Характеристика и образ лойко зобара в рассказе горького макар чудра сочинение

Характеристика Лойко Зобара из рассказа «Макар Чудра»

В рассказе «Макар Чудра» главный герой Лойко Зобар необычен, он соответствует романтическим идеалам раннего Горького.

Наша цель в этой статье рассмотреть, какова характеристика Лойко Зобара, проанализировать его поведение и отметить, что хотел сказать читателям автор, создав такого удивительного персонажа.

В других статьях вы найдете непосредственно сам анализ данного произведения. А сейчас перейдем к характеристике главного героя.

Характеристика и поступки Лойко Зобара

Мы слышим о Лойко Зобаре из уст рассказчика, Макара Чудры, который противопоставляет жизнь гордого, прекрасного цыгана унылому существованию большинства людей. Лойко – удалой цыган, он всегда добивается своего.

Макар рассказывает, что если приглянулся Зобару конь, то никакие стены не помогут его спрятать, никакие сторожа не защитят – Лойко овладеет конём. У Лойко не было ничего заветного, только коней страстно любил цыган.

Лойко мудр, «как старик», знает русскую и моравскую грамоту. Он талантлив: играл так, что от этой музыки «загоралась кровь в жилах», жить хотелось «царями над всей землей». Его уважали и ценили цыгане во всей округе. Что еще можно сказать о характеристике Лойко Зобара?

Обратите внимание

Лойко добр, он готов «отдать своё сердце», если оно понадобится товарищу. Он любит волю, наслаждается красотой мира и сам готов дарить эту красоту: неслучайно его песня так пленяет цыган, вызывая радость, тоску, слёзы умиления и счастья.

Макар отмечает, что рядом с таким человеком, как Зобар, каждый становится лучше. Лойко – романтический герой, восхищающий своим талантом, мудростью, щедростью, душевной широтой и вольнолюбием.

Значение свободы для главного героя

Лойко выше всего ценил свободу цыгана. Но, придя в табор, герой увидел прекрасную Радду и полюбил её. В уста рассказчика вложено повествование о красоте чувства. Зобар пытался «затуманить» очи возлюбленной, пел для неё чудесные песни.

Но Радда не просто отворачивалась от цыгана, она ещё и подсмеивалась над ним. Весь табор понимал, что может случиться неладное, но никто не решился вмешиваться. Только слышали, как уходил Зобар по ночам далеко от табора и «плакала» его скрипка.

Продолжим описание характеристики Лойко Зобара.

Радда признаётся, что любит Лойко, но ценит больше всего волю. Без него она не может жить, но волю любит всё-таки больше. В итоге, желая испытать возлюбленного, красавица ставит ему условие: она выйдет за него замуж, если он поклонится ей перед всем табором и поцелует правую руку.

Герой оказывается перед выбором: пожертвовать свободой и выполнить задание Радды или сохранить гордость и достоинство. Лойко выбирает путь свободы. Ему больно и трудно принять решение. Но пожертвовать идеалом свободы, достоинством и силой цыган не может.

Он убивает Радду, понимая, что иного выхода у него нет. По мнению Макара Чудры, любовь и гордость несовместимы. Герой прошёл испытание, предложенное возлюбленной, он оказался решительным и гордым человеком, достойным Радды, поэтому цыганка умирает с улыбкой на устах.

Вот что составляет образ главного героя и является характеристикой Лойко Зобара.

В финале рассказчик представляет, как сливаются в едином танце фигурки Лойко Зобара и Радды, соответствуя прекрасному ритму моря. Свободная стихия, волевые, сильные люди – идеал рассказчика.

Вы прочитали статью, в которой была представлена характеристика Лойко Зобара, главного героя рассказа «Макар Чудра». Вас также может заинтересовать по теме:

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/harakteristika-loyko-zobara-iz-rasskaza-makar-chudra

Ответы@Mail.Ru: Характеристика Лойко Забар из произведения М. Горького ” Макар Чудра”

Обратите внимание

За 5 минут этого не сделаешь, потому бросаю все, что нашла в интернете, а там сам отделяй зерна от плевел (если понимаешь, о чем я говорю) . И сразу скажу: дать характеристику Лойко Забару и не говорить о Радде невозможно. Молодая, красивая цыганская пара Лойко Забар и Радда любят друг друга.

Важно

Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев.

Совет!

Лойко уступает Радде и при всех встаёт перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает её. Тут же и он стал жертвой от рук её отца. Особенностью композиции этого рассказа является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей.

Важно

Для Макара Чудры Лойко и Радда идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни.

Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же чувства и обрекают их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими. Радда – свободолюбивая, гордая цыганка. В ней есть многие черты Лойко Зобара.

Они оба ценят свободу, у них есть свой взгляд на многие вещи, они сильные личности, не подчиняются правилам общества, а придерживаются собственных принципов.

В подтверждение этих черт скажем, что Радда не может просто уйти с богатым купцом, купившись лишь на звон его монет, а Зобар – не может не украсть понравившуюся ему коня, если того и охраняет батальон солдат.

Для этих героев невозможность удовлетворить собственные желания, невозможность сделать то, чего им хочется, необходимость пойти наперекор себе, сделав какое-то дело против своей воли, равносильно долгим и мучительным пыткам, так как свобода – это их душа, их дух, их сущность. Радда встречается с Лойко Зобаром, «коса находит на камень» . Тут мы уверяемся, что в любви может отсутствовать гармония и свобода, что это может быть не союзом равных, что в любви одна половинка должна подчиняться другому. Но подобные правила не относятся ни Радде, ни Зобару. Это и будет началом конца в их отношениях… Фильм “Табор уходит в небо” смотрел?

Образ Зобара исключителен и романтизирован. По рассказу Макара: «его глаза как звезды ясные светятся, а улыбка – как целое солнце» . Он отличный наездник. Когда Зобар сидит на коне, они как единое целое. Создается ощущение, что они с конем выкованы из одного куска железа, они едины.

В нем сила и красота сочетается с незыблемой внутренней добротой. Этому подтверждение слова: «Если тебе понадобилось его сердце, он сам вырвет ее из груди и отдаст, лишь бы это способствовало доброму делу» . Зобар по уши влюбляется в красавицу Радду.

Совет!

Он открывает ей свою душу, раскрывает про свою любовь, говорит что любит. Но гордая Радда долго отвергает его чувства, воля своя ей дороже любви. Решив принять его предложение, стать его женой, она выдвигает такое условие, которое Зобар не может выполнить, не унизившись. Это ставит точку в их отношениях.

Переполненный чувствами Зобар вонзает в сердце любимой острый кинжал, которой позже Данила убивает его самого.


Обратите внимание

За 5 минут этого не сделаешь, потому бросаю все, что нашла в интернете, а там сам отделяй зерна от плевел (если понимаешь, о чем я говорю) . И сразу скажу: дать характеристику Лойко Забару и не говорить о Радде невозможно. Молодая, красивая цыганская пара Лойко Забар и Радда любят друг друга.

Важно

Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев.

Совет!

Лойко уступает Радде и при всех встаёт перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает её. Тут же и он стал жертвой от рук её отца. Особенностью композиции этого рассказа является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей.

Важно

Для Макара Чудры Лойко и Радда идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни.

Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же чувства и обрекают их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими. Когда Зобар сидит на коне, они как единое целое. Создается ощущение, что они с конем выкованы из одного куска железа, они едины.

В нем сила и красота сочетается с незыблемой внутренней добротой. Этому подтверждение слова: «Если тебе понадобилось его сердце, он сам вырвет ее из груди и отдаст, лишь бы это способствовало доброму делу» . Зобар по уши влюбляется в красавицу Радду.

Он открывает ей свою душу, раскрывает про свою любовь, говорит что любит. Но гордая Радда долго отвергает его чувства, воля своя ей дороже любви.

Обратите внимание

За 5 минут этого не сделаешь, потому бросаю все, что нашла в интернете, а там сам отделяй зерна от плевел (если понимаешь, о чем я говорю) . И сразу скажу: дать характеристику Лойко Забару и не говорить о Радде невозможно. Молодая, красивая цыганская пара Лойко Забар и Радда любят друг друга.

Важно

Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев.

Совет!

Лойко уступает Радде и при всех встаёт перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает её. Тут же и он стал жертвой от рук её отца. Особенностью композиции этого рассказа является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей.

Важно

Для Макара Чудры Лойко и Радда идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни.

Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же чувства и обрекают их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими. Когда Зобар сидит на коне, они как единое целое. Создается ощущение, что они с конем выкованы из одного куска железа, они едины.

В нем сила и красота сочетается с незыблемой внутренней добротой. Этому подтверждение слова: «Если тебе понадобилось его сердце, он сам вырвет ее из груди и отдаст, лишь бы это способствовало доброму делу» . Зобар по уши влюбляется в красавицу Радду.

Он открывает ей свою душу, раскрывает про свою любовь, говорит что любит. Но гордая Радда долго отвергает его чувства, воля своя ей дороже любви.

Обратите внимание

За 5 минут этого не сделаешь, потому бросаю все, что нашла в интернете, а там сам отделяй зерна от плевел (если понимаешь, о чем я говорю) . И сразу скажу: дать характеристику Лойко Забару и не говорить о Радде невозможно. Молодая, красивая цыганская пара Лойко Забар и Радда любят друг друга.

Читайте также:  Сочинение мои любимые страницы романа герой нашего времени (лермонтов)

Важно

Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев.

Совет!

Лойко уступает Радде и при всех встаёт перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает её. Тут же и он стал жертвой от рук её отца. Особенностью композиции этого рассказа является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей.

Важно

Для Макара Чудры Лойко и Радда идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни.

Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же чувства и обрекают их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими. Когда Зобар сидит на коне, они как единое целое. Создается ощущение, что они с конем выкованы из одного куска железа, они едины.

В нем сила и красота сочетается с незыблемой внутренней добротой. Этому подтверждение слова: «Если тебе понадобилось его сердце, он сам вырвет ее из груди и отдаст, лишь бы это способствовало доброму делу» . Зобар по уши влюбляется в красавицу Радду.

Он открывает ей свою душу, раскрывает про свою любовь, говорит что любит. Но гордая Радда долго отвергает его чувства, воля своя ей дороже любви.

Обратите внимание

За 5 минут этого не сделаешь, потому бросаю все, что нашла в интернете, а там сам отделяй зерна от плевел (если понимаешь, о чем я говорю) . И сразу скажу: дать характеристику Лойко Забару и не говорить о Радде невозможно. Молодая, красивая цыганская пара Лойко Забар и Радда любят друг друга.

Важно

Но у обоих стремление к личной свободе так сильно, что даже на свою любовь они смотрят как на цепь, сковывающую их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви ставит свои условия, стараясь главенствовать. Это приводит к напряженному конфликту, заканчивающемуся смертью героев.

Совет!

Лойко уступает Радде и при всех встаёт перед ней на колени, что у цыган считается страшным унижением, и в тот же миг убивает её. Тут же и он стал жертвой от рук её отца. Особенностью композиции этого рассказа является то, что автор вкладывает в уста главного героя романтическую легенду. Она помогает нам глубже понять его внутренний мир и систему ценностей.

Важно

Для Макара Чудры Лойко и Радда идеалы свободолюбия. Он уверен, что два прекрасных чувства, гордость и любовь, доведенные до своего высшего выражения не могут примириться. Человек, достойный подражания, в его понимании, должен сохранять свою личную свободу ценой собственной жизни.

Независимость и гордость этих людей, конечно, восхищают и привлекают, но эти же чувства и обрекают их на одиночество и невозможность счастья. Они рабы своей свободы, они не способны жертвовать даже ради людей, любимых ими. Когда Зобар сидит на коне, они как единое целое. Создается ощущение, что они с конем выкованы из одного куска железа, они едины.

В нем сила и красота сочетается с незыблемой внутренней добротой. Этому подтверждение слова: «Если тебе понадобилось его сердце, он сам вырвет ее из груди и отдаст, лишь бы это способствовало доброму делу» . Зобар по уши влюбляется в красавицу Радду.

Он открывает ей свою душу, раскрывает про свою любовь, говорит что любит. Но гордая Радда долго отвергает его чувства, воля своя ей дороже любви.

Источник: https://touch.otvet.mail.ru/question/71932069

Максим Горький, “Макар Чудра”: анализ, главные герои :

Рассказ “Макар Чудра”, анализ которого приведен в этой статье, – одно из самых известных произведений советского писателя Максима Горького. Впервые он был опубликован в 1892 году в газете “Кавказ”. Подписан псевдонимом М. Горький.

История создания

Рассказ “Макар Чудра”, анализ которого вы можете прочитать в этой статье, был написан Алексеем Пешковым в 1892 году, когда он находился в Тифлисе. В то время писатель как раз активно общался с членами революционного движения, в первую очередь, с Александром Калюжным.

Калюжный всегда внимательно слушал рассказы юноши о его странствиях, каждый раз предлагал ему записывать их, чтобы потом можно было оформить в рассказ или повесть.

Калюжный стал одним из первых, кому Пешков показал рукопись рассказа “Макар Чудра”. Революционер воспользовался своими знакомствами среди журналистов и пристроил произведение в журнал “Кавказ”.

Решающую роль в этом сыграл публицист Цветницкий.

Спустя много лет, в 1925 году, Горький с теплотой вспоминал о своем литературном дебюте в письме Калюжному. Он отмечал, что многим ему обязан, что получил толчок, благодаря которому вот уже 30 лет верно и преданно служить отечественному искусству.

Краткое содержание рассказа

Рассказ “Макар Чудра” начинается с описания романтической ночи у моря. На берегу горит костер, возле огня сидит старый цыган, которого зовут Макар Чудра.

Именно он и рассказывает писателю увлекательную историю о вольном цыганском народе. При этом Макар всячески призывает окружающих беречься от любви. По его словам, полюбив раз, человек навсегда теряет волю.

В подтверждение своих слов он рассказывает быль, которая и легла в основу этого рассказа.

Обратите внимание

В рассказе “Макар Чудра” главный герой – молодой цыган по имени Лойко Зобар. Его знали во многих европейских странах, в которых он прослыл знатным конокрадом. В Чехии, Венгрии и Словении многие мечтали отомстить ему за уведенных лошадей и даже убить. Кони же были его главной страстью в жизни, деньги он зарабатывал легко, не ценил их, мог сразу отдать любому нуждающемуся.

События начали развиваться вокруг табора, который остановился в Буковине. Там была прекрасная девушка Радда, разбившая уже не одно сердце. Красоту ее нельзя было описать словами, многие молодые люди мечтали о ней, а один богач даже бросал пачки денег к ее ногам, упрашивая выйти за него. Все было тщетно. Радда всегда твердила только одно. Орлице не место в гнезде воронья.

Зобар приезжает в табор

Из этой статьи вы узнаете сюжет рассказа “Макар Чудра”. Содержание описано достаточно подробно. Однажды в этот табор приехал Зобар. Он был красив.

Горький пишет, что его усы ложились на плечи, смешивались с кудрями, а глаза горели, будто ясные звезды, улыбка же была подобна солнцу. Возникало впечатление, что его всего выковали из куска железа.

Еще он играл на скрипке, да так, что многие тут же начинали плакать.

И в этот раз он сыграл, поразив всех окружающих, даже Радду.

Она похвалила его способности, а он в ответ произнес, что его скрипка сделана из груди молодой девушки, а струны свиты лучшими мастерами из ее сердца.

Девушка нисколько не прониклась этим романтическим сравнением, отметив только, что люди, очевидно, врут, рассуждая об уме Зобара. Юноше ничего не оставалось, как только подивиться острому языку этой девушки.

На ночь цыган остался ночевать у Данилы, отца Радды. Утром он поразил всех вокруг, выйдя с тряпкой, которая была повязана у него на голове. На все вопросы отвечал, что его зашиб конь. Но все окружающие посчитали, что дело совсем в другом, всему виной Радда.

Между тем, Лойко остался жить с табором, в котором в то время дела шли весьма хорошо. Всех он покорял своей мудростью, как будто прожил уже не один десяток лет, а на скрипке играл так, что у всех сердце замирало.

Важно

В таборе он пришелся ко двору настолько, что, порой, казалось, люди готовы за него жизни отдать, любят его и ценят. Все, кроме Радды. А Зобар полюбил девушку крепко. Так, что не мог думать ни о чем другом. Окружающие цыгане все видели, понимали, но ничего не могли поделать.

Только вспоминали слова предков, что если два камня катятся один на другой, то лучше между ними не становиться, а то можно изувечиться.

Песня Зобара

В один из вечеров Зобар исполнил новую песню, от которой все были в восторге, начали его хвалить. А вот Радда осталась в своем репертуаре – она высмеяла Зобара. Отец уже намеревался проучить ее кнутом, но сам Лойко ему это не позволил. Вместо этого попросил у Данилы отдать ее ему в жены.

Тот хоть и удивился этой просьбе, но согласился, сказав, бери, коль сумеешь. После этого Зобар подошел к девушке и признался, что она покорила его сердце и теперь он берет ее в жены.

Единственное условие их семейной жизни, она никогда и ни при каких обстоятельствах не должна перечить его воле. Зобар заявил, что он свободный человек и всегда будет жить так, как того захочет.

Сначала Радда сделала вид, что смирилась, но затем незаметно обвила ноги Лойко кнутом и резко дернула. Зобар упал будто подкошенный. Она же только ехидно улыбнулась, отошла в сторону и легла на траву.

В тот же день расстроенный Зобар убежал в степь. Макар отправился за ним, боясь, что в таком состоянии он может наделать глупостей. Он наблюдал за Лойко издали, не выдавая себя. Но тот вообще ничего не делал, а только на протяжении трех часов сидел неподвижно.

Спустя это время вдалеке появилась и Радда. Она подошла к Зобару. Обиженный Лойко сразу же попытался ударить ее ножом, она же в ответ приставила к его голове пистолет и объявила, что пришла сюда не ссориться, а мириться, потому что тоже любит его.

Но при этом призналась, что еще больше, чем Зобара, она любит волю.

Девушка пообещала Лойко ночь любви и жаркие ласки, но только при одном условии. Если он прилюдно, перед всем табором преклонит перед ней колено и поцелует правую руку, признавая ее старшинство в семье.

Раздосадованный Зобар крикнул в бессилии на всю степь, но его любовь к девушке была так велика, что он согласился и на это условие, которое должно было поставить крест на его свободолюбии и уважении в обществе.

Возвращение в табор

Когда Зобар вернулся в табор, он подошел к старейшинам и признался, что внимательно заглянул в собственное сердце, но не увидел там ни прежней вольной и свободной жизни, вообще ничего. В нем была одна только Радда.

Поэтому он принимает ее условие и в ближайшее время поклониться ей в ноги перед всем табором и поцелует ее правую руку.

В завершении он только отметил, что проверит, действительно ли у девушки такое крепкое сердце, которым она так любит перед всеми хвастаться.

Совет!

Ни старейшины, ни остальные цыгане не успели понять, что значат эти последние слова Зобара. Он же схватил нож и воткнул прямо в сердце красавицы, по самую рукоятку. Радда тут же вырвала нож из груди, заткнула кровоточащую рану своими длинными и прекрасными волосами, сказав, что ожидала именно такую смерть.

Читайте также:  Отец базарова - василий в романе отцы и дети тургенева характеристика и образ героя

Нож подобрал ее отец Данило и ударил Лойко прямо в спину, напротив его сердца. Радда осталась на земле, зажимая свою рану рукой, из-под которой быстро сочилась кровь, а у ее ног раскинулось тело умирающего Зобара. На этом завершилась историю, которую рассказал писателю Макар Чудра.

Рассказ завершается признанием писателя, что ему после услышанного не спалось всю ночь. Он не мог сомкнуть глаз и без отрыва смотрел на раскинувшееся перед ним море.

Вскоре ему начало казаться, что он видит царственную Радду, которая идет по волнам, а за ней, раскинув руки, прямо по пятам плывет Лойко Зобар. Они будто бы кружились во тьме ночной, безмолвно, не спеша и плавно.

Но как бы Лойко не старался, он никак не мог поравняться с Раддой, все время оставаясь у нее за спиной.

Анализ рассказа

Прежде всего, нужно отметить, что рассказ “Макар Чудра”, анализ которого приведен в этой статье, первое печатное произведение, опубликованное Алексеем Пешковым. Его он подписал псевдонимом, под которым со временем и стал известен на весь мир. Теперь все знают, что автор рассказа “Макар Чудра” – Горький.

Перед тем как издать свое первое произведение Пешков на протяжении нескольких лет скитался по стране. Он стремился лучше узнать Россию, познакомиться и пообщаться как можно с большим количеством людей. Он ставил перед собой амбициозную задачу, понять тайну огромной страны, в которой так много бедных и обездоленных людей. Он мечтал понять, по какой причине страдает русский народ.

К концу этого путешествия в его активе были десятки увлекательных историй, которыми он охотно делился с многочисленными попутчиками и людьми, которые встречались на его пути. При этом во время самого путешествия в котомке будущего писателя не всегда находился даже ломоть хлеба, не говоря уже о чем-то более существенном.

Обратите внимание

Зато всегда там находилась толстенная тетрадь, в которой он вел записи и наблюдения обо всем увиденном и услышанном. Он записывал свои встречи с интересными людьми, события, которые происходили, истории, которые они ему рассказывали. Позже именно из этих записок и родились многочисленные рассказы и стихи писателя, многие из которых ему удалось опубликовать.

Так появился и “Макар Чудра” Горького.

Романтизм писателя

Стоит отметить, что ключевое направление в рассказе “Макар Чудра” – романтизм. Это характерно для всех ранних произведений Алексея Пешкова. В центре повествования мы видим типичного романтического героя – Лойко Зобар. Для него, как и для рассказчика Макара, самое главное в этой жизни – это свобода. Личная свобода, которую он никогда и ни на что не готов променять.

В своем произведении Горький описывает типичное представление о жизни и окружающем мире большинства цыган, которые встречались на его пути. Они искренне считали, что крестьяне – рабы, которые появляются на свет только для того, чтобы ковыряться в земле, а в конце жизни умереть, не успев даже самим себе выкопать могилу.

Их максималистское стремление к свободе воплощается и в героях этой легенды, которая приводится на страницах рассказа “Макар Чудра”. Анализ этого произведения помогает лучше понять этот народ, для которого свобода в определенный момент стала ценнее даже самой жизни.

Герои рассказа

Главный женский персонаж рассказа “Макар Чудра” – Радда. Это молодая, обворожительная и красивая цыганка. Без ума от нее и Лойко Зобар, известный скрипач и конокрад. Молодые люди любят друг друга, но не могут себе позволить быть вместе. Потому что в этом случае они лишатся самого главного, что у них есть.

Их личной свободы. В отношениях все равно приходится выбирать, кто из партнеров будет ведущим, а кто останется ведомым. В этом рассказе любовь и свобода – главные темы. Макар Чудра и сам придерживается такой же жизненной позиции, поэтому, как и большинство остальных жителей табора, хорошо понимает молодых людей.

Личная свобода значит для них так много, что даже на свою чистую любовь они смотрят, как на цепь, которая все равно будет сковывать их независимость. Каждый из них, признаваясь в любви, ставит условия, старается главенствовать.

В результате все это приводит к роковому конфликту, который заканчивается трагической смертью обоих героев. Свои отношения они выясняют перед всем табором. Лойко поначалу подчиняется девушке, преклоняет перед ней колено, признавая ее главенство, а это у цыган считается, пожалуй, самым страшным унижением.

Но как только он признает ее независимость, тут же хватает кинжал и убивает свою любимую. Сам Зобар, спустя минуту, умирает от руки отца девушки, для которого эта потеря становится тяжелым и непоправимым ударом.

Свобода и любовь в рассказе “Макар Чудра” становятся тем, что отличает героев от большинства окружающих, выделяет их из толпы, но в тоже время губит раньше времени.

Особенности композиции

Главной особенностью композиции этого произведения является то, что автор вкладывает историю в уста главного героя, который и ведет повествование. Перед нами разворачиваются события романтической легенды, которая помогает лучше понять внутренний мир героев и их систему ценностей.

В рассказе “Макар Чудра” проблемы поднимаются, актуальные и в то время, и сейчас. Что важнее для человека – любовь или личная свобода? Для большинства персонажей этого произведения свобода оказывается важнее даже собственной жизни.

Рассказчик Макар убежден, что любовь и гордость – два прекрасных чувства. Но когда они достигают своего наивысшего выражения, они уже не способны примирится друг с другом. В его представлении человек должен обязательно сохранять свою личную свободу, пусть даже и ценою своей жизни.

Еще одна композиционная особенность – повествователь, который практически незаметен. Мы только знаем, что ему рассказывает свою историю Макар Чудра. Смысл, которые вкладывает автор в эту особенность композиции в том, что тот не согласен со своим героем. При этом прямо он не возражает цыгану.

Но в конце рассказа, когда любуется морем, проявляет собственное мнение по этому поводу. Его восхищают гордость и независимость героев, но в тоже время он не может смириться с тем, что эти черты означают для них одиночество и невозможность быть счастливыми.

Писатель, а вслед за ним и сам автор, считают, что они рабы свободы.

Художественные приемы

Чтобы лучше донести свои идеи до читателей, автор пользуется большим арсеналом художественных приемов. Например, морской пейзаж обрамляет всю сюжетную линию рассказа. Образ моря напрямую связан с душевным состоянием героев. В начале рассказа оно спокойное и умиротворенное, но со временем все меняется, а когда начинает накрапывать дождь, море уже по-настоящему рокочет. Глухо и сердито.

Яркой чертой этого произведения является и его музыкальность. На протяжении всего рассказа Зобар играет на скрипке, покоряя всех окружающих.

Источник: https://www.syl.ru/article/356446/maksim-gorkii-makar-chudra-analiz-glavnyie-geroi

Тема свободы в рассказе М. Горького «Макар Чудра»

Тема свободы в рассказе М. Горького «Макар Чудра». Ранние рассказы М. Горького называют произведениями романтизма «нового этапа». В одном ряду стоят его революционно-романтические «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». Их яркие герои наделены основной чертой — страстью к свободе.

Это и определяет их поступки. Исходя из традиций русской классической литературы, писатель вкладывает в свои произведения особый пафос: романтика призывает действовать, бороться, идти на подвиг. Они были актуальны как пропаганда в преддверии революции и остаются актуальными сейчас, потому что содержат в себе мудрость,

Годы странствий автора по России дали ему огромный жизненный опыт. Он записывал свои впечатления в дорожную тетрадь, и многие сюжеты вошли позже в его произведения. «Макар Чудра» был первым опубликованным рассказом М. Горького.

Важно

Именно он, напечатанный в 1892 году в тифлисской газете «Кавказ», был впервые подписан этим псевдонимом. Рассказ сразу же обратил на себя внимание яркими образами и актуальной проблематикой.

Горький рассказал услышанную им в путешествии легенду о людях, больше всего на свете ценящих независимость и свободу. Рассказ построен необычно — автор использует рамочную композицию, это так называемый «рассказ в рассказе».

Начинается рассказ с диалога старого цыгана Макары Чудры и повествователя. Образ повествователя здесь особенный. Это диалог, где слов повествователя мы не слышим, и его самого не видим, есть только ответные реплики Макары Чудры.

Герои Горького — это воплощение гордости и дерзости, цельные характеры, не зависимые от своих страстей, красивые и уверенные в себе люди. Старый Макар говорит о том, что для него правда жизни — в свободе.

Он родился не для того, чтобы быть рабом, для него понятны воля и ширь степная, «говор морской волны веселит ему сердце». Макар считает, что жить нужно, не останавливаясь на одном месте и не задумываясь о жизни, чтобы не разлюбить ее.

Не надо задавать себе вопросы, зачем живешь, иначе одолеет тоска.

Он не понимает русского, который советует ему жить по божьему слову и говорит, что тогда бог даст все: почему же сам он не попросит у него новую одежду взамен порванной? Цыган рассказывает быль, которую «как запомнишь, — век свой будешь свободной птицей». Свобода для него — самая большая ценность на свете.

Эта романтическая легенда помогает нам понять внутренний мир героя и то, что он ценит. Удалой малый Лойко Зобар любил только коней, и то недолго — у него не было ничего заветного и он ничего не боялся.

Вот как характеризует его Макар Чудра: «Будь я проклят, коли я его не любил уже, как себя, раньше, чем он мне слово сказал или просто заметил, что и я тоже живу на белом свете! Вот, сокол, какие люди бывают! Взглянет он тебе в очи и полонит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а еще и гордо для тебя.

С таким человеком ты и сам лучше становишься. Мало, друг, таких людей!.. И мудр, как старик, и сведущ во всем, и грамоту русскую и мадьярскую понимал.

Совет!

Бывало, “‘Ойдет говорить — век бы не спал, слушал его! А играет — убей меня гром, коли на свете еще кто-нибудь так играл! Проведет, бывало, по струнам смычком и вздрогнет у тебя сердце, проведет еще раз — и замрет оно, слушая, а он играет и улыбается. И плакать и смеяться хотелось в одно время, слушая его».

Красавица Радда ни за какие деньги не продала бы свою свободу и гордость. Когда Зобар говорит ей о своей любви, она сшибает его с ног ременным кнутовищем. А потом приходит к нему мириться. Вот что говорит Радда Лойко: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя.

А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня. Так вот я хочу, чтоб ты был моим и душой и телом». Радда требует от влюбленного цыгана, чтобы он покорился ей как старшему, на виду у всего табора. Цыгане — настолько гордые люди, что встать на колени для них подобно смерти.

Однако жестокосердечная Радда требует этого от Лойко, обещая ему свою любовь. Почему так ведет себя «дьявольская девка» Радда? Почему нелегко дается Лойко его признание в любви? Герои свободолюбивы и не хотят быть подчинены ничему, даже любовной страсти.

Они не признают зависимости даже от любимого человека, и поэтому говорят о любви и тут же ведут борьбу за независимость, за главенство.

Как относятся к происходящему цыгане? Им «даже уйти куда-то хотелось, лишь бы не видеть, как Лойко Зобар упадет в ноги девке — пусть эта девка и ( Радда. Стыдно было чего-то, и жалко, и грустно». Как же разрешается конфликт? Что выбирают герои? Финал рассказа трагичен.

Читайте также:  Образ и характеристика груши в повести лескова очарованный странник сочинение

Лойко отказывается поклониться ей в ноги и вонзает в Радду нож, а  потом становится перед мертвой девушкой на колени. Перед смертью Радда говорит, что знала, что Лойко так и сделает, оценив то, что он не отказался от своего идеала ради любви, не унизил себя.

Отец Радды, Данило, вонзает тот же нож в спину Лойко.

Пейзаж в рассказе передает чувства героев — «море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган». Морской пейзаж с сильным холодным ветром, молчащая темнота степи, осенний дождь, пламя костра — эти зарисовки выглядят как обрамление легенды.

Обратите внимание

Автор говорит о том, что человек только тогда станет борцом, если он достиг внутренней свободы. Горький придает Лойко черты и задатки народного героя, готового пожертвовать собой ради другого человека или ради идеи.

История Зобара и Радды показывает, что свободу они ценят больше жизни и любви. Каждый ставит свои невыполнимые условия для любимого человека.

По мнению Макара Чудры, гордость и любовь несовместимы, и больше всего на свете цыган должен оберегать свою независимость, даже если она может быть сохранена только ценой собственной жизни.

Рассказчик же приводит нас к мысли о том, что гордость обрекает человека на одиночество. А поэтому герои становятся заложниками своей свободы.

Источник: https://prepodka.net/tema-svobody-v-rasskaze-m-gorkogo-makar-chudra/

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

«Макар Чудра» относится к ранним романтическим рассказам Горького. Все произведение носит печать этого «романтического».

    Во-первых, этот рассказ является переложением старинной легенды. Писатель обращается к народному творчеству, берет из него необходимый материал и вводит в свое произведение.

Во-вторых, герои Горького – сильные, гордые, благородные, смелые, самоотверженные, жаждущие подвига, вольнолюбивые цыгане.

    Мне кажется, неслучайно именно цыган писатель сделал главными героями своего произведения. Ведь это одни из самых романтических персонажей. Они всегда в дороге, преодолевают бескрайние просторы.

Цыгане всегда готовы защищать свою свободу, эти люди никому не подвластны, кроме самих себя. У цыган свой мир, свои традиции.

Можно сказать в полной уверенности, что это исключительные люди и исключительные герои.

    Очень необычен у цыган и внешний вид: яркие костюмы, множество блестящих украшений. А как красив этот народ! Макар Чудра так говорит о Радде: «О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно было бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает».

    Еще одна особенность рассказа – это картины яркой, южной, просто сказочной природы. Эта природа вводит нас, как мне кажется, в необычный мир цыган: «С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задушевную мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов».

Степь и море символизируют в рассказе безграничную свободу, простор, где нет ни границ, ни преград. Здесь человек сам себе хозяин. Но и степь, и море сулят много трудностей, они обманчивы в своем спокойствии. С ними может справиться только необыкновенный и сильный человек.

Именно такие люди и «населяют» рассказ Горького.

    Надо сказать, что композиция этого произведения также необычна. Она представляет собой рассказ в рассказе. Старый цыган Макар Чудра выступает здесь в роли «второго» рассказчика. Сначала он просто говорит о жизни, размышляет, делится своими впечатлениями с «первым» рассказчиком – автором. Затем Чудра рассказывает ему легенду о Радде и Лойко.     Повествование в рассказе ведется в форме диалога. Чудра постоянно обращается к своему спутнику, но мы не слышим ответов собеседника цыгана. Рассказчик здесь – просто слушатель: «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю выбрал себе, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся – лег и умирай – вот и все!»     Но именно благодаря “слушателю” мы «видим» природу в рассказе, его глазами смотрим на цыгана и через его сознание воспринимаем все сказанное и рассказанное Чудрой.     Интересен и конфликт рассказа. Это не противопоставление героя и общества или противопоставление «хорошего» героя и «плохого». В то же время, это и не внутренний конфликт героев. И Чудра, и Лойко, и Радда гармонично вписались в свой цыганский мир. Они полностью принимают его философию и мировоззрение. Эти герои не желают мести, они не тщеславны, им не нужны деньги и они не завистливы. Лойко «любит коней и ничего больше, и то недолго – поездит да и продает, а деньги, кто хочет, тот и возьми». И Радда кошель с деньгами бросает в грязь.     В этом рассказе конфликт возникает между двумя романтическими, сильными героями. В этом его особенность. Каждый из этих героев больше всего на свете ценит свободу. Лойко так говорит об этом: «Я свободный человек и буду жить так, как хочу!» И Радда вторит ему: «А еще я люблю волю».     И хотя герои полюбили друг друга, но они не могут уступить друг другу, им кажется, что при этом они потеряют свою свободу. Радда говорит Лойко: «Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня».     Эти герои не могут жить друг без друга, но не могут и жить без свободы. Отсюда, из этой ситуации, есть только один выход – смерть одного или двух героев. Так и происходит – Лойко убивает Радду и сам гибнет от руки ее отца.     Еще одной особенностью рассказа «Макар Чудра» является его афористичный язык. Лаконично и емко говорит Макар Чудра: «Ходи и смотри, насмотрелся, лег и умирай – вот и все», «…разве ты сам не жизнь?», «…всякий сам учится», «так нужно жить: иди, иди – и все тут», «Долго не стой на одном месте. Ты бегай от дум про жизнь, чтоб не разлюбить ее…»     Макар Чудра много прожил, много всего видел. Вся жизнь его теперь выражается в таких вот «жизненных» афоризмах, в которых виден опыт, мудрость прожитой жизни.

Важно

    Таким образом, рассказ Горького «Макар Чудра» – яркий романтический рассказ. Он повествует об исключительных героях в исключительных обстоятельствах. Это произведение призывает к яркой, смелой, насыщенной жизни, полной страстей и отваги сердца.

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/gorkij-m/makar-chudra/3497-khudozhestvennye-osobennosti-rasskaza-m-gorkogo-makar-chudra

Сочинение по рассказу Горького «Макар Чудра»

В первом опубликованном рассказе — «Макар Чудра» легенда о влюбленных в свободу прекрасных людях соотнесена с размышлениями старого цыгана о жизни и человеке. Правда жизни для Макара заключается в свободе, ему ненавистна власть земли над человеком.

В подтверждение мысли, что самым дорогим в человеке является внутреннее чувство свободы, Макар рассказывает легенду о гордой красавице Радде и прекрасном юноше Лойко Зобаре, для которых даже узы любви были посягательством на свободу.

Ни Лойко, ни тем более Радда не показаны как борцы за свободу других людей, в основе рассказа лежит иная мысль: человек не может бороться за свободу других, если сам не добился внутренней свободы.

Между прочим, у Лойко Зобара были задатки народного героя, готового к самопожертвованию во имя счастья другого человека: «…нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было». Но это уже тема легенды о Данко.

Одним из отличительных признаков романтических рассказов Горького принято считать то, что действие в них обычно происходит среди многокрасочной и величественной природы — в Карпатах, на Дунае, в Бессарабии, в украинском Причерноморье, на Кавказе.

Однако это характеризует не только цикл романтических произведений. Не менее прекрасна природа и в ряде реалистических рассказов Горького 90-х годов. Только в тех и других по-разному соотнесены природа и человек.

В романтических рассказах, как правило, яркая личность гармонирует с величественной картиной природы, в реалистических — роскошные пейзажи нередко противопоставлены серой и скучной жизни обывателей или нищете тружеников.

Рисуя красочные пейзажи в реалистических рассказах, писатель нередко подчеркивает, что прекрасная природа как бы тоскует по людям.

Очень выразительно сказано об этом в финале рассказа «Коновалов», где тщетной попытке маленьких серых людей сковать свободу морских волн противопоставлено живое, чувствующее и многое понимающее море. Ласковое, умиротворенно смеющееся море показано в «Мальве», и этот образ естественно сливается с образом свободолюбивой красавицы Мальвы. А серенький человечек Яков сумел заметить в море только соленую воду.

Таким образом, для Горького картины природы были важны и сами по себе — как олицетворение красоты и богатства родной земли, и как художественные символы. В, романтических рассказах символичность, условность пейзажей выступает на первый план. В них есть и некоторая декоративность, соответствующая стилю этих произведений — сказок, легенд, аллегорий.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй – » Сочинение по рассказу Горького «Макар Чудра». И в закладках появилось готовое сочинение.

Источник: http://www.studbirga.info/sochinenie-po-rasskazu-gorkogo-makar-chudra/

Сочинение на тему «Сочинение по рассказу Горького «Макар Чудра»»

В первом опубликованном рассказе — «Макар Чудра» легенда о влюбленных в свободу прекрасных людях соотнесена с размышлениями старого цыгана о жизни и человеке. Правда жизни для Макара заключается в свободе, ему ненавистна власть земли над человеком.

В подтверждение мысли, что самым дорогим в человеке является внутреннее чувство свободы, Макар рассказывает легенду о гордой красавице Радде и прекрасном юноше Лойко Зобаре, для которых даже узы любви были посягательством на свободу.

Ни Лойко, ни тем более Радда не показаны как борцы за свободу других людей, в основе рассказа лежит иная мысль: человек не может бороться за свободу других, если сам не добился внутренней свободы.

Совет!

Между прочим, у Лойко Зобара были задатки народного героя, готового к самопожертвованию во имя счастья другого человека: «…нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было». Но это уже тема легенды о Данко.

Одним из отличительных признаков романтических рассказов Горького принято считать то, что действие в них обычно происходит среди многокрасочной и величественной природы — в Карпатах, на Дунае, в Бессарабии, в украинском Причерноморье, на Кавказе.

Однако это характеризует не только цикл романтических произведений. Не менее прекрасна природа и в ряде реалистических рассказов Горького 90-х годов. Только в тех и других по-разному соотнесены природа и человек.

В романтических рассказах, как правило, яркая личность гармонирует с величественной картиной природы, в реалистических — роскошные пейзажи нередко противопоставлены серой и скучной жизни обывателей или нищете тружеников.

Рисуя красочные пейзажи в реалистических рассказах, писатель нередко подчеркивает, что прекрасная природа как бы тоскует по людям.

Очень выразительно сказано об этом в финале рассказа «Коновалов», где тщетной попытке маленьких серых людей сковать свободу морских волн противопоставлено живое, чувствующее и многое понимающее море. Ласковое, умиротворенно смеющееся море показано в «Мальве», и этот образ естественно сливается с образом свободолюбивой красавицы Мальвы. А серенький человечек Яков сумел заметить в море только соленую воду.

Таким образом, для Горького картины природы были важны и сами по себе — как олицетворение красоты и богатства родной земли, и как художественные символы. В, романтических рассказах символичность, условность пейзажей выступает на первый план. В них есть и некоторая декоративность, соответствующая стилю этих произведений — сказок, легенд, аллегорий.

Источник: https://schoolsochinenie.ru/sotchinenie-po-rasskazu-gorykogo-makar-tchudra.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector