Романтизм в ранних рассказах горького сочинение

Романтизм в творчестве Горького | Литерагуру

Романтизм как направление в литературе возник в конце 18 — начале 19 века, наибольшее распространение в Европе получил в период с 1790 по 1830 годы. Основной идеей романтизма было утверждение творческой личности, а особенностью — бурное изображение эмоций. Основными представителями романтизма в России были Лермонтов, Пушкин и Горький.

Романтизм ранних рассказов Горького

К романтическим настроениям Горького подтолкнуло растущее в обществе недовольство и ожидание перемен.

Именно благодаря протесту против “застоя” в голове у писателя стали рождаться образы героев, способных спасти народ, вывести их из темноты, указать им правильны путь.

Но этот путь представлялся Горькому совсем другим, отличным от привычного существования, автор презирал быт и видел спасение лишь в свободе от общественных оков и условностей, что и было отражено в его ранних рассказах.

Обратите внимание

Исторически этот период творчества Горького совпал с расцветом революционных движений в России, взглядам которых автор явно сочувствовал.

Он воспел образ бескорыстного и честного бунтовщика, объятого не алчными расчетами, а романтическими устремлениями изменить мир к лучшему и разрушить несправедливую систему.

Так же в его произведениях той поры раскрылась тяга к свободе и несбыточным идеалам, ведь писатель еще не видел перемены, а лишь предчувствовал их. Когда мечты о новом социальном строе приобрели реальные очертания, его творчество преобразовалось в соцреализм.

Основные черты

Главной чертой романтизма в творчестве Горького является четкое разделение персонажей на плохих и хороших, то есть, нет никаких сложных личностей, человек обладает либо только хорошими качествами, либо только плохими. Такой прием помогает автору яснее показать свою симпатию, выделить тех людей, которым надо подражать.

Кроме того, во всех романтических произведениях Горького прослеживается любовь к природе. Природа всегда является одним из главных действующих персонажей, и все романтические настроения передаются через нее. Писатель любил использовать описания гор, лесов, морей, наделяя каждую частицу окружающего мира своим характером и своим поведением.

Что такое революционный романтизм?

Ранние романтические работы Жуковского и Батюшкова были основаны на идеях классицизма и, по сути, являлись прямым его продолжением, что не соответствовало настроениям прогрессивно и радикально мыслящих людей того периода. Их было немного, поэтому романтизм приобрел классические формы: конфликт личности и общества, лишний человек, томление по идеалу и т.д. Однако время шло, и революционно настроенных граждан становилось все больше.

Расхождение литературы и народных интересов привело к изменению романтизма, к появлению новых идей и приемов.

Основными представителями нового революционного романтизма стали Пушкин, Горький и поэты-декабристы, которые, в первую очередь, продвигали прогрессивные взгляды на перспективы развития России.

Основной темой стала народная самобытность — возможность самостоятельного существования крестьян, отсюда в последствии появился термин народности. Стали появляться новые образы, и основными среди них были гений-поэт и герой, способный в любой момент спасти общество от нависшей угрозы.

Старуха Изергиль

В данном рассказе есть противопоставление двух героев, двух типов поведения. Первый — это Данко — пример того самого героя, идеала, который должен спасти народ.

Он чувствует себя свободным и счастливым только тогда, когда его племя свободно и счастливо.

Юноша исполнен любовью к своему народу, жертвенной любовью, что олицетворяет дух декабристов, готовых погибнуть ради благосостояния общества.

Важно

Данко спасает свой народ, но при этом погибает сам. Трагичность этой легенды в том, что племя забывает своих героев, оно неблагодарное, но для предводителя это не важно, ведь главной наградой за подвиг является счастье людей, ради которых он был совершен.

Антагонист — это сын орла, Ларра, он презирал людей, презирал их быт и закон, он признавал лишь свободу, переходящую во вседозволенность. Он не умел любить и ограничивать свои желания, в итоге за попрание общественных устоев его изгнали из племени. Только тогда гордый юноша понял, что без народа он никто.

Когда он один, никто не может восхищаться им, никому он не нужен. Показав двух этих антиподов, Горький подвел все к одному выводу: ценности и интерес народа всегда должны быть выше твоих ценностей и интересов.

Свобода в том, чтобы освобождать людей испод гнета тирании духа, невежества, той темноты, которая скрылась за лесом, непригодным для жизни племени Данко.

Очевидно, что автор соблюдает канон романтизма: вот противостояние личности и общества, вот томление по идеалу, вот гордая свобода одиночества и лишние люди.

Однако дилемма о свободе разрешилась не в пользу гордого и самовлюбленного одиночества Ларры, этот тип, воспетый Байроном (одним из основателей романтизма) и Лермонтовым, писатель презирает.

Его идеальный романтический герой – это тот, кто, будучи выше общества, не отрекается от него, а помогает ему даже тогда, когда оно гонит спасителя. В этой особенности Горький очень близок христианскому понимаю свободы.

Макар Чудра

В рассказе “Макар Чудра” свобода также является основной ценностью для героев. Старый цыган Макар Чудра называет ее главным сокровищем человека, в ней он видит возможность сохранить свое “я”.

Революционный романтизм красочно проявляется именно в этом понимании свободы: старик утверждает, что в условиях тирании не разовьется нравственный и одаренный индивид.

Значит, ради независимости стоит пойти на риск, ведь без нее страна никогда не станет лучше.

Такой же посыл есть у Лойко и Радды. Они любят друг друга, но видят в браке лишь цепи и оковы, а не шанс обрести покой. В итоге любовь к свободе, которая предстает пока в виде честолюбия, так как герои не могут правильно распорядиться ею, приводит к смерти обоих действующих лиц.

Горький ставит индивидуализм выше брачных уз, которые только усыпляют творческие и умственные способности человека бытовыми заботами и мелочными интересами. Он понимает, что одиночке легче пожертвовать жизнью ради свободы, легче обрести полную гармонию со своим внутренним миром.

Ведь не может же в самом деле вырвать сердце женатый Данко.

Челкаш

Главными действующими лицами рассказа являются старый пьяница и вор Челкаш и молодой деревенский парень Гаврила.

Один из них собирался идти на “дело”, но его напарник сломал ногу, и это могло осложнить всю операцию, тогда-то опытный плут и встретил Гаврилу.

Во время их разговора Горький уделял огромное внимание личности Челкаша, подмечал все мелочи, описывал его малейшие движение, все чувства и мысли, которые возникали у него в голове. Утонченный психологизм образа – явное следование романтическому канону.

Совет

Особое место в этом произведении занимает и природа, так как у Челкаша была духовная связь с морем, и его душевное состояние зачастую зависело от моря. Выражение чувств и настроений через состояния окружающего мира – опять-таки романтическая черта.

Источник: https://LiteraGuru.ru/romantizm-v-tvorchestve-gorkogo/

Романтизм в раннем творчестве Максима Горького

Горький вошел в литературу в конце 1890-х годов как певец ярких личностей и сильных характеров. Это было что-то новое и необычное для литературы того времени.

В творчестве молодого Горького отразился романтизм, особенно в таких рассказах, как «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», в революционных песнях.

Герои этих произведений — люди «с солнцем в крови», сильные, гордые, красивые. Они-то и представляют идеал Горького.

Центральным образом романтических произведений раннего творчества Горького выступает образ мужественного человека, готового к самоотверженному подвигу во имя народа. Огромное значение в раскрытии идеала молодого писателя имеет рассказ «Старуха Изергиль», написанный в 1895 году. В образе Данко Горький показал человека, который всего себя отдает служению народу.

Данко — «молодой красавец», смелый и решительный. Чтобы вывести свой народ из тьмы, Данко приносит в жертву самого себя. Он жертвует собой, потому что любит людей. Он очень хотел спасти их, вывести их из мрака. «“Что сделаю я для людей?!” — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой».

Данко освещал людям дорогу своим сердцем, он шел и ничего не боялся. И мрак был побежден. «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер». Данко умирает, но его образ остался в легенде как образ героя-освободителя. «В жизни всегда есть место подвигам», — заключает Горький.

Идею возвышенного подвига писатель развил в произведении «Песнь о Соколе», написанном в 1895 году. Сокол — символ борца, для которого борьба — это смысл жизни: «О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам моей груди и… захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы!..

» Соколу присущи такие качества, как презрение к смерти, храбрость, ненависть к врагу. В образе гордой птицы Горький воспевает «безумство храбрых». «Безумство, храбрость — вот мудрость жизни! О, смелый Сокол! В бою с врагами истек ты кровью.

Обратите внимание

Но будет время — и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни, и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»

Читайте также:  Сочинение шариковщина, что это такое шариковщина

В 1901 году Горький продолжил любимую идею героической борьбы и написал «Песню о Буревестнике». В ней он с большой си-^ лой выразил свое предчувствие надвигающейся бури — революции. Буревестник — воплощение героизма и бунтарства. Ему противоположны глупый пингвин, гагары и чайки, которые стонут и боятся бури: «Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно морем».

Однако идеал раннего Горького оторван от реальной действительности. Для писателя был важен активный призыв к действию, к борьбе.

Романтические герои Горького нежизненны и не смогли бы существовать в обычных условиях. И Сокол, и Буревестник ищут врага, без врага их жизнь не имеет смысла.

Про героев ранних произведений Горького можно сказать словами Лермонтова: «А он, мятежный, просит бури / Как будто в бурях есть покой».

Источник: http://lit-helper.com/p_romantizm_v_rannem_tvorchestve_maksima_gor-kogo

Сочинение на тему «Романтизм в творчестве Горького», — Сочинения по литературе

В конце 90-х годов ХIХ века читатель был поражен появлением трех томов «Очерков и рассказов» нового писателя — М. Горького. «Большой и оригинальный талант», — таково было общее суждение о новом писателе и его книгах. Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызывали усиление романтических тенденций в литературе.

Особенно ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, в таких рассказах, как «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», в революционных песнях. Герои этих рассказов — люди «с солнцем в крови», сильные, гордые, красивые. Эти герои — мечта Горького.

Такой герой должен был «усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета ее».

Важно

Центральным образом романтических произведений Горького раннего периода является образ героя, готового на подвиг во имя блага народа. Огромное значение в раскрытии этого образа имеет рассказ «Старуха Изергиль», написанный в 1895 году. В образ Данко Горький вложил гуманистическое представление о человеке, который все силы отдает служению народу.

Данко — «молодой красавец», смелый и решительный, чтобы вывести свой народ к свету и счастью, Данко приносит себя в жертву. Он любит людей. И вот его молодое и горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести из мрака. «Что сделаю я для людей?!» — сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он руками разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце, и высоко поднял его над головой. Освещая путь людям ярким светом своего горящего сердца, Данко смело повел их вперед. И тьма была побеждена. «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер».

Умирает Данко, гаснет его смелое сердце, но образ герояосвободителя живет в памяти людей.

В своих ранних рассказах М. Горький использует элементы романтического изображения персонажей, что позволяет ему создать яркие, запоминающиеся образы. В центре этих произведений — романтический конфликт сильной духовной личности и всего остального мира.

Эстетика романтизма предполагает изображение цельного, гармоничного человека, духовный мир которого равен мировоззрению человека независимого и одинокого. Таков Макар Чудра, герой одноименного рассказа Горького. Вольный цыган, построивший жизнь по своей собственной воле, независимый и гордый.

Идеал человека для Макара — странник, познающий мир в странствиях. «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю себе выбрал, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай — вот и все!».

В рассказе «Макар Чудра» находит воплощение еще один эстетический принцип романтизма: мысль о том, что человек представляет собой вселенную, глубины которой требуют познания. Макар Чудра говорит: «Жизнь? Иные люди? А тебе что до этого? Разве ты сам — не жизнь?»

Идеальный романтический герой всегда находится в противоречии с миром, с существующим порядком вещей. В легенде о Лойко и Раде, которую рассказывает Макар Чудра, сталкиваются две сильные личности — конфликт, несомненно, имеющий романтическую природу.

Трагическая развязка служит лишь следствием непримиримости двух романтических персонажей. В легенде о Ларре («Старуха Изергиль») романтический пафос еще более усилен: Ларра, сын орла и земной женщины, обрекает себя на гордое одиночество, считая себя «первым на земле».

В наказание за свою гордость Ларра обречен на полное забвение — даже смерть отворачивается от него. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему.

Совет

И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!» «В жизни всегда есть место подвигу», — говорит старуха Изергиль.

Идею подвига, возвышенного и облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую «Песню о Соколе», написанную в 1895 году. Сокол — олицетворение борца за народное счастье: «О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам моей груди и … захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы!..

» Соколу присущи презрение к смерти, ненависть к врагу. В образе Сокола Горький воспевает «безумство храбрых». В 1901 году Горький написал «Песню о Буревестнике», в которой с необычайной силой выразил свое предчувствие нарастающей революции.

Горький воспевал близкую, несомненную революционную бурю: «Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем, то кричит пророк победы: «Пусть сильнее грянет буря!» Буревестник — воплощение героизма. Он противопоставлен глупому пингвину, и гагарам, и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей.

«Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно морем». Журнал «Жизнь», в котором была напечатана эта песня, был закрыт.

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-romantizm-v-tvorchestve-gorkogo/

Романтизм ранних рассказов М. Горького

Actionteaser.ru — тизерная реклама

К романтическим рассказам Горького относятся «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Песня о Соколе» и другие. В них герои – люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно.
Цыгане в романтических рассказах писателя полны мудрости и достоинства.

Эти неграмотные люди рассказывают герою-интеллигенту глубокие символические притчи о смысле жизни. Герои Лойко Зобар и Рада в рассказе «Макар Чудра» противопоставляют себя толпе, живут по своим законам.

Больше всего на свете они ценят свободу, как и старый Макар Чудра, который рассказывает историю их любви. Макар не понимает, почему люди живут тесно, хотя места на земле много, всю жизнь тяжело работают, но остаются нищими рабами. Макар осуждает общество, но не призывает изменить его законы.

Горький считал, что черпать силу человек должен в природе, как вольные цыгане. Романтической чертой в рассказах Горького является интерес автора к образам природы. Природа для него – это важная философская тема. Это мир символов для писателя-романтика.

Описание бури, ветра, моря, гор – все это создает атмосферу романтических переживаний. Не случайно рассказ «Макар Чудра» заканчивается песней моря, которое поет гимн гордым и смелым цыганам.

В рассказе «Девушка и смерть» противопоставлены жизнь, любовь и гибель, разрушение, олицетворением которых являются два образа: Девушка и Смерть.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

В произведениях Горького человек хоть и «природное» существо, но изуродованное городом и современной цивилизацией. Горьковские босяки – «дети природы», люди бедные, но гордые. Романтической чертой является и равнодушное отношение писателя к быту. Мы не можем узнать ничего конкретного о жизни босяков, слышим только их пламенные речи о свободе.

Обратите внимание

Как и у романтиков, у Горького характеры героев написаны резкими черно-белыми цветами. Если Ларра злодей, то без примеси добра. В образе Данко даны только положительные черты. Он спасает людей ценой собственной жизни, освещая им путь своим горящим сердцем. Но, в отличие от европейских романтиков, Горький прославляет не зло, а добро.

Отрицательные герои у него однозначно осуждаются, как в русских сказках. Единственный чисто романтический герой у Горького – это Ларра, сын женщины и орла. Он презирает людей, видя в этом свою свободу. Цыгане изгоняют гордеца. Ларра – воплощение цинизма и эгоизма.

Данко же представляет собой другую сторону возможностей человеческой души – героизм и способность к самопожертвованию.

Романтизм Горького отличается наличием положительного идеала. «В жизни всегда есть место подвигам», – утверждает автор. Его храбрый Сокол из «Песни о Соколе» истек кровью в бою с врагами. Но смерть его не напрасна. Писатель создает образы, которые стали бы примером для читателей.

Actionteaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/romantizm-rannix-rasskazov-m-gorkogo/

Ранний романтизм Горького

В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов «Очерков и рассказов» нового писателя — М. Горького. «Боль- шой и оригинальный талант», — таково было общее суждение о новом писа-

теле и его книгах.

Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных пере- мен вызвали усиление романтических тенденций в литературе.

Особенно ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, в таких рассказах, как «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», в револю- ционных песнях. Герои этих рассказов — люди «с солнцем в крови», силь- ные, гордые, красивые.

Эти герои — мечта Горького. Такой герой должен был «усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против дейс-

твительности, против всякого гнета ее».

Центральным образом романтических произведений Горького ранне- го периода является образ героического человека, готового к самоотвер- женному подвигу во имя блага народа. Огромное значение в раскрытии этого образа имеет рассказ «Старуха Изергиль», написанный в 1895 году.

В образ Данко Горький вложил гуманистическую идею о человеке, который все силы отдает служению народу. Данко — «молодой красавец», смелый и решительный. Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, Данко прино- сит в жертву самого себя. Он любит людей. И вот его молодое и горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести их из мрака.

Читайте также:  Анализ произведения шолохова лазоревая степь

«Что сделаю я для людей!?» — сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой». Освещая путь людям ярким светом своего горящего сердца, Данко смело повел их вперед. И тьма была побеждена.

«Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер». Умирает Дан- ко, гаснет его смелое сердце, но образ юного героя жив, как образ ге- роя-освободителя. «В жизни всегда есть место подвигам», — говорит ста- руха Изергиль.

Идею подвига, возвышенного и облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую «Песнь о Соколе», написанную в 1895 году. Со- кол — олицетворение борца за народное счастье: «О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам моей груди и… захлеб- нулся б моей он кровью! О счастье битвы!..

» Соколу присущи презрение к смерти, храбрость, ненависть к врагу. В образе Сокола Горький воспева- ет «безумство храбрых». «Безумство, храбрость — вот мудрость жизни! О, смелый Сокол. В бою с врагами истек ты кровью. Но будет время — и кап- ли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много

смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»

Важно

В 1901 году Горький написал «Песню о Буревестнике», в которой с необычайной силой выразил свое предчувствие нарастающей революции. Горький воспевал близкую, несомненную революционную бурю: «Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над реву- щим гневно морем, то кричит пророк победы: «Пусть сильнее грянет бу-

ря!»

Буревестник — воплощение героизма. Он противопоставлен глупому пингвину, и гагарам, и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей: «Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно морем». Журнал «Жизнь», в котором была напечатана эта песня, был зак-

рыт.

Современник Горького А. Богданович писал: «От большинства очер- ков г. Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отлича- ются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и от-

верженности».

Источник: http://www.sochuroki.com/rannij-romantizm-gorkogo/

Ранний романтизм Горького

Романтические произведения А М. Горького увидели свет в 90е годы XIX века Это было время равнодушия к идеалам и смелым устремлениям. Те исторические пути, которыми шли народники, вызвали разочарование среди интеллигенции. Лозунг 90-х годов: “Наше время – не время великих задач”. Низвергается герой, прославляется средний человек. Жизнь утрачивает свой высокий смысл.

Горький явился выразителем в литературе нового этапа освободительного движения.

Серость буржуазной действительности привела его не к отрицанию подвига, а к необходимости поисков героического в романтической, вымышленной среде Романтическое бунтарство молодого Горького было формой отрицания мещанства.

Но его стремление в иную жизнь рядилось в романтические одеяния лишь до того момента, пока живые впечатления реальной действительностине указали художнику на конкретно-исторический, а не сказочно-романтический выход.

В письме к Чехову Горький приветствовал новый век: “Я недавно видел пьесу “Сирано де Бержерак” и пришел от нее в восторг: “Дорогу свободным гасконцам! Мы южного неба сыны, Мы все под полуденным солнцем, И с солнцем в крови рождены!”

Это восхищение людьми “с солнцем в крови” проявилось у Горького уже в самом его первом рассказе “Макар Чудра”. Крепко любили друг друга удалой цыган Лойко Зобар и сказочная Рада. Но волю они любили еще больше. И во имя нее они не пожалели своих жизней.

Горький преклоняется перед сильной, могучей страстью “естественного” человека, который рожден вольными степями, свободен и удален от мира мелких помыслов, расчета, корысти. Цыганский табор – это община, где действуют свои суровые законы, но они, по мнению автора, не унижают, а прославляют человека, его непреклонную волю.

Такой выбор героев определяется ненавистью писателя к классу мещан. – рабов копейки, живущим мелкими страстями.

В “Песне о Соколе” спор между Соколом и Ужом приводит читателя к мысли о том, что подвиг необходим, даже если окружающие не способны его оценить. Горький прославляет “безумство” тех, кто жертвует собой, не надеясь на уважение и понимание.

Эта мысль особенно важна была в эпоху, когда люди утратили потребность в героическом. Писатель глубоко верит в то, что нет напрасных жертв во имя светлого будущего.

Его революционный оптимизм с особой силой выразился в “Песне о Буревестнике”, которая явилась прямым призывом к революции, “буре”.

Совет

Художественный стиль ранних романтических произведений Горького весьма своеобразен: он насыщен символикой, гиперболами, противопоставлениями. Большую роль играет пейзаж: море, степь, горы.

Речь героев взволнованная, патетическая, лишенная обыденных выражений.

Сказочность стиля молодого Горького шла от стремления внести “в бедную жизнь такие вымыслы”, которые пробудили бы в людях желание необыкновенной, свободной, героической жизни.

Однако, Горький начинает сознавать важность конкретных социальных и бытовых характеристик героев. И он наделяет их реальными чертами “людей дна”, также как романтики XIX века наделяли своих героев отличительными чертами “рыцарей” или “благородных дикарей”.

Горький создает свой собственный мир. В нем часто можно наблюдать некоторые особенности современной ему России. Тем не менее художественная реальность писателя живет по собственным внутренним законам. И законы эти отличаются от законов, существовавших для реалистов XIX века.

В этом мире природа тесно связана с душевным состоянием героев, что соответствует канонам романтизма. Море в рассказе “Челкаш”, лес в легенде о Данко, степь в рассказе “Дед Архип и Ленька” меняются по ходу развития сюжета.

Если в начале произведения природа спокойна и обычна, то во время основного конфликта она “отражает” душевное напряжение героев. Так начинается гроза или буря. Кроме того, природа имеет двойственный характер. Она либо помогает людям, создавая естественный фон вольной жизни, как в начале рассказа “Старуха Изергиль”, либо противостоит им.

В этом противостоянии участвует, скорее, не столько сама природа, сколько ее “ложное подобие”, созданное людьми.

Воплощением этого “ложного подобия” является портовый город, который “дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию”, или “живой” лес, возникший из-за страха людей перед природой.

Обратите внимание

В обоих случаях созданная людьми реальность “поработила и обезличила их”, поэтому она должна исчезнуть в тот момент, когда людям удается победить свой страх. Напротив, подлинная природа всегда жива.

Она воплощает неизменные и вечные законы жизни, поэтому большинство рассказов заканчивается пейзажами, символизирующими “вечность”, неподвластную мелким страстям красоту и гармонию природы.

Главный герой обычно связан с природой. Вокруг него строится все повествование. Так, Челкаш чувствует себя свободным только в море, умирающий Ларра смотрит в небо.

Такая связь позволяет выделить главного героя, что соответствует традиции романтизма. Этот герой – изгой в обществе, он всегда одинок.

Отнюдь не являясь “вторым Я” автора, он, тем не менее, воплощает определенные идеи, близкие Горькому.

У главного героя, как правило, есть антагонист. Между ними и возникает конфликт, на основе которого разворачивается сюжет. Таким образом, основной конфликт не только межличностный, но и идейный.

“Свободные” герои противостоят героям, зависящим либо от денег, либо от “традиций”, либо от “незнания”. Свобода для всех резко отличается от свободы для себя. Первую воплощает Данко, вторую – Ларра.

Только свобода для всех может принести счастье людям, научить их “видеть жизнь”, как говорит старуха Изергиль. Ее судьба противопоставлена мещанскому идеалу “спокойной жизни”.

И мечта Гаврилы “о доме”, и “забота” деда Архипа о Леньке, и “мудрость” Ужа – это “мещанский идеал” для Горького. Традиционное в романтизме противостояние “личности” и “толпы” усложняется у Горького.

Важно

Персонажи оцениваются еще и с точки зрения этики, поэтому получается парадоксальный результат: человек толпы походит на демона, стремящегося к “воле для себя” .

И здесь они противостоят Данко, жертвующему собой ради других и потому являющемуся подлинной “личностью”.

Горький видел, что всякие этические оценки относительны. Сам он, например, выступал против христианского милосердия и этики в рассказе “Дело с застежками”.

Горький считал, что человек не только скопление грехов и пороков, но и существо, способное изменять себя и мир.

Из-за этого всякая этика должна быть “активной”, то есть должна оценивать человека с точки зрения его способности “жить, а не примиряться”.

Завязкой сюжета часто оказывается проблема, на которую две разные системы взглядов дают разные ответы.

Это украденный платок в рассказе “Дед Архип и Ленька”, проблема “цены денег” в “Челкаше” или “свободы” в “Старухе Изергиль” Затем конфликт развивается и наступает развязка, причем герой может гибнуть, но его идеи побеждают.

Побеждают не в реальной жизни, а в читательской оценке происходящего. Сокол не смог доказать “свою правду” Ужу, для которого счастье полета раскрывается в падении. Но именно Сокол предстает перед читателями в качестве положительного героя.

Противостояние двух мировоззрений проявляется и во внешнем облике персонажей, и в их восприятии действительности. “Красивые люди” всегда сравниваются с птицами, они “способны летать”, в отличие от “рожденных ползать”.

Читайте также:  Основная идея и смысл песни о вещем олеге пушкина

Внешностью и речью они резко отличаются от окружающих людей. Мир “красивые люди” видят по-своему, для них не существует в нем ничего страшного и непонятного.

Для Челкаша “огненно-голубой меч”, увиденный Гаврилой, является простым “фонарем электрическим”.

Совет

Таким образом, художественное своеобразие ранних произведений Горького связано с мировоззрением его героев. Сюжет строится на основе противостояния двух комплексов идей. Герои, несущие эти идеи, даже погибая, остаются победителями.

С самого начала произведения они композиционно выделены и противопоставлены остальным персонажам в силу того, что стремятся “жить, а не примиряться”. Из-за того, что они противостоят мещанскому идеалу, положительные герои часто воплощаются в таких характерных образах, как “босяки”.

Это проявляется и в речи, и в стремлении к “вольной природе”, и в конфликте с существующим обществом. Такая социальная обособленность позволяет говорить об их сходстве с романтическими героями XIX века.

В то же время Горький наделяет своих героев отличительными чертами именно “людей дна”, что можно воспринимать как стремление к реалистическому описанию жизни России начала XX века.

Романтические произведения Горького особенно любит молодежь, потому что в молодости человек более всего одержим стремлением переделать, перестроить жизнь.

Идеальные, светлые, благородные герои и через сто лет привлекают читателя своей непохожестью на окружающих нас людей. “Безумство храбрых – вот мудрость жизни!” Да, существующая жизнь с ее укладом преподносится как некая истина, но она не вечна.

Борьба за изменение жизни, вечное движение вперед – вот в чем заключается подлинная истина!

Источник: http://home-task.com/rannij-romantizm-gorkogo/

Готовые школьные сочинения

Ноя 12 2016

Ранний романтизм М. Горького

Мечтать — это не значит житыНцок-ны подвиги, подвиги! М. Горький На рубеже XIX—XX веков имя М. Горького не только в нашей стране, но и за рубежом произносилось в одном ряду с Чеховым, Толстым, Короленко.

Я думаю, что это происходило потому, что, как и другие признанные классики, Горький пытается в своих произведениях найти ответ на вечные вопросы человечества: о смысле жизни, о возможности ее изменения человеком, о предназначении человека.

И вместе с ним взгляд читателей, критиков, других писателей обращался к философско-этическим проблемам, отраженным в ранних произведениях Горького: “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Песня о Соколе”, “Песня о Буревестнике”. Герои сочинение с аллсоч.

Обратите внимание

ру © 2005 этих рассказов ищут, активно действуют, стремясь к свободе и независимости.

Они постоянно перепроверяют общие правила бытия — заново примеряют их на себя: подходит ли? не жмет? не стесняет движений в свободном полете? Поэтому Лойко Зобар в рассказе “Макар Чудра” заявляет: “Я свободный человек и буду жить так, как я хочу”.

Однако всегда ли чрезмерная гордость, отречение от традиций человечества, его прошлого, нежелание жить рядом с людьми по их законам приносит человеку счастье?

Не всегда, отвечает Горький, поведав легенду о Ларре в рассказе “Старуха Изергиль”. Человек, не способный видеть ничего вокруг, кроме себя, добровольно обрекающий себя на одиночество — тоже лишь для одного себя, одновременно с этим обречен на мучения, поскольку в его жизни нет цели, нет смысла. “Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему”.

Люди оставили за Ларрой право выбора, дав ему возможность жить так, как он хочет, совершив тяжкое преступление, — и это стало для него карой, потому что нет счастья человеку, лишенному общения, теплоты, поддержки, дружеского совета.

Герой другой легенды из этого же рассказа — Дан-ко — возвышается над своими соплеменниками, мечтая пробудить их сердца, души, мысли.

Да, в реальном мире бывает и так, когда не право большинство, составленное из жалких, трусливых, невежественных созданий, в которых люди могут превратить себя сами со временем.

Однако Данко видит, что эти люди, лишенные света, злобные и бездушные, оказались в безвыходном положении: отрезанными от солнца, отброшенными врагами в болото, да еще злые силы сдерживают их просветление.

Важно

И герой, влюбленный в прошлое этих людей и надеющийся на их счастливое будущее, в бескорыстном порыве разрывает свою грудь и вынимает горящее сердце, поднимая его высоко над головой, чтобы осветить путь заблудшим.

Совершив подвиг, Данко спас людей, но они даже не заметили его смерти, его отсутствия, поскольку совершили лишь первые шаги по дороге, ведущей к освобождению.

Только один “осторожный человек” увидел рядом с мертвым Данко его смелое и гордое сердце и, “боясь чего-то”, наступил на него ногой… Как не похожи друг на друга Ларра и Данко: сын орла и человеческий сын, самовлюбленный гордец и герой, жертвующий собой, отвернувшийся от лучших представителей человеческого рода и отдавший свою жизнь за будущее счастье жалких и недостойных созданий, именующих себя людьми… В “Песне о Соколе” и “Песне о Буревестнике” мы восхищаемся смелыми, независимыми, свободолюбивыми птицами, чьи сердца требуют бури и подвига, не желающими смириться с приземленным существованием ради пищи и безопасности.

В своих романтических произведениях Горький активно призывает людей к борьбе за свое будущее. Он “стремится усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета в ней”. Именно в этом мне видится основная ценность и значение ранних романтических произведений М. Горького.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Ранний романтизм М. Горького . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/rannij-romantizm-m-gorkogo/

Переплетение реализма и романтизма в ранних произведениях М. Горького

Переплетение реализма и романтизма. На становление и развитие реализма в русской литературе, не­сомненно, оказывали влияние течения, возникающие в общем рус­ле европейской литературы.

Однако русский реализм существенно отличается от французского, английского, немецкого и по времени своего возникновения, и по темпам развития, и по структуре, и по его значению в национальной общественной жизни.

Это своеобра­зие было настолько ярким и значительным, что во второй полови­не XIX века русская реалистическая литература заняла ведущее ме­сто среди европейских литератур. Об этом с гордостью говорил и М.

Горький: «В истории развития литературы европейской наша юная литература представляет собой феномен изумительный: я не преувеличу правды, сказав, что ни одна из литератур Запада не воз­никла в жизни с такою силою и быстротой, в таком мощном, осле­пительном блеске таланта».

Совет

Именно традиции реализма избрал для своего творчества М. Горький, чтобы с наибольшей полнотой выразить интересы и устремления народа.

Однако, внимательно наблюдая пробуждение народного самосознания, отражая становление русского пролета­риата, писатель чувствовал, что его стесняют рамки одного тече­ния.

Можно сказать, что освободительное движение явилось при­чиной обращения Горького к традициям романтизма.

Это необычное переплетение романтизма и реализма можно проследить в нескольких произведениях Горького («Песня о Соко­ле, «Макар Чудра», «Челкаш»), особенно ярко оно раскрывается в раннем рассказе писателя «Старуха Изергиль».

Рассказ состоит из трех частей. Первая заключает в себе легенду о гордом Ларре, который считает себя первым на земле и не видит

ничего, кроме себя. В попытке презреть священные законы челове­ческой любви Ларра совершает преступление, и народ отвергает его, обрекая на вечное одиночество.

Слишком поздно понял Ларра свою ошибку: одинокий человек не может быть счастлив, ведь даже законы Вечности отвернулись от него: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему».

Руководствуясь идеей «если я только за себя, то зачем я?», Горький обрекает Ларру на вечную жизнь, постоянное презрение людей.

Обратите внимание

По принципу контраста заключительная часть рассказа — тоже легенда, но повествует она о подвиге великодушного Данко, беско­нечно любящего свой народ и отдавшего свое сердце, чтобы про­светить темное человеческое сознание, указать верный путь из того болота, в котором они оказались. Здесь Данко возвышается над го­ловами своих соплеменников, жестоких и неразумных, не сумев­ших оценить его великий подвиг. Но герой умер, любя своих сопле­менников, и его сердце указало им дорогу истины.

Центральная, связующая эти две легенды часть рассказа очень реалистична, она как бы смыкает собой психологию реального че­ловека с богатым прошлым и душу легенды. Отрываясь от сказки, читатель находит дальше тесное переплетение с сегодняшним ми­ром. Биография Изергиль, ее любовные истории в молодости про­низаны отголосками времени.

Вся ее жизнь — это вечные поиски, погоня за неясным идеалом. У старухи нет ни дома, ни семьи, ни детей. Однако для Горького в этом образе ценна активная неудов­летворенность настоящим, неукротимость поиска. Да, в реальной жизни Изергиль не нашла того, что искала, но прошлое осталось в ее памяти как призыв, мечта, сказка.

И недаром в старости Изер­гиль так привязалась к людям, полюбила их — именно это дает ей счастье.

Так и все ранние произведения Горького, в которых реализм и романтизм тесно связаны, несут будущим поколениям любовь к своему народу, к своей истории, а также помогают развивать в себе такие качества, как доброта, сострадание, способность идти на жерт­вы ради достижения высшей цели, во имя других людей.

Источник: https://prepodka.net/perepletenie-realizma-i-romantizma-v-rannih-proizvedeniyah-m-gor-kogo/

Ссылка на основную публикацию