Сочинение человек и природа в лирике лермонтова 9 класс

Человек и природа в лирике Лермонтова (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Лирика Лермонтова поражает и восхищает нас своей музыкальностью. Он умел передать тончайшие душевные состояния, пластические образы и живой разговор в своей лирике. Музыкальность ощущается в каждом слове и в интонации. Не каждому лирику дано так тонко видеть и слышать мир, как это дано Лермонтову.

Описания природы у Лермонтова пластичны и понятны. Он умел одухотворять и оживлять природу: утес, тучи, сосна, волны наделены у него человеческими страстями, им ведомы радости встреч, горечь разлук, свобода, одиночество, грусть. Одна из ведущих тем творчества поэта — тема одиночества.

Она воплощена в пейзажных зарисовках, в которых чувствуется затаенная боль. Сосна тоскует о пальме, от утеса улетела золотая тучка, одинокий парус качается на волнах голубого моря, дубовый лист сорвался с ветки и нигде не может найти приюта.

Обратите внимание

Эти зарисовки заставляют нас задуматься о том, что даже в единении с природой лирический герой не может найти покоя, его охватывает чувство одиночества и тоски.
В изображении картин природы у Лермонтова раскрываются размышления поэта о значении природы в духовной жизни человека.

В стихотворении «Из Гете» поэт показывает, как спокойствие и умиротворение природы благотворно воздействует на душевное состояние человека, наполняет его душу покоем и радостью.

Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой; Не пылит дорога, Не дрожат листы: Подожди немного, Отдохнешь и ты.

Стихотворение читается как бы нараспев и создает особенное настроение. Все средства изобразительности направлены на то, чтобы показать успокоительное воздействие природы на человека.

В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» также показаны лирические картины природы: «румяный вечер», «златойутренний час», «желтеющая нива» и кивающий головкой ландыш, однако мы видим несоответствие, которое мешает в полной мере насладиться идиллической картиной природы.

Когда цветет ландыш, то желтеющей нивы быть не может. Что это означает? Возможно, это просто собирательный образ природы, либо поэт хотел этим показать, что идеальной картины быть не может.

Тем более, что Лермонтов говорит следующее:
Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога Поневоле, есть над чем задуматься, ведь к богу обычно обращаются в самые тяжелые и безысходные минуты своей жизни.

Тема одиночества звучит во многих стихах поэта, и, говоря об этом чувстве, Лермонтов неизменно обращается к картинам природы, будто пытается найти исцеление в ней.

Важно

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» мы видим, что спокойствию и блаженству, царящему в природе, противопоставлено душевное состояние героя, испытывающего муки и волнения.

На свои вопросы поэт сам дает ответ, и это придает стихотворению особенную тональность и остроту.

Однако эти слова не означают желание расстаться с жизнью, а призывают к пробуждению дремлющей «жизни силы».
В стихотворении «Три пальмы» Лермонтов поднимает вопрос о разобщенности природы и человека. Здесь человек предстает как разрушитель, приносит в мир природы страдание и гибель

И в результате человеческих деяний стало «все дико и пусто кругом». Это закономерный итог варварского воздействия человека на природу.

Читая лирику Лермонтова, мы поражаемся разнообразию образов природы, которые создал поэт. Природа и помогает человеку, и исцеляет и воодушевляет лирического героя. С другой стороны, изображаемые картины природы нередко созвучны смятенному и тоскливому состоянию души человека.

Все это звучит в стихах. Думаю, что каждый человек может одно и то же стихотворение Лермонтова воспринимать по-своему и в зависимости от своего душевного состояния. Каждый может слышать и видеть в стихах свое, близкое именно ему.

Источник: http://resoch.ru/chelovek-i-priroda-v-lirike-lermontova-sochinenie/

Человек и природа в лирике М. Ю. Лермонтова

Человек и природа в лирике. Одна из ведущих тем творчества М. Ю. Лермонтова — тема одиночества.

Обычно мы связываем это с мрачной эпохой, в ко­торую ему довелось жить, со светской средой, в которой он вра­щался.

Принято противопоставлять «образы бездушные людей», принадлежащих к светскому обществу, светлому миру природы как вместилищу этических ценностей, олицетворению «естест­венного добра», противостоящего «испорченному свету».

В стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…», по­строенному на контрасте — «приличьем стянутые маски» и «родные места» поэта, — природа названа «царством дивным»:

Зеленой сенью трав подернут спящий пруд.

А за прудом село дымится — и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я: сквозь кусты

Глядит вечерний луг, и желтые листы

Шумят под робкими шагами.

Эти картины оживляют душу поэта: «…я плачу и люблю…»

Казалось бы, вот она — гармония, которую так тщетно ищет Лермонтов в мире людей, гармония — в единении с природой. Но перечитывая внимательно страницы лирических стихотворений М. Ю.

Лермонтова, невольно замечаешь, что у его лирического ге­роя нет полного слияния с природой, и чаще всего чувство мучи­тельного одиночества охватывает его и наедине с природой. Это воплощено в своеобразных пейзажных зарисовках, в которых чув­ствуется затаенная боль поэта.

В стихах возникает образ сосны, тоскующей о пальме, одинокого утеса, от которого умчалась «туч­ка золотая», одинокого паруса, одинокого дубового листка, ото­рвавшегося от «ветки родимой» и нигде не находящего приюта.

Совет

Пейзажная лирика раскрывает еще одну грань раздумий Лермонтова — о роли природы в духовной жизни человека.

В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» лириче­ский герой испытывает умиротворяющее воздействие «румяного вечера», «златого утреннего часа», когда «волнуется желтеющая нива», кивают головками ландыши, играет по оврагу ключ, све­жий лес шумит при звуке ветерка.

Для создания картины иде­альной красоты поэт использует эмоциональные эпитеты: сладост­ный листок, душистая роса, приветливое кивание ландыша, та­инственная сага, мирный край.

Все средства изобразительности направлены на то, чтобы по­казать поэтичность и вместе с тем успокоительное воздействие природы на человека:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

Но каждый раз, как я читаю это стихотворение, меня что-то смутно беспокоит, задевает, не дает наслаждаться идиллической картиной. Загадка кроется в несоответствии — цветущий лан­дыш и желтеющая нива. Возможно ли это в реальной жизни? Что это? Ошибка поэта или намеренный намек на то, что гармо­ния возможна лишь в мечтах?

Источник: https://prepodka.net/chelovek-priroda-v-lirike-m-yu-lermontova/

Сочинение на тему: «Человек и природа в лирике М. Лермонтова»

Сочинение на тему: «Человек и природа в лирике М. Лермонтова» 3.00/5 (60.00%) 2 votes

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

И звезда с звездою говорит.

Великий русский поэт М. Лермонтов безгранично любил свою Родину, свой народ и очень тонко чувствовал красоту русской природы. Поэтому неудивительно, что неотъемлемой частью его прозаических и лирических произведений являются пейзажные зарисовки. Описание природы в произведениях М.

Лермонтова довольно часто выступают своеобразным фоном, на котором разворачиваются все действия произведения, а иногда они служат в качестве метафор для того, чтобы наиболее полно раскрыть образ того или иного героя, выявить скрытые оттенки его переживаний.

Особенно ярко это проявляется в стихотворениях «Три пальмы», «Горные вершины», «Выхожу один я на дорогу» и многих других.

Обратите внимание

При всем при этом мир природы в произведениях М. Лермонтова абсолютно самостоятельный и дисгармоничный – он почти всегда расколот на небо и землю, верх и низ.

А своеобразной связью между небом и землей у Лермонтова являются горы. Они не подвластны разрушениям, незыблемы. Только при таких условиях можно достичь полной гармонии.

Именно такие идеи наиболее характерны для раннего творчества М. Лермонтова.

«Ревет гроза, дымятся тучи

Над темной бездною морской,

И хлещут пеною кипучей,

Толляся, волны меж собой».

В более поздней лирике описание природы уже очищено от преувеличений и словесных эмоциональных украшений. В этих пейзажах все точно, правдиво и просто. М. Лермонтов реже использует метафоры, сравнения и эпитеты.

Так же безгранично, как и сам автор, любят русскую природу и персонажи его произведений. В поэме «Измаил-Бей» герой «как невесту в час свиданья, душой природу обнимал», а в поэме «Мцыри» «как брат, обняться с бурей был бы рад».

Совет

В своих произведениях М. Лермонтов утверждает не только любовь к природе, но и любовь к земле, возделанной трудом простого русского народа. Это прямая связь с любовью к Родине, которая передается через отношение к природе. М. Лермонтов – поэт-романтик, поэтому вместо конкретного образа России в его произведениях часто появляется символический образ Родины.

Любовь к Родине означает у поэта любовь к природе. Например, в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен» природу автор называет «царством дивным»:

«Зеленой сенью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится – и встают

Вдали туманы над полями.

В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

Глядит вечерний луч, и желтые листы

Шумят под робкими шагами».

Источник: https://online-urok.ru/sochinenie-na-temu-chelovek-i-priroda-v-lirike-m-lermontova/

Сочинение. Природа в лирике М.Лермонтова

Сочинение

Природа в лирике М.Лермонтова

..

Мелодичная, образная и удивительно красочная поэзия М. Ю. Лермонтова свежа и интересна нам так же, как и его современникам. Ее не старят века, ибо она творение гения. Природа в лирике Михаила Юрьевича олицетворена, полна драматизма, она «активно участвует» в судьбе поэта, отражает его настроение, чувства, переживания, мотивы одиночества преобладают над всеми остальными.

На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим Одета, как розой, она.

Чутко вслушиваясь в окружающие звуки, Лермонтов умеет наполнить ими свою лирику, расцветить ее яркими красками, отражающими великолепие и гармонию в природе, почему же нет ее в человеческих отношениях? Людям свойственно все усложнять, не идти навстречу друг другу.

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную.

Важно

Суровая красота Кавказа с детства покорила Михаила евича, когда он ребенком неоднократно бывал там. Она обосновалась в нем, когда он вынужден был жить на Кавказ отправленный туда в ссылку. ‘

Поэзия Лермонтова многозначна, и если автор пишет о при роде, то это обязательно о людях. Ибо природа величественна & прекрасна, а человек никак не может обрести покой в божествен но красивом крае — России.

Белеет парус одинокий В тумане моря голубом!..

Под ним струя светлей лазури, > Над ним луч солнца золотой, А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой!

Иногда покой и безмятежность природы воспринимаются поэтом как благо, он устал от житейских бурь, но чаще отвергает тишину — предвестницу могилы.

Вообще темы природы и смерти в лирике Лермонтова тесно связаны, меняется лишь само отношение автора к своему возможному уходу. Порой он ждет его, как избавления от земных мук, отдохновения от горьких страданий.

Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы… Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь.

Для поэта темы природы и России неразрывно связаны. Он любуется просторами и красотой родины, но называет свою любовь «странной», она не бездумна. Лермонтов видит не только красоту, но и убожество России. Ничего изменить в окружающем он не в силах, но вот любить свой край с его достоинствами и недостатками поэт умеет и учит этому нас.

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Совет

Но я люблю — за что, не. знаю сам Ее степей холодное молчанье. Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям.

Читая стихи Лермонтова, понимаешь смысл истинного пат-тизма, когда принимаешь сердцем боль и радость отчизны, готов отдать за нее жизнь.

Скачать Сочинение.

..

..

gdzotvet | 30.09.2012

Источник: https://gdz-otvet.ru/sochin/lermontov/sochinenie-priroda-v-lirike-m-lermontova/

Сочинение на тему «Лирика Лермонтова»

    В первых лирических произведениях Лермонтова, разумеется, в тех, в которых он особенно являлся русским и современным поэтом, виден избыток несокрушимой силы духа и богатырской силы в выражении; но в них уже нет надежды, и они поражают думу читателя безотрадностью, безверием в жизнь и чувства человеческие, при жажде жизни и избытке чувства.… Да, очевидно Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его лирическая поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества. В тоже время Лермонтов не доверяет иллюзии счастья, постоянно думает о расплате за обман чувства и, оскорбленный разочарованием презирает существо, казавшееся прекрасным. Но все эти произведения были полны предчувствием силы и энергии поэта. Вряд ли во всей мировой литературе можно вспомнить такого столь же великого поэта. Перелистывая томики его сочинений, мы всегда проникаемся героическим духом его поэзии, ее неповторимым лирическим содержанием. Одним казалось, что лирические произведения Лермонтова угрюмы, другим, что они полны живостью и веселостью. Белинский говорил, что лирика Лермонтова перенаполнена глубокими его чувствами и составляет силу множества его вещей. В память о рано угасшей матери он написал своего “Ангела”

    И все, что создано за тринадцать лет творчества, — это подвиг во имя свободы и Родины.

    И заключается он не только в прославлении бородинской победы, в строках “Люблю Отчизну я…” или в стихотворном рассказе “Мцыри”, но и в тех сочинениях, где не говорится прямо ни о Родине, ни о свободе, но говорится о судьбе поколения, о назначении поэта, об одиноком узнике, о бессмысленном кровопролитии, об изгнании, о пустоте жизни. Не только гениальный поэтический дар, но и великая устремленность, могучая творческая воля, непрестанное горение помогли ему наполнить творчеством каждый миг его жизни.

    Читайте также:  Анализ произведения фауст гете

    М. Ю. Лермонтов – духовный приемник Пушкина. Он отражал в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались из “пламя и света”, т.е. из бури чувств и напряженно вьющийся мысли.

    Так как большинство произведений Лермонтова написаны в годы реакции, многие из них проникнуты горечью одиночества, сознанием того, что его современники живут бесцельно. Об этом Лермонтов пишет в стихотворении “Дума”. Говоря, что будущее его поколения “иль пусто, иль темно”, Лермонтов уточняет: “Богаты мы, едва из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом”.

    Этот вывод тяжел для поэта, потому что отцы – декабристы. И отказ от их идеалов, отсутствие всяких стремлений позорны. Люди, которые “в начале поприща… вянут без борьбы”, не могут быть полезны. Для Лермонтова такие люди “толпа угрюмая”. Поэт жалеет, что гибнут лучшие силы современников.

    Он осуждает их бездействие, предрекает их бесславную кончину и презрение потомков. Но Лермонтов видит и других людей. Он понимает, что борющегося, честного человека ждут трудности и лишения. Трагедия передовой мыслящей личности отражена в стихотворении “Смерть поэта”.

    Обратите внимание

    Это стихотворение обличительно, это страстный протест, негодование бушующий гнев, обращенный против убийц, медленно и хладнокровно травящих “свободный, смелый дар”. Здесь и безутешная горечь друзей не сумевших защитить “сердца вольного”, вовремя разглядеть опасность, и страстная угроза, и приговор “свободы, гения и славы палачам”.

    В этом стихотворении перед нами витает во весь рост Лермонтов-бунтарь, преемник традиций Пушкина. Стихотворение “Смерть поэта” очень близко по теме и по настроению другое – “Как часто пёстрою толпою окружен…”. Беспощадно и презрительно характеризует Лермонтов завсегдатаев светских салонов, их лица – это “приличьем стянутые маски”.

    Поэт чувствует себя одиноким среди них. Возвращаясь мыслями к детству, он как бы отдыхает душой. Но тем страшнее его пробуждение, тем яростнее и непримиримее становится его бунт против фальши и духовной нищеты, царящих в окружающем мире. Поэт находится в постоянном конфликте с обществом. Эта борьба и порождает стихотворения – Отповеди.

    (“Безумец я! Вы правы!…”), размышления о смысле жизни (“И скучно, и грустно”), о назначении поэта (“Поэт”). Волнуют Лермонтова и мысли о войне. Лирический герой стихотворения “Я к вам пишу: случайно, право…” размышляет о ненужности, нелепости жертв на земле, где “под небом места много всем!”.

    Эти раздумья образованного честного человека о несправедливости захватнической войны. Но к войне освободительной у Лермонтова иное отношение. Недаром в “Бородино” повествование ведется от лица простого солдата.

    С какой любовью изображены обыкновенные артиллеристы, объединение единым чувством патриотизма! Глубокий, мыслящий человек, Лермонтов не мог не увидеть решающей роли простого народа в победе над французами. И поэтому “Бородино” – памятник русским солдатам. Много стихотворений посвятил Лермонтов теме Родины.

    Во все времена поэты обращались к этой теме: одни восславляли победы над врагами, другие – родную природу. Особенно остро размышляет Лермонтов о судьбе Родины в дни гонений. Он бесконечно любит ее и одновременно ненавидит. В стихотворении “Тучи” Лермонтов сначала сопоставляет себя с тучками, а потом противопоставляет себя им.

    У тучек не родины, а поэтому очень жаль расставаться с “милым севером”, с местами, где остаются его друзья и единомышленники. Но в стихотворении “Прощай, немытая Россия…” совершенно иное настроение. Лермонтов, свободный и гордый, не может жить в “стране рабов, стране господ”, быть под постоянным надзором властей.

    И ненавидит Россию безропотную, покорную, в которой царят беззаконие и произвол. Итогом многолетних раздумий является стихотворение “Родина”. Взгляд поэта точный, искренний, демократичный. Понятие Родины связанно у Лермонтова, прежде всего с понятием народа, труда, с родной природой. Лирический герой Лермонтова, счалив видеть “степей холодное молчанье”, “лесов безбрежных колыханье”, “разливы рек ее подобные морям”, “И на холме средь желтой нивы чету белеющих берез”. Он рад показать нам “полное гумно” — признак крестьянского благополучия, простые предметы быта, “избу покрытую соломой”, “с резными ставнями окно”, — складывающиеся в образ родного края. Таковы основные мотивы лирики Лермонтова. Стихи поэта будили мысль о передовых людях его поколения, воспитывали истинных патриотов.

    Природа в стихотворениях Лермонтова полна одушевления, огромной таинственной жизни. Сознавая трагический характер своего одиночества, поэт не может ощутить полного слияния с природой.

    С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении “Выхожу один я на дорогу”, принадлежащий к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики.

    Блаженство умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, спокойному сну земли “в сиянье голубом” Лермонтов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной:

    Важно

    Перекличка вопросов и ответов придает особую тональность стихотворению. Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, отказа от жизни. При всей тяжести существования, при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы. Еще дремлют в груди его силы жизни, еще дорог ему сладкий голос песен.

    Сквозь торжественную и чудную тишину небес раздается голос поэта, протестующего против вечного сна, который ему словно предлагается засыпающей природой. Эта мысль о разобщенности природы и человека остро выражена в стихотворении “Три пальмы”, где она приобретает неожиданно современный оттенок. Все мы сегодня обеспокоены варварским отношением человека к природе.

    В стихотворении “Три пальмы” человек предстает как разрушитель, он вносит в мир страдания и гибель:

    По корням упругим топор застучал

    И пали без жизни питомцы столетий.

    Это итог вражды человека с природой. В этом противостоянии Лермонтов на стороне природы, он не может понять человека и осуждает его. Так многообразно раскрываются в лирике М. Ю. Лермонтова мысль о взаимозависимости человека и природы.

    Особенностью лирики Лермонтова, на мой взгляд, является внутреннее единство лирического героя. Герой постепенно меняется, “движется”, но движение это значительно замедлено по сравнению с развитием лирических героев других поэтов ХIХ века.

    К концу творчества в лирике Лермонтова все чаще появляется образ простого, обычного, усталого человека, совсем непохожего на героя ранней лирики.

    Однако между этими героями существует тесная связь, обусловленная сохранением основных мотивов, тем лирики, которые пронизывают все творчество поэта и формируют образ его героя.

    Лирика Лермонтова наряду с поэзией Жуковского и ранним творчеством Пушкина явилась взлетом русского романтизма. Это обусловлено тем, что лермонтовский лирический герой – герой романтический. Он наделен всеми отличительными чертами романтика – он борец, страдалец, мятежник, поэт, любовник, даже пророк… Однако особенно сильна в образе романтического героя Лермонтова тема одиночества:

    Одинок я – нет отрады:

    Стены голые кругом

    Совет

    Одиночество приобретает самые разные черты: это и заточение, и любовное одиночество, появляющееся во многих любовных стихотворениях, и одиночество человека в мире:

    … Одиноко

    Он стоит, задумался глубоко,

    И тихонько плачет он в пустыне.

    Во многих стихотворениях (“Дума”, “И скучно и грустно…”) появляется идея принципиального одиночества личности, связанная с темой поколения в целом. Здесь мы сталкиваемся с одной из основных идей Лермонтова – идеей разрушающей душу рефлексии, болезни, убивающей, по мнению Лермонтова, все его поколение в целом и замыкающей личность на себе самой, обрекая ее на одиночество.

    Лучшее, что есть в человеке, — его чувства – “исчезают при слове рассудка; рефлексия убийственна для чувств и веры. Автор причисляет свое лирическое “я” к “заблудшему” поколению, тем самым, сравнивая лирического героя с “плодом, до времени созрелым”.

    Тема ранней смерти – традиционная тема романтической литературы, но Лермонтов вносит в нее нечто свое: он пишет не о ранней физической смерти, а о смерти самого романтического чувства, смерти, вызванной, прежде всего неверием и отсутствием цели, отсутствием борьбы:

    К добру и злу постыдно равнодушны

    В начале поприща мы вянем без борьбы.

    Мотив борьбы – важнейший мотив всей мировой, романтической литературы – получил у Лермонтова разнообразное развитие. Борьба является сущностью романтической натуры, ее основой: парус борется с враждующей стихией, а стоит буре смолкнуть – парус сам начинает искать и “просить” бури, потому что он “не ищет счастья” и “не от счастия бежит”.

    Внутренний разлад в человеке, разлад, о котором мы говорили в связи с темой разрушительной рефлексии, также не может не порождать конфликта и борьбы в душе человека. В стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен…” Лермонтов противопоставляет внутренний мир своего лирического героя внешнему реальному миру, одетому в маску.

    Образ маски и маскарада вообще появляется у Лермонтова очень часто, символизируя ложность и, главное, бездуховность мира, в котором существует лирический герой. Тема Веры и безверия тесно связана с темой борьбы. Романтический герой Лермонтова бросает упрек богу в несовершенстве мира.

    Обратите внимание

    Демонический и романтический герой поэм “Демон” и “Мцыри” отрицают Бога, не принимая мира, в котором живут. Однако Лермонтов, видевший причину “блуждающей” личности именно в неверии, в отсутствии идеалов, не мог не привести романтическую личность к согласию с Богом.

    Именно поэтому лермонтовский лирический герой находит в мире нечто такое, что примиряет его с небесами. Для лирического стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…” таким примиряющим началом становится природа.

    В других стихотворениях Лермонтова романтическим героем – борцом становится Наполеон. Образ вечного бунтаря, познавшего вершину власти и глубочайшее падение, традиционен для русской романтической лирики. В Наполеоне для Лермонтова сочетались все черты романтического героя: бунтарство, бегство, изгнание, борьба со всеми – и одиночество героя, как личности.

    В русской литературе традиционно взаимоотношения поэта и толпы воспринимались как неизбежный конфликт. Сама же тема занимала почетное место в лирике любого автора, причем образ поэта всегда был сближен с образом романтического героя.

    Не исключение здесь и Лермонтов, однако, разрешение конфликта поэта и толпы у него очень своеобразное. Если толпа традиционно наделялась эпитетом “чернь”, “глухая”, “бездушная”, а в сердце ее вселялась корысть, бездуховная приземленность, то образ поэта сближался с образом пророка, певца, изгнанника.

    Лермонтов решает конфликт иначе. С одной стороны, он более уважительно изображает саму толпу. С другой – он в стихотворении “Поэт” 1838 года представляет читателю два типа поэтов, утверждая, что каждый век, каждая “толпа” рождает “своего” поэта, что поэт един с “толпой”, он нужен толпе – и толпа нужна ему.

    Презрение к толпе Лермонтов называет той “ржавчиной”, которая разъедает сияющий клинок его таланта. Лермонтовский поэт – совершенно особый тип лирического героя. В конфликте поэта с миром автор пытается сохранить объективность, не встает однозначно на сторону поэта.

    В конце творчества появляется “осмеянный пророк”, где образ поэта, не выполнившего своего назначения, полностью лишается авторских симпатий.

    В целом же, как уже говорилось, к концу творчества все чаще и чаще в лермонтовской лирике начинает появляться совершенно новый тип героя, только на первый взгляд отличающийся от типично лермонтовского.

    Важно

    Новый образ человека простого, обыкновенного и усталого, появляющийся в стихотворениях “Валерик”, “Родина”, “Завещание”, “Соседка”, “Выхожу один я на дорогу…”, глубокими корнями связан с лермонтовским лирическим героем.

    Старые мотивы героизма, любви, разлуки, свободы получают новое звучание: героизм рассказчика в “Бородино” становится практически будничным, романтическая разлука уступает место наказу другу “все ей рассказать”; лексика романтическая сменяется сниженной, прозаической; тема свободы остается, но связывается это понятие уже не с борьбой, а с покоем (“я ищу свободы и покоя!”)

    Таким образом, мы видим, что все отдельные черты лирического героя, все их изменение подчинено внутреннему, глубокому единству этого героя.

      Источник: https://globuss24.ru/doc/sochinenie-na-temu-lirika-lermontova

      Человек и природа в поэзии Лермонтова

      Категория: Лермонтов М.Ю.

      Actionteaser.ru — тизерная реклама

      Михаил Юрьевич Лермонтов — один из загадочных русских поэтов. К сожалению, он очень рано погиб: был убит на дуэли в неполные двадцать семь лет. Но успел за свою короткую жизнь так много. Уже в ранней лирике Лермонтова проявляется одна существенная особенность его творчества: оно субъективно и оригинально, что характерно для романтической поэзии.

      В уме своем я создал мир иной И образов иных существованье; Я цепью их связал между собой, Я дал им вид, но не дал им названья… Так писал поэт в стихотворении “Русская мелодия”. Что же за герой стоит в центре поэтического мира Лермонтова? Это “гордая душа”, способная на великие чувства. Но мир несовершенен, и чувство неудовлетворенности не покидает поэта.

      Лермонтов выразил в своей -поэзии настроение эпохи, — сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее. Дознание своей исключительности в мире, где царствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества. Этот устойчивый в лирике Лермонтова мотив звучит и в произведениях, на первый взгляд, посвященных природе.

      Но у поэта особенная природа: в ней все подчинено тем же законам, которые мы наблюдаем в нашем человеческом мире. Там разыгрываются те же драмы, что и среди людей. “Тихонько плачет” покинутый тучкой одинокий старый утес. А как близок к лирическому герою Лермонтова листок, этот вечный странник, оторвавшийся “от ветки родимой”, никому не нужный, “не знающий сна и покоя”.

      Как характерно то, что “до срока созрел он”. Ведь именно так напишет Лермонтов и о целом поколении, сравнив его с “плодом, до времени созрелым” (стихотворение “Дума”). Прием одушевления природных явлений — не редкость в поэзии. Лермонтов одним из первых в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку. “Он был похож на вечер ясный”, — напишет поэт о Демоне.

      Читайте также:  Сочинение по картине сурикова покорение сибири ермаком описание

      Особенно мне понравилось стихотворение “Вечер после дождя”. Картина человеческой жизни переплетается с картиной природы. Поэт увидел, вернее, “приметил” цветок. Он так же одинок, как и поэт. Но Лермонтов глубже прячет свои чувства, введя в стихотворение образ девушки “в печали роковой”.

      И в конце стихотворения все смешалось: страдания поэта, девушки, цветка, который стоит один “меж омоченных трав”. Главу свою склонивши, он стоит, Как девушка в печали роковой: Душа убита, радость над душой; Хоть слезы льет из пламенных очей, Но помнит все о красоте своей.

      В поздней лирике Лермонтова природа часто является умиротворенной и умиротворяющей. Она воплощает собою совершенство, гармонию

      

      Возможный прототип Ильинской — Елизавета Толстая, единственная любовь Гончарова, хотя некоторые исследователи отвергают эту гипотезу.

      «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов па губах, ни жемчугу во рту не было, ни миниатюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда. Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». С того времени, как

      «В труде, только в труде настоящее счастье» (Ю. Фучик) Старинная мудрость гласит, что человек — творец своего счастья.

      С этим, видимо, надо согласиться, потому что настоящее счастье — это прежде всего умение прекрасно любить жизнь и людей.

      Совет

      Счастье — это гордое ощущение своей значимости в обществе, но, наверное, самое важное — это умение отдавать все свои силы, свое душевное тепло, пламя своего сердца служению людям.

      Английский (топики/темы/сочинения) Internet Facts  The prototype for the Internet was created in the sixties by the US Defense Department.

      To ensure that communication could be kept open in the event of a nuclear attack, it created a computer network known as Arpanet — the Advanced Research Project Agency Network.

      The first attempt to connect two computers and allow them to communicate with one another was made by researchers at the University of California in Los Angeles and the Stanford R

      Летние каникулы — это три чудеснейших месяца, которые можно провести, как захочешь. Можно сколько хочешь встречаться с друзьями, читать любые книжки, путешествовать или поехать к бабушке с дедушкой и познакомиться с детьми, которые там живут.

      Дружба не вещь также как и уважение она не измеряется ничем кроме слов заслужил доверие.конечно можно купить подкупить людей своими деньгами и они будут тебе мило улыбаться и говорить то что ты хочешь но они в отличие от настоящего друга никогда не скажут тебе правдыюим все равно плохо ты поступил или ведь у тебя есть деньги.

      Лирика М. Ю. Лермонтова сквозь проникнута выражением мятежного духа поэта-гражданина. Иначе и быть не могло.

      Лермонтов создавал свои произведения в не самое благополучное, а точнее, в одно из самых сложных в истории России время — николаевскую реакцию, которая наступила вслед за национально-патриотическим подъемом, вызванным победой русского народа в Отечественной войне 1812 года. Воспитывался будущий поэт в семье, близкой к декабристским кругам. Брат бабушки, А. Столыпин, дружил с Грибоедовым и

      Обратите внимание

      Вы уже знаете, что сонет — это стихотворный лирический жанр из 14 строк, построенный по строгой схеме: два четверостишия (катрены) и два трёхстишия (терцеты). Именно такая классическая форма характерна для сонетов Петрарки.

      Но, читая сонеты Шекспира, вы обратили внимание, что при определённой схожести (те же 14 строк) они всё же имеют иную структуру. Английская форма сонета состоит из трёх катренов и одного двустишия (дистиха).

      Одна из интереснейших тем для исследования — «Судьба переводов соне

      В этом произведении Н.В.Гоголя сочетаются и реалистические картины быта, и образы народной фантастики, и исторические мотивы, в своей совокупности рисующие широкую и многостороннюю картину жизни украинского народа.

      Создавая свои повести, Гоголь охотно обращался к народным песням и легендам: в них наиболее ярко и полно запечатлелось народное понимание жизни.     В песнях Гоголь видел прежде всего отражение народного характера.

      В статье, посвященной украинским песням, он писал: «Это народная истор

      Тэффи (настоящая фамилия — Лохвицкая) Надежда Александровна (1872 — 1952), прозаик. Родилась 9 мая (21 н.с.) в родительском имении в Волынской губернии в дворянской профессорской семье. Получила прекрасное домашнее образование.

      Начала печататься в 1901, и в первых же литературных опытах проявились главные черты ее дарования: «любила рисовать карикатуры и писать сатирические стихотворения».

      В 1905 — 07 сотрудничала в различных сатирических журналах и газетах, публикуя стихотворения, юмористически

      Блок воспринял Октябрьскую революцию как уникальную возможность для грандиозного духовного обновления, для построения новой жизни по законам красоты и гармонии.

      Важно

      Эти настроения отразила поэма «Двенадцать», которую поэт считал лучшим из всего им написанного, и статья «Интеллигенция и. Революция», создававшиеся одновременно — в январе 1918 г.

      В «Двенадцати» Блок приветствовал крушение старого мира и торжество новой революционной стихии:     Стоит буржуй,     как пес голодный,     Стоит безмолвный,к

      Сейчас смотрят:{module Лермонтов:}Actionteaser.ru — тизерная рекламаActionteaser.ru — тизерная реклама

      Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/lermontov-m-yu/9473-chelovek-i-priroda-v-poezii-lermontova.html

      Сочинение на тему: “Человек и природа в лирике М. Лермонтова”

      Выхожу один я на дорогу;

      Сквозь туман кремнистый путь блестит;

      Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

      И звезда с звездою говорит.

      Великий русский поэт М. Лермонтов безгранично любил свою Родину, свой народ и очень тонко чувствовал красоту русской природы. Поэтому неудивительно, что неотъемлемой частью его прозаических и лирических произведений являются пейзажные зарисовки. Описание природы в произведениях М.

      Лермонтова довольно часто выступают своеобразным фоном, на котором разворачиваются все действия произведения, а иногда они служат в качестве метафор для того, чтобы наиболее полно раскрыть образ того или иного героя, выявить скрытые оттенки его переживаний.

      Особенно ярко это проявляется в стихотворениях “Три пальмы”, “Горные вершины”, “Выхожу один я на дорогу” и многих других.

      Привсем при этом мир природы в произведениях М. Лермонтова абсолютно самостоятельный и дисгармоничный – он почти всегда расколот на небо и землю, верх и низ.

      А своеобразной связью между небом и землей у Лермонтова являются горы. Они не подвластны разрушениям, незыблемы. Только при таких условиях можно достичь полной гармонии.

      Именно такие идеи наиболее характерны для раннего творчества М. Лермонтова.

      “Ревет гроза, дымятся тучи

      Над темной бездною морской,

      И хлещут пеною кипучей,

      Толляся, волны меж собой”.

      В более поздней лирике описание природы уже очищено от преувеличений и словесных эмоциональных украшений. В этих пейзажах все точно, правдиво и просто. М. Лермонтов реже использует метафоры, сравнения и эпитеты.

      Так же безгранично, как и сам автор, любят русскую природу и персонажи его произведений. В поэме “Измаил-Бей” герой “как невесту в час свиданья, душой природу обнимал”, а в поэме “Мцыри” “как брат, обняться с бурей был бы рад”.

      Совет

      В своих произведениях М. Лермонтов утверждает не только любовь к природе, но и любовь к земле, возделанной трудом простого русского народа. Это прямая связь с любовью к Родине, которая передается через отношение к природе. М. Лермонтов – поэт-романтик, поэтому вместо конкретного образа России в его произведениях часто появляется символический образ Родины.

      Любовь к Родине означает у поэта любовь к природе. Например, в стихотворении “Как часто пестрою толпою окружен” природу автор называет “царством дивным”:

      “Зеленой сенью трав подернут спящий пруд,

      А за прудом село дымится – и встают

      Вдали туманы над полями.

      В аллею темную вхожу я; сквозь кусты

      Глядит вечерний луч, и желтые листы

      Шумят под робкими шагами”.

      Источник: http://home-task.com/sochinenie-na-temu-chelovek-i-priroda-v-lirike-m-lermontova/

      Природа в стихотворениях Лермонтова

      Природа в лирике Лермонтова

      Лермонтовский лирический герой ищет пути преодоления одиночества, стремится узнать, как устроен мир, познать себя, найти свое место в жизни. Понять, каково место человека в мире, лирическому герою помогают образы природы, его образ часто вырисовывается через них.

      Стихотворение «Три пальмы», написанное в 1839 году, — яркий пример того, как, используя образы природы, Лермонтов поднимал важнейшие философские вопросы, актуальные не только для своего времени.

      Согласно сюжету, «в песчаных степях аравийской земли» росли три пальмы, защищая от солнца протекающий рядом ручей.

      Но за многие годы ни один путник не побывал в тех краях, и тогда три пальмы обратились к Богу:

      «На то ль мы родились, чтоб здесь увядать?

      Без пользы в пустыне росли и цвели мы,

      Колеблемы вихрем и зноем палимы,

      Ничей благосклонный не радуя взор?..

      Не прав твой, о небо, святой приговор!»

      Бог услышал их, и спустя некоторое время появился караван, который решил остановиться и отдохнуть в тени деревьев. Но как только солнце зашло, путники нещадно срубили три пальмы. «И пали без жизни питомцы столетий», а утром от них остался «лишь пепел седой и холодный».

      Здесь Лермонтов говорит о том, что порой гармонии нет даже в природе (пальмы возроптали на Бога). Здесь присутствует двойной конфликт: пальмы ропщут на Бога и человек уничтожает то, что создано Богом. Таким образом, здесь также поднимается проблема взаимоотношений человека и природы.

      Стихотворение наполнено символами и глубочайшим философским смыслом: обращение пальм к Богу — стремление обрести смысл жизни, понять, в чем заключается цель земного существования.

      Обратите внимание

      Стихотворение «Парус» (1832) также должно быть упомянуто в контексте беседы о лермонтовском понимании природы и лирического «я» в ней. Парус, который сначала не щадя себя сражается со стихией, а потом, когда она наконец успокаивается, ищет с ней встречи вновь, — и есть лирический герой, страдающий от одиночества и стремящейся к борьбе:

      Под ним струя светлей лазури,

      Над ним луч солнца золотой.

      А он, мятежный, просит бури,

      Как будто в бурях есть покой!

      «Выхожу один я на дорогу» (1841) — еще одно стихотворение, где Лермонтов обращается к образам природы для того, чтобы более полно раскрыть душевные настроения лирического героя. В этом произведении автор подчеркивал всеобъемлющую гармонию природы, в мире которой нет места беспокойному человеку с мятущейся душой:

      В небесах торжественно и чудно!

      Спит земля в сиянии голубом.

      Что же мне так больно и так трудно — Жду ль чего?жалею ли о чём?

      Обрести связь с этим миром гармонии лирический герой может только тогда, когда впадает в особое состояние небытия (не жизнь, не смерть, а что-то третье):

      Но не тем холодным сном могилы Я б желал навеки там заснуть,—

      Чтоб в груди дрожали жизни силы,

      Чтоб дыша вздымалась тихо грудь .

      Стихотворение 1837 года «Когда волнуется желтеющая нива» — одно из самых гармоничных произведений Лермонтова. Через природу лирический герой в редкие счастливые минуты обретает гармонию. В этом произведении нет антитезы — противопоставления земного и небесного.

      Лермонтовский лирический герой постоянно находится между верой и безверием, и в этом стихотворении это видно особенно хорошо. Под верой и обретением Бога поэт понимает гармонию, это обязательное условие умиротворенного состояния лирического героя:

      Тогда смиряется души моей тревога,

      Тогда расходятся морщины на челе,—

      И счастье я могу постигнуть на земле,

      И в небесах я вижу Бога…

      Источник: http://sochynenie.ru/priroda-v-stihotvoreniyah-lermontova/

      ActionTeaser.ru — тизерная реклама

      Михаил Юрьевич Лермонтов — один из загадочных русских поэтов. К сожалению, он очень рано погиб: был убит на дуэли в неполные двадцать семь лет. Но успел за свою короткую жизнь так много.
          Уже в ранней лирике Лермонтова проявляется одна существенная особенность его творчества: оно субъективно и оригинально, что характерно для романтической поэзии.

          В уме своем я создал мир иной      И образов иных существованье;     Я цепью их связал между собой,     Я дал им вид, но не дал им названья…     Так писал поэт в стихотворении “Русская мелодия”.

          Что же за герой стоит в центре поэтического мира Лермонтова? Это “гордая душа”, способная на великие чувства. Но мир несовершенен, и чувство неудовлетворенности не покидает поэта. Лермонтов выразил в своей -поэзии настроение эпохи, — сомнения, глубокие раздумья о жизни без надежды на будущее.

          Дознание своей исключительности в мире, где царствует лишь посредственность, вновь и вновь вызывает ощущение горестного одиночества. Этот устойчивый в лирике Лермонтова мотив звучит и в произведениях, на первый взгляд, посвященных природе. Но у поэта особенная природа: в ней все подчинено тем же законам, которые мы наблюдаем в нашем человеческом мире. Там разыгрываются те же драмы, что и среди людей. “Тихонько плачет” покинутый тучкой одинокий старый утес. А как близок к лирическому герою Лермонтова листок, этот вечный странник, оторвавшийся “от ветки родимой”, никому не нужный, “не знающий сна и покоя”. Как характерно то, что “до срока созрел он”. Ведь именно так напишет Лермонтов и о целом поколении, сравнив его с “плодом, до времени созрелым” (стихотворение “Дума”).     Прием одушевления природных явлений — не редкость в поэзии. Лермонтов одним из первых в русской поэзии стал привлекать сравнения из мира природы применительно к человеку. “Он был похож на вечер ясный”, — напишет поэт о Демоне.     Особенно мне понравилось стихотворение “Вечер после дождя”. Картина человеческой жизни переплетается с картиной природы. Поэт увидел, вернее, “приметил” цветок. Он так же одинок, как и поэт. Но Лермонтов глубже прячет свои чувства, введя в стихотворение образ девушки “в печали роковой”. И в конце стихотворения все смешалось: страдания поэта, девушки, цветка, который стоит один “меж омоченных трав”.     Главу свою склонивши, он стоит,      Как девушка в печали роковой:

      Читайте также:  Жанровое своеобразие пьесы горе от ума грибоедова

          Душа убита, радость над душой;

          Хоть слезы льет из пламенных очей,     Но помнит все о красоте своей.     В поздней лирике Лермонтова природа часто является умиротворенной и умиротворяющей. Она воплощает собою совершенство, гармонию, особенно такие чувства вызывают небо и звезды. Гармония природы противопоставляется дисгармонии в душе человека:     В небесах торжественно и чудно!     Спит земля в сияньи голубом…     Что же мне так больно и так трудно?     Жду ль чего? жалею ли о чем?     Природа может таить опасность, показаться враждебной человеку, как это происходит в поэме “Мцыри”: “И миллионом черных глаз смотрела ночи темнота”, героя “жалит огонь безжалостного дня”.     Но все чаще природа манит человека, как родная стихия, близкая его душе: “О, я, как брат, обняться с бурей был бы рад”, “Глазами тучи я следил, рукою молнии ловил” (“Мцыри”).

          Природа для поэта — это великолепный, прекрасный “божий сад”. Лишь она может помочь забыться поэту, примириться с жизнью. Он желает, “чтоб, вечно зеленея, темный дуб склонялся и шумел” над его изголовьем.

      И Мцыри высказывает ту же мечту перед смертью: “Ты перенесть меня вели в наш сад, в то место, где цвели акаций белых два куста… Трава меж ними так густа…

      ” Только это помогает ему умереть, примирившись с судьбой, думая о любви: “И с этой мыслью я засну и никого не прокляну”.

          Поэту-романтику близки вершины великолепных гор, высокие, недоступные звезды, облака, тучи и бури. Но Лермонтов всматривается и в мельчайшие явления окружающего мира, он любит и “росой обрызганный душистый ландыш”, и “малиновую сливу под тенью сладостной зеленого листка”, и “холодный ключ”, играющий в овраге. В этих строчках из стихотворения “Когда волнуется желтеющая нива…” Лермонтов не описывает конкретный пейзаж, а лишь вспоминает любимые картины природы. И они вызывают умиление, и мир предстает гармоничным и справедливым.     Светает — вьется дикой пеленой      Вокруг лесистых гор туман ночной;      Еще у ног Кавказа тишина,     Молчит табун, река журчит одна.     Созерцая красоту природы.'Лермонтов переживает высокие мгновения. И это потому, что природа являет собою плоды рук Творца в чистом, неискаженном образе:     Тогда смиряется души моей тревога,     Тогда расходятся морщины на челе,     И счастье я могу постигнуть на земле,

           И в небесах я вижу Бога!

      ActionTeaser.ru — тизерная реклама

      Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/lermontov-m-yu/4205-chelovek-i-priroda-v-poezii-lermontova

      Природа в лирике Лермонтова на Сёзнайке.ру

      Созерцая красоту природы, человек переживает высокие мгновения, особенно если он поэт Мелодичная, образная и удивительно красочная поэзия М. Ю. Лермонтова свежа и интересна нам так же, как и его современникам. Ее не старят века, ибо она — творение гения.

      Природа в лирике Лермонтова олицетворена, полна драматизма, она «активно участвует» в судьбе поэта, отражает его настроение, чувства, переживания. Мотивы одиночества преобладают над всеми остальными.

      На севере диком стоит одиноко

      На голой вершине сосна.

      И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

      Одета, как розой, она.

      Только природа может помочь поэту примириться с жизнью. Чутко вслушиваясь в окружающие звуки, Лермонтов умеет наполнить ими свою лирику, расцветить ее яркими красками, отражающими великолепие и гармонию в природе. Почему же нет ее в человеческих отношениях? Людям свойственно все усложнять, не идти навстречу друг другу.

      Тучки небесные, вечные странники!

      Степью лазурною, цепью жемчужною

      Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники,

      С милого севера в сторону южную.

      У Лермонтова — особая природа, в ней все подчинено законам, которые он наблюдает в жизни. Его поэзия многозначна, и если автор пишет о природе, то это обязательно о людях. Ибо природа величественна и прекрасна, а человек никак не может обрести покой в божественно красивом крае — России.

      Белеет парус одинокий

      В тумане моря голубом!..

      Под ним струя светлей лазури,

      Над ним луч солнца золотой,

      А он, мятежный, просит бури,

      Как будто в бурях есть покой!

      В поздней лирике природа часто становится умиротворяющей. Покой и безмятежность природы воспринимаются поэтом как благо. Он устал от житейских бурь, но чаще отвергает тишину — предвестницу могилы. Вообще темы природы и смерти в лирике Лермонтова тесно связаны, меняется лишь само отношение автора к своему возможному уходу. Порой он ждет его как избавления от земных мук, от горьких страданий.

      Уж не жду от жизни ничего я,

      И не жаль мне прошлого ничуть;

      Я ищу свободы и покоя!

      Я б хотел забыться и заснуть!

      Но не тем холодным сном могилы…

      Я б желал навеки так заснуть,

      Чтоб в груди дремали жизни силы,

      Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь.

      Важно

      Природа в стихах Лермонтова часто похожа на прекрасный «божий сад». Для поэта тема природы и тема России неразрывно связаны.

      Он любуется просторами и красотой родины, но называет свою любовь «странной», она не бездумна. Лермонтов видит не только красоту, но и убожество России.

      Ничего изменить в окружающем он не в силах, но вот любить свой край с его достоинствами и недостатками поэт умеет и учит этому нас.

      Люблю отчизну я, но странною любовью!..

      Но я люблю — за что, не знаю сам

      Ее степей холодное молчанье,

      Ее лесов безбрежных колыханье,

      Разливы рек ее, подобные морям.

      Принимая сердцем боль и радость отчизны, всматриваясь в мельчайшие явления окружающего мира, Лермонтов создает свой мир, гармоничный и справедливый.

      Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/8856-priroda-v-lirike-lermontova

      Взаимоотношения человека с природой в поэзии М. Ю. Лермонтова

      Сочинения › Лермонтов М.Ю.

      Готовые Домашние Задания

      Поэзия Лермонтова — это, прежде всего поэзия рефлексии, лирического размышления. Визуальные образы, поэтическая «живопись» не занимают в ней столь важного места, как, например, в произведениях Фета, Тютчева, Пушкина.

      Мы не находим в стихотворениях Лермонтова знакомых картин русской природы: лесов, одетых «в багрец и золото» или «околдованных» чародейкою-зимою, «вешних ручьев», сбегающих с гор, блестящей «подо льдом» речки.

      Лермонтовское видение природы космично, взгляд поэта обращен скорее за пределы видимого глазу пространства, нежели к пейзажным красотам окружающего мира.

      И потому столь нечастое у Лермонтова появление в поле зрения конкретных природных реалий — «белеющих берез», «серебристого ландыша», «темной аллеи» — несет в себе потенциал символических значений и ведет к философским обобщениям.

      Лирический герой наедине не просто с природой, а с целой Вселенной — характерная для лермонтовской поэзии лирическая ситуация. Пейзажный фон в поэтических произведениях Лермонтова редко бывает детально проработанным. Небо и звезды — вот наиболее устойчивые атрибуты внешнего мира — мира природы — в лирике Лермонтова.

      Выхожу один я на дорогу; Сквозь туман кремнистый путь блестит; Ночь тиха. Пустыня внемлет богу, И звезда со звездою говорит.

      Пустыня, звезды, прочерченный в темноте вектор дороги задают пространственные координаты лермонтовского мира в стихотворении. При этом важнейший для лермонтовской лирики образ — образ дороги — получает обобщенное значение: дорога становится символом жизненного пути лирического героя.

      Горизонтальное измерение — герой движется вперед по дороге — сменяется вертикальным: обращенный к небу и звездам взгляд лирического героя переводит движение в вертикальную плоскость, в символическое пространство всей Вселенной.

      Совет

      Однако гармония в мире природы остается недоступной для лермонтовского героя: ему дано лишь испытать ностальгию по тому согласию и пониманию («В небесах торжественно и чудно!»), что царят во внешнем по отношению к нему мире:

      Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем?

      «Свобода и покой» (почти пушкинские «покой и воля» — земная замена счастья) доступны лирическому герою лишь в том идеальном измерении бытия, где жизнь и смерть сливаются в вечный сон («Я б хотел навеки так заснуть»), подобный тому, что описан в первых строках стихотворения: «Спит земля в сиянье голубом». Земной же удел героя — вечный путь, поиск, удел странника и изгнанника.

      Метафорический образ жизненных странствий героя создается в стихотворении «Тучи». Путь лирического героя проходит по тому же «маршруту», что и путь «небесных тучек»:

      Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную.

      Природные реалии представлены в лермонтовском стихотворении через олицетворение («вечные странники», «вам наскучили нивы бесплодные»), однако «ожившие» тучки остаются, равнодушны к судьбе своего «собрата» по изгнанию: только лирическому герою дано трагическое осознание своей судьбы, тучки же — «вечно холодные, вечно свободные» — чужды его страданиям и переживаниям.

      Образы природы в лирике Лермонтова — не только источник поэтических сравнений и метафор. Они могут символически замещать лирического героя, который остается за кадром, вне изображаемого в лирическом произведении пространства.

      Так, например, дубовый листок (стихотворение «Листок»), сосна («Сосна»), утес («Утес») представляют лирическое «я» косвенно, благодаря проведению в стихотворениях сквозных мотивов, определяющих строй лермонтовской лирики.

      Мотив одиночества героя — универсальный мотив в лермонтовском творчестве — подчеркивается в каждом из этих произведений: дубовый листок, оторвавшийся «от ветки родимой», становится символом бесцельного и бесприютного скитальчества одинокого лермонтовского героя; сосна только в грезах может увидеть «прекрасную пальму», дотянувшись взглядом до «пустыни далекой», — однако несбыточность мечты в стихотворении подчеркивается повтором ключевого слова — «один»:

      На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна.

      Одна и грустна на утесе горючем Прекрасная пальма растет.

      И даже символ непроницаемости и неуязвимости — каменный утес — обречен в лермонтовском мире на вечное и безысходное одиночество:

      Одиноко

      Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

      Мотив одиночества прочитывается в этом стихотворении одновременно в двух планах: едва намеченная линия трагической неразделенной любви («Ночевала тучка золотая на груди утеса-великана») наполняется дополнительным смыслом — стихотворение становится лирическим рассказом об экзистенциальном одиночестве и непрочности любых человеческих связей в этом мире.

      Вместе с тем через образы природы в лирике Лермонтова воссоздается и тот идеальный мир, в который лирический герой уносится мечтой, памятью или воображением. В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…

      » именно мир природы в знакомых герою с детства чертах противостоит маскарадному, подложному, насквозь пропитанному фальшью и неискренностью пестрому социуму. «Спящий пруд», туман над полями, темная аллея, опавшие и теперь шуршащие под ногами желтые листья — все это приметы подлинного, по-настоящему реального мира, воссозданного памятью героя.

      Обратите внимание

      В образах природы материализуется мечта о прошлом, греза, лишь на время заменившая наскучившую, утомительную реальность. Из луча заходящего солнца в воспоминании рождается образ возлюбленной («Люблю мечты моей созданье/С глазами, полными лазурного огня») — зыбкий, ускользающий, но все-таки полный жизни.

      Не случайно в описании облика девушки Лермонтов прибегает к сравнениям из мира природы (« С улыбкой розовой, как молодого дня//3а рощей первое сиянье») — это единственная возможность сохранить подлинные черты дорогого лирическому герою лица.

      Подлинный облик Родины запечатлевается в поэзии Лермонтова также через конкретные природные реалии — «желтеющую ниву», скромную «чету белеющих берез», «дымок спаленной жнивы».

      Пейзаж в стихотворении строится по принципу перехода от общего плана к крупному: лирическая перспектива постепенно сужается, и от картины «разливов рек» и «степей безбрежных колыханья» остается только убранное уже поле с оставленными на нем скирдами, а затем в поэтическом фокусе появляется крупным планом «чета белеющих берез».

      Цветовая палитра сведена к минимуму — желтый, белый и черный. Однако это и есть Родина, образ которой строится через частные и малозначимые, на первый взгляд, детали и вызывает подлинные, искренние чувства поэта:

      Люблю Отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой…

      Прозаические реалии, в том числе и реалии природные, становятся в стихотворении «Родина» основой подлинно поэтического образа России. Та же «желтеющая нива», которая устойчиво связывается в лирике Лермонтова с образом Родины, появляется и в стихотворении «Когда волнуется…».

      Несовместимые с точки зрения соответствия закономерностям биологической жизни природные реалии — ландыш и «малиновая слива» — становятся знаками природной гармонии, к которой приобщается лирический герой Лермонтова. Картина, сотканная из автономных деталей, позволяет поэтически воссоздать краткое мгновение экзистенциального прозрения — «ив небесах я вижу бога».

      Образы природы — это знаки надежды, возможности обретения душевного равновесия и гармонии, к которым так стремится герой Лермонтова.

      Важно

      Таким образом, в лирике Лермонтова конкретные картины природы соединяются с космическим ее видением, а реальный план визуального изображения всегда имеет символическое, философское измерение.

      Природа — это мир, противопоставленный лирическому герою, мир, который прекрасен и недостижим для него.

      Приобщение к идеальному совершается в лирике Лермонтова через мечту, грезу, память, прозрение — но совершается уже не в земной жизни, а в прекрасном

      «живом сне».

      Сочинения по теме:

      • Философия жизни в поэме «Демон» М. Ю. Лермонтова сочинение
      • Фольклорная основа лермонтовских произведений сочинение
      • Взаимосвязь человека с окружающим миром в лирике М. Ю. Лермонтова сочинение
      • Влияния освободительных тенденций на поэзию начала xix века. сочинение

      Источник: http://1soch.ru/lermontov-mu/raznoe-462/vzaimootnosheniya-cheloveka-s-prirodoy-v-poezii

      Ссылка на основную публикацию
      Adblock
      detector