я видел, что хотя они живут хуже «обыкновенных людей», но чувствуют и сознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят деньги».

Босяки жили в нищете, но в их жизни не было места мещанству, с которым всю жизнь боролся писатель. Он противопоставляет обитателям ночлежки их хозяев, мужа и жену Костылевых.

Владелец ночлежки Костылев, которому пятьдесят четыре года, свою алчность и скупость прикрывает деланной набожностью. Даже по ночлежке он ходит, напевая «что-то божественное».

Но на самом деле все это лицемерие – он пытается у обездоленных, несчастных людей отобрать последнее: «Сколько ты у меня за два-то рубля в месяц места занимаешь! Кровать… сам сидишь… н-да! На пять целковых места, ей-богу! Надо будет накинуть на тебя полтинничек…» – говорит он Клещу, который всеми силами пытается выбраться из ночлежки, не понимая, что этот кровосос отберет у него все до копейки. Свою жадность Костылев объясняет религиозностью: «А я на тебя полтинку накину, – маслица в лампаду куплю… и будет перед святой иконой жертва моя гореть… И за меня жертва пойдет, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже». Когда Актер, выслушав похвалы Костылева за доброту к Анне, просит уменьшить его долг, Костылев отвечает: «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта – она превыше всех благ. А долг твой мне – это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить… Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана…» Несмотря на все свое лицемерие, Костылев не может скрыть своей грубости и стремления унижать подвластных ему людей. Обращаясь к Наташе, он говорит ей: «Наташка! Ты что тут делаешь, дармоедка? Сплетни плетешь? На родных жалуешься? А самовар не готов? На стол не собрано?»

Характер Костылева сразу же разгадал старец Лука: «Ежели тебе сам господь Бог скажет: «Михайло! Будь человеком!..

» Все равно – никакого толку не будет… как ты есть – так и останешься…» Все ночлежники ненавидят Костылева, для них он не человек, а какое-то гадкое насекомое, и поэтому смерть хозяина ночлежки от руки Пепла закономерна, хотя произошла случайно. Васька Пепел не хотел убивать его, зная, как к этому стремится Василиса, чтобы получить деньги своего мужа.

Сама Василиса не прикрывает своей грубости и жадности ни напускным смирением, ни религиозностью. «Души в тебе нет, баба», – говорит ей Пепел. Она зверски избивает свою сестру, подговаривает Пепла убить своего мужа, обещая ему в этом случае отдать Наташу в жены.

Василиса еще хуже своего мужа, потому что она умная и ловкая, и в конечном счете все происходит так, как она и замыслила: она обварила Наташе ноги кипятком, опрокинув на нее кипящий самовар, началась суматоха, в которой Пепел, поддавшись общей панике, ударил Костылева и этим одним ударом убил его, сам не желая этого.

Василиса добилась своего, более того, она внушила Наташе мысль, что Пепел заодно с ней. Обсуждая эти события, ночлежники считают так: «Василиса – вывернется! Она – хитрая. А Ваську – в каторгу пошлют…»

Костылевы относятся к тем людям, про которых Сатин говорит, что они «живут чужими соками». «Хозяева жизни» в пьесе М. Горького «На дне» живут за счет тех людей, которые не могут бороться за себя, за свои права, а такие, как Костылевы, толкают их еще дальше, еще ниже, чтобы никогда люди «дна» не выбрались на поверхность, не осознали свое человеческое достоинство, не смогли встать на борьбу.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/7897-obrazi-hozyaev-jizni-v-pese-gorkogo-na-dne

Тема любви в пьесе Горького “На дне”

Пьеса “На дне” – одно из вершинных произведе­ний Горького. Это социально-философская пьеса, но ее конфликт связан с целым рядом проблем, в том чис­ле и с проблемой любви. Любовный конфликт у Горь­кого выступает как грань конфликта социального. Тема любви в пьесе сопряжена прежде всего с любов­ным треугольником, который образуют Василиса Костылева, ее сестра Наталья и вор Васька Пепел.

Костылев, пятидесяти четырех летний содержатель ночлежки, имеет двадцатишести летнюю жену Васи­лису. Отношения его с Василисой драматичны. Не по любви вышла Василиса за Костылева, а по расчету, и он ее без конца попрекает нищетой (“Нищая. сви­нья. “). Едва ли сам Костылев искренне любит супру­гу. Этот стяжатель, жадина, лицемер не способен на светлые, чистые чувства. “Васка.

поганая!” – гово­рит он в адресжены. Жизнь с таким человеком – для Василисы ад. Она изменяет ему с Васькой Пеплом. Ва­силиса – злая, жестокая женщина, у нее “дьяволь­ский характер” и она ведет за Пепла борьбу. Методы Василисиной борьбы весьма сомнительны. Костылева ревнует Ваську к Наташе, своей сестре, бесправной, во всем от нее зависящей девушке.

Совет

Обитатели ночлеж­ки отзываются о Наташе положительно, а вот Васили­су не жалуют. Наташа “славная девка”, “строгая. хорошая., надежный человек. “, а Костылева “гадю­ка ядовитая”. Наташа полна достоинств, и потому Пе­пел неравнодушен к ней. Василису же он справедливо упрекает: “.. души в тебе нет, баба. в женщине – душа должна быть. “. Васька искренен с Костылевой.

Напрямую он говорит ей, что никогда не лежало у него к ней сердце, что он жил с ней просто так, ради развлечения. Ради Наташи Васька оставляет Васили­су. Его любви к своей сестре не может вынести Васи­лиса. Она очень мстительная, и, охваченная этим чувством, не перестает мучить и зверски бить Наташу. Наташа, находясь в таких невыносимых условиях, готова идти за Пеплом хоть на край света.

Читайте также:  Анализ рассказа даешь сердце шукшина

Отношения с Наташей обогащают Пепла, дают ему надежду на новую, совсем иную жизнь.

Василиса – корыстолюбивый человек. В связи с Пеплом она видит возможность не только реализации себя как женщины. Она надеялась, что любовник по­может ей избавиться от мужа, после чего она станет единовластной хозяйкой ночлежки.

Возникает во­прос, любит ли Василиса Пепла по-настоящему? Ду­мается, что нет.

Разве стала бы она тогда толкать его на преступление, обрекая тем самым себя на разлуку с возлюбленным? Стала бы толкать его на воровство и потом скупать у него краденое? В последний миг Ва­силиса надеется еще уговорить Пепла вступить с ней в сговор.

Она даже дает согласие на его брак с Наташей и обещает Пеплу денежное вознаграждение. Васька хорошо понял сущность Костылевой. “Ей денег надо. и воли надо. а воля ей – чтобы развратни­чать”,-говорит он. Пепел смог бы полюбить Васили­су, смог бы пойти ради ее счастья на что угодно, но ее страсть к деньгам оттолкнула Ваську. Это ненавистно им в Василисе.

Василиса загоняет Пепла в окончательный тупик. Заступившись за Наташу, которую нещадно избивали и обварили кипятком Костылевы, Пепел в драке уби­вает хозяина ночлежки. Это на руку его жене. “Вась­ка убил. Я – видела!” – кричит она и ядовито приго­варивает: “Что, Вася, мил друг? От судьбы не уй­дешь. .” В Василисе не остается ничего человеческого, ее постигает полное нравственное оскудение.

Говоря о теме любви в пьесе “На дне”, нельзя не сказать еще об одной героине, проститутке Насте. Бубнов и Барон смеются над ней, над выдуманной ею историей любви. Читая любовные романы, Настя грезит о Рауле, воображает себя страстно и возвышенно любимой выдуманным поклонником.

Обратите внимание

Это единствен­ное, что есть у нее хорошего в жизни. Торгуя собой, она все еще тянется к свету, к теплу, к доброте и уча­стию. За Настиной выдумкой стоит глубокая потреб­ность в любви.

Девушка не теряет надежды и верит в то, что великая и большая любовь изменила бы ее жизнь, подняла бы ее со дна жизни.

В пьесе “На дне” М. Горький наглядно показывает, как бесчеловечные условия жизни калечат личность, уродуют самые возвышенные чувства, ведут к разру­шению, к деградации человеческого “я”. Социальное и духовно-нравственное у Горького неразрывно взаи­мосвязаны.

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение Тема любви в пьесе Горького “На дне”« Герои рассказов Джека ЛондонаСочинение на тему снег пошел »

Источник: http://schoolessay.ru/tema-lyubvi-v-pese-gorkogo-na-dne/

«На дне». Тема любви в пьесе М. Горького «На дне»

Пьеса «На дне» — произведение глубокое, неоднозначное, в котором автор поставил сложные философские и нравственные проблемы.

Среди них— проблема правды и лжи, истинного и ложного сострадания, проблема деградации личности, проблема взаимоотношений людей.

Раскрывая последнюю проблему, автор не может не обратиться к теме любви, которая даже и в таких нечеловеческих условиях, как жизнь в ночлежке, все-таки существует и заставляет персонажей совершать безумные поступки, чтобы доказать свое чувство.

Жизнь в ночлежке, обитатели которой пытаются как-то существовать, кажется нереальной и фантастической, потому что люди изначально поставлены в такие условия, когда ничего нормального быть не может. «Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой.

Свет — от зрителя и, сверху вниз, — из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату — нары Бубнова.

В левом углу— большая русская печь; в левой, каменной, стене — дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя» — так описывает автор место происходящих событий.

Грязь, теснота, скученность, сырость, убожество, мужчины в одном помещении с женщинами — вот тот интерьер, на фоне которого разворачивается любовь персонажей.

Важно

Жена хозяина ночлежки Василиса бегает на свиданья с вором Пеплом, чем вызывает постоянную ревность своего лицемерного и жадного мужа, Пепел любит ее сестру Наташу, а Настя, добывающая себе хлеб насущный самым унизительным ремеслом в мире, мечтает о чистой, бескорыстной любви. Человеческие чувства не умерли даже в таких страшных условиях: и здесь есть место состраданию, сочувствию, надеждам и любви.

Наверное, самыми значимыми для развития сюжета пьесы являются взаимоотношения Пепла и Наташи.

Пепел, вор, сын вора, видит в скромной и доброй Наташе, над которой постоянно издевается ее сестра, символ чего-то прекрасного, светлого, за что не жалко отдать жизнь: «Хоть сейчас — смерть приму! Возьмите вы нож, ударьте против сердца… умру — не охну! Даже — с радостью, потому что — от чистой руки…

» При этом Пепел не понимает, что Василиса, женщина властная и злобная, так просто своего не отдаст. Первое действие пьесы заканчивается тем, что Василиса избивает Наташу. Василиса пытается уговорить Пепла убить мужа, освободить ее от него, а за это она обещает отдать ему Наташу в жены.

А сама Наташа Пепла не любит, она тоже живет мечтами: «Вот, думаю, завтра… приедет кто-то… кто-нибудь… особенный… Или — случится что-нибудь… тоже— небывалое… Подолгу жду… всегда — жду… А так… на самом деле — чего можно ждать?»

Старец Лука уговаривает Пепла забрать Наташу из ночлежки и уехать с ней в Сибирь, которую представляет Пеплу как рай земной. Пепел, доверяя Луке, верит в то, что можно изменить жизнь, он готов на все ради своей любви: «Я сказал — брошу воровство! Ей-богу — брошу! Коли сказал — сделаю! Я — грамотный…

буду работать… Ты думаешь — моя жизнь не претит мне?- Но — я одно чувствую: надо жить… иначе! Лучше надо жить! Надо так жить… чтобы самому себя можно мне было уважать…» Наташа тоже не ' прочь уехать с Пеплом, понимая, что другого выхода у нее нет.

Но герои не успевают: третье действие заканчивается тем, что Василиса опрокидывает на свою сестру кипящий самовар, а Пепел в этой суматохе одним ударом убивает Костылева. В конце пьесы мы узнаем, что Наташа исчезла из больницы, а Пепла ждет тюрьма.

Какова дальнейшая судьба этих героев, неизвестно, но вряд ли они найдут свое счастье в мире насилия и угнетения.

Совет

А вот судьба еще одной героини пьесы, Насти, к сожалению, вполне определенна. Настя зарабатывает свой хлеб на улице, над ней смеются все ночлежники, ее все презирают. Настя уходит в мечты, фантазии о великой любви, которой у нее не было и никогда не будет.

Она единственная из ночлежников читает книги, правда, это бульварные романы, из которых она черпает сюжеты своих фантазий: «Ей-богу… было это! Все было! Студент он… француз был… Гастошей звали… с черной бородкой… в лаковых сапогах ходил…

разрази меня гром на этом месте! И так он меня любил… так любил!» Только Лука сочувствует Насте, говоря: «Коли ты веришь, была у тебя настоящая любовь…

значит— была она!» В этом страшном мире Насте остается только мечтать, забывая об унижениях и оскорблениях, которые достаются на ее долю в мире реальном.

В своей пьесе Горький показывает, как трагичны судьбы людей, которые по природе своей не могут быть хищниками. В мире наживы им достается роль жертвы, и все их человеческие чувства, в том числе и любовь, разбиваются о страшную действительность. Но люди остаются людьми, потому что они не могут не страдать, не сочувствовать друг другу и не любить.

Вы также можете заказать любое сочинение или эссе и получить его в сжатые сроки.

ЗАКАЗАТЬ СОЧИНЕНИЕ

Источник: https://gdzplus.com/sochineniya/gorkij/956-tema-lyubvi-na-dne.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector