«Старый гений», анализ рассказа Лескова
Рассказ «Старый гений» был написан Лесковым в 1984 г., напечатан в журнале «Осколки» за 1884 г. (№ 4 и 5) и перепечатан в сборнике «Святочные рассказы». Неожиданно благополучный исход дела и непосрамлённая доброта героини делают рассказ типичным рождественским.
Литературное направление и жанр
Лесков – писатель реалистического направления. Рассказ написан по канонам этого жанра. Автор выражает своё отношение к героям и событиям, происходящим в краткий период времени. В рассказе важна психология героев и социальные причины их поступков.
При этом рассказ динамичен, что свойственно новелле, состоит из 5 крошечных глав, хотя сам занимает 8 страниц. Концовка рассказа оптимистична, совершенно неожиданна и невероятна, что тоже сближает его с новеллой.
Тема и проблематика
Тема рассказа – как честный человек всё-таки может добиться справедливости в несправедливом государстве.
В рассказе поднимается проблема несовершенства российских законов и судебной системы, проблема лицемерия и изворотливости аристократов и чиновников, проблема «маленького человека».
Сюжет и композиция
Название рассказа иронично и многозначно. Эпиграф французского мыслителя-моралиста Ларошфуко настраивает читателя на рассказ о пожилом человеке, решившем какую-то проблему благодаря своей гениальности. Гений действительно пожилой, но не возраст его имеет значение.
Эпитет «старый» употребляется скорее в значении «старый как мир», а слово «гений» также применимо к оборотистому господину, никогда не возвращающему долгов. Он – тот мудрец, на которого «довольно простоты».
Но о заложенном в название смысле читатель узнаёт уже в конце рассказа.
Рассказ делится на 5 частей. В первой обманутая великосветским франтом старушка едет требовать у него долг в Петербург. Вторая раскрывает суть судебной системы России, её законов.
Несмотря на скорое и благоприятное решение суда, никто «не смел» взыскать с должника, имеющего сильных покровителей.
В третьей части старушка находит человека, утверждающего, что в «России невозможности нет» и берущегося за 500 рублей (деньги немалые, ведь весь долг составлял 15 тысяч) решить её проблему.
Четвёртая часть описывает колебания старушки, узнавшей, что её должник надолго уезжает за границу, и боящейся отдать 500 рублей неизвестному гению.
Пятая часть – развязка, рассказ о хитроумном плане гения, позволившем заставить должника немедленно выписать чек.
Образ сербского сражателя (то есть участника войны Сербии с Турцией) – символ той прямоты и простоты, которая побеждает лукавство и изворотливость.
Последний абзац рассказа разъясняет, что же автор вкладывал в понятие «старого гения».
Герои и образы
Главная героиня – старушка-помещица, качества которой – сердечная доброта и простота – стали причиной, по которой её обманул великосветский франт.
Старушка доверчива, судит о франте по тому, что он принадлежит к одной из лучших фамилий. Его ждёт блестящая карьера, у него большие доходы и хорошее жалование. Старушка поступает великодушно, заложив дом и отдав 15 тысяч для помощи петербургскому господину во имя старой приязни с её матерью.
Старушка – вдова чиновника 14 ранга (самого низкого в России). Она владела маленьким домом и у неё на руках были увечная дочь и внучка. Старушка решительна и настойчива, добивается благополучного решения суда и продолжает хлопоты.
Старушка ни секунды не сомневается в победе добра и справедливости и не удовлетворяется утешениями о том, что другим обманутым тоже не видать своих денег. Она простодушна в библейском смысле, желает, чтобы и ей, и всем другим хорошо было. Старушка долго не верит, что должник её, чьё состояние позволяет легко вернуть долг, просто не хочет платить, ведь «он замотался, но человек хороший».
Старушка по природе своей не склонна к авантюрам, но невольно оказывается втянутой в нехорошую историю, так что её даже привлекают к ответственности за нарушение порядка в общественном месте. И всё же героиня не так проста, как кажется. Она подкупает слуг в доме обидчика и знает обо всех его планах. Именно благодаря этому стало возможным происшествие на вокзале.
Героиня приступает к решительным действиям и доверяется гению только после того, как ситуация становится безнадёжной: дом старушки поступает в продажу, а должник с богатой дамой уезжает за границу, возможно, навсегда. Она доверяется гению и своей интуиции, не умея объяснить рассказчику, почему.
Возможно, старушка верит и франту, и гению потому, что саму её рассказчик характеризует как «женщину прекрасной честности».
Великосветский франт – типичный представитель петербургской аристократии. Проиграть деньги и занять, не собираясь их отдавать – обычное дело для такого человека. Он недоступен для закона, потому что никто не решится взять у него расписку о вручении бумаги. Всему причиной родство или свойство этого господина.
Господин не отдаёт долг просто потому, что платить не привык. Так Лесков объясняет природу богатства российской аристократии. Но господин ещё и опасен для собственного благодетеля, потому что может сделать неприятность тому, кто будет ему очень докучать.
Господин ненавидим и властями, и заимодавцами, и собственной женой. Он живёт в страхе перед заимодавцами, «постоянно осматривается на всех». Он вынужден отдать долг старушке, «чтобы освободить себя от обязательств о невыезде».
Старый гений – «старинный чиновник», «отчаянный дока», имеющий «чин из 14 овчин», взявшийся за 500 рублей вручить бумагу должнику.
У него нет никаких рекомендаций, которыми он пренебрегает. Старушка обращается к его помощи от отчаяния. Тем не менее, гений знает себе цену, просит за «гениальные мысли в своём лбу» в 200 рублей, а 300 сулит «исполнительному герою», который может за исполнение 3 месяца в тюрьме сидеть.
Старый гений берётся за дела только невозможные, его плата скромная (в сравнении с 3 тысячами, которые сулила старушка другим). Он любит своё дело и сам пристаёт к старушке.
В образе рассказчика отражается отношение автора к происходящим событиям. Рассказчик пытается быть объективным, повествуя об истории старушки. Он подвергает сомнению невозможность справедливого наказания для должника, что отражается в словах: «О силе и значении этих связей достоверно не знаю», «не умею тоже вам рассказать в точности».
Рассказчик – человек мягкий и непрактичный. Сам он вести дел не умеет, поэтому и старушке дать совет не может, а только сочувствует. Он даёт ей недостающие полтораста рублей, даже не надеясь получить их обратно, думая только о помощи ближнему.
В рассказе не указывается, к каким властям обращалась старушка. Автор называет чиновников «вопрошаемые». Они обвиняют саму же старушку: «Зачем с такими знались», «зачем вы ему деньги давали».
Российский закон оказывается на стороне пронырливого господина. Дом не его, а жены, Которая тоже жаловалась на него в суд.
Власти в один голос утверждают, что не защищают его, что им его не жалко и они мечтают наказать хитреца.
Художественное своеобразие
Язык рассказа лаконичен и точен, даже тропы – не средство украшения речи, а средство точного выражения мысли. Например, старушка, получив от рассказчика 150 рублей, «поплыла к своему отчаянному дельцу». Рассказчик точно описывает движения решившейся женщины.
Речь героев и рассказчика изобилует пословицами и афоризмами: «Какая бабушка ему ни ворожила и всё на милость преложила»; «У кого много, тем никогда много не бывает, а всегда недостаточно»; «Он барин хороший, но только дурной платить»; «В России невозможности нет»; «Кто веры не имеет, с тем делать нечего»; «Сейчас 500 рублей на стол, а завтра же ваша душа на простор».
- «Очарованный странник», краткое содержание по главам повести Лескова
- «Тупейный художник», анализ рассказа Лескова
- «Человек на часах», краткое содержание по главам рассказа Лескова
- «Левша», краткое содержание по главам повести Лескова
- «Человек на часах», анализ рассказа Лескова
- «Левша», анализ повести Лескова, сочинение
- «Очарованный странник», анализ повести Лескова, сочинение
- «Леди Макбет Мценского уезда», анализ повести Лескова
- «Однодум», краткое содержание по главам рассказа Лескова
- «Однодум», анализ рассказа Лескова
- «Зверь», анализ рассказа Лескова
- «Неразменный рубль», анализ рассказа Лескова
- «Привидение в Инженерном замке», анализ рассказа Лескова
- «Запечатленный ангел», краткое содержание по главам повести Лескова
- «Запечатленный ангел», анализ повести Лескова
По произведению: «Старый гений»
По писателю: Лесков Николай Семёнович
Источник: https://goldlit.ru/leskov/1220-staryi-genii
Старушка в рассказе «Старый гений» Лескова, награда за добро
Меню статьи:
Для творчества Лескова характерны необычные сюжеты, полные иронии.
Жизнь автора сложилась таким образом, что он имел возможность общаться с самыми разными людьми и узнавать различные жизненные истории, которые впоследствии и использовал в своих произведениях.
Именно поэтому истории персонажей из его рассказов выглядят так натурально, а их жизненные ситуации столь злободневны. Рассказ «Старый гений» не стал исключением.
Добрый поступок, обернувшийся неприятностями
В центре рассказа оказывается пожилая дворянка, которая по своей душевной доброте решила совершить добрый поступок – оказать финансовую помощь одному молодому франту, сыну своей знакомой. Для этого она заложила свой дом.
Однако молодой человек оказался не тем добропорядочным аристократом, которого себя представляла доверчивая старушка – ей никто не собирался отдавать деньги.
Обратившись в суд, старушка обретает надежду – решение суда по ее делу было вполне утешительным, но чиновники все никак не приведут его в действие, в то время срок выплаты уже близок – у старухи нет денег, и ее небольшой дом заберут кредиторы. В результате она, ее дочь-инвалид, и маленькая внучка останутся без крыши над головой.
Действия старушки в отношении должника
Угроза оказаться на улице вынуждает старуху на активные действия. Сначала она действует мягко – надежда на порядочность молодого человека ею еще не потеряна – ее письма должнику выглядят как напоминание о долге, затем в них появляется настойчивый тон, после угрозы и грубость. Однако ничего не помогает, поэтому старушка решается ехать в город.
Такие известия наводят уныние на женщину, но она не намерена сдаваться. В глубине души она верит в справедливость.
Немного отчаявшись, старуха подумывает над тем, что «сухая ложка дерет горло» и потому ее дело не имеет успеха.
Осознавая, что в таких ситуациях не скупятся, так как возможность остаться без дома намного неприятнее, женщина предлагает существенную суму в качестве вознаграждения – начинает сразу с тысячи, а затем увеличивает «вознаграждение» до трех, но даже теперь никто не решается помочь старухе – молодой аристократ, задолжавший женщине, обладает исключительными знакомствами.
Определенно, старушка-помещица обладает решительным характером. Не найдя поддержки у чиновников, она стремится восстановить справедливость самостоятельно.
Увидев на улице своего должника, она старается действовать с помощью публичности и таким образом добиться желаемого, но получает обратный эффект – старуху обвиняют в нарушении правил поведения в общественном месте.
Трагические известия
В канун Рождества отчаяние начинает овладевать помещицей – из дому приходит письмо с известием о скорой продаже дома. В преддверии праздника эти известия кажутся еще более трагическими и мрачными.
Но даже после этого отчаяние не овладевает старухой полностью. Женщина продолжает искать способ не потерять свой дом.
Так как терять помещице все равно нечего, она хватается за соломинку. Старухе кажется, что этот человек не обманщик и на этот раз ее интуиция не подводит – Иван Иванович обставляет ситуацию так, что старухе возвращают долг, к тому же с процентами.
Автор не вдается в детализацию описания характера старухи. Из предоставленной информации вырисовывается образ милой, доброй и порядочной женщины. Старуха готова на добропорядочные поступки – не имея никакой корыстной цели, она дает в долг малознакомому человеку солидную сумму.
Старуха помещица всю жизнь прожила честно, поэтому мысль об обмане ей кажется невероятной. Помимо этого, женщина очень суеверна – она считает, что ей снятся не случайные сны, также она верит в предчувствие.
Трагикомическая сущность произведения
Таким образом, с помощью иронии и, частично, сарказма вырисовывается трагикомическая сущность произведения. При наличии решения суда и своей невиновности, помещица может лишиться своего имения. Типичность подобной ситуации для России ХІХ века еще больше усиливает унылое настроение произведения.
Злободневность и алчность, воссозданная в тексте рассказа настолько велика, что она даже смазывает положительный финал. В результате читателю остается сделать неутешительный вывод. Первый заключается в том, что Россия далека от справедливости – люди, которые живут честно всегда находятся в уязвленном положении.
Их моральность и душевная доброта не позволяет им оставаться равнодушным к человеческому горю, а желание помочь окружающим чаще всего заканчивается существенными проблемами. Второй вывод состоит в том, что зло всегда порождает зло, а жестокость – жестокость.
Старуха, всю жизнь прожившая честно, в результате сошла на то, чтобы предлагать чиновникам взятки, подкупать слуг своего должника и проявлять грубость.
Источник: https://r-book.club/russian-classics/nikolaj-leskov/staryj-genij.html
действительность в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений»
Интересно заметить, что Н. С. Лесков принадлежит к поколению писателей 60–90‑х гг. XIX в., горячо любивших Россию, ее талантливый народ и активно выступавших против угнетения свободы и подавления свободы личности. Им созданы очерки, романы, рассказы о судьбе простых людей, о самобытных исторических личностях, о злоупотреблениях властью, откровенном хищничестве.
Иные его рассказы составили циклы. Таковы святочные рассказы, довольно редкий в русской литературе XIX в. жанр. Это «Христос в гостях у лучника», «Штопальщик», «Маленькая ошибка» и др. К ним относится и рассказ «Старый гений», написанный в 1884 г. Итак, действие в нем происходит в пореформенной России, в Петербурге.
Сюжет рассказа очень прост: обманутая нечестным великосветским франтом старушка‑помещица, давшая ему в долг денег и заложившая для этого дом, приезжает в столицу добиться на него управы. Да не тут‑то было. Не могли помочь ей власти, и бедной женщине пришлось воспользоваться услугами неизвестного отчаянного дельца, который оказался порядочным человеком, уладил это трудное дело.
Его рассказчик называет «гением». Интересен факт того, что эту историю предваряет эпиграф: «Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы». А в этом рассказе «гений» преодолел то, что не смогла сделать государственная власть.
И ведь не о всесильной личности какой‑нибудь шла речь, просто о молодом ветреном человеке, принадлежавшем к одной из лучших фамилий, надоевшем властям своей непорядочностью. Но не смогли судебные органы даже бумагу ему для исполнения вручить. Кстати, повествование об этом автор ведет в простой, как бы сказительной манере, не осуждая явно никого и не высмеивая.
И «адвокат ей встретился участливый и милостивый, и в суде ей решение в начало спора благоприятное», и платы никто с нее не взял, то вдруг оказывается никак, «нельзя было приструнить» этого обманщика из‑за каких‑то «могущественных связей». Таким образом, Н. С. Лесков сосредоточивает читательское внимание на полном бесправии личности в России.
Но особенность писательского дарования Лескова состоит в том, что он видел и положительные начала русской жизни, изображал богатую одаренность русского человека, его глубину и цельность.
В рассказе «Старый гений» этот свет добра несут сама героиня, «женщина прекрасной честности», «добрая старушка», и рассказчик, выручивший ее необходимыми деньгами, и самый главный «гений мысли» ─ Иван Иванович. Это загадочная личность, неизвестно почему взявшаяся помогать несчастной женщине и устроившая очень умную ситуацию, при которой должник просто вынужден был расплатиться.
На мой взгляд, благоприятный исход истории приходится на Рождество, и это не случайно, так как автор верит в духовное начало человека, в праведников русской жизни. Справочный материал для школьника: Лесков Николай Семенович – известный русский писатель. Годы жизни: 1831-1895.
Наиболее известные труды и произведения: Левша Запечатленный ангел Очарованный странник Несмертельный Голован Поповская чехарда и приходская прихоть Старый гений Краткое содержание рассказа «Старый гений»: Гений лет не имеет — он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы.
(Ларошфуко) Несколько лет назад в Петербург приехала маленькая старушка-помещица, у которой было, по её словам, «вопиющее дело».
Дело это заключалось в том, что она по своей сердечной доброте и простоте, чисто из одного участия, выручила из беды одного великосветского франта, — заложив для него свой домик, составлявший всё достояние старушки и её недвижимой, увечной дочери да внучки» Старушка приехала в Петербург так как великосветский франт отказывается возвращать ей деньги, а срок закладной истекает.
Старушка знавала когда-то мать этого господина и, во имя старой приязни, помогла ему; он благополучно уехал в Питер, а затем, разумеется, началась довольно обыкновенная в подобных случаях игра в кошку и мышку. По приезду помещица обходит все места, в которых ей могли бы помочь.
И вначале все было хорошо, все старушку поняли и обещались ей помочь, «но как дело дошло до исполнения – тут и пошла закорюка…». Дело в том что в.франт никогда не возвращает того, что берет взаймы, да и дома у него своего нет, живет он сейчас у своей жены. Старушка не знает, что делать, ей известно лишь то, что в.франту надо вручить некую расписку, а этого никто не может и не хочет делать.
Старушка в отчаяние. Однажды она встречает одного мужчину по имени Иван Иваныч, который обещается ей помочь, если она заплатит ему пятьсот рублей. Помещица сначала не верит ему, но после она узнает что в.франт собирается с дамою своего сердца за границу «…где наверно пробудет год или два, а может быть, и совсем не вернется, «потому что она очень богатая».
» Тогда старушка одалживает у рассказчика истории эти полтораста рублей и отдает их И. Иванычу. Тот убеждает своего знакомого (сербский сражатель) воплотить в жизнь его замысел, за это И. Иваныч платит ему триста рублей. Все проходит гладко и в.франт подписывает ту самую расписку. ## Роль композиции в рассказе Л. Н.
Толстого «После бала» в раскрытии его идейно‑художественного содержания ## Начнём с того, что в рассказе «После бала» Л. Н. Толстого, написанном в 90‑е гг. XIX в., изображаются 1840‑е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы.
Не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. В раскрытии этого идейного замысла важную роль играет композиция рассказа, построенного на основе приема «рассказ в рассказе».
Начинается произведение внезапно, с разговора о нравственных ценностях бытия: «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди», «что хорошо, что дурно» и так же завершается внезапно, без выводов. Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком Иваном Васильевичем.
Далее уже он рассказывает слушателям случай из своей жизни, произошедший давно, но отвечающий на вопросы современности. Очевиден тот факт, что эта основная часть произведения состоит из двух картин: бала и сцены наказания, причем главной в раскрытии идейного замысла, судя по названию рассказа, является вторая часть. Эпизод бала и события после бала изображены с помощью антитезы.
Противопоставление этих двух картин выражено во многих деталях: красках, звуках, настроении героев.
К примеру: «бал прекрасный» – «что неестественно», «музыканты знаменитые» – «неприятная, визгливая мелодия», «разрумянившееся с ямочками лицо» – «сморщенное от страдания лицо», «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» – «что‑то большое, черное,… это черные люди», «солдаты в черных мундирах». Последнее противопоставление цветов черного и белого усилено еще и повтором этих слов. На мой взгляд, контрастно и состояние главного героя в этих двух сценах, его можно выразить словами: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью» – и после бала: «Мне было до такой степени стыдно… Вот‑вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Важное место в противопоставленных картинах занимает изображение полковника. В высоком военном в шинели и фуражке, руководящим наказанием, Иван Васильевич не сразу узнает красивого, свежего, с блестящими глазами и радостной улыбкой отца любимой Вареньки, на которого он недавно на балу смотрел с восторженным изумлением. Но это был Петр Владиславович «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами», и той же «своей сильной рукой в замшевой перчатке» он бьет испуганного малорослого слабосильного солдата. Повтором этих деталей Л. Н. Толстой хочет показать искренность полковника в двух различных ситуациях. Нам было бы проще понять его, в случае если бы он где‑то притворялся, пытался скрыть свое истинное лицо. Но нет, он все тот же и в сцене экзекуции. Интересно заметить, что эта искренность полковника, видимо, и привела в тупик Ивана Васильевича, не позволила разобраться до конца в противоречиях жизни, но свой жизненный путь под влиянием произошедшего он изменил. Поэтому и нет в заключение рассказа никаких выводов. Талант Л. Н. Толстого в том и состоит, что он заставляет читателя задуматься над поставленными вопросами всем ходом повествования, композицией произведения.
Справочный материал для школьника: Толстой Лев Николаевич – один из наиболее уважаемых и заслуженных русских писателей во всём мире. Его произведения переведены множество иностранных языков. Л.Н. Толстой – автор признанного литературного шедевра «Война и мир». Годы жизни: 1828 – 1910. Наиболее известные произведения: Война и мир Воскресение Анна Каренина После бала.
Краткое содержание рассказа «После бала»: Иван Васильевич — один из главных героев этого произведения. Это человек, который отрицает, что “для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, среди которых живут люди”.
Он говорит: “Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что дело все в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае”.
В доказательство своих слов он приводит случай из пройденного им жизненного пути, рассказывает об одном дне, который полностью перевернул его жизнь. События разворачиваются в 40-е годы XIX века.
“Всеми уважаемый” Иван Васильевич вспоминает давно происшедшее с ним, изменившее всю его дальнейшую жизнь. Он говорит, что вся его жизнь переменилась из-за одного утра. Иван Васильевич был страстно влюблен в Вареньку Б… Она и сейчас, в пятьдесят лет была красавица, а восемнадцатилетней девушкой была прелестна.
Он был провинциальным студентом, политикой не занимался, любил балы и танцы. Жизнь была прекрасна. На балу они танцевали почти все танцы вместе. Один танец она танцевала с отцом. Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий п свежий старик. Лицо его было румяное с белыми усами под царя Николая I. Он был старый служака николаевской выправки.
Отец и дочь танцевали замечательно, все любовались ими”. Иван Васильевич же умилялся. Особенно умиляли его сапоги, не модные, а старые, “очевидно построенные батальонным сапожником”. Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные — думал юноша. Отец запыхался и подвел Вареньку к нему, чтобы они продолжали танец.
Вскоре полковник уехал,но Варенька осталась на балу с матерью. Итн Васильевич был счастлив “и боялся только одного, чтобы что-нибуд! не испортило… счастья”. Вернувшись домой, он не мог усидеть на месте и вышел на улицу. Уже светалэ. Была самая масленичная погода, расстилался туман, насыщенный водой знег таял на дорогах, и со всех крыш капало.
Недалеко от его дома было юле. Когда Иван Васильевич вышел туда, то увидел что-то большое черное и услыхал звуки барабана и флейты. Это была какая-то жесткая, неприятная музыка. Оь стал приглядываться к этому “черному и непонятному” и, пройдя шаговсто, увидел много людей. Он решил, что это учение. Солдаты стояли в две шеренги с ружьями у ноги и не двигались.
“Что они делают?” — спросил И”ан Васильевич у проходившего мимо кузнеца. Тот ответил, что про-гоняюг сквозь строй солдата “за побег”. Приглядевшись, Иван Васильевич увидел оголенного по пояс солдата, привяанного к ружью, которого волокли два солдата. Рядом шел высокий военний, показавшийся Ивану Васильевичу знакомым.
Под ударами спина наказываемого превратилась в сплошное кровавое месиво. Солдат дергался, приостанавливался, но его тащили вперед, все новые удары ложились на его спину А рядом шел отец Вареньки, такой же подтянутый и румяный, как на балу. Наказываемый стонал, просил “помилосердствовать”, но его все били к били.
Вдруг полковник ударил по лицу малорослого солдата, который недостаточно сильно ударил наказываемого. Затем он приказал подать ювых шпицрутенов но, оглянувшись, увидел Ивана Васильевича, и сделал вед, что не узнал его. Вернувшись домой, Иван Васильевич все время представлял себе виденную страшную картину и не мог спать. Но он не осуждал полковника.
Он думал, что, “очевидно, полковник что-то знай1 такое, чего я не знаю. Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня”. Уснул он только к вечеру и только после того, как напился пьян. Изан Васильевич не судил полковника, он хотел и не мог понять “его правд/”. Он не поступил в военную службу, как хотел ранее.
Вообще нигде не служил и оказался, по его словам, “никчемным человеком”. А любовь с этого дня пошла на убыль, так как замечал в улыбке Вареньки черты лица отца. Как только видел ее, сразу вспоминал ее отца на площади во время экзекуции. И любовь так и сошла на нет.
Источник: http://referatwork.ru/sochineniya_8_klass/section-28.html
Кто виноват в страданиях героини? (Лесков «Старый гений»)
Лесков – автор произведения «Старый гений», по которому нам нужно написать сочинение – рассуждение, отвечая на вопрос: «Кто виноват в страданиях героини?».
Это произведение, как ни странно, актуально и по сей день, ведь и в наш двадцать первый век находятся доверчивые старушки, и в наше время имеются несовершенные, размытые законы, и в наше время правы лишь те, у кого власть, кто имеет полные кошельки.
В произведении Лескова главная героиня — старушка, которая живет со своей дочкой и внучкой. В один из прекрасных дней к ней пришел сын женщины, которую она знала и попросил одолжить денег. Берет он их на время, «как только доедет до Петербурга» он божился все отдать, ведь это для него копейки. И старушка, заложив дом, выручает франта.
И что получает? А ничего. Эти деньги никто и не собирал возвращать. Вот только, если для должника это копейки, то для женщины данная сумма – целое состояние. Без денег она не сможет выкупить дом, а значит, «дожить свой век в своем домишке» уже не получится.
Страшное будущее рисуется, ведь теперь «в голоде и холоде» придется доживать свои дни.
Женщина отправляется в столицу за правдой, но все отказывают ей в помощи, должника все представители власти боятся. Все ему с рук спускается. Женщине лишь сочувствуют. Поэтому она сама хотела решить проблему, накинувшись на должника, за что еще и взыскание получила, «привлекли к ответственности за нарушение тишины». Отчаяние, страшное будущее, отсутствие поддержки.
Вот что чувствовала женщина и лишь случайность ей помогла решить проблему. Мелкий чиновник, который считал себя гением, помог женщине. Рассуждая на тему: «Кто виноват в страданиях героини», то скажем так. Если судить поверхностно, то виноват молодой столичный франт, который взял в долг, не собираясь его возвращать.
Отсюда все беды, страдания и переживания женщины, которой не хотелось старость прожить на улице. Но, здесь затронута намного большая проблема.
Нужно смотреть в корень и здесь мы видим, что в произведении Лескова ответ на вопрос: «Кто виноват в страданиях героини?» кроется в законах, которые пишут не для народа, а против него, в несовершенной судебной системе, в неравенстве людей перед законом.
- сочинение лесков старый гений кто виноват в страданиях героини
- кто виноват в страданиях героини
- подготовьте рассуждение на тему кто виноват в страданиях героини
- подготовить рассуждение на тему кто виноват в страданиях героини
- старый гений
Источник: http://sochinyshka.ru/kto-vinovat-v-stradaniyax-geroini-leskov-staryj-genij.html
Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Старый гений»
Тема: «Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Старый гений»
Цели: обогатить духовный опыт учащихся; выявить нравственные проблемы в рассказе «Старый гений» и найти способы их решения; помочь раскрыть сущность образа главного героя рассказа; создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать художественный текст, общаться и сотрудничать, работать в команде, развивать монологическую и диалогическую речь.
Задачи:
— обучающие: ввести учащихся в сферу знаний, информационно обогатить сведениями о творчестве Н.С. Лескова, учить умению отбирать учебный материал и анализировать его; учить находить и разрешать проблемные ситуации;
— развивающие: развивать навыки анализа текста, умение давать характеристики героям, речевые, творческие способности; развивать умения аргументировано отвечать на поставленные вопросы;
— воспитательные: воспитывать социально значимые чувства у учащихся; пробудить чувство национальной гордости; вызвать интерес к формированию правильной грамотной речи; стимулировать желание к чтению русской классической литературы.
Эпиграф: «Нам пора отвыкать от мысли, что предметом литературы должно быть что-нибудь особенное, а не то, что всегда перед глазами и от чего мы все страдаем прямо или косвенно». (Н.С. Лесков)
Ход урока
– Здравствуйте, ребята! Эпиграфом к сегодняшнему уроку стали слова Н.С. Лескова.
Вспомним, что мы уже знаем о творчестве Н.С. Лескова, с какими его произведениям мы уже знакомы?
Корзина идей(«Сказ о тульском косом и о стальной блохе», « Человек на часах»). Кто главный герой этих произведений? О ком они? (О русском народе таком, каков он есть; о сострадании и бескорыстной помощи ближнему, о служении Родине). Как вы поняли эпиграф?
— Чтобы узнать, какова тема урока, я предлагаю вам внимательно рассмотреть изображения предметов, помещенных на доску (деньги, карты, конверты, чек.) Знаете ли вы, что объединяет все эти изображения? А какие чувства они у вас вызывают? С каким произведением они у вас ассоциируются?
— Вы узнали рассказ Н.С. Лескова «Старый гений».
Тема урока:«Нравственные проблемы рассказа Н.С. Лескова «Старый гений».
Определимся с целями урока и назовём проблемы, поднимаемые автором в произведении.
Цели урока: определить, кто из героев совершает нравственные поступки, а кто безнравственные и доказать это примерами из текста.
Проблемы урока обозначены в формулировке темы.
Составим синквейн к слову «нравственность».
— 1 существительное
— 2 прилагательных
— 3 глагола
— Что мы думаем об этом слове. Фраза
— Кто? Что? Новое звучание темы
Долг
Благородный, порядочный
Защищать, сострадать, любить
Быть счастливым, помогая людям.
Восхищение
Дайте определение нравственности.
Нравственность – внутренние качества человека, основанные на идеалах добра, справедливости, долга, чести, которые проявляются в отношении к людям и природе.
Проблемный мини-семинар.
Обсуждение поступков героев с позиции нравственности через вопрос: « О каком безнравственном поступке, совершённом в рассказе «Старый гений», пойдёт наш разговор? ( Разговор пойдёт об обмане старушки, о разверзающейся перспективе холода и голода бездомной жизни» для бедной старушки с увечной дочерью и маленькою внучкою)
Проблемный вопрос:
«А может, старушка этого заслуживает, а должник, наоборот, прав? А может быть, и старый гений совершил безнравственный поступок? Нет. Почему «нет»?
Чтобы убедиться в правильности вашего ответа, нам нужно исследовать текст, увидеть особенности лесковских героев, их жизненные принципы, их размышления.
Разделимся на группы и составим кластеры, ориентируясь на вопросы:
1группа – старушка
2 группа – великосветский франт
3 группа – старый гений
Вопросы:
— особенности натуры героев произведения
— каких жизненных позиций они придерживаются
— какие мысли «излагают»
Подтверждать ответы цитатами и аргументами из текста.
Представление кластеров и их защита
Выводы:исследовав текст Лескова, мы увидели в образе старого гения, назвавшегося Иваном Ивановичем, стремление защитить обиженного, наказать наглеца, найти такой путь, который окажется наиболее верным. Стало очевидным, что старушка искренне хотела помочь великосветскому франту, который, имея состояние, не отдавал ей деньги. Для него не существует слов долг, честь, совесть, он равнодушен к судьбе людей.
Обратимся к предметам на доске. К какому герою каждый из них имеет отношение, какие вызывают эмоции и почему?
- Карты и крупные купюры имеют отношение к великосветскому франту, так как он играет в карты, у старушки занял деньги, скорее всего, на уплату карточного долга, сам очень богат и располагает деньгами. Эти предметы вызывают у нас отрицательные эмоции, потому что мы знаем, как непорядочно обошелся этот человек с хорошей знакомой своей матери, бедной старушкой, которая заложила дом, чтобы помочь ему.
- Конверты и мелкие банкноты имеют отношение к старушке и вызывают у нас чувство печали, сочувствие, так как главная героиня небогата и неоднократно обращалась в письмах к великосветскому франту с просьбой вернуть долг, но ничего не добилась от него.
- Банкнота в 500 рублей относится к старому гению, так как именно за такую сумму он взялся вернуть деньги старушке.
В тексте нет описания внешности героев. Художник И. Пчёлко показал своё видение образа этих героев. Рассмотрите иллюстрацию и скажите, какие детали помогли вам лучше узнать характер героев? Докажите это.
Давайте проследим одну и ту же проблему в разных произведениях: «Старый гений» Н.С.Лескова и «Капитанская дочка» А.С.Пушкина;
Определите степень нравственности поступков главных героев этих произведений.
Сделайте выводы о причине разных финалов в подобных ситуациях с долгом.
Сравнение Гринёва, который отдает долг-проигрыш Зурину, не предполагая даже, что когда-нибудь ещё раз увидит его, с «франтом».
«Франт» «играет в кошки-мышки», а ведь его долг – это вверенная ему под честное слово сумма денег, взятая под залог единственного состояния старушки – дома…
Резюме: поступки людей зависят от воспитания. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть.
Проблема воспитания, духовности
Подумайте, почему хлопоты старушки были безуспешны? Какое это звено проблем в цепи нравственности?
Проблема исполнительности государственной власти, проблема бесправия личности в России.
Поэтому здесь автор изобразил русских праведников, на которых мир держится, ведь автор верит в духовное начало человека.
Не случайно дело приходится на Рождество (на третий день праздника она уже с деньгами; символика числа три), неспроста и пассажный гений без лица, да и без имени (Иван Иванович — это русский Ваня, т.е. кто угодно), Лесков будто ввел в рассказ самого Бога, который подтвердил торжество добра, восстановление справедливости, награды за веру и терпение….
«Правда восторжествовала, и в честном, но бедном доме водворился покой, и праздник стал тоже светел и весел».
Физкультминутка
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямёхонько, гордёхонько умеют держаться.
Очень бесшумно на воду садятся.
Сочинение-миниатюра на основе клише. Представьте, что не от старого гения, а от вас зависело бы решение «вопиющего» дела старушки.Напишите небольшое письмо франту, в котором постарайтесь убедить его расплатиться с героиней.
Напишите коротенькую записку «старому гению» (чиновнику),чтобы поблагодарить его за помощь старушке? Вы можете воспользоваться клише (формой), которая поможет вам составить записку. Хочу напомнить вам, что герои Н.С.
Лескова из XIX века, а тогда в письмах было принято обращаться друг к другу «Милостивый государь и милостивая государыня». Постарайтесь выдержать соответствующий обращению стиль и в остальном тексте письма.
Милостивый государь________________________________________________________________
К Вам обращается___________________________________________________________________
Волей случая мне довелось узнать о___________________________________________________
Никто не может остаться равнодушным к______________________________________________
Смею заметить, что__________________________________________________________________
По моему глубокому убеждению, Ваш поступок следует считать________________________
Выражая мнение многих, хочу сказать, что____________________________________________
Позвольте дать Вам совет:____________________________________________________________
В заключении я смею надеяться_______________________________________________________
– Кто уже может прочитать свое письмо? Как вы думаете, ребята, ваши одноклассники были убедительными?
Обратимся к эпиграфу произведения, к словам ЛарошфукО ФрансуА: «Гений лет не имеет – он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы».
Что вы узнали из эпиграфа о значении «гений»?
(Гений – понятие вневременное, возраст не имеет значения. Гениальность не зависит от возраста, потому что суть гениальности в том, чтобы решить ту задачу, с которой не могли справиться обыкновенные умы, иначе говоря, обычные люди, которые часто не находят выхода из создавшейся ситуации, потому что мыслят стереотипами).
Каких вы можете назвать гениев?
В чём гениальность нашего героя? (Гений мысли)
Выводы:
— Что вы можете сказать о теме рассказа Лескова? (несуразность русской жизни, быт и нравы российского общества конца девятнадцатого столетия)
— Какие нравственные проблемы затрагивает автор в своём произведении?
а) Проблема исполнительности государственной власти, проблема бесправия личности в России.
б) Проблему чести и долга.
в) Проблему падения нравственности в обществе.
— Какова главная мысль рассказа «Старый гений»? Обоснуйте свой ответ. Приведите цитату из текста. («Всё равно – какая бабушка ему ни ворожила и всё на милость преложила», иными словами « Как верёвочка не вейся, всё равно конец будет»)
Как вы думаете, какой смысл вложил в эти слова старый гений?
(Речь идет о загадочной душе русского человека. В России возможна как вопиющая несправедливость, так и проявление доброты и благородства).
— Как называется такой поступок, который совершил франт и что за него грозит человеку? (Преступление – мошенничество, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности. За это его могут осудить по закону и подвергнуть наказанию, вплоть до лишения свободы).
– А какие нормы человеческих взаимоотношений (нравственные нормы) нарушил франт по отношению к старушке? (Обманул доверие, проявил неблагодарность, был груб и невнимателен, поступил вопреки законам совести).
(На слайде – основные нравственные нормы человеческих взаимоотношений).
– Скажите, закон как-то наказывает нарушителей таких норм? (Нет). Тогда как вообще может быть наказан человек, нарушивший такие нормы? (Презрением, отстранением, лишением общения). Почему, по вашему мнению, необходимо соблюдать нравственные нормы? (Только так можно остаться человеком, полноценным членом общества)
Можно ли сопоставить ситуацию, описанную Лесковым, с современной Россией?
И сейчас через полтора столетия мы фактически опять оказались перед теми же проблемами, поэтому так важно воспользоваться опытом мудрого и практичного человека, знавшего Россию вширь и вглубь, откликнуться на его призыв что-то менять и меняться самим.
Обратимся вновь к эпиграфу урока. Как вы его поняли?
Хочется верить, что сюжет рассказа затронул вас и оставил след в вашем сердце, заставил задуматься над проблемами общества.
Рефлексия.
– Наш урок подошел к завершению. Я прошу вас оценить свое участие в уроке, продолжив одну из фраз или составив собственную.
– Сегодня я узнал (а)…
– Я понял (а), что гений – это …
– Мне показалось интересным…
– Я научился …
– Я желаю вам, чтобы никогда вы не оказались в подобной ситуации и чтобы по отношению к вам или вами не были нарушены ни закон, ни нравственные нормы. Спасибо вам за работу! Желаю вам удачи!
Источник: https://multiurok.ru/files/nravstviennyie-probliemy-rasskaza-n-s-lieskova-staryi-ghienii.html
Рассказ Н.С. Лескова «Старый гений»
Обращает на себя внимание тот факт, что окружающие обвиняют во всем старушку, ссылаясь на то, что она не тому человеку деньги занимала. Помещица даже обращается в высшие инстанции и пытается дать взятку в размере трех тысяч рублей, однако никто не хочет ей помочь.
Таким образом, в рассказе осуждается бюрократическая система России XIX века. Несовершенство законодательных норм и исполнительной системы, бессильных перед имеющими власть людьми и равнодушными к проблемам «маленького» человека. Именно в этот трагический момент в рассказе появляется спаситель.
Личность эта таинственная и узнаем мы о ней очень мало.
«– Спрашивала – кто он такой и какой на нём чин? «Это, говорит, в нашем обществе рассказывать совсем лишнее и не принято; называйте меня Иван Иваныч, а чин на мне из четырнадцати овчин, – какую захочу, ту вверх шерстью и выворочу.– Ну вот видите, – это, выходит, совсем какая-то тёмная личность.
– Да, тёмная…
«Чин из четырнадцати овчин» – это я понимаю, так как я сама за чиновником была. Это значит, что он четырнадцатого класса.
А насчет имени и рекомендаций прямо объявляет, что «насчет рекомендаций, говорит, я ими пренебрегаю, и у меня их нет, а я гениальные мысли в своем лбу имею и знаю достойных людей, которые всякий мой план готовы привести за триста рублей в исполнение»».
Сначала нам, как и автору, кажется, что перед нами очередной мошенник, который хочет воспользоваться доверчивостью старушки-помещицы, однако вскоре мы понимаем, что Иван Иванович руководствуется не желанием заработать денег, а желанием восстановить справедливость и наказать виновного.
«– Почему же, батюшка, непременно триста?
– А так – уж это у нас такой прификс, с которого мы уступать не желаем и больше не берём.
– Ничего, сударь, не понимаю.
– Да и не надо. Нынешние ведь много тысяч берут, а мы сотни. Мне двести за мысль и за руководство да триста исполнительному герою, в соразмере, что он может за исполнение три месяца в тюрьме сидеть, и конец дело венчает. Кто хочет – пусть нам верит, потому что я всегда берусь за дела только за невозможные; а кто веры не имеет, с тем делать нечего».
И старушка-помещица доверилась Ивану Ивановичу, поскольку выхода у нее не было.
Иван Иванович вместе со своим помощником провернул блестящую операцию, они спровоцировали скандал на вокзале, с которого франт собирался уехать за границу.
Приехала полиция и должнику публично вручили судебное предписание. Франту ничего не оставалось делать, как выписать чек на всю одолженную сумму и вернуть 15 тысяч.
Таким образом, справедливость восторжествовала, но мы с вами понимаем, что это единичный случай, а сколько таких обманутых людей остается без защиты государства.
Разветвление парадокс
Парадокс – (от греч. paradoxos – странный), афоризм, резко расходящийся с общепринятым здравым смыслом, часто имеющий остроумную форму.
Назначение парадокса – заставить читателя или слушателя задуматься над, казалось бы, очевидными вещами. Парадокс часто используется в сатирической литературе, в ораторской прозе.
На парадоксах основаны анекдоты, пародии.
Разветвление чиновник 14 класса
Согласно Табели о рангах, введенной Петром Великим в 1772 году, чины в России делились на 14 классов; 14-й (коллежский регистратор) был низшим.
Герои произведений русской литературы, в которых поднимается тема «маленького человека», – чиновники четырнадцатого класса. В качестве примера можно вспомнить повесть Пушкина «Станционный смотритель». Посмотрим, как А.С. Пушкин пишет о чиновнике класса.
«Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих писателей)». (Рис. 2.)
Рис. 2. Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»
Заключение
В конце урока хотелось бы обратить ваше внимание на название рассказа. Лесков называет Ивана Ивановича старым гением. Чтобы понять смысл этого названия, давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, какие значения даются слову «гений».
Высшая степень творческой одаренности, проявление такой одаренности.
Выдающиеся способности, талант в определенной сфере деятельности.
Тот, кто обладает высшей степенью творческой одаренности.
(разг.) Тот, кто в совершенстве владеет чем-то.
Именно последнее значение можно отнести к нашему герою. Он смог то, что остальные, по тем или иным причинам, не смогли. Читая произведение, мы восхищаемся умом и талантом Иван Ивановича, он воплотил в себе лучшие черты русского национального характера: благородство, честность, стремление защитить окружающих, хитрость.
Именно благодаря таким людям, как Иван Иванович, мы с уверенностью можем процитировать Лескова: «В России невозможности нет».
Разветвление прификс
Прификс (франц. prix fixe) – твердая цена.
Вопросы к конспектам
Напишите сочинение о том, кто виноват в страданиях старушки (по рассказу «Старый гений»).
1. Понравился ли вам рассказ Н.С. Лескова «Старый гений»? Почему?2. Расскажите, кого называют в этом произведении «старым гением».3.
Почему он берется «за дела только невозможные»? Что это за «дела»?4. Как вы поняли содержание рассказа? Почему старушка, мелкопоместная дворянка, заложила свой дом и дала в долг петербургскому повесе? Что ею двигало? На что она рассчитывала?5.
Защищает ли закон бедную вдову? Каким образом?6. Почему же тогда никак не выполнялось судебное предписание? Кто должен былрешать эту проблему? Почему же она казалась неразрешимой всем чиновникам, отмала до велика?7.
Как писатель раскрывает трусливую и продажную сущность столичного
чиновничества? Обоснуйте свой ответ.
Опишите героиню рассказа. Какие черты характера подчеркивает в ней автор? Уточните, каким вам представляется отношение автора к герою.Последнее изменение: Четверг, 15 Июнь 2017, 19:01Пропустить НавигацияПропустить РекламаПропустить Редактор ошибок
Выделите ее мышкой
и нажмите CTRL + Enter
Пропустить Меню блога
Источник: https://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=3424
Сочинение на тему: « сатира в рассказе н. с. лескова «старый гений»
Рассказ «Старый гений» повествует нам о несчастной старушке, которая оказалась в зависимости от великосветского франта. На протяжении всей нашей жизни нас подстерегаю различные беды и невзгоды, но не смотря на это каждый человек должен оставаться честным и благородным.
Лескова часто создает своих героям такие жизненные ситуации, из которых мы понимаем их настоящую сущность. Героиня рассказа «Старый гений» , старушка я тяжелой судьбой. У неё на руках внучка и тяжело больная дочь. Старушка решила помочь великосветскому франту, которому нужны были деньги.
Она заложила свой дом, однако франт не торопился отдавать старухе деньги. Старушка была полна отчаянья, ведь она могла лишиться крова, и остаться с дочерью и внучкой на улице. Конечно, старушка обращается в суд, и он находится на её стороне, но что толку.
Никто не может заставить франта вернуть старушке долг.
Вот тут и проявляется сатира Лескова на чиновничество. Автор показал нам всю сущность чиновнического аппарата: хоть суд и был на стороне старушки, это не гарантировало успешного решения судебного разбирательства. Прочитав рассказ читатель проникается проблемой старушки и искренне сочувствует ей.
Чиновники всячески демонстрировали свою недееспособность перед великосветским франтом. «Не умею тоже вам рассказать в точности, что над ним надо было учинить, но знаю, что нужно было- вручить должнику с распискою какую-то бумагу, и вот этого-то никто- никакие лица никакого уряда- не могли сделать.
К кому старушка ни обратится, все её в одном роде советуют: — Ах, сударыня, и охота же вам! Бросьте лучше…». Разумеется это мнимая беспомощность, на самом деле никому просто не хочется заниматься делом бедной женщины.
Её судьба никого не интересует, кроме «старого гения», который сумел защитить пожилую женщину и справедливость восторжествовала. Произведение этот о том, как многие слабые и беззащитные люди оказываются наедине со своей бедой.
И даже те , кому по долгу службы своей обязаны о них позаботиться этого не делают. Старушка- это слабые и обездоленные на земле русской, «старый гений»- деклассированный чиновник.
Он человек благородный и добрый по своей натуре. Рассказ заканчивается фразой : «Человек, который нашелся- как уладить столь трудное дело, кажется, вполне имеет право считать себя в самом деле гением».
Сочинения » Сочинение » Сочинение на тему: « сатира в рассказе н. с. лескова «старый гений»
(нет оценок)
Loading…
Источник: http://sochinenienatemupro.ru/sochinenie/sochinenie-na-temu-satira-v-rasskaze-n-s-leskova-staryij-genij/