Образ музы в лирике некрасова (в творчестве) сочинение 10 класс

Образ музы в лирике Некрасова (в творчестве) сочинение 10 класс

Великий русский поэт Н. А. Некрасов создал новое эпохальное направление в поэзии России. Это один из поэтов, имеющий свой взгляд на жизнь и на творчество. Поэзия Некрасова глубоко затрагивает душу каждого человека, заставляя переосмыслить жизненные ценности.

Его мироощущение очень сильно выражено в любовной лирике. В отличие от других поэтов, воспевающих неземную любовь, таинственную и возвышенную, герои лирических произведений Некрасова живут среди нас, в таком суровом и безжалостном мире.

Музой для Некрасова является простая русская женщина, испытывающая все невзгоды крестьянской жизни, проводящая время в вечных трудах и заботах о семьи и о детях. Его Муза – женщина-союзница, которая поддержит и утешит.  Самоотверженная любовь, которой помогает противостоять всем жизненным ударам и препятствиям.

Обратите внимание

В 1848 г. Некрасов создал свое знаменитое стихотворение « Вчерашний день, часу в шестом…», это стихотворение было посвящено девушке, которую подвергли публичному наказанию.  Эта девушка стала отличительным знаком угнетенной России. Воспевавший гордость и терпение русских женщин, поэт олицетворяет этот образ с Россией, униженной, порабощенной, но не сломленной, не вставшей на колени.

Образ женщины-Музы проходит через все произведения Некрасова, повсюду он воспевает сильную и гордую женщину, идущую по жизни с высоко поднятой головой. И это не только женщины-крестьянки, но и женщины дворянского звания, так же способные на героические поступки, готовые ради любимого человека отказаться от собственного благополучия и спокойной жизни.

Все творчество Некрасова – это единение с Музой, для которого она является в жизни всем – и сострадательной подругой, и безжалостной мучительницей, но всегда Муза для поэта является единственным верным другом, к которой он обращается в трудные периоды жизни.

Для Некрасова женщина, мать, Родина, Муза – неразрывно связаны, и составляют единое целое с поэтом, также как боль и страдание.

Драматичные отношения Музы и поэта выливались в творчестве Некрасова в стихи, пронзительные и обжигающие своей искренностью и правдивостью.

Лирика поэта отрицает замалчивание негативных проявлений в обществе, его поэзия призывает народ к справедливости, к стремлению вперед, к борьбе за счастливое будущее.

Своим огромным талантом Некрасов доказал необходимость поэзии, оставив после себя не менее талантливых последователей, взявших на вооружение опыт великого поэта.

Сочинение Образ музы в творчестве Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов – величайший русский писатель, вдохновлённый революционер и демократ. Именно этот человек, стал издателем таких знаменитых журналов как: «Современник», «Отечественные записки».

Рос будущий автор, в большой семье, и с ранних лет, пытался изложить свои мысли на бумагу.

Несмотря на неудачные школьные годы, в будущем, благодаря своим первым стихам, Некрасов, уже зарабатывает первые деньги, которые помогали выжить в столь тяжёлое время.

Важно

Самая известная работа автора, была написана с любовью к своему народу, к уважению простых людей и крестьянских женщин.

О музе этого великого автора можно сказать одно, это чистая духовность, которая сравнивалась с молодой, крестьянской девушкой. Некрасов, писал для людей. И первые работы, в творчестве, посвящались именно девушке, которая и стала музой его работ.

Первый стих, чётко выражал публичное наказание, которое и отражало, суть быта того времени. Оно указывало на состояние души, крестьянского народа, бедствующего под правлением вождей того времени.

Сама процедура наказания, проводилась в специально отведённом месте, где располагалась точка демократии города, а предмет наказания, символизировал смысл правления над народом.

Фактически, в том месте, не могли проводить процесс казни, а в силу того что автор попал туда случайно, силуэт места был подобен Конной площади. Образ той крестьянки, у автора, ассоциировался с любовью к России, и уважению ко всем её женщинам.

С таким отношением к женщинам, авто и пытался дать громкое слово «сила», обычным крестьянским женщинам. Именно крестьянские девушки, были очень терпеливыми натурами, работали во благо своей семьи, не жалея сил.

В такой ситуации, в которой оказалась крестьянка, автор прекрасно даёт понять, что, несмотря на это, женщины России, смогут выбраться из любой ситуации. Все действия, которые происходят в произведениях автора, описаны на фоне действующих мест для проведения наказаний, и этому есть даже площадь в Петербурге, по истории которой, именно здесь проводились такие правомерные действия.

В популярной работе Некрасова, «Кому на Руси жить хорошо?», автор, ярко показал сильный характер женщины, в семейно – бытовом отношении. Женщина, которую со всех сторон окружают злые языки, упорно стоит на своём, и понимает смысл всей жизни в семье. Эти женщины имеют своё слово в обществе, уверенны в своих размышлениях, и твёрдо стоят на своём мнении.

Помимо этого, автор мог воспевать не только простых женщин, но и тех, кто был в высоких чинах дворянства. Именно такими стали «Княгиня Волконская» и «Княгиня Трубецкая». Автор, всегда и везде, уважал женщин и их нелёгкий жизненный путь.

Благодаря его работам, люди видели истинную черту характера женщин, и их нрав. Мысли автора, сделали огромный вклад в развитие русской культуры, и стали великим образцом жизни крестьян, в эпохе 18 века.

В своих работах, автор, продолжил жизнь русской литературы и жизнь народа.

10 класс

← Кому живётся весело и вольготно на Руси?↑ НекрасовГражданский пафос Лирики Некрасова → Тема любви в лирике Некрасова →

  • Сочинение Куда бы я хотел поехать летом и почему? в деревню, на море, в Крым 5 классЛето – самое удивительное время. Почти каждый год мы семьей уезжаем на отдых в разные удивительные места. Но иногда родители очень заняты и меня отправляют к бабушке в деревню. Но я всегда радуюсь этому.
  • Сочинение Куда приводят мечты? (Итоговое 11 класс)Люди мечтают о разном. Одни мечтают о материальном – съездить на море, купить машину, смартфон. Они долго копят, думают о своей мечте. Продвигаются к ней маленькими шажочками.
  • Герои романа Обломов Гончарова (образы и характеристики, таблица)И. А. Гончаров в своем романе «Обломов» тщательно прорисовывает каждый образ. Все герои обладают цельными характерами. Каждый из них является носителем черт современного И. А. Гончарову общества.
  • Сочинение Анализ рассказа Золотой луг ПришвинаРассказ М. Пришвина «Золотой луг» – это собрание незабываемых воспоминаний автора из далекого детства, которые навсегда остались в его памяти. В небольшом произведении Пришвин
  • Сочинение на тему Смысл жизни человекаЧеловек в чем-то подобен стреле, пущенной из материнского лона по направлению к лону земли. Так или иначе, практически каждого ожидает практически идентичный естественный исход, который завершает земной путь

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/nekrasov/obraz-muzy-v-lirike-nekrasova

Образ музы в лирике Некрасова (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Продолжая традиции А. С. Пушкина, Н. А. Некрасов посвятил свое творчество народу. Он сам написал о себе: «Я лиру посвятил народу своему». Но в отличие от Пушкина и других поэтов этого периода Муза у Некрасова своя, особенная. Она не похожа на утонченных светских дам, которые вдохновляли поэтов той поры. Она предстает перед нами в образе простой крестьянской девушки, женщины.

В 1848 году, еще в самом начале своего творческого пути Некрасов написал за-мечательное стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…», которое посвятил крестьянской девушке, публично подвергнутой жестокому и постыдному наказанию. Это Муза бедняков, униженная, но гордая и прекрасная.

Конечно, это стихотворение о молодой крестьянке, подвергшейся наказанию на Сенатской площади в Петербурге, но стоически выдержавшей беспощадную расправу и названной поэтом Музой, Некрасов напечатать не мог.

Совет

Написанное простым карандашом на обрывке бумаги, оно пролежало в течение 25 лет в столе, прежде чем Некрасов вписал его в альбом своей знакомой. А напечатано оно было еще 10 лет спустя, уже после смерти поэта.

Но именно образ этой девушки сопровождал Некрасова на протяжении всего его творчества и стал его настоящей музой. Весь строй стихотворения лишен какой-либо патетики. Первая строка «вчерашний день часу в шестом» подчеркивает современность действия.

Событие произошло только что, и поэт находится под его впечатлением. Вторая строка «Зашел я на Сенную» указывает на место действия, а глагол «зашел» подчеркивает, что лири-• ческий герой не шел туда специально, а оказался там случайно.

Однако самой казни на Сенатской площади в 1848 году произойти не могло, так как подобные вещи обычно проводились на Троицкой или Конной площадях, где для них был построен специальный эшафот. Но экзекуции, в том числе и женщин, в Петербурге действительно проводились, правда не кнутом. А плетью. Почему же Некрасов выбрал именно это орудие пытки?

Действие стихотворения разворачивается не столько в конкретно-бытовом, сколько в символичном плане. Сенная площадь выбрана не случайно — это было самое демократичное место в столице. А кнут стал символом позорного и унизительного наказания. Крестьянка-Муза становится символом униженной и порабощенной России.

Поэт выбрал образ крестьянки для своей Музы также не случайно. Некрасов — народный поэт, он всей душой любил Россию, а Россия всегда ассоциировалась с женщиной, с матерью. Кроме того, положение женщин в России, тем более крес-тьянок, всегда было бесправным.

Некрасов высоко ценил в женщине ее терпение и гордость. Униженная и поруганная, крестьянка-Муза не рыдает, не просит о пощаде. Она стоически переживает боль и позор.

Но именно это стоическое терпение звучит грозным обвинением обществу, в котором жестокое и постыдное обращение с женщинами было нормой.

Образ униженной, но не сломленной страданиями крестьянской женщины вол-новал поэта на протяжении всего его творчества. Образ крестьянской женщины представлен в таких поэмах, как «Коробейники», «Мороз, Красный нос». В каждой из этих поэм перед читателем предстает сильный женский характер, способный пережить любые жизненные невзгоды, с поднятой головой выйти из самой унизительной ситуации.

Наиболее ярко размышления о русской женщине нашли отражение в образе Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» Некрасов видел в женщине не только забитое и бесправное существо.

Не сломиться под гнетом мужа, свекрови, всей нелегкой судьбы крестьянки было, по мнению Некрасова, настоящим подвигом. Не случайно о Матрене он написал такие строки: «Есть женщины в русских селеньях». Матрена воплощает в себе все лучшие качества характера русской женщины.

Обратите внимание

Он создает образ «величавой славянки», крестьянки среднерусской полосы, наделенный сдержанной и строгой красотой, исполненный чувством собственного достоинства. Рассказ о судьбе Матрены Тимофеевны — это повесть не только о ее доле. Голос Матрены — это голос всего народа, всех крестьянок России.

Поэтому в поэме она чаще поет, чем рассказывает, причем поет песни, не придуманные специально для нее Некрасовым, а взятые им из фольклора.

Но не только простые крестьянки могли стать Музами Некрасова. В поэмах «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская» поэт продолжает свои раздумья о характере русской женщины. Но теперь здесь воспеваются женщины дворянского круга, и становится ясно, что не только крестьянки способны на высокие поступки.

Любая русская женщина готова на все ради того, кого она любит, способна от собственного счастья и благополучия. Героини обеих поэм едут на каторгу за своими мужьями-декабристами. Их характеры мужают и крепнут в ходе встреч и столк-новений с разными людьми во время их долгой дороги.

Полон напряженного дра-матизма психологический поединок княгини Трубецкой с иркутским губернатором. В дороге растет самосознание княгини Волконской.

Размышляя над судьбой русских женщин, Некрасов сделал своей Музой жен-щину, сильную духом, способную перенести многие невзгоды своей судьбы, которая никогда не сломится и не преклонит колени перед своими угнетателями.

Источник: http://resoch.ru/obraz-muzy-v-lirike-nekrasova-sochinenie/

Образ музы в творчестве Некрасова (лирике) сочинение

Образ Музы, её волшебной флейты, которая дарит вдохновение, очень важен для любого поэта. Каждый творец представляет свою «помощницу и мучительницу» по-своему. У Некрасова не так уж много стихов, посвященных Музе, но они довольно подробны, велики по размеру.

Например, стихотворение, которое так и называется – «Музе». Начинается оно с отрицания, первое слово – «нет». Николай Алексеевич противопоставляет всем другим Музам свою.

Другие – они ласковые, сладкогласные, прелестные… Они слетают с небес и напевают младенцам-поэтам сказочные колыбельные… А после оставляют им свою свирель. И вот подросший поэт своими стихами услаждает слух людей.

Важно

Или бывает, что поэт рождается вместе со своей первой любовью, то есть это чувство дарует ему вдохновение, чтобы воспеть возлюбленную. У Некрасова всё не так!  

Над Некрасовым узы другого «мифического» существа: печального, неласкового, скорбного, больного, униженного… И называет поэт его «Музой» для простоты.

Эта Муза пришла к нему от бедняков, она вместе с ними мечтает лишь о золоте, как голодный – о еде. С детства она, сгорбленная от трудов, пела Николаю о тяготах жизни простых людей.

Читайте также:  Сочинение по картине васнецова богатырский скок 4 класс описание

И они вместе плакали… Бывало, что Муза его и пела залихватски, но это от отчаянья, так в кабаке пьяница орёт. 

Сквозь свои юношеские мечты Некрасов слышал проклятья своей Музы, которая грозилась начать бой с врагами, призывала богов отомстить обидчикам народа. Но покричав, она успокаивалась и желала простить обиды врагам… То есть её образ ещё и противоречив.

В финале Некрасов называет её непонятной девой, которая его тревожит. Но, повзрослев, он вступил в бой на её стороне – за народ. 

В другом стихотворении о Музе поэт кричит ей с первых строк, чтобы она замолчала. Он упрекает её, что они слишком долго проклинали людей, тревожили их сон.

Автор говорит, что всему конец, всё ему опротивело – и её песни, и его собственные стоны. Его путь с ней был тёмен и ненастен.

Совет

Да, он звал её раньше, но теперь отпускает, так как из-за её ненависти, так и не узнал любовь, которая так вдохновляет других поэтов.   

Некрасов никогда себя сам не считал поэтом-эстетом, который описывает красоты, воспевает любовь или восхваляет героев.

И поэтому он не слышал прекрасных песен той Музы, которая была, например, у Пушкина: милой, игривой, радостной… Николай Некрасов ощущал себя «глашатаем», чья задача – привлечь внимание общества к проблемам, как-то их исправить.

Думаю, что это очень достойная цель, которую поэт успешно реализовал, при всём этом стихи его тоже прекрасны.

10 класс

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/drugie/obraz-muzy-v-tvorchestve-nekrasova

Образ Музы в лирике Некрасова Н.А

Связующим звеном между поэтом и народом у Некрасова выступает Муза. Этот образ столь же условен и литературен, как и другие, составляющие мифологию поэта в лирике начала XIX века.

В античной мифологии музы были первоначально нимфами источников (в представлениях древних вода обладала исцеляющей и вдохновляющей силой). Музам стали приписывать дар творчества и способность одаривать людей талантами. У древнегреческого поэта Гесиода девять сестер Муз (дочерей Зевса и богини памяти Мнемозины) поют на пирах богов и вдохновляют поэтов.

У Пушкина Муза — символ соприкосновения человека с божественным началом.

В первых строфах восьмой главы «Евгения Онегина» Пушкин осмысляет собственное творчество через историю своей Музы: она пробуждает в юном поэте творческий дар, становится его верной подругой, сопровождает его на всех этапах жизненного пути.

Муза меняет обличья, символизируя перемену мест и новые темы поэзии: она то резвая «вакханочка» на пирах юности, то смелая всадница в горах Кавказа, то дикарка среди цыганских шатров в Молдавии, то «барышня уездная», «с печальной думою в очах, с французской книжкою в руках», то спутница поэта на светском рауте. Муза Пушкина — индивидуализированный образ: она прелестна, женственна, переменчива, то шаловлива, то робка. Она прекрасна своей простотой, и поэт испытывает к ней то нежное, то ревнивое чувство, он гордится ею:

А я гордился меж друзей

Подругой ветреной моей

На прелести ее степные

С ревнивой робостью гляжу.

В других произведениях Пушкина Муза заменяет самого поэта, она — часть его творческой личности. Поэтому поэт обращается к ней, как к самому себе («Веленью Божьему, о Муза, будь послушна…»). Образ Музы нужен поэту как один из приемов для самохарактеристики: Муза — его второе «я», выражение его творческой программы, его понимания поэзии.

Образ Музы в лирике Некрасова принципиально иной. Он прямо заимствует его из поэзии начала XIX века, но придает этому образу совсем другой смысл, тем самым подчеркивая свой разрыв с классической традицией. Стихотворение 1852 года «Муза» начинается с отрицания:

Нет, Музы ласково поющей и прекрасной

Не помню над собой я песни сладкогласной!

Некрасов смело рискует сопоставить себя с Пушкиным, соотнося его Музу со своей. Исходным в этом сопоставлении оказывается мотив детства («В пеленках у меня свирели не забыла…

»), который, как и у Пушкина в стихотворении «Муза» (1821) и в восьмой главе «Евгения Онегина», намечает тему становления поэта от детства к отрочеству и юности.

Замечательно, что «пеленки» в стихотворении Некрасова — «пушкинские», они взяты из стихотворения «Наперсница волшебной старины…» (1821):

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелен оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Как видим, Некрасов берет материал не столько из жизни, сколько из литературы, и при этом полемически заостряет его. Вместо поэтических «пелен» Некрасов ставит подчеркнуто бытовые, жизненно конкретные «пеленки».

Обратите внимание

Он переосмысливает классическую мифологему: его Муза — не юная подруга, не богиня, она — бедная, нелюбимая, неласковая, суровая, что-то вроде няни-крестьянки, замученной тяжким трудом («согбенная трудом, убитая кручиной»).

Муза названа «печальной спутницей печальных бедняков», рожденных для «труда, страданья и оков». Колыбель младенца — будущего поэта стоит в «убогой хижине», освещенной «дымной лучиной».

Смысловой центр одноименного стихотворения Некрасова — пение Музы. Д. С. Мережковский замечает по поводу некрасовской Музы, что у нее «нет вовсе лиры, а есть только голос». Она «не играет, а поет; не поет, а плачет это не пение струн, а певучесть рыданий».

Муза плачет над колыбелью, вторя детским «рыданьям», или поет «разгульную песню», в которой тоже слышится «скорбный стон». Голос Музы, «плачущей, скорбящей и болящей», иногда звучит грозно, мстительно, она не качает колыбель, а в порыве ярости «бешено» играет ею.

В образе Музы Некрасова соединяются любовь и ненависть, желание борьбы и прощение. «Музой мести и печали» назовет он свою покровительницу в стихотворении 1855 года («Замолкни, Муза мести и печали! »).

В стихотворении «Муза» поражает вторжение в текст еще одного сугубо прозаического мотива — денег, расчета, «грязной суеты».

Так определена низкая, непоэтическая сторона жизни — удел бедняков, для которых богатство — неосуществимая мечта. Некрасовская Муза унижена и этой мечтой о богатстве.

Она изображается не только «скорбящей и болящей», но и «униженно просящей, которой золото — единственный кумир».

Важно

В пушкинском стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» уже соприкасались поэзия и деньги (расчет). Однако там поэт вовсе не был унижен необходимостью продавать создания своего творчества; это было осмыслено как естественная необходимость. Поэт и книгопродавец могли спокойно «условиться», сойтись в цене.

У Некрасова Муза одержима жаждой денег, и поэт этого стыдится — стыдится, что его «юношеских лет прекрасные мечты» смешиваются с мелочной житейской суетой.

Бедность, унижение, надрыв, жажда денег, стыд — это мотивы Достоевского; не случайно Достоевский после смерти Некрасова писал о своей к нему близости, и именно он произносил надгробную речь на могиле поэта.

В анализируемом стихотворении Муза оказывается проводником поэта «Чрез бездны темные Насилия и Зла, Труда и Голода»; в более раннем тексте (1848) поэт сам приводит свою Музу — и не на «раут светский», как у Пушкина, а на Сенную площадь (здесь снова очевидна близость с Достоевским: образ—«шестой час», «Сенная»—будущее «Преступление и наказание»).

…Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

В этом раннем стихотворении поэт преподает урок своей Музе, еще не ведающей горя и зла, он учит ее видеть в униженной крестьянке «сестру». В стихотворении, написанном через 30 лет (в декабре 1877 года, накануне смерти поэта), уже сама Муза «иссечена кнутом». Так замыкается круг некрасовских текстов о поэзии:

О Муза! я у двери гроба!

Пускай я много виноват…

Не плачь! завиден жребий наш,

Не надругаются над нами…

Муза здесь не замещает поэта, она стоит рядом с ним, разделяет его участь, у них общая судьба. Оба стоят у «позорного столба». И этот «столб» заменяет «памятник» поэту. Своей вечной спутнице — бессмертной Музе страдающий поэт завещает сохранить союз с «честными сердцами», а ее страдание объявляется близким русскому сердцу.

Как и в других стихотворениях Некрасова, поэтическое высказывание представляет здесь «энергический и горький взрыв» (слова И. С. Тургенева), в котором драматически переплетаются противоречивые чувства — вины и гордости, интонации мольбы и рыдания. Пушкин свою Музу боготворил: то обожествлял, то командовал ею.

Отношения Некрасова с Музой сложнее — это и сострадание, и суровость, она — и защитница, и мучительница, и последний друг. В предсмертных «Последних песнях» поэт в тяжкий час страдания зовет на помощь Музу. В стихотворении «Угомонись, моя Муза задорная…

», написанном в 1876 году, обращение к ней соединено с обращением к матери и Родине — с просьбой похоронить и защитить после смерти, не осудить напрасно. Муза — сестра — мать — Родина сливаются в предсмертной лирике Некрасова, их объединяет с поэтом общее — страдание и сострадание.

Источник: Русская литература. XIX век. От Крылова до Чехова: Учеб. пособие. Сост. Н.Г. Михновец. – СПб.:”Паритет”, 2001

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/nekrasov_n_a/obraz_muzy_v_lirike_nekrasova_n_a/76-1-0-1148

Образ музы в творчестве некрасова

Впервые у Некрасова этот парадоксальный образ появляется еще в 1846 году в стихотворении «Вчерашний день часу в шестом зашел я на Сенную…».

«Родной сестрой» его Музы оказывается крестьянка – униженная, опозоренная, избиваемая кнутом.

Неожиданно и дико прозвучало это для русского читателя, до тех пор знавшего Музу – «вакханку», «уездную барышню» «с печальной думою в очах» – божественную вдохновительницу поэтов.

Кто еще из русских поэтов мог признать, что Муза его – раба?! С этого времени и до тех дней, когда поэт завершал «Последние песни», свой предсмертный сборник, образ Музы в его творчестве неизменен – несчастная, поверженная, Муза мести и печали, гордая, стойко переносящая свою судьбу, и в то же время падшая, «униженно просящая»,- все это слито в образе, который у Некрасова перестает быть символом, воплощением высокого творчества, а становится вполне зримым персонажем, обретшим плоть, характер и судьбу. Музе приданы черты народного характера: народ говорит ее устами – просит о пощаде, требует справедливости. Лишая Музу ореола таинственности, он (в прямом смысле слова) опускает ее с небес, с недоступного Олимпа на землю («Муза», 1852 г.).И она показала ему «бездны темные насилия и зла, труда и голода» – перед художником поставлена задача: возвестить миру о народных страданиях, о тех безднах, в которые падает человек.

Совет

Главной чертой сложного образа Музы оказывается всегда неизменная долготерпеливая мука, в которой одновременно слились и страдание народное (« Я призван был воспеть твои страдания, терпеньем изумляющий народ»), и страдание самого автора – от неудовлетворенности, от страха смерти, от ощущения бесцельности того дела, которому отдавалась жизнь. Муза Некрасова – то гневная, то терпеливая – вечная страдалица.И это относится не только к главной теме его творчества, теме народа. Поэту нет отдохновения ни в любви, ни в природе («Когда мучимый страстию мятежной…», «И здесь душа унынием объята», «Возвращение»). Для него слишком редки минуты душевного покоя, освобождение от боли. Поэтому и поэзия – его вторая жизнь – так же переполнена мукой изболевшей души.

Прежнюю высокую цель служения искусству Некрасов заменил иной: подчинение искусства общественной необходимости. Такая цель могла быть вдохновлена только Музой мести и печали.

Муза – путеводительница в великом деле, служение которому приносило поэту не только чувство гражданского удовлетворения, но и муку отказа от свободы творчества (в привычном, пушкинском, понимании), неизменна в лирике Некрасова.

Подчиняя свой дар «осознанной необходимости» и утверждая эту цель как высшую, он убивал свой стих и страдал, чувствуя это

И все же, несмотря ни на что, именно такая Муза – суровая, невеселая – казалась Некрасову залогом его неразрывной связи с народом и с родиной, ибо все, вдохновленное ею, он творил во благо России. Горестно, но с неизбывной надеждой прощается со своей Музой поэт в предсмертном стихотворении. («О Муза! Я у двери гроба!», 1977 г.)

Лирический герой:

Некрасовский лирический герой, обладая многими чертами автора (гражданственность, демократизм, страстность, честность), воплощает в себе черты времени, передовые идеалы и нравственные принципы «новых людей».

Если сам поэт, бывал помещиком в своей деревне, то его лирический герой очищен от этих слабостей, свойственных человеку. Если Некрасов считал, что он «к цели шел колеблющимся шагом, Для нее не жертвовал собой», то лирический герой его стихов, задыхаясь вместе с народом «без счастья и воли», справедливо отвергая эти мысли, призывает бурю.

Именно лирический герой говорит нам о том, какой могучий революционный дух жил в Некрасове, делал его музу «музой мести и печали», какая жажда борьбы горела в нем, какой честности, чистоты, требовательности к себе был этот человек!

В творчестве Н. А. Некрасова можно выделить определенные темы: изображение тяжелой трудовой жизни русского народа, сатирическое разоблачение всякого рода угнетателей, создание возвышенных образов «народных заступников», темы любви, природы, назначения поэта и поэзии. Лирический герой каждого из циклов глубоко сочувствует народу, видит жизнь его глазами, призывает к борьбе.

Читайте также:  Романтизм в ранних рассказах горького сочинение

Таким образом, лирический герой всех произведений Некрасова — это гражданин. Поэтому так полны боли за угнетенных и несправедливо обиженных многие стихотворения.

Некрасов, видел везде вопиющую несправедливость, когда каждый, имеющий власть, старается обмануть мужика.

Обратите внимание

И народ, русские крестьяне, в которых встретишь такую удаль и находчивость при совершенном отсутствии хвастовства, такое трудолюбие, доброту, отзывчивость, остроумие и, главное, мужество, — этот народ терпит

Лирический герой и автор едины в цикле стихотворений, посвященных Белинскому, Добролюбову, Писареву, Чернышевскому, Шевченко. Поэт преклонялся пред теми, кто шел «в огонь за честь отчизны,//За убежденье, за любовь». Образ «народного заступника» всегда вдохновлял Некрасова, его лирический герой был таким. «Учителем» для него был Белинский, который многих «гуманно мыслить научил».

Источник: https://megaobuchalka.ru/12/33799.html

Книга Сочинения на отлично! Русская литература. 9–11 классы. Содержание – Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ музы в лирике Н. А. Некрасова ..

Лирика Некрасова была опасна для властей. Поэт в одиночку отбивался от нападок реакционной критики. Ценность его стихов – в искренности сочувствия русскому народу.

Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ музы в лирике Н. А. Некрасова

Тема поэта и поэзии – вечная в литературе. В произведениях о роли и значении поэта и поэзии автор высказывает свои взгляды, убеждения, творческие задачи.

В середине XIX века в русской поэзии оригинальный образ Поэта создал Н. Некрасов. Уже в ранней лирике он говорит о себе как о поэте нового типа. По его словам, он никогда не был «баловнем свободы» и «другом лени». В своих стихах воплощал накипевшие «сердечные муки». Некрасов был строг к себе и своей Музе. О своих стихах он говорит:

Но не льщусь, чтоб в памяти народной

Уцелело что-нибудь из них…

Нет в тебе поэзии свободной,

Мой суровый, неуклюжий стих!

Поэт утверждает, что его стихотворения состоят из «живой крови», «мстительного чувства» и любви.

Та любовь, что добрых прославляет,

Что клеймит злодея и глупца

И венком терновым наделяет

Беззащитного певца.

О сложении стихов Некрасов пишет как о тяжелом труде. У него нет возвышенных, поэтических интонаций, как, например, у Пушкина. В жизни Некрасову приходилось ради заработка напряженно, мучительно трудиться, а собственные стихи помогали хоть на какое-то время вырваться из обязательной повинности.

Оставшись без помощи семьи, Некрасов с юности был «литературным чернорабочим». Чтобы выжить в Петербурге, ему приходилось писать рецензии, куплеты, фельетоны и многое другое. Такая работа выматывала поэта, отбирала у него силы и здоровье.

Стихи Некрасова – это «суровые стихи», в них сила любви и ненависти к богачам, угнетающим народ.

Важно

На смерть Гоголя Некрасов написал стихотворение «Блажен незлобивый поэт…». В нем герой-поэт – это «обличитель толпы», который идет «тернистым путем», его не понимают и проклинают.

На новом витке истории, во второй половине XIX века, Некрасов пишет стихотворение «Пророк». Его поэт-пророк жертвует собой ради людей, их счастливой и справедливой жизни в будущем. Стихотворение написано в форме диалога пророка с человеком из толпы. Пророк Некрасова готов на жертву:

Жить для себя возможно только в мире,

Но умереть возможно для других.

Пророк уверен, что служить добру можно, если принести себя в жертву, как Христос. Поэт и послан, чтобы напомнить людям о Боге. Сам Бог у Некрасова назван «Богом гнева и печали».

В стихотворении «Поэт и гражданин» возникает чисто некрасовский образ «любовь-ненависть», которого не было ни у Пушкина, ни у Лермонтова:

Клянусь, я честно ненавидел!

Клянусь, я искренно любил!

В отличие от великих предшественников, у Некрасова отсутствует мотив обиды, противостояния всему миру. Его поэт – не титан и не потустороннее существо, избранное Богом. «Враждебные слова отрицанья» поэт Некрасова произносит во имя любви к людям. Некрасов отстаивал право гражданской поэзии обличать беспорядки общественной жизни:

Кто живет без печали и гнева,

Тот не любит отчизны своей…

Новаторство Некрасова в том, что он по-новому осмыслил роль поэта и поэзии. Если у Пушкина в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» речь идет о творческой свободе, то у Некрасова – о долге поэта перед обществом и его гражданами.

В стихотворении «Поэт и гражданин» говорится об упадке поэзии, о времени, когда поэты в растерянности не знают, о чем писать. Пришедший к унылому поэту гражданин требует от него стихов для «дела и пользы»:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

Можно выбрать путь «безвредного» поэта, а можно приносить пользу стране. Гражданин говорит, что вокруг «стяжатели и воры» или «бездействующие мудрецы», различные безответственные болтуны.

Именно сейчас обличительные стихи могут принести много пользы, стать настоящим «делом». Поэт оправдывается и приводит строки Пушкина: «Мы рождены для вдохновенья, / Для звуков сладких и молитв».

Но гражданин отвечает ему:

Нет, ты не Пушкин. Но покуда

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать…

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной…

Совет

В заключительной части стихотворения Некрасов говорит о своем даровании, о Музе. Эти строки звучат как исповедь. Драма поэта, который «стоит у двери гроба», не в приближающейся смерти, а в том, что Муза покинула его, он лишился вдохновения.

Некрасов представляет свою жизнь как трагический «роман» с Музой. Муза оставила поэта, потому что он не стал героем борьбы с тиранией, он «сын больного века», недостоин ее. Поэт оказался слабым человеком, не оправдал данного ему таланта.

Образ страдающей Музы показан в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…»:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!..»

Муза Некрасова – это не античное существо, а простая девушка, которую подвергают позорному публичному наказанию. Она гордо переносит его, призывая к мщению.

Самокритика Некрасова по отношению к себе не всегда обоснованна. Его гражданская лирика действительно была оружием, призывала к борьбе, вносила смятение в ряды врагов свободы.

Русская жизнь в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»

Итогом двадцатилетнего труда стала для Некрасова поэма «Кому на Руси жить хорошо». В ней автор озвучил важнейшие вопросы эпохи, описал народную жизнь пореформенной России. Критики называют эту поэму эпосом народной жизни. В ней Некрасов создал многоплановый сюжет и ввел большое количество действующих лиц.

Как в произведениях фольклора, повествование строится в форме пути, путешествия, но главный вопрос – один: выяснить представление о счастье русского человека. Счастье – понятие сложное. Сюда входят социальное положение, нравственные и политические законы. Крестьяне живут на земле, в своих деревнях, под началом местной власти, поэтому Некрасов не говорит о религии.

Можно ли быть счастливыми на земле, а не на небе? – вот как ставится вопрос.

Еще в стихотворении «Элегия» поэт задавал вопрос: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?» В поэме Некрасов смотрит на жизнь глазами крестьян. Семь мужиков идут по Руси в поисках правды и справедливости.

Названия деревень в поэме красноречиво говорят о народной жизни в них: «Подтянутой губернии уезда Терпигорева Пустопорожней волости из смежных деревень – Заплатова, Дырявина, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова, Неурожайка тож».

18

Источник: https://www.booklot.org/genre/nauchnoobrazovatelnaya/yazyikoznanie/book/sochineniya-na-otlichno-russkaya-literatura-911-klassyi/content/2968289-svoeobrazie-resheniya-temyi-poeta-i-poezii-obraz-muzyi-v-lirike-n-a-nekrasova/

Урок литературы в 10 классе “Муза в творчестве Некрасова”

Тема: “Муза в творчестве Н. А. Некрасова”

Цели:

  1. показать своеобразие и социальную обусловленность музы Некрасова, сравнивая ее с образом музы в творчестве других поэтов;
  2. развивать умения анализировать поэтические произведения;
  3. сравнивать, доказывать, полно и грамотно излагать свои мысли;
  4. воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Ход урока:

I.                Вступительное слово учителя о взаимообусловленности эпохи и творчества поэта. Учитель предлагает десятиклассникам вспомнить характерные особенности времени, в которое Н.А. Некрасов вошел в литературу:

Эпоха, в которую началась литературная деятельность Некрасова, практически целиком определила характер его творчества. Свободное личностное самовыражение – смысл и цель искусства – уходило на второй план, на первом оказывались проблемы социальные.

Обратите внимание

Среди проблем, которыми была “богата” в то время Россия, острейшей проблемой, давным-давно назревшей, воспринималась необходимость освобождения народа от крепостной зависимости. Здесь переплелись и нравственный, и социальный, и экономический аспекты; с каждым годом узел затягивался все туже, груз нерешенных проблем становился все тяжелее – и тормозил развитие исстрадавшейся страны.

Правительство никак не решалось на проведение демократических реформ, и “новые люди” видели смысл своей жизни в том, чтобы этих реформ добиться.

Искусство в данной ситуации становится не целью, а средством. Оно мобилизовано на службу обществу. От творчества поэта требуется социальная польза, доступность, простота.

Гуманная цель борьбы за обездоленных позволяет “новым людям”, демократам ощутить свое историческое предназначение. Их молодость пришлась на то время, когда жизнь была скована реестром и догмой.

Поэтому смерть Николая I уже сама по себе стала для них освобождением, предала уверенности в том, что перемены не за горами. Они были бесконечно рады уже самой возможности сделать что-нибудь для своего народа: необходимость трудиться на благо нации они ощущали как счастье.

Их призвали, и они после мук и рефлексии бессмысленного существования 40-х годов почувствовали свою востребованность.

Главным и единственным становится для них служение, которое забирает человека целиком, не оставляя времени на частную, обычную человеческую жизнь.

Такой идеал избрал Некрасов. Он был человеком одержимым и страстным. Всю жизнь отдал служению гуманистической идее, взял на себя роль народного защитника – и это стало его «пожизненным амплуа».

Некрасов, как в свое время и Пушкин, явился новатором в области поэтического содержания и формы. Он расширил границы поэзии, посчитав, что ее объектом может стать любой предмет, любое чувство или ощущение

Важно

Рассказывая, учитель обращает внимание учащихся на схему его лекции, изображенную на доске. Ученики заносят ее в свои тетради. По этой схеме им легко будет восстановить в памяти все сказанное учителем:

                                                                (Свободное личностное самовыражение –                                                                 цель и смысл искусства – на втором плане.

На первом – проблемы социальные).

Следовательно: искусство не цель, а

II.                Далее учитель кратко останавливается на трансформации образа Музы на протяжении нескольких веков.

Материал для справки:

Муза Каллиопа. Обращение к ней в античности – ритуал. В период классицизма, который во всем подражал античным образцам, происходит то же самое.

У романтиков Муза эфирна, она является существом другого мира, «чистым гением», «прекрасной девой». В середине 19-го века обращение к Музе теряет свою популярность.

Только во второй половине 19-го века Музе принадлежит особое место. Особенно хорошо это видно в творчестве Н. А. Некрасова.

III.                В чем же новаторство Некрасова в изображении Музы?

Отвечаем на этот вопрос постепенно, составляя таблицу сравнения с учениками:

№  п/п 1-ая половина 19-го века 2-ая половина 19-го века
1 2 3
1 Муза – “вакханка”, “уездная барышня” “с печальной думою в очах”, божественная вдохновительница поэтов. Муза – крестьянка, муза – раба, “муза мести и печали”, “падшая”, “униженно просящая”.
2 Символ, воплощение высокого творчества. “Веленью Божию, о Муза, будь послушна”. Зримый персонаж, который обрел плоть, характер, судьбу.
3 Ее устами Бог говорит с поэтом. Ее устами говорит народ – просит о пощаде, требует справедливости.
4 Ореол таинственности Муза опускается с небес на землю. “Печальная спутница печальных бедняков”.
5 Главная черта – вдохновение, которое она навевает на поэта Главная черта – неизгладимая долготерпеливая мука, в которой и страдания народные, и страдания самого автора.
6 Муза– существо, которому подвластны неведомые простым смертным законы духовной жизни. Муза – путеводительница, которая приносит отказ от свободы творчества во имя дела. “Нет в тебе творящего искусства, но кипит в тебе живая кровь.”
7 Муза далека от народа. Некрасовская Муза – залог неразрывной связи с народом.

IV.                Стихи , которые можно проанализировать на уроке, учитывая образ Музы Некрасова:

–        “О Муза, я у двери гроба…”;

–        “Вчерашний день…”;

–         “Муза”;

–        «Умру я скоро…”,

–        “Ликует враг, молчит в недоуменье вчерашний друг…”;

–        “Праздник жизни – молодости годы…”.

V.                Учитель подводит итоги урока.

Читайте также:  Анализ рассказа куприна поединок сочинение

VI.                Домашнее задание.

        Анализ одного из стихотворений по выбору учителя, а также стихотворение “Вчерашний день…» – наизусть.

ЭПОХА

характер творчества Н.А. Некрасова

искусство – средство

средство чего?

2.

Демократических реформ

1.

Освоения народа

3.

Борьбы за обездоленных

Некрасов и демократы ощущали свое историческое предназначение

мотив служения,  поэтому:

1-ая половина 19-го века.

 Главный герой – «страдающий эгоист», «лишний человек».

2-ая половина 19-го века.

 Главный герой – человек поступка. Его жизнь зависит не от исторических обстоятельств, а  от самого себя, поэтому основной мотив их творчества – мотив ответственности.

новаторство формы и содержания

1. Любой предмет, любое чувство может быть предметом искусства.

2. Можно поставить знак равенства между благополучными и униженными.

Совет

3.  Искусство может быть подчинено общественной необходимости. (Стихотворение Н. А. Некрасова, посвященное Муравьеву – вешателю.)

Источник: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/02/27/urok-literatury-v-10-klasse-muza-v-tvorchestve

Образ Музы в стихотворениях Некрасова

  • И свету возвестить о них благословила…
  • Печальной спутницы печальных бедняков,
  • Почувствовать свои страданья научила
  • Например, о героине «Тройки» можно сказать многое.

    Ни ее романтический портрет, ни натуралистическое описание ее судьбы сами по себе не несли еще поэзии с ярко выраженным национальным значением.

    Но Некрасов окружил этот свой ранний образ такими лирическими мотивами, в которых непосредственное предметное содержание было едва ли не заслонено символикой национального бытия. Именно в таком значении входили в некрасовское стихотворение дорожные мотивы и образ тройки.

    Свет этой символики придал героине «Тройки» поэтичность неизмеримо высшую, чем та, которая могла быть заключена в романсовом лиризме или в социально-бытовой драме. В женском образе поэта рождалось национальное олицетворение, которое и было впоследствии утверждено всем образным миром некрасовской поэзии.

  • Чрез бездны темные насилия и зла,
  • Этот лик музы, ласкающей слух и учащей волшебной гармонии, волнующей поэта «мечтой неясною», бывшей ему «подругой любящей», как признается поэт, ему неведом. Над ним рано «отяготели узы» иной «неласковой и нелюбимой музы»:
  • Труда и Голода она меня вела –
  • Поднимая жизненную картину до высочайшего поэтического обобщения, Некрасов вместе с тем сохраняет интимный тон. Между «крестьянкой молодой» и Музой нет никаких преград, они одинаково дороги и близки поэту.

    Их общность подчеркнута, во-первых, тем, что стихи о крестьянке и Музе замыкают четверостишия и явно соотносятся между собой, а во-вторых, одинаково инверсивным строением фразы («крестьянку молодую» – «сестра твоя родная»).

    Наконец, драматизм второй части резко контрастирует с обыденностью первой, и это высекает новую поэтическую искру, рождая множество совсем не традиционных реальных и поэтических ассоциаций.

    Некрасов в коротком стихотворении сумел сказать и о том, что его Муза – сестра униженной и страдающей крестьянки, что она печалится народной печалью, что она тоже подвергается истязаниям, цензурным и иным гонениям, физическому насилию, что она так же бесправна, как и крестьянка, что он, Некрасов, поэт народа, потому что крестьянка символизирует весь народ.

  • Рожденных для труда, страданий и оков,
  • Редко кто из поэтов не обращался к своей Музе, представавшей то резвой, веселой «вакханочкой», то задумчивой, то вольной и шаловливой, то суровой и гневной. Лики муз в русской поэзии бесконечно разнообразны. Совершенно новый образ создан в коротком стихотворении Некрасова.

  • Не помню над собой я песни сладкогласной!
  • Той музы плачущей, скорбящей и болящей…
  • Примечательна тут и замена слова «кнут» на «бич». Еще более неожиданно, что тут же оказывается и Муза как некое лицо, к которому поэт обращается с очень важными и тоже неожиданными словами: «Гляди! Сестра твоя родная!» Так устанавливается кровное родство Музы поэта с крестьянкой.

    Но поединок поэта с музой не привел к разрыву – в драматизме борьбы родился «прочный и кровный союз». Поэт учил музу не смиряться, не стихать в гневе, изживать всепрощенческие настроения.

    Этот оттенок есть и в стихотворении «Вчерашний день, часу в шестом…».

    Он выражен в том повелительном тоне, в каком поэт обратился к ней: «Гляди!» Здесь заключено предупреждение: не увлекай меня на ложный путь, не делай меня слабым, ибо того, что ты видишь, нельзя простить. Но и скорбная муза учила поэта песнопенью:

    Обратите внимание

    Драматическое, сложное общение поэта с музой мыслится Некрасовым постоянным противоборством двух равных сил, прочный и кровный союз которых держится на неизбывности народных страданий и необходимости сказать о них.

    И отношения между музой и поэтом складывались драматично: ее напев был полон тоски и «вечной жалобы». Порою же она плакала или исторгала звуки разгульной песни, иногда побуждала мстить.

    Подчас же, смиряясь, «шептала надо мной: «Прощай врагам своим!» Вот тогда-то, по откровенному слову поэта, «нелюбимая» муза – потому что такую вечно тревожащую, надрывающую сердце стоном, неласковую и не услаждающую слух гармоничными звуками музу трудно любить – все-таки овладела душой поэта, который, не поддаваясь ее «суровым напевам» и плачу, вступил с ней «в ожесточенный бой».

    Рекомендуем почитать ►

    Общая концепция творчества Гоголя как писателя

  • «Вчерашний день, часу в шестом…»
  • Прежде всего сразу же возникает необычная конкретность: поэт точно называет время (день, час), место (рыночную площадь в Петербурге), где совершилось событие, врезавшееся в его память и взволновавшее его гражданское чувство.

    Стихотворение о «высоком» предмете начинается с «низкой» сцены и в тоне простого сообщения, краткой информации, не содержащей ничего поэтического, а, напротив, намеренно сниженной. Самая интонация нейтральна – нет ни гнева, ни жалобы. Все прозаично и обычно. Слова выбраны обыденные – «вчерашний день», «часу в шестом», «зашел».

    Особенно удивительно слово «зашел» – с ним сопрягаются ассоциативно такие выражения, как «зашел по дороге», «зашел по пути», «зашел случайно» и т. д. Оттого и последующие стихи («Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую») тоже рисуют как бы привычную, а совсем не исключительную ситуацию.

    Но второе четверостишие резко переключает всю тему в новый, «высокий» план. И это подчеркнуто лексикой и интонацией. На первое место выдвигаются слова, обладающие устойчивыми поэтическими ассоциациями («звуки», «грудь»).

    Так возникает новый в русской поэзии образ Музы, столь же терпеливой, непреклонной и волевой, как и молодая крестьянка с занесенным над ней бичом.

    Для полноты картины важно отметить и то, что реальный план совместился в стихотворении с метафорическим, и происшедшее с крестьянкой переносится на ее «родную сестру». Так уже в первые годы творчества (стихотворение написано в 1848 г.

    ) Некрасов образно сказал о своих общественных симпатиях. Но этим содержание стихотворения не исчерпывается: в нем есть еще один план, скрытый, но живо представленный в более позднем стихотворении 1851 г., названном «Муза».

    Оно посвящено традиционной теме отношений поэта с музой, которая либо оказывает ему покровительство, либо отказывает в нем. В первой строфе возникает привычный до Некрасова образ музы, которого он, однако, не знал:

    Рекомендуем почитать ►

    Что хотел сказать Лесков, словом праведник?

  • Нет, музы ласково поющей и прекрасной
  • Источник: http://www.getsoch.net/obraz-muzy-v-stixotvoreniyax-nekrasova/

    Женские образы в поэзии Н.А. Некрасова

    / Сочинения / Некрасов Н.А. / Лирика / Женские образы в поэзии Н.А. Некрасова

      Скачать сочинение
    Тип: Анализ творчества поэта/писателя

        Лирика Н.А. Некрасова традиционно воспринимается как, в первую очередь, лирика гражданская. Сам поэт говорил про себя, что он «лиру посвятил народу своему». Некрасов описывал народную жизнь, полную лишений, унижений, бесправия.

    И, в то же время, прославлял русский народный характер, позволяющий простому человеку сохранять чувство собственного достоинства, оптимизм, веру в будущее.     Среди простых героев Некрасова немало и женских образов – теме горькой доли русской крестьянки посвящено множество стихотворений поэта.

    Героини Некрасова совершенно разные, но их объединят прекрасный облик (как внешний, так и внутренний) и сложная женская судьба.     Так, героиня стихотворения «В дороге» по барской прихоти была приобщена к культуре, воспитана вместе с детьми помещика. А затем, опять же по барской прихоти, была выдана замуж за простого мужика.

    Важно

    Жизнь в замужестве стала для этой героини кошмарным сном – ведь она не была приучена ни к крестьянскому труду, ни к полуголодному существованию. Но истинная трагедия этой женщины заключается в том, что, почувствовав себя человеком, она в один миг оказалась в положении бесправного животного.     Историю этой женщины рассказывает ее муж.

    И он, и мы прекрасно понимаем, что героиня погибнет – от тоски, от нравственных мучений, от невозможности что-либо изменить: «Погубили ее господа…»     Примером типичной судьбы крестьянской женщины является жизнь Матрены Тимофеевны, героини поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

    Этой героине пришлось немало пережить в своей жизни – смерть детей, побои, голод, одиночество, ощущение полного бесправия. Она убеждена, что простая женщина не может быть счастливой: «Не дело между бабами счастливого искать».

    Однако, несмотря на все тяготы, эта героиня сумела сохранить внешнюю стать и красоту, сумела сохранить свое достоинство, оптимизм, сердечную доброту и чувство юмора. Недаром она пользуется большим авторитетом среди односельчан.     Но героини Некрасова – это не только крестьянки. Поэт описывает горькую долю женщины вообще, независимо от ее происхождения.

    Так, например, жизнь героини стихотворения «Еду ли ночью по улице темной» – одна большая мука. Эта женщина ушла от нелюбимого мужа, который бил ее, к лирическому герою. Но и тем самым героиня обрекла себя на нищую, беспросветную жизнь: «В комнате нашей, пустой и холодной, Пар от дыханья волнами ходил».     Героиня теряет ребенка, который умирает в холоде и голоде.

    Единственное, чем ее муж может успокоить женщину, – только словами о скорой смерти их обоих. Подумав немного, героиня решается на страшный шаг – она продает свое тело, чтобы похоронить ребенка и накормить голодного мужа. Ее поступок можно назвать подвигом. Женщина не пожалела себя, пожертвовала собой, своей душой ради любимых людей.     Все героини Некрасова поистине прекрасны.

    Они, несмотря на «грязь жизни», сумели сохранить в себе человека. Именно женщины являются поддержкой и опорой для сильной половины человечества, а иногда стоят наравне с мужчинами в идейной, политической борьбе.

    В 1855 году Некрасов пишет поэму «Саша», в которой рассказывает историю о том, как девушка Саша, дочь мелкопоместных дворян, выросшая среди природы и знающая о тяготах народной жизни, решила посвятить свою жизнь служению народу:     Чем неутешнее дитятко ваше,     Тем встрепенется светлее и краше:     В добрую почву упало зерно –     Пышным плодом отродится оно!     Поэма Некрасова «Русские женщины» посвящена женам декабристов, не побоявшихся поехать за своими мужьями в Сибирь и обречь себя на ссыльную жизнь. Эти благородные, красивые женщины, изнеженные и избалованные, нашли в себе силы бросить привычное им существование ради любимых мужей и той благородной цели, за которую пострадали декабристы («И тихого ангела бог ниспослал В подземные копи…»).     Однако есть в творчестве Некрасова и любовная лирика – так называемый «панаевский цикл», посвященный жене поэта А.А. Панаевой. Облик героини здесь противоречив. С одной стороны, он желанен, любим, боготворим, потому что жена – самый родной человек для поэта. А с другой стороны, герой не в состоянии добиться полной гармонии, полного слияния со своей любимой, именно поэтому в «панаевском цикле» так значим мотив ссоры, разлуки.     Кроме того, «женский образ» присутствует в стихотворениях Некрасова, посвященных теме поэта и поэзии. В этой лирике художник постоянно подчеркивает, что его муза – это сестра крестьянских женщин. Именно поэтому она «бледная, в крови, кнутом иссечена» («О Муза! Я у двери гроба!»)     Подтверждает это и стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» Оно представляет собой описание молодой крестьянской женщины, которую секли на площади:     Ни звука из ее груди,     Лишь бич свистал, играя…     И Музе я сказал: «Гляди!     Сестра твоя родная!»     Такое сопоставление позволяет нам сделать несколько выводов и о качествах музы Некрасова: она сурова, мужественна, сильна и стойка. Муза, как и молодая крестьянка, прекрасна своей, простой и неброской, но настоящей красотой, которую смогут оценить достойные люди.

    Совет

        Таким образом, женские образы в творчестве Н.А. Некрасова играют большую роль. Героини поэта очень разные – по своему возрасту, социальному положению, взглядам на жизнь.

    Однако всех их объединяет горькая судьба (по мнению Некрасова, женская доля – это всегда тяжелая доля), а также лучшие «женские» качества, позволяющие героиням оставаться прекрасными в любых условиях, быть опорой для своих любимых мужчин и для всех окружающих.

    человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Некрасов Н.А. / Лирика / Женские образы в поэзии Н.А. Некрасова

    Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00712771252412873255

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector