Сочинение по картине маковского от дождя 8 класс (описание) описание

Сочинение по картине Маковского «От дождя»

Замечательный русский художник Маковский Владимир Егорович родился в 1846 году, в Москве. С детства мальчик был окружен атмосферой творчества, поскольку его отец был представителем сферы искусств.

Владимир Егорович с самого детства занимался рисованием, получил великолепное образование.

Знаменитым и популярным художника сделали его жанровые картины, поскольку в них он подчеркивал самые мелкие детали, которые отражали настоящую жизнь простых людей, особенности их жизни. Его полотна трогательные, реалистичные и очень выразительные.

Из всего творческого наследия живописца для своего сочинения-описания я выберу картину, которая называется «От дождя», созданную в 1887 году. Это полотно является одним из лучших произведений художника, в настоящее время оно находится в Ульяновском художественном музее.

Обратите внимание

В первую очередь, в глаза зрителю бросаются персонажи, занимающие значительную часть картины: это крестьянские дети, которые весело играют у реки в летний погожий день.

Художнику удалось изобразить радость, с которой малыши наслаждались теплом, грелись на золотистом песке, однако они вынуждены уходить, поскольку на небе появились тучи, приближается гроза.

Мальчики вынуждены уходить, они понимают, что надо торопиться, ведь в грозу у реки опасно. Именно этот момент и запечатлел Владимир Егорович Маковский.

Мы видим, что четверо мальчишек уже одеты и собираются домой в деревню, но остальные ребята еще неспешно одеваются, они как будто не боятся дождя и совсем не торопятся. Младший мальчик, изображенный справа, выглядит очень испуганным, возможно, его страшат громовые раскаты, малыш чуть не плачет, но понимает, что сейчас не время лить слезы.

На его фоне старший мальчик выглядит достаточно серьезным, возможно, он понимает степень ответственности и знает, что должен как можно быстрее увести детей от реки.

Черты лица подростка Маковский передает ярче всего: кудрявые растрепанные волосы, пытливый и пронзительный взгляд, курносый нос и яркие, выразительные губы.

Он слегка улыбается, возможно, потому, что радуется ответственности, а может для того, чтоб младшие перестали бояться и плакать. Он поторапливает своих друзей. От этой спешки один из мальчиков падает на песок и оборачивается к друзьям.

Но на него никто не обращает внимания, все заняты своими мыслями, конечно, ему придется встать и идти вместе со всеми с реки.
Мальчики на заднем фоне у самой воды нехотя собираются домой, они бесстрашные, а, возможно, надеются, что гроза пройдет мимо.

Важно

Все действия мальчиков разворачиваются на фоне прекрасного русского пейзажа. Художник показывает нам широкие просторы родной природы. Светлый песчаный берег контрастирует с яркой, сочной зеленью, которая перед грозой выглядит еще свежее.

Невысокие деревья и кустарники вдоль берега позволяют взгляду зрителя уходить вдаль, демонстрируя бесконечность русской земли. Небо, затянутое тучами, на линии горизонта делает это зеленое море еще ярче.

Солнце, скрытое серыми облаками, роняет свои лучи на землю и они пронизывают его словно стрелы.

Полотно вовсе не выглядит статичным, все в ней движется: и мальчишки, и природа. Художнику удалось передать даже порывы ветра, пригнавшие грозовые тучи и слегка взволновавшие гладь реки. Маковский изобразил обыкновенный момент их жизни крестьянских мальчишек, но именно это и вызывает восхищение и удивление у зрителей, показывает нам, что необыкновенное можно найти в самых простых вещах.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/03/sochinenie-po-kartine-makovskogo-ot-dozhdja.html

Сочинение по картине В. Е. Маковского «От дождя»

Сочинение по картине В. Е. Маковского «От дождя»

Владимир Егорович Маковский — выдающийся русский художник. Он родился в 1846 году в Москве. Отец мальчика был известным деятелем искусств. Владимир рос в окружении творческой атмосферы.

Он с раннего детства интересовался искусством, по­лучил прекрасное образование. Владимир Маковский создавал удивительно правдоподобные и запоминающиеся жанровые картины.

Он мог подчеркнуть мельчайшие детали, по которым можно было догадаться об особенностях жизни и быта людей.

Художник изображал реальную жизнь, ничуть не приукрашивая её. Его картины очень выразительны и трогательны.

Картина Маковского «От дождя» была создана в 1887 году, она считается одним из лучших про­изведений талантливого художника. На картине мы видим крестьянских детей, которые изображены у ре­ки. Наверное, дети весело играли. Был прекрасный летний день. Так приятно было насладиться теплом, поплавать в прохладной воде, погреться на золоти­стом песке. Обычные забавы деревенских детей.

Если обратиться к русским классикам, то можно сказать: все игры крестьянских детей были тесно связаны с природой. У них не было дорогих игрушек, книг. Но зато в их распоряжении были все богатства родного края: лес, речка. С раннего детства крестьянские дети были привычны к работе, нередко помогали своим родителям. Но дети всегда остаются детьми.

И у них обязательно найдётся время для игр и развлечений.

Дети, изображённые В. Е. Маковским, думали, что весь день будет ясным и солнечным.

Но вдруг начался дождь. Мальчики не сразу заме­тили приближение грозы, поэтому не успели убежать. Но вот небо стало хмурым и мрачным, его затяну­ли грозовые тучи. Теперь мальчики стремятся домой. Четверо оделись и направились в сторону деревни.

Но вдруг один из друзей упал на песок. Самый младший мальчик выглядит испуганным. Его пугают раскаты грома. Он вот-вот заплачет. Самый старший из ребят очень серьезен. Наверное, он думает, как быстрее добраться до дома, чтобы совсем не промокнуть.

Остальные ребята ещё не успели одеться. Может быть, они совсем не боятся дождя. Они неторопливо одеваются. Возможно, этим ребятам совсем не хочется покидать берег реки, прятаться от дождя дома. Ведь летняя гроза быстро проходит. Совсем скоро вновь засверкает солнце. Природа после дождя выглядит удивительно красивой, чистой, свежей, обновлённой.

Совет

Можно попытаться представить себе характер мальчиков, изображённых на картине. В центре кар­тины самый старший из мальчиков. Он внимательно смотрит вперёд. Этот мальчик чувствует ответствен­ность за тех, кто младше.

Он торопит своих друзей или братьев, чтобы они быстрее шли домой. Сам он, вполне возможно, с удовольствием остался бы на берегу. Вряд ли его так пугает дождь. Но мальчику нужно заботиться о младших.

Крестьянские дети ра­но взрослели, их детство было неразрывно связано не только с помощью старшим, но и заботой о младших.

Самый маленький мальчик держится за руку дру­гого мальчика, постарше. Он готов заплакать, но сдерживает слёзы. Самый младший понимает, что сейчас не время плакать. Нужно собраться с силами и быстрее бежать домой.

Один из мальчиков упал на песок. Он обернулся на своих друзей. Наверное, хочет им сказать: «Вот как я торопился!» Но самый старший из ребят даже не смотрит на него. Скорее всего, он понимает, что мальчик в белой рубахе шутит. Он упал специально, чтобы задержать своих друзей. И если не обращать на него внимания, он быстро встанет, чтобы идти вместе со всеми.

Трое ребят, которые ещё только одеваются, сидя у самой кромки воды, скорее всего, смелы и бесстраш­ны. Промокнуть под дождём для них — это весёлое приключение. И поэтому они совсем не торопятся бежать вместе со всеми.

А, может быть, они пока не поняли, что будет сильная гроза. Мальчики надеются, что грозовые тучи пройдут стороной, не затронув берег, где они так хорошо проводили время.

Но как только первые капли дождя упадут на них, они быстро направятся в деревню.

Если посмотреть вокруг, там расстилаются бес­крайние просторы. Видны деревья и кусты, проходит дорога. В. Е. Маковский в своём произведении пока­зывает красоту русской природы. Она предстаёт перед нами во всём своём великолепии. Летом русская при­рода особенно хороша.

Обратите внимание

Сочная свежая зелень, яркость и буйство красок. Поневоле задумываешься о том, как хорошо бы именно сейчас оказаться где-то в лесу, на реке или на озере. И пусть ярко светит солнце, освещая всё вокруг золотыми лучами. Или, наоборот, пусть внезапно начнётся дождь.

Пусть прохладные струи дождя льются на деревья, траву, прибрежные камни.

Картина поражает воображение ещё и тем, что она не статична. В ней есть ощутимое движение. Оно проявляется в резвой ходьбе мальчуганов, убегающих от дождя; в грозовых тучах, которые заволокли небо. Кажется, что порывы ветра вот-вот выйдут за пределы картины, и мы почувствуем свежее дыхание реки.

Талант В. Е. Маковского поистине удивителен. Художнику удалось показать самый обычный момент из жизни людей. Но этот миг, запечатлённый на полотне, вызывает самое неподдельное восхищение, заставляет задуматься о реалиях человеческой жизни и красоте окружающего мира.

На этой странице искали :

  • сочинение по картине маковского от дождя
  • сочинение по картине маковского от дождя 8 класс
  • сочинение по картине от дождя маковский
  • сочинение по картине от дождя маковского
  • сочинение по картине в е маковского от дождя

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/sochinenie-po-kartine-v-e-makovskogo-ot-dozhdya.html

Сочинение по картине В.Е. Маковского «От дождя»

     Картина положительного настроения. Она радует и дарит улыбку даже очень хмурому лицу. Благодаря веселости и азарту, которые переданы на полотне в озорном взгляде одних ребятишек, и в раздосадованных, что пришлось прервать потеху, других, Маковского В.Е.

Читайте также:  Образ веденяпина в рассказе доктор живаго пастернака

я смело для себя решила считать гением портрета. Никто так не смог, на мой взгляд, выразить свои эмоции, которые заражают своей позитивностью. При этом и пейзаж передан невероятно живописно и правдоподобно.

В целом картина производит впечатление какой-то детской игры, которую решил поддержать и приближающийся дождик.

     Даже после того, как художник быстро и незаметно для героев перенес их на полотно, они не перестали шуметь, кричать, смеяться и плакать. Слышны их голоса, плеск воды, ощущается дуновение поднявшегося вдруг ветра, так реалистично изображена сцена из жизни. Герои продолжают двигаться и говорить. Смело можно предположить, что происходило всего за час до этого момента, и что будет дальше.

     На полотне «От дождя» я вижу семерых ребят, которые играли и не замечали до последнего набежавших туч, прохладного ветерка, летающих низко птиц. Скорее всего, им было весело. Они купались в речушке, рассказывали всякие небылицы.

Поэтому, когда медлить уже было нельзя, и срочно нужно было спасаться от приближающегося холодного осеннего дождя, некоторым так не хотелось уходить, что они решили задержаться. Художник открыто показал, кто есть заводила, которого почти все беспрекословно слушаются. Выражения лиц несут основную характеристику мальчишек.

Так, в веселом взгляде и хитрой улыбке сорванца на переднем плане картины, угадывается главный герой всех детских праздников и проказ. Его лучший друг и «оруженосец» пришел сегодня с младшим братиком. Который хнычет и то ли не хочет уходить, то ли не поспевает так быстро бежать по песку за взрослыми ребятишками.

Важно

Еще один их дружок упал. Поднимаясь, он с сомнением поглядывает на тех, кот медлит на берегу. Сам он до конца не понял, с кем ему интереснее. Может быть, он хочет остаться? Те, кто не торопится, делают вид, что нет причин волноваться. Но и не смотрят на уходивших ребят.

Повздорили, наверное? Завтра все забудется, дождь смоет неприятные воспоминания, и все снова соберутся на берегу. Им будет весело и интересно проводить вместе время.

     Светлая своими эмоциями картина заставляет любоваться и призадуматься о чистоте детской души, ее искренности и простоте. Как беззаботно, кажется иногда детство. Как прекрасны последние теплые деньки. Как просты и понятны отношения у малышей. Получив истинное удовольствие от картины, я заразилась положительными эмоциями и мыслями.

Источник: https://isoch.ru/makovskii_v_e/155-ve-makovskogo-ot-dozhdya.html

Разработка урока

Ротач Наталья Павловна – учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназия №30 г. Ставрополя

Тема урока: «Время. Подготовка к сочинению по картине Владимира Егоровича Маковского «От дождя».

Цели урока:

-познакомить учащихся с понятием «Время» и особенностями его изображения в живописи и других видах знаний;

— формировать у учащихся желание узнать больше о живописи, о художнике и его работах, умение выразить свои мысли и чувства в сочинении;

-формировать у учащихся теплое чувство к Родине; понимание неразрывной связи с историей нашей страны; сочувствие к обездоленным и бесправным людям;

— формировать у учащихся нетерпимое отношение к насилию и несправедливости.

Основные этапы урока.

1.Организационный этап

2.Мотивация: Отгадайте загадку

«Что длиннее всего на свете — и короче?

Что быстрее всего – и медленнее?

Что мы меньше всего ценим, когда его много, и о чем сожалеем, когда его у нас нет?

Чего никогда нельзя возвратить?

Без чего ни одно, даже самое незначительное дело, не может совершиться на Земле?

3. Целеполагание: (слайд)

— Узнать, что включает в себя понятие времени?

— Зачем мы будем говорить об этом философском понятии, готовясь к сочинению по картине?

— Написать сочинение, используя полученные знания.

4. Актуализация знаний (слайд)

Время — форма последовательной смены явлений и состояний материи. Одно из основных понятий философии и физики, условная сравнительная мера движения материи, а также одна из координат пространства-времени, вдоль которой протянуты мировые линии физических тел.

— Чтобы понять, какими свойствами обладает время, давайте обратимся к народной мудрости

— Какое свойство времени раскрывается в выражениях:

Нельзя войти в одну и ту же воду дважды .

Дважды в год лето не бывает.

Потерянное время не вернешь.

Потеряй один час утром и искать его будешь весь оставшийся день.

Неповторяемость

Пропущенный час годом не наверстаешь.

Деньги пропали — наживешь, время пропало – не вернешь.

Потеря времени тяжелее всего для того, кто больше знает.

Счастливые люди считают время минутами, тогда как для несчастных оно тянется месяцами.

Не время дорого, пора.

Ценность

Много воды утекло с тех пор.

Москва веками строилась.

Год не неделя, все будет, да не теперя.

длительность

Свойства времени:

неповторяемость

ценность

длительность

(слайд)

— В каких областях знаний и искусства мы встречаемся с понятием времени?

(Математика, физика, география, русский язык, история, биология, литература, живопись)

М и Ф – промежуток, за который совершается действие

Б и Г-смена состояний природы

Р яз – категория глагола и его форм

И –момент, когда происходили важные для человечества события

Л и Ж –отражение прошлых и текущих событий, переработанных сознанием художника , а также предвидение грядущих событий. (слайд)

_ Особенно важным является то, что именно на картине художник может запечатлеть лишь одно мгновение жизни.

Великий русский художник Николай Ге в письме Л.Н.Толстому заметил: «Картина не слово, она дает одну минуту, и в этой минуте должно быть все, а нет ее – нет картины».

Владимиру Егоровичу Маковскому удалось не один раз уловить моменты счастливого и светлого восприятия мира детьми. Это минуты игры, отдыха, любимого всеми мальчишками занятия – рыбалки, купания в реке, походов в ночное, когда вечером у костра слушаешь страшные истории, и сердце замирает от ужаса и одновременного желания узнать еще что-нибудь интересное.

— Ну кто из вас не пережил таких минут?

Владимир Егорович жил в эпоху, уже далекую от нас, но все, о чем я вам сейчас говорила, испытал сам и видел даже во взрослом возрасте мир глазами ребенка.

Вот почему у него так много картин, посвященных жизни крестьянских детей. С большой любовью и теплотой он рисует обыденные бытовые сцены из их жизни.

Совет

А мы, глядя на них, любуемся их непосредственностью и немножко завидуем беспечности и свободе.

5. Работа над картиной Маковского, составление плана и рабочих материалов:

-Почему картина так называется?

План Рабочие материалы
1.Какой момент из жизни детей «подсмотрел» художник?2. Описание картины:а) пейзаж уходящего лета;б) крестьянские дети;в) состояние природы( перед дождем).3. В чем сходство и различие детей 19 столетия и 21 ?

6.Работа в группах:  

Литературоведы ( В художественных текстах найти описание природы перед дождем, перед надвигающейся грозой.)

Гроза надвигалась. Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали.

Душный жар внезапно сменился влажным холодом; тени быстро густели.

Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями.

(И.С.Тургенев «Бирюк»)

А теперь там внизу набухала душная мгла,– но вот слепой ветер, что беспомощно сполз в глубину, снова потянулся вверх,– и вдруг – прозрел, взмыл… И тотчас же в темно-лиловом небе тронулась, покатилась глухая груда, отдаленный гром.

Дикое, бледное блистание летало по небу, как быстрый отсвет исполинских спиц. Грохот за грохотом ломал небо. Широко и шумно шел дождь.

( В.В.Набоков «Гроза»)

Мы так увлеклись рыбалкой, что не заметили дождя, мелкими шажками подкравшегося к нам из-за леса. Он густел, расходился, и вскоре на протоке сделалось тесно от пузырьков, которые, не успев народиться, лопались и расходились кружками. Дождь был так густ, что ветер не мог пробраться сквозь него и сконфуженно залег в лесу.

Мы заторопились и поплыли к островку, где был хвойный лес, окруженный со всех сторон покосами. Схватили рюкзаки и бросились к пихтам. Под ними лежала рыжая сухая трава. Дождь сюда не проникал. Но мы уже вымокли и продрогли. Не хотелось шевелиться. Однако надо было разводить костер. И с великим трудом мы его развели.

А дождь прибавлял прыти. Огромная черная туча наползала на реку, и в одну минуту стало темно. Затем дождь разом прекратился. И тут же порывы ветра понеслись по реке, морща и волнуя воду. Сверкнула нервная молния, прогрохотал гром, и ветер опять сник.

Стало тихо.

Обратите внимание

Только крупные капли, скатываясь с мокрых смолистыx ветвей пихт, звучно шлепались о широкие, сморщенные листья чемерицы, уже пустившей по четвертому побегу, да с той стороны реки доносилось тревожное блеяние коз, пасшихся по лесу.

Молнии зачастили. Они прошивали насквозь темную тучу яркими иглами и втыкались в вершины гор, то отчетливо видных, то исчезавших во мраке. Гром грохотал почти беспрерывно.

Читайте также:  Катерина - луч света в темном царстве сочинение

Мы ждали бешеного ливня.

Но удивительное дело: грозная туча спустила на землю тихий, грибной дождь, сама же, громыхая в отблесках молний, поплыла дальше, волоча за собой пушистый, раздвоенный хвост. Этот хвост чисто смел все на своем пути. Снова появилось голубое небо с умытым и довольным ликом солнца.

И разом ожило все вокруг: запели птицы, затрещали крыльями бекасы, мимо нас побежала шустрая мышка. Туча была далеко. Она уползала за перевалы и все еще метала яркие стрелы, но звуки грома до нас уже не доносились.

(В.П.Астафьев «Летняя гроза»)

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем.

Солнце — не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится а лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра…

Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величава, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями.

Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой.

Цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь.

Важно

К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда.

В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силен, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты — несомненный признак постоянной погоды — высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба… 

И.С.Тургенев «Бежин луг»

Лингвисты

— Название крестьянской одежды

Свитка Косоворотка Гречевик

Сермяга Портки

Зипун Онучи

Кожух Картуз

Физики

Решить задачу: Удастся ли детям убежать от дождя, если они добегут до деревни за 11 минут, а гроза надвигается со скоростью 4 м/с. Расстояние от озера до деревни 3 км. Сравните время движения тучи и ребят.

Решение t = s : v =3000:4=750 с=12,5 мин

11мин

7. Озвучивание результатов исследования

8.Составление синквейна

Время

Прошедшее, настоящее.

Меняется, проходит, не возвращается.

Неразрывная связь прошлого и будущего.

Эпоха,

состоящая из мгновений.

9. Домашнее задание: Написать сочинение по любой картине Маковского.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/razrabotka-uroka-14.html

Сочинение-описание по репродукции картины. 8 класс

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

Урок развития речи

СОЧИНЕНИЕ-ОПИСАНИЕ ПО РЕПРОДУКЦИИ КАРТИНЫ

8 класс

Учитель:

Елисеева Ж.В.

Севастополь — 2017

Урок № 54 Р.р. Сочинение-описание по репродукции картины

( по выбору: Ф. Васильев «Мокрый луг», В. Поленов «Заросший пруд»)

Цель: совершенствование работы по развитию речи при описании живописного полотна; развитие способности делать самостоятельный выбор; воспитание у учащихся любви к природе.

Задачи:

  1. рассмотреть и проанализировать репродукции картин, выявить общее и отличное, способствовать выбору учащимися той репродукции, которая наиболее соответствует внутреннему миру или настроению;

  2. составить схему написания сочинения, подобрать материал для сочинения;

  3. повторить дефисное написание сложных прилагательных, н нн в причастиях, а также правила постановки запятых при причастном и деепричастном оборотах;

  4. совершенствовать навык использования назывных предложений при создании описания.

Оборудование:

  1. оформленная доска: тема урока, эпиграф;

  2. репродукции картин;

  3. аудиозапись: Лист «Утешение», Giovanni Marradi – Dawn);

  4. презентация к уроку;

  5. раздаточный материал

Эпиграф:

… Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце…

( Николай Иванович РылЕнков)

Ход урока:

Сегодняшний урок я хочу начать строками из стихотворения поэта 20 столетия Николая Ивановича Рыленкова.

-О любви к чему говорит поэт? ( о любви к родине)

— А для того, чтобы понять степень любви автора строк к своей малой родине, что необходимо сделать? ( уметь в самой незначительной мелочи увидеть прекрасное).

Слайд №2 — реподукция картины Поленова – Васильева – две на одном слайде( музыка Giovanni Marradi – Dawn)

«….В … крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен, но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы…»

— Вы наверняка вспомнили ,из какого произведения данные строки. ( К. Паустовский «Мещёрский край», гл. «Обыкновенная земля»)

Сегодня нам предстоит познакомиться с репродукциями двух русских художников, которые на своих полотнах с необыкновенной любовью изобразили обыкновенное. В ходе урока вы сами определитесь, какая картина наиболее близка вам, какую из них вы выберете для своего сочинения – описания.

— Запишите тему урока и эпиграф к нему.

3. Актуализация опорных знаний.

— Прежде всего давайте вспомним, что представляет собой такой тип речи как описание? ( Описание – это тип речи, в котором перечисляются постоянные или временные признаки предмета. Цель описания – дать адресату наиболее полное представление о предмете.)

— Что характерно для художественного описания? ( наличие изобразительно –выразительных средств, помогающих более образно передать описываемую картину)

— Какие части речи преобладают в описании? ( Существительные, прилагательные и причастия)

— Выполните задание: вам представлены словосочетания, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните правописание. ( один человек выполняет задание у доски, класс – в раздаточном материале);взаимопроверка; подчеркните словосочетания, которые могут вам пригодиться при написании сочинения.

Слайд № 3

Задание 1

Осе…ий дождь; ( много)числе…ые оттенки; ра…ее утро; насыще…ый влагой воздух; облака пронзё…ые солнечными лучами ; (бледно)голубое небо; деревя…ый мостик; линия горизонта намере…о удале…а; (иссине)чёрная; (тёмно)синяя; (разно)цветный;.картина наполне..а светом, произведение называют монументальным и продума..ым.

4. Работа над темой

4.1 Композиция сочинения — описания

— Такая форма работы, как описание картины, вам уже знакома. Давайте вспомним последовательность работы, характерную для данного типа описания. ( ответы учащихся)

Слайд 4 ( последовательность работы над описанием картины:

1.Небольшая справка о творчестве данного художника (какие картины и когда он написал, направление, в котором он работал, особенности творчества художника). 2. Справка о данной картине (название, когда написана, под влиянием каких событий и так далее). 3.

Описание картины: — сюжет картины (о чем повествует картина); — что изображено на переднем плане; — что изображено на заднем плане картины; — описать основных героев картины (если они есть); — основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их); — какое настроение передает эта картина. 

4. Свои впечатления от картины (понравилась/не понравилась, почему).)

— В соответствии с данной последовательностью мы будем строить композицию нашего сочинения. Репродукции картин находятся в учебнике на стр. 38. Всмотритесь в них.

4.2 Общее впечатление от картин

— Что объединяет данные картины? ( пейзаж, изображение уголка простой русской природы)

— Назовите авторов и названия картин.

4.3 Сведения о художниках и истории создания анализируемых картин

— Выполняя дома индивидуальное задание, ваша одноклассница подготовила краткое сообщение о жизни и творчестве Фёдора Александровича Васильева и Василия Дмитриевича Поленова. Давайте послушаем его, а необходимые сведения будем записывать в таблицы, которые находятся в раздаточном материале. Свои записи вы сможете использовать при самостоятельной работе над сочинением.

Слайд №4 ( В. Д. Поленов 1844 – 1927)

Васи́лий Дми́триевич Поле́нов — русский художник, мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, педагог.

Совет

Родился в Петербурге в многодетной, культурной дворянской семье: отец – известный археолог и библиОграф, мать — урождённая Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью. Дядя художника был сенатором.

Немалое значение в воспитании имела бабушка художника Вера Николаевна Войекова, воспитанная после ранней смерти родителей в доме Гаврилы Державина, хорошо ориентировалась в русской истории, знала народную поэзию, любила рассказывать внукам русские народные сказки, былины, предания. В этой атмосфере сформировался художественный вкус Поленова. Воейкова всячески развивала увлечение внуков живописью, поощряла творческое честолюбие, устраивала среди детей конкурсы, присуждая, как в академиях, за лучшую работу «медаль».

Читайте также:  Характеристика и образ вареньки в рассказе толстого после бала сочинение

Поленов получил прекрасное образование, учился охотно и успешно. На протяжении всей жизни много путешествовал. Все свои впечатления переносил на свои полотна. В 47 лет был избран действительным членом Академии художеств. Поленов известен как автор разножанровых произведений. Он обращался к историко-религиозным темам — «Христос и грешница» (1886—1887 гг.), «Среди учителей» (1896 г.);

Но наибольшую славу Поленову принесли пейзажи: «Московский дворик» (1878 г.), «Бабушкин сад», «Заросший пруд» (1880 г.), передающие поэтическое очарование уголков городской жизни и первозданной русской природы.

Слайд № 5 ( Ф. А. Васильев 1850 – 1873)

Федор Александрович Васильев – талантливый русский художник-пейзажист, современник Саврасова, Шишкина, Репина и других замечательных мастеров 2-й половины 19 века. Искусствоведы отмечают, что он был художником-самоучкой, а начал создавать талантливые произведения в 18 лет.

Но как-то неожиданно, почти внезапно вошёл он на равных в число ведущих художников того времени. На «равных» участвовал с ними на выставках, на «равных» побеждал в конкурсах и в 2-3 года достиг таких профессиональных успехов, на завоевание которых у других уходили годы, а порой и целая жизнь.

Васильев был весёлым, остроумным, темпераментным человеком, который прожил всего 23 года. Он был болен неизлечимой тогда болезнью – чахоткой. Последние 2 года он прожил в Крыму, в Ялте.

Вся его жизнь была подобна вспышке молнии, порыву ветра, как на его картинах. Его кисти принадлежат такие картины как «Кучевое облако», 1860; «Кроны деревьев», 1867, «После дождя. Проселок», 1867—1869, «Кирпичный завод», 1869, «Оттепель», 1871, «Мокрый луг» (1872 ),«Болото в лесу. Осень» (1873),

— Картина «Мокрый луг» была написана в 1872 году 22-хлетним юношей, всего за год до его смерти. В июле 1871 года Фёдор Васильев, у которого врачи обнаружили чахотку, с целью поправить здоровье приезжает в Крым, в Ялту.

Там, в краю цветущих магнолий, экзотических пальм, он, основываясь на своих воспоминаниях и зарисовках, не с натуры, пишет картину «Мокрый луг», воссоздавая неброскую прелесть родной земли. Всмотритесь в изображение.

Слайд №6 (картина Васильева «Мокрый луг»)

— На первых этапах анализа картины обычно используют такую последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верх картины (фон, небо)

Слайд № 7 (последовательность: низ картины (земля, вода, фон), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верх картины (фон, небо)

— Что изображено на картине? ( только что прошла гроза, смена погоды: солнечные лучи пробиваются сквозь тёмные тучи, низ картины — влажная после дождя трава, небольшая заводь, в которой отображаются лучи солнца, середина – небольшой косогор, несколько деревьев, сгибающиеся под порывами ветра, бескрайний горизонт, где земля сливается с небом, верх – небо, которое заслуживает особого внимания.)

— Можно ли установить взаимосвязь изображаемого художником с его возрастом, состоянием? ( возможно, лучи солнца – некий символ надежды на победу над болезнью, изображение некой закономерности устройства природы, частью которой является и человек: гроза, стихия сменяется покоем и умиротворением)

Слайд № 8 ( картина Поленова «Заросший пруд»)

— Картина «Заросший пруд» написана в 1879 году. Художнику на момент создания картины 35 лет. Вид, изображённый на этой картине, обобщает разные впечатления художника. Один из этюдов для этой картины был написан Поленовым в 1877 году, когда он проводил лето в деревне ПетрУшки под Киевом.

Известно, что, будучи от рождения городским жителем, Поленов очень любил ширь бескрайних полей, широколиственные густые леса, спускающиеся к могучим рекам. Мечтал поселиться на лоне природы. Впоследствии он исполнил свою мечту, приобретя дом на берегу реки Оки. Всмотритесь в изображение.

— Каково общее настроение данной картины? ( покой, гармония, спокойствие, философские размышление)

— Что мы видим на этой картине? ( низ картины – небольшая зелёная лужайка, усыпанная белыми ромашками, пруд, заросший ряской и кувшинками, середина — деревянный мостик, тропинку, ведущую к еле заметной скамеечке, на которой так приятно посидеть в знойный летний день, прячась в тени вековых деревьев, сидящая на скамейке девушка, верх – буйная зелень вековых деревьев, небольшой клочок ясного неба)

4.4 Составление рабочих материалов

Задание в четвёрках:

— К существительным, которые вы выписали, подберите причастные обороты ( ответы учащихся)

Задание в парах:

— Используя словосочетания, которые вы составили, по данным моделям составьте предложения, связанные с описанием анализируемой картины. При написании текста сочинения помогут слова и словосочетания со значением места, например:

Слайд №9 ( модель составления предложений

Обратите внимание

слева от … виднеется; прямо перед нами изображены …; на переднем плане художник пишет…; задний план занимает …; вдалеке открывается… .)

— Выделите в этих картинах то, что привлекает особое внимание зрителя. ( «Мокрый луг» — небо, «Заросший пруд» — зелень)

Описанию этих деталей необходимо придать особое значение.

— Цветовая гамма, которую используют авторы картин, многообразна. Выпишите из предложенных в раздаточном материале оттенков те, которые наиболее соответствуют той или иной картине. ( ответы учащихся: 1 – «Мокрый луг», 2 – «Заросший пруд»)

(Все оттенки зелёного, светло-зелёные, освещённые солнечными лучами, тёмно-зелёный, сизый, желтовато-зелёный, изумурдный, дымчато-пепельный, свинцовый, мутно-жёлтые проблески, насыщенная зелень, иссине-чёрный, бирюзовый, серо-голубой, тёмно – лиловый )

— Художественное описание, как мы уже говорили, содержит множество изобразительно-выразительных средств. Какие из них вы могли бы использовать в сочинении?

Задание по рядам: придумайте

1 ряд –сравнения, 2 р. – метафоры, 3 р. – эпитеты ( ответы учащихся:

эпитеты

голубые и белые чистые облака, зловещие тучи, мрачные тени от грозы, суровые темные краски, развесистые ветви на фоне низины, грустный лирический мотив, чистые и свежие ароматы умытого грозой мира – «Мокрый луг»; знойный летний день, умиротворённый лес, пруд, затерянный в тени вековых деревьев, спокойная и неподвижная гладь пруда, прокатившаяся гроза, воздух душистый, свежий, чистый

метафоры, олицетворения

Буйство и разнообразие красок, будоражащих чувства, луг кажется одиноким и грустным, но совсем скоро он согреется, подсохнет на тёплом солнышке и заиграет радостными летними красками, от полотна веет свежестью и чистотой.

сравнения:

Кувшинки, будто свечки, два одиноких дерева, будто брошенные в стихии щенки, деревья, будто старожилы этих мест, мостик – древний старичок, листья кувшинок, словно мозаика, словно зеркало, глади пруда).

— Но не только тропы помогают авторам описания создавать ёмкие, образные картины. Назывные предложения, недавно изученные нами, помогают наглядно, зримо запечатлевать зримые картины. В дом. упражнении вы прочитали отрывок, состоящий из одних назывных предложений. ( чтение учителем стр.39)

— К какой картине можно отнести данное описание? ( Васильев «Мокрый луг»)

Задание по цепочке

По аналогии составьте описание картины Поленова «Заросший пруд», используя распространённые и нераспространённые назывные предложения.

— Художник имеет возможность зафиксировать лишь одно мгновение жизни. А зритель, рассматривающий картину, может услышать звуки картины, почувствовать запахи, угадать, что было до и после изображенного времени.

Поэтому в сочинении могут быть использованы слова и обороты со значением прошедшего и будущего времени, например: после какого-либо события произошло …; только что совершилось …; недавно случилось…; лишь только отшумела…; как только закончилась…; еще не случилось, но уже… .

Слайд № 10 (обороты со значением прошедшего и будущего времени:

после какого-либо события произошло …; только что совершилось …; недавно случилось…; лишь только отшумела…; как только закончилась…; еще не случилось, но уже…)

Задание:

Составьте несколько предложений, используя данные обороты, назовите и опишите вероятные звуки, ароматы. ( ответы учащихся)

— Представьте , будто вы оказались там, в том уголке, который изобразили художники, чтобы вам хотелось сделать там? ( пройтись по мокрой траве, поднявшись на косогор, посмотреть вдаль на необозримые просторы русской земли, дождаться победы солнечных лучей и встретить новый день, услышать пение птиц, которые особенно радостно звучат после отшумевшей грозы; пройтись босиком по мягкой тёплой травке, собрать букет из полевых ромашек, чтобы украсить букетом свою комнату, присесть на лавочку рядом с незнакомкой, завести непринуждённую беседу.. и т.п.)

— Какая же из этих картин нашла особый отклик в душе у каждого из вас? Напишите несколько развёрнутых предложений о причине выбора вами той или иной картины.

5. Творческое задание

Мини-сочинение ( написание сочинений под музыку Листа «Утешение»)

6. Итоги урока

— Чем полезен вам сегодняшний урок?

— Закончить урок позвольте словами В. Жуковского

Что видимо очам — сей пламень облаков,

По небу тихому летящих,

Сие дрожанье вод блестящих,

Сии картины берегов

В пожаре пышного заката —

Сии столь яркие черты —

Легко их ловит мысль крылата,

И есть слова для их блестящей красоты.

Важно

Я желаю вам в ваших сочинениях подобрать именно те слова, которые позволят описать «блестящую» красоту обыкновенной земли.

7. Домашнее задание

Написать сочинение – описание по репродукции картины ( по выбору)

Елисеева Ж.В., ГБОУ СОШ № 15

Источник: https://multiurok.ru/files/sochinieniie-opisaniie-po-rieproduktsii-kartiny-8.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector