Сочинение шариковщина, что это такое шариковщина

Сочинение на тему: ЧТО ТАКОЕ «ШАРИКОВЩИНА»

«В настоящее время каждый имеет свое право», — говорит Шариков профессору Преображенскому, и за безобидностью фразы кроется сама сущность «шариковщины».

Ведь на самом деле явление это отнюдь не ново, оно было всегда и, к сожалению, искоренения его не предвидится.

Но что же такое «шариковщина »? Прежде, чем дать ответ на этот вопрос, нужно просле­дить за тем персонажем «Собачьего сердца», который удостоился сомнительной чести дать свое имя древней, как мир, проблеме.

Итак, перед нами Шариков Полиграф Полиграфович, человек, полученный путем пересадки бродя­чей собаке семенных желез и гипофиза убитого Кли­ма Чугункина. То есть фактически — две личности в одной.

Обратите внимание

Первая половина персонажа — это Шарик, точнее без­домный пес, которого назвала так «машинистка IX разря­да» Васнецова. В сущности, у него не отыскать особых пороков, а вот поводов для жалости и сочувствия до­статочно: обожженный бок, угроза голодной смерти, наивные мечты о лете, колбасных шкурках и особен­ной лечебной травке.

А как трогательны раздумья пса перед зеркалом, когда он, уже подкормившийся и вы­леченный, ищет в своем дворняжьем облике черты чи­стопородного пса-аристократа. «Я — красавец. Быть может, неизвестный принц-инкогнито», — думает он, и, читая эти строки, совершенно невозможно удер­жаться от улыбки.

Но не потому, что смешно, а оттого, что это так напоминает забавы ребенка, вообразившего себя машинистом и увлеченно «рулящего» поездом из пары табуреток.

Шарик — это существо, которое умеет искренне жалеть (ту же самую машинистку Васнецову), кото­рое может быть преданным и испытывать настоя­щую благодарность. И пусть эта благодарность вы­глядит подобострастно, но она есть, она не лицемер­на — откуда взяться лицемерию рядом с горькой долей бродяги?

А недостатки, которые тоже присутствуют в буду­щем человеке, совершенно простительны собаке с ули­цы. Неприязнь к кошкам, излишнее любопытство, следствием которого стала растерзанная сова-чучело, некоторая доля хитрости и нахальства — все это безо­бидно.

Более того, без данных качеств (за исключени­ем ненависти к кошкам) бродячему псу не выжить. Он должен уметь и разнюхать что-нибудь съедобное в му­соре, и стащить лакомый кусочек у зазевавшегося че­ловека, и постоять за себя в соперничестве с другими бродячими собаками.

Здесь ведь закон джунглей рабо­тает в полную силу: недаром Шарик пророчил себе не­минуемую смерть из-за обожженного бока.

Очень ярким свидетельством доброты Шарика яв­ляется фраза, промелькнувшая в его мыслях, в мыс­лях насмерть перепуганного, уверенного в своей обре­ченности пса, тогда, когда его оглушили хлороформом, чтобы залечить раненый бок. «Братцы живодеры, за что же вы меня?» — здесь только обида и ничего бо­лее. Даже живодеров, лютых врагов бродячего зверья, Шарик зовет «братцами».

Важно

А вот вторая половина детища профессора Преоб­раженского — это в некотором роде тот самый дьявол, который стоит за левым плечом каждого человека.

При жизни Клим Григорьевич Чугункин имел две су­димости за кражи, приговаривался к каторге условно, злоупотреблял алкоголем и промышлял игрой на бала­лайке по трактирам. Умер он тоже весьма характер­но — от удара ножом.

Специально для таких, как Чу­гункин, существует определение «деклассированный элемент».

Можно смело сказать, что несчастному подопыт­ному псу очень не повезло с донором органов для пе­ресадки.

Шарик, которого смело можно уравнять с ребенком, получил соседом в свое тело уголовника, прожигателя жизни и вора.

Вдобавок еще и подлеца, начисто лишенного чувства благодарности к тому, кто фактически воскресил его никчемную сущность, кто дал ему шанс немного дольше прожить на этом свете.

Хотя, если повнимательнее разобраться, то стано­вится ясным, что благодарности взяться неоткуда. Судите сами — ну что он видел в своей жизни, этот самый Клим Чугункин?- Трактирных оборванцев, гу­лящих девиц, пьяные потасовки — обычную и страшную в своей обыденности грязь городского дна.

Это болото, которое не выпускает из своих липких объятий случайно провалившуюся жертву, но для исконных обывателей является ничуть не менее род­ным, чем для человека — уютная квартира, а для птицы — гнездо на высоком дереве.

Совет

Гадкие и урод­ливые порождения этого болота копошатся в гнилой тине, пожирают друг друга и даже не пытаются най­ти себе участи лучше. Но вместе с тем они видят тех, кто живет по-другому.

Городские люмпены, голь ка­бацкая, босота — вся их жизнь проходит от выпивки к тяжелому сну, от похмелья к случайной работе, за­тем — снова к выпивке. Иногда порочный круг рас­ширяется кражей, разбоем, грабежом (дополнитель­ные средства к существованию), дракой, мимолетным романом с потрепанной девицей неведомо какой све­жести.

И на этом среда обитания тысяч Климов чугункиных замыкается, как магический круг, никого и ничего не пропускающий внутрь себя. Но ведь осталь­ного мира он не прячет.

Дорогие магазины, прелест­ные барышни, сверкающие авто (редкий и дорогой предел мечтаний), квартиры на много комнат — вот лишь малая часть поводов для лютой, черной завис­ти. А черная зависть неспособна породить хороших чувств даже к тому, кто вытащил тебя из-за грани смерти. И снова в тексте находим набросанное не­сколькими очень меткими словами описание души Чугункина: «две судимости, алкоголизм, «все поде­лить», шапка и два червонца пропали».

Делить чужое — это тоже их особое, достигшее уровня искусства, умение. А также довод в оправдание собственной ничтожности: зачем годами гнуть спину, если можно прямо сейчас востребовать с того, кто бо­гаче, свою долю. Мотив? Да потому что все люди должны быть равны.

О, этот лозунг революции люмпе­ны особенно сильно поддерживали — он давал им ощу­щение собственной значимости, оправдывал жажду чужого, дармового добра.

«Чем мы хуже?!» — удивля­лись климы чугункины — и упивались возможностью спать на пуховых перинах, есть с дорогого фарфора столовым серебром, носить лаковые ботинки и лепить перегородки в квартирах, некогда принадлежавших богачам.

Однако вернемся к Полиграфу Полиграфовичу Ша­рикову. При всей своей гнусности этот персонаж за­служивает пристального рассмотрения. Ни в коей мере не надо его оправдывать — не заслужил, но понять следует, потому что иначе «шариковщина» не будет по­знана во всей своей мерзости, а значит — и мы не по­лучим надлежащего к ней иммунитета.

Клим Чугункин становится кривым зеркалом, изу­родовавшим все черты, доставшиеся Полиграфу По­лиграфовичу от пса. Даже машинистка Васнецова, ко­торую Шарику было так жаль в начале повести, в конце становится жертвой новоявленного «заведую­щего подотделом очистки города Москвы от бродячих животных».

Хотя «хитроумный» Шариков пытается свое мошенничество скрыть за желанием добра несча­стной женщине. Хорошо, хоть не дошло дело до при­знаний в любви, а иначе и здесь остался бы гнусный след зверолова-получеловека, смердящий не менее сильно, чем он сам.

Обратите внимание

Кстати, в какую страшную плоть облеклась извечная неприязнь кошек и собак! Раньше пес мог погонять мяукающую жертву, загнать ее на дерево, облаять. Но вряд ли он смог бы причинить кошке настоящий вред.

Она ведь тоже имеет зубы и когти и способна великолепно постоять за себя, за­щититься от кого угодно, при условии, что этот «кто- то» ходит на четырех ногах. От человека не спасет ни зуб, ни коготь; против него даже быстрые лапы — очень плохое средство.

Он хитрее, он вооружен, он безжалостен даже без собачьего сердца, а уж с ним… «на польты пойдут, будем из них белок делать на ра­бочий кредит». Интересно, а если бы дело дошло до охоты на бродячих собак? Впрочем, изворотливая смекалка балалаечника Чугункина и здесь наверняка подсказала бы Шарикову, как сохранить «чистую со­весть». А кошки — чего с ними церемониться? Осо­бенно если ты в прошлом — собака.

В общем-то и не в прошлом. Человечье обличье стало всего лишь ширмой для животной сущности По­лиграфа Полиграфовича. Недаром блохи терзали его даже тогда, когда превращение состоялось полностью. Их, примитивных, руководствующихся только про­стейшими инстинктами, нельзя сбить с толку.

Все вре­мя, начиная с того вьюжного вечера, когда бродячий пес впервые переступил порог профессорской кварти­ры, и вплоть до последнего абзаца повести, под одним кровом с хирургическим гением Филиппом Филиппо­вичем жило животное. Только характер его менялся от доброго к кошмарному.

От своей бездомной жизни Шарик-Шариков сохра­нил трусоватость в сочетании с готовностью при удоб­ной возможности тяпнуть. Когда доктор Борменталь брал нахала за глотку, тот поджимал хвост и скулил.

Но были ведь и анонимные письма с нелепыми обвине­ниями, и угроза револьвером, и мгновенная перемена в поведении — стоило только Полиграфу Полиграфовичу обзавестись документами.

Тоже ничего удиви­тельного — ну какой из бесправных бродячих псов упустит удобный случай отомстить обидчику? Образно говоря, документы — это те же самые клыки, только приготовленные и наточенные специально на человека, дающие возможность растерзать его так, чтобы не ока­заться виноватым и не сесть за решетку. У людей ведь тоже законы не очень отличаются от звериных. Только если закон джунглей не признает союзников, то закон человеческий их приветствует и даже частично по­рождает.

Важно

Главный союзник Шарикова — это председатель домкома Швондер. И поскольку мы рассматриваем не Шарикова, а «шариковщину», постольку следует и его изучить как бы под увеличительным стеклом, ибо Швондер порождает «шариковщину» ничуть не хуже, чем сам Полиграф Полиграфович.

Во-первых, Швондер не имеет имени. Только фа­милию, да и то больше похожую на кличку, а заодно на хлесткое и малоприятное словечко «шваль». Лучшей иллюстрации для поговорки «из грязи да в князи» и не придумаешь. Он тоже претерпел превращение, от по­хитителя калош вознесшись до председателя жилищ­ного товарищества. Что характерно — дай ему волю — он и сейчас будет продолжать воровать калоши.

Швондер — типичное детище своего времени. Бу­дучи абсолютно бесполезным в роли производительной единицы, он очень на своем месте там, где нужно отни­мать и делить.

Во всяком случае, в Преображенского управдом вцепился бы мертвой хваткой и наверняка отгрыз бы себе мозолящий глаза куш — якобы лиш­нюю комнату.

Но нашлись у профессора могуществен­ные покровители, и Швондеру пришлось вести себя вполне по-собачьи: поджимать хвост и перепуганно визжать, а когда непосредственная опасность для шку­ры отступит — самоутверждаться хотя бы тявканьем вслед.

Вспомним заметку в газете, подписанную «Шв…р». Ту самую: «Семь комнат каждый умеет зани­мать до тех пор, пока блистающий меч правосудия не сверкнул над ним красным лучом». Красиво гово­рить — это конек люмпена, дорвавшегося до руковод­ства хотя бы самой ничтожной структурой.

Через Полиграфа Полиграфовича Швондер надеет­ся найти уязвимое место Филиппа Филипповича Пре­ображенского.

Совет

Сам по себе профессор — птица высоко­го полета, но зато Шариков якобы прописан в его квар­тире на шестнадцати аршинах и на его подленькую дворняжью психологию запросто можно воздейство­вать.

Пускай у Преображенского по-прежнему будет семь комнат, но зато там же будет проживать созна­тельный элемент Полиграф Полиграфович, который из прочтения переписки Маркса и Каутского вынес для себя главное: «Взять все, да и поделить». А иначе — голова пухнет.

Швондер видит в Шарикове своего близнеца, со­брата. И потому принимает живейшее участие в фор­мировании судьбы продукта эксперимента. И имя ему дает и впоследствии на должность устраивает.

А Ша­рикову только того и надо — он растет в собственных глазах, у него появляется все больше смелости и на­глости, чтобы выпячивать грудь перед Борменталем и Преображенским. Ведь на самом деле здесь имеет место точное повторение одомашнивания бродяги.

Был бездомный пес Шарик — стал профессорским любим­цем, был безродный продукт медицинского опыта — стал заведующим по очистке. Только теперь Шарикова приручает Швондер.

А теперь можно поговорить и о «шариковщине». Так что же это такое? Случайная неблагодарность или давным-давно сложившееся общественное явление? Скорее — второе. Потому что во все времена были до­носы и зависть к тому, кто преуспел. Всегда были мстительность и готовность укусить сзади, а если даже это сделать страшно, то хотя бы возможность облаять человека.

Неужели только в Полиграфе Полиграфовиче мож­но найти мелочное чванство, размеры которого во мно­го раз больше действительной значимости занимаемого положения.

Да что далеко за примерами ходить? Сколько есть мелких чиновников, считающих себя вла­детелями мира сего, сколько вахтеров воображают се­бя выше директора? Неужели только на страницах «Собачьего сердца» мы сталкиваемся с примитивнос­тью суждений, скрывающейся под личиной житейско­го опыта и мудрости?

И разве неразборчивость в целях и средствах — это только литературный вымысел? Разумеется, нет. История с машинисткой Васнецовой вполне могла быть взятой из настоящей, не книжной жизни.

Обратите внимание

Сколько их на свете — женщин, которых не считают за людей всякие «благодетели», вполне способные дарить филь­деперсовые чулки и сулить ананасы, но только в обмен на собачью, безоговорочную преданность.

Читайте также:  Сочинение анализ повести о петре и февронии муромских

Швондеровские анонимки кажутся детским лепетом по сравнению с ухищрениями, которыми пользуются люди отнюдь не в книгах, чтобы заполучить заветную жилплощадь. Охота на кошек — просто ничто по сравнению с трав­лей, которую человек способен устроить своему собра­ту.

Из шкурки убитой кошки хотя бы сошьют пальто, а вот человека просто смешают с грязью. Практичес­кой пользы никакой, зато самоудовлетворение — по высшему классу.

Петь хором вместо того, чтобы заниматься де­лом — это тоже знакомо каждому из нас не только со слов Булгакова. И это тоже одно из проявлений «шариковщины». У собак оно выглядит как завывания на Луну. У человека, как обычно, под все подведена иде­ологическая база. Домком во главе с Швондером не может не петь.

Тогда их служение пролетарским иде­алам будет неполным. Шакалы, растерзавшие жерт­ву, всегда заявляют о своем успехе радостным визгом.

А если профессор Преображенский заявляет, что раз­руха в стране как раз от того, что люди поют хором вместо того, чтобы заниматься делом, то заявление это происходит от его, профессора, буржуйской несо­знательности.

«Если бы сейчас была дискуссия, — на­чала женщина, волнуясь и загораясь румянцем, — я бы доказала Петру Александровичу…» Разумеется, заниматься словесными дуэлями гораздо проще, чем строить то самое жилье, которого вечно не хватает со­знательным пролетариям, занятым кипучей револю­ционной деятельностью.

«Шариковщина» вездесуща и всепроникающа. В каждом человеке независимо от условий и обстоя­тельств его рождения и воспитания живет свой Поли­граф Полиграфович. Только некоторым удается взять его за горло, уподобившись Борменталю, а иные просто отпускают тварь на свободу и сами не замечают, что сердце, бьющееся в их груди, уже не человеческое, а собачье.

Ну что же, остается сделать вывод, дать оконча­тельную формулировку «шариковщине». Изучив По­лиграфа Полиграфовича, приглядевшись к Швондеру, сопоставив описанное в повести с жизненными реалия­ми, мы можем это сделать.

«Шариковщина» — это мелочная мстительность, когда невозможность укусить вполне может быть воз­мещена тявканьем издали. Это загребание жара чужи­ми руками и готовность в любой момент завизжать и поджать хвост.

«Шариковщина» — это нежелание вырваться из своей ограниченной и зачастую грязной среды обита­ния. Эта демонстративная темнота — «учиться читать совершенно ни к чему, когда мясо и так пахнет за версту». Это умение даже из самых умных вещей де­лать примитивные выводы, подчиненные шкурным интересам.

«Шариковщина» — это неблагодарность во всех ее проявлениях, даже к тем, кто даровал тебе жизнь. Это болезненная гордость — «Я вас не просил». Это эгоизм и нежелание понимать людей, отличающихся по обра­зу мысли. Их гораздо проще объявить несознательны­ми — обвинить в скудоумии другого всегда проще, чем признать собственную бедность ума.

«Шариковщина» — это элементарная житейская подлость. Это метод кнута и пряника к заведомо безза­щитному человеку. Ты должна быть моей. И если сего­дня ты отказываешься от авто и ананасов, то завтра тебе будет устроено сокращение штатов.

Можно было бы продолжить, но уже все ясно. Яс­но — и страшно. Ведь «шариковщина» — это не толь­ко средоточие мерзости и пороков. Это еще и верней­шее средство выжить среди людей. Тот, кто живет по методике Полиграфа Полиграфовича — неуязвим. Он сможет выйти из любой неурядицы, он победит любо­го противника, он преодолеет любое препятствие.

И в его глазах победа будет дешевой — что может быть бесполезнее другого человека? Слоны — и те су­щества нужные.

«Шариковщине» подчиняться нельзя. Потому что, как мудро заметил профессор Преображенский: «Наука еще не знает способов обращать зверей в людей».

На этой странице искали :

  • что такое шариковщина
  • шариковщина
  • шариковщина это
  • шариковщина в наши дни
  • что такое шариковщина?

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-na-temu-chto-takoe-sharikovshhina.html

Шариковщина явление социальное

Тема дисгармонии, доведенной до абсурда из-за вмешательства человека в законы развития общества, с блестящим мастерством и талантом раскрыта Михаилом Булгаковым в повести «Собачье сердце».

Эта идея реализуется писателем в аллегорической форме: незатейливый, добродушный пес Шарик превращается в ничтожное и агрессивное человекообразное существо.

Именно этот эксперимент профессора Преображенского и положен в основу повести.

Профессор Преображенский, немолодой уже человек, живет уединенно в прекрасной благоустроенной квартире. Гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению. Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью и создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга. Для этого эксперимента он выбирает уличного пса Шарика.

Важно

Вечно голодный горемычный пес Шарик по-своему неглуп. Он оценивает быт, нравы, характеры Москвы времен нэпа с ее многочисленными магазинами, трактирами на Мясницкой «с опилками на полу, злыми приказчиками, которые ненавидят собак», «где играли на гармошке и пахло сосисками».

Наблюдая жизнь улицы, он делает умозаключения: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь»; «Повар попадается разный. Например, — покойный Влас с Пречистенки. Скольким жизнь спас». Увидев Филиппа Филипповича Преображенского, Шарик понимает: «Он умственного труда человек…

», «этот не станет пинать ногой». I

И вот профессор совершает главное дело своей жизни — уникальную операцию: он пересаживает псу Шарику гипофиз человека от скончавшегося за несколько часов до операции мужчины. Человек этот — Клим Петрович Чугункин, двадцати восьми лет, судился три раза.

«Профессия — игра на балалайке по трактирам. Маленького роста, плохо сложен. Печень расширена (алкоголь). Причина смерти — удар ножом в сердце в пивной».

В результате сложнейшей операции появилось безобразное, примитивное существо, целиком унаследовавшее «пролетарскую» сущность своего «предка». Булгаков так описывает его внешность: «Человек маленького роста и несимпатичной наружности. Волосы у него на голове росли жесткие…

Лоб поражал своей малой вышиной. Почти непосредственно над черными ниточками бровей начиналась густая головная щетка». Первые произнесенные им слова были ругань, первое отчетливое слово: «буржуи».

С появлением этого человекообразного существа жизнь профессора Преображенского и обитателей его дома становится сущим адом. Он устраивает дикие погромы в квартире, гоняется (по своей собачьей сущности) за котами, устраивает потоп…

Все обитатели профессорской квартиры в полной растерянности, о приеме пациентов даже речи быть не может. «Человек у двери мутноватыми глазами поглядывал на профессора и курил папиросу, посыпая манишку пеплом…

» Хозяин дома негодует: «Окурки на пол не бросать — в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова. В квартире не плевать! С Зиной всякие разговоры прекратить. Она жалуется, что вы в темноте ее подкарауливаете.

Смотрите!» Шариков же говорит ему в ответ: «Что-то вы меня, папаша, больно утесняете… Что вы мне жить не даете?»

«Неожиданно появившееся… лабораторное» существо требует присвоить ему «наследственную» фамилию Шариков, а имя он себе выбирает — Полиграф Поли-графович. Едва сделавшись неким подобием человека, Шариков наглеет прямо на глазах.

Совет

Он требует от хозяина квартиры документ о проживании, уверенный, чтов этом ему поможет домком, который защищает «интересы трудового элемента». В лице председателя домкома Швондера он тут же находит союзника.

Именно он, Швондер, требует выдачи документа Шарикову, утверждая, что документ самая важная вещь на свете: «Я не могу допустить пребывания в доме бездокументного жильца, да еще не взятого на воинский учет милицией.

А вдруг война с империалистическими хищниками?» Вскоре Шариков предъявляет хозяину квартиры «бумагу от Швондера», согласно которой ему полагается в профессорской квартире жилая площадь в 16 квадратных метров.

Швондер также снабжает Шарикова «научной» литературой, дает ему на «изучение» переписку Энгельса с Каутским. Человекоподобное существо не одобряет ни того, ни другого автора: «А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то…

» Вывод он делает один: «Надо все поделить». Причем он даже знает, как это сделать. «Да какой тут способ, — отвечает Шариков на вопрос Борменталя, — дело не хитрое.

А то что же: один в семи комнатах расселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках пропитание ищет».

Полиграф Полиграфович быстро находит себе место в обществе, где «кто был ничем, тот станет всем». Швондер устраивает его заведующим подотделом очистки города от бродячих животных.

И вот он предстает перед изумленным профессором и Борменталём «в кожаной куртке с чужого плеча, в кожаных же потертых штанах и высоких английских сапожках». По всей квартире разносится вонь, на что Шариков замечает: «Ну, что ж, пахнет…

известно: по специальности. Вчера котов душили-душили…»

Нас уже не удивляет, что он взялся за преследование бродячих собак и кошек, несмотря на то, что сам вчера принадлежал к их числу. Последовательно «развиваясь», он пишет донос-пасквиль на своего создателя — профессора Преображенского. Шарикову чужды совесть и мораль. У него отсутствуют нормальные человеческие качества. Им движет лишь подлость, ненависть, злоба…

В повести профессору удалось обратное превращение Шарикова в животное. Но в реальной жизни шариковы победили, они оказались живучими. Именно поэтому мы говорим сегодня о таком явлении, как шариковщина. В основе этого социального слоя — самоуверенные, наглые, убежденные в своей вседозволенности, полуграмотные люди (если они вообще достойны звания людей).

Этот новый социальный класс стал опорой тоталитарного государства, в котором поощрялись клеветничество, доносы, просто серость. Воинствующая посредственность — вот основа шариковщины.

В повести Шариков вновь превращается в собаку, а в жизни он прошел длинный и, как ему казалось, славный путь, и в тридцатые — пятидесятые годы продолжая травить людей, как когда-то, по роду службы, — бродячих котов и собак.

Обратите внимание

Собачье сердце в союзе с человеческим разумом — главная угроза нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям.

 «Теперь, когда наша несчастная Родина находится на самом дне ямы позора и бедствия, в которую ее загнала «великая социальная революция», у многих из нас все чаще и чаще начинает являться одна и та же мысль. Она проста: а что же будет с нами дальше…»Михаил Булгаков

Если читатель заглянет в Краткую литературную энциклопедию, чтобы получить справку о Михаиле Булгакове, то в первую очередь он узнает, что будущий писатель родился в 1891 году «в семье профессора».

Здесь есть небольшая неточность: отец Булгакова, доцент Киевской духовной академии, стал профессором только в 1907 году. Но тем не менее для нас это важный факт биографии писателя.

Ведь одним из главных героев повести «Собачье сердце» является интеллигентнейший человек, профессор Преображенский.

В повести перед нами развертывается реальная картина новой советской жизни. Так уж получилось, что мечта деятелей русского возрождения сбылась в уродливой форме.

В России действительно появился «новый человек», он получил имя «гомо советикус». Литераторы в своих произведениях начали исследовать данный феномен.

И появился ряд пародийных произведений у таких выдающихся сатириков, как Зощенко, Эрдман, Катаев.

«Гомо советикус» отлично вписался в новые политические и социальные условия. Большевистский режим как нельзя лучше отражал его «генотип». Такой человек верил в свою правоту, был агрессивен и нетерпим к чужому мнению.

Михаил Булгаков не мог пройти мимо такого явления и создал целую серию портретов «гомо советикуса». Почти в одно время вышли его сатирические повести «Роковые яйца», «Дьяволиада» и «Собачье сердце».

Страницы: 1 2

Источник: http://www.rlspace.com/sharikovshhina-yavlenie-socialnoe/

«Шариковщина» как социальное и моральное явление. (По повести Булгакова «Собачье сердце».)

М.А. Булгаков в своём произведении «Собачье сердце» поднимает острые вопросы социального характера послереволюционного общества.

Тяжёло переживая падение культурных  духовных ценностей человечества, и наблюдая за перерождение самых «низов» общества в верхушку, он  пишет повесть «Собачье сердце».

Но как отметили литературоведы, сатира тех далеких времен не так далека от сегодняшнего дня, то есть и поныне актуальна проблема «шариковщины».

Важно

Один из главных героев повести, профессор Преображенский  являет собой читателю образец благовоспитанности и образованности. Однако, он не может воспитать из Шарикова порядочного человека.  Его «быдловатый» воспитанник не обучаем даже элементарным правилам культуры.

«Швондеровская философия» же одерживает победу. Воспитать пролетария  оказывается намного проще, чем человека. Образ пролетариата здесь, отрицательный, несёт государству разруху и беспорядок. Шариков бездумный, лишённый развитого умственного развития, типичный представитель нового грядущего послереволюционного мира, порождённый самой революцией и окончательнодеградировавший.

Полиграф Полиграфович-преступный элемент,  человек просто существующий, прожигающий жизнь бессмысленно и бестолково, занявший достойное место среди себе подобных масс.

Даже определение «человек» далеко не соответствует его статусу, скорее он обезображенное социальной  эволюцией человекообразное существо, агрессивное и отравляющее жизнь других.

Читайте также:  Основная идея и смысл песни о вещем олеге пушкина

«Шариковщина» никогда не изживёт себя никогда.  Данное социальное явление-низшая ступень, аморальность, способна проявиться в каждой эпохи в различных её  обличиях.

Жалкие низменные начала, можно сказать почти животные,  полная отрешенность разума, пренебрежение традициями и общеустановленными правилами-порождается не сколько человеком, сколько самим обществом. Вырастить такого Шарикова проще простого, а вот воспитать из него культурного человека, ячейку интеллигенции практически невозможно.

«Чтобы быть человеком недостаточно просто ходить на двух ногах и уметь говорить»–ещё раз  напоминает Булгаков. Его сатирическая, полная фантасмагорий повесть, ещё раз наводит нас на печальные раздумья о  ближайшем будущем общества, наполненным хамством,  ленью, пьянством …

Так ли безнадежно ли наше общество и удастся ли когда-нибудь ускорить «шариковщину», без моральную, бессовестную, беспринципную?

(1 votes, average: 5.00

Источник: https://school-essay.ru/sharikovshhina-kak-socialnoe-i-moralnoe-yavlenie-po-povesti-bulgakova-sobache-serdce.html

Готовые школьные сочинения

июня 23 2016

Шариков и “шариковщина”(по повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”)

…Весь ужас в том, что у него уж не собачье, а именно человеческое сердце. И самое all so ch. ru 2001 2005 паршивое из всех, Которые существуют в природе. М. Булгаков. Собачье сердце К.

Паустовский рассказывал, что семья Булгаковых была “насквозь интеллигентной”: “Такие семьи с большими трудовыми и культурными традициями были украшением провинциальной жизни, своего рода очагами передовой мысли”.

Я думаю, что именно отсюда берет начало скептическое отношение Булгакова к революции, ведь последовавшие за ней голод и разруха, попытка наделить правом власти невежественных и бескультурных людей не могла вызвать одобрения у глубоко интеллигентного человека.

С бедами молодой Страны Советов Булгаков пытался бороться многими способами, в том числе и призвав в союзники сатиру. Написанная в 1925 г. повесть “Собачье сердце” — яркий тому пример.

В этой повести известный ученый, профессор Преображенский с помощью ассистента Борменталя путем фантастической операции пересаживает безродному и ранее бездомному псу Шарику семенные железы и гипофиз мозга уголовника, пьяницы и хулигана Клима Чугункина.

Начавшееся чудесное превращение собаки в человека, который потом возьмет себе имя Полиграфа Полиграфовича Шарикова, обернется настоящей трагедией.

“Милейший пес” Шарик превратился в невежественного, бездуховного, ограниченного Шарикова, унаследовав от своего “донора” целый букет пороков, с которыми тщетно пытались бороться профессор Преображенский и доктор Борменталь.

Совет

Профессор всегда был уверен, что разруха происходит от того, что человек занят не своим делом, она в головах, а не на улице.

“Разруха” в голове Шарикова усугублялась поучениями председателя домкома Швондера, который, сам будучи ограниченным и некультурным человеком, сумел передать Шарикову ненависть к любым проявлениям культуры и духовности.

Полиграф Полиграфович не только не чувствует никакой признательности или благодарности к первым своим учителям, сделавшим из него “человека” (по внешности), но и с каждым днем становится все наглее и агрессивнее. В своей повести М.

Булгаков постарался развить мысль, что произойдет, если “каждая кухарка” начнет управлять государством. Во что превратят страну шариковы, получившие власть, но невежественные настолько, что даже не умеют вести себя в обществе. Они станут главными источниками разрухи.

Вот почему профессор решается прекратить столь интересный для науки, но ужасный с точки зрения морали и нравственности эксперимент.

Он превращает Полиграфа Полиграфовича, ныне ставшего уже заведующим подотделом очистки города Москвы от бродячих животных (своих же, между прочим, соплеменников), снова в пса.

Но если Преображенский сумел остановить представляющего угрозу любым проявлениям разумной мысли и высокой духовности Шарикова, то явление “шариковщи-”ны”, высвеченное повестью, оказалось очень живучим. Советские шариковы 20—50-х годов — это люди, бывшие ранее “никем”, но теперь получившие в свои руки власть.

Сколько безвинно пострадавших на их совести за все эти годы? Нетерпимые, невежественные, подозрительные, агрессивные, они живут и сегодня. И бороться с ними можно, лишь постоянно повышая свой культурный уровень, занимаясь самовоспитанием и самообразованием.

Ведь давно известно: изменяя себя, мы изменяем мир.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Шариков и “шариковщина”(по повести М. А. Булгакова “Собачье сердце”) . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/sharikov-i-sharikovshhina-po-povesti-m-a-bulgakova-sobache-serdce/

«ШАРИКОВЩИНА» КАК СОЦИАЛЬНОЕ И МОРАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)

11 класс

Сочинения по русской литературе

«ШАРИКОВЩИНА» КАК СОЦИАЛЬНОЕ И МОРАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»)

Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» написана в 1925 году. К этому времени последствия Октябрьского переворота — социального эксперимента в масштабах всей страны — уже вполне прояснились. Именно с этой точки зрения рассматриваются в повести результаты эксперимента профессора Преображенского — Шариков и «шариковщина».

По происхождению Шариков, с одной стороны, бродячий пес, с другой стороны — беспутный пьяница, и совмещает в себе многие их черты. Главное чувство Шарикова — ненависть ко всем, кто его обижал.

Характерно, что чувство это как-то сразу оказывается близким классовой ненависти пролетариата к буржуазии (Шариков читает переписку Энгельса с Каутским), ненависти бедных к богатым (распределение жилплощади силами домового комитета), ненависть необразованных к интеллигенции.

Обратите внимание

Получается, что весь новый мир построен на ненависти к старому. А для ненависти много не надо. Шариков, чьим первым словом было название магазина, где его обварили кипятком, очень быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращает свое невежество в оружие против образованности.

У него даже появляется духовный наставник — председатель домкома Швондер.

Шариков необходим Швондеру, потому что Швондер внутри — точно такой же шариков. В нем та же ненависть и страх перед силой, та же тупость. Ведь именно он способствует продвижению Шарикова по службе — тот становится уполномоченным по уничтожению бродячих собак и кошек. Ну, кошки еще понятно — пережиток прошлого.

Но собак-то за что? И тут проявляется моральная основа «шариковщины» — неблагодарность и уничтожение себе подобных ради того, чтобы доказать свое отличие от них, самоутвердиться. Желание возвыситься за счет других, а не ценой собственных усилий характерно для представителей так называемого нового мира.

Швондер, вдохновляющий Шарикова на подвиги (например, на завоевание квартиры Преображенского), просто еще не понимает, то следующей жертвой будет он сам.

Когда Шариков был собакой, к нему можно было испытывать сочувствие. Совершенно незаслуженные лишения и несправедливости сопровождали его жизнь. Может быть, они дают право Шарикову и ему подобным на месть? Может быть, они борются за справедливость? Но в том- то и дело, что Шариков и шариковы думают только о себе.

Справедливость в их понимании — это пользоваться теми благами, которыми раньше пользовались другие. О том, чтобы создать что- то для других, речи вообще нет. Об этом и говорит профессор Преображенский: «Разруха — в головах». Люди перестали заниматься делом, а занимаются борьбой, урыванием куска.

Почему после революции нужно ходить в калошах по коврам, воровать шляпы в парадных? Люди сами творят разруху и «шариковщину». Такова социальная основа «шариковщины»: рабы, которые пришли к власти, однако полностью сохранили рабскую психологию.

С одной стороны — это покорность и угодливость по отношению к вышестоящим, с другой стороны — холуйская жестокость к зависимым от них людям или таким же, как они.

В повести М. Булгакова профессор Преображенский сам исправляет свою ошибку. В жизни сделать это гораздо сложнее. Милый пес Шарик не помнит, что был уполномоченным Шариковым и уничтожал бродячих собак. Настоящие шариковы такого не забывают. Поэтому социальные эксперименты, в результате которых появляется «шариковщина», очень опасны.



Источник: https://scribble.su/work/zolotaya/587.html

Сочинение на тему ЧТО ТАКОЕ ШАРИКОВЩИНА

Из повести Булгакова “Собачье сердце” становится понятным термин “шариковщина”. В данном случае его название идет от фамилии Шариков и ассоциироваться у читателя с чем-то наглым, необразованным и неконтролируемым.

Шариков Полиграф Полиграфович, появился в результате серьезного научного эксперимента, который проводили профессор Преображенский и доктор Борменталь.

Два заслуженных деятеля медицины сделали операцию по пересадки сердца от человека к собаке. Эксперимент увенчался успехом, и оперируемый пес по кличке Шарик, выжил. Помимо этого “подопытный” постепенно “превратился” в существо, напоминающее человека, то есть Шарикова.

Важно

Почему же все-таки в существо, а не в человека? Автор наделяет его способностью ходить, говорить, рассуждать, однако лишает самого главного –души. “Собачья натура” не выродилась из Шарикова. Он становится наглым, лживым, завистливым, к тому же очень глупым. Все эти людские пороки ему достались от Клима Чугункина. который был при жизни пьяницей и самодуром.

Все попытки профессора воспитать “подопечного” заканчиваются провалом. Шариков с презрением относится к своему “спасителю”. Он жаждет власти, денег и требует часть жилплощади у Преображенского.

“Шариковщина” творится в квартире профессора. Крики, скандалы, сломанные вещи, пьяные дебоши и похотливые приставания к прислуге. Автор делает акцент на том, что Полиграф превращает жизнь профессора в настоящий ежедневный кошмар. Ведь будучи интеллигентом, Преображенский никогда не допускал подобного в своей жизни.

Булгаков, дает читателю задуматься о смысле жизни, о том, что каждый человек “кузнец своего счастья”. Всегда, какими бы ни были намерения, прежде чем что-то сделать, стоит лишний раз подумать о последствиях. Впустить в свою жизнь “шариковщину” – легко, вывести ее – бывает практически невозможно.

Булгаков специально делает акцент на том, что Шариков прислушивается только к Швондеру. Ведь “пролетариат” не учит добру, манерам и духовному развитию. Он пытается с помощью Полиграфа хоть как-то досадить профессору.

С подачи Швондера. Полиграф устраивается на должность. Под его непосредственным руководством должен происходить отлов бродячих животных. Однако все сводится к полному истреблению котов на улицах, так как Шариков к ним питал огромную ненависть.

И в этом случае автор показывает “шариковщину”. Ведь даже на работе, Полиграф не перестает думать только о своих интересах. Он пользуется служебным положением, чтобы “поквитаться” с кошками, иными словами, учиняет самосуд.

Шарикову нет места в обществе. Он одинок, но не переживает по этому поводу. Шводнер составляет ему “компанию”, которая ведет к утопии обоих. Пролетарий будто бы “затягивает” мужчину, толкая его на “подвиги” лицемерия, жестокости и лжи.

Однажды, присутствовавший при очередном скандале с профессором, доктор Борменталь не выдерживает. Он решает раз и навсегда “расправиться” с агрессором Шариковым.

Совет

Жил товарищество кинулось на поиски Полиграфа. Явившись на квартиру к Преображенскому с милицией, Швондер оказался в глупом положении. На пороге их встретило существо, которое еще передвигалось на двух ногах, но уже отдаленно напоминало Шарикова. Через некоторое время “шариковщина” навсегда ушла в небытие.

Источник: http://schoolessay.ru/sochinenie-na-temu-chto-takoe-sharikovshhina/

Шариковщина» — явление социальное

Сочинения по литературе: Шариковщина» — явление социальное «Теперь, когда наша несчастная Родина находится на самом дне ямы позора и бедствия, в которую ее загнала «великая социальная революция», у многих из нас все чаще и чаще начинает являться одна и та же мысль. Она проста: а что же будет с нами дальше…» Михаил Булгаков Если читатель заглянет в Краткую литературную энциклопедию, чтобы получить справку о Михаиле Булгакове, то в первую очередь он узнает, что будущий писатель родился в 1891 году «в семье профессора». Здесь есть небольшая неточность: отец Булгакова, доцент Киевской духовной академии, стал профессором только в 1907 году. Но тем не менее для нас это важный факт биографии писателя. Ведь одним из главных героев повести «Собачье сердце» является интеллигентнейший человек, профессор Преображенский.

В повести перед нами развертывается реальная картина новой советской жизни. Так уж получилось, что мечта деятелей русского возрождения сбылась в уродливой форме. В России действительно появился «новый человек», он получил имя «гомо советикус».

Литераторы в своих произведениях начали исследовать данный феномен. И появился ряд пародийных произведений у таких выдающихся сатириков, как Зощенко, Эрдман, Катаев. «Гомо советикус» отлично вписался в новые политические и социальные условия.

Большевистский режим как нельзя лучше отражал его «генотип».

Такой человек верил в свою правоту, был агрессивен и нетерпим к чужому мнению. Михаил Булгаков не мог пройти мимо такого явления и создал целую серию портретов «гомо советикуса».

Почти в одно время вышли его сатирические повести «Роковые яйца», «Дьяволиада» и «Собачье сердце». Итак, перед нами главный герой повести «Собачье сердце» — профессор медицины Филипп Филиппович Преображенский. Он практикует модное в то время омолаживание человека.

Надо отдать должное'таланту ученого: Преображенский известен своими трудами и за границей.

Днем он принимает пациентов, а вечером берется за изучение медицинской литературы. Не чужд профессор и маленьких земных радостей: любит вкусно покушать, поблистать в уважаемом обществе в дорогой одежде, поболтать со своим помощником Борменталем на разные скользкие темы.

Читайте также:  Сочинение по рассказу бежин луг тургенева 6 класс

Словом, перед нами типичный интеллигент, которому советская власть еще не успела, как говорится, окончательно перекрыть кислород. Впрочем, такой ученый большевикам не мешает: ведь он не занимается политикой. В один прекрасный день в доме профессора появляется дворняга Шарик.

Его характер удивительным образом созвучен «гомо советикусу»: пес готов на все ради куска колбасы, у него вздорнгш и агрессивный харак тер.

Обратите внимание

Проходя мимо швейцара, Шарик думает: «Вот бы тяпнуть его за пролетарскую мозолистую ногу». На чучело совы он смотрит с такими чувствами: «А сова эта — дрянь. Наглая. Мы ее разъясним».

В порядке эксперимента Преображенский пересаживает Шарику семенные железы человека. И вот на глазах изумленного ученого пес постепенно превращается в человекоподобное существо. Шарик, или уже Полиграф Полиграфович Шариков, быстро находит в человеческом обществе свою социальную нишу.

Все происходит, как в советском государстве: низы, дорвавшись до власти, начинают теснить все, что раньше занимало это социальное жизненное пространство. Совмещающий в себе прошлое бродячей собаки и пьяницы-люмпена, Шариков «рождается» с одним чувством — ненавистью к тем, кто его обижал.

Здесь и классовая ненависть пролетариата к буржуазии (Шариков читает переписку Энгельса с Каутским), ненависть бедных к богатым (распределение квартир силами домового комитета), ненависть необразованных к образованным и т. д. В итоге весь «новый мир» построен на ненависти к старому.

Ведь для ненависти многого не надо.

Она сама по себе разрушает, а что будет потом — это мы посмотрим. Шариков, чьим первым словом было название магазина, где его обварили кипятком, очень быстро учится пить водку, хамить прислуге, превращать свое невежество в оружие против образованности. У него уже есть «духовный наставник» — председатель домкома Швондер.

Карьера Шарикова поистине удивительна: от бродячего пса до уполномоченного по уничтожению бродячих кошек и собак. Можно понять, почему Шариков ненавидит кошек. Но собак-то за что? И тут проявляется одна из основных черт Шарикова: ему чужда благодарность (в отличие от Шарика). Наоборот, он мстит тем, кто знает его прошлое.

Он мстит себе подобным, чтобы доказать свою отличность от них, самоутвердиться. Желание возвыситься за счет других, а не ценой собственных усилий, характерно для представителей так называемого «нового мира».

Швондер, вдохновляющий Шарикова на подвиги (например, на завоевание квартиры Преображенского), просто еще не понимает, что следующей жертвой станет он сам. -Шариков-пёс вызывал некоторое сочувствие.

Лишения и несправедливости сопровождали его жизнь.

Важно

Может быть, они дают право Шарикову и ему подобным на месть? Ведь что-то сделало их такими озлобленными и жестокими? Разве Преображенский, во время голода и разрухи живущий в пяти комнатах и каждый день шикарно обедающий, думает о голодных нищих и социальной справедливости? Но вся беда в том, что и шариковы не думают о социальной справедливости. Они думают только о себе. Справедливость в их понимании — это попользоваться теми благами, которыми раньше пользовались другие. Не разделить поровну, тем более не заработать, а забрать себе!

О том, чтобы создать что-либо для всех, вообще речи нет. Поэтому профессор Преображенский восклицает: «Разруха — в головах». Каждый перестает делать дело, а занимается только борьбой, урыва-нием куска. Интеллигент недоумевает, почему при революциях надо ходить в калошах по коврам и воровать шляпы из передних? Люди сами творят разруху и шариковщину.

Булгаков мастерски показывает психологический тип русского ученого, который еще не сталкивался со всеми «прелестями» большевистского ре жима. Увлекшись своими разработками, профессор не заметил, что зашел слишком далеко и создал представителя суровой власти. И в этом глубокий смысл повести.

Русская интеллигенция в поисках всеобщего счастья пошла на эксперимент, чудовищного результата которого не ожидала.

Новоявленный Шариков буквально сживает ученого со свету. Профессор в позднем раскаянии сетует на свою ошибку: «Я заботился совсем о другом, об евгенике, об улучшении человеческой породы. И вот на омоложении нарвался». Осознав свою роковую ошибку, профессор Преображенский совершает новую операцию, чтобы освободить человечество от этого кошмара.

Он возвращает Шарикова в прежнее состояние. В наше время очень остро стоит вопрос об ответственности каждого человека за результаты своего труда. Многочисленные безответственные эксперименты над природой привели к катастрофе в экологии.

Научные открытия в XX веке позволили создать супероружие, которое не имеет смысла использовать, ибо тогда погибнет вся планета.

Результаты социальных экспериментов мы постоянно ощущаем на себе. В повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» описан биосоциальный эксперимент.

Чисто научное любопытство профессора Преображенского приводит к появлению на свет необычного существа — монстра Шарикова! В новом обществе к власти приходят рабы, которые ни в чем не изменили свою рабскую сущность.

Только на месте угодливости и покорности высшим у них появляется столь же холуйская жестокость к зависимым от них людям. Власть шариковы получили раньше, чем основы культуры, образования. В повести М. Булгакова профессор сам исправляет свою ошибку.

Совет

В жизни это сделать гораздо сложнее. Прекрасная собака Шарик не помнит о том, что была уполномоченным Шариковым и уничтожала бродячих собак. Настоящие, «человеческие» шариковы такого не забывают. Раз получив власть, они добровольно не отдадут ее. Поэтому социальные эксперименты, на волне которых поднимаются шариковы, опаснее всех прочих экспериментов.

Источник: http://historylib.net/sharikovshhina-yavlenie-socialnoe/

Шариков и шариковщина

Творчество Булгакова — вершинное явление русской художественной культуры XX века. Трагична судьба Мастера, лишенного возможности быть напечатанным, услышанным. С 1927 по 1940 год Булгаков не увидел ни одной своей строчки в печати. Михаил Афанасьевич Булгаков пришел в литературу уже в годы Советской власти.

Он испытал все сложности и противоречия советской действительности тридцатых годов. Детство и юность его связаны с Киевом, последующие годы жизни — с Москвой. Именно в московский период жизни Булгакова была написана повесть “Собачье сердце”.

В ней с блестящим мастерством и талантом раскрыта тема дисгармонии, доведенной до абсурда благодаря вмешательству человека в вечные законы природы. В этом произведении писатель поднимается на вершину сатирической фантастики.

Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предупреждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах.

Булгаков воплощает свою убежденность в предпочтительности нормальной эволюции перед насильственным методом вторжения в жизнь, он говорит о страшной разрушительной силе самодовольного агрессивного новшества.

Эти темы вечны, и они не утратили своего значения и теперь.

Повесть “Собачье сердце” отличается предельно ясной авторской идеей: свершившаяся в России революция явилась не результатом естественного духовного развития общества, а безответственным и преждевременным экспериментом. Поэтому страну необходимо возвратить в ее прежнее состояние, не допустив необратимых последствий такого эксперимента.

Итак, посмотрим на главных героев “Собачьего сердца”. Профессор Преображенский — демократ по происхождению и убеждениям, типичный московский интеллигент. Он свято служит науке, помогает человеку, никогда не навредит ему. Гордый и величественный, профессор Преображенский так и сыплет старинными афоризмами.

Обратите внимание

Будучи светилом московской генетики, гениальный хирург занимается прибыльными операциями по омоложению стареющих дам. Но профессор задумывает улучшить саму природу, он решает посоревноваться с самой жизнью, создать нового человека, пересадив собаке часть человеческого мозга.

Так на свет появляется Шариков, воплощающий в себе нового советского человека.

Каковы же его перспективы развития? Ничего впечатляющего: сердце бродячей собаки и мозг человека с тремя судимостями и ярко выраженной страстью к алкоголю. Вот то, из чего должен развиться новый человек, новое общество. Шариков во что бы то ни стало хочет выбиться в люди, стать не хуже других.

Но он не может понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития, требуется труд по развитию интеллекта, кругозора, овладение знаниями.

Полиграф Полиграфович Шариков (так теперь называют существо) надевает лакированные ботинки и ядовитого цвета 192 “• Галстук, но в остальном его костюм грязен, неопрятен, безвкусен.

Человек с собачьим нравом, основой которого был люмпен, чувствует себя хозяином жизни, он нагл, чванлив, агрессивен.

Конфликт между профессором Преображенским и человекообразным люмпеном абсолютно неизбежен. Жизнь профессора и обитателей его квартиры становится сущим адом. Вот одна из их бытовых сцен: “— …Окурки на пол не бросать, в сотый раз прошу. Чтобы я больше не слышал ни одного ругательного слова в квартире!

Не плевать! Вон плевательница, — негодует профессор. — Что-то вы меня, папаша, больно утесняете, — вдруг плаксиво выговорил человек”.

Вопреки недовольству хозяина дома, Шариков живет по-своему: днем спит на кухне, бездельничает, творит всяческие безобразия, уверенный, что “в настоящее время каждый имеет свое право”. И в этом он не одинок. Полиграф Полиграфович находит союзника в лице Швондера — местного председателя домкома. Тот несет такую же ответственность, как и профессор, за человекообразного монстра.

Важно

Швондер поддержал социальный статус Шарикова, вооружил его идейной фразой, он его идеолог, его “духовный пастырь”. Швондер снабжает Шарикова “научной” литературой, дает тому на “изучение” переписку Энгельса с Каутским. Звероподобное существо не одобряет ни одного автора: “А то пишут, пишут…

Конгресс, немцы какие-то…” Вывод он делает один: “Надо все поделить”. Вот и выработалась психология Шарикова. Он инстинктивно учуял главное кредо новых хозяев жизни: грабь, воруй, растаскивай все созданное. Главный принцип социалистического общества — всеобщая уравниловка, называемая равенством. Все мы знаем, к чему это привело.

Звездным часом для Полиграфа Полиграфовича явилась его “служба”. Исчезнув из дома, он предстает перед изумленным профессором эдаким молодцом, полным достоинства и уважения к себе, “в кожаной куртке с чужого плеча, в кожаных же потертых штанах и высоких английских сапожках”. Неимоверный запах котов сейчас же расплылся по всей передней.

Ошарашенному профессору он предъявляет бумагу, в которой говорится, что товарищ Шариков состоит заведующим отделом чистки города от бродячих животных. Устроил его туда Швондер. Итак, булгаковский Шарик совершил головокружительный прыжок: из бродячей собаки он превратился в санитара по очистке города от бродячих собак и кошек. Что ж, преследование своих — характерная черта всех шариковых.

Они уничтожают своих, словно заметая следы собственного происхождения… Последний аккорд шариковской деятельности — донос на профессора Преображенского. Нужно отметить, что именно в тридцатые годы донос становится одной из основ социалистического общества, которое правильнее было бы назвать тоталитарным. Только такой режим может иметь в своей основе донос.

Шарикову чужды стыд, совесть, мораль. У него отсутствуют человеческие качества, есть лишь подлость, ненависть, злоба. Однако профессор Преображенский все-таки не оставляет мысли сделать из Шарикова человека.

Он надеется на эволюцию, постепенное развитие. Но развития нет и не будет, если сам человек к нему не стремится. Благие намерения Преображенского оборачиваются трагедией.

Он приходит к выводу, что насильственное вмешательство в природу человека и общества приводит к катастрофическим результатам. В повести профессор исправляет свою ошибку, превращая Шарикова обратно в пса. Но в жизни подобные эксперименты необратимы.

Совет

Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 году. После революции были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами.

Тоталитарная система этому очень способствует.

Из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и переживает сейчас тяжелые времена. Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность все время проявляется.

Судья осуждает невиновного, чтобы выполнить план по раскрытию преступлений; врач отворачивается от больного; мать бросает свое дитя; чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, готовы предать своих же. Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, так как в них проснулся нелюдь и втаптывает их в грязь.

Приходя к власти, нелюдь старается расчеловечить всех вокруг, так как нелюдями легче управлять. У них все человеческие чувства заменены инстинктом самосохранения.

Собачье сердце в союзе с человеческим разумом — главная угроза нашего времени. Именно поэтому повесть, написанная в начале века, остается актуальной и в наши дни, служит предупреждением грядущим поколениям. Сегодняшний день так близок ко вчерашнему…

На первый взгляд кажется, что все изменилось, что страна стала другой. Но сознание и стереотипы остались теми же. Пройдет не одно поколение, прежде чем шариковы исчезнут из нашей жизни, люди станут другими, не станет пороков, описанных Булгаковым в его бессмертном произведении. Как хочется верить, что это время настанет!..

Источник: http://sochbox.com/sharikov-i-sharikovshhina/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector