Сочинение анализ произведения станционный смотритель пушкина (суть, смысл и идея)

Анализ повести «Станционный смотритель» Пушкина:суть, смысл и идея произведения

Художник М. Добужинский

«Станционный смотритель» входит в цикл «Повести Белкина» выдающегося русского поэта и писателя А. С. Пушкина. В этой статье представлен анализ повести «Станционный смотритель» Пушкина: суть, смысл и идея произведения.

Смотрите: Все материалы по «Станционному смотрителю»
(из статьи А. Искоза в «Собрании сочинений А. С. Пушкина», 1910 г.)

««Станционный смотритель» безусловно ближе к «Капитанской дочке», «Дубровскому» и другим прозаическим произведениям после 30-го года, чем остальные повести Белкина.

Ближе он примыкает и ко всей будущей русской литературе, которая так любовно относится к маленькому забитому человеку, с его просто, незатейливой душой и с его несложными, бесхитростными переживаниями.

Здесь уже мощно звучит нотка той жгучей любви к «меньшому» брату, которая впервые нашла свое полное выражение в ничтожном, стоящем почти на грани жизни чисто физиологической — Акакие Акакиевиче…  

Художник прежде всего рискует несложный фон обыденной жизни смотрителя, по своему полной тихой прелести и невозмутимого счастья. Катится она, эта жизнь, по установленной колее тихо, равномерно, спокойно. Из года в год, из месяца в месяц, из дня в день все одно и то же. Ничто не нарушает ее хода, постоянного и однообразного, как монотонное качание маятника. И крики и ругань случайных проезжих, и бури завывание снаружи, когда в доме тепло и уютно, и тихое пение кипящего самовара, и юное щебетание красавицы дочки, каждым своим движеньем напоминающий недавно умершую любимую жену, — все это слилось в одну обычную, но сладостную симфонию, настраивающую смотрителя столь мирно и дружелюбно к людям. А с симфонией этой гармонирует вся обстановка, от которой веет тем же тихим невозмутимым покоем. На ее фоне сплелось все вместе: и развешанные по стенам немецкие картинки, изображающие историю блудного сына, и горшки с пахучим бальзамином на маленьких окнах, и кровать с пестрой занавеской, и чистота и опрятность, и сам смотритель, «свежий еще и бодрый», и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах.

Прекрасно было настоящее, не омрачалось и будущее.

Если он только думал о нем, то ему наверно рисовались картины, одна пленительнее другой: как он никогда не расстанется с Дуней, в которой души не чаял, как он выберет для Дуни какого-нибудь смирного и честного человека, возьмет его к себе в дом, или переселится вместе с ней к нему. Во всяком случае, его мечты наверно не перелетали за частокол его настоящей жизни, и будущее ему наверно представлялось счастливыми продолжением счастливого настоящего.

Но внезапный удар судьбы, слепой и бессмысленный — и все рушится. Не стало дочери, его кумира, на которой весь дом держался, и весь интерес к жизни сразу пропал. В таком крепком устойчивом быту и мелочь важна. …похищение был краеугольный камень — здание неминуемо должно было рухнуть.

Обратите внимание

Жизнь стала для него пустой и бессмысленной, все, что было до сих пор так ясно и понятно, покрылось густым непроницаемым мраком.

В его нерассчитанных движениях, метаниях из стороны в сторону, подобно подстреленной птице, совершающей неправильные круги перед тем, как свинцом упасть на сырую землю, явно чувствуются может не сознанные, а потому еще не претворившиеся в слова, полные трагического смысла вопросы: «зачем и к чему? кому нужны мои страдания?».

Здесь трагедия не столько в том, что дочь гибнет…сколько в том хаосе душевном, где все сплелось вместе; и страх за участь любимой дочери, и жгучесть неотомщенной обиды, и угрюмость предстоящего одиночества, и, главным образом, крах собственной тихой счастливой жизни, крах установившегося прочного быта.

Смотритель принес в Петербург свою неотомщенную обиду, свою старческую разбитую жизнь. Какое удовлетворение он мог получить? Возможность поселиться здесь, вблизи дочери, и часто видаться с ней? Но это было бы только смягчение его положения, ослабление недуга, но не исцеление. Ведь это не вернуло бы его к прежней жизни, не воссоздало бы его прежнего быта, с которым он так сросся. 

Приспособиться же к новой жизни на старости лет невозможно. К тому еще тут столкнулись два взаимно исключающих душевных состояния его и молодого, весело-беззаботного гусара, который не мог и не хотел его понять.

Что ему за дело до страданий смотрителя, до его разбитой жизни: его можно купить несколькими ассигнациями, и совесть спокойна. А может быть он хотел окончательно изолировать Дуню от ее прежней обстановки.

Может быть, зная ее крепкую привязанность к отцу, он боялся ее раздвоенности? Здесь возможно очень много правдоподобных догадок.

Во всяком случае, трагический финал кажется нам вполне естественным, если принять, главным образом, во внимание то, что гусар, в силу всего своего душевного склада, не мог и не хотел проникнуться страданиями старого смотрителя.

«Станционным смотрителем» открывается новая полоса в творчестве Пушкина.

Важно

Если в «Онегине» любовное отношение к быту еще прячется под мягким, но все же явным юмором; если в остальных повестях Белкина художник все еще несколько маскирует свое сочувственное отношение к простой обыкновенной жизни, то здесь он уже весь на ее стороне.

Пушкину глубоко жаль этой разбитой жизни, жаль, что смотритель изведал такую бурю на старости лет, и так печально кончил свою жизнь.

Впервые в «Станционном смотрителе» прозвучала у Пушкина нотка осуждения тому божественному легкомыслию, которое было так дорого и близко его многогранной душе. Ведь гусар, очень слабо очерченный, может быть даже и намеренно…

все же напоминает своей бурной жизнью, остроумными уловками и беззаботностью вечно юного Дон Жуана. А между тем симпатия художника явно не на его стороне.

Пушкину открылась новая правда. Начиная с этого времени, мотив любви к меньшому брату звучит у Пушкина довольно часто.

Вы его слышите в «Истории Села Горюхина», в незаконченном «Галубе», в «Капитанской дочке», в «Дубровском» и, пожалуй, даже в «Медном всаднике»…»

Это был анализ повести «Станционный смотритель» Пушкина:суть, смысл и идея произведения.

Смотрите: Все материалы по «Станционному смотрителю»

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/09/analiz-povesti-stancionnyj-smotritel-pushkin-sut-smysl-ideja.html

Повесть Пушкина «Станционный смотритель»: анализ произведения

Повесть «Станционный смотритель», написанная А. С. Пушкиным, относится  к циклу «Повестей Белкина».

Это небольшое произведение, в котором показана целая жизнь  простого человека – станционного смотрителя и его дочери, была написана в сентябре 1830 года, а начало ее повествования относится к 1816-му году.

 Произведение реалистично по своему содержанию.  Пушкин некоторыми своими  произведениями заложил основы творческого реализма

Суть конфликта заключена  в том, что люди, стоящие на социальной ступени выше, или имеющие деньги, ломают судьбы тех, кто оказывается не защищенными перед вышестоящими.

Главные герои повествования:

  • Иван Белкин, выступающий в роли рассказчика,
  • Самсон Вырин, смотритель,
  • Дуня, его дочь.

Герои второго плана :

  • Гусар Минский,
  • Врач, лечивший Минского на станции,
  • Рыжий мальчишка, рассказавший о приезде барыни на могилу Самсона Вырина.

Главным героем этого произведения остается маленький человек – станционный смотритель. Неслучайно поэтому  эпиграф посвящен именно  человеку этой профессии – «Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор». В Царской России  существовали  чины не только на военной службе, но и на гражданской. Всего было 14 гражданских чинов. Коллежский регистратор – самый последний.

Автор повести, Иван Белкин,  приехал на почтовую станцию, где должен сменить лошадей и двигаться дальше.  Ему приходится немало ездить по России,  он общался с  разными представителями этой профессии, и у него сложилось свое представление об  их службе. Повествователь  сочувствует смотрителям.

Когда он подъехал к станции, лил дождь, который успел  вымочить  автора до нитки. Он решил задержаться здесь, чтобы переодеться и согреться.  Его поразила необыкновенная красота дочери смотрителя.

Совет

    Девочка вскипятила самовар, приготовила чай,  за которым Иван Белкин разговорился со смотрителем.

Старик гордился своей дочерью, следившей  за помещением станции, и  помогавшей  отцу  разбираться  с проезжающими.

В следующий раз Иван Белкин попал на эту станцию 3-4 года спустя.  Дуню он уже не застал.  Ему бросилось в глаза, как сильно постарел  Самсон Вырин. Старик не хотел говорить о дочери, но пунш предложенный автором повествования, развязал смотрителю язык и тот поведал Белкину свою печальную повесть.

Однажды  через станцию проезжал гусар, Увидев девушку, он влюбился в нее в первого взгляда, прикинулся больным и три дня отлеживался на станции. Дуня ухаживала за ним.

Когда собрался уезжать,  гусар предложил Дуне доехать до церкви, а сам  увез девушку в Петербург. Однажды  смотритель собрался и пошел в Петербург пешком. Он нашел дочку, но гусар не позволил старику встретиться с Дуней.

   Смотритель вернулся на станцию, но сильно упал духом, стал пить. Уютная и аккуратная некогда станция приобрела небрежный вид.

Спустя еще несколько лет эту станцию закрыли. Посетив эти места, Белкин решил навестить старого смотрителя, узнал о его смерти, и о том,  что Дуня – «прекрасная барыня» навестила могилу отца и долго плакала на ней.  Она дала деньги священнику на помин  души и пожертвовала серебряный пятак мальчишке, сопроводившему ее  на кладбище.

Осматривая в свой первый приезд помещение станции,  Белкин обращает внимание на серию картинок  «Возвращение блудного сына»,  висящих на стене. Эта библейская тема лишь отчасти созвучна с последующими событиями.  Блудная дочь возвращается, будучи прекрасной барыней, матерью очаровательных сыновей, но она не застает в живых отца.

Обратите внимание

Можно предположить, что Дуне хватило ума и немного женской хитрости, чтобы заставить гусара Минского жениться на ней, но она не стразу стала его женой. К моменту, когда Самсон Вырин пришел  в Петербург, она еще была содержанкой гусара, и жила не в его доме.

Читайте также:  Сочинение человек и время

Минский снимал для девушки квартиру.   Тревога отца не была беспочвенной, она основана на жизненном опыте. Не каждой бедной девушке, тем более увезенной таким образом, удается стать женой и светской дамой.

  Возможно, если бы Самсон Вырин мог предположить, что его дочь счастлива, он и сам бы не позволил себе пасть духом.

Временные рамки повествования охватывают 7-8 лет.  По объему  «Станционный смотритель»  в большей степени соответствует жанру рассказа, но по  охвату сюжета, по содержанию  произведение имеет полное право называться повестью, поскольку  в ней  поместилась целая жизнь главных героев.

Источник: https://PoetPushkin.ru/proza/povesti-belkina/stantsionnyj-smotritel-analiz.html

Сюжет и основная мысль повести Александра Пушкина «Станционный смотритель»: краткое содержание и анализ

Главная > Литература > Краткое содержание повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

В творчестве Александра Пушкина завершающим произведением принято считать «Повести Белкина».

Данный цикл включает несколько новелл, которые связаны между собой одним рассказчиком – Иваном Петровичем Белкиным.

Этот персонаж вымышленный, как писал Пушкин, перенос лихорадку и умер в 1828 году.

О судьбе повествователя читатель узнаёт, когда только начинает знакомство с циклом повестей, которые можно читать и онлайн. Автор в своём произведении выступает как издатель и в «Предисловии» рассказывает о судьбе самого рассказчика Белкина. Из печати этот пушкинский цикл повестей вышел в 1831 году. В него вошли следующие произведения:

История создания повести

Александр Пушкин работал над произведением, находясь в 1830 году в Болдино. Повесть была написана быстро, всего за несколько дней, и уже 14 сентября она была окончена. Известно, что в Болдинское имение его привели некоторые денежные вопросы, но эпидемия холеры заставила его задержаться.

В это время было написано много прекрасных и замечательных произведений, среди которых самым выдающимся является «Станционный смотритель», краткий пересказ которой можно прочитать в этой статье.

Сюжет и композиция повести

Это история о простых людях, которые переживают и минуты счастья, и трагедию в своей жизни. Сюжет повести показывает, что счастье для каждого человека своё и что оно иногда скрывается в малом и обычном.

Вся жизнь главного героя связана с философской мыслью всего цикла. В комнате Самсона Вырина находится много картинок из известной притчи о блудном сыне, которые помогают не только понять содержание всей повести, но и его идею. Он ждал, что его Дуня вернётся к нему, а девушка все не возвращалась. Отец прекрасно понимал, что его дочь не нужна тому, кто увёз её из семьи.

Повествование в произведении идёт от лица титулярного советника, который знал и Дуню, и ее отца. Всего в повести несколько основных героев:

  1. Рассказчик.
  2. Дуня.
  3. Самсон Вырин.
  4. Минский.

Рассказчик несколько раз проезжал в этих местах и пил чай в доме у смотрителя, любуясь его дочкой. По его словам, всю эту трагическую историю ему поведал сам Вырин. Завязка всей трагической истории происходит в тот момент, когда Дуня тайно убегает из дома с гусаром.

Финальная сцена произведения происходит на кладбище, где теперь покоится Самсон Вырин. Просит прощения у этой могилы и Дуня, которая теперь глубоко раскаивается.

Основная мысль повести

Александр Сергеевич Пушкин постоянно подчёркивает в своей повести: все родители мечтают о том, чтобы их дети были счастливы. Но Дуня несчастна, и её грешная любовь приносит отцу муки и переживания.

Поведение Дуни и Минского доводят Вырина до могилы.

Самсон Вырин умирает, так как он, продолжая любить свою дочь, потерял веру в то, что когда-нибудь ещё увидит её.

Дуня словно вычеркнула отца из своей жизни и эта неблагодарность и потеря смысла жизни, который заключался в дочери, приводит к такому печальному завершению истории.

Краткий пересказ повести

Каждый человек встречался со смотрителями , отправляясь в дорогу. Обычно такие люди вызывают лишь только гнев и грубость. Мало кто из тех, кто находится в дороге, почитает их, считая либо разбойниками, либо извергами.

Но если задуматься о том, какова их жизнь, вникнуть в неё, то начнёшь более снисходительно к ним относиться.

Целыми сутками им нет покоя, а некоторые раздражённые проезжающие могут и избить, срывая свою досаду и злость, которую накопили во время езды.

Важно

Жилище такого смотрителя бедное и убогое. В нём никогда не бывает покоя, так как постояльцы в ожидании лошадей проводят там время.

Только сострадание может вызывать такой смотритель, который, невзирая на погоду, ищет лошадей, пытаясь угодить всем проезжающим.

Рассказчик, который уже двадцать лет путешествует, часто бывает в таких жилищах и ему прекрасно известно, как тяжёл и неблагодарен эот нелегкий труд.

Рассказчик в 1816 году опять ехал по службе. В то время он был молод и горяч и часто ругался со станционными смотрителями.

В один из дождливых дней он остановился на одной из станции, чтобы отдохнуть с дороги и переодеться. Чай подала девушка, которая была прекрасна. В то время Дуне было 14 лет.

Привлекли внимание посетителя и картинки, которые украшали стены бедного жилища смотрителя. Это были иллюстрации из притчи о блудном сыне.

Самсон Вырин был свеж и бодр, ему уже исполнилось пятьдесят лет. Он любил свою дочь и воспитывал её вольно и свободно. Они втроём долго пили чай и весело беседовали.

Через несколько лет рассказчик вскоре снова оказался в тех же местах и решил навестить станционного смотрителя и его прелестную дочь. Но Самсона Вырина невозможно было узнать: он постарел, глубокие морщины были на его небритом лице, сгорбился.

В беседе выяснилось, что три года назад один из проезжающих, увидев Дуню, разыграл обморок и болезнь. Два дня Дуня за ним ухаживала. А в воскресенье он собрался уезжать, предложив подвести девушку к церковной обедне. Дуня на минутку задумалась, но сам отец уговорил сесть в кибитку с молодым и стройным гусаром.

Совет

Вскоре Самсон заволновался и отправился к обедне, но оказалось, что Дуня там так и не появилась. Не вернулась девушка и вечером, а пьяный ямщик рассказал, что она уехала с молодым гусаром.

Смотритель тут же слег, а когда выздоровел, тот тут же отправился в Петербург, чтобы разыскать ротмистра Минского и вернуть дочь домой.

Вскоре он оказался на приёме у гусара, но тот просто решил от него откупиться и потребовал, чтобы он больше никогда не искал встреч с дочерью, и не беспокоил её.

Но Самсон совершил ещё одну попытку и пробрался в дом, где жила Дуня. Он увидел её среди роскоши, счастливую. Но как только девушка узнала отца, то тут же упала в обморок.

Минский потребовал выставить Вырина и больше никогда не пускать его в этот дом. После этого, вернувшись домой, станционный смотритель постарел и больше никогда не беспокоил Дуню и Минского.

Эта история поразила рассказчика и не давала покоя долгие годы.

Когда через время он снова оказался в этих краях, то решил узнать о том, как поживает Самсон Вырин. Но оказалось, что он год назад умер и похоронен на местном кладбище. А в его доме разместилась семья пивовара.

Сын пивовара проводил рассказчика к могиле. Ванька рассказал, что летом приезжала какая-то барыня с тремя детьми и ходила к нему на могилу. Когда она узнала, что Самсон Вырин умер, то сразу же заплакала.

А затем сама пошла на кладбище и долго лежала на могиле своего отца.

Анализ повести

Это произведение Александра Пушкина самое сложное и печальное из всего цикла. В новелле рассказывается о трагической судьбе станционного смотрителя и счастливой судьбе его дочери.

Самсон Вырин, изучив библейскую притчу о блудном сыне по картинкам, постоянно думает о том, что и с его дочерью может произойти несчастье. Он постоянно вспоминает Дуню и думает о том, что она тоже будет обманута и однажды её бросят. И это тревожит его сердце.

Эти мысли становятся губительными для станционного смотрителя, который умер, потеряв смысл своей жизни.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/kratkoe-soderzhanie-povesti-a-s-pushkina-stantsionnyj-smotritel.html

Анализ повести «Станционный смотритель»

В этой статье мы рассмотрим краткий анализ повести «Станционный смотритель», которую Александр Пушкин написал в 1830 году, и которая вошла в сборник «Повести Белкина».

В этом произведении два ярко выраженных главных персонажа. Это сам станционный смотритель, который служит на станции, зовут его Самсон Вырин. И его любимая красавица-дочь Дуня. Есть еще гусар Минский, который тоже сыграл немаловажную роль. Итак, коротко в двух словах сюжет повести «Станционный смотритель»:

Самсон Вырин — мелкий чиновник, служащий на станции. Он добр и мирен, хотя на нем постоянно срывают дурное настроение проезжающие. Дочь Вырина Дуня — красавица и помощница. Как-то раз к ним приезжает гусар Минский, который притворяется больным, чтобы несколько дней побыть с девушкой, в которую он влюбился.

Обратите внимание

Затем, обманув отца, гусар увозит Дуню в Петербург. Самсон Вырин делает попытки забрать дочь, но ничего не выходит. С горя он начинает пить, и, в конце концов, спивается от такой несчастной жизни, превратившись в дряхлого старика. Дуня, по всей видимости, выходит замуж за Минского, рожает ему троих детей, ни в чем не нуждается.

Узнав о кончине отца, она глубоко сожалеет и корит себя всю жизнь.

Таков сюжет повести, без его рассмотрения анализ «Станционного смотрителя» был бы неполным.

Проблематика повести

Конечно, Пушкин поднимает ряд проблем в этой повести. Например, идет речь о конфликте — вечном конфликте — между родительской волей и детьми. Часто родители не отпускают ребенка из отчего дома, а выросшим детям хочется жить самостоятельной жизнью.

Читайте также:  Сочинение по повести пиковая дама пушкина рассуждение эссе

Так и в «Станционном смотрителе», анализ которого мы проводим.

Дочь Дуня хорошо помогает Вырину, потому что работа у него непростая, лошадей не хватает, люди из-за этого нервничают и злятся, постоянно назревают какие-то конфликты, а обаяние Дуни и ее приятная внешность помогают многое уладить.

Кроме того она трудится по уюту в доме, служит перед клиентами. Неудивительно, что Самсон Вырин так ценит свою дочь и не хочет её отпускать, ведь для него она — главное в жизни.

Когда Минский увозит Дуню, Вырину кажется, что это похоже на похищение, он не верит, что она сама желает ехать с ним. Отправившись вызволять дочку, Вырин сталкивается с твердой реакцией — гусар ни в какую не хочет расставаться со своей возлюбленной, хотя станционному смотрителю кажется, что он просто использует её, как новую игрушку — поиграет и бросит.

Выводы в анализе повести «Станционный смотритель»

Самсон Вырин растерян и удручен, и хотя он уезжает обратно к себе, он рисует в воображении судьбу своей дочери весьма уныло. Не верится ему, что Дуня и гусар Минский будут счастливы, и он в итоге просто спивается.

Чему учит повесть «Станционный смотритель», что особенно хотел подчеркнуть автор? Выводов можно сделать много, каждый найдет для себя что-то свое. Но в любом случае видно побуждение дорожить семейными узами, любить близких и думать об их чувствах. Кроме того, никогда нельзя отчаиваться и позволять обстоятельствам загонять себя в угол.

Надеемся, что помощью вам также будет краткое содержание этого произведения. Сейчас вы прочитали краткий анализ «Станционного смотрителя». Предлагаем вашему вниманию также статью с сочинением по данной повести.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-povesti-stancionnyy-smotritel

Анализ произведения «Станционный смотритель» Пушкина

В основу сюжета повести «Станционный смотритель» положен случай из обычной жизни. Для читателя ситуация проста и узнаваема: расположенная в глуши почтовая станция, однообразная, утомительная суета, бесконечные проезжающие. Пушкин выбирает эпиграфом шутливое стихотворное высказывание своего друга, поэта князя П.А. Вяземского:

Коллежский регистратор,

Почтовой станции диктатор.

Однако этот эпиграф подчёркивает серьёзный тон повести, выражающей глубокое сочувствие к судьбе станционного смотрителя, чиновника самого низшего — четырнадцатого — класса Самсона Вырина.

Сюжетная интрига повести состоит в том, что проезжий гусар увозит с собой единственную дочку Вырина, свет и смысл всей его безрадостной жизни — Дуню. Это происшествие было весьма обычным, ничем не выделяющимся из числа таких же бесчисленных несчастий, поджидающих человека.

Однако цель повести в другом: не запечатлеть одно из них, а показать судьбу отца и дочери в условиях изменяющегося времени.

Пушкин назвал свою повесть «Станционный смотритель», желая этим подчеркнуть, что её главным героем является Самсон Вырин и что идея повести связана прежде всего с ним.

Образ Самсона Вырина открывает в русской классической литературе тему «маленького человека», развиваемую позже самим Пушкиным в поэме «Медный всадник» (1833) и продолженную Н.В. Гоголем прежде всего в повести «Шинель» (1842). Тема «маленького человека» получила в русской литературе дальнейшее развитие в прозе И.С. Тургенева и Ф.М.

Достоевского, постепенно замещая дворянскую литературу и создавая почву для произведений о герое — представителе широких слоёв населения, «человеке большинства». Поэтому автор, описывая на первых страницах повести низкое социальное положение героя, призывает обратить на него пристальное внимание как на человека.

Важно

Этим вызвано ироничное рассуждение о том, «что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила чин чина почитай ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай? Какие возникли бы споры!..».

Имя героя — Самсон Вырин — составлено автором с целью выразить своё отношение к личности и характеру этого человека.

Сочетание героического библейского имени Самсон, совершившего выдающиеся подвиги, и заурядной, невыразительной фамилии Вырин выражает мысль автора о том, что, несмотря на низкое происхождение героя, ему свойственны высокие, благородные чувства.

Он беззаветно любит свою дочь, при этом заботясь только о её благополучии. В нём также сохраняются гордость и достоинство. Вспомним, какой была его естественная реакция, когда гусар засунул ему деньги за обшлаг рукава, словно откупаясь от старика.

События повести «Станционный смотритель» Пушкина не происходят на глазах у читателя, он узнаёт их от повествователя, который выступает и как рассказчик, и как герой произведения.

Экспозиция, или пролог, произведения включает две части: рассуждение повествователя об участи станционных смотрителей, позволяющее писателю использовать его и для характеристики времени, состояния дорог, нравов, и для представления конкретного места действия.

Три раза герой-повествователь приезжает на станцию, находившуюся на «тракте, ныне уничтоженном», как и память о некогда живших там людях. Таким образом, сам рассказ об основных событиях состоит из трёх частей, подобно триптиху — трёхчастной живописной картине.

Первая часть — это знакомство с обитателями почтовой станции, картина мирной, ничем не замутнённой жизни; вторая — печальный рассказ старика о несчастье, постигшем его, и о судьбе, выпавшей Дуне; третья часть передаёт картину сельского кладбища, выполняющую функцию эпилога. Такая композиция придаёт повести философский характер.

Важную роль в повести «Станционный смотритель» играют времена года. Вот как начинается рассказ о событиях: «В 1816 году, в мае месяце, случилось мне проезжать через ***скую губернию…» Так вводится повествование, словно изображается начало жизни. Соответствует этому и описание погоды, всё вокруг исполнено силы и энергии: «День был жаркий.

В трёх верстах от станции *** стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки». А вот последний приезд героя-рассказчика, окончание повести: «Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и жёлтые листья со встречных деревьев». Эта пейзажная зарисовка символизирует прошедшую жизнь, умирание.

Так эпилог становится философским комментарием к повести.

Содержание повести «Станционный смотритель» соотносится с притчей о блудном сыне. Картинки с изображением этого сюжета рассказчик видит на стенах комнаты Вырина.

Совет

История блудного сына из Библии повествует нам об извечной ситуации в жизни человека, который без благословения покидает родительский дом, совершает ошибки, расплачивается за них и возвращается в отчий дом. Пушкин описывает эту историю с лёгким юмором, но юмор служит не для того, чтобы выразить насмешливое отношение, а чтобы заострить внимание на нужных моментах.

Например, «…почтенный старик в колпаке и шлафроке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами».

В этой сцене Пушкин привлекает взгляд читателя к двум обстоятельствам: юноша «поспешно» принимает от отца всё, поскольку торопится поскорее начать независимую и весёлую жизнь, и юноша с одинаковой поспешностью принимает «благословение и мешок с деньгами», словно они равноценны для человека. Таким образом, вся повесть строится на мудрой и вечной истории о жизни человека, необратимом потоке времени и неизбежности изменений.

Источник: Москвин Г.В. Литература: 8 класс: в 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Москвин, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохина. — М.: Вентана-Граф, 2016

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/pushkin_a_s/analiz_proizvedenija_stancionnyj_smotritel_pushkina/53-1-0-2074

Сочинение на тему Главная мысль в повести Станционный смотритель Пушкин читать бесплатно

Главная мысль

В повести «Станционный смотритель», несомненно, поднято очень много важных вопросов, но­ самая главная мысль, как мне кажется, очень сильно связана с картинками, которые были повешены на стене, в доме станционного смотрителя.

У чиновника четырнадцатого класса, Самсона Вырина, в комнате висели изображение­ притчи из евангелия о блудном сыне. Несколько изображений со стихами, написанными по-немецки внизу, под картинками.

Они изображали несколько эпизодов, тот, когда сын уходит с мешком денег за плечами, потом, когда он сидит за столом и пирует, а его окружают­ псевдодрузья и продажные женщины.

Следующая картинка показывает бедственное состояние молодого человека, после того, как он потратил все деньги, а друзья от него отвернулись. И, самая последняя, демонстрирует радостного отца, который встречает в распростертыми объятиями своего вернувшегося ребенка.

Когда только начинаешь читать повесть, трудно поверить, что судьба станционного смотрителя и его дочки, Дуни, может как-то пересечься с изображенным на картинке. Но это происходит, когда Дуня покидает отца, уехав с молодым человеком, который ей понравился.

Он воплощает в жизнь то, что изображено на картинках. Он уезжает, глубоко обидев отца, чтобы потом опять вернуться, раскаявшись. Но все происходит несколько не так, как люди привыкли видеть на картинках.

Самсон Вырин умирает, так и не дождавшись объятий раскаявшейся дочери, и она обнимает его могилу.

Обратите внимание

Главная мысль­ данного произведения заставляет нас обратить внимание на родительскую любовь, которая может простить все, что угодно. Родители никогда не осуждают своих детей, они готовы принять их обратно, даже если­ дети их очень сильно обидели. Но если ребенок придет с открытой душой, раскаявшись в содеянном, то родитель никогда не станет его упрекать лишний раз.

Главная мысль заключается в том, что самая бескорыстная и бесконечная любовь – это любовь родителей к детям.

Когда станционный смотритель уже давно жил без своей дочери, так несправедливо покинутый ею, он не осквернил ее образ ни одной плохой мыслью, ни одним плохим словом. Единственное, за что он беспокоился, была ее жизнь и настоящее существование.

Он был готов принять ее обратно, если ей будет плохо, и он был даже рад бы принять ее, настолько самоотверженной и бескорыстной была его любовь к дочери. То, что автор в начале описывает изображения, висевшие на стене, не зря.

В картинках был высказан первый намек на главную мысль произведения, которое потом с каждой строчкой раскрывает ее полнее.

см. также:
Другие сочинения по произведению Станционный смотритель, Пушкин

Читайте также:  Характеристика и образ вареньки в рассказе толстого после бала сочинение

Характеристики главных героев произведения Станционный смотритель, Пушкин

Краткое содержание Станционный смотритель, Пушкин

Краткая биография Александра Пушкина

Источник: http://www.sdamna5.ru/glavnaja_mysl_stantsionnyj

Анализ «Станционный смотритель» Пушкин

«Станционный смотритель» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

14 сентября 1830 года Александр Сергеевич закончил одну из повестей в цикле «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» под названием «Станционный смотритель». Период, на который приходится завершение Пушкиным повести, называется Болдинской осенью.

В те месяцы Александр Сергеевич находится в Болдино, куда его «привела» необходимость решить финансовые вопросы. Застигнутый эпидемией холеры, вынужденный остаться в Болдино гораздо дольше, чем планировалось, Пушкин создает целую плеяду произведений, которые потом были признаны жемчужинами творчества поэта.

Болдинская осень стала поистине золотой в творчестве художника.

«Повести Белкина» стали первым завершенным произведением Пушкина. Изданы они были под именем вымышленного персонажа Ивана Петровича Белкина, который занемог лихорадкой, переросшей в горячку, и умер в 1828 году. О нем Пушкин как «издатель» рассказывает в предисловии к повестям. Цикл увидел свет в середине осени 1831 года.

С указанием подлинного авторства повести были изданы в 1834 году. «Станционный смотритель» сыграл большую роль в развитии русской литературы, заняв в ней значительное место, повествуя едва ли не впервые о тяготах судьбы того самого «маленького человека», об унижениях и невзгодах, приходящихся на его долю.

Важно

Именно «Станционный смотритель» стал опорной точкой для череды русских литературных произведений, обращенных к теме «униженных и оскорбленных».

Тематика, сюжетные линии, направление

В цикле повесть «Станционный смотритель» — это композиционный центр, вершина. В ее основу заложены характерные черты литературного русского реализма и сентиментализма. Выразительность произведения, сюжет, емкая, сложная тема дает право назвать его романом в миниатюре.

Это, казалось бы, простая история о простых людях, однако житейские обстоятельства, вмешавшиеся в судьбу героев, и делают смысловую нагрузку повести сложнее. Александр Сергеевич, помимо романтической тематической линии, раскрывает тему счастья в широком понимании этого слова. Судьба дарит человеку счастье порой не тогда, когда того ждешь, следуя общепринятой морали, житейским устоям.

Для этого необходимо и удачное стечение обстоятельств, и последующая борьба за счастье, даже если оно кажется невозможным.

Описание жизни Самсона Вырина неразрывно связано с философской мыслью всего цикла повестей. Его восприятие мира и жизни находит отражение в картинках с немецкими стихами, развешенными на стенах его жилища. Повествующий описывает содержание этих картинок, где изображена библейская легенда о блудном сыне.

Произошедшее с дочерью Вырин так же воспринимает и переживает сквозь призму изображений, окружающих его. Он надеется, что Дуня вернется к нему, но она не возвращалась. Жизненный опыт Вырина подсказывает ему, что чадо его будет обмануто и брошено.

Станционный смотритель – «маленький человек», ставший игрушкой в руках алчных, меркантильных сея мира, для которого опустошенность души страшнее, чем материальная бедность, для которого честь – превыше всего.

Повествование происходит из уст титулярного советника, чье имя скрывается за инициалами А. Г. Н. В свою очередь эта история была «передана» рассказчику самим Выриным и «рыжим и кривым» мальчиком. Завязка драмы – тайный отъезд Дуни с малоизвестным гусаром в Петербург.

Совет

Отец Дуни пытается повернуть время вспять, чтобы спасти дочь от того, что представляется ему «гибелью». Рассказ титулярного советника переносит нас в Санкт-Петербург, где Вырин пытается найти свою дочь, а скорбный финал показывает нам могилу смотрителя за околицей. Удел «маленького человека» — смирение.

Непоправимость сложившейся ситуации, безысходность, отчаяние, равнодушие добивают смотрителя. Дуня просит прощения у отца на его могиле, ее раскаяние запоздалое.

Источник: http://libaid.ru/katalog/p/pushkin-aleksandr/4136-analiz-stantsionnyj-smotritel-pushkin

Какая мысль мне кажется главной в повести А. С. Пушкина Станционный смотритель

Какая мысль мне кажется главной в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

Автор: Пушкин А.С.

В повести «Станционный смотритель» Александр Сергеевич Пушкин описывает судьбу «маленького» человека, мелкого провинциального чиновника с которым грубо обходятся люди обладающие властью и богатством.

Симпатии Пушкина полностью на стороне станционных смотрителей, о которых он пишет на станицах своей повести, сочувствуя их нелегкой службе% «Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не навсегда …. Какова должность сего диктатора? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель.

С большой сердечностью и теплотой описывает Пушкин незатейливую обстановку простого жилища смотрителя Самсона Вырина, любуется его юной дочкой — красавицей. Автор упоминает украшающие дом смотрителя картинки, роль которых в повести не случайна, как может показаться на первый взгляд. На них изображена одна из притч, некогда рассказанных Иисусом — история о блудном сыне.

Смысл притчи в том, что настоящие раскаяние искупает грехи человека, а родители готовы простить плохие поступки своих детей.

Неожиданно и трагически разрушается размеренное течение жизни смотрителя и его дочери.

Происшедшая перемена сразу бросается в глаза автору, хотя он еще не знает, что произошло % » Вошед в комнату, я тот час узнал картинки, изображающие историю блудного сына, стол и кровать стояли на прежних местах, но на окнах уже не было цветов, и все кругом показывало ветхость и небрежение. Смотритель спал под тулупом, мой приезд разбудил его, он привстал … Это был точно Самсон Вырин, но как он постарел!…»

Оказалось, что Дуню, дочь смотрителя, увез в Петербург проезжий офицер.

Мне кажется, что именно здесь и раскрывается главная мысль этого произведения, когда несчастный отец грустно рассказывает, что остался совсем один% «А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь, уж я ли не любил, моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти, уж ей ли не было житье? Да нет, от беды не отбожишься, что суждено, тому не миновать».

Обратите внимание

Чем больше узнаем мы из печального рассказа смотрителя, тем больше видна разница между добротой и порядочностью Самсона Вырина и недостойными поступками офицера Минского который пытается откупиться от обиженного отца деньгами. Что вызывает в сердце несчастного горечь и негодование.

Далее мы видим, что Дуня, наверное, ни в чем не нуждается. У нее дети. Может быть Минский все – таки женился на ней. Но даже если его любовь к ней и была искренней, разве это оправдывает жестокое отношение к ее отцу?

А в сердце Дуни просыпается запоздалое раскаяние – и блудная дочь приходит на могилу своего отца.

Мирясь со своей судьбою, прожив жизнь ради дочери, смог ли отец, умирая простить свою дочь,… я думаю, да. Разве не в ней был смысл его жизни.

Источник: https://botanim.ru/content/kakaya-myisl-mne-kazhetsya-glavnoj-v-povesti-a-s-p-771.html

А.С. Пушкин «Станционный смотритель». Художественное своеобразие, значение произведения

Художественное своеобразие

В «Повестях Белкина» рельефно выявились все особенности по­этики и стилистики пушкинской художественной прозы.

Пушкин выступает в них как превосходный новеллист, которому одинаково доступны и трогательная повесть, и острая по сюжету и перипетиям новелла, и реалистический очерк нравов и быта. Художественные требования к прозе, которые были сформулированы Пушкиным в начале 20-х гг.

, он реализует теперь в своей собственной творческой практике. Ничего ненужного, одно необходимое в повествовании, точность в определениях, лаконичность и сжатость слога.

«Повести Белкина» отличаются предельной экономией художе­ственных средств. С первых же строк Пушкин знакомит читателя со своими героями, вводит его в круг событий. Так же скупа и не менее выразительна обрисовка характеров персонажей.

Автор почти не дает внешнего портрета героев, почти не останавливается и на их душевных переживаниях. В то же время облик каадого из персона­жей проступает с замечательной рельефностью и отчетливостью из его поступков и речей.

«Писателю надо не переставая изучать это сокровище», — говорил Лев Толстой о «Повестях Белкина» знакомо­му литератору.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Значение произведения

В развитии русской художественной прозы огромная роль при­надлежит Александру Сергеевичу Пушкину. Здесь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне по срав­нению со стихами находился и прозаический литературный язык. Поэтому перед Пушкиным вставала особо важная и очень нелегкая задача обработки самого материала данной области словесного ис­кусства.

Из «Повестей Белкина» исключительное значение для даль­нейшего развития русской литературы имел «Станционный смотри­тель». Очень правдивый, согретый авторским сочувствием образ смотрителя открывает созданную последующими русскими писате­лями галерею «бедных людей», униженных и оскорбленных тягчай­шими для простого человека общественными отношениями то­гдашней действительности.

Первым писателем, который открыл читателю мир «маленьких людей», был Н.М. Карамзин. Слово Карамзина перекликается с Пуш­киным и Лермонтовым. Самое большое влияние на последующую литературу оказала повесть Карамзина «Бедная Лиза».

Автор поло­жил начало огромному циклу произведений о «маленьких людях», сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему. Именно он от­крыл дорогу таким писателям будущего, как Гоголь, Достоевский и другие. А.С.

Важно

Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просто­ры, жизнь деревень, Петербург и Москва открывались уже не только с роскошного подъезда, но и через узкие двери бедняцких домов.

Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Художественное от­крытие Пушкина было устремлено в будущее, оно пробивало рус­ской литературой дорогу в еще неведомое.

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://referat5top.ru/sochineniya-po-literature/analiz-stikhotvoreniya-proizvedeniya/7777-a-s-pushkin-stantsionnyj-smotritel-khudozhestvennoe-svoeobrazie-znachenie-proizvedeniya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector