Сочинение франт в рассказе старый гений лескова

«Старый гений», анализ рассказа Лескова

Рассказ «Старый гений» был написан Лесковым в 1984 г., напечатан в журнале «Осколки» за 1884 г. (№ 4 и 5) и перепечатан в сборнике «Святочные рассказы». Неожиданно благополучный исход дела и непосрамлённая доброта героини делают рассказ типичным рождественским.

Литературное направление и жанр

Лесков – писатель реалистического направления. Рассказ написан по канонам этого жанра. Автор выражает своё отношение к героям и событиям, происходящим в краткий период времени. В рассказе важна психология героев и социальные причины их поступков.

При этом рассказ динамичен, что свойственно новелле, состоит из 5 крошечных глав, хотя сам занимает 8 страниц. Концовка рассказа оптимистична, совершенно неожиданна и невероятна, что тоже сближает его с новеллой.

Тема и проблематика

Тема рассказа – как честный человек всё-таки может добиться справедливости в несправедливом государстве.

В рассказе поднимается проблема несовершенства российских законов и судебной системы, проблема лицемерия и изворотливости аристократов и чиновников, проблема «маленького человека».

Сюжет и композиция

Название рассказа иронично и многозначно. Эпиграф французского мыслителя-моралиста Ларошфуко настраивает читателя на рассказ о пожилом человеке, решившем какую-то проблему благодаря своей гениальности. Гений действительно пожилой, но не возраст его имеет значение.

Эпитет «старый» употребляется скорее в значении «старый как мир», а слово «гений» также применимо к оборотистому господину, никогда не возвращающему долгов. Он – тот мудрец, на которого «довольно простоты».

Но о заложенном в название смысле читатель узнаёт уже в конце рассказа.

Рассказ делится на 5 частей. В первой обманутая великосветским франтом старушка едет требовать у него долг в Петербург. Вторая раскрывает суть судебной системы России, её законов.

Обратите внимание

Несмотря на скорое и благоприятное решение суда, никто «не смел» взыскать с должника, имеющего сильных покровителей.

В третьей части старушка находит человека, утверждающего, что в «России невозможности нет» и берущегося за 500 рублей (деньги немалые, ведь весь долг составлял 15 тысяч) решить её проблему.

Четвёртая часть описывает колебания старушки, узнавшей, что её должник надолго уезжает за границу, и боящейся отдать 500 рублей неизвестному гению.

Пятая часть – развязка, рассказ о хитроумном плане гения, позволившем заставить должника немедленно выписать чек.

Образ сербского сражателя (то есть участника войны Сербии с Турцией) – символ той прямоты и простоты, которая побеждает лукавство и изворотливость.

Последний абзац рассказа разъясняет, что же автор вкладывал в понятие «старого гения».

Герои и образы

Главная героиня – старушка-помещица, качества которой – сердечная доброта и простота – стали причиной, по которой её обманул великосветский франт.

Старушка доверчива, судит о франте по тому, что он принадлежит к одной из лучших фамилий. Его ждёт блестящая карьера, у него большие доходы и хорошее жалование. Старушка поступает великодушно, заложив дом и отдав 15 тысяч для помощи петербургскому господину во имя старой приязни с её матерью.

Старушка – вдова чиновника 14 ранга (самого низкого в России). Она владела маленьким домом и у неё на руках были увечная дочь и внучка. Старушка решительна и настойчива, добивается благополучного решения суда и продолжает хлопоты.

Важно

Старушка ни секунды не сомневается в победе добра и справедливости и не удовлетворяется утешениями о том, что другим обманутым тоже не видать своих денег. Она простодушна в библейском смысле, желает, чтобы и ей, и всем другим хорошо было. Старушка долго не верит, что должник её, чьё состояние позволяет легко вернуть долг, просто не хочет платить, ведь «он замотался, но человек хороший».

Старушка по природе своей не склонна к авантюрам, но невольно оказывается втянутой в нехорошую историю, так что её даже привлекают к ответственности за нарушение порядка в общественном месте. И всё же героиня не так проста, как кажется. Она подкупает слуг в доме обидчика и знает обо всех его планах. Именно благодаря этому стало возможным происшествие на вокзале.

Героиня приступает к решительным действиям и доверяется гению только после того, как ситуация становится безнадёжной: дом старушки поступает в продажу, а должник с богатой дамой уезжает за границу, возможно, навсегда. Она доверяется гению и своей интуиции, не умея объяснить рассказчику, почему.

Возможно, старушка верит и франту, и гению потому, что саму её рассказчик характеризует как «женщину прекрасной честности».

Великосветский франт – типичный представитель петербургской аристократии. Проиграть деньги и занять, не собираясь их отдавать – обычное дело для такого человека. Он недоступен для закона, потому что никто не решится взять у него расписку о вручении бумаги. Всему причиной родство или свойство этого господина.

Господин не отдаёт долг просто потому, что платить не привык. Так Лесков объясняет природу богатства российской аристократии. Но господин ещё и опасен для собственного благодетеля, потому что может сделать неприятность тому, кто будет ему очень докучать.

Господин ненавидим и властями, и заимодавцами, и собственной женой. Он живёт в страхе перед заимодавцами, «постоянно осматривается на всех». Он вынужден отдать долг старушке, «чтобы освободить себя от обязательств о невыезде».

Старый гений – «старинный чиновник», «отчаянный дока», имеющий «чин из 14 овчин», взявшийся за 500 рублей вручить бумагу должнику.

У него нет никаких рекомендаций, которыми он пренебрегает. Старушка обращается к его помощи от отчаяния. Тем не менее, гений знает себе цену, просит за «гениальные мысли в своём лбу» в 200 рублей, а 300 сулит «исполнительному герою», который может за исполнение 3 месяца в тюрьме сидеть.

Совет

Старый гений берётся за дела только невозможные, его плата скромная (в сравнении с 3 тысячами, которые сулила старушка другим). Он любит своё дело и сам пристаёт к старушке.

В образе рассказчика отражается отношение автора к происходящим событиям. Рассказчик пытается быть объективным, повествуя об истории старушки. Он подвергает сомнению невозможность справедливого наказания для должника, что отражается в словах: «О силе и значении этих связей достоверно не знаю», «не умею тоже вам рассказать в точности».

Рассказчик – человек мягкий и непрактичный. Сам он вести дел не умеет, поэтому и старушке дать совет не может, а только сочувствует. Он даёт ей недостающие полтораста рублей, даже не надеясь получить их обратно, думая только о помощи ближнему.

В рассказе не указывается, к каким властям обращалась старушка. Автор называет чиновников «вопрошаемые». Они обвиняют саму же старушку: «Зачем с такими знались», «зачем вы ему деньги давали».

Российский закон оказывается на стороне пронырливого господина. Дом не его, а жены, Которая тоже жаловалась на него в суд.

Власти в один голос утверждают, что не защищают его, что им его не жалко и они мечтают наказать хитреца.

Художественное своеобразие

Язык рассказа лаконичен и точен, даже тропы – не средство украшения речи, а средство точного выражения мысли. Например, старушка, получив от рассказчика 150 рублей, «поплыла к своему отчаянному дельцу». Рассказчик точно описывает движения решившейся женщины.

Речь героев и рассказчика изобилует пословицами и афоризмами: «Какая бабушка ему ни ворожила и всё на милость преложила»; «У кого много, тем никогда много не бывает, а всегда недостаточно»; «Он барин хороший, но только дурной платить»; «В России невозможности нет»; «Кто веры не имеет, с тем делать нечего»; «Сейчас 500 рублей на стол, а завтра же ваша душа на простор».

  • «Очарованный странник», краткое содержание по главам повести Лескова
  • «Тупейный художник», анализ рассказа Лескова
  • «Человек на часах», краткое содержание по главам рассказа Лескова
  • «Левша», краткое содержание по главам повести Лескова
  • «Человек на часах», анализ рассказа Лескова
  • «Левша», анализ повести Лескова, сочинение
  • «Очарованный странник», анализ повести Лескова, сочинение
  • «Леди Макбет Мценского уезда», анализ повести Лескова
  • «Однодум», краткое содержание по главам рассказа Лескова
  • «Однодум», анализ рассказа Лескова
  • «Зверь», анализ рассказа Лескова
  • «Неразменный рубль», анализ рассказа Лескова
  • «Привидение в Инженерном замке», анализ рассказа Лескова
  • «Запечатленный ангел», краткое содержание по главам повести Лескова
  • «Запечатленный ангел», анализ повести Лескова

По произведению: «Старый гений»

По писателю: Лесков Николай Семёнович

Источник: https://goldlit.ru/leskov/1220-staryi-genii

Старушка в рассказе «Старый гений» Лескова, награда за добро

Меню статьи:

Для творчества Лескова характерны необычные сюжеты, полные иронии.

Жизнь автора сложилась таким образом, что он имел возможность общаться с самыми разными людьми и узнавать различные жизненные истории, которые впоследствии и использовал в своих произведениях.

Именно поэтому истории персонажей из его рассказов выглядят так натурально, а их жизненные ситуации столь злободневны. Рассказ «Старый гений» не стал исключением.

Добрый поступок, обернувшийся неприятностями

В центре рассказа оказывается пожилая дворянка, которая по своей душевной доброте решила совершить добрый поступок – оказать финансовую помощь одному молодому франту, сыну своей знакомой. Для этого она заложила свой дом.

Однако молодой человек оказался не тем добропорядочным аристократом, которого себя представляла доверчивая старушка – ей никто не собирался отдавать деньги.

Обратившись в суд, старушка обретает надежду – решение суда по ее делу было вполне утешительным, но чиновники все никак не приведут его в действие, в то время срок выплаты уже близок – у старухи нет денег, и ее небольшой дом заберут кредиторы. В результате она, ее дочь-инвалид, и маленькая внучка останутся без крыши над головой.

Действия старушки в отношении должника

Угроза оказаться на улице вынуждает старуху на активные действия. Сначала она действует мягко – надежда на порядочность молодого человека ею еще не потеряна – ее письма должнику выглядят как напоминание о долге, затем в них появляется настойчивый тон, после угрозы и грубость. Однако ничего не помогает, поэтому старушка решается ехать в город.

Такие известия наводят уныние на женщину, но она не намерена сдаваться. В глубине души она верит в справедливость.

Немного отчаявшись, старуха подумывает над тем, что «сухая ложка дерет горло» и потому ее дело не имеет успеха.

Осознавая, что в таких ситуациях не скупятся, так как возможность остаться без дома намного неприятнее, женщина предлагает существенную суму в качестве вознаграждения – начинает сразу с тысячи, а затем увеличивает «вознаграждение» до трех, но даже теперь никто не решается помочь старухе – молодой аристократ, задолжавший женщине, обладает исключительными знакомствами.

Обратите внимание

Определенно, старушка-помещица обладает решительным характером. Не найдя поддержки у чиновников, она стремится восстановить справедливость самостоятельно.

Увидев на улице своего должника, она старается действовать с помощью публичности и таким образом добиться желаемого, но получает обратный эффект – старуху обвиняют в нарушении правил поведения в общественном месте.

Трагические известия

В канун Рождества отчаяние начинает овладевать помещицей – из дому приходит письмо с известием о скорой продаже дома. В преддверии праздника эти известия кажутся еще более трагическими и мрачными.

Но даже после этого отчаяние не овладевает старухой полностью. Женщина продолжает искать способ не потерять свой дом.

Так как терять помещице все равно нечего, она хватается за соломинку. Старухе кажется, что этот человек не обманщик и на этот раз ее интуиция не подводит – Иван Иванович обставляет ситуацию так, что старухе возвращают долг, к тому же с процентами.

Автор не вдается в детализацию описания характера старухи. Из предоставленной информации вырисовывается образ милой, доброй и порядочной женщины. Старуха готова на добропорядочные поступки – не имея никакой корыстной цели, она дает в долг малознакомому человеку солидную сумму.

Старуха помещица всю жизнь прожила честно, поэтому мысль об обмане ей кажется невероятной. Помимо этого, женщина очень суеверна – она считает, что ей снятся не случайные сны, также она верит в предчувствие.

Трагикомическая сущность произведения

Таким образом, с помощью иронии и, частично, сарказма вырисовывается трагикомическая сущность произведения. При наличии решения суда и своей невиновности, помещица может лишиться своего имения. Типичность подобной ситуации для России ХІХ века еще больше усиливает унылое настроение произведения.

Читайте также:  Сочинения по рассказам куприна

Злободневность и алчность, воссозданная в тексте рассказа настолько велика, что она даже смазывает положительный финал. В результате читателю остается сделать неутешительный вывод. Первый заключается в том, что Россия далека от справедливости – люди, которые живут честно всегда находятся в уязвленном положении.

Их моральность и душевная доброта не позволяет им оставаться равнодушным к человеческому горю, а желание помочь окружающим чаще всего заканчивается существенными проблемами. Второй вывод состоит в том, что зло всегда порождает зло, а жестокость – жестокость.

Важно

Старуха, всю жизнь прожившая честно, в результате сошла на то, чтобы предлагать чиновникам взятки, подкупать слуг своего должника и проявлять грубость.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolaj-leskov/staryj-genij.html

действительность в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений»

 

Интересно заметить, что Н. С. Лесков принадлежит к поколению писателей 60–90‑х гг. XIX в., горячо любивших Россию, ее талантливый народ и активно выступавших против угнетения свободы и подавления свободы личности. Им созданы очерки, романы, рассказы о судьбе простых людей, о самобытных исторических личностях, о злоупотреблениях властью, откровенном хищничестве.

Иные его рассказы составили циклы. Таковы святочные рассказы, довольно редкий в русской литературе XIX в. жанр. Это «Христос в гостях у лучника», «Штопальщик», «Маленькая ошибка» и др. К ним относится и рассказ «Старый гений», написанный в 1884 г. Итак, действие в нем происходит в пореформенной России, в Петербурге.

Сюжет рассказа очень прост: обманутая нечестным великосветским франтом старушка‑помещица, давшая ему в долг денег и заложившая для этого дом, приезжает в столицу добиться на него управы. Да не тут‑то было. Не могли помочь ей власти, и бедной женщине пришлось воспользоваться услугами неизвестного отчаянного дельца, который оказался порядочным человеком, уладил это трудное дело.

Его рассказчик называет «гением». Интересен факт того, что эту историю предваряет эпиграф: «Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы». А в этом рассказе «гений» преодолел то, что не смогла сделать государственная власть.

И ведь не о всесильной личности какой‑нибудь шла речь, просто о молодом ветреном человеке, принадлежавшем к одной из лучших фамилий, надоевшем властям своей непорядочностью. Но не смогли судебные органы даже бумагу ему для исполнения вручить. Кстати, повествование об этом автор ведет в простой, как бы сказительной манере, не осуждая явно никого и не высмеивая.

И «адвокат ей встретился участливый и милостивый, и в суде ей решение в начало спора благоприятное», и платы никто с нее не взял, то вдруг оказывается никак, «нельзя было приструнить» этого обманщика из‑за каких‑то «могущественных связей». Таким образом, Н. С. Лесков сосредоточивает читательское внимание на полном бесправии личности в России.

Но особенность писательского дарования Лескова состоит в том, что он видел и положительные начала русской жизни, изображал богатую одаренность русского человека, его глубину и цельность.

Совет

В рассказе «Старый гений» этот свет добра несут сама героиня, «женщина прекрасной честности», «добрая старушка», и рассказчик, выручивший ее необходимыми деньгами, и самый главный «гений мысли» ─ Иван Иванович. Это загадочная личность, неизвестно почему взявшаяся помогать несчастной женщине и устроившая очень умную ситуацию, при которой должник просто вынужден был расплатиться.

На мой взгляд, благоприятный исход истории приходится на Рождество, и это не случайно, так как автор верит в духовное начало человека, в праведников русской жизни.   Справочный материал для школьника:   Лесков Николай Семенович – известный русский писатель. Годы жизни: 1831-1895.

Наиболее известные труды и произведения: Левша Запечатленный ангел Очарованный странник Несмертельный Голован Поповская чехарда и приходская прихоть Старый гений     Краткое содержание рассказа «Старый гений»:   Гений лет не имеет — он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы.

(Ларошфуко) Несколько лет назад в Петербург приехала маленькая старушка-помещица, у которой было, по её словам, «вопиющее дело».

Дело это заключалось в том, что она по своей сердечной доброте и простоте, чисто из одного участия, выручила из беды одного великосветского франта, — заложив для него свой домик, составлявший всё достояние старушки и её недвижимой, увечной дочери да внучки» Старушка приехала в Петербург так как великосветский франт отказывается возвращать ей деньги, а срок закладной истекает.

Старушка знавала когда-то мать этого господина и, во имя старой приязни, помогла ему; он благополучно уехал в Питер, а затем, разумеется, началась довольно обыкновенная в подобных случаях игра в кошку и мышку. По приезду помещица обходит все места, в которых ей могли бы помочь.

И вначале все было хорошо, все старушку поняли и обещались ей помочь, «но как дело дошло до исполнения – тут и пошла закорюка…». Дело в том что в.франт никогда не возвращает того, что берет взаймы, да и дома у него своего нет, живет он сейчас у своей жены. Старушка не знает, что делать, ей известно лишь то, что в.франту надо вручить некую расписку, а этого никто не может и не хочет делать.

Старушка в отчаяние. Однажды она встречает одного мужчину по имени Иван Иваныч, который обещается ей помочь, если она заплатит ему пятьсот рублей. Помещица сначала не верит ему, но после она узнает что в.франт собирается с дамою своего сердца за границу «…где наверно пробудет год или два, а может быть, и совсем не вернется, «потому что она очень богатая».

» Тогда старушка одалживает у рассказчика истории эти полтораста рублей и отдает их И. Иванычу. Тот убеждает своего знакомого (сербский сражатель) воплотить в жизнь его замысел, за это И. Иваныч платит ему триста рублей. Все проходит гладко и в.франт подписывает ту самую расписку.       ## Роль композиции в рассказе Л. Н.

Толстого «После бала» в раскрытии его идейно‑художественного содержания ##   Начнём с того, что в рассказе «После бала» Л. Н. Толстого, написанном в 90‑е гг. XIX в., изображаются 1840‑е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы.

Обратите внимание

Не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. В раскрытии этого идейного замысла важную роль играет композиция рассказа, построенного на основе приема «рассказ в рассказе».

Начинается произведение внезапно, с разговора о нравственных ценностях бытия: «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди», «что хорошо, что дурно» и так же завершается внезапно, без выводов. Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком Иваном Васильевичем.

Далее уже он рассказывает слушателям случай из своей жизни, произошедший давно, но отвечающий на вопросы современности. Очевиден тот факт, что эта основная часть произведения состоит из двух картин: бала и сцены наказания, причем главной в раскрытии идейного замысла, судя по названию рассказа, является вторая часть. Эпизод бала и события после бала изображены с помощью антитезы.

Противопоставление этих двух картин выражено во многих деталях: красках, звуках, настроении героев.

К примеру: «бал прекрасный» – «что неестественно», «музыканты знаменитые» – «неприятная, визгливая мелодия», «разрумянившееся с ямочками лицо» – «сморщенное от страдания лицо», «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» – «что‑то большое, черное,… это черные люди», «солдаты в черных мундирах». Последнее противопоставление цветов черного и белого усилено еще и повтором этих слов. На мой взгляд, контрастно и состояние главного героя в этих двух сценах, его можно выразить словами: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью» – и после бала: «Мне было до такой степени стыдно… Вот‑вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Важное место в противопоставленных картинах занимает изображение полковника. В высоком военном в шинели и фуражке, руководящим наказанием, Иван Васильевич не сразу узнает красивого, свежего, с блестящими глазами и радостной улыбкой отца любимой Вареньки, на которого он недавно на балу смотрел с восторженным изумлением. Но это был Петр Владиславович «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами», и той же «своей сильной рукой в замшевой перчатке» он бьет испуганного малорослого слабосильного солдата. Повтором этих деталей Л. Н. Толстой хочет показать искренность полковника в двух различных ситуациях. Нам было бы проще понять его, в случае если бы он где‑то притворялся, пытался скрыть свое истинное лицо. Но нет, он все тот же и в сцене экзекуции. Интересно заметить, что эта искренность полковника, видимо, и привела в тупик Ивана Васильевича, не позволила разобраться до конца в противоречиях жизни, но свой жизненный путь под влиянием произошедшего он изменил. Поэтому и нет в заключение рассказа никаких выводов. Талант Л. Н. Толстого в том и состоит, что он заставляет читателя задуматься над поставленными вопросами всем ходом повествования, композицией произведения.

Справочный материал для школьника:   Толстой Лев Николаевич – один из наиболее уважаемых и заслуженных русских писателей во всём мире. Его произведения переведены множество иностранных языков. Л.Н. Толстой – автор признанного литературного шедевра «Война и мир». Годы жизни: 1828 – 1910. Наиболее известные произведения: Война и мир Воскресение Анна Каренина После бала.

Краткое содержание рассказа «После бала»:   Иван Васильевич — один из главных героев этого произведения. Это человек, который отрицает, что “для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, среди которых живут люди”.

Он говорит: “Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что дело все в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае”.

Важно

В доказательство своих слов он приводит случай из пройденного им жизненного пути, рассказывает об одном дне, который полностью перевернул его жизнь. События разворачиваются в 40-е годы XIX века.

“Всеми уважаемый” Иван Васильевич вспоминает давно происшедшее с ним, изменившее всю его дальнейшую жизнь. Он говорит, что вся его жизнь переменилась из-за одного утра. Иван Васильевич был страстно влюблен в Вареньку Б… Она и сейчас, в пятьдесят лет была красавица, а восемнадцатилетней девушкой была прелестна.

Он был провинциальным студентом, политикой не занимался, любил балы и танцы. Жизнь была прекрасна. На балу они танцевали почти все танцы вместе. Один танец она танцевала с отцом. Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий п свежий старик. Лицо его было румяное с белыми усами под царя Николая I. Он был старый служака николаевской выправки.

Отец и дочь танцевали замечательно, все любовались ими”. Иван Васильевич же умилялся. Особенно умиляли его сапоги, не модные, а старые, “очевидно построенные батальонным сапожником”. Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные — думал юноша. Отец запыхался и подвел Вареньку к нему, чтобы они продолжали танец.

Вскоре полковник уехал,но Варенька осталась на балу с матерью. Итн Васильевич был счастлив “и боялся только одного, чтобы что-нибуд! не испортило… счастья”. Вернувшись домой, он не мог усидеть на месте и вышел на улицу. Уже светалэ. Была самая масленичная погода, расстилался туман, насыщенный водой знег таял на дорогах, и со всех крыш капало.

Недалеко от его дома было юле. Когда Иван Васильевич вышел туда, то увидел что-то большое черное и услыхал звуки барабана и флейты. Это была какая-то жесткая, неприятная музыка. Оь стал приглядываться к этому “черному и непонятному” и, пройдя шаговсто, увидел много людей. Он решил, что это учение. Солдаты стояли в две шеренги с ружьями у ноги и не двигались.

Читайте также:  Сочинение семейный и социальный конфликт в драме гроза островского

“Что они делают?” — спросил И”ан Васильевич у проходившего мимо кузнеца. Тот ответил, что про-гоняюг сквозь строй солдата “за побег”. Приглядевшись, Иван Васильевич увидел оголенного по пояс солдата, привяанного к ружью, которого волокли два солдата. Рядом шел высокий военний, показавшийся Ивану Васильевичу знакомым.

Под ударами спина наказываемого превратилась в сплошное кровавое месиво. Солдат дергался, приостанавливался, но его тащили вперед, все новые удары ложились на его спину А рядом шел отец Вареньки, такой же подтянутый и румяный, как на балу. Наказываемый стонал, просил “помилосердствовать”, но его все били к били.

Вдруг полковник ударил по лицу малорослого солдата, который недостаточно сильно ударил наказываемого. Затем он приказал подать ювых шпицрутенов но, оглянувшись, увидел Ивана Васильевича, и сделал вед, что не узнал его. Вернувшись домой, Иван Васильевич все время представлял себе виденную страшную картину и не мог спать. Но он не осуждал полковника.

Он думал, что, “очевидно, полковник что-то знай1 такое, чего я не знаю. Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня”. Уснул он только к вечеру и только после того, как напился пьян. Изан Васильевич не судил полковника, он хотел и не мог понять “его правд/”. Он не поступил в военную службу, как хотел ранее.

Совет

Вообще нигде не служил и оказался, по его словам, “никчемным человеком”. А любовь с этого дня пошла на убыль, так как замечал в улыбке Вареньки черты лица отца. Как только видел ее, сразу вспоминал ее отца на площади во время экзекуции. И любовь так и сошла на нет.

 
 

Источник: http://referatwork.ru/sochineniya_8_klass/section-28.html

Кто виноват в страданиях героини? (Лесков «Старый гений»)

Лесков – автор произведения «Старый гений», по которому нам нужно написать сочинение – рассуждение, отвечая на вопрос: «Кто виноват в страданиях героини?».

Это произведение, как ни странно, актуально и по сей день, ведь и в наш двадцать первый век находятся доверчивые старушки, и в наше время имеются несовершенные, размытые законы, и в наше время правы лишь те, у кого власть, кто имеет полные кошельки.

В произведении Лескова главная героиня — старушка, которая живет со своей дочкой и внучкой. В один из прекрасных дней к ней пришел сын женщины, которую она знала и попросил одолжить денег. Берет он их на время, «как только доедет до Петербурга» он божился все отдать, ведь это для него копейки. И старушка, заложив дом, выручает франта.

И что получает? А ничего. Эти деньги никто и не собирал возвращать. Вот только, если для должника это копейки, то для женщины данная сумма – целое состояние. Без денег она не сможет выкупить дом, а значит, «дожить свой век в своем домишке» уже не получится.

Страшное будущее рисуется, ведь теперь «в голоде и холоде» придется доживать свои дни.

Женщина отправляется в столицу за правдой, но все отказывают ей в помощи, должника все представители власти боятся. Все ему с рук спускается. Женщине лишь сочувствуют. Поэтому она сама хотела решить проблему, накинувшись на должника, за что еще и взыскание получила, «привлекли к ответственности за нарушение тишины». Отчаяние, страшное будущее, отсутствие поддержки.

Вот что чувствовала женщина и лишь случайность ей помогла решить проблему. Мелкий чиновник, который считал себя гением, помог женщине. Рассуждая на тему: «Кто виноват в страданиях героини», то скажем так. Если судить поверхностно, то виноват молодой столичный франт, который взял в долг, не собираясь его возвращать.

Отсюда все беды, страдания и переживания женщины, которой не хотелось старость прожить на улице. Но, здесь затронута намного большая проблема.

Нужно смотреть в корень и здесь мы видим, что в произведении Лескова ответ на вопрос: «Кто виноват в страданиях героини?» кроется в законах, которые пишут не для народа, а против него, в несовершенной судебной системе, в неравенстве людей перед законом.

  • сочинение лесков старый гений кто виноват в страданиях героини
  • кто виноват в страданиях героини
  • подготовьте рассуждение на тему кто виноват в страданиях героини
  • подготовить рассуждение на тему кто виноват в страданиях героини
  • старый гений

Источник: http://sochinyshka.ru/kto-vinovat-v-stradaniyax-geroini-leskov-staryj-genij.html

Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Старый гений»

Тема: «Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Старый гений»

Цели: обогатить духовный опыт учащихся; выявить нравственные проблемы в рассказе «Старый гений» и найти способы их решения; помочь раскрыть сущность образа главного героя рассказа; создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать художественный текст, общаться и сотрудничать, работать в команде, развивать монологическую и диалогическую речь.

Задачи:

— обучающие: ввести учащихся в сферу знаний, информационно обогатить сведениями о творчестве Н.С. Лескова, учить умению отбирать учебный материал и анализировать его; учить находить и разрешать проблемные ситуации;

— развивающие: развивать навыки анализа текста, умение давать характеристики героям, речевые, творческие способности; развивать умения аргументировано отвечать на поставленные вопросы;

— воспитательные: воспитывать социально значимые чувства у учащихся; пробудить чувство национальной гордости; вызвать интерес к формированию правильной грамотной речи; стимулировать желание к чтению русской классической литературы.

Эпиграф: «Нам пора отвыкать от мысли, что предметом литературы должно быть что-нибудь особенное, а не то, что всегда перед глазами и от чего мы все страдаем прямо или косвенно». (Н.С. Лесков)

Ход урока

– Здравствуйте, ребята! Эпиграфом к сегодняшнему уроку стали слова Н.С. Лескова.

Вспомним, что мы уже знаем о творчестве Н.С. Лескова, с какими его произведениям мы уже знакомы?

Корзина идей(«Сказ о тульском косом и о стальной блохе», « Человек на часах»). Кто главный герой этих произведений? О ком они? (О русском народе таком, каков он есть; о сострадании и бескорыстной помощи ближнему, о служении Родине). Как вы поняли эпиграф?

Чтобы узнать, какова тема урока, я предлагаю вам внимательно рассмотреть изображения предметов, помещенных на доску (деньги, карты, конверты, чек.) Знаете ли вы, что объединяет все эти изображения? А какие чувства они у вас вызывают? С каким произведением они у вас ассоциируются?

Вы узнали рассказ Н.С. Лескова «Старый гений».

Тема урока:«Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Старый гений».

Определимся с целями урока и назовём проблемы, поднимаемые автором в произведении.

Цели урока: определить, кто из героев совершает нравственные поступки, а кто безнравственные и доказать это примерами из текста.

Проблемы урока обозначены в формулировке темы.

Составим синквейн к слову «нравственность».

— 1 существительное

— 2 прилагательных

— 3 глагола

— Что мы думаем об этом слове. Фраза

— Кто? Что? Новое звучание темы

Долг

Благородный, порядочный

Защищать, сострадать, любить

Быть счастливым, помогая людям.

Восхищение

Дайте определение нравственности.

Нравственность – внутренние качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести, которые проявляются в отношении к людям и природе.

Проблемный мини-семинар.

Обсуждение поступков героев с позиции нравственности через вопрос: « О каком безнравственном поступке, совершённом в рассказе «Старый гений», пойдёт наш разговор? ( Разговор пойдёт об обмане старушки, о разверзающейся перспективе холода и голода бездомной жизни» для бедной старушки с увечной дочерью и маленькою внучкою)

Проблемный вопрос:

«А может, старушка этого заслуживает, а должник, наоборот, прав? А может быть, и старый гений совершил безнравственный поступок? Нет. Почему «нет»?

Чтобы убедиться в правильности вашего ответа, нам нужно исследовать текст, увидеть особенности лесковских героев, их жизненные принципы, их размышления.

Разделимся на группы и составим кластеры, ориентируясь на вопросы:

1группа – старушка

2 группа – великосветский франт

3 группа – старый гений

Вопросы:

— особенности натуры героев произведения

— каких жизненных позиций они придерживаются

— какие мысли «излагают»

Подтверждать ответы цитатами и аргументами из текста.

Представление кластеров и их защита

Выводы:исследовав текст Лескова, мы увидели в образе старого гения, назвавшегося Иваном Ивановичем, стремление защитить обиженного, наказать наглеца, найти такой путь, который окажется наиболее верным. Стало очевидным, что старушка искренне хотела помочь великосветскому франту, который, имея состояние, не отдавал ей деньги. Для него не существует слов долг, честь, совесть, он равнодушен к судьбе людей.

Обратимся к предметам на доске. К какому герою каждый из них имеет отношение, какие вызывают эмоции и почему?

  • Карты и крупные купюры имеют отношение к великосветскому франту, так как он играет в карты, у старушки занял деньги, скорее всего, на уплату карточного долга, сам очень богат и располагает деньгами. Эти предметы вызывают у нас отрицательные эмоции, потому что мы знаем, как непорядочно обошелся этот человек с хорошей знакомой своей матери, бедной старушкой, которая заложила дом, чтобы помочь ему.
  • Конверты и мелкие банкноты имеют отношение к старушке и вызывают у нас чувство печали, сочувствие, так как главная героиня небогата и неоднократно обращалась в письмах к великосветскому франту с просьбой вернуть долг, но ничего не добилась от него.
  • Банкнота в 500 рублей относится к старому гению, так как именно за такую сумму он взялся вернуть деньги старушке.

В тексте нет описания внешности героев. Художник И. Пчёлко показал своё видение образа этих героев. Рассмотрите иллюстрацию и скажите, какие детали помогли вам лучше узнать характер героев? Докажите это.

Давайте проследим одну и ту же проблему в разных произведениях: «Старый гений» Н.С.Лескова и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина;

Определите степень нравственности поступков главных героев этих произведений.

Сделайте выводы о причине разных финалов в подобных ситуациях с долгом.

Сравнение Гринёва, который отдает долг-проигрыш Зурину, не предполагая даже, что когда-нибудь ещё раз увидит его, с «франтом».

«Франт» «играет в кошки-мышки», а ведь его долг – это вверенная ему под честное слово сумма денег, взятая под залог единственного состояния старушки – дома…

Резюме: поступки людей зависят от воспитания. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть.

Проблема воспитания, духовности

Подумайте, почему хлопоты старушки были безуспешны? Какое это звено проблем в цепи нравственности?

Проблема исполнительности государственной власти, проблема бесправия личности в России.

Обратите внимание

Поэтому здесь автор изобразил русских праведников, на которых мир держится, ведь автор верит в духовное начало человека.

Не случайно дело приходится на Рождество (на третий день праздника она уже с деньгами; символика числа три), неспроста и пассажный гений без лица, да и без имени (Иван Иванович — это русский Ваня, т.е. кто угодно), Лесков будто ввел в рассказ самого Бога, который подтвердил торжество добра, восстановление справедливости, награды за веру и терпение….

«Правда восторжествовала, и в честном, но бедном доме водворился покой, и праздник стал тоже светел и весел».

Физкультминутка

Лебеди летят, крыльями машут,

Прогнулись над водой, качают головой.

Прямёхонько, гордёхонько умеют держаться.

Очень бесшумно на воду садятся.

Сочинение-миниатюра на основе клише. Представьтечто не от старого гения, а от вас зависело бы решение «вопиющего» дела старушки.Напишите небольшое письмо франту, в котором постарайтесь убедить его расплатиться с героиней.

Напишите коротенькую записку «старому гению» (чиновнику),чтобы поблагодарить его за помощь старушке? Вы можете воспользоваться клише (формой), которая поможет вам составить записку. Хочу напомнить вам, что герои Н.С.

Лескова из XIX века, а тогда в письмах было принято обращаться друг к другу «Милостивый государь и милостивая государыня». Постарайтесь выдержать соответствующий обращению стиль и в остальном тексте письма.

Милостивый государь________________________________________________________________

К Вам обращается___________________________________________________________________

Волей случая мне довелось узнать о___________________________________________________

Читайте также:  Сочинение по картине жатва пластова 6 класс описание

Никто не может остаться равнодушным к______________________________________________

Смею заметить, что__________________________________________________________________

По моему глубокому убеждению, Ваш поступок следует считать________________________

Выражая мнение многих, хочу сказать, что____________________________________________

Позвольте дать Вам совет:____________________________________________________________

В заключении я смею надеяться_______________________________________________________

Кто уже может прочитать свое письмо? Как вы думаете, ребята, ваши одноклассники были убедительными?

Обратимся к эпиграфу произведения, к словам ЛарошфукО ФрансуА: «Гений лет не имеет – он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы».

Что вы узнали из эпиграфа о значении «гений»?

(Гений – понятие вневременное, возраст не имеет значения. Гениальность не зависит от возраста, потому что суть гениальности в том, чтобы решить ту задачу, с которой не могли справиться обыкновенные умы, иначе говоря, обыч­ные люди, которые часто не находят выхода из создавшейся ситуации, потому что мыслят стереотипами).

Каких вы можете назвать гениев?

В чём гениальность нашего героя? (Гений мысли)

Выводы:

— Что вы можете сказать о теме рассказа Лескова? (несуразность русской жизни, быт и нравы российского общества конца девятнадцатого столетия)

— Какие нравственные проблемы затрагивает автор в своём произведении?

а) Проблема исполнительности государственной власти, проблема бесправия личности в России.

б) Проблему чести и долга.

в) Проблему падения нравственности в обществе.

— Какова главная мысль рассказа «Старый гений»? Обоснуйте свой ответ. Приведите цитату из текста. («Всё равно – какая бабушка ему ни ворожила и всё на милость преложила», иными словами « Как верёвочка не вейся, всё равно конец будет»)

Как вы думаете, какой смысл вложил в эти слова старый гений?

(Речь идет о загадочной душе русского человека. В России возможна как вопиющая несправедливость, так и проявление доброты и благородства).

— Как называется такой поступок, который совершил франт и что за него грозит человеку? (Преступление – мошенничество, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. За это его могут осудить по закону и подвергнуть наказанию, вплоть до лишения свободы).

А какие нормы человеческих взаимоотношений (нравственные нормы) нарушил франт по отношению к старушке? (Обманул доверие, проявил неблагодарность, был груб и невнимателен, поступил вопреки законам совести).

(На  слайде – основные нравственные нормы человеческих взаимоотношений).

Скажите, закон как-то наказывает нарушителей таких норм? (Нет). Тогда как вообще может быть наказан человек, нарушивший такие нормы? (Презрением, отстранением, лишением общения). Почему, по вашему мнению, необходимо соблюдать нравственные нормы? (Только так можно остаться человеком, полноценным членом общества)

Можно ли сопоставить ситуацию, описанную Лесковым, с современной Россией?

И сейчас через полтора столетия мы фактически опять оказались перед теми же проблемами, поэтому так важно воспользоваться опытом мудрого и практичного человека, знавшего Россию вширь и вглубь, откликнуться на его призыв что-то менять и меняться самим.

Обратимся вновь к эпиграфу урока. Как вы его поняли?

Хочется верить, что сюжет рассказа затронул вас и оставил след в вашем сердце, заставил задуматься над проблемами общества.

Рефлексия.

– Наш урок подошел к завершению. Я прошу вас оценить свое участие в уроке, продолжив одну из фраз или составив собственную.

– Сегодня я узнал (а)…

– Я понял (а), что гений – это …

– Мне показалось интересным…

– Я научился …

– Я желаю вам, чтобы никогда вы не оказались в подобной ситуации и чтобы по отношению к вам или вами не были нарушены ни закон, ни нравственные нормы. Спасибо вам за работу! Желаю вам удачи!

Источник: https://multiurok.ru/files/nravstviennyie-probliemy-rasskaza-n-s-lieskova-staryi-ghienii.html

Рассказ Н.С. Лескова «Старый гений»

Об­ра­ща­ет на себя вни­ма­ние тот факт, что окру­жа­ю­щие об­ви­ня­ют во всем ста­руш­ку, ссы­ла­ясь на то, что она не тому че­ло­ве­ку день­ги за­ни­ма­ла. По­ме­щи­ца даже об­ра­ща­ет­ся в выс­шие ин­стан­ции и пы­та­ет­ся дать взят­ку в раз­ме­ре трех тысяч руб­лей, од­на­ко никто не хочет ей по­мочь.

Таким об­ра­зом, в рас­ска­зе осуж­да­ет­ся бю­ро­кра­ти­че­ская си­сте­ма Рос­сии XIX века. Несо­вер­шен­ство за­ко­но­да­тель­ных норм и ис­пол­ни­тель­ной си­сте­мы, бес­силь­ных перед име­ю­щи­ми власть лю­дь­ми и рав­но­душ­ны­ми к про­бле­мам «ма­лень­ко­го» че­ло­ве­ка. Имен­но в этот тра­ги­че­ский мо­мент в рас­ска­зе по­яв­ля­ет­ся спа­си­тель.

Лич­ность эта та­ин­ствен­ная и узна­ем мы о ней очень мало.

«– Спра­ши­ва­ла – кто он такой и какой на нём чин? «Это, го­во­рит, в нашем об­ще­стве рас­ска­зы­вать со­всем лиш­нее и не при­ня­то; на­зы­вай­те меня Иван Ива­ныч, а чин на мне из че­тыр­на­дца­ти овчин, – какую за­хо­чу, ту вверх шер­стью и вы­во­ро­чу.– Ну вот ви­ди­те, – это, вы­хо­дит, со­всем ка­кая-то тём­ная лич­ность.
– Да, тём­ная…

«Чин из че­тыр­на­дца­ти овчин» – это я по­ни­маю, так как я сама за чи­нов­ни­ком была. Это зна­чит, что он че­тыр­на­дца­то­го клас­са.

А на­счет имени и ре­ко­мен­да­ций прямо объ­яв­ля­ет, что «на­счет ре­ко­мен­да­ций, го­во­рит, я ими пре­не­бре­гаю, и у меня их нет, а я ге­ни­аль­ные мысли в своем лбу имею и знаю до­стой­ных людей, ко­то­рые вся­кий мой план го­то­вы при­ве­сти за три­ста руб­лей в ис­пол­не­ние»».

Важно

Сна­ча­ла нам, как и ав­то­ру, ка­жет­ся, что перед нами оче­ред­ной мо­шен­ник, ко­то­рый хочет вос­поль­зо­вать­ся до­вер­чи­во­стью ста­руш­ки-по­ме­щи­цы, од­на­ко вско­ре мы по­ни­ма­ем, что Иван Ива­но­вич ру­ко­вод­ству­ет­ся не же­ла­ни­ем за­ра­бо­тать денег, а же­ла­ни­ем вос­ста­но­вить спра­вед­ли­вость и на­ка­зать ви­нов­но­го.

«– По­че­му же, ба­тюш­ка, непре­мен­но три­ста?

– А так – уж это у нас такой при­фикс, с ко­то­ро­го мы усту­пать не же­ла­ем и боль­ше не берём.

– Ни­че­го, су­дарь, не по­ни­маю.

– Да и не надо. Ны­неш­ние ведь много тысяч берут, а мы сотни. Мне две­сти за мысль и за ру­ко­вод­ство да три­ста ис­пол­ни­тель­но­му герою, в со­раз­ме­ре, что он может за ис­пол­не­ние три ме­ся­ца в тюрь­ме си­деть, и конец дело вен­ча­ет. Кто хочет – пусть нам верит, по­то­му что я все­гда бе­русь за дела толь­ко за невоз­мож­ные; а кто веры не имеет, с тем де­лать нече­го».

И ста­руш­ка-по­ме­щи­ца до­ве­ри­лась Ивану Ива­но­ви­чу, по­сколь­ку вы­хо­да у нее не было.

Иван Ива­но­вич вме­сте со своим по­мощ­ни­ком про­вер­нул бле­стя­щую опе­ра­цию, они спро­во­ци­ро­ва­ли скан­дал на вок­за­ле, с ко­то­ро­го франт со­би­рал­ся уехать за гра­ни­цу.

При­е­ха­ла по­ли­ция и долж­ни­ку пуб­лич­но вру­чи­ли су­деб­ное пред­пи­са­ние. Фран­ту ни­че­го не оста­ва­лось де­лать, как вы­пи­сать чек на всю одол­жен­ную сумму и вер­нуть 15 тысяч.

Таким об­ра­зом, спра­вед­ли­вость вос­тор­же­ство­ва­ла, но мы с вами по­ни­ма­ем, что это еди­нич­ный слу­чай, а сколь­ко таких об­ма­ну­тых людей оста­ет­ся без за­щи­ты го­су­дар­ства.

 Разветвление парадокс

Па­ра­докс – (от греч. paradoxos – стран­ный), афо­ризм, резко рас­хо­дя­щий­ся с об­ще­при­ня­тым здра­вым смыс­лом, часто име­ю­щий ост­ро­ум­ную форму.

На­зна­че­ние па­ра­док­са – за­ста­вить чи­та­те­ля или слу­ша­те­ля за­ду­мать­ся над, ка­за­лось бы, оче­вид­ны­ми ве­ща­ми. Па­ра­докс часто ис­поль­зу­ет­ся в са­ти­ри­че­ской ли­те­ра­ту­ре, в ора­тор­ской прозе.

На па­ра­док­сах ос­но­ва­ны анек­до­ты, па­ро­дии.

 Разветвление чиновник 14 класса

Со­глас­но Та­бе­ли о ран­гах, вве­ден­ной Пет­ром Ве­ли­ким в 1772 году, чины в Рос­сии де­лились на 14 клас­сов; 14-й (кол­леж­ский ре­ги­стра­тор) был низ­шим.

Герои про­из­ве­де­ний рус­ской ли­те­ра­ту­ры, в ко­то­рых под­ни­ма­ет­ся тема «ма­лень­ко­го че­ло­ве­ка», – чи­нов­ни­ки че­тыр­на­дца­то­го клас­са. В ка­че­стве при­ме­ра можно вспом­нить по­весть Пуш­ки­на «Стан­ци­он­ный смот­ри­тель». По­смот­рим, как А.С. Пуш­кин пишет о чи­нов­ни­ке клас­са.

«Сущий му­че­ник че­тыр­на­дца­то­го клас­са, ограж­ден­ный своим чином токмо от по­бо­ев, и то не все­гда (ссы­ла­юсь на со­весть моих пи­са­те­лей)». (Рис. 2.)

Рис. 2. Ил­лю­стра­ция к по­ве­сти А.С. Пуш­ки­на «Стан­ци­он­ный смот­ри­тель»

 Заключение

В конце урока хо­те­лось бы об­ра­тить ваше вни­ма­ние на на­зва­ние рас­ска­за. Лес­ков на­зы­ва­ет Ивана Ива­но­ви­ча ста­рым ге­ни­ем. Чтобы по­нять смысл этого на­зва­ния, да­вай­те об­ра­тим­ся к тол­ко­во­му сло­ва­рю и по­смот­рим, какие зна­че­ния да­ют­ся слову «гений».

Выс­шая сте­пень твор­че­ской ода­рен­но­сти, про­яв­ле­ние такой ода­рен­но­сти.

Вы­да­ю­щи­е­ся спо­соб­но­сти, та­лант в опре­де­лен­ной сфере де­я­тель­но­сти.

Тот, кто об­ла­да­ет выс­шей сте­пе­нью твор­че­ской ода­рен­но­сти.

(разг.) Тот, кто в со­вер­шен­стве вла­де­ет чем-то.

Имен­но по­след­нее зна­че­ние можно от­не­сти к на­ше­му герою. Он смог то, что осталь­ные, по тем или иным при­чи­нам, не смог­ли. Читая про­из­ве­де­ние, мы вос­хи­ща­ем­ся умом и та­лан­том Иван Ива­но­ви­ча, он во­пло­тил в себе луч­шие черты рус­ско­го на­ци­о­наль­но­го ха­рак­те­ра: бла­го­род­ство, чест­ность, стрем­ле­ние за­щи­тить окру­жа­ю­щих, хит­рость.

Имен­но бла­го­да­ря таким людям, как Иван Ива­но­вич, мы с уве­рен­но­стью можем про­ци­ти­ро­вать Лес­ко­ва: «В Рос­сии невоз­мож­но­сти нет».

 Разветвление прификс

При­фикс (франц. prix fixe) – твер­дая цена.

Вопросы к конспектам

На­пи­ши­те со­чи­не­ние о том, кто ви­но­ват в стра­да­ни­ях ста­руш­ки (по рас­ска­зу «Ста­рый гений»).

1. По­нра­вил­ся ли вам рас­сказ Н.С. Лес­ко­ва «Ста­рый гений»? По­че­му?2. Рас­ска­жи­те, кого на­зы­ва­ют в этом про­из­ве­де­нии «ста­рым ге­ни­ем».3.

По­че­му он бе­рет­ся «за дела толь­ко невоз­мож­ные»? Что это за «дела»?4. Как вы по­ня­ли со­дер­жа­ние рас­ска­за? По­че­му ста­руш­ка, мел­ко­по­мест­ная дво­рян­ка, за­ло­жи­ла свой дом и дала в долг пе­тер­бург­ско­му по­ве­се? Что ею дви­га­ло? На что она рас­счи­ты­ва­ла?5.

За­щи­ща­ет ли закон бед­ную вдову? Каким об­ра­зом?6. По­че­му же тогда никак не вы­пол­ня­лось су­деб­ное пред­пи­са­ние? Кто дол­жен былре­шать эту про­бле­му? По­че­му же она ка­за­лась нераз­ре­ши­мой всем чи­нов­ни­кам, отмала до ве­ли­ка?7.

Как пи­са­тель рас­кры­ва­ет трус­ли­вую и про­даж­ную сущ­ность сто­лич­но­го

чи­нов­ни­че­ства? Обос­нуй­те свой ответ.

Опи­ши­те ге­ро­и­ню рас­ска­за. Какие черты ха­рак­те­ра под­чер­ки­ва­ет в ней автор? Уточ­ни­те, каким вам пред­став­ля­ет­ся от­но­ше­ние ав­то­ра к герою.Последнее изменение: Четверг, 15 Июнь 2017, 19:01Пропустить НавигацияПропустить РекламаПропустить Редактор ошибок

       Вы заметили ошибку в тексте? 

    Выделите ее мышкой
    и нажмите CTRL + Enter   

Пропустить Меню блога

Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=3424

Сочинение на тему: « сатира в рассказе н. с. лескова «старый гений»

Рассказ «Старый гений» повествует нам о несчастной старушке, которая оказалась в зависимости от великосветского франта. На протяжении всей нашей жизни нас подстерегаю различные беды и невзгоды, но не смотря на это каждый человек должен оставаться честным и благородным.

Лескова часто создает своих героям такие жизненные ситуации, из которых мы понимаем их настоящую сущность. Героиня рассказа «Старый гений» , старушка я тяжелой судьбой. У неё на руках внучка и тяжело больная дочь. Старушка решила помочь великосветскому франту, которому нужны были деньги.

Она заложила свой дом, однако франт не торопился отдавать старухе деньги. Старушка была полна отчаянья, ведь она могла лишиться крова, и остаться с дочерью и внучкой на улице. Конечно, старушка обращается в суд, и он находится на её стороне, но что толку.

Никто не может заставить франта вернуть старушке долг.

Совет

Вот тут и проявляется сатира Лескова на чиновничество. Автор показал нам всю сущность чиновнического аппарата: хоть суд и был на стороне старушки, это не гарантировало успешного решения судебного разбирательства. Прочитав рассказ читатель проникается проблемой старушки и искренне сочувствует ей.

Чиновники всячески демонстрировали свою недееспособность перед великосветским франтом. «Не умею тоже вам рассказать в точности, что над ним надо было учинить, но знаю, что нужно было- вручить должнику с распискою какую-то бумагу, и вот этого-то никто- никакие лица никакого уряда- не могли сделать.

К кому старушка ни обратится, все её в одном роде советуют: — Ах, сударыня, и охота же вам! Бросьте лучше…». Разумеется это мнимая беспомощность, на самом деле никому просто не хочется заниматься делом бедной женщины.

Её судьба никого не интересует, кроме «старого гения», который сумел защитить пожилую женщину и справедливость восторжествовала. Произведение этот о том, как многие слабые и беззащитные люди оказываются наедине со своей бедой.

И даже те , кому по долгу службы своей обязаны о них позаботиться этого не делают. Старушка- это слабые и обездоленные на земле русской, «старый гений»- деклассированный чиновник.

Он человек благородный и добрый по своей натуре. Рассказ заканчивается фразой : «Человек, который нашелся- как уладить столь трудное дело, кажется, вполне имеет право считать себя в самом деле гением».

Сочинения » Сочинение » Сочинение на тему: « сатира в рассказе н. с. лескова «старый гений»

(нет оценок)
Loading…

Источник: http://sochinenienatemupro.ru/sochinenie/sochinenie-na-temu-satira-v-rasskaze-n-s-leskova-staryij-genij/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector