Образ и характеристика городничего сквозника-дмухановского в комедии ревизор гоголя сочинение

Антон Антонович — городничий. Кто он? (Н.В.Гоголь «Ревизор»

Сочинения › Гоголь Н.В. › Ревизор

Готовые Домашние Задания

Бессмертная комедия Н.В.Гоголя «Ревизор» подарила нам много незабываемых образов, актуальных и в наше время. Один из главных героев комедии — городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский.

Глава города из него никудышный. Деятельность Антона Антоновича привела к тому, что все в городе пришло в упадок, честно не работает ни одна служба. Городничий видит, как плохо обстоят дела всюду, но предпринять что- либо совсем не желает.

Судье Ляпкину-Тяпкину, указывая на беспорядок в его ведомстве, просто говорит: «Я и прежде хотел вам это заметить, но все как-то позабывал».

Только весть о приезде ревизора заставила героя собрать городских чиновников и призвать их навести видимость порядка.

Обратите внимание

Те, в свою очередь, относятся к городничему уважительно, ведь с его молчаливого согласия каждый из них нарушает закон и обкрадывает казну. Свое рвение к службе чиновники высказывают только на словах и втайне побаиваются градоначальника: «Помилуйте, как можно! Слабыми силами, рвением и усердием к начальству…постараемся заслужить…»

К городским купцам Антон Антонович относится неуважительно и сурово, безжалостно обирает их. Один из купцов так говорит об этом: «Такого городничего никогда еще не было. Такие обиды чинит, что описать нельзя.

Постоем совсем заморил, хоть в петлю полезай…Мы уж порядок всегда исполняем… Нет, вишь ты, ему всего этого мало! Придет в лавку и, что ни попадет, все берет…»; «…и уж, кажись, всего нанесешь, ни в чем не нуждается; нет, ему еще подавай…» Это характеризует городничего как человека жадного и алчного.

Его добродетельность проявляется только в отношении к жене и дочери. Он не оставляет их в неведении по поводу приезда ревизора и, даже сильно торопясь, пишет жене нежную и вежливую записку: «Целуя, душенька, твою ручку, остаюсь твой…»

Таким образом, городничий представляется нам «неглупым по-своему человеком», сумевшим направить все городские дела на собственное обогащение.

Заключительная сцена комедии – достойный финал деятельности градоначальника. Он предстает одураченным, глупым человеком, которого легко обвел вокруг пальца заезжий пройдоха из Петербурга.

Это было таким потрясением для Антона Антоновича, что он в недоумении повторяет: «Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил глупый баран из ума! Вот смотрите, смотрите, весь мир, все христианство, все смотрите, как одурачен городничий!»

Градоначальнику преподнесен хороший урок. Может быть, эта комедия Гоголя будет и в наше время являться напоминанием каждому чиновнику, что в его жизни может появиться вот такой же «ревизор».

Сочинения по теме:

  • Проблема города N в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». сочинение
  • Описание города в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». сочинение
  • Образ города в комедии «Ревизор». сочинение
  • Анализ образа Хлестакова. сочинение

Источник: http://1soch.ru/gogol-nv/revizor/anton-antonovich-gorodnichiy-kto-on-n-v-gogol-revizor

Образ городничего в «Ревизоре»: характеристика Сквозник-Дмухановского

Городничий по фамилии Сквозник-Дмухановский —2-й (после Хлестакова) по значимости персонаж комедии Гоголя «Ревизор»; глава (по-нынешнему – мэр) уездного города, от которого «3 года скачи, ни до какого государства не доедешь». Такой дальний город должен служить символом провинциальной России времен Гоголя, а Антон Антонович — олицетворять собою тип «городничего вообще».

Согласно гоголевским «Замечаниям для гг. актеров», городничий «уже постаревший на службе и очень не глупый, по-своему, человек …  Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов …  Волоса на нем стриженые с проседью». Образ городничего, так же, как и образ Хлестакова, является сатирой на нравы той эпохи, которые, большей частью, живы до сих пор.

Антон Антонович — в отличие даже от главного героя Хлестакова — присутствует в комедии от первой сцены до последней (см. «Ревизор»: краткое содержание).

Важно

В начале  он зачитывает письмо от «приятеля» Андрея Ивановича Чмыхова с «пренеприятнейшим известием» (а именно: «К нам едет ревизор»).

А в концовке присутствует при оглашении «разоблачительного» письма Хлестакова, которого, непонятным образом обманувшись, счел ревизором; после явления жандарма с сообщением о приезде истинного  чиновника из Петербурга, вместе со другими персонажами замирает в немой сцене.

Именно обмолвка Сквозник-Дмухановский дает завязку комедийному сюжету.

Чиновники обсуждают в узком кругу полученное известие (при этом двое, судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин и почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин, не сговариваясь, объясняют приезд ревизора «политическими причинами», подготовкой государства к войне); городничий отдает срочные распоряжения по «обустройству» города (выгнать лишних больных из больницы, где пациенты выздоравливают «как мухи», и сделать над кроватями оставшихся надписи по-латыни; навести порядок в училищах; перлюстрировать письма). Тем временем помещики Бобчинский и Добчинский ищут «исполнителя» роли инкогнито — и находят его в лице 23-летнего титулярного советника Хлестакова, следующего с подорожной в Саратов, но застрявшего в местном трактире (поскольку ему нечем оплатить долг за проживание и еду).

Невольно «завязав» сюжет, городничий сам продолжает его раскручивать. Придя к Хлестакову, он не верит самым, что ни есть правдивым словам насмерть перепуганного щелкопера, уверенного, что его хотят доставить в тюрьму за неуплату, толкует их как хитроумную увертку «инкогнито» («Какие пули отливает!»).

И наоборот, когда у Хлестакова, уже в доме Антона Антоновича, после «бутылки-толстобрюшки» с губернской мадерой развязывается язык и он довирается до того, что производит себя в фельдмаршалы, — городничий ему почти верит («что, если хоть одна половина из того, что он говорил, правда? Подгулявши, человек все несет наружу» — д. 3, явл. 7).

«Создав» Хлестакова, который в конце концов просит руки его дочери Марьи Антоновны, городничий надеется с его помощью пересоздать свою собственную жизнь. После отъезда мнимого ревизора он словно бы продолжает играть его роль — роль враля и фантазера.

Думая о выгодах родства с «важным лицом», он сам себя мысленно производит в генералы и мгновенно вживается в новый образ, любуется своим «новым положением» («А, черт возьми, славно быть генералом!»).

Непредвиденное появление почтмейстера, вскрывшего и прочитавшего письмо Хлестакова к «душе Тряпичкину» и понявшего, во-первых, что тот вовсе не ревизор, а во-вторых, что унижающие характеристики даны всем чиновникам, в том числе Сквозник-Дмухановскому («глуп, как сивый мерин»), не просто отрезвляет городского главу, не просто обижает до глубины души.

Совет

Он действительно «убит, убит, совсем убит», «зарезан». Городничий как бы сброшен с той самой вершины социальной лестницы, на которую уже в мечтах взобрался. До него постепенно доходит, что он по собственной глупости «сосульку, тряпку принял за важного человека».

Глава города — обманщик, обманувший на своем веку трех губернаторов («что губернаторов нечего и говорить про губернаторов); жулик, готовый вести торг с самим Провидением (он обещает, если все сойдет с рук, поставить одну трехпудовую свечу, для чего на каждую «бестию купца» собирается наложить доставку трех пудов воску; вопрос о том, куда пойдут «лишние пуды», неуместен). И этот самый  чиновник вдруг перехитрил сам себя.

https://www.youtube.com/watch?v=nyQrcYA1kzM

Пережив невероятное, унизительное потрясение, городничий — впервые в жизни! — на мгновение прозревает, хотя сам считает, что ослеп: «Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рылы вместо лиц, а больше ничего».

Таков уездный город, которым он правит; таков он сам; и на пике пережитого срама он внезапно возвышается до настоящего трагизма, хотя и не в силах удержаться от «нашептывания» нечистого.

(«Над кем смеетесь? над собой смеетесь!» — возмущенно восклицает он, словно не понимая, что в этом очистительном смехе человека над самим собою, над своей страстью, над своим грехом автор и видит выход из смысловых коллизий комедии.

) Не случайно в позднейшем «Предуведомлении для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора» (1846) Гоголь определяет положение главы города после объявления о приезде настоящего ревизора («Немая сцена. Городничий посередине в виде столпа с распростертыми руками и закинутою назад головою») как в чем-то даже трагическое.

Источник: http://revizor.my1.ru/publ/sochinenija_po_quot_revizoru_quot/obraz_gorodnichego_v_revizore_kharakteristika_skvoznik_dmukhanovskogo/3-1-0-12

Образ городничего в комедии

Образование 1 марта 2016

Образ городничего в комедии «Ревизор» заметно выделяется среди всех остальных. А. А. Сквозник-Дмухановский (так его звали) надолго остается в памяти читателя.

Завязка сюжета начинается с фразы, которую произносит именно этот герой. Эта фраза уже стала крылатой. Сквозник-Дмухановский, обращаясь к собравшимся, говорит, что хочет сообщить пренеприятное известие.

И произносит знаменитую фразу: «К нам едет ревизор».

Основные черты образа Сквозника-Дмухановского

Автор, составляя замечания для актеров, очень ярко и подробно раскрывает образ городничего в комедии «Ревизор».

Он описывает этого героя как серьезного человека, по-своему умного, опытного в различных жизненных ситуациях, хитрого, взяточника, однако ведущего себя при этом солидно. Его лицо имеет жесткие черты.

Описание, данное автором, а также сама фамилия этого персонажа помогают читателям раскрыть для себя образ городничего в «Ревизоре».

Внешняя солидность и внутренняя порочность

С первых же страниц нам становится ясно, что, несмотря на внешнюю солидность, на разыгрываемую им роль «чиновника в высоком чине», этот человек совершенно не таков, каким пытается быть. Образ городничего в «Ревизоре» по мере развития сюжета произведения все более четко вырисовывается. Он постепенно приобретает окончательное осмысление.

Сквозник-Дмухановский в своем городе является благодетельным главой, который ратует за его жителей. По сути, он представляет собой властелина, который позволяет себе любые поступки и беззаконие исключительно по соображениям эгоизма и личной выгоды. Однако при всем надутом авторитете городничий в «Ревизоре» — человек абсолютно не уважаемый. Его не ценят ни горожане, ни подчиненные.

Видео по теме

Деятельность по наведению порядка в городе

Результат его деятельности – полный упадок уездного городка. Здесь не работает честно ни одна служба. Городничий видит все это, однако не хочет ничего предпринимать. И лишь весть о том, что прибыл ревизор, заставляет его призвать всех своих подчиненных для того, чтобы навести порядок.

Правда, можно ограничиться лишь его видимостью. Советы, которые он дает подчиненным по устранению различных недостатков в службах, свидетельствуют о том, что городничий – это типичный бюрократ. Он заботится только о внешнем впечатлении, а внутреннее состояние той или иной службы его не беспокоит.

Обратимся к конкретному примеру. Внимание исключительно к внешней стороне вопроса обнаруживается у интересующего нас героя, в частности, в указании, которое он дает смотрителю училищ Луке Лукичу.

Сквозник-Дмухановский не стремится взять под контроль методическую подготовку учителей и содержание уроков, а обращает внимание только на внешнее поведение преподавателей, то есть на их «странные поступки». Очевидно, городничий бывал в школах.

К примеру, говоря про одного учителя, гримасничающего на уроках, Сквозник-Дмухановский сам делает гримасу, подражая ему. Про другого же, преподавателя истории, городничий прямо говорит: «Я раз слушал его…».

Однако, несмотря на то, что Сквозник-Дмухановский посещал уроки, он совсем не интересовался их содержанием. Да и учителей городничий знает весьма поверхностно. Он не может вспомнить их фамилий. Про одного он говорит, что это тот, кто «имеет толстое лицо», про другого – что он «исторической части».

Необразованность городничего, его отношение к жизни

Городничий, занимая достаточно высокую должность, по сути своей является необразованным человеком, да при этом еще и грубым.

У него есть множество пороков и дурных наклонностей, с которыми он не собирается бороться, так как искренне убежден в том, что это нормально. Его сущность, как человека, раскрывает правило веры в жизнь, которое он получил еще в детстве.

Городничий считает, что для счастья необходимы чины и деньги, а для их приобретения – низкопоклонничество, казнокрадство и взяточничество.

Городничий как собирательный портрет чиновника

Сквозник-Дмухановский – это собирательный портрет чиновника своего времени. Его образ вобрал множество недостатков, присущих государственному служащему. Лесть и зависть, чинопочитание и низкопоклонство, ложь и жадность, чванство и напыщенность — все эти черты характеризуют образ городничего в комедии «Ревизор». Можно еще долго продолжать этот перечень.

Пожалуй, развязка пьесы является достойным финалом для этого героя. Весьма не лестна в финале характеристика городничего в комедии «Ревизор». В конце произведения он предстает глупым и одураченным человеком. Его удалось обвести вокруг пальца какому-то «заезжему пройдохе из Петербурга».

Актуальность образа городничего

Образ городничего в комедии «Ревизор» раскрывает нам сущность чиновничества того времени. Да и не только того, ведь, чего скрывать, все эти качества присущи и многим государственным деятелям современности. И радовать нас во всей этой истории может только вера в то, что когда-нибудь на «добродетельном пути» этих городничих обязательно появится свой «ревизор».

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/183407/

Ревизор характеристика образа Городничий (Сквозник-Дмухановский Антон Антонович)

РЕВИЗОР

(Комедия в пяти действиях, 1835; пост. 1836; 2-е испр. изд. 1841)

Городничий (Сквозник-Дмухановский Антон Антонович) –
Второй (после Хлестакова) по значимости персонаж комедии; “голова” уездного города, от которого “3 года скачи, ни до какого государства не доедешь”. Такой “срединный” город должен служить символом провинциальной России вообще, а Г. Сквоз-ник-Дмухановский – олицетворять собою тип “городничего вообще”.

Согласно гоголевским “Замечаниям для гг. актеров”, Г. “уже постаревший на службе и очень не глупый, по-своему, человек. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Волоса на нем стриженые с проседью”.

Г. – в отличие даже от Хлестакова – участвует в действии от первой сцены до последней. В начале он зачитывает

письмо от “приятеля” Андрея Ивановича Чмыхова с “пренеприятней-шим известием” (“К нам едет ревизор”). В конце участвует в оглашении “разоблачительного” письма Хлестакова, которого, неожиданно обманувшись, счел ревизором; после явления Жандарма с вестью о приезде “настЬящего” чиновника из Петербурга, вместе со всеми замирает в немой сцене.

Читайте также:  Сочинение кино в нашей жизни (в жизни человека) на русском языке

Именно обмолвка Г. в д. 1, явл. 1 (“…если только уже не приехал и не живет где-нибудь инкогнито”) дает завязку комедийному сюжету.

Чиновники обсуждают в своем кругу полученное известие (при этом двое, судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин и почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин, не сговариваясь, объясняют приезд чиновника “политическими причинами”, подготовкой России к войне); Г.

Обратите внимание

отдает традиционно-водевильные распоряжения по “обустройству” города (выгнать лишних больных из больницы, где пациенты выздоравливают “как мухи”, и сделать над кроватями оставшихся надписи по-латыни; навести порядок

в училищах; перлюстрировать письма). Тем временем помещики Бобчинский и Добчинский ищут “исполнителя” роли инкогнито – и находят его в лице 23-летнего титулярного советника Хлестакова, следующего с подорожной в Саратов, но застрявшего в местном трактире (нечем оплатить долг за постой и еду).

Невольно “завязав” сюжет, Г. сам продолжает его раскручивать. Явившись к Хлестакову (д. 2, явл. 8), Г. не верит правдивым словам насмерть перепуганного щелкопера, уверенного, что его хотят доставить в тюрьму за неуплату, толкует их как хитроумную увертку “инкогнито” (“Какие пули отливает!”).

И наоборот, когда у Хлестакова, уже в доме Г., после “бутылки-толс-тобрюшки” с губернской мадерой развязывается язык и он довирается до того, что производит себя в фельдмаршалы, – Г. ему почти верит (“что, если хоть одна половина из того, что он говорил, правда? Подгулявши, человек все несет наружу” – д.

3, явл. 7).

“Создав” Хлестакова, который в конце концов сватается к его дочери Марье Антоновне, Г. надеется с его помощью пересоздать себя самого, свою собственную жизнь. После отъезда мнимого ревизора Г. словно бы продолжает играть его роль – роль враля и фантазера.

Размышляя о выгодах родства с “важным лицом”, он сам себя мысленно производит в генералы и мгновенно вживается в новый образ – д. 4, явл. 1 (“А, черт возьми, славно быть генералом!”). Неожиданное (явл.

8) появление Почтмейстера, вскрывшего письмо Хлестакова к “душе Тряпич-кину” и обнаружившего, во-первых, что тот “совсем не ревизор”, а во-вторых, что уничижительные характеристики даны всем чиновникам, в том числе Г. (“глуп, как сивый мерин”), не просто отрезвляет Г., не просто оскорбляет до глубины души. Он действительно “убит, убит, совсем убит”, “зарезан”. Г.

как бы сброшен с вершины социальной лестницы, на которую уже мысленно взобрался. До него постепенно доходит, что он по собственной глупости “сосульку, тряпку принял за важного человека”. Г. – обманщик, обманувший на своем веку трех губернаторов (“что губернаторов нечего и говорить про губернаторов”; ср.

пассаж пьяного Хлестакова: “Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш…”); Г. – жулик, готовый вести торг с самим Провидением (он обещает, если все сойдет с рук, поставить одну трехпудовую свечу, для чего на каждую “бестию купца” собирается наложить доставку трех пудов воску; вопрос о том, куда пойдут “лишние пуды”, неуместен). И этот-то чиновник перехитрил сам себя.

https://www.youtube.com/watch?v=nyQrcYA1kzM

Пережив невероятное, унизительное потрясение, Г. – впервые в жизни! – на мгновение прозревает, хотя сам полагает, что ослеп: “Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рылы вместо лиц, а больше ничего”.

Таков город, которым он управляет; таков он сам; и на пике пережитого позора он вдруг возвышается до настоящего трагизма, хотя и не в силах удержаться от “нашептывания” нечистого.

(“Над кем смеетесь? над собой смеетесь!” – возмущенно восклицает он, как бы не понимая, что в этом очистительном смехе человека над самим собою, над своей страстью, над своим грехом автор и видит выход из смысловых коллизий комедии.

) Не случайно в позднейшем “Предуведомлении для тех, которые пожелали бы сыграть как следует “Ревизора” (1846) Гоголь определяет положение Г. после объявления о приезде настоящего ревизора (“Немая сцена. Г. посередине в виде столпа с распростертыми руками и закинутою назад головою”) как истинно трагическое.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/revizor-xarakteristika-obraza-gorodnichij-skvoznik-dmuxanovskij-anton-antonovich/

Характеристика городничего в комедии «Ревизор»

Характеристика городничего в «Ревизоре» Гоголя заслуживает особого рассмотрения, так как Сквозник-Дмухановский является самым показательным примером обманувшегося человека, который трепещет перед всякой высшей властью и может увидеть ее даже в ничтожном человеке.

Городничий вовсе неглупый, практичный и рассуждающий начальник. Беспорядочность городского управления не видится ему чем-то выходящем за рамки русской жизни.

Он никогда не упускает то, «что плывет ему в руки», и всякий раз вырабатывает новые механизмы для того, чтобы лучше это скрыть.

Известие о прибытии вельможного проверяющего из Петербурга помогает постепенному раскрытию характера городничего в «Ревизоре».

Сначала он призывает к себе всех главных чиновников города — попечителя богоугодных заведений, смотрителя училищ и проч — для того, чтобы всем дать соответствующие указания: какие меры следует принять, чтобы жалоба от приезжего инкогнито не полетела в столицу.

На больных надеть белые колпаки, сделать их количество меньше, улицы, где может проехать ревизор, вымести, домашнюю птицу у сторожей в заведениях отобрать и отправить на кухню, приказать полицейскому Держиморде придержать кулаки. Все эти манипуляции кажутся городничему спасением от гнева ревизора.

Важно

Также нужно было умело лгать, что унтер-офицерская вдова «сама себя высекла», а церковь, которую приказали построить, сгорела — и не дай Бог кому-то проговориться, что она «не начиналась». Описание городничего и его поступков дается писателем как некое олицетворение панического страха и, как следствие, хаоса в действии — перед лицом власти, которая способна погубить.

Именно страх вводит городничего в заблуждение насчет Хлестакова. Всю первоначальную растерянность, трусоватость, рассказы о безденежьи и суровом отце кажутся Сквознику-Дмухановскому просчитанным ходом со стороны ревизора. А то, что он ревизор подсказывают еще и Добчинский с Бобчинским, которые говорят: «он уже вторую неделю живет и не платит». Это, в представлении уездного обывателя, и есть один из первейших признаков знатного вельможи.

Сам городничий принимает Хлестакова у себя, сытно кормит этого любителя срывать «цветы удовольствия», беспрерывно рассказывает о своем рвении по службе и любви к начальству. Чудовищную ложь молодого человека он выслушивает подобострастно, то и дело порываясь встать со стула.

Рядом трусятся «мелкой дрожью» Бобчинский и Добчинский, которые никогда не были в присутствии такой важной персоны. Конечно же,…

и сам городничий был объят благоговейным ужасом: шутка ли — его дом почтил необыкновенно важный чин, который держит в страхе государственный совет и каждый день дает у себя балы!

Образ городничего в комедии «Ревизор» несомненно дополняют его взаимоотношения с женщинами — Анной Андреевной и Марьей Антоновной. Когда он пытается выведать у Осипа подробности характера его барина, дамы перебивают и трещат о красивом носике и блистательных манерах Хлестакова.

Городничий сердится, его судьба зависит от наиболее удачного приема, поэтому вольное обхождение его жены с ревизором кажется ему оскорбительным и неуместным.

Он знает, что в случае катастрофы его голова полетит в первую очередь, женщин же «посекут, да и только, а мужа и поминай как звали», поэтому не может опомниться от страха после «оказии».

Характеристику городничего из комедии «Ревизор» Гоголь дает не только с помощью страха, но и быстрой смекалки, которая, как не парадоксально, тоже помогает обмануться. Все действия городничего кажутся хваткими, если не учитывать одного — фиктивность ревизора.

Совет

Иногда на градоначальника нечто находит: он прозревает, что гость несколько «прилгнул» для красного словца, описывая балы и арбузы, но не подозревает насколько.

В понимании Сквозника-Дмухановского, молодой человек раскрыл себя по причине неопытности и хорошей порции горячительных напитков, поэтому надо подмаслить как можно сильнее, чтобы он не успел опомниться.

Если бы не скверная привычка почтмейстера читать чужие письма, правда бы не обнаружилась до приезда подлинного ревизора. Но хлестаковское письмо показывает степень и его личной пустоты, довольства, и степень обмана, которым городничий позволил одурачить себя и своих главных подчиненных.

Тот, что «глуп как сивый мерин» , не мог понять, как такой пустышке, вроде этого Хлестакова, удалось обвести его, умудренного житейским опытом начальника, вокруг пальца? Чинопочитание было возведено в культ и не дало проявить себя подлинному лицу Хлестакова, то есть его безликости.

В чине, даже выдуманном, можно было вести себя каким угодно образом, величие и красоту в тебе бы распознали сразу же и никому не дали бы усомниться в ней.

Все чиновничество во главе с городничим жило по этому неписаному закону, поэтому не смогло противостоять лжи, и было подвержено полному осмеянию.

Источник: http://pomosh-shkolniky.iusite.ru/6975_harakteristika_gorodnichego_v_komedii_171_revizor_187.htm

Городничий в комедии Гоголя «Ревизор» | Литерагуру

(345 слов) «Ну, пьеска! Всем досталось, а мне – более всех!» — говорил император Николай I о комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Действительно, эта книга наполнена критикой существующего строя, здесь высмеиваются глупость и подлость власть имущих. В комедии нет ни одного положительного героя, ни к кому не снисходителен автор, но сразу понятно, что за злым смехом скрывается горечь.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – городничий города N, человек, занимающий свою должность уже на протяжении 30 лет. Н.В. Гоголь в своих произведениях часто использует «говорящие» фамилии, и этот герой не стал исключением.

Сквозник (от «сквозь») – это хитрец, пройдоха, а Дмухановский (от украинского «дмухать») – человек, ставший надменным. То есть перед нами чванливый и напыщенный хитрец.

Однако этот пройдоха не смог разгадать Хлестакова, мнимый ревизор не соответствовал его обычным представлениям, вот почему городничий и растерялся.

Обратите внимание

Антон Антонович за 30 лет прошел значительный путь. Вышел герой из низов, но быстро усвоил поведение высших чинов. Его жизнь и служба были спокойны и приятны: он воровал, считаясь среди других чиновников умным из-за того, что наживался на всем.

Он обирал народ, не следил за порядком в городе, в общем – бездельничал, но умел при случае красиво описать свои «праведные труды». Основные качества героя – ненасытность, жадность, невежественность, пустословие и ханжество. Например, он украл деньги, выделенные на церковь, доложив, что она сгорела, зато посещает службы каждое воскресенье.

Но его гармонию нарушило «пренеприятнейшее известие» — приезд ревизора, который еще не был куплен взятками, а потому был неизвестен и опасен. На самом деле, за ревизора приняли мелкого чиновника Хлестакова.

Этот человек сначала даже не мог понять, что его считают кем-то другим, но вся администрация города, а особенно городничий, объяты страхом, а потому начинают ублажать мнимого ревизора. Сквозник-Дмухановский готов на все: давать деньги «взаймы», кормить и развлекать гостя, даже отдать свою дочь ради тепленького местечка.

Образ городничего, безусловно, комичен, но за юмором скрывается глубокое содержание.

Может ли процветать и развиваться город, которым управляет беспринципный взяточник, где царят произвол и воровство? В России и тогда, и сейчас множество городов, где власти также плевать на свой народ.

Эта позиция никогда не приведет Россию к процветанию, что является огромной проблемой, поставленной еще в начале  XIX века, но решенной ли два века спустя?

Источник: https://LiteraGuru.ru/gorodnichij-v-komedii-gogolya-revizor/

Образ городничего в пьесе Н. Гоголя «Ревизор»

Все действующие лица комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (1836) делятся на группы по социальному положению. На первом месте представлены правящие чиновники, затем идут неслуживые дворяне, превратившиеся в обывателей-сплетников (Бобчинский и Добчинский), и, наконец, купцы, мещане, крепостные слуги, Не забыта и полиция.

Таким образом, Гоголь в комедии «Ревизор» сумел изобразить не только уездный город N., но и всю Россию, показать не одно сословие, но все общественные группы. Писатель уделяет особое внимание широкому изображению общественных нравов и характеров всей чиновничье-бюрократической России.

Каждое действующее лицо комедии имеет свою особенность.

В образе городничего Гоголь обобщил и типизировал самые скверные черты крупногогосудартсвенного служащего, от произвола или милости которого зависела судьба и жизнь многих людей.

Важно

Весть о приезде ревизора заставляет городничего тут же собрать своих подчиненных. Опытный и по-своему умный, ни в чем не стесняющийся делец, он хочет устроить так, чтобы все было «в полном порядке».

От своих людей что-либо скрывать не положено, поэтому разговор городничего с подчиненными носит очень откровенный характер. К ним он весьма придирчив и требователен.

Но, кроме проверки деятельности чиновников, у Сквозника-Дмухановского много и своих хлопот. Он слишком хорошо знает свои «прегрешения» и потому не может оставаться спокойным. Тревога городничего перерастает в страх, когда он вдруг узнает, что ревизор уже давно живет в его городе.

Однако он не поавлен страхом, а, напротив, стремится использовать весь свой «богатый» опыт, чтобы выйти из этой ситуации победителем.

Взяв на себя самую тяжелую обязанность — «обхождение» ревизора, Сквозник-Дмухановский уверен, что лучше него этого никто не сделает: «Бывали трудные случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо получал, Авось бог вынесет и теперь».

В ином облике, в новом качестве Гоголь рисует городничего во втором и третьем актах. Перед Хлестаковым появляется не наглый и циничный градоправитель, а человек, полный широкого расположения к окружающим, неустанно заботящийся об общественном благе.

Городничий всячески стремится создать впечатление у «ревизора», что «польза государственная» для него превыше всего; только о ней он и заботится, дни и ночи проводя в неустанных трудах: «Справедливо изволили заметить: что можно сделать в глуши? Ведь вот хоть бы здесь: ночь не спишь, стааешься для отечества, не жалеешь ничего, а награда неизвестно еще, когда будет». Таким образом, городничий хочет казаться «ревизору» честным и радеющим об общем благе человеком.

Читайте также:  Анализ рассказа платонова третий сын

Особенно интересным представляется то, что городничий не просто выставляет напоказ свою «добродетель» он все время намекает приезжему из Петербурга, что добродетель эту надо бы оценить. Он хочет продать ее подороже.

Он говорит, имея в виду начальство: «Наградит оно или нет, конечно, в его воле, по крайней мере, я буду спокоен в сердце… почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но пред добродетелью все прах и суета».

Распространяясь перед «ревизором» о добродетели, городничий не упускает ни на минуту из виду своей главной цели — обвести его вокруг пальца.

Совет

В течение почти всего четвертого акта городничий не присутствует на сцене, появляясь лишь в самом конце действия. Но именно он одно из главных действующих лиц тех событий, которые развертываются в этом акте.

Оставляя городничего за сценой, Гоголь дает выразительную характеристику его действий, которая находится в резком противоречии со словами самого городничего о добродетели.

Автор показывает своего героя в оценках других людей, в отношении которых и проявляется «искусство» градоправителя.

В жалобах просителей, пришедших к Хлестакову, раскрываются произвол, грубое насилие, творимые городничим.

Гоголь выводит на сцену представителей разных слоев населения города: купцов, унтер-офицершу, слесаршу — и через их отношение показыват реальное лицо городничего.

В сцене приема жалоб Хлестаковым воссоздается картина настоящей деятельности градоправителя, а именно: его плутовство, взяточничество, жадность, корысть, эгоизм.

Свое блистательное завершение образ городничего получает в пятом акте комедии, И здесь Гоголь использует принцип резких переключений, переходя от поражения героя к его торжеству, а затем — от торжества к развенчанию героя.

Еще недавно чувствовавший себя на краю гибели Сквозник-Дмухановский, по его убеждению, не только выходит сухим из воды, но и становится родственником человека, какого «на свете еще не было», который «может все делать, все, все, все». Страх сменяется буйной радостью, ликованием. Городничий чувствует себя настоящим триумфатором. И чем дальше, тем наглее ведет себя.

Обратите внимание

Увлеченный неожиданными перспективами, раскрывшимися перед ним после предполагаемого выодного замужества дочери, городничий мечтает стать генералом и срывать цветы удовольствия. Жажда возвышения, проявляющаяся у героя, связана с желанием видеть вокруг себя рабское поклонение, раболепие.

Ничто не может доставить городничему большего наслаждения, как рисуемая в его воображении картина всеобщего преклонения людей перед ним: фельдъегери и адъютанты скачут впереди, на почтовых станциях все титулярные советники и городничие ожидают, поа он получит лошадей, он везде первый и все завидуют ему.

В минуты торжества городничий высказывает не только свое тайное желание, но и формулирует господствующую философию жизни, философию подавления тех, кто стоит ниже на социальной лестнице.

Породнившись с «важной» персоной, городничий и себя чувствует особенным человеком. Даже тон его меняется. Теперь, когда он такой надменно-важный, еще больше проявляются его грубый деспотизм и презрение ко всем тем, кого он считает ниже себя.

Высоко вознеся героя, Гоголь заставляет его и остро пережить крушение надежд. «Вот когда зарезал так зарезал! Убит, убит, совсем убит! Ничего не вижу, Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ниего…», — говорит он.

Последний монолог Сквозника-Дмухановского представляет собой заключительный аккорд в обрисовке героя и дает одновременно обобение идейного содержания комедии в целом.

Городничий крайне потрясен тем, что его, ловкого мошенника, самого надули: «Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни один подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал… Трех губернаторов обманул!..

Что губернаторов!» Итак, мы ясно видим масштабность деятельности градоправителя и его подлинную сущность. Этот монолог помогает читателю и зрителю окончательно расставить акценты: да, перед нами мошенник, да еще какой!

Важно

Гоголевский городничий, конечно, ничего не выдумал, говоря о своем богатом опыте обмана и надувательства. Жизнь неопровержимо доказывала всеобщий успех того способа действий, который осуществлял Сквозник-Дмухановский.

«Чему смеетесь? над собою смеетесь!» Слова эти метко характеризовали внутренний пафос «Ревизора», широкий, обобщающий смысл его образов. Конечно, городничему обидно осознавать, что он обманут таким ничтожеством, но ведь это ничтожество — лучшая часть его самого.

Хлестаков оказался своего рода ревизором для данного строя, порождающего городничих и ему подобных. В заключительной сцене грубый и самоуверенный городничий становится жалким и смешным.

Гоголь в образе градоправителя удачно подчеркнул несомненную типичность такого чиновника, то есть повсеместную распространенность подобного рода государственных служащих.

Источник: http://5litra.ru/soch/1019-obraz-gorodnichego-v-pese-n-gogolya-revizor.html

Образ и характеристика городничего из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Меню статьи:

Немного о произведении

Когда в 1830 году Николай Васильевич Гоголь создавал поэму «Мертвые души», он вдруг захотел написать еще и комедию, где с юмором смог бы отобразить черты русской действительности.

По этому поводу он обратился к Александру Сергеевичу Пушкину, и поэт подсказал интересный сюжет, основанный на реальных событиях. Вдохновленный идеей, Гоголь начал воплощать ее в жизнь.

Под его пером ожили герои со своими характерами, привычками, особенностями.

Примечательно, что работа над уникальной комедией заняла всего два месяца – октябрь и ноябрь 1835 года, а уже в январе 1936 произведение было зачитано на вечере у В. Жуковского. Из всех действующих персонажей особое место в произведении занимает городничий по имени Антон Антонович.

Род деятельности городничего

Около пятидесяти лет Антон Антонович служит чиновником в небольшом городке. “…Тридцать лет живу на службе…” – рассказывает он о себе. Автор характеризует его как неглупого человека, который ведет себя солидно, серьезный, и каждое слово, сказанное им, имеет значение.

Не удивительно, что городничий очень переживает по поводу того, что со дня на день к ним в губернию должен приехать ревизор. Давая распоряжения «сделать в городе все прилично» ввиду приезда ревизора, он поступает так лишь для видимости, ведь раньше Антон Антонович за порядком в городе не следил.

Характер Антона Антоновича

К положительным героям городничего отнести никак невозможно. Хотя он считается весьма неглупым среди таких же чиновников, как сам, на деле обнаруживается, что Антон Антонович бездельник и далеко не блещет умом. Давать пустые обещания, обманывать жителей города, создавать видимость работы – вот отличительные черты городничего.

Возможно, Антон Антонович поначалу и не был плохим, но, как известно, власть портит людей. Еще одной отрицательной чертой городничего является способность жульничать и обманывать.

«…Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул!..

» – подчеркивает он, когда узнает о том, как искусно и безжалостно обманул его Иван Хлестаков, и этим обнаруживает еще большую глупость. Антон Антонович – типичный представитель общества, погрязшего в низких пороках, но не замечающего, как катится в пропасть.

Семья городничего

У Антона Антоновича есть любимая жена и дети, к которым он очень хорошо относится. Кроме старшей дочери Марии есть и младшие. Городничий нежно относится к своей супруге, называя ее «душенькой» и делясь своими проблемами.

А она, в свою очередь, мягко обличает мужа, ведь он – человек видный, и, по ее мнению, должен вести себя соответственно. «…Только я, право, боюсь за тебя: ты иногда вымолвишь такое словцо, какого в хорошем обществе никогда не услышишь…” – переживает супруга.

Городничий и Хлестаков

К сожалению, чего боялся Антон Антонович, то его и постигло: приехал ревизор. Но только не знал городничий, что это псевдопроверяющий и мошенник, поэтому и попал в сети обманщика.

Иван Александрович Хлестаков оказался очень хитрым и так умело играл роль ревизора, что усомниться в правдоподобности происходящего было трудно, да и зачем, ведь не хочется подвергать анализу, казалось бы, очевидные вещи.

Поэтому и старается Антон Антонович изо всех сил показаться хорошим, выставить свою работу с лучшей стороны, ни в коем случае не ударить лицом в грязь, подлизаться, притвориться.

Подхалимничать перед высшими чинами Антон Антонович умеет, но если бы он на самом деле был таким, каким себя выставляет.

А Иван Хлестаков оказался великолепным актером и, находясь в гостях у городничего, преподнес себя как самый настоящий чиновник, так что ни у кого из его сослуживцев даже мысли не возникло усомниться.

Какой же ужас испытал Антон Антонович, когда в городе появился настоящий ревизор, и мошенничество Хлестакова раскрылось. Это еще раз подтверждает известную истину: нет ничего тайного, что не сделалось бы явным.

Они отражают общество 19 века, закосневшее в пороках.

Отзывы о пьесе

«Лично мне жаль городничего. Каким бы он ни был, я понимаю, что на этом человеке лежит большая ответственность за город и его жителей. В конце произведения Антон Антонович переживает настоящий ужас, когда узнает, что Иван Хлестаков – не кто иной, как мошенник, и придется отвечать перед настоящим ревизором. Что ж, действительность бывает суровой».

«Что делать, если едет проверяющий, а ты не готов дать отчет за то, в каком состоянии находится вверенный в управление город. Антон Антонович, подлизавшись к Хлестакову, думал, что проблема уже решена, и он смог расположить к себе проверяющего.

Тем больший испытал страх и досаду, когда почтмейстер прочитал письмо от Хлестакова, который оказался вовсе не ревизором, а обманщиком. Этот эпизод вызывает противоречивые чувства: с одной стороны, грусть, с другой – смех.

Печаль от того, что такие случаи бывают и в реальной жизни, но становится смешно, когда представляешь глаза Антона Антоновича при известии о том, что ревизор ненастоящий, и его попросту одурачили. «Как я — нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!..

» – сокрушается он, но уже поздно. Едет настоящий ревизор, который может наказать по всей строгости».

Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolajj-gogol/revizor-gorodnichij.html

Характеристика героя Городничий, Ревизор, Гоголь. Образ персонажа Городничий

Городничий

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – второй по значимости персонаж в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», городничий в уездном городе N. Он описан как человек, постаревший на службе, но при этом довольно неглупый и солидный. Каждое его слово имеет значение.

По этой причине, когда в начале комедии он сообщает, что в город едет ревизор, все не на шутку всполошились. По сути, городничий выступает собирательным образом государственной власти России времен Гоголя. Несмотря на то, что он грешен, он исправно ходит в церковь и пытается каяться.

При этом он никогда не откажется от взятки и всего, что само «плывет в руки».

Уверенный в том, что Хлестаков и есть тот самый ожидаемый ими ревизор, Антон Антонович начинает раболепствовать перед ним и верит даже в самые фантастические россказни мелкого чиновника.

Совет

Ничто не может разубедить его в собственной правоте, ни испуганный лепет Хлестакова в трактире, ни сетование Хлестакова на отсутствие денег. За всем этим городничий видит хитрую уловку и вымогательство взятки.

От страха опростоволоситься, он вручает Хлестакову двойную сумму и успокаивается, когда тот безропотно берет деньги, якобы в долг. Ничего толком не добившись от «ревизора», Антон Антонович решает споить его и выпытать, насколько он опасен.

Когда у него в гостях Хлестаков врет о своем положении в Петербурге и начинает пускать пыль в глаза, то городничий во все безоговорочно верит, так как считает, «что у трезвого на уме, то у пьяного на языке». При этом он не замечает очевидных нестыковок в рассказе Хлестакова.­

В полной мере раскрывается раболепный характер городничего, когда он узнает, что Хлестаков посватался к его дочери Марье. Он сразу же начинает размышлять о выгодах родства с «важным лицом». Неожиданное разоблачение лжеревизора становится для него настоящим ударом.

Эта новость не просто отрезвляет его, а ранит до глубины души. Он не может смириться с тем, что такой человек как он, обманувший в свое время трех губернаторов, был обманут. В конце комедии фигура городничего становится не комичной, а трагичной.

Когда он узнает, что в город приехал настоящий ревизор, то лишь произносит: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!».

­
­

Видео характеристики героя Городничий

­

­

см. также:
Характеристики главных героев произведения Ревизор, Гоголь

Краткое содержание Ревизор, Гоголь

Сочинения по произведению Ревизор, Гоголь

Краткая биография Николая Гоголя

Источник: http://www.sdamna5.ru/gorodnichij

Характеристика и образ городничего в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя :

Образ городничего в комедии «Ревизор» играет одну из ключевых ролей. Чтобы лучше в нем разобраться, можете прочитать эту статью.

Группы действующих лиц

Прежде чем приступить к анализу образа Городничего в комедии «Ревизор», нужно отметить, что все герои произведения разделены на группы по своему социальному статусу.

Главенствующую роль в этой иерархии занимают чиновники. К ним и относится городничий. За ними идут неслуживые дворяне, которые в последнее время превращаются в обычных сплетников. Яркий пример — Добчинский и Бобчинский. Третью группу составляют мещане, купцы и крепостные слуги, к которым относятся как к людям низшего сорта.

Обратите внимание

Отдельное место в социальном устройстве общества уездного города Гоголь уделяет полицейским. В результате писателю удается изобразить на примере одного города всю Россию, показать все существующие сословия и группы.

Читайте также:  Ермила гирин в поэме кому на руси жить хорошо сочинение харктеристика образ

Гоголя особенно интересует изображение общественных нравов и характеров отечественных бюрократов и чиновников.

Образ городничего в комедии «Ревизор»

В городничем Гоголь обобщил самые худшие черты, которые ему удалось выявить в крупных государственных служащих своего времени. Часто от их милости или произвола зависела судьба многих людей, чем они и пользовались. Отсюда лизоблюдство, взятки и чинопочитание.

Комедия начинается с вести о том, что в уездный город должен приехать ревизор. Едва узнав об этом, городничий собирает своих подчиненных, чтобы организовать все в лучшем виде, чтобы у проверяющего не возникло никаких подозрений.

Их беседа носит весьма откровенный характер. Ко всем он требователен и придирчив, он знает, кто и откуда ворует.

Характер городничего

Но, кроме того впечатления, которое проведут остальные чиновники, Антона Антоновича Сквозника-Дмухановского, так зовут городничего, еще больше волнует его собственная судьба.

Он как никто другой знает, за что его можно привлечь к ответственности.

В образе городничего в комедии «Ревизор» (сочинение по этой теме вы сможете написать, если прочтете эту статью) проявляется его огромное беспокойство.

Героя начинают переполнять страх и тревога. Особенно когда выясняется, что ревизор живет в городе уже несколько дней. В образе городничего в комедии «Ревизор» проявляется один из его главных талантов — умение наладить контакты с вышестоящим начальством.

Забота об окружающих

В комедии Гоголя «Ревизор» образ городничего во втором и третьем актах кардинально меняется. Перед Хлестаковым он предстает человеком, который только и делает, что заботится об общественном благе. Сквозник-Дмухановский создает у столичного гостя впечатление, что приносит большую государственную пользу. Пытается казаться ревизору человеком, радеющим за благо окружающих.

Особенно забавно выглядит то, что городничий все время намекает Хлестакову, что такую добродетель надо ценить, имея в виду то, что заслуживает какой-либо награды.

Акт без городничего

Интересно, что на протяжении практически всего четвертого акта городничий не появляется на сцене, возникая только в самом финале. Но при этом он остается одним из главных действующих лиц, о котором говорят все окружающие.

Оставляя Сквозник-Дмухановского за сценой, Гоголь ярко рисует образ городничего в комедии «Ревизор». Кратко его можно охарактеризовать как грубого, жадного и циничного человека. Эту оценку автор дает через слова других персонажей, на которых повлияло такое управление.

К Хлестакову с жалобами приходит вереница просителей, которые жалуются на бесчинства, которые творит городничий. Перед лжеревизором появляется большое количество представителей самых разных слоев населения. Это купец, унтер-офицерская вдова.

Через их истории рисуется реальный образ городничего. В сцене, в которой Хлестаков принимает все эти обращения, зритель может самостоятельно составить картину жизни уездного города, основанную на плутовстве, эгоизме, взяточничестве и корысти.

Принцип переключений

Принцип резких переключений Гоголь использует в пятом акте, чтобы завершить формирование образа городничего. Он переходит от поражения героя к торжеству, а затем сразу к его развенчанию.

Сначала Сквозник-Дмухановский, чувствующий себя на краю гибели, не только понимает, что может выйти сухим из воды, но и считает, что становится родственником высокопоставленного питерского чиновника, за которого принял Хлестакова. Вообще, стоит отметить, что образы городничего и Хлестакова в комедии «Ревизор» во многом схожи. Им обоим свойственно корыстолюбие и неискренность.

Только что бушевавший в чиновнике страх сменяется буйной радостью и счастьем. Он чувствует себя триумфатором, от чего начинает вести себя все наглее. Все это происходит после того, как Хлестаков просит руки у его дочери. Перед ним явно начинает маячить перспектива переезда в столицу. Городничий уже видит себя генералом.

Наибольшее удовольствие ему доставляют фантазии о том, как преклоняются перед ним люди и завидуют ему во всем. В эти мгновения он формулирует свою жизненную философию. Это подавление всех тех, кто стоит ниже тебя на социальной лестнице.

Крах мечтаний

Уже представляя, что породнился с высокопоставленным чиновником, городничий начинает раньше времени чувствовать себя особенно важным человеком. Меняется даже его тон в общении с окружающими. Он превращается в важного, надменного и презрительного человека.

Вознеся героя на такую вершину, Гоголь одним махом рушит все его надежды.

Финальный монолог Сквозника-Дмухановского, который он произносит, когда узнает, что в город приехал настоящий ревизор, выражает его состояние.

Важно

Городничий потрясен в первую очередь тем, что его, знатного мошенника, смогли провести. Он сам начинает признаваться, скольких людей он обманул за свою карьеру. Среди них — губернаторы, купцы и другие начальники.

Становится ясна его подлинная сущность и масштабность его деяний. Данный монолог окончательно расставляет все точки, зрители убеждаются, что перед ними — мошенник, причем весьма серьезный.

Пафос комедии

Знаменитые слова городничего, который он произносит в финале комедии, отражают внутренний пафос «Ревизора». Обращаясь к зрительному залу с вопросом, над чем смеетесь вы, автор подводит итог всех смыслов и образов, которые стремился развить в своем произведении.

Городничий раздавлен тем, что его так нагло обманули, к тому же такой мелкий и ничтожный человек. Но в действительности это ничтожество является лучшей частью его самого. Хлестаков стал своеобразным ревизором общественного строя, порождающего таких самоуверенных и нечистых на руку чиновников.

В финале комедии городничий предстает смешным и жалким человеком, в своем образе он подчеркивает типичность чиновника подобного типа, утверждая, что такой тип государственных служащих широко распространен по всей стране.

Внешность городничего

Завершает образ городничего в комедии «Ревизор» внешность героя. Гоголь описывает его как человека с жесткими и грубыми чертами лица, который прошел тяжелый путь в начальники с самых низших чинов.

За это время он виртуозно освоил мгновенный переход от радости к страху, а от высокомерия — к низости. Все это сформировало его как человека с грубой душой.

Писатель описывает Сквозника-Дмухановского как толстоносого полного человека, который провел на службе уже не менее тридцати лет. Волосы у него седые и стриженые.

Источник: https://www.syl.ru/article/366310/harakteristika-i-obraz-gorodnichego-v-komedii-revizor-n-v-gogolya

Образ и характеристика Городничего в комедии Ревизор сочинение

Гоголь Николай Васильевич в своей бессмертной пьесе «Ревизор» показал читателю целую плеяду удивительных персонажей, которые исполнены глубоким смыслом. И даже спустя два столетия образы, написанные им, не устаревают.

Обратимся к образу городничего. Этот персонаж всегда особо анализируется читателем.

Внешне привлекает необычная фамилия, в которой заключен глубокий смысл. Только вслушайтесь – Сквозник-Дмухановский. Он проворовался настолько, что боится, можно сказать, даже собственной тени. Хотя в целом обладает хорошими качествами для администратора: сообразительность, практичность.

В городе N, в котором он «правит» вот-вот произойдет важное событие – приедет проверяющий, другими словами ревизор.

После получения этой не очень приятной новости городничий собирает возле себя всех представителей чиновничьего класса во вверенном ему городке. Для него важно одно: дать распоряжения всем, чтобы проверяющий остался доволен текущим положением дел.

Например, он дает такие советы, как подмести мусор на центральной улочке городка, куриц отобрать у сторожей и переправить на кухню. Полицейскому даны рекомендации не распускать руки.

Все меры, которые предпринимает городничий, кажутся ему достаточно приемлемыми. Он считает, что ревизор не заметит непорядков, которые творятся в уездном городишке.

Все что происходит в подчинении городничего, то и в современности.

Совет

Деньги, выделенные на строительство объекта, уходят в неизвестном направлении, а всем приказано уверенно лгать, что объект по печальному стечению обстоятельств сгорел.

Вдову высекли без надобности, а ревизор должен поверить в то, что она занималась самобичеванием в прямом смысле этого слова. И этот ряд его «благих» деяний можно продолжать до бесконечности.

Так случается, что в город проездом попадает Хлестаков. Это кутила, развратник. И его по стечению обстоятельств принимают за проверяющего. Так происходит по причине, что городничий панически напуган. Его поступки и действия лишены смысла, а главная мысль: «Только бы все прошло для меня без последствий».

Городничий, как и всякое должностное лицо, заискивает перед «проверяющим». Он зазывает его к себе домой на обед и до отвала, как говорят, кормит «ревизора». «Проверяющий» доволен. Его же приняли за высокопоставленного начальника и так перед ним заискивают и лебезят….

А помощники городничего, Добчинский и Бобчинский, «объяты ужасом» только от присутствия Хлестакова рядом.

А по ходу развития сюжета Хлестаков почувствовал себя «важной шишкой» настолько, что без зазрения совести начал кружить головы дочери и жене городничего.

Городничий, чтобы не осрамиться, выведывает у слуги «ревизора» особенности его характера и привычки. Его до глубины души возмущает панибратское отношение собственной жены к высокому начальнику. Он боится, что его серьезно накажут за нарушения во вверенном ему городишке.

Если обратиться к анализу средств, которые использует Николай Васильевич, то в первую очередь бросаются в глаза сатирические гиперболы. Например, анализируя образ городничего, стоит отметить, что он нарисован с помощью гиперболизированного страха и природной сообразительности, быстрой реакции на происходящее.

Обратите внимание

Для Сквозника-Дмухановского немаловажно, чтобы «проверяющий» находился в некотором подпитии. Это позволяет ему узнавать о мыслях и планах Хлестакова.

Таким образом, говоря об образе городничего, стоит отметить такие качества как доверчивость, фиктивность решений. Главный порок его – чинопочитание.

Сочинение на тему Образ и характеристика Городничего

Н.В. Гоголь создал великую комедию «Ревизор», из которой в мир вышли множество интересных образов. На них ссылались в своих произведениях впоследствии многие писатели. Главный герой, которому стоит уделить особое внимание, является городничий города — Антон Антонович Сквозник-Дмухановский.

Антон Антонович, если говорить о нем, как о чиновнике, не справляется со своими функциями. Все его действия привели к тому, что в городе, где он является главой, все пришло в упадок. Ни одна государственная система не работает честно и открыто.

Везде присутствуют обман и ложь. Антон Антонович замечает хаос, который царит вокруг него, но он не собирается предпринимать попытки что-либо исправить. Он «забывает» о беспорядках и поэтому не спешит их исправлять. Все это идет ему на руку.

Однако поведение героя тотчас же меняется, когда он узнает о приезде ревизора. Он собирает чиновников и говорит о том, что необходимо создать видимость порядка.

Несмотря на то что он поощряет беззаконие других представителей власти, городничий очень жёстко обращается с купцами. Он их не уважает и забирает их деньги, часто шантажирует.

Он так наседает на них со своими угрозами, что даже петля для них не так страшна. Эти действия доказывают, что он алчный и падкий на деньги человек.

Однако читатель может увидеть и его положительные качества. Городничий по-доброму относится к своей жене и дочери. Стоит подчеркнуть, что Антон Антонович неглупый человек в глазах других чиновников.

Важно

Ведь он смог так устроить дела в городе, что все происходящее так или иначе обогащало его и шло ему на пользу. Он грабил казну, не строил храм, не убирал и не чистил город. Все деньги шли ему в карман.

Городничий мог вовремя вставить пафосную речь и много разглагольствовал о своих «достижениях» и делах, хотя на самом деле был простым болтуном.

Также легкомысленно он обращается и со своими обещаниями, готов раздавать их направо и налево, но в необходимый момент просто не держит своё слово. Сам автор подчеркивает, что врожденная хитрость героя позволяет ему обманывать даже умных людей. Многие люди отзывались о нем, как о мошеннике и негодяе.

На самом же деле, Гоголь обличает откровенную глупость и недалекость городничего. К такому же мнению приходит и «ревизор» Хлестаков. Сам Антон Антонович в конце произведения в порыве гнева и злости кричит, что он, «баран», был одурачен. Он всегда считал себя хитрее других, но тут попался на удочку простака Хлестакова.

Образ и характеристика городничего в комедии Ревизор

  • Образ и характеристика Тихона из пьесы Гроза сочинение

    В пьесе «Гроза» Островского одним из главных персонажей является Тихон, муж Катерины. Островский дал ему говорящее имя, которое его характеризует, как человека тихого, не имеющего собственного мнения. Вся жизнь и поступки Тихона подчинены его

  • Сочинения для 2 класс
  • Сочинение Если бы я был волшебником 5, 6 класс

    Что бы я делал и как бы прожил свою жизнь, если бы я был волшебником? Вопрос очень интересный и ответ можно дать не сразу, так как необходимо очень хорошо подумать. Многие захотят иметь большие деньги, роскошные машины и апартаменты, но к удивлению,

  • Сочинение по картине Ватолиной Вести с фронта

    Очень проницательная история, которую изобразил на своей картине художник, так как посмотрев, мы сразу же можем понять, что происходит в этой большой и дружной семье, которая привыкла поддерживать друг друга в сложной ситуации. Все дело в том,

  • Тема народа в романе Л. Н. Толстого Война и мир сочинение

    Конечно, самыми главными любых военных действиях считаются главнокомандующие и полководцы, которые собственно говоря принимают все важные решения. Однако, не один из них не смог бы добиться успеха не имея своей армии, которая как правило верно и

  • Сочинение Анализ дуэли Гринева и Швабрина

    События, которые действительно происходили в действительности затронуты в произведении Пушкина «Капитанская дочка». Главным историческим событием является бунт, который возглавил Пугачев. В произведении есть эпизод дуэли.

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-i-harakteristika-gorodnichego-v-komedii-revizor

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector