Образы и характеристики помещиков в поэме мертвые души гоголя 9 класс сочинение

Сочинение на тему: образы помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»

В 1841 году выходит первый том поистине замечательного произведения, написанного Гоголем. Это был первый том Мертвых душ. Того самого произведения, которое потрясло всю страну, как позже скажет Герцен. Гоголь раскрывает образы помещиков в поэме Мертвые души, представляя нам их портреты, рисуя их характеры, разговаривая их словами, показывая мысли и поступки.

Чтобы показать нам бесчеловечность крепостников — дворян той России, Гоголь в Мертвых душах и создает образы помещиков. С ними мы знакомимся постепенно, путешествуя с героем Чичиковым, что задумал скупить все мертвые души крепостных. В созданных образах, помещики прошлого времени, которое описывает автор, узнавали себя.

Кто-то в себе увидел Манилова, кто-то Коробочку, а кто-то заметил сходство с другими персонажами. Давайте же поближе познакомимся с портретными характеристиками героев поэмы, сделав анализ их образов в Мертвых душах и написав наше сочинение. Так как на уроке мы подробно рассмотрели работу Мертвые души, то и охарактеризовать образы будет просто.

Начнем с первого героя — Манилова.

Образ помещика Манилова

Когда Чичиков задумал свой план по скупке мертвых душ, то он направился в уездный город, дабы реализовать задуманное. Вот он наносит визиты местным помещикам. Первым на его пути попадается Манилов. На первый взгляд — это человек добрый, заботливый и правильный.

Но это всего лишь первое впечатление, а на деле все по-другому. Только на словах он хороший, на деле у него нет заботы ни к близким, ни к крепостным. Любезность и добропорядочность напускная и делает он это ради того, чтобы найти свое место под солнцем.

Вся его приятность не более как маска, за которой прячется пустота. Вся вычурность раскрывается не только в образе героя, но и в повалившейся беседке, которую он называет храмом уединения и размышления.

Вся усадьба заброшенная, крестьяне живут в нищете, а их хозяин, лежа на диване, то и дело мечтает, как он построит мост через пруд.

Образ помещицы Коробочки

Дальше Чичиков встречает Коробочку. Уже по ее фамилии мы видим, что это недалекая женщина. Как автор ее назовет дубинноголовая. По характеру — это помещица накопительница, ведь она то и дело копит и копит.

Накопительство ее страсть, поэтому в нем она полностью погрязла, как и в мелких жизненных интересах. Ей не интересно, что там за пределами, главное не продешевить и не обмануться.

Вот и мертвые души она не соглашается продать, вдруг они ей еще пригодятся или какой-то другой купец цену лучше предложит. Ее ограниченность и узкость интересов налицо.

Образ помещика Ноздрева

Следуя за нашим героем Чичиковым, мы попадаем к следующем помещику. И здесь, в образе бразе Ноздрева мы видим расточительного человека, игрока, который врет без зазрения совести.

Это человек, который без проблем надует в карты, поменяется на что попало и все спустит. Человек, который живет бесцельно, проматывая бессмысленно свое состояние.

Беспорядочность его натуры читается не только в образе героя, но и в его хозяйстве.

Образ помещика Собакевича

Дальше автор нас знакомит с образом Собакевича в своей работе. Анализируя героя, мы видим в Собакевиче накопителя, у которого и хозяйство обустроено, и в остальном все прочно. Но сам он, что медведь — грубый и неотесанный.

Он никому не доверяет, придерживаясь мнения, что в мире мошенник на мошеннике. Продавая души, он еще и нахваливает их, ведь хочет продать подороже товар. Это человек, чьей главной чертой была нажива. И таких было очень много. Эта страсть уродовала душу и топтала нравственность человека.

Автор так и написал, человек, у которого не было души, а если и была, но не там, где следует.

Образ помещика Плюшкина

Образ помещика Плюшкина в поэме — это последний завершающий образ, который создает автор. И здесь мы видим полнейшую деградацию человека, которого до крайности довела его скупость. Этот герой все тянет в дом.

Живет, как нищий, в то время как полно запасов и сбережений. Как хозяин, да и как отец, он деградировал.

Крестьяне мрут, многие в бегах, нет у него человеческих и отцовских чувств, само хозяйство в запущении, а он все копит и копит.

Значение образов в работе Мертвые души имеет огромное, ведь с помощью созданных героев автор показал нам картину помещичьей жизни, а описанная крепостная жизнь была подобно вызову царствующей России и ее правительству.

Источник: http://sochinyshka.ru/sochinenie-na-temu-obrazy-pomeshhikov-v-poeme-gogolya-mertvye-dushi.html

Сочинение на тему Образы помещиков в поэме Мертвые души, Гоголь читать бесплатно

­Образы помещиков

В своем произведении «Мёртвые души» Николай Васильевич Гоголь описал самые разнообразные типажи помещиков, живших в современной ему России. При этом он постарался наглядно показать их быт, нравы и пороки. Все помещики изображены сатирически, образуя своеобразную художественную галерею.

Приехав в город NN, главный герой познакомился со многими новыми людьми. Все они, в основном были, либо преуспевающие помещики, либо влиятельные чиновники, так как у Чичикова был план по заработку большого состояния.

Пять семей он описал наиболее красочно, поэтому именно по их характеристике мы можем судить о людях, с которыми герой имел дело.

Обратите внимание

Это, в первую очередь, добродушный и «сладкий как сахар» помещик Манилов. Все в нем кажется идеальным, начиная с манеры преподносить себя, и заканчивая слащавым тоном. На самом деле, за этой маской прячется скучный и ленивый человек, которого мало интересует его хозяйство. Вот уже два года он читает одну и ту же книгу, на одной и той же странице.

Слуги пьют, ключница ворует, на кухне готовят безалаберно. Сам он не знает, кто у него работает и как долго. На фоне этого упадка довольно странно смотрится беседка под названием: «Храм уединенного размышления».

Просьба Чичикова продать «мертвые души» кажется ему незаконной, но отказать такому «приятному» человеку он не в силах, поэтому легко отдает ему список крестьян бесплатно.

Побывав в Маниловке, главный герой отправляется к Настасье Петровне Коробочке. Это пожилая вдова, проживающая в маленькой деревне и исправно ведущая свое хозяйство. У Коробочки много достоинств. Она умела и организована, хозяйство у нее хоть и небогатое, но процветает, крестьяне воспитаны и нацелены на результат.

По натуре хозяйка бережлива и запаслива, но при этом скупа, глупа и бестолкова. Продавая Чичикову «мертвых душ», она все время беспокоится, чтоб не продешевить. Крестьян своих Настасья Петровна знает всех поименно, отчего и не ведет список. Всего у нее умерло восемнадцать крестьян.

Их она и продала гостю словно сало, мед или крупу.

Сразу после Коробочки герой посетил бесшабашного Ноздрёва. Это молодой вдовец лет тридцати-пяти, который любил веселые и шумные компании. Внешне он неплохо сложен, пышет здоровьем и выглядит моложе своих лет.

Хозяйство ведет плохо, так как ни дня дома не бывает, детьми мало интересуется, крестьянами еще меньше. Единственное, что у него всегда в отличном состоянии — это псарня, так как он заядлый охотник.

По сути, это был «исторический» человек, так как ни одно собрание без его вмешательства не обходилось. Он любил приврать, использовать бранные словечки и отрывисто говорил, не доводя ни одну тему до конца.

Поначалу Чичиков думал, что у него легко можно будет выторговать «души» крестьян, но тут он ошибся. Ноздрев — единственный помещик, который оставил его ни с чем и вдобавок чуть не поколотил.

От Ноздрева гоголевский делец отправился к Собакевичу — человеку своей неуклюжестью и массивностью напоминающего медведя. Деревня, в которой он жил, была громадной, а дом несуразным. Но при этом Собакевич хороший хозяйственник. Все дома и избы у него построены из добротной древесины.

Важно

Отлично зная своих крестьян и будучи сообразительным купцом, он сразу догадывается, зачем приехал Чичиков и с выгодой для себя совершает сделку. Была у Собакевича и обратная сторона. В качестве крепостника он был довольно груб, неотесан и жесток.

Этот персонаж неспособен к выражению душевных переживаний и никогда не упустит своей выгоды.

Самым странным Чичикову показался помещик Плюшкин, по внешнему виду которого трудно было определить, к какому сословию он относится. Он выглядел как старая, ворчливая ключница с бегающими глазками и колпаком на голове. Мужики меж собой называли хозяина «Заплатанной». На самом деле, Плюшкин был очень богат.

На него работали тысячи крестьян, его дом некогда процветал, а после смерти жены пришел в запустение. Он всегда был бережливым помещиком, но со временем превратился в настоящего скрягу, который копил весь ненужный хлам, ходил в обносках и питался одними сухарями.

Предложению Чичикова он искренне обрадовался, как возможности заработать лишнюю копейку.

Так колоритно писатель описал пять образов помещиков, обнажая пять ступеней деградации человека и очерствения души. От Манилова до Плюшкина мы наблюдаем картину постепенного угасания человеческого в человеке. Как в образе Чичикова, скупающего «мертвые души», так и в описании помещиков автор, скорее всего, выражал тревогу и переживания за будущее страны и человечества в целом.

см. также:
Другие сочинения по произведению Мёртвые души, Гоголь

Характеристики главных героев произведения Мёртвые души, Гоголь

Краткое содержание Мёртвые души, Гоголь

Краткая биография Николая Гоголя

Источник: http://www.sdamna5.ru/obrazy_pomeschikov_mertvye

Помещики в «Мертвых душах» сочинение | Литерагуру

Краткое сочинение-рассуждение на тему Художественный Русь в поэме «Мертвые души», образ России, «Россия мертвых душ», образы помещиков и чиновников 

Поэма «Мертвые души» — одно из самых значительных произведений русской литературы. Гоголь мастерски отразил проблемы России, ее пороки и недостатки.

Он выделил уникальные в полноте своей типы людей, которые имеют особенный национальный колорит. Целью писателя было «озарить картину, взятую из презренной жизни», и он с ней справился.

Совет

Поэтому самым ярким и реалистичным образом в произведении стала Россия – родина мертвых душ.

Деградацию России автор решил показать на примере дворянства – главного опорного сословия государства.

Если даже дворяне – мертвые души, что говорить о других, низших слоях общества, которые смотрят на придворных и помещиков, как на пример для подражания? Описание пороков «лучших людей отечества» писатель начинает с лицемерного и ленивого мечтателя Манилова.

Этот бездеятельный человек «просиживает» свое состояние и не оправдывает своего привилегированного положения. Такие люди могут только говорить, но не собираются ничего делать во благо родины, поэтому они лишь берут от России, но ничего не дают ей взамен.

После Манилова Гоголь представляет нам бережливую Коробочку. Казалось бы, в чем порок? Ведет хозяйство женщина, всем на зависть работает. Однако в ней очевиден очень сильный порок – корыстолюбие.

Нажива стала для нее единственным смыслом жизни. Ради прибыли или из жадности она до смерти уходит не одного крестьянина, поэтому ее деятельность – хуже бездеятельности Манилова.

Она тоже умертвляет будущее России, ведь Коробочки – отчаянные враги прогресса.

Разорившийся Ноздрев – антитеза Коробочки. Этот человек подорвал доверие к своему сословию, ведь скатился до крайней степени бесчестья. Он скитается в статусе «гостя хуже татарина» и вынужден жить на милости других дворян.

Он растратил имущество своих предков, оставил потомков нищими и опозоренными. Именно из-за таких легкомысленных и порочных людей Россия постепенно стала купеческой, а не дворянской.

Привилегированное сословие стало унижаться перед необразованными и алчными торговцами.

Обратите внимание

Затем автор изобразил тип хозяйственного помещика Собакевича. Однако и он не стал положительным образом. Он оказался настолько узколобым и ограниченным, что после знакомства с его дубинноголовой персоной стало ясно: с такими людьми Россия вперед не пойдет и лучше не станет. Они смотрят в прошлое и готовы навсегда в нем остаться.

Галерею образов помещиков в поэме «Мертвые души» замыкает скряга Плюшкин (образ Плюшкина), который воплощает крайнюю деградацию человеческого существа: «До такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек!» — пишет автор. Гоголь. Помещик сгубил все заработанное добро, прогнал детей и заморил голодом и нищетой крестьян. С такими людьми России грозит падение в пропасть.

В поэме Гоголь раскрывает и пороки города, а также чиновничьего класса, который представляет государство и, в данном случае, его порочит.

Уездные чиновники города N  думали только о том, как набить карманы и обмануть горожан. Все они связаны единой преступной сетью, которая опоясала город. Патриотизм им чужд, как и другие нравственные понятия.

Изображая это, автор имеет в виду не один город, он подразумевает всю самодержавную Россию.

Новый тип человека, который представляет в поэме Чичиков (образ Чичикова), едва ли лучше старых. Будучи разорившимся дворянином, он вынужден зарабатывать на жизнь мошенничеством.

«Справедливее всего, — пишет Гоголь, — назвать его хозяин-приобретатель». Жизненное кредо Чичикова — беречь копейку. Поэтому герой зарабатывает всеми возможными способами, не брезгуя преступлением.

Гоголь так же безжалостно высмеивает пороки этого нового типа, чтобы доказать, что России с ним не по пути.

Таким образом, Гоголь описал галерею образов помещиков, раскрывая злободневные проблемы страны. Так из фрагментов сформировался образ России в поэме «Мертвые души», образ многострадальный и глубокий, нуждающийся в переменах. И все автор надеется на хорошее будущее.

Важно

Незаурядный потенциал русского проявляются в образах «ярославского расторопного мужика», плотника-богатыря Степана Пробки, чудо-сапожника Макеича Телятина, каретника Межеева. Вольнолюбие народа, его духовные богатства, «живой и бойкий» ум дают Гоголю стимулы верить в свою страну и любить ее несмотря ни на что.

Читайте также:  Сочинение анализ рассказа золотой петух куприна

Поэтому он сравнивает Русь с летящей «необгонимой тройкой», которую сторонятся «другие народы и государства».

Источник: https://LiteraGuru.ru/pomeshhiki-v-mertvyh-dushah-sochinenie/

Образы помещиков в поэме «Мёртвые души» (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Гоголя всегда привлекало все вечное и незыблемое. По аналогии с «Божественной комедией» Данте он решает создать произведение в трех томах, где можно было бы показать прошлое, настоящее и будущее России.

Даже жанр произведения автор обозначает необычно — поэма, поскольку в одном художественном целом собраны разные фрагменты жизни.

Композиция поэмы, которая строится по принципу концентрических кругов, позволяет Гоголю проследить движение Чичикова по губернскому городу N, усадьбам помещиков и всей России.

Уже с первой главы автор знакомит нас с не очень высоким и не очень низким, с не совсем толстым и вовсе не тонким господином, внешность которого не столь красива, но и не уродлива. Он въезжает в ворота губернского города N, и до конца произведения читатель не узнает, откуда этот господин взялся и зачем ему нужны мертвые души.

Гоголь рассматривает путешествие Чичикова по помещичьим усадьбам как путешествие по российскому аду. Манилов — это первый помещик, которого посетил наш герой. Все помещики у Гоголя как будто отражаются в окружающих вещах, усадьбах. Это человек, лишенный отрицательных качеств, но в нем также нет ничего положительного.

Гоголь рассказывает читателю, что в первую минуту общения с Маниловым складывается впечатление, что он очень любезный человек, во вторую минуту — стоит присмотреться к нему получше, а на третьей минуте разговора совсем не понимаешь, что этот помещик из себя представляет.

Совет

На самом деле, Манилов в своей жизни не совершил ничего предрассудительного просто потому, что он вообще ничего не совершал. Его характер очень сентиментален, он живет только мечтами и проектами. Со своей женой Манилов сохранил самые нежные отношения.

Он живет утопической мечтой и даже Чичиковупредлагает построить такой дом, с балкона которого можно рассмотреть Москву и Петербург, пить чай в дружеской обстановке и беседовать о высоких материях. Все в доме Манилова выкрашено в голубую и серую краску, что соответствует его характеру.

Далее путь Чичикова направлен к помещице Коробочке, Анастасии Петровне, которая полностью растворилась в быту жизни. Ее мышление настолько конкретно, что она даже не может представить себе продажу мертвых душ. Если жизнь Манилова вне времени, то уКробочки время замедлено.

На это указывает такая деталь как змеиное шипение часов. Анастасия Петровна — хорошая хозяйка, ее двор полон живности, а крестьяне живут достаточно зажиточно. Она не может сразу разобраться, выгодно ей или не выгодно продавать мертвые души. Она боится продешевить.

Она размышляет над тем, что может быть ей кто-то больше за них даст.

По широте своей души Ноздрев оказался самым русским помещиком. У него нет ни прошлого, ни будущего. Он живет только настоящими мгновениями. Он всегда готов заняться чем угодно, однако ни одно начатое им дело никогда не было доведено до конца. Это объясняется тем, что все его начинания изначально были лишены какой-либо определенной цели.

Крепостные крестьяне своим изнурительным трудом создают материальные блага, освобождая помещика от забот. В его жизни все превращается в праздник. Пьяный разгул, карточная игра и псовая охота — вот любимые и естественные занятия Ноздрева. Он обманывает всех, кто встречается на его пути. У него нет никаких моральных принципов, а его появление всегда предвещает скандал.

Автор иронически называет героя «историческим человеком».

Собакевич — это патриот русского желудка. В душе этого помещика все тяжело и основательно. В общении с людьми он полностью противоположен Манилову. Если Манилов отзывается обо всех чиновниках города N как о прекрасных людях, то Собакевичутверждает, что они все мошенники, а прокурора называет порядочной свиньей.

Хоть он и говорит обо всех негативно, в нем есть одно положительное качества — он любит вкусно поесть. Мышление и рационализм переполняют его. Если Манилов готов отдать Чичикову души бесплатно, то Собакевич предлагает по 100 рублей за штуку. В отличие от Манилова и Плюшкина Собакевич — крепкий хозяин.

Все, начиная с мебели и заканчивая домом, похоже на самого хозяина: крепкое, устойчивое на века. Он неуклюж и груб, но всегда знает цену копейке. Он не разоряет своих крестьян, ему это не выгодно. Хотя он и является мошенником в душе, но в обществе о нем отзываются как о добропорядочном человеке. О городском начальстве говорит скверно.

Обратите внимание

Девизом его жизни является то, что все в мире покупается и продается, именно поэтому он сразу смекнул, что нужно Чичикову.

Последний помещик, которого посетил Чичиков, особенно удивил героя. Он будто бы оказался в самом низу жизни. Путешественник до последнего не мог понять, кто его встречает, мужик или баба, ключница или дворник.

Однако, несмотря на скверную жизнь Плюшкина у него было счастливое прошлое, но, к сожалению, уже никогда не будет хорошего будущего. Об этом свидетельствуют остановившиеся часы в его комнате, которые уже давно заросли паутиной. «Заплатанный» — так называют его крестьяне. Духовные уничтожения довели Плюшкина до состояния нищего.

Его деревня запущена, смертность крестьян очень высокая, многие сбежали и так далее. Все его богатство покрылось плесенью и трухой. Дом рисуется темными красками, в нем нет жизни, она остановилась. Только запущенный дикий сад напоминает окружающим о существовании Плюшкина.

Это единственный помещик, который имеет хоть какую-то историю. Он замыкает всех виновных, он виновнее всех, так как ему были предоставлены все прелести жизни, а он все утратил.

Используя различные образы помещиков, Гоголь сумел отчетливо создать атмосферу пошлости и ничтожества, гиперболизируя человеческие пороки. Он показывает, что пошлость может принимать разные формы.

Однако сверхзадачей писателя была мысль о возможности духовного перерождения самых пустых, огрубевших и одичавших душ.

Он хотел оградить людей от всего ничтожного для того, чтобы те устремили свои души к истинному.

Характеристика помещиков в «Мертвых душах» в таблице ЗДЕСЬ

Источник: http://resoch.ru/obrazy-pomeshhikov-v-poeme-myortvye-dushi-sochinenie/

Образ Чичикова в поэме Мертвые души и его характеристика — сочинение

Среди всех персонажей поэмы «Мертвые души» особенно выделяется ее главный герой — Павел Иванович Чичиков. Этот образ объединяет в себе разные качества других помещиков.

Полное раскрытие характера, вся предыстория этого героя содержится в 11 главе произведения. Чичиков был родом из бедной дворянской семьи.

В наследство от отца ему досталась полтина меди и завет хорошо учиться, угождать начальству и учителям, и, самое главное, всегда экономить и копить деньги.

Важно

В прощальных словах не было речи о высоких человеческих качествах – достоинстве, чести, долге, и Чичиков быстро уяснил, что все они лишь мешают достичь желаемого.

В жизни герой самостоятельно добивается поставленных целей. В училище мальчик старался быть со всеми вежливым, почтительным, вел себя примерным образом, благодаря чему заслужил высокую похвалу от учителей. Закончив обучение, Чичиков поступает на службу в казенную палату, где всячески угождает начальнику и даже ухлестывает за его дочерью.

Оказываясь среди новых людей, Павел Иванович сразу становится «своим человеком». На профессиональном уровне он овладел умением нравиться окружающим, с каждым персонажем он находит общий язык. Видно, что душа главного героя еще не загублена окончательно.

Чичикова мучает совесть, которую он всеми силами старается заглушить. Совершая поступки только для собственной выгоды, выстраивая для себя благополучную жизнь, он запросто пренебрегает счастьем других людей, пользуясь их бедами и невзгодами. Этим Чичиков убивает свою душу.

Орудием этого человека являются обман, мошенничество, казнокрадство, взяточничество. Смысл жизни героя сводится к приобретению, накопительству и потреблению.

Деньги для Чичикова также являются средством: с их помощью он стремится к достойной жизни, благополучию для себя и своей будущей семьи.

К каждому персонажу он умеет найти особый подход. В разговоре с Маниловым Чичиков становится таким же чувствительным, учтивым, обходительным. Беседуя с Коробочкой, Павел Иванович не проявляет никакой галантности, мягкости, а, напротив, ведет себя нагло и развязно.

С Ноздревым Чичиков переходит к манере фамильярного общение, которое так нравится его собеседнику. Чтобы заинтересовать Собакевича, главный герой вступает с ним в торги, где каждый старается обогнать другого.

Совет

При встрече с Плюшкиным Чичиков надевает маску доброжелателя, который сочувствует и желает помочь одинокому старику.

В отличие от других персонажей, которые, по своей сути, и есть мертвые души, Чичиков обладает силой характера, целеустремленностью, упорством, настойчивостью, изобретательностью. Из толпы его выделяют предприимчивость, активность, многогранность личности героя.

Характеристика Чичикова

В своем произведении «Мёртвые души» Н.В.Гоголь показывает устройство России того времени. Идею сюжета писателю подсказал А.С.Пушкин. Замысел произведения в том, чтобы показать не простых людей, а высшие слои общества и разоблачении их пороков.

Главным героем поэмы является П.И.Чичиков, не очень богатый, но и не бедный помещик. Весь сюжет основан на его живости, изворотливости и находчивости. В начале произведения он приезжает в маленький городок и начинает знакомиться со всеми местными чиновниками и помещиками.

Уже с первой главы, когда Чичиков начинает льстить всем должностным лицам, читатель понимает, что он является отрицательным героем. На приёме у губернатора он познакомился с местными помещиками, каждый из которых пригласил его к себе.

С каждым новым путешествием Чичикова от одного помещика к другому, у читателя появляется все большая антипатия к герою.

Точнее всего образ Чичикова отражает последняя глава, в которой рассказывается история детства Павлуши, его молодости.

Гоголь специально так перестроил структуру произведения, чтобы лучше раскрыть образ своего персонажа. С самого детства у маленького Павлуши не было ни друзей, ни приятелей.

И сама жизнь взглянула на него «как-то неприязненно». Ничего знаменательного в его детстве никогда не было.

Когда пришла пора уезжать учиться, его отец дал ему не много денег и наставление.

Обратите внимание

Он учил сына пробивать себе дорогу в жизни шестью и угождением учителям и начальникам; учил не заводить друзей, или заводить дружбу с теми, кто богаче, кто сможет потом пригодиться; учил никого никогда не угощать и делать так, чтобы его самого все угощали; учил больше всего на свете беречь деньги.

Всю жизнь Чичиков следовал наставлению отца и добивался всего, чего хотел. Ещё со времён учёбы он отличался от остальных. Став любимчиком учителя, он считался лучшим учеником, хотя и не имел абсолютно никаких способностей. Всю жизнь ему били свойственны целеустремленность, склонность к риску, умение добиваться поставленной цели, полагаясь только на себя.

В своей поэме Н.В.Гоголь, как никто другой, смог показать, что крепостное право калечит не только судьба крестьян, но и характеры помещиков. Оно превратило большую часть людей из «высших слоев» в тунеядцев, которые живут за счёт чужого труда.

Образ Чичикова в поэме Мертвые души

  • Сочинение на тему Родина человекаСтоит ли спорить с утверждением, что Родина начинается с малого. Она начинается дома, с твоих родных, близких и друзей. Это теплый уголок, где ты чувствуешь себя и уютно, в безопасности, в гармонии.
  • Описание степи в повести Тарас Бульба сочинениеВы когда-нибудь видели наши прекрасные степи? Тот миг, когда солнце восходит над верхушками молодых травинок? Слышали ли вы звуки утреннего пробуждения? Вам определённо стоит хоть раз это увидеть, и уверен, вы преобразитесь мгновенно!
  • Женские образы в романе Война и мир сочинение рассуждениеРоман-эпопея Толстого « Война и мир » удивительный, с огромным количеством образов не похожих друг на друга. Мне нравится в романе то, что все персонажи интересны и по-своему загадочны для меня, с нетерпением читаешь и не можешь оторваться от строк.
  • Сочинение по картине Серова Мика Морозов 4 классВеликолепный мастер портрета Валентин Серов часто обращался в своем творчестве к миру ребенка. Дети становились героями его талантливых полотен, сделав автора знаменитым. Так произошло и с портретом Мики — четырехлетнего сына промышленника
  • Природа в романе Война и мир сочинениеЧто можно сказать о природе она всегда вдохновляла писателей, и каждый творческий человек воспринимал и показывал читателям на свой вкус и риск. Хорошо описана природа в эпическом произведении Толстого « Война и мир ». Читая этот роман,
  • Характеристика и образ Лизы в комедии Горе от ума сочинениеДанное произведение относится к комедиям. «Горе от ума» отличается от других произведений, которые были написаны до его. Отличие заключается в отображении героев. Автор изобразил своего героя в образе Лизы, при этом он её наделил положительными и, конечно

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/obraz-chichikova-v-poehme-mertvye-dushi

ActionTeaser.

ru — тизерная реклама

Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, писатель прибегает к общим приемам реалистической типизации (изображение деревни, господского дома, портрета хозяина, кабинета, разговора о городских чиновниках и мертвых душах). При необходимости дается и биография персонажа.
В образе Манилова запечатлен тип праздного, мечтателя, “романтического” бездельника.

Хозяйство помещика находится в полном упадке. “Дом господский стоял на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, каким только вздумается по дуть…” Ворует ключница, “глупо и без толку готовится на кухне”, “пусто в кладовой”, “нечистоплотны и пьяницы слуги”.

Читайте также:  Сочинение добро возвращается добром 6 класс

А между тем воздвигнута “беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: “Храм уединенного размышления”. Мечты Манилова вздорны и нелепы. “Иногда… говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост…

” Гоголь показывает, что Манилов пошл и пуст, реальных духовных интересов у него нет. “В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года”.

Пошлость семейной жизни (отношения с женой, воспитание Алкида и Фемистоклюса), приторная слащавость речи (“майский день”, “именины сердца”) подтверждают проницательность портретной характеристики персонажа.

“В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: “Какой приятный и добрый человек!” В следующую минуту разговора ничего не скажешь, а в третью скажешь: “Черт знает что такое!” — и отойдешь подальше; если не отойдешь, почувствуешь скуку смертельную”. Гоголь с потрясающей художественной силой показывает мертвенность Манилова, никчемность его жизни.

За внешней привлекательностью скрывается духовная пустота. Образ накопительницы Коробочки лишен уже тех “привлекательных” черт, которые отличают Манилова. И снова перед нами тип — “одна из тех матушек, небольших помещиц, которые… набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов”.

Интересы Коробочки всецело сконцентрированы на хозяйстве. “Крепколобая” и “дубинноголовая” Настасья Петровна боится продешевить, продавая Чичикову “мертвые души”. Любопытна “немая сцена”,.которая возникает в этой главе. Аналогичные сцены находим почти во всех главах, показывающих заключение сделки Чичикова с очередным помещиком.

Это особый художественный прием, своеобразная временная остановка действия, позволяющая с особой выпуклостью показать духовную пустоту Павла Ивановича и его собеседников. В финале третьей главы Гоголь говорит о типичности образа Коробочки, о незначительной разнице между ней и иной аристократической дамой. Галерею мертвых душ продолжает в поэме Ноздрев.

Как и другие помещики, он внутренне пуст, возраст не касается его: “Ноздрев в тридцать пять лет был таков же совершенно, каким был в осьмнадцать и двадцать: охотник погулять”. Портрет лихого кутилы сатиричен и саркастичен одновременно. “Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками…

Важно

Здоровье, казалось, так и прыскало с лица его”. Впрочем, Чичиков замечает, что один бакенбард был у Ноздрева меньше и не так густ, как другой (результат очередной драки). Страсть к вранью и карточной игре во многом объясняет то, что ни на одном собрании, где присутствовал Ноздрев, не обходилось без “истории”. Жизнь помещика абсолютно бездуховна. В кабинете “не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги; висели только сабля и два ружья…” Разумеется, хозяйство Ноздрева развалено. Даже обед состоит из блюд, которые пригорели или, напротив, не сварились.

Попытка Чичикова купить мертвые души у Ноздрева — роковая ошибка. Именно Ноздрев разбалтывает на балу у губернатора тайну. Приезд в город Коробочки, пожелавшей узнать, “почем ходят мертвые души”, подтверждает слова лихого “говоруна”.

Образ Ноздрева не менее типичен, чем образ Манилова или Коробочки. Гоголь пишет: “Ноздрев долго еще не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане; но легкомысленно непроницательны люди, и человек в другом кафтане кажется им другим человеком”. Перечисленные выше приемы типизации используются Гоголем и для художественного восприятия образа Собакевича. Описания деревни и хозяйства помещика свидетельствуют об определенном достатке. “Двор окружен был крепкою и непомерно толстою деревянной решеткой. Помещик, казалось, хлопотал много о прочности… Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво… все было пригнано плотно и как следует”.

Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению: сравнивает помещика с медведем. Собакевич — чревоугодник.

В своих суждениях о еде он поднимается до своеобразной “гастрономической” патетики: “У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся!” Впрочем, Собакевичу (этим он отличается от Плюшкина и большинства.

других помещиков) присуща некоторая хозяйственная жилка: он не разоряет собственных крепостных, добивается известного порядка в хозяйстве, выгодно продает Чичикову мертвые души, отлично знает деловые и человеческие качества своих крестьян.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/russkaya-literatura/sochineniya-8-klass/1601-sochinenie-na-temu-obrazy-pomeshchikov-v-poeme-mjortvye-dushi

Сочинение на тему: ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

В июне 1836 года Гоголь, глубоко огорченный враж­дебными толками, вызванными премьерой «Ревизора», уезжает за границу. Там он приступает к работе над поэмой «Мертвые души», сюжет которой был подска­зан ему А. С. Пушкиным.

В письме В. А. Жуковскому Николай Васильевич отмечал: «Мне даже смешно, как подумаю, что я пишу «Мертвые души» в Париже.

Мне совершенно кажется, как будто я в России: передо мною все наше, наши помещики, наши чиновники, на­ши мужики…»

Совет

Я думаю, что творческие силы и энергию писателя во время работы над поэмой питали любовь к России и тревога за ее настоящее и будущее. В своем дневни­ке Гоголь записал: «Бывает время, когда нельзя устре­мить общество… к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости».

Давайте, следуя за мыслью писателя, посмотрим на российских помещиков. Гоголь располагает их в опре­деленной последовательности — от лучшего к худше­му, вернее, от плохого к худшему.

На первой ступеньке лестницы стоит Манилов — человек «так себе, ни то, ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан, черты его лица «не лишены прият­ности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару».

Излишняя слащавость и приторное довольство сквозит и в манерах помещика — с его ли­ца не сходит умильная улыбочка, а речь полна преуве­личений. Всех без исключения он находит достойными людьми: губернатор — «препочтеннейший и прелюбезнейший», вице-губернатор — «милый человек», жена полицеймейстера — «прелюбезная».

Но за этой слаща­вой сентиментальностью и внешней обходительностью скрывается спящая душа.

«У всякого есть свой за­дор, — пишет Гоголь, — у одного задор обратился на борзых собак, другому кажется, что он сильный люби­тель музыки», кто-то мечтает «сыграть роль хоть од­ним вершком повыше той, которая ему назначена», а кто-то «мастер лихо пообедать». У Манилова же нет ничего.

«От него не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова». А там, где нет жизни, — одна мертвечина. На мой взгляд, писатель подводит нас именно к этой мысли. Я считаю, что и сама фами­лия помещика выбрана Гоголем не случайно. Она гово­рит читателю о чем-то манящем, что влечет к себе, но в итоге оборачивается обманом, ловушкой. Так, лю­бой собеседник Манилова в первую минуту думает: «Какой приятный и добрый человек!», а в следующую: «Черт знает что такое!»

Настоящей заботы о благосостоянии семьи и благо­получии крестьян Манилов не проявляет. Все управ­ление он передоверил плуту приказчику. И в доме, и в деревне царит беспорядок, в то время как хозяин мечтает выстроить через пруд каменный мост или провести от дома подземный ход. Пустые, никчемные мечты человека с мертвой душой.

Следом за Маниловым Гоголь предлагает нам по­знакомиться с Коробочкой, одной из «тех матушек, не­больших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрорядевые ме­шочки, размещенные по ящикам комодов».

В отличие от Манилова она рачительная хозяйка. Крестьянские избы в деревне помещицы «показывают довольство обитателей». Сама хозяйка денно и нощно печется о том, чтобы ее имение не несло убытков. Но этим, по­жалуй, круг интересов Коробочки и ограничивается — ко всему остальному она проявляет полное равноду­шие.

Разволновать ее способны лишь цены на пеньку и мед да страх продешевить. «Право, мое такое нео­пытное вдовье дело! лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам», — от­вечает она Чичикову на его предложение купить у нее мертвые души. Коробочка долгое время не понимает абсурдности своего заявления.

Обратите внимание

Все доводы потерявше­го терпение Чичикова разбиваются о ее жадность и «дубинноголовость».

О чем хотел сказать Гоголь, на­деляя свою героиню фамилией Коробочка? У помещи­цы повсюду коробочки: и дом, как коробочка, и двор, как коробочка, наполненная всякой живностью, и ко­мод — коробочка с мешочками, набитыми пятаками, рублями, двугривенными, да и сама голова барыни — деревянный короб.

Следующим за Коробочкой Гоголь представляет нам Ноздрева. Это человек «в некотором отношении исторический». Так писатель иронически оценивает «талант» Ноздрева раздувать разные, преимуществен­но скандальные, истории, распространять небылицы, расстраивать свадьбы или торговые сделки.

Вся жизнь этого развязного, чрезмерно активного лжеца и аван­тюриста состоит из буйных кутежей и карточных афер, бессмысленной траты денег и пьяных ссор. Лю­битель лошадей и собак, Ноздрев в своем кабинете держит лишь сабли и ружья, а книг и бумаги эти сте­ны, скорее всего, никогда и не Видели. Впрочем, как и сам хозяин.

О неподдельной подлости Ноздрева сви­детельствует его готовность учинить над своим гостем физическую расправу. И не один на один, а призвав себе в помощники двух «дюжих крепостных».

Что может означать фамилия этого персонажа? Не заключается ли в ней намек на стремление Ноздрева уловить, а точнее «унюхать» возможность совершить очередное жульничество или раздуть скандал?

Пятая глава поэмы рассказывает о Собакевиче. В его усадьбе все, начиная от господского дома и за­канчивая мебелью, добротно и прочно, но при этом уродливо.

Пожалуй, такова и внешность помещика, над лицом которого природа «недолго мудрила… хвати­ла топором раз — вышел нос, хватила в другой — вы­шли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не об­скобливши, пустила на свет».

Важно

Собакевича отличают медвежья неуклюжесть и звериный аппетит, а его ин­тересы крутятся только возле того, что способно при­нести материальную выгоду.

Собакевич ни за что не станет предаваться пустым мечтам, как это делает Манилов, равно как и считать окружающих людьми «приятными во всех отношени­ях». Это «кулак», готовый на все ради наживы, к тому же большой человеконенавистник. Всех без исключения чиновников города он награждает эпитетами «ду­рак, какого свет не производил», «первый разбойник в мире», «мошенник», «свинья».

И, наконец, последняя ступенька лестницы — Плюшкин, «прореха на человечестве». В халате, рука­ва и полы которого «засалились и залоснились», с не­понятной подвязкой на шее — он скорее похож на ни­щего, чем на помещика.

Богатый человек — владелец тысячи с лишним душ крестьян, в целях экономии проявляет абсурдную, преступную скупость. Бессмыс­ленное накопительство повредило его разум.

Он морит голодом крестьян, сам питается в людской, в то время как «мука в подвалах превратилась в камень, и нужно было ее рубить, к сукнам, холстам и домашним мате­риям страшно было притронуться: они обращались в пыль».

Для характеристики этого персонажа доста­точно сказать о куче хлама посреди его комнаты — он ведь и сам, как хлам, как тлен и прах, лишен челове­ческих качеств. Плюшкин отказал в помощи сыну, вы­гнал дочь, безразличен к внукам. Ему нравится лишь пополнять свою «коллекцию» хлама. Чем? «Старыми подошвами, бабьими тряпками, железными гвоздями, глиняными черепками». Вдруг пригодится!

Это уже не человек, это сухарь, точнее сухая плюш­ка, которая так «сверху поиспортилась», что даже «скоб­ление ножом» не вернет ей свежести и аромата.

Образы помещиков, созданные Гоголем, ярки, прав­дивы и типичны. Благодаря таланту писателя они легко узнаваемы нами и в современном мире.

Кто оспорит тот факт, что вокруг то и дело встречаются хитрые, расчет­ливые Собакевичи и сладкоголосые, манерные Манило­вы, глупо кудахтающие Коробочки и полные разруши­тельной силы Ноздревы? Говорят, и Плюшкины не так редки, но мне пока не довелось с ними встречаться.

На этой странице искали :

  • сочинение на тему образы помещиков в поэме мертвые души
  • образы помещиков в поэме мертвые души
  • образы помещиков в поэме мертвые души сочинение
  • сочинение на тему образы помещиков в поэме гоголя мертвые души
  • сочинение на тему образ помещиков в поэме мертвые души

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-obrazy-pomeshhikov-v-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi.html

Сочинение «ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВ В ПОЭМЕ Н. В. ГОГОЛЯ «МЕРТВЫЕ ДУШИ»

ОБРАЗЫ ПОМЕЩИКОВВ ПОЭМЕ Н. В.ГОГОЛЯ»МЕРТВЫЕ ДУШИ»… Другая судьба писателя, дерзнувшеговызвать наружу… всю глубину холодных,раздробленных, повседневных характеров,которыми кишит наша земля… И долго ещеопределено мне чудной властью идти об рукус моими странными героями…Н. В. Гоголь.»Гоголь не пишет, а рисует»,-говорил Белинский.

Действи-тельно, портреты и характеры его героев словно нарисованы или,лучше сказать, вылеплены. Проницательный взгляд писателя поз-волил ему выставить целую кунсткамеру отрицательного. Заметноеместо в ней занимает галерея образов помещиков.

В «Мертвых ду-шах» Гоголь создал типичные портреты помещиков, отразив харак-терные черты целого сословия, раскрыл духовное обнищание и мо-ральное вырождение этого класса, хотя сам писатель и не думалделать столь решительных выводов.

Совет

В образе обходительного, сладкоречивого Манилова показаныбесхозяйственные, расточительные помещики.

Все шло само собой,приходило в упадок, мужики пьянствовали и обманывали барина.Ум хозяина занят пустой, несбыточной мечтой. Недаром утверди-лось выражение «маниловские мечтания» в смысле бесполезных,безжизненных фантазий. Речь его выспренна.

Между тем, за двагода Манилов прочитал всего 14 страниц одной единственной кни-ги. Используя выражение Белинского, можно сказать, что Мани-лов — » старший брат» Обломова, в котором эта помещичья леньдостигла крайней степени.

Читайте также:  Анализ сказки маршака кошкин дом

Совершенно другим предстает Собакевич.

Это крепкий хозя-ин, отпускающий ради своей выгоды крестьян на оброк и заработ-ки. Это хозяин — кулак. Он готов продать все, содрать по сторублей даже за мертвые души. Вся обстановка его дома, манеры,внешность говорят о нравственном одичании этого барина. Онгрубиян и циник, не уважает даже людей своего круга.

Да, тако-го дворянина трудно представить «белой костью» и «отцомкрестьян». С общественной же точки зрения он представляет со-бой прошлое явление, ибо ярый враг всяческого прогресса.

С та-кими «господами жизни», конечно, нельзя было вывести страну изэкономической отсталости, хотя для крестьян Собакевич лучше,чем Плюшкин.

Под стать собственнической натуре Собакевича и «дубиного-ловая» Коробочка, которая набирает потихоньку деньжонок и бо-ится продешевить «мертвые души».Пределом человеческого падения является Плюшкин.

Хотя влитературе много образов скряг, но этот настолько силен, чтослово «плюшкинство» как синоним крайней и бессмысленной ску-пости прочно утвердилось. Он стал «прорехой на человечестве».

Обратите внимание

Крестьяне доведены до такого обнищания, что десятками бегутот него и сотнями мрут, а он утверждает, что народ завел отпраздности привычку «трескать». Сам он тоже живет впроголодь,одевается, как нищий (Чичиков даже не признал его за барина, адумал, что это баба).

Вся жизнь его проходит в выглядываниитого, что можно спрятать, в слежке за ключницей, в ссорах сней, а в это время добро гниет и гибнет.

Душа Плюшкина окаме-нела, чувства притупились. Омерзение охватывает читателя прираздумьях об этом человеке.Совершенная противоположность Плюшкину — Ноздрев. Этот го-тов все променять, проиграть, прогулять, не упускает случаясшельмовать, обмануть другого, отобрать у него, то, что приг-лянулось.

Нечестен он и в картах, потому что шулерство у негов крови. Правда, и бит бывал за это. Энергия его поразительна.Но вся она растрачивается по пустякам и во вред людям. Он го-тов взяться за самое фантастическое предприятие. Егохвастовство переходит всякую меру. Язык сам собой врет безвсякой на то причины или выгоды. Имя его стало нарицательнымдля наглого враля, кутилы и бузотера.

Вовтором томе «Мертвых душ» Гоголь обогатил свою коллек-цию «мертвых душ» помещиков.

Источник: https://shdo.net/sochinenie-obrazy-pomeshhikov-v-poeme-n-v-gogolya-mertvye-dushi/

Н.В.Гоголь «Мертвые души». Темы сочинений

1. Подготовьте  биографию Н.В.Гоголя.

2. Прочитайте поэму Н.В.Гоголя «Мертвые души».

3. Прочитайте статью в учебнике литературы (стр.319- 342) и ответьте на вопросы:

1) Каков был замысел «Мёртвых душ»?

2)Почему  Н.В.Гоголь не смог окончательно написать 2-ой том поэмы?

3) Что дало право П.В.Анненкову назвать поэму Гоголя «памятником его как писателя и гробницей как человека»?

4) Как следует понимать название произведения? (три значения)

5) Почему главным героем поэмы писатель сделал «гения копейки» Чичикова?

Задание ко 2-ому уроку

Образы помещиков  в поэме  Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Образ Манилова (2 глава)

1. Когда происходит первая встреча Чичикова с Маниловым?

2.Какое впечатление можно составить о Манилове до встречи с ним? 3. Прочитайте описание интерьера дома помещика. Как  детали интерьера помогает раскрыть характер Манилова?  4.Что подчеркивают имена детей Манилова?

5.Назовите  основные  черты характера персонажа.

6.Рассказывает ли Гоголь о прошлом Манилова? Почему? 7.Как реагирует Манилов на предложение Чичикова о продаже мертвых душ? 8.Почему Гоголь открывает галерею помещиков Маниловым?

Образ Коробочки (3 глава)

1.Как и почему Чичиков попал к Коробочке, ведь он собирался к Собакевичу? 2.В чем смысл романтического начала главы о Коробочке? 3.Какая деталь в описании деревни указывает на хозяйственность помещицы Коробочки? 4.Как Гоголь подчеркивает типичность Коробочки? 5.Прочитайте и сравните два портрета Коробочки. В чем их особенность? 6.Какие черты составляют «ядро» характера Коробочки? (проанализируйте описание комнаты, вида из окна, описание деревни). 7.Как реагирует Коробочка на предложение Чичикова о продаже мертвых душ?

8.В чем смысл фамилии Коробочки?

Важно

9. Найдите черты различия образов Манилова и Коробочки, оформите их в виде таблицы.

Задания к 3-ему уроку

Образ Ноздрева  ( 1 группа) 1. Как происходит встреча Чичикова с Ноздревым? 2 .Проанализируйте описание внешности Ноздрева. 3. Почему Гоголь называет Ноздрева «историческим человеком»? 4. Назовите отличительные черты характера Ноздрева, которые проявляются в отношении Чичикова. 5.

Можно ли сопоставить Ноздрева с Хлестаковым? Что у них общего? В чем разница? 6. Проанализируйте описание кабинета Ноздрева. 7. Назовите черты «ядра» характера Ноздрева. 8. Как реагирует Ноздрев на предложение Чичикова о продаже мертвых душ? 9. В чем смысл появления капитана-исправника у Ноздрева? 10.

Каково отношение к Ноздреву в обществе?

Образ Собакевича (2 группа)

1.Как Гоголь подготавливает встречу читателей с Собакевичем? 2.Чем отличается он от других помещикоа? 3.Что настораживает читателей в описании крепкого хозяйства Собакевича? 4.Какие детали внешности подчеркивают мертвенность Собакевича?

5.Какова роль описания интерьера при раскрытии образа Собакевича?

6. Как реагирует Собакевич на предложение Чичикова о продаже мертвых душ? 

Образ Плюшкина (3 группа)

1.В чем смысл фамилии этого гоголевского героя? 2.Проанализируйте описание дома и сада Плюшкина. 3.Прочитайте и прокомментируйте описание портрета со слов: «Лицо его не представляло ничего особенного…» 4.Какая деталь в портрете Плюшкина являктся особенно значимой и почему? 5.Какая деталь в описании интерьера указывает на то, что жизнь умерла в этом доме? 6.Почему Гоголь только этому герою дал биографию, рассказал о его прошлом, о его деградации? 7.Найдите в рассказе о прошлом Плюшкина детали, настораживающие читателя, заставляющие предвидеть страшное настоящее героя? 8.Какой прием оказан Чичикову у Плюшкина? 9.Какова реакция Плюшкина на предложение Чичикова «платить подати за всех крестьян»?

10.Почему после посещения Плюшкина Чичиков был «в самом веселом расположении духа»?

                                      Задание к 4-ому уроку.

 Образы чиновников губернского города. Вопросы для анализа глав 7-10.

1.Как описывает Гоголь здание казенной палаты и ее чиновников?   Какой смысл приобретает сравнение чиновников с трудолюбивыми пчелами? 

 2. Как Иван Антонович кувшинное рыло берет у Чичико­ва взятку?  Почему он сказал, что нельзя в один день завершить приобретение купчей крепости? 

3. Зачем Гоголь сравнивает Чичикова и его провожато­го к председателю палаты с Данте и Вергилием? 

4.Как характеризует прокурора Собакевич? 

5. Почему чиновники после оформления купчей крепости решили отправиться к полицмейстеру? 

6. Как характеризует полицмейстера Гоголь?  Чем он заслужил «всеобщую любовь » города и купцов?

Совет

7. Как характеризует Гоголь остальных чиновников? Что говорит об их образованности? 

8. Какое впечатление о Чичикове сложилось у городских чиновников? Как ему удалось завоевать их доверие?

9. Прочитайте «Повесть о капитане Копейкине». Какое отношение к действию поэмы имеет история капитана Копейкина?

                                                Задание к 5-ому уроку.

Образ Чичикова

Прочитайте 11 главу поэмы и выполните задания, обязательно используя цитаты из произведения.

Вопросы и задания: 

1) портрет

2) одежда

3) манеры, речь

4)биография:

— происхождение

— детские годы

— наставления отца

— учеба в училище

— служба

5Характеристики, которые дают Чичикову другие персонажи

6. В чем сходство и различие  в характерах и поведении Чичикова с одной стороны и каждого из помещиков с другой? В каких ситуациях герой ведет себя как Манилов, Коробочка и др.? Чем Чичиков принципиально от помещиков отличается?

7. Почему автор сообщает подробности жизни Чичикова  только в последней главе первого тома?

1.Выучить наизусть отрывок из поэмы: «И какой же русский не любит быстрой езды?» до  конца поэмы.

2. Самостоятельная работа по литературе (выполнить письменно на двойном листе)

 «Образ Чичикова»

Ответьте на вопросы, используя цитаты:

1) Почему Н.В. Гоголь называет Чичикова «приобретателем»?

2)В чем его отличие от помещиков?

3)Каково ваше впечатление о Павле Ивановиче при его первом появлении на страницах поэмы?

А каково  мнение о нем чиновников города? помещиков? Почему он вдруг становится «душою общества»?

4)Каково отношение к Чичикову автора? Аргументируйте текстом.

5)Что роднит Чичикова с помещиками? Вспомните знаменитую шкатулочку Чичикова. Как эта деталь характеризует героя? с кем из помещиков роднит?

Обратите внимание

6)В чем тайна портрета, речи,поведения Павла Ивановича? Почему так одинаковы помещики и чиновники, а меняется только Чичиков?

7)Почему герою удается стать  «херсонским помещиком»? Становится ли это его триумфом?

8) Поверили вы в крушение Павла Ивановича?

9) В чем своеобразие заключительной главы? Почему только Чичикова Гоголь наделил биографией?

10) Чичиков — «мёртвая душа» или живая? Свой ответ аргументируйте.

 Задание к 6-ому уроку

Лирические отступления в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души».

Прочитайте лирические отступления, кратко перескажите.

1 группа.

Рассуждение о толстых и тонких (1 глава).

Рассуждение о двух типах характеров (2 глава)

Мысль о живучести ноздрёвых (4 глава)

2 группа.

Размышление Чичикова о «славной бабёшке». Думы автора о метком русском слове и «бойком русском уме». (5 глава)

Воспоминания автора о юности. Размышление о человеке («И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек…» (6 глава)

О силе власти исправника (8 глава)

3 группа.

 О крестьянах, купленных Чичиковым (7 глава)

О бунте крестьян селения Вшивая-спесь (9 глава)

«Русь! Русь!…». Дорога. Рассуждение о добродетельном герое и герое-подлеце. Тройка  (11 глава)

Чтение и обсуждение высказываний А. И. Герцена и Д. И. Писарева  о Чичикове

Прочтите высказывания и ответьте на вопросы.

1) «Один деятельный человек — Чичиков, и тот ограниченный плут» (А. И. Герцен).

— Можно ли доказать оценку А. И. Герцена?

 2) «Чичиков и Молчалин преуспевают, живут в своё удовольствие, откладывают копеечки на чёрный день, и, в то же время, обделывают свои дела так искусно и так осторожно, что чёрные дни никогда не являются.

Но Чичи­ков и Молчалин, по своей благоразумной скромности, вовсе не желают обра­щать на себя, с какой бы то ни было стороны и по какому-то ни было случаю, внимание своих современников и сограждан.

Чичиков и Молчалин любят оставаться в тени и в неизвестности, потому что их мелкие предприятия тре­буют для своего процветания мрака и тишины.

Важно

Внимательный наблюдатель может и должен узнавать своих старых знако­мых, несмотря на их новые костюмы, манеры, разговоры…» (Д. И. Писарев)

— Почему Д. И. Писарев ставит в один ряд Чичикова и Молчалина?

— Узнаем ли мы и сегодня старых знакомых? Чем объяснить их появление в нашем обществе?

3) Выпишите 2-3 цитаты из статьи В.Г.Белинского ««Похождения Чичикова, или Мертвые души». Поэма Н.В.Гоголя».

Рекомендации по написанию сочинения.

Композиция сочинения

          Композиция состоит из трёх обязательных элементов: вступления, основной части и заключения. Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки.

          Темы сочинения по своему характеру весьма разнообразны. Тема может быть сформулирована в виде вопроса, может быть представлена цитатой, может предлагать сравнительную характеристику героев. Иногда тема требует обоб­щенной характеристики персонажей, например: «Мир живой и мир мёртвой души (по поэме «Мёртвые души»)».

         Трудность вызывает написание вступления и заключения. Эти две части  играют сходную роль в композиции сочинения.

         Функция вступления — ввести в тему, дать предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой. Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, ещё раз обратив внимание на самое главное.

         Наиболее распространённые недостатки при написании вступления и заключения:

  • изложение общих сведений, не имеющих прямого отношения к теме;
  • выражение собственного восторженного отношения к произведению или автору, своего желания быть похожим на автора или героя (в этом случае заключение наполнено восклицательными предложениями и походит на  заклинание);
  • очень длинное, затянутое вступление.

         Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в аспекте, заданном темой.

Главное, чего следует избегать при написании основной части,— это пересказа литературного произведения.

Пересказ сюжета вместо истолкования темы, подкреплённого отсылками к соответствующим эпизодам произведения, является недостатком содержания сочинения и  приводит к снижению оценки.

Совет

          Второй распространённый недостаток основной части — это уход от темы или  незаметная для самого пишущего подмена темы, предложенной для сочинения.

Чтобы избежать подобного недоразумения, надо внимательно осмыслить выбранную вами тему и ни на минуту не упускать её из виду. Заканчивается сочинение заключением.

Основное требование к заключению: оно не должно носить формальный характер. Заключение должно органично связано с предыдущим изложением.

         При написании вступления и заключения нужно руководствоваться здравым смыслом и постоянно задавать себе вопросы: «Как то, что я пишу, относится к  теме? С какой целью я все это пишу?».

Следует помнить, что подобные вопросы задаёт себе и учитель, читая сочинение.

Весьма существенным представляется  временной фактор: нет смысла тратить время на изложение сведений, которые могут быть отмечены на полях сочинения ремаркой преподавателя «не по теме».

Темы сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души»

1.Души мёртвые в поэме Н.В.Гоголя  «Мёртвые души». 

(образы помещиков и чиновников, Плюшкин)

2.Души живые в поэме Н.В.Гоголя  «Мёртвые души».

(образы крестьян в поэме)

3.Чичиков: «сильная личность» или «человек с мелкими страстями»?

4.Плюшкин: «прореха на человечестве» или герой, о котором можно сказать, что он «живее других героев поэмы»?

Источник: http://ruslit1908.ru/publ/9_klass/literatura/n_v_gogol_mertvye_dushi/66-1-0-760

Ссылка на основную публикацию