Характеристика и образ хлестовой в комедии горе от ума грибоедова сочинение

ActionTeaser.

ru — тизерная реклама

Грибоедов знаменит как творец одного произведения, но настолько значительна роль его комедии «Горе от ума» в истории русской литературы, настолько остро отвечала пьеса на насущные вопросы своего времени, настолько блестяще она написана, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора. Комедия была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов.

Их борьба с многочисленными и сильными противниками – дворянами-реакционерами, борьба нового со старым разгоралась все сильнее, проникая в разные сферы жизни, отражаясь в искусстве и литературе. Наблюдая это противостояние, являясь его непосредственным участником, Грибоедов отразил это в своей комедии.

Таким образом, содержание пьесы тесно связано с историческими событиями, а основной ее конфликт – столкновение умного, передового человека с косным обществом дворян-крепостников – драматург сам мог наблюдать в жизни. В главном герое комедии писатель воплотил важнейшие качества передового человека своей эпохи.

    Конфликт в комедии — это столкновение двух типов мышления, двух полюсов: Чацкого и Фамусовского общества. К последнему относятся сам Фамусов, Хлёстова, княгиня Тугоуховская, Молчалин, часто упоминаемые Максим Петрович и Кузьма Петрович и многие другие.

Обратите внимание

Всех их можно охарактеризовать как убежденных сторонников самодержавно-крепостнического строя, «охранниками» прошлого и ярыми противниками всего нового. Главное для них – карьера и деньги, и ради этого они готовы на любые жертвы. Человек в этом обществе ценится по происхождению и богатству, а не по личным качествам.

Немало среди фамусовского круга общения и таких, как Молчалин. Карьеризм, низкопоклонство, угодливость начальству, бессловесность – основные черты его характера.

    Фамусовское общество противопоставлено в комедии группе новых людей. Их представляют в комедии Чацкий, племянник княгини Тугоуховской, брат Скалозуба, Горич, профессора и студенты Педагогического института, «что упражняются в расколах и безверьи», какие-то люди, которые учат в пансионатах, лицеях. Об этих людях Чацкий постоянно говорит «мы», каждый из них «вольнее… дышит и не торопится вписаться в полк шутов», не боится иметь своё сужденье обо всём. Но против старых порядков непосредственно в комедии выступает один Чацкий. Именно поэтому этот образ становится предельно обобщённым и типичным. К тому же «одиночество» этого героя имеет и символический смысл. Таким образом подчёркивается исключительное положение подобных людей в обществе.     Особое место в комедии играют Репетилов и Загорецкий. Их можно отнести к фамусовскому обществу, но они не ярые его сторонники, они ничего плохого не делают Чацкому, но именно их «молчаливое согласие» нередко решает важные вопросы в жизни других людей. Остановимся подробнее на этих образах.     Загорецкий представляется автором как завсегдатай гостиных и столовых, «лгунишка, картежник и вор». Образ этого персонажа вырисовывается в отзывах о нем Горича и Хлестовой. Рекомендуя Загорецкого Чацкому, Горич говорит:

    Человек он светский,

    Отъявленный мошенник и плут:     Антон Антоныч Загорецкий,     При нем остерегись, переносить горазд,     И в карты не садись: продаст!     Эту характеристику подтверждает и Хлёстова: «Лгунишка он, картежник, вор».     Не лишено основания мнение, что Загорецкий – «человек, близкий к политическому сыску». Недаром он говорит, что если бы он был назначен цензором, то налёг бы на басни, где:     Насмешки вечные над львами! над орлами!     Кто что ни говори:

    Хотя животные, а все-таки цари.

    Говорит Загорецкий стремительно, с «жаром», имеет привычку все преувеличивать и делать из мухи слона. Если в его сторону звучат резкие отзывы, он не обижается, а сводит все к шутке. На язвительную реплику Горича Загорецкий отвечает: «Оригинал, брюзглив, а без малейшей злобы». «Мастер услужить», этот персонаж, несмотря на все свои отрицательные качества, всюду принят, вхож в дворянские дома Москвы. «У нас везде ругают, а всюду принимают», — эта фраза Горича наиболее ярко выражает сущность образа Загорецкого. Человек, особо не выделяющийся из общей массы, не вызывающий ни восторга, ни неприязни.     Репетилова, в отличие от Загорецкого, нельзя назвать лгуном и вором. Напротив, он пытается произвести впечатление передового человека, увлекающегося всем модным и иностранным. А.С.Пушкин, современник А.С.Грибоедова, отмечал в характере этого персонажа и глупость, и смирение, и ветреность, и простодушие. Также к перечисленному можно добавить общительность, увлечение модными вещами. Фамилия Репетилова происходит от французского слова «репете», которое означает «повторять». Это указывает на отличительную черту обладателя такой фамилии – потребность повторять то, что слышал от других, отсутствие собственного мнения. Репетилов, по его собственному определению, – «пустомеля». Он стремится быть передовым человеком в глазах окружающих, но все, о чем он говорит, не является его убеждением; он ничего не понимает в тех вопросах, которые волновали настоящих передовых людей того времени. Такие, как Репетилов, «шумят, и только».     Речь этого персонажа пестрит словами с модным «оттенком»: «откудова», «невзначай», «особливо» вместо «особенно», «зауряд» вместо «заурядный». Увлечение театром привнесло в его разговор такие слова, как «водевильчик», «прелюдии». Репетилов любит вставлять в речь французские фразы, переиначивать на иностранный лад русские имена: вместо «Лев» он употребляет «Левон». Говорливость, быстрые переходы с одной тему на другую свидетельствуют о его внутренней пустоте. Речевая характеристика Репетилова очень важна, так как именно через нее мы понимаем стремление героя заимствовать чужие мысли, а не выражать свои.     Какую роль играют Загорецкий и Репетилов в комедии? Их роль, казалось бы, незначительна. Они пытаются казаться своими в фамусовском обществе, они не вступают в открытый конфликт с Чацким. Но именно с их легкой руки в третьем действии распространяется сплетня о сумасшествии главного героя.     Начинается все с, казалось бы, безобидной фразы Софьи:     А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить,     Угодно ль на себе примерить?     Но эта фраза была подхвачена и развита Загорецким:     А! знаю, помню, слышал,     Как мне не знать? Примерный случай вышел;     Его в безумные упрятал дядя-плут…     Этот слух очень быстро распространяется и в результате обрастает множеством подробностей, которые сообщают «очевидцы». Грибоедов мастерски показывает «игру в испорченный телефон», итогом которой становится невероятный слух о том, что Чацкий сошел с ума.     Именно из-за таких болтливых, не имеющих своего мнения людей, как Загорецкий и Репетилов, происходят подобные недоразумения, приводящие к достаточно вразумительным и не всегда положительным последствиям. Такие люди создают плодотворную почву для фамусовых, которые используют эту почву для противостояния с Чацким. Я уверен(а), что в равной борьбе Чацкий, несомненно, победил бы, и конец комедии был бы другим. Фамусов, хоть и приверженец старого, но он имеет свою точку зрения и никогда не признает мнение противника. А Загорецкий с Репетиловым готовы принять любую сторону, их не интересует, какую, лишь бы их везде принимали и считали «передовыми».

    Таким образом, эти два персонажа – серые, нейтральные личности, «пустомели» и любители поболтать.

Они никогда не находятся в центре внимания, но с их молчаливого согласия или небольшого участия происходит личная и социальная драма Чацкого.

Они – лишь свидетели происходящего, но… Кто знает, если бы они вели себя по-другому, главный герой, возможно, не сбежал бы из дома Фамусова и из Москвы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок»…

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/griboedov-a-s/gore-ot-uma/3791-rol-repetilova-i-zagoretskogo-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma

Сочинение на тему Образы и характеристики пьесы Грибоедова Горя от ума

Типичнейший представитель этого мира — сам Фамусов,  воинствующий мракобес, ханжа и деспот, грозящий  своим рабам сибирской каторгой. Под стать Фамусову  все его родственники, приятели и гости.

 В образе полковника Скалозуба Грибоедов воссоздал тип аракчеевца, тупого, самовлюбленного и невежественного  «героя» плацпарадных учений, шагистики и палочной муштры, заклятого врага свободной мысли.

Важно

Этот «хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки», гоняющийся за чинами, орденами и богатой  невестой, воплощает в себе дух реакционного «пруссачества»,  которое искусственно насаждалось царизмом в русской армии и вызывала ненависть всего передового офицерства, хранившего суворовские и кутузовские традиции.

Резкими, типическими чертами очерчены и все остальные  персонажи барской Москвы, выведенные в «Горе от ума»: властная барыня-крепостница старуха Хлёстова, графини Хрюмины, княжеское семейство  Тугоуховских, Загорецкий — светский шулер, мошенник и доносчик, по всем данным — тайный агент политической полиции, Репетилов — «душа» дворянского общества, шут, сплетник и пустозвон, затесавшийся, чтобы не отстать  от моды, в круг каких-то псевдолиберальных болтунов,  Платон Михайловича Горич — в прошлом приятель  Чацкого, человек опустившийся, инертный, внутренне  примирившийся с Фамусовским миром.

Читайте также:  Образ и характеристика остапа в повести тарас бульба сочинение

Как свой принят в этом мире «безродный» секретарь Фамусова — Молчалин.

В его лице Грибоедов создал исключительно выразительный обобщенный образ подлеца  и циника, «низкопоклонника и дельца», пока еще мелкого негодяя, который сумеет, однако, дойти до «степеней известных».

Вся лакейская «философия жизни» этого чинуши и подхалима, не смеющего «свое суждение иметь», раскрывается в его знаменитом признании:

Мне завещал отец:Во-первых угождать всем людям без изъятья -Хозяину, где доведется жить,Начальнику, с кем буду я служить,Слуге его, который чистит платья,Швейцару, дворнику, для избежанья зла,Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Галерея типических образов стародворянской, барской  Москвы, созданная Грибоедовым, включает в себя и тех, кто в комедии непосредственно не действует, но только упоминается в беглых характеристиках, которые дают им действующие лица.

В их числе такие яркие, рельефные, законченные образы, как «черномазенький» завсегдатай всех балов и обедов, и крепостник-театрал, и мракобесный член «Ученого комитета», и покойник камергер Кузьма Петрович, и влиятельная старуха Татьяна Юрьевна, и нахальный «французик из Бордо», и клубные друзья Репетилова, и много других — вплоть до княгини Марьи Алексевны, блюстительницы общественного  мнения в фамусовском мире, именем которой знаменательно заканчивается комедия. Все эти лица не появляются на сцене, но, тем не менее, имеют весьма важное значение для раскрытия содержания  «Горя от ума», — и это составляют одну из новаторских черт комедии.

Социальная критика Грибоедова, развернутая в «Горе от ума», по самой широте своей и конкретности была явлением исключительным в литературе начала XIХ столетия.

Если сатирико-моралистические комедиографы,  писавшие в традициях классицизма, следовали условным и абстрактным критериям, узаконенным его эстетикой, и осмеивали, как правило, какой-либо один, отдельно взятый социальный «порок» или отвлеченную моральную категорию (к примеру, только лихоимство, только невежество, только скупость, только ханжество т.

Совет!

п.), то Грибоедов в своей комедии затронул и разоблачил  в духе социально-политических идей декабризма широкий круг совершенно конкретных явлений общественного быта крепостнической России.

Злободневный смысл грибоедовской критики сейчас, конечно, не ощущается с такой остротой, с какой он ощущался современниками Грибоедова. Но в свое время комедия прозвучала, помимо всего прочего, именно злободневно.

И вопросы дворянского воспитания в «пансионах, школах, лицеях»,  и вопрос о «ланкартачных взаимных обучениях», и дебаты о парламентском строе и реформе судопроизводства, и отдельные эпизоды русской  общественной жизни в период после наполеоновских  войн, нашедшие отражение в монологах Чацкого и в репликах гостей Фамусова, — все это имело самое актуальное значение, в  частности в декабристской среде, именно в те годы, когда Грибоедов писал свою комедию. 

Богатство и конкретность социального содержания, вложенного в «Горе от ума», придает комедии значение широкой и целостной картины русской общественной жизни конца 1810 — начала 1820-х годов, изображенной во всей ее историческо

(нет оценок)
Loading…

Источник: http://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/sochinenie-na-temu-obrazyi-i-harakteristiki-pesyi-griboedova-gorya-ot-uma/

Роль эпизодических и внесценических героев в комедии Александра Грибоедова “Горе от ума”

Комедия “Горе от ума” была написана Грибоедовым в канун решающего выступления революционеров-декабристов и направлена против реакционного дворянства.

В произведении отразилось противостояние новых идей старым. Грибоедов выразительно показал столкновение двух идеологий – “века нынешнего” и “века минувшего”.

В комедии реалистично воссоздано старое, отживающее свой век дворянство с его консервативными нравами.

Каждый из персонажей пьесы выполняет свою художественную функцию: Эпизодические персонажи оттеняют и дополняют черты главных героев. Внесценические персонажи хотя и не действуют прямо, но играют важную роль: они свидетельствуют о том, что Чацкому противостоит мощная и действенная реакционная сила. Все герои, вместе взятые, создают яркую, полнокровную картину московскогодворянского общества.

На балу у Фамусова собираются люди, составляющие элиту дворянской Москвы. Они многолики, но у всех них есть общие черты: крепостнические взгляды, невежество, чинопочитание, корыстолюбие. Эпизодические персонажи появляются в комедии, сменяя друг друга. Рассмотрим их в той последовательности, в которой они изображены в комедии.

Первыми из гостей на балу появляется чета Горичей. Это типичная московская супружеская пара. Чацкий знал Платона Михайловича до вступления последнего в брак.

Это был бодрый, живой человек, но после женитьбы на Наталье Дмитриевне он сильно изменился: попал под каблук своей жены, стал “мужем-мальчиком, мужем-слугой”.

Обратите внимание

Наталья Дмитриевна не дает мужу даже “рта открыть”: она отвечает за него на вопросы Чацкого, разговаривает с ним в приказном тоне: “Послушайся разочек, милый, застегнись скорей”. Горич прекрасно понимает свое положение и уже смирился с ним. Он с горечью говорит Чацкому: “Теперь, брат, я не тот”.

Вообще мотив подчинения мужа жене проходит через все произведение. Грибоедов проводит параллель между Платоном Михайловичем и Молчалиным. Супруг Натальи Дмитриевны говорит: “Есть-таки занятье: На флейте я твержу дуэт А-мольный”.

Автор этой фразой отсылает читателя к началу комедии, когда Молчалин и Софья за сценой играют дуэт на фортепьяно и флейте. Софья отдает предпочтение Молчалину, хотя она могла выбрать Скалозуба или Чацкого. Молчалин заслужил ее любовь тем, что он “враг дерзости”. Софья воспитана в фамусовском духе, и ей нужен такой же муж, как Горич, – “муж-мальчик”, “муж-слуга”.

Лакей Петруша в комедии почти не говорит, им распоряжается Фамусов, который приказывает ему: “Поди”, “Пошел же, торопись”. И он подчиняется. Однако же Лизанька говорит о нем: “А как не полюбить буфетчика Петрушу?” Петруша умеет подчиняться, этим он тоже нравится: его полюбила Лизанька.

На бал приезжает и семейство Тугоуховских. Княгиня весьма обеспокоена поиском женихов для своих дочек. Читатель понимает это почти с первых ее слов.

Едва завидев Чацкого и узнав, что он не женат, она посылает своего мужа, такого же “мужа-мальчика”, “мужа-слугу”, пригласить потенциального жениха к себе.

Но как только она узнает, что Чацкий небогат и у него нет высокого чина, она “что есть мочи” кричит: “Князь, князь! Назад!” Фигура княгини Тугоуховской помогает глубже понять характер Фамусова.

Павел Афанасьевич хочет выдать свою дочь замуж за богатого, обладающего властью, заметного в обществе человека. Княгиня Тугоуховская преследует те же корыстные цели. Через фигуру княгини Грибоедов подчеркивает в характере Фамусова такие черты, как корыстолюбие и чинопочитание. В фамусовском обществе для богатых невест выбирают женихов по такому принципу:

Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых, – Тот и жених,

А также “Кто беден – тот тебе не пара”.

На балу появляются графини Хрюмины. Это озлобленная на весь окружающий мир Хрюмина-внучка со своей полуглухой бабушкой. Хрюмина-внучка не может найти себе достойного жениха и поэтому недовольна всем, что происходит вокруг нее.

Едва приехав на бал, она сожалеет о том, что приехала слишком рано. Уезжая же с бала, графиня-внучка так отзывается о нем: “Ну бал!.. И не с кем говорить, и не с кем танцевать!” Ее злит, что на балу она не познакомилась ни с кем, за кого можно было бы выйти замуж.

Хрюмина-внучка выказывает свое восхищение перед всем иностранным, обнаруживает пристрастие к “модным лавкам”. Она часто употребляет французские слова, даже произносит несколько целых фраз по-французски, чего в комедии больше никто не делает.

Важно

В ее лице Грибоедов высмеивает еще одну характерную черту дворянства того времени: преклонение перед всем иностранным.

Чацкий в своем монологе рассказывает о “французике из Бордо”, который чувствует себя в России “маленьким царьком” хотя покидал он свою страну “со страхом и слезами”.

Этот французик не только не встретил в России “варваров”, но и услышал везде свой родной язык, увидел, что дамы носят такие же платья, как во Франции.

С помощью образа “французика из Бордо” Грибоедов показывает, что дворянское общество так подражает французским нравам и обычаям, что русских дворян невозможно отличить от французов – они “офранцузились”.

Читайте также:  Тема родины в творчестве есенина сочинение 11 класс

Загорецкий больше других эпизодических героев “задействован” в комедии. Это едва ли не самый порочный человек из присутствующих на балу у Фамусова. Про него все откровенно говорят: “Отъявленный мошенник, плут”, “Лгунишка он, картежник, вор”.

Но, несмотря на такую уничтожающую характеристику, его принимают в свете, двери фамусовского дома для него открыты, про него даже Хлестова сказала доброе слово: “Дай бог ему здоровья!” Загорецкий откупается своей услужливостью, он говорит Софье, что ей никто бы так не услужил, что он “всех сбил с ног”, доставая билеты на спектакль, сознается, что “похитил уже силой”. В этой фразе раскрывается низость характера Загорецкого. Он все сделает, чтобы услужить нужному человеку в нужный момент. Когда старуха Хлестова хотела “от него и двери на запор”, он услужил ей, подарив арапчонка, которого он, по-видимому, достал каким-то нечестным путем, тем самым расположив ее к себе. Характерная черта одного из основных героев комедии – Молчалина – совпадает с главным свойством характера Городецкого. Молчалин говорит: “Мне завещал отец: Во-первых, угождать всем людям без изъятья”. Чацкий выражает свое мнение о Молчалине: “В нем Загорецкий не умер”. Действительно, Грибоедов показывает Загорецкого “отъявленным мошенником”, “лгунишкой”, “плутом”, чтобы яснее выявить ту же низость души в Молчалине – будущем Загорецком.

На бал приезжает также шестидесятилетняя барыня Хлестова. Это крепостница, властная и своевольная, по словам Гончарова, “остаток екатерининского века”. В образе Хлестовой Грибоедов раскрывает жестокость крепостных устоев, при которых к людям относятся, как к собакам.

Хлестова берет с собой на бал “арапку-девку да собачку”. Для нее крепостной человек – все равно что собака. Она просит Софью: “Вели их накормить ужо, дружочек мой” – и тотчас про них забывает.

Совет!

В комедии незримо присутствует еще один персонаж, который относится к подвластным ему людям, как к собакам. О нем рассказывает Чацкий, называя его “Нестором негодяев знатных”. Этот человек поменял своих верных слуг, которые спасали его жизнь и честь, на охотничьих собак.

Образ “Нестора” тоже свидетельствует, как жестоко обращаются люди, имеющие власть, с теми, кто им подчинен.

В разговоре с Софьей Чацкий упоминает несколько людей, с которыми он был знаком до отъезда за границу. Он вспоминает о человеке, который живет за счет своих артистов, только развлекается. Чацкий говорит про него: “На лбу написано: “Театр и маскерад”.

Этот “Театр и маскерад” запомнился ему потому, что на каком-то балу спрятал человека в “комнате посекретней”, чтобы тот “щелкал соловьем”.

Потом Чацкий рассказывает про человека, который согнал на “крепостной балет” детей, “отторженных” от родителей, и “заставил всю Москву дивиться их красе”, а потом распродал их поодиночке. Так Грибоедов выявляет социальное неравенство, при котором можно детей разлучать с родителями.

Еще один знакомый Чацкого “поселился в ученый комитет” и “с криком” протестовал против образования. Этот персонаж выявляет невежество и необразованность фамусовского общества.

Самым последним, к “шапочному разбору”, на бал является Репетилов.

Этот персонаж в изображении Грибоедова – человек, опошляющий и дискредитирующий идеи времени, он с его “секретнейшим союзом” и “тайными собраниями по четвергам”, где только “шумят” и “пьют шампанское на убой”, выступает как ни к чему не годный человек, болтун, для которого все передовые идеи не более чем модное увлечение. Репетилов называет Чацкому каких-то людей, которые авторитетны в “секретнейшем союзе”, но читатель понимает, что все эти люди не могут принести обществу реальное обновление: один отличается тем, что “сквозь зубы говорит”, другой – тем, что поет, еще двое – просто “чудесные ребята”, а Ипполит Маркелыч Удушьев – “гений”, потому что написал в журнале “отрывок, взгляд и нечто”. В образе Репетилова Грибоедов высмеивает случайных людей в кругах прогрессивного общества.

На балу множество других представителей фамусовского общества. Грибоедов не дал им даже полных имен. Таковы, например, господа N. и D. Про них автор не говорит ничего, но они участвуют в распространении сплетни о сумасшествии Чацкого. Господин D.

не верит этому, но его интересует, что об этом говорят другие. Софья прекрасно знала весь этот механизм, и стоило ей сказать двум “господам” несколько слов, как все фамусовское общество в полный голос заговорило о сумасшествии Чацкого.

Обратите внимание

В образах этих мелких сплетников Грибоедов показывает, чем занимается дворянское общество: распространением сплетен и слухов.

Некоторые внесценические персонажи не принадлежат фамусовскому обществу: например, двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской. Брат Скалозуба отказался от чина, “крепко набрался каких-то правил”, стал читать книги. Князь Федор, племянник Тугоуховской, “чинов не хочет знать! он химик, он ботаник”. Профессора “упражняются в расколах и безверьи”.

Фамусов и его окружение не понимают этих людей, которые живут не по их правилам, считают их ненормальными. Грибоедов дает понять читателю, что Чацкий не одинок, у него есть единомышленники.

Тем, что педагогический институт находится в Петербурге, писатель стремится показать, что в Москве царят нравы времен Екатерины, а более передовые взгляды и убеждения – у молодежи столицы.

В фамусовском обществе добиться успеха в карьере могут только люди, угождающие начальству и высокопоставленным лицам.

В монологе Фамусова рассказано о пожилом чиновнике Максиме Петровиче, который унижается перед самой государыней-императрицей, нарочно падая, чтобы заслужить сначала “высочайшую улыбку”, а потом и “почет перед всеми”, и “при дворе приветливое слово”. Грибоедов смеется над такими людьми, которые “отважно действуют затылком” и “сгибаются вперегиб” ради “высочайшей улыбки”.

За гостями на балу стоят еще более высокие люди. На протяжении всего произведения упоминаются имена важных людей, мнение которых чрезвычайно важно для фамусовского окружения. Это Пульхерия Андреевна, Настасья Николаевна, Татьяна Юрьевна, Марья Алексевна.

Дамы эти занимают высокое положение, и вследствие этого все, кто окружает Фамусова, стремятся им угодить, создать о себе благоприятное впечатление. Молчалин советует Чацкому: “К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам”.

Важно

Когда Чацкий делает предположение, что “Гильом, француз, подбитый ветерком” может жениться на Пульхерии Андреевне, Софья восклицает: “Танцмейстер! можно ли!” И в самом конце произведения Фамусов ужасается: “Ах! Боже мой! что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!” Молодому же поколению чужды такие отношения. Автор показывает, насколько порочны такие принципы жизни.

Грибоедов в своей гениальной комедии изобразил многочисленные пороки дворянского общества. Автор обличает чинопочитание, невежество, преклонение пред всем иностранным, ничтожество интересов старого поколения.

Если утром Чацкий появляется в доме Фамусова с надеждой, что он найдет единомышленников, встретит понимание и сочувствие, то к утру следующего дня он покидает фамусовский мир с окончательно развеявшимися иллюзиями, как человек, чуждый и враждебный этому миру.

Источник: http://home-task.com/rol-epizodicheskix-i-vnescenicheskix-geroev-v-komedii-aleksandra-griboedova-gore-ot-uma/

Характеристика образа Хлёстовой в произведении Грибоедова

Прототипом Хлёстовой является принадлежавшая к самому высшему московскому кругу властная и влиятельная Настасья Дмитриевна Офросимова. Описал ее и Лев Толстой в «Войне и мире».

Упоминая о «Несторе негодяев знатных», променявшем своих крепостных на собак, Грибоедов, вероятно, имел в виду генерала Измайлова, помещика-крепостника, развратника, который, по свидетельству современников, «4 человек дворовых, служивших ему по 30 лет, променял помещику Шибякину на 4 борзых собак». Современники и исследователи пытались установить прототипы и Чацкого.

Когда комедия была написана, распространился слух, что в ней выведен Чаадаев. Этот слух дошел даже до Пушкина, находившегося в Михайловском, и в одном из писем он запрашивал о его справедливости.

Чаадаев был близок с Грибоедовым, и несомненно, что образ его, человека выдающегося ума и твердого характера, вставал в творческом воображении Грибоедова, когда он рисовал облик своего Чацкого.

Несомненно также, что и во внешнем облике гри-боедовского героя проступают чаадаевские черты.

Запечатлены в Чацком и черты другого друга Грибоедова, страстного и честного Кюхельбекера, рыцаря декабристского движения, одного из тех «молодых людей», в душе которых был возбужден «жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным».

Но конкретизация персонажей не снимала их типичности. Один из современников отмечает:

«Когда появилось «Горе от ума», все сразу отдали ему справедливость, но в том числе были многие, которые в действующих лицах предполагали и даже узнавали изображение живых московских личностей и в верности портретов находили главное достоинство этой прекрасной драматической сатиры. Взгляд совершенно ошибочный.

Совет!

Грибоедов и не думал писать портреты; если бы это было так, то значение «Горя от ума» было бы очень кратковременным; оно затерялось бы вместе со смертью тех, которые служили оригиналами для очерков. Да и в продолжении их жизни достоинство сочинения намного было бы ниже истинного.

Читайте также:  Сравнительная характеристика петра и февронии муромских сочинение

Грибоедов превосходно схватил и изобразил не отдельные личности, а типы, жизнь которых очень продолжительна, и так же долговечна будет заслуга и слава его мастерского произведения» ‘. По этому поводу в наше время А. В. Луначарский справедливо заметил о персонажах комедии: «Эти люди взяты синтетически.

У Грибоедова все соответствует действительности, все чистый художественный реализм, товар дан без подмеси. Настоящий, подлинный портрет начинается только там, где он синтезирует целого человека в характернейших его особенностях и в широкие типы.

Правдивый тип в литературе – это и есть портрет, и чем он шире захватывает, тем более он приобретает художественности и общественной значимости».

В комедии изображены такие черты жизни и людских отношений, которые далеко выходили за рамки начала XIX в. Чацкий явился для последующего поколения символом благородства и свободолюбия.

Молчалинство, фамусовщина, скалозубовщина превратились в нарицательные имена для обозначения всего низкого и пошлого, бюрократизма, грубого солдафонства и т. д. Важно отметить, что в своей комедии Грибоедов стремится в частном, единичном раскрыть общее, что присуще данной эпохе и данной среде.

Принцип обобщения” через изображение единичного последовательно проведен через всю комедию.

В сценах и эпизодах частной жизни одной дворянской семьи раскрываются типические черты, рисуется социальный портрет целого общественного круга в момент обострения борьбы двух противостоящих друг другу лагерей в русском обществе эпохи декабризма. В судьбе одного передового мыслящего молодого человека отражается судьба целого поколения свободолюбивой, декабристски настроенной молодежи.

Обратите внимание

Грибоедов сумел дать не только картину огромного обобщающего значения, раскрыть существенные, типические стороны русской действительности его времени, но й выявить основной конфликт эпохи. Легший в основу комедии конфликт уже современников поразил своей жизненной правдивостью и исторической верностью.

Он вытекал из общественно-политической обстановки того времени, раскрывая самое существо социально-политической борьбы эпохи декабристов, борьбу двух общественных лагерей, образовавшихся после Отечественной войны.

Этот конфликт пронизывает весь ход действия комедии, всю совокупность отношений между ее персонажами, придавая содержанию «Горя от ума» единство и монолитность.

Конфликт между лагерем крепостников и молодыми вольнолюбцами, из среды которых вышли декабристы, выражен в комедии в
столкновении двух мировоззрений, двух систем взглядов, противоположных нравственных принципов, в различиях поведений персонажей в быту, наконец, в личных интимных отношениях, которые претерпевают изменения в ходе развития конфликта пьесы. Комедия никогда не приобрела бы той жизненности, которой она поражает до сих пор, если бы конфликт, в ней изображенный, не был бы связан с судьбой конкретных личностей – с интимными отношениями его главных героев. Именно поэтому конфликт в «Горе от ума», глубоко историчный в своей основе, имеет общечеловеческое значение и смысл: идет борьба умного, честного, свободолюбивого человека с пороками, воплощенными в конкретных образах. При этом надо отметить, что конфликт, развивающийся в «Горе от ума», проявляется в резких столкновениях, во все возрастающей борьбе между противоположными сторонами.

Конфликтом комедии обусловлена и ее композиция. Она построена по очень ясному и простому плану. На это указывает сам автор в письме Катенину, раскрывающем композиционный план комедии и драматургические принципы Грибоедова.

«Ты находишь главную погрешность в плане,- писал драматург,- мне кажется, что он прост и ясен по цели и исполнению; девушка, сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтоб ум у нас грешных был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека); и этот человек, разумеется, в противуречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих. Кто-то со злости выдумал об нем, что он сумасшедший, никто не проверил и все повторяют, голос общего недоброхотства и до него доходит, притом и нелюбовь к нему той девушки, для которой единственно он явился в Москву, ему совершенно объясняется, он ей и всем наплевал в глаза и был таков. Ферзь тоже разочарована насчет своего сахара медовича. Что ж может быть полнее этого?..»

Рекомендуем почитать ►

Основной конфликт в романе «Отцы и дети»

Источник: http://www.getsoch.net/xarakteristika-obraza-xlyostovoj-v-proizvedenii-griboedova/

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Образ Софьи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

       В 1824 году вышла в свет комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». В своём произведении автор подверг резкой критике современный ему мир, мир подхалимства, лицемерия, невежества.

       Чтобы более полно понять замысел Александра Сергеевича, обратимся к истории. Во время написания комедии высшее общество представляло собой два противоположных друг другу лагеря. В один из них входили люди, придерживающиеся старых консервативных принципов (приверженцы «фамусовского» общества).

В другом лагере находилась так называемая прогрессивная дворянская молодежь (яркий представитель — Чацкий). Таким образом, всех героев произведения без особого труда можно распределить в две вышеуказанные группы. Сомнения возникают лишь по поводу Софьи Павловны Фамусовой.

Именно этому персонажу я и посвящу своё сочинение. 

Важно

       Как нам уже известно, особую роль в комедии играют говорящие фамилии. Лично меня заинтересовало значение имени главной героини, которое переводится с древнегреческого как «мудрость».

Действительно, Софья – умная, неординарная, наблюдательная и в меру образованная девушка. Это идеал московской «барышни». Она является единственной дочерью Фамусова, а следовательно, окружена чрезмерной заботой и восхищением со стороны родственников.

Рано лишившись матери, героиня начала вести светский образ, тем самым из маленькой чистой девочки она вскоре превратилась в модную «барышню». Балы, танцы, уроки пения и музыки, французские романы, «вечные обновы» — всё это прельщало Софью.

Таким образом, мы наблюдаем привычную для того времени систему светского воспитания, основанную скорее не на образовании, а на хороших манерах.

       Вследствие данного образа жизни складывается довольно-таки непростой, даже, можно сказать, противоречивый характер героини. Она горда и своенравна, мстительна и в то же время насмешлива.

Чтобы не быть голословной приведу цитаты из текста, которые доказывают этот факт: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит»; «А кем из них я дорожу? Хочу – люблю, хочу — скажу»; «Да что мне до кого? до них? до всей вселенны? Смешно? – пусть шутят их; досадно? – пусть бранят».

То есть смело можно говорить о том, что положительные черты Софьи Павловны деформированы, искажены воспитанием и влиянием окружающей социальной среды.

       Кстати, что касается окружающей среды. Наверное, каждому читателю хотелось бы узнать, почему выбор Софьи пал на Молчалина? Почему Чацкий больше не интересен героине? Ответ на данный вопрос очень неоднозначен. Причин несколько. Да, безусловно, огромную роль в этой ситуации играет сама Софья.

Совет!

Во-первых, её характер, чувства, мировоззрение формировались в «фамусовском» обществе, где идеалом является «муж-мальчик, муж-слуга». Во-вторых, героиня испытывала к Молчалину чувство жалости, которое ошибочно принимала за искреннюю, чистую, вечную любовь. Именно в этом заключается трагизм судьбы Софьи.

       Читая критику на комедию А.С. Грибоедова «Горе от ума», мне попалось на глаза высказывание К.А. Полевого, которое очень точно характеризует образ Софьи: «Посреди невежд и мерзавцев Софья, рожденная для чувств сильных и, может быть, высоких, делается подобною всем другим и в три года отсутствия Чацкого доходит до последней низости порока».

       Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что Софья, бесспорно, принадлежит к числу представителей «фамусовского» общества, но в отличие от всех остальных она не преклоняется перед чинами, способна на глубокое, искренне чувство.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/18-sochinenie-na-temu-obraz-sofi-v-komedii-a-s-griboedova-gore-ot-uma.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector