Анализ главы княжна мери (герой нашего времени) сочинение

Последний разговор Печорина с княжной Мери (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Последний разговор Печорина с княжной Мери (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

  Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

    Михаила Юрьевича Лермонтова можно по праву назвать великой личностью, гениальным поэтом и прозаиком. Несмотря на раннюю смерть, он оставил потомкам огромное литературное наследие.     Роман Лермонтова «Герой нашего времени» называют новаторским. В описании характера своего главного героя, Печорина, автор использовал глубокий психологизм. Это было большим новшеством.

    Взяв за основу тему пушкинского романа в стихах, Лермонтов создал произведение уникальное, непохожее ни на что. Его роман состоит из нескольких повестей, расположенных вопреки хронологическому порядку. Сначала мы видим героя глазами других персонажей, затем он сам анализирует свою душу в дневнике.

Пожалуй, глубже всего характер Печорина предстает перед читателем в повести «Княжна Мери».     С молодой княжной Печорин познакомился в Кисловодске. Его кровь взбудоражила возможность переманить ее внимание от пафосного Грушницкого к себе. Но герой вновь заигрался. Чем дальше, тем больше ему хотелось абсолютной власти над личностью молодой девушки.

Обратите внимание

В отношении к Мери Печорин не видит граней между добром и злом, не признает никаких моральных ограничений. Путем точного расчета он влюбляет в себя княжну и даже, кажется, сам увлекается ею.     Но эти чувства, как и все, что испытывает Печорин, оказались недолгими. Тем не менее, девушка влюблена.

Она не понимает до конца природу чувств Печорина к ней и доводит себя до нервного расстройства. Герой понимает, что заигрался, и пришло время «расставить все точки над i». Перед отъездом в крепость N он приходит к Мери с целью объясниться.

    Когда княжна выходит к Печорину, мы видим, насколько она больна: «Дойдя до середины комнаты, она пошатнулась… Ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду… Ее нежные руки, сложенные на коленях, были так худы и прозрачны, что мне стало жаль ее».     Любовь не принесла ожидаемой радости, восторга, счастья.

Вместе с этими эмоциями пришли страдания, неясность, постоянное нервное напряжение. Важно заметить, что в душе героя нет ни «искры любви к милой Мери». Он испытывает лишь жалость к жертве своего тщеславия и эгоизма.     Как помочь девушке разлюбить себя? Заглушить в ней любовь ненавистью и презрением. Именно так решил поступить Печорин.

Он признается Мери в том, что смеялся над ней, разыгрывая из себя влюбленного, и подводит ее к выводу: «Следственно, вы меня любить не можете…». Не думаю, что княжна ожидала такого поворота событий. Об этом говорит ее поведение: «Она отвернулась, облокотилась на стол, закрыла глаза рукою, и … в них блеснули слезы».

    Печорин признается сам себе, что в этот момент готов был упасть к ее ногам. Значит, в этом человеке еще живут чувства, которые он часто сам от себя скрывает. Если бы Мери была ему безразлична, он не жалел бы ее так остро. А эта жалость косвенно говорит о раскаянии героя. Он начал свою игру с привлечения к себе внимания молодой девушки.

Все ходы в этой партии были расписаны наперед. Не ожидал Печорин лишь одного – своего увлечения княжной. Потом, в один из моментов, герою показалось, что он сам влюбился. Но это, как всегда, было ненадолго.     Оставшаяся внутри нежность делает объяснение Печорина с Мери очень трудным. Он вновь играет роль, не позволяя себе показать истинные эмоции.

Поэтому самые жестокие фразы герой произносит «с принужденной усмешкою» и «твердым голосом».     Григорий Александрович говорит Мери о невозможности на ней жениться: «вы сами видите, что я не могу на вас жениться, если б вы даже этого теперь хотели, то скоро бы раскаялись». В этой фразе Печорин не лукавит.

Важно

Действительно, его женитьба на княжне принесла бы молодой девушке одни лишь страдания. Герой сознает свое непостоянство в чувствах. Он мог бы быть счастлив с Мери в течение очень недолгого времени. Затем наступила бы давно знакомая ему скука.     Печорин топчет любовь Мери, помогая ей быстрее избавиться от этого чувства: «Вы видите, я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль, и даже в этом признаюсь; вот все, что я могу для вас сделать… Видите ли, я перед вами низок. Не правда ли, если даже вы меня и любили, то с этой минуты презираете?». Конечно же, его слова возымели желанный эффект. «Я вас ненавижу» – говорит Печорину Мери. На этом герои расстаются.

    Печорин объяснился с Мери. Был ли этот поступок честным? Возможно. Но теперь эта молодая девушка еще долго будет чувствовать себя обманутой и оскорбленной в своих лучших чувствах.

Ее жизнь еще только начинается, но после Печорина она будет отравлена недоверием к окружающим. Вероятно, Мери больше никогда не будет счастлива.

Поступок Печорина жесток даже не оттого, что он обманул молодую княжну, а оттого, что своей жестокой игрой он сломал ее юную жизнь. Мери еще долго будет помнить этот страшный урок.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Герой нашего времени / Последний разговор Печорина с княжной Мери (анализ эпизода из главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Смотрите также по произведению “Герой нашего времени”:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00030001184864240695

Письмо Веры Печорину (Анализ фрагмента главы «Княжна Мери» из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

В центре романа Лермонтова «Герой нашего времени» стоит проблема личности, «героя времени», который, вбирая в себя все противоречия своей эпохи, в то же время находится в глубоком конфликте с обществом и окружающими его людьми. Этот конфликт определяет образную систему произведения. Все персонажи группируются вокруг главного героя – Печорина, и, вступая с ним в разнообразные отношения, помогают выделить ту или иную черту его личности.

По своему характеру Печорин романтик байронического типа. Он, личность яркая, сильная и крайне противоречивая, выделяется на фоне всех остальных героев и сам осознает свою неординарность, презирая других людей и стремясь сделать их игрушками в своих руках. Интересно, что и в глазах окружающих он тоже предстает в ореоле романтического героя, но отношение к нему неоднозначно.

Особую значимость в романе приобретают женские образы. Давно утвердилась мысль, что «всех слабее обрисованы лица женские», как отмечал еще Белинский.

Но как бы то ни было, в системе персонажей они играют очень важную роль. Ведь «история души человеческой» раскрывается в романе в одном из самых ярких ее проявлений – в любви.

И, может быть, именно здесь заметнее всего выступают противоречия натуры Печорина.

Печорин жаждет любви, он страстно ищет ее, «бешено гонится» за ней по свету. Почти во всех частях романа сюжет основан на очередной любовной истории Печорина или же каким-то образом связан с женщиной. Именно в любви Печорин пытается найти то, что могло бы примирить его с жизнью, но каждый раз его ждет новое разочарование. Кто виновен в этом?

Очевидно, прежде всего сам Печорин. Ведь его отношение к женщине и к любви весьма своеобразно. «Я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания – и никогда не мог насытиться».

В этих словах героя звучит ничем не прикрытый эгоизм, и пусть от него страдает и сам Печорин, но еще более это касается тех женщин, с которыми его связала жизнь.

Совет

Почти всегда встречи с ним заканчиваются для них трагически – умирает Бэла, тяжело заболевает княжна Мери, опрокинут устоявшийся образ жизни девушки из «Тамани» Ундины, страдания и горе принесла любовь Печорина Вере.

Но есть и другая причина, которая кроется в самих этих женщинах, встреченных Печориным. Каждая из них, обладая своей индивидуальностью, все же не может устоять перед напором личности Печорина, становясь, по сути, его рабой. «Ты знаешь, что я твоя раба: я никогда не умела тебе противиться», – говорит ему Вера.

Сам Печорин отмечает, что «не любит женщин с характером», ему необходимо повелевать другими, всегда быть выше всех – ведь он истинный романтик. Но возможно ли при этом надеяться найти настоящую любовь, ту, где не один, а оба любящих готовы пожертвовать своими интересами, отдавать, а не брать? Может быть, слишком покорными и жертвенными натурами оказались те, с кем свела жизнь Печорина?

Во всяком случае, именно такие отношения связывали Веру и Печорина. Нам трудно представить точно, как они развивались, потому что в описании Веры автор часто использует намеки, образ этот очерчен неполно и так до конца остается неясным.

Вероятно, здесь отчасти сказалось и то, что одним из прототипов этой героини была Варвара Лопухина, в замужестве Бахметева. Имеются предположения, она была единственной подлинной любовью Лермонтова, пронесенной им через всю жизнь.

Но судьба разлучила их, а ревнивый муж Вареньки категорически противился какому-либо общению ее с Лермонтовым.

В той ситуации, которая рисуется в романе, действительно есть отдельные черты этой истории. Но главное, пожалуй, в том, что Вера – единственная женщина, которая по-настоящему дорога Печорину; она единственная, кто сумел разобраться и понять его сложный и противоречивый характер.

«За что она меня так любит, право, не знаю! -записывает Печорин в своем дневнике. – Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями».

Именно об этом и свидетельствует ее прощальное письмо, полученное Печориным после его возвращения е дуэли.

Обратите внимание

Прежде всего в этом письме звучит подтверждение того, что Печорин обладает какой-то особенной властью над женщинами, и Вера, как и другие, покорилась ему. «Мое слабое сердце покорилось снова знакомому голосу», – пишет она.

Вера признает, что любовь Печорина к ней эгоистична: «Ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна».

Это абсолютно верное замечание, ведь именно скука заставляет Печорина постоянно гнаться за все новыми и новыми впечатлениями, искать новую любовь и вновь разочаровываться: «Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым».

Вера права и в том, что, несмотря на это, Печорин несчастлив: «Никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном». Но напрасно ожидать, что ему доступно понимание жертвенной любви: он принимает ее как должное, но сам не способен на такое же ответное чувство.

Почему же Вера, как и другие женщины, так любит его, чем он навсегда покорил ее сердце? Пытаясь разобраться в этом, она дает абсолютно точный портрет героя.

«В твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное», – отмечает она. Но это вовсе не означает, что Печорин лучше других.

В этом Вера очень близка авторской характеристике «героя времени», данной в предисловии к роману: «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии».

Вера прямо связывает с Печориным понятие зла: «Ни в ком зло не бывает так привлекательно», – говорит она. Ее слова буквально повторяет сам Печорин в своих размышлениях о любви Веры к нему: «Неужели зло так привлекательно?».

Мысль, на первый взгляд, выглядящая парадоксально: зло обычно не воспринимается как нечто привлекательное. Но у Лермонтова была своя особая позиция по отношению к силам зла: без них невозможно развитие жизни, ее совершенствование, в них не только дух разрушения, но и жажда созидания.

Недаром в его поэзии такое важное место занимает образ Демона, причем не столько озлобленного («зло наскучило ему»), сколько одинокого и страдающего, ищущего любви, которую ему так и не дано обрести никогда.

Очевидно, что Печорин носит в себе черты этого необычного лермонтовского Демона, не говоря о том, что сюжет «Бэлы» во многом повторяет историю романтической поэмы «Демон».

Сам герой романа видит в себе того, кто несет зло окружающим и спокойно воспринимает это, но все же пытается найти добро и красоту, которые-гибнут при столкновении с ним.

Важно

Вероятно, особая привлекательность зла в Печорине связана именно с такой параллелью между героями романа и поэмы. Демон горд и прекрасен, и Тамара покоряется ему, услышав только его голос. А вот как пишет о Печорине Вера, отмечая, что в нем есть «что-то гордое и таинственное»: «В твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая».

Эту власть чувствуют не только женщины, перед Печориным вынуждены отступать и все остальные герои романа. Он, как Титан среди людей, возвышается над всеми, но при этом остается абсолютно одинок. Такова судьба сильной личности, не способной вступать в гармоничные отношения с людьми.

Читайте также:  Сочинение конфликты в пьесе на дне горького

Конец письма Веры— рассказ о ссоре с мужем и причина ее срочного отъезда. Но и здесь главное – тревога и волнение за любимого человека, столько страданий ей принесшего. Она, не сумев справиться с чувствами, когда узнала о ссоре Печорина с Грушницким, выдала себя мужу. «Я погибла, – но что за нужда?» – пишет она.

Все ее помыслы только о Печорине: «Ты жив, ты не можешь умереть!» Какое самоотречение, какая глубокая любовь и боль в ее прощальных словах: «Если б я могла быть уверена, что ты всегда меня будешь помнить, – не говорю уж любить, – нет, только помнить…

» Она, для него «потерявшая все на свете», принесшая ему столько жертв, требует лишь одной: помнить ее и не жениться на Мери.

Как можно не откликнуться на такое чувство? Правда, Печорин, получив письмо, в первый момент в отчаянии бросается за Верой, конь под ним падает, и герой плачет, «горько, не стараясь удерживать слез и рыданий». Но вот порыв прошел, эмоции утихли и их место занимает трезвый анализ: «Мне, однако, приятно, что я могу плакать!» Так его мысли снова вернулись к самому себе, и оказалось, что даже Вера ему не нужна.

Безусловно, судьба Веры печальна, но она сохранила главное – любовь. Печорина, конечно, жаль, но трагизм его положения, как мне кажется, во многом связан именно с тем, что он умеет любить только себя.

Источник: http://lit-helper.com/p_Pis-mo_Veri_Pechorinu_Analiz_fragmenta_glavi_Knyajna_Meri_iz_romana_M_Yu__Lermontova_Geroi_nashego_vremeni

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

В обычной трактовке образа Печорин представляется героем с «холодным сердцем», не способным любить. Но в романе есть женский образ, который не позволяет так однозначно судить о Печорине. Это образ Веры.

     Имя Веры появляется в романе раньше, чем она сама, и, вполне возможно, имеет символическое значение. Наш герой не верит в любовь, но женщину, которая любит его, зовут Вера.

В финале повести «Княжна Мери», когда Вера покидает Пятигорск, герой вдруг выказывает чувства ему совершенно вроде бы несвойственные: «Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего черкеса…и пустился во весь дух…Мысль не застать ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! – одну минуту. Еще одну минуту видеть ее. Проститься, пожать ее руку…Я молился, проклинал, плакал, смеялся…нет. Ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!…» Что это – боязнь потерять любовь, Веру или веру в любовь?

Совет

    С образом этой женщины у Печорина неразрывно связаны воспоминаниями: «Нет в мире человека, над которым прошедшее приобретало бы такую власть, как надо мною… я глупо создан: ничего не забываю, – ничего».

Вера не просто связывает его с прошлым, она связывает его с тем временем, когда душа героя ещё жила в полном смысле этого слова, была способна к сильным эмоциям: «Сердце моё болезненно сжалось, как после первого расставания.

О, как я обрадовался этому чувству! Уж не молодость ли со своими благотворными бурями хочет вернуться ко мне опять или это только её прощальный взгляд, последний подарок – на память?..»; «Давно забытый трепет пробежал по моим жилам при звуке этого милого голоса; она посмотрела мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами».

    Печорин, вспоминая о Вере, абсолютно не лукавит. Мало того, его обычный иронический стиль исчезает, когда он думает о ней. Для героя Вера выделяется из числа всех женщин, она «единственная женщина в мире», которую он «не в силах был бы обмануть».

Кроме того, она единственный человек в романе, который действительно понимает Печорина и принимает его таким, какой он есть, с его пороками и двойственностью: «никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном».

    Письмо Веры композиционно располагается ближе к финалу повести «Княжна Мери». Этот фрагмент выполняет две задачи в повествовании. Во-первых, он раскрывает всю силу прекрасной женской души, способной на чистую и безответную любовь. Вторая задача письма – дальнейшее углубление и проникновение в душу главного героя. По сути дела, в этом письме речь идёт о тех самых чертах, которые открывает в себе и о которых рассуждает Печорин: сомнение, равнодушие, индивидуализм, власть над чужими чувствами. Вера как будто откликается на его признания.     Сравним некоторые высказывания Печорина с текстом Вериного письма:     Печорин спрашивает себя: «За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми слабостями, дурными страстями… Неужели зло так привлекательно?» Как бы отвечая на этот вопрос, Вера пишет: «…ни в ком зло не бывает так привлекательно…». Печорин: «Я только хочу быть любимым, и то очень немногими; даже мне кажется, одной постоянной привязанности мне было бы довольно: жалкая привычка сердца!» Вера откликается: «…никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым…» Григорий Александрович признается: «Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую всё, что встречается на моём пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душеные силы». А Вера подтверждает: «…ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна». Печорин: «Может быть, – подумал я, – ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…» Вера: «…ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слёзы и надежды».     Воистину, она имела право сказать, что «проникла во все тайны души Печорина». Так прислушаемся же к тому, что говорит о главном герое женщина, которая поняла его лучше всех: «Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин, не потому, чтоб ты был лучше их, о нет! Но в твоей природе есть что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая…никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном».     В последней фразе раскрывается очень важная мысль. Печорин не может признаться самому себе в том, что он несчастлив. Он продолжает заниматься самообманом и двигаться к пропасти. И Вера, которая так нежно и беззаветно любила Григория Александровича, смогла понять это и предупредить своего возлюбленного. Но он не прислушался к ее словам.     Любовь Веры оказывается сильнее холодного разума и тонкого расчета Печорина: «… ты был несчастлив, и я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь ты поймёшь мою глубокую нежность, не зависящую ни от каких условий»; «моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла». Потерять всё ради любви – позиция, противоположная печоринской. Образ Веры, таким образом, противопоставляется Печорину.

    Но и герой не остается равнодушным к такому проявлению чувств, какое выказала Вера в своем письме: «При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!», «я упал на мокрую траву и заплакал как ребёнок».

До сих пор Печорин сам нередко становился причиной чужих слез: плакал Казбич, потеряв коня, почти до слёз доводил Печорин Азамата, плакала Бэла, слепой мальчик, княжна Мери и княгиня Лиговская.

Но лишь эти слезы, слезы от потери Веры –знак истинности и искренности чувства того, кто с рассудочным хладнокровием взирал на слезы других.

Обратите внимание

Это уже потом, когда «мысли придут в обычный порядок», Печорину удастся убедить себя в бессмысленности погони «за потерянным счастьем», он даже цинично отметит: «…приятно, что я могу плакать». И всё же переживания, связанные с потерей Веры, – ярчайшее подтверждение того, что, по выражению Белинского, «душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля».

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/lermontov-m-yu/geroj-nashego-vremeni/4043-pismo-very-pechorinu-analiz-fragmenta-glavy-knyazhna-meri-iz-romana-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni

Характеристика и образ княжны Мери в романе Герой нашего времени сочинение

Княжна Мери или просто Мария — героиня произведения Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени». Она молода и красива. Особенно она отличается от других представительниц «водного общества» своими приличными манерами.

https://www.youtube.com/watch?v=9qsdW3Xho6I

Мери совсем неопытна в любви. Как и многие светские девушки девятнадцатого века, Мери увлекалась французскими любовными романами. Из-за этого она часто представляет события, происходящие в её жизни, как романтическую историю со счастливым концом. Именно это качество героини подводит её при влюблённости и в Грушницкого, и в Печорина.

Первый интересен ей своим мифом о том, что этот персонаж разжалован в солдаты из-за дуэли. Но как только княжне открывается правда, Грушницкий перестаёт нравиться героине. Интерес ко второму герою возник на такой же почве: из-за рассказов о «похождениях» Печорина.

После рассказа своей истории жизни в одиночестве, главный герой окончательно покоряет сердце неопытной девушки.

В отличие от других местных представительниц прекрасного пола, княжна умна и образованна. Как многие девушки высшего света, Мери играет на фортепьяно и поёт.

Но, как замечает в своём журнале Печорин, голос у героини есть, но её пению далеко до идеала. К сожалению, героиня не может похвастаться ничем кроме красивой оболочки и модной образованности.

Именно поэтому она не привлекает главного героя.

Княжна Мери изображена как очередная жертва Печорина. Используя типичный образ светской дамы того времени, Михаил Юрьевич Лермонтов показывает читателю, насколько может измениться человек.

Если в начале произведения Мери позволяла себе с презрением смотреть на поклонников и флиртовать, не имея серьёзных намерений, то в конце романа она и сама становиться объектом насмешек, и её возлюбленный даже и не думает о женитьбе.

Сочинение Характеристика и образ княжны Мери

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» можно назвать вершиной русского психологического романа. Не менее яркими являются герои этого текста. Немаловажное место среди них занимают женские образы.

Именно они по праву являются лучшими во всей русской литературе 1 половины 19 века. И образ юной княжны по имени Мери не является исключением. Это одна из целой вереницы женских образов в романе «Герой нашего времени».

Если приступить к детальному анализу образа Мери, то следует отметить, что он тесно связан с другими образами романа, в том числе – особенно тесно – с образом Григория Печорина.

Итак, приступим к анализу образа Мери.

Важно

Во-первых, Мери очень любит романтические истории, поэтому образ главного героя произведения представляет для нее неподдельный интерес. Правда сначала она заинтригована Грушницким, но вскоре понимает, что он не «герой ее романа», и переключается на Григория Александровича Печорина.

Во-вторых, Мери не обделена женской красотой и привлекательностью. Эти черты привлекают Григория Печорина, но…, при близком знакомстве с барышней этот тонкий психолог, знаток души человеческой, понимает, что ее красивая внешность – лишь яркая обертка, фантик. Она лишь привлекает к Мери поклонников противоположного пола.

В-третьих, Мери далеко не дурочка. Все выдает в ней образованную барышню. Причем образованность ее не напускная. Это естественная потребность ее романтической натуры. Она много читает, знает языки. В конце концов Мери способна поддержать беседу на любую тему.

В-четвертых, если говорить о характере княжны, то главной его чертой является самолюбование. Сильно очень ранит Мери тот факт, что Печорин сразу не выражает восторгов. Он даже тянет со знакомством, чтобы лишний раз уязвить самолюбие девушки.

В-пятых, еще одной чертой характера Мери можно назвать ее тягу к сентиментальности. Этим и воспользуется главный герой Лермонтова. Тем самым Григорий Печорин влюбил в себя Мери.

Стоит отметить, что в череде девушек Григория, Мери является одной из тех, кто на уровне подсознания осознает «опасность», исходящую от этого человека. Ведь в даре Божьем – любви, Мери совсем не искушена.

 В народе бытует мнение: «Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Эта мудрость применима и к Мери. Сначала она свысока смотрит на окружающих ее людей, но…, прошло немного времени – и теперь окружающие так смотрят на нее. Мало того, над ней за спиной смеются. Печорин вхож в ее дом, он расположил к себе девушку, но предлагать свою руку и сердце юной барышне не спешит.

Она, самолюбивая Мери, очень уязвлена. Причем ее самолюбие настолько задето, что она даже заболела, с ней случилась душевная болезнь.

Совет

Понятно, что женщина в принципе – натура сильная. Но как переживет его Мери? Думается, что время зарубцует раны на ее сердце, и она встретит достойного человека на своем жизненном пути.

Характеристика и образ княжны Мери

  • Сочинение-рассуждение Что такое добро? 9 класс ОГЭ 15.3На протяжении многих лет, философы, режиссеры и просто заинтересованные люди ищут ответ на один непростой вопрос- что такое добро? Но никто и никогда еще не пришел к однозначному выводу.
  • Образование Штольца в романе Обломов сочинениеОдин из героев знаменитого произведения одного из самых популярных и известных писателей России, Штольц, является человеком, который с самого раннего детства очень крепко дружит с главным героем произведения Обломовым. По жизни эти два героя
  • Роль пейзажа и описание природы в поэме Мцыри сочинениеПоэма «Мцыри» Михаила Юрьевича Лермонтова была написана в тысяча восемьсот тридцать девятом году, в эпоху позднего творчества поэта. Главной идеей его поздней лирики является тема одиночества. Поэт, через призму своего творчества, пришел
  • Сочинение на тему Моя любимая книга (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 классы)Не так давно, я прочитал книгу о мальчике по имени Гарри Поттер. Мне давно рекомендовали эту книгу, но чтением особо я никогда не увлекался. Но именно эта книга заставила меня пересмотреть свои предпочтения.
  • Образ Маши Мироновой 8 класс (Капитанская дочка Пушкина) сочинениеВ знаменитой и известной повести “Капитанская дочка”, написанной великим русским писателем Александром Пушкиным очень большое количество запоминающихся и уникальных героев
  • Цель побега Мцыри (почему, причины побега) сочинениеМихаил Юрьевич Лермонтов – это уникальный русский писатель 19 века, который в своем творчестве использовал разные литературные направления. Именно подобное использование течений позволяет современному читателю наслаждаться его литературным наследием.
Читайте также:  Обломов и обломовщина в романе гончарова обломов сочинение

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/harakteristika-i-obraz-knyazhny-meri-v-romane-geroj-nashego-vremeni

Лермонтов М. Ю. Герой нашего времени, Письмо Веры Печорину. (Анализ фрагмента главы “Княжна Мери” из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”.)

Лермонтов М. Ю.

Сочинение по произведению на тему: Письмо Веры Печорину. (Анализ фрагмента главы “Княжна Мери” из романа М. Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.)

Печорин – незаурядная личность. Он умён, образован, ненавидит равнодушие, скуку, мещанское благополучие, у него мятежный характер. Герой Лермонтова энергичен, активен, «бешено гоняется за жизнью». Но его активность и энергия направлены на мелкие дела. Он растрачивает свою могучую натуру «по пустякам».

Натура Печорина сложна и противоречива. Он критикует свои недостатки, недоволен собой и кружающими. Но во имя чего он живет? Была ли цель в его жизни. Нет. В этом его трагедия. Таким героя сделала та среда, в которой он живет, светское воспитание убило в нем все лучшие качества. Он герой своего времени.

Он, как и Онегин, не находит смысла жизни. Каков же Печорин в сцене последнего объяснения с Мери? Мери – светская девушка, она воспитана в этом обществе. У неё много положительных качеств: она обаятельна, проста, непосредственна, благородна в поступках и чувствах. Но самолюбива, горда, иногда заносчива.

Она полюбила Печорина, но не поняла его мятежную душу.

Печорин узнает от Вернера, что после его дуэли с Грушницким Мери заболела. Её мать и она решают, что он стрелялся из-за любви к ней. Печорин перед отъездом зашёл проститься с княгиней, которая говорит о болезни дочери и о том, что Печорин любит княжну и может жениться.

Теперь он должен поговорить с Мери, потому что его неправильно поняли. «Как я ни искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны». И хотя сердце Печорина сильно билось, но «мысли были спокойны, голова холодна». Он не любил её. Ему жаль княжну, когда он видит, как она больна и слаба.

Печорин объясняется с ней, говорит о том, что он смеялся над ней, и она должна презирать его. «Еще минута, и я бы упал к её ногам», – думает Печорин, когда видит, что она любит его. Но он говорит твердым голосом и с принужденной усмешкой.

Обратите внимание

Он признается в своих недостатках, низости, и княжна «бледная, как мрамор, отвечает: « Я вас ненавижу». Впоследствии Печорин спрашивает себя, почему «тихие радости и спокойствие душевное» не для него. И отвечает: « Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами…».

Одна Вера понимала Печорина. Он не мог бы жениться на Мери, потому что не любил её и не хотел потерять свою свободу и независимость. Но в этой сцене снова раскрывается противоречивый характер героя. Он переживает, когда видит, как больна Мери, как она его любит, готов «упасть к её ногам». Но ему жаль её, и всё.

Рассудок и холодность побеждают. Печорин самокритичен. Он всегда осуждает свои неблаговидные поступки, он прямо говорит об этом. Но надо признать, что герой и эгоистичен. У него нет друзей. Даже с Вернером он холоден. Даже Веру он не смог полюбить. «Во мне душа испорчена светом». Да, это так.

Жаль, что недюжинная натура Печорина не принесла ему счастья. Он не нашел смысла жизни.

http://vsekratko.ru/lermontov/gerojnashegovremeni19

Источник: http://www.school-essays.info/lermontov-m-yu-geroj-nashego-vremeni-pismo-very-pechorinu-analiz-fragmenta-glavy-knyazhna-meri-iz-romana-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Анализ фрагмента главы «Княжна Мери»

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Печорин – незаурядная личность. Он умён, образован, ненавидит равнодушие, скуку, мещанское благополучие, у него мятежный характер. Герой произведения Лермонтова энергичен, активен, «бешено гоняется за жизнью». Но его активность и энергия направлены на мелкие дела. Он растрачивает свою могучую натуру «по пустякам».

Натура Печорина сложна и противоречива. Он критикует свои недостатки, недоволен собой и кружающими. Но во имя чего он живет? Была ли цель в его жизни. Нет. В этом его трагедия. Таким героя сделала та среда, в которой он живет, светское воспитание убило в нем все лучшие качества. Он герой произведения своего времени. Он, как и Онегин, не находит смысла жизни.

Каков же Печорин в сцене последнего объяснения с Мери?

Мери – светская девушка, она воспитана в этом обществе. У неё много положительных качеств: она обаятельна, проста, непосредственна, благородна в поступках и чувствах. Но самолюбива, горда, иногда заносчива. Она полюбила Печорина, но не поняла его мятежную душу.

Печорин узнает от Вернера, что после его дуэли с Грушницким Мери заболела. Её мать и она решают, что он стрелялся из-за любви к ней. Печорин перед отъездом зашёл проститься с княгиней, которая говорит о болезни дочери и о том, что Печорин любит княжну и может жениться.

Теперь он должен поговорить с Мери, потому что его неправильно поняли. «Как я ни искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны». И хотя сердце Печорина сильно билось, но «мысли были спокойны, голова холодна». Он не любил её. Ему жаль княжну, когда он видит, как она больна и слаба.

Печорин объясняется с ней, говорит о том, что он смеялся над ней, и она должна презирать его. «Еще минута, и я бы упал к её ногам», – думает Печорин, когда видит, что она любит его. Но он говорит твердым голосом и с принужденной усмешкой.

Обратите внимание

Он признается в своих недостатках, низости, и княжна «бледная, как мрамор, отвечает: « Я вас ненавижу». Впоследствии Печорин спрашивает себя, почему «тихие радости и спокойствие душевное» не для него. И отвечает: « Я, как матрос, рожденный и выросший на палубе разбойничьего брига: его душа сжилась с бурями и битвами…».

Одна Вера понимала Печорина. Он не мог бы жениться на Мери, потому что не любил её и не хотел потерять свою свободу и независимость.

Но в этой сцене снова раскрывается противоречивый характер героя. Он переживает, когда видит, как больна Мери, как она его любит, готов «упасть к её ногам». Но ему жаль её, и всё. Рассудок и холодность побеждают. Печорин самокритичен.

Он всегда осуждает свои неблаговидные поступки, он прямо говорит об этом. Но надо признать, что герой произведения и эгоистичен. У него нет друзей. Даже с Вернером он холоден. Даже Веру он не смог полюбить. «Во мне душа испорчена светом». Да, это так.

Жаль, что недюжинная натура Печорина не принесла ему счастья. Он не нашел смысла жизни.

Для меня литературное произведение М. Ю. Лермонтова «Герой произведения нашего времени» – это прежде всего произведение о безумно одиноком человеке. История жизни Печорина состоит из потерь и разочарований: его покидают друзья, приятели, любимые.

В первую очередь это происходит потому, что никто не понимает героя. Есть только один человек, который осознает, что творится в душе Печорина. Это по-настоящему любящая его женщина, Вера.

Кто она? Почему, за что так любит Печорина? Ответ на это в последнем письме Веры главному герою.

Строки из послания героини удивительно совпадают с откровениями в дневнике Печорина. Вот что пишет Вера: «Ты любил меня, как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна»…

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Важно

А это строки из дневника Печорина: «Моя любовь никому не принесла счастья, потому что я ничем не жертвовал для тех, кого любил, я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страданья…»

Слова разные, но смысл один и тот же. Обе записи – об эгоизме Печорина. С одной стороны, это чувство породили среда и барское воспитание. Но есть и другое. Эгоизм героя особого рода: за ним, я думаю, стоит нежелание Печорина открыть свою душу любящему сердцу, стремление всегда контролировать собственные эмоции.

Происходит это оттого, что герой произведения очень раним, а окружающее его общество слишком жестоко. Ошибок оно не прощает, слабость – тоже, вот Печорин и стал сильным. Его прекрасные чувства, помыслы, порывы, страсти давно перегорели в душе, не найдя себе выхода, и что же осталось? Пустота.

А жизнь продолжается, каждый день приносит новое, и Печорину все сложнее отстаивать свои принципы, противоречащие человеческой природе.
Вера, полюбив, пыталась разобраться в характере Григория. Героине стало жаль его, и она решила пожертвовать собою, лишь бы только Печорин понял, что ее «глубокая нежность» не зависит «ни от каких условий» и ей ничего не нужно, кроме его любви.

Вера стремилась сделать Григория счастливым, более открытым, возродить в нем доверие к людям. Но «то была надежда напрасная». К сожалению, рядом с Печориным находились и другие люди, не только Вера. Вероятно, их поведение показалось герою более убедительным. Если Вера сумела понять Печорина, то он смотрел на нее точно так же, как и на других женщин и не трудился заглянуть глубже.

Здесь, конечно, виновато самомнение героя. Он слишком уверен, что постиг законы светского общества и ничего нового, оригинального для себя в его представителях уже не откроет. Как же он ошибался! Как поздно узнал истину!

Вера продолжала любить Печорина, даже осознав тщетность своих стремлений. Почему? Ответ один: настоящая любовь не может исчезнуть. Героиня осталась верна своему чувству: «…моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла».

Вера объясняет, что до сих пор влечет ее к Печорину: «… в твоей природе есть что-то особенное, тебе одному свойственное, что-то гордое и таинственное: в твоем голосе, чтобы ты ни говорил, есть власть непобедимая…» Так героиня формулирует одно из главных качеств характера возлюбленного – волю, непреклонность которой видна не только в поступках, но и в голосе, во взгляде, во внешнем облике.

Совет

Вера отмечает также огромную жажду любви Григория: «…Никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым». Безусловно, это свойство Печорина возникает из борьбы светской маски и естества в душе героя.

Отсюда все противоречия Григория: привлекательность его «зла» и обещание «блаженства» во взоре, умение прекрасно «пользоваться своими преимуществами» и поразительное при этом ощущение собственной «несчастливости». Конечно, разве может человек быть доволен собой, если постоянно «играет» и уже не осознает, где жизнь, а где «театр».

Это же колоссальное напряжение! Я искренне сочувствую Печорину, он очень много страдал, гораздо больше, чем Вера, которую тоже жаль.

Героиня умна и наблюдательна, хотя несколько наивна, но благодаря ей мы понимаем, насколько точнее, глубже, острее нее воспринимает жизнь, нравы людей Печорин, и как тяжело ему с этим знанием. Получается, что, болея душой за Веру, мы еще сильнее переживаем за Григория. В этом значение письма героини.

Послание Веры Печорину автор произведения создает также с другой целью. Оно заканчивается, по словам Белинского, «изъявлением сомнительной уверенности», что Григорий «не любит Мери и не женится на ней».

Я думаю, здесь не только ревность. Героиня пытается предотвратить очередную ошибку своего возлюбленного. И, возможно, ее письмо способствовало тому, что Григорий действительно отказался от «счастья» с Мери.

Таким образом, послание Веры – один из важных фрагментов литературное произведениеа «Герой произведения нашего времени», потому что в нем любящая Печорина женщина со всей откровенностью и прямотой раскрывает главные свойства его характера, причины противоречивости его стремлений и поступков. Героиня дополняет наши знания о Григории, полученные из дневниковых записей. К сожалению, письмо Веры производит драматическое впечатление, наводит на мысль об обреченности Печорина.

Читайте также:  Герои рассказа в дурном обществе короленко: главные и второстепенные

Actionteaser.ru – тизерная реклама

Источник: https://sochineniya-na5.ru/analiz-fragmenta-glavy-knyazhna-meri/

Письмо Веры Печорину (анализ фрагмента главы “Княжна Мери” из романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”)

Михаил Юрьевич Лермонтов – один из немногих писателей в мировой литературе, чьи проза и лирические произведения одинаково совершенны. В последние годы жизни Лермонтов создает свой удивительно глубокий роман “Герой нашего времени” (1838 – 1841).

Это произведение можно назвать образцом социально-психологической прозы. Через образ главного героя романа, Григория Печорина, автор передает мысли, чувства, искания людей 30-х годов 19 века. С большой психологической точностью изображается в романе чувство любви.

Этим чувством проникнуты многие страницы произведения.

Любовная тема в романе неразрывно связана с женскими образами: Бэлой, княжной Мери, Верой, девушкой-ундиной. В обычной трактовке образа Печорин представляется героем с “холодным сердцем”, не способным любить. Но в романе есть женскийобраз, который не позволяет так однозначно судить о Печорине. Это образ Веры.

Для главного героя Вера выделяется из числа всех женщин. Она “единственная женщина в мире”, которую он “не в силах был бы обмануть”. Кроме того, Вера – единственный человек в романе, который действительно понимает Печорина.

Она принимает его таким, какой он есть, с его пороками и двойственностью: “никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном”.

Письмо Веры композиционно располагается ближе к финалу повести “Княжна Мери”.

Обратите внимание

Этот фрагмент выполняет две задачи в повествовании. Во-первых, он раскрывает всю силу прекрасной женской души, способной на чистую и безответную любовь. Вторая задача письма – более глубокое понимание характера Печорина.

По сути, в письме речь идет о тех самых чертах, которые открывает в себе и о которых рассуждает главный герой: сомнение, равнодушие, индивидуализм, власть над чужими чувствами. Вера

как будто откликается на его признания. Сравним некоторые высказывания Печорина с текстом Вериного письма.

Печорин спрашивает себя: “За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми слабостями, дурными страстями… Неужели зло так привлекательно?” Как бы отвечая на этот вопрос, Вера пишет: “…ни в ком зло не бывает так привлекательно…”.

Печорин: “Я только хочу быть любимым, и то очень немногими; даже мне кажется, одной постоянной привязанности мне было бы довольно: жалкая привычка сердца!” Вера откликается: “…никто не умеет так постоянно хотеть быть любимым…” Григорий Александрович признается: “Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на моем пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душеные силы”. А Вера подтверждает: “…ты любил меня как собственность, как источник радостей, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна”. Печорин: “Может быть, – подумал я, – ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…” Вера: “…ты можешь быть уверен, что я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды”. Воистину, эта героиня имела право сказать, что “проникла во все тайны души Печорина”. Так прислушаемся же к тому, что говорит о главном герое женщина, которая поняла его лучше всех: “Любившая раз тебя не может смотреть без некоторого презрения на прочих мужчин, не потому, чтоб ты был лучше их, о нет! Но в твоей природе есть что-то гордое и таинственное; в твоем голосе, что бы ты ни говорил, есть власть непобедимая… никто не умеет лучше пользоваться своими преимуществами и никто не может быть так истинно несчастлив, как ты, потому что никто столько не старается уверить себя в противном”. В последней фразе раскрывается очень важная мысль. Печорин не может признаться самому себе в том, что он несчастлив. Он продолжает заниматься самообманом и двигаться к пропасти. И Вера, которая так нежно и беззаветно любила Григория Александровича, смогла понять это и предупредить своего возлюбленного. Но он не прислушался к ее словам. Любовь Веры оказывается сильнее холодного разума и тонкого расчета Печорина: “…ты был несчастлив, и я пожертвовала собою, надеясь, что когда-нибудь ты поймешь мою глубокую нежность, не зависящую ни от каких условий”; “моя любовь срослась с душой моей: она потемнела, но не угасла”. Потерять все ради любви – позиция, противоположная печоринской. Так, образ Веры противопоставляется Печорину. Но и герой не остается равнодушным к такому проявлению чувств, какое выказала Вера в своем письме: “При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете – дороже жизни, чести, счастья!”, “я упал на мокрую траву и заплакал как ребенок”.

До сих пор Печорин сам нередко становился причиной чужих слез: плакал Казбич, потеряв коня, почти до слез доводил Печорин Азамата, плакала Бэла, слепой мальчик, княжна Мери и княгиня Лиговская. Но лишь эти слезы, слезы от потери Веры – знак истинности и искренности чувства того, кто с рассудочным хладнокровием взирал на слезы других. Это уже потом, когда “мысли придут в обычный порядок”, Печорину удастся убедить себя в бессмысленности погони “за потерянным счастьем”, он даже цинично отметит: “…приятно, что я могу плакать”. И все же переживания, связанные с потерей Веры, – ярчайшее подтверждение того, что, по выражению Белинского, “душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля”.

Источник: https://rus-lit.com/pismo-very-pechorinu-analiz-fragmenta-glavy-knyazhna-meri-iz-romana-m-yu-lermontova-geroj-nashego-vremeni/

Где можно найти анализ или сжатое содержание главы “Княжна Мэри”? Лермонтов М. Ю. “Герой нашего времени”

  • Традиционно Печорин ставится на голову выше всех этих “тупиц и фанфаронов, индюков надутых”, к которым в первую очередь и причислялся юнкер, без пяти минут офицер, Грушницкий, кстати, боевой товарищ Печорина.

    Почему же Грушницкий, несколькими годами моложе Печорина, – фанфарон и индюк, а Печорин, – мыслитель и философ? Видимо, это происходит потому, что так угодно Печорину, ведь “Журнал Печорина” пишет он сам. А читатель этот журнал читает, и наша, читателей, задача – самолично выявлять истинных героев.

    Завязка вспыхнувшей и разгоревшейся вражды между Печориным и Грушницким стара как мир: Мери уделила внимание раненому Грушницкому, а вот к Печорину была не столь благосклонна. “Признаюсь еще, чувство неприятное, но знакомое пробежало слегка в это мгновение по моему сердцу; это чувство – было зависть… ” (Лермонтов. С. 516).

    Вот и завязка конфликта, тем более что Печорин узнает о заблуждении княжны насчет Грушницкого, которого она считает разжалованным по какой-то романтической причине из офицеров в солдаты.

    День за днем, час за часом отравляет Печорин сознание бедного Грушницкого самыми противоречивыми утверждениями и измышлениями; он манкирует чувствами Мери, сознательно внушая ей надежду на взаимность и в то же время зная, что это самый бессовестный обман; он разбивает сердце старухи Лиговской, недвусмысленно отрекаясь от чести стать обладателем руки ее дочери.

    В истории с княжной Мери Печорин противостоит обществу уже практически, как злая разрушительная сила, покусившаяся на его моральные нормы. Роман Печорина с Мери является своеобразным проявлением войны против общества со стороны этого незаурядного человека, которому тесно и скучно в косных пределах сложившихся отношений.

    Но как мизерна эта война, и как жалок ее результат. Ни потрясенных основ, ни ниспровергнутых оков, ни даже наказанных угнетателей: одна только неведомо зачем жестоко изломанная девичья судьба. Здесь же обнаруживается и вина Печорина – попирание прав другой человеческой личности.

    В его романе с Мери он нарушает не только условные нормы поведения, разделяемые светским дворянским кругом (недопустимость романов без намерения жениться и т. п.) , но и “естественные” нормы уважения к личности другого (недопустимость превращения ее в простое орудие своей воли) . Во всей истории взаимоотношений Мери и Печорина ярко выступает эгоцентризм Печорина.

    Он сам говорит о себе: “…я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы” (Лермонтов. С. 540).

    Важно

    Внутренне отойдя от того социального коллектива, к которому он принадлежит по рождению и общественному положению, Печорин не нашел и другой, новой системы социальных взаимоотношений, с которою он слился бы.

    Его личность, противопоставившая себя старому обществу и не нашедшая опоры в каком-либо ином, новом социальном единстве, ни в чем не видит для себя закона, кроме самой себя. Собственная воля является единственной “нормой”, которую признает над собой Печорин. Замыкание в пределах собственной личности, признание “законом” над своими действиями лишь ничем не ограниченной собственной воли превращает героя из протестанта в антиобщественную, а в конечном счете – в античеловеческую силу. Но как только он узнает о том, что его хотят наказать, Печорин делается буквально страшен. И самое страшное заключается в том, что он пытается объяснить свои поступки, развивая целую философскую теорию, согласно которой можно оправдать все эти злодейства. Печорин совершенно искренен, когда пишет в своем журнале следующие строки: “А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!

    полный текст смотри на почте

  • В повести “Княжна Мери” намечены основные мотивы всего романа: стремление Печорина к активным действиям, любопытство, толкающее его к экспериментированию над окружающими и над собой, его безрассудная храбрость и стремление понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, постичь их психологию.

    “Княжна Мери” построена на дневниковых записях, это почти ежедневная летопись жизни Печорина.

    При этом главный герой описывает не столько сами события (похоже, они вообще его не интересуют) , сколько свои мнения, чувства, словно он тщательно исследует, анализирует свою душу и тех людей, с которыми сталкивает его жизнь.
    От- доктора Вернера молодой человек узнает о приезде на Кавказ Веры.

    Когда он встречается с ней, то мы понимаем, что ее-то он любит, однако же любит лишь “для себя”, не думает о ней, о том, что мучит ее. Налицо явное противоречие: если он любит Веру, то зачем ухаживать за Мери? Так как же обстоят дела с Мери?

    16 мая молодой человек делает в своем журнале следующую запись: “В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись”.

    Что же это за дела? Он занят тем, что влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадить Грушницкому или бог знает из какого другого.

    Ведь он даже сам не понимает, зачем это делает: Мери, считает Печорин, он не любит. Главный герой верен себе: ради развлечения он вторгается в жизнь другого человека.

    “Из чего же я хлопочу? ” спрашивает он себя и отвечает: “Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой! ” Это же чистейший эгоизм! И кроме страданий, он ничего не может принести ни Печорину, ни окружающим.

    Комедия, задуманная Печориным, превращается в трагедию. Защищая честь оклеветанной Мери, он вызывает Грушницкого на дуэль. И здесь, на дуэли, он проводит такой эксперимент над юнкером, на который решится далеко не каждый.

    Он стоит под дулом пистолета, желая проверить, насколько Грушницкий подчинен злу, хватит ли у него сил и подлости убить безоружного (мы ведь знаем, что пистолет молодого человека не был заряжен) . Чудом он остается в живых. Однако оказывается вынужденным убить юнкера. Грушницкий погибает.

    в “Княжне Мери” нам раскрывается душа человеческая. Мы видим, что Григорий Александрович Печорин человек противоречивый, неоднозначный. Сам он перед дуэлью говорит: “Одни скажут: он был добрый малый, другие мерзавец. И то и другое будет ложно”.

    Совет

    И действительно, эта повесть показывает и хорошие качества молодого человека (поэтичность натуры, незаурядный ум, проницательность) , и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм) . Действительно, настоящий человек не бывает исключительно плохим или хорошим.

    Эта глава играет главнейшую, центральную роль в романе, так как позволяет читателю самостоятельно проследить развитие характера главного героя, узнать о формировании его натуры, “себялюбивой и сухой”, как сказал бы А. С. Пушкин.

    А вот его слова из исповеди Мери: молодой человек признается ей, что такое вот общество Грушницких сделало из него “нравственного калеку”. Видно, что эта “болезнь” прогрессирует: изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества все больше овладевает главным героем.

    В конце повести, находясь в крепости, он уже не видит тех ярких красок, которые так радовали его на Кавказе. “Скучно”, заключает он.

    Все основные вопросы романа социальные, психологические и философские поднимаются именно в этой повести (вот почему она занимает центральное положение в романе) и плавно переходят в завершающую новеллу “Фаталист”, где герой снова пытается решить важную загадку: в чем истинное предназначение человека, каков смысл бытия, какую роль в жизни человека играет свобода, судьба, вера? Становится понятно, что своим поведением Печорин во многом обязан отсутствию нравственных заповедей, выработанных верой в какую-то высшую идею.

  • Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/literatura/gde-mozhno-najti-analiz-ili-szhatoe-soderzhanie-glavi-knyazhna-meri-lermontov-m-yu-geroj-nashego-vremeni/

    Ссылка на основную публикацию