Сочинение анализ рассказа мать горького

Анализ романа «Мать» Горького М.Ю

Горький в драме «На дне» продолжает традиции русского критического реализма. Ho уже в романе «Мать» (1906) художественно утверждается эстетика нового творческого метода, который значительно позже, в середине 30-х годов, получил название социалистического реализма.

Критика второй половины 80-х годов подвергла пересмотру и сам термин «социалистический реализм», и то эстетическое, художественное явление, которое за ним стоит. Ho, как уже говорилось во введении, отрицать наличие этого художественного направления в литературе XX века бессмысленно, как бессмысленно и объявлять его единственным плодотворным в литературном процессе.

Для нашей темы достаточно того очевидного факта, что в романе «Мать» Горький обосновывает новое качество реализма. В чем же оно состоит?Писатель показывает распространение социалистических идей среди рабочих и пытается выявить, насколько они перспективны и актуальны, способны ли обогатить личность, пробудить ее к становлению и внутреннему росту.

Предметом изображения в романном жанре является история становления человека как личности, его частная жизнь и судьба. В этом смысле Горький пытается выявить, насколько перспективны для человека, к ним приобщающегося, идеи социально-политической борьбы, обновления общества революционным путем. Иными словами, перед нами — социально-политический роман.

Обратите внимание

Ho его проблематика не исчерпывается лишь социально-политическим смыслом. Писатель утверждает новую концепцию личности, т. е. те представления о сущности человеческого характера, позитивных и негативные его качествах, о тех критериях оценки, с которыми он подходит к герою.

Горький воспринимает человека иначе, чем это было раньше, и судит его по другим законам, нежели судили до него. В этом в первую очередь проявляется новое качество реализма, заявленное в романе «Мать». Художник открывает и обосновывает новый тип отношений личности и типических обстоятельств, формирующих характер.

Вспомните еще раз, что вопрос о соотношении характеров и типических обстоятельств — центральный для реалистического метода. Писатель-реалист утверждает связь между формированием характера и типическими обстоятельствами, оказывающими решающее воздействие на становление личности.

Ho новое качество реализма, проявившееся у Горького, реализуется в первую очередь в том, что он утверждает не только возможность и неизбежность влияния действительности на человека, но обосновывает неизбежность и необходимость обратного влияния: человека на действительность. Вспомните, что сами типические обстоятельства трактуются писателем предельно расширенно.

Это не только среда, в которой живет герой, не только те ситуации, в которые он попадает в рамках своей будничной, повседневной жизни. В качестве типических обстоятельств Горький утверждает историческое время. Герой Горького оказывается лично ответственным перед своим временем, которое требует активного к себе отношения, активного взаимодействия с собой.

История не дает человеку «спрятаться» в узкосословных рамках среды. Требование личного контакта, личного взаимодействия с важнейшими историческими закономерностями эпохи универсально: по Горькому, избежать его не может никто.

В этом предельном расширении рамок среды, типических обстоятельств, воздействовавших на героя, — огромное доверие к нему, но и огромный груз исторической ответственности, возложенный на него. Под силу ли окажется простому человеку войти в личный контакт с историческим временем? Именно этот вопрос определяет в основном проблематику романа «Мать».

Роман во многом построен на контрастах. Резко противопоставлены экспозиция и развязка, на контрастах строится система персонажей.

Важно

Причем контрасты эти обусловлены самим временем, которое можно представить как движение и общества, и отдельного человека от сна к бодрствованию, от неведения и непонимания мира к его узнаванию и пониманию, как движение человека от тупого равнодушия к самому себе к осознанию своего человеческого достоинства, своих нерасторжимых связей с миром.

Крайние точки этого процесса, который и знаменует в горьковском романе движение истории, — образы Михаила и Павла Власовых, данные в экспозиции. Михаил Власов, «угрюмый, с маленькими глазами; они смотрели из-под густых бровей подозрительно, с нехорошей усмешкой»; он несет в себе «дикую силу, готовую бить беспощадно».

Беда его — в замкнутости в узком мире слободки, в невозможности осмыслить окружающее бытие. Его жизнь представляется в романе как остановившаяся в своем развитии, несостоявшаяся.

Отсутствие развития, движения вперед подчеркивает образ застывшего времени: описывая рабочую слободку, писатель акцентирует заданность определенного ритма, повтора, неизбежного и неотвратимого: каждый день из года в год гудок фабрики собирает людей, а после смены выбрасывает их из своих каменных недр, каждый вечер люди проводят в кабаках, каждый воскресный день тоже определен раз и навсегда. Замкнутость времени в движении по кругу и замкнутость в самом себе человека трактуется Горьким как нереализовавшаяся жизнь: «день бесследно вычеркнут из жизни, человек сделал еще шаг к своей могиле». Однообразием дней и лет характеризуется в романе прошлое, которое измеряется не годами, а одинаково, однообразно прожитыми жизнями людей, целых поколений.

Павел Власов оказывается поначалу втянут в общее движение жизни, основанное на повторе: он «сделал все, что надо молодому парню: купил гармонику, рубашку с накрахмаленной грудью, яркий галстук, галоши, трость и стал такой же, как все подростки его лет». Развитие сюжета начинается в тот момент, когда мать замечает, что «сын ее становится непохожим на фабричную молодежь…

что он сосредоточенно и упрямо выплывает куда-то в сторону из темного потока жизни».Такова экспозиция романа. Дальнейшее развитие сюжета ведет к разрушению исходной ситуации и обоснованию возможности и необходимости иного бытия, воплощением которого становится образ Павла Власова — сознательного, грамотного революционера.

С этого момента и начинается истинная история, истинное течение времени. Однако процесс становления Павла как революционера происходит как бы за кадром романного повествования и умещается всего в несколько строк третьей главы: «Так шли недели, месяцы и незаметно прошло два года странной, молчаливой жизни, полной смутных дум и опасений, все возраставших».

В следующей, четвертой главе мы видим Павла Власова вполне сложившимся человеком с собственными убеждениями. «Я читаю запрещенные книги, — говорит он матери. — Их запрещают читать потому, что они говорят правду о нашей рабочей жизни… Они печатаются тихонько, тайно, и если их у меня найдут — меня посадят в тюрьму, — в тюрьму за то, что я хочу знать правду».

Мы не видим всей сложности пути, пройденного Павлом, — этот путь во многом скрыт от читателя. И Павел не становится главным героем произведения, его образ воплощает, скорее, цель конечного развития человека, как она мыслится писателем. Итак, два полюса, две противоположные точки в системе персонажей романа: Михаил и Павел Власовы.

Михаил — одинокий, бессильный в своей озлобленности, противостоящий всем и вся, враждебный ко всему вокруг. Павел — окруженный соратниками, сподвижниками, товарищами.

В центр произведения Горький поставил мать. Это давало возможность сопоставить социальные идеи, обусловленные конкретно-историческим периодом развития общества, с вечными идеалами материнства.

Идеи, которые приносит Павел, воспринимаются Ниловной не как абстрактная истина, а как самая близкая и понятная правда жизни, принесенная сыном: «все это задевает за сердце, наполняя его чувством гордости за сына, который верно понял жизнь своей матери, говорит ей о ее страданиях, жалеет ее».

Совет

Даже страх за его судьбу отступает на второй план, потесненный гордостью за него, неодолимым желанием встать рядом с ним, продолжить его дело в революционной борьбе.
Ho дело не только в этом.

Писателя интересовал сам процесс перехода из одного состояния в другое, от слепоты к прозрению, от замкнутости в собственной оболочке к активному единению с миром.

Так выявляется собственно романический аспект жанрового содержания: постижением процесса непрерывного роста человека обусловлена вся поэтика романа «Мать».

Повествование (если не считать экспозиции, первых двух глав) субъективизировано, ориентировано на точку зрения героини: мы видим происходящее как бы ее глазами — этим и объясняется наивно-образное восприятие идей социализма, перевод их в конкретночувственную форму.

В третьей главе, где Горький как бы обосновывает свое право переключить внимание читателя в план субъективного повествования, он несколько раз подчеркивает это: «она знала», «ей казалось», «она замечала», «какие-то новые слова, непонятные ей», «ей это нравилось», «иногда она думала» — текст пестрит ссылками на субъект повествования, на сознание матери, которое и становится теперь главным объектом художественного исследования.

В романе возникают два композиционных плана, практически неразделимые в художественном тексте: объективная действительность и сознание, стремящееся постигнуть эту действительность во всей полноте и сложности.

Роман повествует о том, как мир, доступный сознанию Ниловны, расширяется географически, вырастает от слободки с Дымным масляным воздухом, где дрожал и ревел фабричный гудок, до масштабов глобальных, когда героиня понимает, как в ее «тесной комнате рождалось чувство духовного родства рабочих всей земли», когда «говорили о французах, англичанах и шведах как о своих друзьях, о близких сердцу людях». Эмоциональное отношение к событиям далекой и совсем иной жизни, которая оказывается вдруг близка и нужна товарищам Павла, — очень важный для Горького момент. «Иногда мать поражало настроение буйной радости, вдруг и дружно овладевавшее всеми. Обыкновенно это было в те вечера, когда они читали газеты о рабочем народе за границей. Тогда глаза у всех блестели радостью, все становились странно, как-то по-детски счастливы, смеялись веселым, ясным смехом, ласково хлопали друг друга по плечам.— Молодцы, товарищи немцы! — кричал кто-нибудь, точно опьяненный своим весельем.— Да здравствуют рабочие Италии! — кричали в другой раз.И, посылая эти крики куда-то вдаль, друзьям, которые не знали их и не могли понять их языка, они, казалось, были уверены, что люди, неведомые им, слышат и понимают их восторг».Эта сцена дана глазами матери, как бы пропущена сквозь призму ее сознания. Она поражает, но и радует ее, ибо перед ней, как и перед товарищами Павла, раскрывается мир; она чувствует возможность изменить и улучшить его, встав рядом с сыном, рядом с его товарищами, рядом с немецкими и итальянскими рабочими, далекими от нее, но близкими ей. Если перевести мысли героини из плана образного, в котором она воспринимает социалистические идеи, в план философской терминологии, мы можем сказать, что героиня захвачена возможностью, открывшейся перед ней как человеком, личностью, ощутить и осмыслить себя не объектом, а субъектом истории; она потрясена перспективой исторического творчества, которая постепенно открывается перед ней.

Мир для героини расширяется не только географически, но и социально — она проходит путь от неграмотной, забитой женщины до сознательного революционера; ей доступно теперь осмыслить свое время, ощутить себя в прошлом, настоящем и будущем, ибо во имя будущего живет она теперь, а не хлопотами одного дня, похожего как две капли воды на день вчерашний и завтрашний.

Ориентированность повествования на сознание героини обусловлено творческим замыслом Горького: показать рост личности при активном контакте с историей, со своей эпохой. Это отразилось на композиции романа.

В самом общем виде ее можно представить как перевернутую пирамиду: основанием ее будет экспозиция, где контакты личности и окружающего бытия сведены к минимуму, человек отчужден от враждебной ему действительности, от истинного потока времени, захваченный круговоротом серых, одинаковых будней.

Появление «социалистов», прорастание новых, свободных мыслей приводит к постоянному расширению сфер контактов, взаимодействия личности и мира, их взаимного воздействия друг на друга.

Обратите внимание

Высший идейно-композиционный план произведения — момент полного единения героя со своей эпохой, со своим временем, момент окончательного преодоления отчуждения от мира.

Постепенное движение героини к идеалу происходит под воздействием совершенно определенных, конкретных событий в жизни рабочей слободки. «Дни скользили один за другим, как бусы четок, слагаясь в недели, месяцы. Каждую субботу к Павлу приходили товарищи, каждое собрание являлось ступенью длинной пологой лестницы, — она вела куда-то вдаль, медленно подымая людей».

В творчестве Горького любая человеческая личность, сколь бы ни была она подавлена грузом повседневности, оказывается один на один с историческим временем: человек и история даны как бы в одном художественном масштабе, уравниваются в своих правах, и историческое время требует от человека активного взаимодействия с собой. В этом требовании, предъявленном герою, — открытие Горького. Он впервые в литературе лишил человека права жить в мире людей и в то же время как бы вне его, «жить все в бедных мыслях про самого себя, как цыпленок в скорлупе», — так осмысляет свою жизнь один из героев писателя, Матвей Кожемякин. Если раньше такой человек, внутренний изгнанник, мог заслужить даже уважение художника, то Горький рассматривает его жизнь как несостоявшуюся: он вычеркнут из времени и обречен блуждать по замкнутому кругу «бедных мыслей про самого себя».

Человеческая сущность героя, по Горькому, заключена в процессе его непрерывного роста и становления. Пелагея Ниловна Власова осмысляет себя как личность лишь после того, как перестает быть «маленьким человеком», каким мы видим ее в экспозиции. «Маленький человек» становится у Горького непрерывно растущим человеком.

В романе Горьким утверждается доверие к человеческой личности, которое проявилось в утверждении возможности и необходимости взаимодействия человека и истории.

Равенство масштаба, в котором предстают в романе «Мать» личность героини и историческое время, оказывается возможным благодаря тому, что ситуация, в которую поставлена автором Ниловна, — соратничество с сыном в его борьбе — выявляет и умножает все ее лучшие человеческие качества, прежде всего способность и потребность любить, заложенную в каждой женщине, в каждой матери. Именно это чувство помогает становлению Ниловны как человека, способного продолжить справедливую борьбу сына. «Велико в вас материнское», — говорит Андрей Находка Ниловне. Благодаря взаимодействию общечеловеческого и конкретно-исторического начал расширяются связи героини с миром. Происходит единение частной человеческой жизни с историческим временем в целом.

В финальной сцене — сцене ареста — заключена кульминация философского сюжета романа: человек вступает в контакт с ведущими позитивными историческими закономерностями своей эпохи и обнаруживает способность своей волей объединять людей и — в перспективе — вести их за собой. Так Горький подходит к новому качеству реализма, заявленному в романе: революционная борьба мыслится не как форма насилия и разрушения, но как возможность личности активно влиять на обстоятельства и изменять, формировать их в своих целях.

Читайте также:  Герои романа обломов гончарова (образы и характеристики, таблица)

Источник: http://lit-helper.com/p_Analiz_romana_Mat-_Gor-kogo_M_Yu

Анализ произведения Горького М. «Мать» на Сёзнайке.ру

Произведение «Мать» в значительной степени повлияло на революционное сознание русских рабочих. Этот роман был переведен на двенадцать языков и стал неким пособием для революционеров во многих странах мира.

В. И. Ленин прочитал произведение еще в виде рукописи. Встретившись уже после выхода книги в свет с автором в 1907 году во время V съезда партии, который проходил в Лондоне, он сам оценил это произведение.

По его мнению, Горькому удалось указать рабочим массам дорогу к революции, что впоследствии утопило Россию в крови ее собственного народа. Единственным комплиментом Ленина было определение произведения как весьма «своевременного».

Для Горького такое мнение было очень ценным.

Важно

Идею данного произведения автор обдумывал в течение нескольких лет, однако написал и опубликовал писатель свое произведение в 1906 году. Роман был подвергнут жесткой цензуре, некоторые части были полностью изъяты из содержания и заменены точками.

Кроме этого, за клятвопреступление Горького, в 1907 году против писателя было возбуждено уголовное дело, так как он стал автором антиправительственного произведения и стремился к нарушению стабильного развития страны, призывая рабочих подниматься и проводить бунты.

Газеты опубликовали заметку о том, что подан в розыск цеховой малярного цеха – А. М. Пешков.

Для некоторых людей, знавших этого рабочего как Максима Горького, он был кумиром, но в своей стране он оставался лишь взбунтовавшимся рабочим, который искал повод сбросить с себя рабочие обязанности и заговорил об угнетении рабочих.

Чего хотели приспешники революционного движения? Остановить производства по всей стране и перестать в принципе работать, чтобы никто не чувствовал себя угнетенным своими обязанностями? Но Горький предупредительно отправился в Италию, чтобы избежать ответа за свои слова. В полном содержании его произведение вышло уже в 1917 году, когда кровавый террор добился своего.

Роман «Мать» имеет большое историческое значение. В этом произведении впервые рабочие изображались в роли революционеров. Горький подробно описал борьбу пролетариата и его революционную активность.

У разных писателей, таких как Чехов, Решетников, Некрасов рабочие изображаются обыкновенными людьми, которые сталкиваются с определенными сложностями жизни. Писатели разделяли переживания рабочих, сочувствовали им.

И лишь Горький изображает рабочих как орудие воплощения марксизма-ленинизма.

Горький в свое время стал свидетелем бунтов сормовских рабочих, и это нашло отображение в его романе. Главные герои произведения – Павел Власов и Пелагея Ниловна стали прототипами реальных участников революционного движения – Петра Заломова с матерью.

Совет

При этом нужно учесть, что роман не является описание именно того сопротивления в Сормове, которое наблюдал писатель. Горький говорит о том, как менялось мировоззрение пролетариата и люди, бросая заводы, шли вершить революцию, требуя «заводы — рабочим».

Для того чтобы революционная борьба выглядела еще ярче, писатель начинает произведение с жизнеописания отца главного героя и лишь после этого говорит о переменах, произошедших в сознании людей на примерах Павла Власова и Пелагеи Ниловны.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/analiz-stihov/11001——lr

«Мать», анализ романа Максима Горького

Роман «Мать» Максима Горького принято считать первым произведением в духе соцреализма – направлении, которое на долгих 70 лет станет ведущим в отечественной литературе. Это произведение было написано в 1906 году, сразу после первой русской революции.

Опыт великих событий, участником которых стал и сам юный Алексей Пешков, знакомство с трудами Ленина, прекрасное знание действительности – все эти факторы определили проблематику романа «Мать». Горький описывает революционные события, произошедшие в 1902 году в слободе Сормово. Теперь это часть современной Самары.

В художественных образах романа писатель показывает, как формируется классовое сознание рабочих, ставших решающей силой истории, какую роль сыграла в этом Коммунистическая партия (тогда еще РСДРП), а также пытается доказать закономерность грядущей победы пролетариата и неминуемой гибели буржуазного общества.

Начало романа знакомит читателя с жизнью рабочей слободки при капиталистическом строе. Автор сосредотачивает внимание на самых страшных и безобразных сторонах жизни.

«В холодном сумраке» угрюмые люди, точно испуганные тараканы, выйдя «из маленьких серых домов», каждый день шли «к высоким каменным клеткам фабрики».

Автор использует ряд олицетворений, представляющих фабрику в виде злой силы, действующей против человека.

Такая жизнь лишает человека всего, на что он имеет право, и искажает облик самого человека. Поэтому рабочие, возвращаясь домой, ссорились с женами и часто били их, «не щадя кулаков», «в груди пробуждалось непонятное, болезненное раздражение», поднималось чувство «подстерегающей злобы», которая приводила к бессмысленной жестокости.

Однако вскоре под влиянием революционной пропаганды среди рабочих организуется социал-демократический кружок.

Обратите внимание

Среди пропагандистов оказывается и Павел Власов, уже с первых глав романа отличающийся от всей местной молодежи своим образом жизни.

Напившись впервые, он не употребляет грубых слов, как его отец, а потом говорит матери: «Тоска зеленая! Я лучше удить рыбу буду. Или – куплю себе ружье».

Вместо этого он начинает читать книги, а потом куда-то их прячет. Встревоженной матери Пелагее Ниловне он говорит, что читает запрещенные царем книги, в которых содержится правда. Вскоре он определяет цель своей дальнейшей жизни: убедить в новой правде людей и поднять массы на борьбу за изменение жизни.

Через «два года странной, молчаливой жизни», за время которой спился и умер отец, Павел произносит свою первую речь матери. Он говорит долго, стараясь раскрыть ей глаза на мир. Он говорит тихо, но твердо и очень убедительно, потому что сам верит новой правде до конца.

Павел играет в развитии событий центральную роль. Он как будто связан незримой нитью со всеми героями романа.

Когда у них дома начинают собираться рабочие, Пелагея Ниловна, или, как ее по-простому стали называть — Ниловна, с волнением наблюдает за происходящим, понимая, что объединяет всех людей именно ее сын, Павел.

Предупрежденная сыном, что к ним придут «запрещенные люди», она испытывает страх, но, увидев молодые прекрасные лица, позже с недоумением спрашивает у сына: «Вот это и есть – запрещенные люди?»

К каждому из приходящих молодых людей она испытывает материнскую любовь, понимая, что они рискуют своей жизнью.

Важно

И Наташа, и Андрей Находка, и все другие, приходящие каждую субботу на заседание рабочего кружка, вызывают у Ниловны нежность, но и все нарастающую тревогу.

А глядя на Павла, она преисполнена чувством гордости за сына, который внешне ничем не отличается от других, но является как бы центром притяжения.

Тревога эта не случайна, и Павел, не скрывая ничего от матери, подчеркивает опасность, которой они себя подвергают: «А все-таки для всех нас впереди – тюрьма.

Ты уж так и знай…» Сам он поглощен революционной борьбой настолько, что даже готов отказаться от любви.

Да и от других требует такой же самоотверженности: когда Андрей признается в своих чувствах к Наташе, Павел убеждает, что для революционера важнее быть преданным общему делу.

Впервые Павел выступает как вожак перед рабочими в истории с «болотной копейкой».

Он говорит о рабочем коллективе и заканчивает идеей о том, что все должны почувствовать себя товарищами, братьями, крепко связанными одним желанием —  бороться за свои права.

Однако масса рабочих была пока не подготовлена, и Павла не поняли. Но Горький показывает, как «толпа смотрела в его лицо сотнями внимательных глаз, всасывала его слова».

А вот на первомайской демонстрации Павел был уже тесно спаян с массой.

И хотя он не произносит речей, а только бросает в толпу боевые лозунги и поднимает красное знамя, толпа тянется к нему, как «крупинки железа к магниту».

И когда демонстрация сталкивается с жандармами, Павел не опускает знамя, он полон решимости идти до конца, что оценивается толпой. Чей-то голос громко говорит: «Ради озорства, братцы, на штыки не лезут!»

Совет

После первомайской демонстрации Павел попадает в тюрьму, но отказывается от побега, так как потерял бы уважение к себе. На суде читатель, по сути, впервые слышит развернутую речь героя.

Конечно, автор противопоставляет речь прокурора, напоминающую «стаю мух над куском сахара», и чеканную речь Власова, насыщенную смелой революционной мыслью.

И хотя суд заканчивается вынесением приговора над революционерами, вся сцена говорит о слабости суда и силе подсудимых.

Безусловно, Павел – центральный персонаж романа. Почему же Горький называет роман «Мать»? Во-первых, именно так – нежно и уважительно – обращался Павел к Ниловне.  Прежде он называл ее «мамаша» и обращался на «вы», но когда они становятся с ней родными по духу, он говорит ей: «Мать!». Ее потрясло слово «мать», сказанное Павлом с «горячей силой».

Во-вторых, став матерью для всех единомышленников сына, она продолжает их дело, когда большинство революционеров оказывается в тюрьме. Речь Павла на суде так потрясла людей, что ее было решено напечатать и распространить среди политических. Ниловна вызвалась увезти чемодан с прокламациями в другой город.

Но на вокзале один из шпиков царской охранки узнал ее и выдал местному жандарму. Тогда она выхватывает пачки листков и раздает людям, выкрикивая слова, слышанные ею много раз от сына: «Душу воскресшую – не убьют».

Жандармы пытаются закрыть ей рот, бьют ее по голове, плечам, по лицу, но, видя много глаз, горящих знакомым ей огнем, она продолжает свою речь, пока один из жандармов не начинает ее душить.

Так Горький показывает, что бороться за правду можно начать в любом возрасте, и Ниловна – яркое тому свидетельство.

  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького
  • «На дне», анализ драмы Максима Горького
  • «Старуха Изергиль», анализ рассказа Горького
  • «Детство», анализ повести Горького
  • Максим Горький, краткая биография
  • «Макар Чудра», анализ рассказа Максима Горького
  • «В людях», краткое содержание по главам повести Максима Горького
  • «Челкаш», анализ рассказа Максима Горького
  • «Песня о Соколе», анализ произведения Максима Горького
  • «Мои университеты», анализ повести Максима Горького
  • «В людях», анализ повести Максима Горького
  • «Мои университеты», краткое содержание повести Максима Горького
  • «Мещане», анализ пьесы Максима Горького
  • «Песня о Буревестнике», анализ произведения Горького
  • «Старуха Изергиль», краткое содержание по главам рассказа Горького

По писателю: Горький Максим

Источник: https://goldlit.ru/gorky/567-matj-analiz

Анализ романа М. Горького «Мать»

Роман рассказывает не просто о революционной борь­бе, а о том, как в процессе этой борьбы перерождаются люди, как к ним приходит духовное рождение. «Душу воскресшую — не убьют!» — восклицает Ниловна в конце романа, когда ее зверски избивают полицейские и шпики, когда к ней близка смерть.

«Мать» — роман о воскрешении человеческой души, казалось бы намертво раздавленной несправедливым строем Жизни. Раскрыть эту тему можно было особенно широко и убедительно именно на примере такого человека, как Ниловна.

Она — не только человек угнетенной массы, но еще женщина, на которой по своей темноте вымещает бесчисленные притеснения и обиды ее муж, и к тому же — мать, живущая в вечной тревоге за сына. Хотя ей только сорок лет, она уже чувствует себя старухой.

Обратите внимание

В ранней редакции романа Ниловна была старше, но затем автор «омолодил» ее, желая подчеркнуть, что главное не в том, сколько она прожила лет, а в том, как она их прожила. Она почувствовала себя старухой, не испытав по-настоящему ни детства, ни юности, не ощутив радости «узнавания» мира.

Юность приходит к ней, в сущности, после сорока лет, когда перед ней впервые начинают открываться смысл мира, человека, собственной жизни, красота родной земли.

В той или иной форме такое духовное воскрешение переживают многие герои. «Человека надо обновить», — говорит Рыбин и думает о том, как добиться такого обнов­ления. Если грязь появится сверху, ее можно смыть; а «как же изнутри очистить человека»? И вот оказывается, что та самая борьба, которая нередко ожесточает людей, одна способна очистить и обновить их души.

Читайте также:  Сочинение образ автора в слове о полку игореве

«Железный чело­век» Павел Власов постепенно освобождается от излишней суровости и от боязни дать выход своим чувствам, особенно чувству любви; его друг Андрей Находка — напротив, от излишней размягченности; «воров сын» Весовщиков — от недоверия к людям, от убеждения, что все они враги друг другу; связанный с крестьянской массой Рыбин — от недоверия к интеллигенции и культуре, от взгляда на всех образованных людей как на «господ». А все то, что происходит в душах героев, окружающих Ниловну, совершается и в ее душе, но совершается с особенным трудом, особенно мучительно. Она с малых лет приучена к тому, чтобы не доверять людям, опасаться их, скрывать от них свои мысли и чувства. Она и сына этому, учит, увидев, что он вступил в спор с привычной для всех жизнью: «Только об одном прошу — не говори с людьми без страха! Опасаться надо людей — ненавидят все друг друга! Живут жадностью, живут завистью. Все рады зло сделать. Как начнешь ты их обличать да судить — возне­навидят они тебя, погубят!» Сын отвечает: «Люди плохи, да. Но когда я узнал, что на свете есть правда, — люди стали лучше!»

Когда Павел говорит матери: «От страха все мы и пропадаем! А те, кто командует нами, пользуются нашим страхом и еше больше запугивают нас», — она признается: «Всю жизнь в страхе жила, — вся душа обросла страхом!» Во время первого обыска у Павла она испытывает это чувство со всей остротой. Во время второго обыска «ей не было так страшно…

она чувствовала больше ненависти к этим серым ночным гостям со шпорами на ногах, и нена­висть поглощала тревогу». Но на этот раз Павла забрали в тюрьму, и мать, «закрыв глаза, выла долго и однотонно», как прежде выл от звериной тоски ее муж.

Еще много раз после этого охватывал Ниловну страх, но его все больше заглушали ненависть к врагам и сознание высоких целей борьбы.

«Теперь я ничего не боюсь», — говорит Ниловна после суда над Павлом и его товарищами, но страх в ней еще не совсем убит. На вокзале, когда она замечает, что узнана шпиком, ее снова «настойчиво сжимает враждебная сила… унижает ее, погружая в мертвый страх». На какое-то мгно­вение в ней вспыхивает желание бросить чемодан с лис­товками, где напечатана речь сына на суде, и бежать.

И тогда Ниловна наносит своему старому врагу — страху — последний удар: «… одним большим и резким усилием сердца, которое как бы встряхнуло ее всю, она погасила все эти хитрые, маленькие, слабые огоньки, повелительно сказав себе: «Стыдись!.. Не позорь сына-то! Никто не боится…

»Это — целая поэма о борьбе со страхом и победе над ним!, о том, как человек с воскресшей душой обретает бесстрашие.

Тема «воскрешения души» была самой важной во всем творчестве Горького.

В автобиографической трилогии «Жизнь Клима Самгина» Горький показал, как борются за человека две силы, две среды, одна из которых стремится возродить его душу, а другая — опустошить ее и убить.

В пьесе «На дне» и еще в ряде произведений Горький изо­бразил людей, брошенных на самое дно жизни и все же сохранивших надежду на возрождение, — эти произведе­ния подводят к выводу о неистребимости человеческого в человеке.

Источник: http://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/410-roman-m-gorkogo-mat.html

Художественное своеобразие романа М. Горького «Мать»

/ Сочинения / Горький М. / Мать / Художественное своеобразие романа М. Горького «Мать»

  Скачать сочинение

    В истории мировой литературы можно найти немало примеров того, что новое время часто ставит художника перед необходимостью переосмысливать традиционные методы творчества. С подобной ситуацией мы сталкиваемся и при попытке проанализировать художественную структуру книги М. Горького “Мать”.     Начнем с того, что практически невозможно точно определить жанр этого произведения.

Сам М. Горький жанр никак не обозначил, однако можно выделить некоторые черты, характеризующие книгу как роман. Во-первых, в произведении присутствует разветвленный сюжет с несколькими сюжетными линиями, которые, впрочем, сконцентрированы вокруг одного героя (Пелагеи Ниловны), чьим именем названа книга.

Во-вторых, в произведении рассматривается проблема взаимоотношений личности и времени, дается широкий социальный контекст. Героев нельзя назвать неподвижными, их мировосприятие постоянно меняется. В-третьих, проводится анализ различных слоев населения: слободка, фабрика, деревня, город. И наконец, следуя традиции романов XVIII века, а также романов Н. Г. Чернышевского и Л. Н.

Важно

Толстого, М. Горький являет в произведении нового положительного героя и представление о нравственной норме.     Однако, в отличие от традиционного русского романа, в произведении практически отсутствует любовный сюжет, весьма скромная роль отводится описаниям природы, и финал открыт.

Как видно, произведение отчасти напоминает роман, но не вполне соответствует классическим образцам этого жанра.     Важной особенностью книги является ее агитационная направленность, прямая ориентация на читателя. К читателям обращена речь Павла на суде, слова Ниловны на вокзале. Именно это, как мне кажется, позволило в свое время большевикам назвать роман “очень своевременной книгой”.

    Несмотря на то что позиция автора по отношению к героям четко определена, сам автор в произведении практически отсутствует, все дается глазами Ниловны. Если в начале книги авторских отступлений еще много, то в конце они практически полностью исчезают, словно кругозор героини настолько расширяется, что комментарий автора утрачивает смысл (“она слушала…”, “оказалось…

”, “ей было сладко видеть…”).     Горький постоянно использует в произведении опыт, накопленный ранними годами творчества. Налицо приметы романтизма. К примеру, Павла охватывает желание “бросить людям свое сердце, зажженное огнем мечты о правде”.

Не напоминает ли это историю Данко? Как и в романтических произведениях, в книге “Мать” чрезвычайно развита символика, которая указывает на роль конкретного персонажа и отношение к нему автора. Возникает система контрастов: свет и тьма, знамя и стена, Павел и судьи, Рыбин и полицейские. Горький умело использует звук и цвет.

Первый звук, описанный в произведении, — фабричный гудок, затем — живая, свободная человеческая речь, затем — воплощение народной правды в песне на первомайской демонстрации, затем — музыка Грига в исполнении Софьи. Позже музыка Софьи становится неотъемлемой частью души матери, с ней связано духовное возрождение Ниловны.

И в финале романа мы слышим “крик, вой, свист” — звуки, которые должны слышать все.     Цвет в романе почти всегда символичен. Красный — это цвет крови, красного знамени, омытого кровью людей. Серый — это дымный воздух слободки, ее “маленькие серые дома”, “серые фигуры” полицейских. Горький подробно выписывает портреты своих персонажей.

При этом портрет подчеркивает типизацию персонажа (глаза у Ниловны такие, “как у большинства женщин в слободке”), выражает характер человека (“Вся она была мягкая, печальная, покорная”), дает ссылку на прошлое человека (тело Ниловны “разбито долгой работой и побоями мужа”), показывает эволюцию его персонажа.

Именно портрет сразу же дает нам возможность составить общее впечатление о человеке. Но по ходу развития сюжета портрет героя может быть дополнен. К примеру, после разговора Находки и Павла о Наташе Ниловна замечает, что “Андрей стал ниже ростом и еще милее, а сын, как всегда, худ, прям и молчалив”.     Основная значимая единица в произведении — человек.

Совет

    Сущность персонажей раскрывается в их взаимодействии друг с другом. Вся книга — история духовного развития людей, а потому построена она как бы на движении. Все сюжетные линии посвящены описанию того, каков же путь человека в революцию. Постоянный мотив движения подчеркивает духовное обновление и развитие каждой отдельной личности.

Жизнь людей сравнивается с рекой, которая “ровно и медленно текла куда-то мутным потоком годы и годы”. Дни складываются, как “ступени лестницы”.     Интересно проследить, как меняется художественное пространство произведения. Действие книги начинается в тесном мире слободки, в комнате дома Власовых. Потом в произведении появляются люди “из другого мира”, из города.

После этого мы видим первомайскую демонстрацию, деревню, заседание суда. Финал книги — это сцена на вокзале, откуда рельсы уводят человека в большой мир. Так постепенно идея произведения приобретает вселенский масштаб.     И наконец, отдельно хочется сказать о роли в произведении слова. Слово у Горького афористично, оно выражает истину в самом широком смысле.

Оно становится орудием агитации, ораторской речи, проповеди: “А Павел, выбросив из груди слово, в которое он привык вкладывать глубокий и важный смысл, почувствовал, что горло ему сжала спазма боевой радости…” Наивысшей ступени слово, его смысловая нагрузка достигает во время вдохновенной речи Павла на суде.     Значения многих слов разные люди понимают по-своему, а потому и смысл, который вкладывается в различные понятия, меняется по мере того, как меняется человек. Например, семья для Ниловны в начале книги — это конкретно ее собственная семья. Постепенно значение этого слова расширяется, и в конце произведения “семейным” Ниловна назовет появление листовок, что свидетельствует о том, что весь народ для нее стал одной большой семьей.

    Итак, из всего сказанного мы можем сделать вывод, что книга М. Горького “Мать” — произведение, в котором все художественные средства подчинены авторским задачам, те же, в свою очередь, были продиктованы духом нового времени.

5494 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / Мать / Художественное своеобразие романа М. Горького «Мать»

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00065801184864028654

Сочинения по произведению «Мать» Горький М

Роман М.Горького «Мать» — одно из наиболее значительных произведений русской литературы начала двадцатого века.

На страницах романа в первую очередь мы видим русское революционное движение как движение народных масс, героических в своем порыве.

«Мать» сыграла огромную роль в развитии социального мышления многих поколений читателей и обозначила новую веху в развитии русской и мировой культуры.

Подробнее…

Андрей борется за освобождение рабочих; цель его жизни — борьба, и он не отступает от этой цели ни на шаг. Он готов пожертвовать своим личным счастьем, отказаться от любимой девушки, от самого дорогого, что только может быть. Да, ему это далось трудно, но я не могу представить себе человека, которому это далось бы легко.

Подробнее…

Обратите внимание

Павел Власов – первый образ рабочего – коммуниста в литературе. В революционно — романтических А.М.Горький воспевает людей, «которые не умеют жалеть себя», которые совершают подвиги. Позднее Горький знакомится с сормовским рабочим Петром Заломовым, прототипом героя романа «Мать» Павла Власова.

Подробнее…

Роман “Мать” написал величайший писатель, которого знают не только в нашей стране, но и за рубежом, Алексей Максимович Горький. Он был мастером своего дела. Роман не потерял свого значения и в наше время. Он раскрывает роль революционной интеллигенции в пробуждении рабочего класса и крестьянства.

Подробнее…

Действие романа происходит в России в начале 1900-х гг. В рабочей слободке живут фабричные рабочие с семьями, и вся жизнь этих людей неразрывно связана с фабрикой: утром, с фабричным гудком, рабочие устремляются на фабрику, вечером она выкидывает их из своих каменных недр; по праздникам, встречаясь друг с другом, говорят они только о фабрике, много пьют, напившись — дерутся.

Подробнее…

Роман «Мать» М. Горького – произведение, созданное на рубеже двух веков, в нелегкое и бурное время, стремительно уносившее все старое и дававшее жизнь новым идеям, новым общественным течениям, которые овладевали умами и сердцами.

Роман «Мать» обнаруживает совершенно четкую позицию автора по отношению к общественным преобразованиям.

Подробнее…

Появление романа М. Горького «Мать» вызвало острую полемику в критике. В журнале «Русская мысль» была опубликована статья Д. Философова «Конец Горького». Критик отмечал неубедительность художественного образа главной героини – Пелагеи Ниловны.

Писатель возразил — и не из авторского самолюбия, как писал он сам, но ссылаясь на реальные прототипы повести — Петра Заломова, осужденного в 1902 году за первомайскую демонстрацию в Сормове, и его мать Анну Кирилловну Заломову, которая включилась в революционную борьбу вместе с сыном.

Подробнее…

М. Горький стоял на страже пролетарской революции, жил интересами рабочего класса и его партии. Газеты, журналы, многочисленные письма и живые люди из России давали ему богатый материал. Горький видел, что революция жива, знал, что пролетарий непоколебим, верил, что в недалеком будущем новым и более могучим ударом он сбросит “гнет вековой навсегда”.

Подробнее…

В 1909 году М.Горький записал: “Я не знаю образа более светлого, чем мать, и сердца более емкого для любви, чем сердце матери”. Эти слова можно было бы использовать эпиграфом для всего произведения.

Выбрав Ниловну, а не Павла Власова, в качестве центрального персонажа, Горький стремился подчеркнуть всемирный масштаб тех изменений, которые происходили, по его мнению, в среде рабочего класса.

Путь Ниловны — это путь простого человека в революцию.

Читайте также:  Анализ и мораль басни волк на псарне крылова 5 класс

Подробнее…

Роман «Мать» сыграл огромную роль в истории русского революционного рабочего движения; он стал настольной книгой и для революционеров всего мира, борющихся за победу над силами капиталистической реакции.

Важно

Еще до выхода в свет «Мать» в рукописи была прочитана В. И. Лениным. Оценку романа Ленин дал в разговоре с Горьким, встретившись с ним в мае 1907 года в Лондоне, на V съезде партии.

Подробнее…

Источник: https://moitvoru.ru/index.php/home/sochineniya-po-proizvedeniyam/gorkij-m/mat

Сочинение по произведению М.Горького «Мать»

Сочинение по произведению М.Горького «Мать»

В произведении Максима Горького «Мать» повествуется трагическая история социалистов-революционеров. Главными персонажами являются Пелагея Ниловна, ее сын – Павел Власов. Действия происходят в небольшой рабочей слободке. Градообразующее предприятие – фабрика, на которой работаю все жители слободки.

Соответственно и их интересы, разговора и вся деятельность связана только с фабрикой. Абсолютное большинство жителей это устраивает. Но саны Пелагеи Павла – нет. Он хочет для себя и своей страны совершенно другой жизни. Все его стремления направлены на равноправие, свободу, честность, открытость, гласность.

Поэтому он в отличии от остальных жителей слободки ходит в город и читает книги, чтобы знать правду.

Матери по началу такое положение дел пугает. Она не совсем понимает, что твориться с ее сыном. Потом в их доме собирается настоящий подпольный кружок революционеров, где Ниловна и слышит впервые слово «социалисты».

Теперь к ней приходит осознание, что ее сын занимается подготовкой революции, а также что вся его деятельность незаконная и за этим может последовать наказание. После этого в ней происходят удивительные изменения.

На мой взгляд, когда мама узнает, что ее ребенок занимается чем-то незаконным, то ее естественная реакция – это пресечь всякие действия и попробовать вернуть его на путь истинный. Но Ниловна поступает совершенно иначе.

Прежде всего, она принимает позицию революционеров, их стремление к лучшей жизни и способы ее достижения. В ней разгорается огонь деятельности, которой раньше она бы и не подумала заниматься. Теперь она во всем помогает кружку, который собирается у них в доме.

Совет

По сути, она сама становиться социалисткой, хотя, на мой взгляд, не до конца это осознает. Ниловна просто всей душой поверила в пламенные речи своего сына и их товарищей, что каждый достоин лучшего. А в своей жизни она ничего не видела кроме фабрики и теперь хочет изменить свой устоявшийся уклад жизни.

Происшествие с налогом на осушение болота, который вводит директор фабрики, только укрепляют ее веру в то, что сын занимается правильной деятельностью, которая непременно должна принести свои результаты. При помощи листовок и прокламаций Павел организовывает вместе с другими рабочими митинг по поводу отмены этого несправедливого налога. Он активно выступает и вступает в спор с директором.

Однако, как только директор приказал всем разойтись по местам и возобновить работу, митингующие расходятся, а Павел остается без поддержки. Он очень расстроен тем, что не смог донести до людей правду, а ночью его арестовывают. После того, как сына арестовали, Ниловна начинает самостоятельно проносить листовки на фабрику и распространять их.

Этот факт говорит о ее безоговорочной вере в сына и его идеи. Когда Павел и Андрей выходят из тюрьмы, начинается активная подготовка к празднованию Первого мая. Молодые люди понимают, что если их поймают, то они уже не выйдут так просто из тюрьмы и их надолго посадят. Но все равно не отказываются от своих идей. Их арестовывают.

Ниловна очень огорчается, в ее душе теснится чувство несправедливости, ведь дети говорят правду и хотят только лучшего.

Заканчивается произведение судом Павла. Его приговаривают к колонии-поселению, куда за ним собирается отправиться Саша, возлюбленная Павла. Ниловне с одной стороны очень жалко сына, но факт его ареста не воспринимается, как трагедия.

Жизнь продолжается, а вместе с ней и революционная деятельность. На вокзале в другом городе Ниловна замечает молодого человека, который кажется ей знаком. Это доносчик.

Он рассказывает сторожам и жандармам о том, что у женщины запрещенные листовки и ее пытаются арестовать, но так как слышны рыдания, можно сделать вывод, что ее убили.

Источник: https://formaslov.ru/portal/sochinenie-po-proizvedeniyu-m-gorkogo-mat/

Человек и идея в романе М. Горького «Мать»

Коллекция сочинений: Человек и идея в романе М. Горького «Мать»

Роман «Мать» — произведение, созданное на рубеже двух веков, в нелегкое и бурное время, стремительно уносящее все старое и дающее жизнь новым идеям, новым общественным течениям, которые овладевали умами и сердцами.

Процесс коренной ломки общественного мировоззрения, развернувшийся в русском обществе в данный период, небезызвестная борьба между новыми материалистическими и идеалистическими философскими течениями, возникшими на рубеже 19-20 веков, — все это не могло не найти отражения в литературных произведениях той эпохи. Творчество Горького не является здесь исключением. Оно явило собой отклик на события времени, когда менялось само понятие героического, когда протест против существующего строя стал делом каждого здравомыслящего человека. Совершенно другой вопрос, в каких формах этот протест выражался. Нельзя забывать, что разночинский период освободительного движения в России сменился в это время пролетарским, развивавшимся преимущественно под воздействием теории марксизма, которая, как известно, имеет весьма существенные издержки.

Роман «Мать» обнаруживает совершенно четкую позицию автора по отношению к общественным преобразованиям; произведение проникнуто пафосом борьбы за переустройство жизни, что длительное время давало повод для весьма односторонней оценки его в рамках советской идеологии.

Обратите внимание

За «героической борьбой нового поколения революционеров» не замечали (или не хотели замечать) живых людей с их внутренними противоречиями, страданиями, нравственными исканиями. А ведь именно внутренний духовный мир человека интересовал величайших русских писателей, произведения которых признаны классикой мировой литературы.

Односторонний подход к данному произведению, навязанный коммунистической идеологией, несомненно, не может удовлетворить человека, считающего себя истинным знатоком и ценителем литературы.

Вероятно, более целесообразно будет рассматривать это произведение, исследуя духовный мир героев. Так, лучшие чувства, возникающие в сердцах, зовут людей на службу высокой и светлой идее.

Но когда эта идея заслоняет собой все остальное, порабощая человека, она глушит в душе его те самые чувства, которые побудили его к служению ей. Трагичен этот парадокс. И отчетливей всего проявляется он в образе Павла Власова, который рассматривался до недавнего времени как безоговорочно положительный.

Но именно в нем проявляется сильнее всего «одержимость идеей», именно здесь это явление приобретает наиболее разрушительные формы. Стремление к высокой цели, перерастая в фанатизм, подавляет в душе его такие вечные человеческие чувства, как сыновняя любовь, любовь к дому, к женщине.

Жестоко, не по-сыновьи, говорит он матери, что обречен умереть за свою идею, не хочет слушать ее перед демонстрацией. Образ Павла — это образ человека, делающего, хотя и не по злому умыслу, несчастными всех тех, кому он дорог. Особенно это видно из истории его любви.

В жизни перед ним постоянно возникает выбор между идеей и живой душой. И он выбирает идею… Поэтому образ Павла Власова трагичен. В душе этого человека произошел разлад между самыми глубокими, корневыми, жизненными основами и идеей, целью, поставленной им самим.

Героем, несущим в себе духовное начало, в ком сильны лучшие человеческие чувства, является, несомненно, Ниловна. Могучая сила ее материнской любви удерживает Павла от полного погружения в фанатическое безумие. Именно в образе матери наиболее органично соединились вера в высокую цель с богатейшим духовным миром.

Важно

Здесь, безусловно, необходимо отметить глубокую и прочную связь Ниловны с народом, что всегда в русской литературе оценивалось как богатство души человека, его близость к истокам, корням национальной культуры.

Идея окрыляет Ниловну, дает ей подняться, обрести веру в себя, но не перерастает в ее сознании в цель, требующую фанатичного служения. Этого не происходит, вероятно, потому, что связь Ниловны с народными корнями очень крепка.

Очевидно, именно эта связь определяет внутреннюю стойкость человека. Заметим, что Андрей Находка, соратник Павла, гораздо глубже его в духовном плане. Этот образ также близок к народу, об этом говорит его отношение к Ниловне: нежность, забота, ласка. У Павла этого нет.

Автор показывает, сколь опасно для человека отдаляться от народных корней, когда утрачиваются все истинные духовные ценности.

Название романа выбрано писателем не случайно. Ведь именно мать (вечный образ) является истинным, человечным, любящим, искренним образом.

Источник: http://www.rlspace.com/chelovek-i-ideya-v-romane-m-gorkogo-mat/

Роль и значение романа Мать – художественный анализ. Горький Алексей Максимович

Роман «Мать» сыграл огромную роль в истории русского революционного рабочего движения; он стал настольной книгой и для революционеров всего мира, борющихся за победу над силами капиталистической реакции.

Еще до выхода в свет «Мать» в рукописи была прочитана В. И. Лениным. Оценку романа Ленин дал в разговоре с Горьким, встретившись с ним в мае 1907 года в Лондоне, на V съезде партии. Ленин высоко оценил роман именно за то, что писатель в нем художественно раскрыл путь к революции рабочих масс.

(Данный материал поможет грамотно написать и по теме Роль и значение романа Мать. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.

) То, о чем писал Ленин в статье 1902 года «Новые события и старые вопросы», о развитии массового революционного движения рабочих против самодержавного строя, —показал Горький в романе «Мать».

Встретив Горького на съезде, он, «потирая одною рукой сократовский лоб, дергая другою мою руку, — вспоминает Горький, — тотчас же заговорил о недостатках книги… Я сказал, что торопился написать книгу, но не успел объяснить, почему торопился.

Совет

Ленин, утвердительно кивнув головой, сам объяснил это: очень хорошо, что я поспешил, книга — нужная, много рабочих участвовало в революционном движении несознательно, стихийно, и теперь они прочитают «Мать» с большой пользой для себя.

«Очень своевременная книга». Это был единственный, но крайне ценный для меня его комплимент».

В этих словах Ленина мы видим признание народного значения романа «Мать», признание того, что книга Горького говорила о самых существенных вопросах своего времени, своей эпохи.

В течение 1907—1908 годов роман был переведен на двенадцать языков: французский, испанский, итальянский, шведский, датский и др. Вслед за этим последовали переводы на болгарский, сербский, турецкий, армянский, арабский и другие языки Азии и Европы.

В одном из писем конца 1907 года Горький сообщал: «Отзывы немецких газет о «Матери» удивительно хвалебны». Такими же отзывами была встречена она во Франции, Италии и Америке.

Горький прекрасно сознавал огромное значение романа для русского революционного рабочего движения. «Я думаю, — писал он в 1908 году, — что «Мать» вещь своевременная и, может быть, десяток-другой людей, прочитав эту вещь, вздохнет полегче… Проще говоря, моя задача — поддержать падающий дух сопротивления темным и враждебным силам жизни».

Яростными нападками встретили роман Горького враги революции и радостно приветствовали его ее друзья. Несмотря на цензурные препятствия, группе рабочих вскоре после появления романа удалось напечатать в журнале «Труженик» «Открытое письмо Горькому».

«В лице Павла, — говорилось в этом письме. — в русской литературе, можно сказать, выступает рабочий, проникшийся всеми фибрами души духом того идеала, который песет освобождение от оков жизни не только рабочему классу, по и всему человечеству…

»

Роман «Мать» сыграл большую роль в воспитании поколений русских рабочих, о чем писал Горькому К. Е.

Ворошилов в 1932 голу: «На Ваших литературных произведениях воспитались целые поколения российских пролетариев, впервые увидевших в них образцы высокого, прекрасного искусства, понятного и родного им.

Обратите внимание

Замечательная повесть «Мать» поистине является автобиографией рабочего класса, настолько много в ней чрезвычайно близкого, пережитого каждым пролетарием, прошедшим суровую школу старой проклятой русской жизни».

В кратчайший срок книга Горького стала известна всему миру и помогла объединению рабочего класса в борьбе с капитализмом. Рабочие и демократическая интеллигенция радостно встречали роман «Мать» как правдивую книгу о русском пролетариате, вступившем в борьбу с самодержавием. Именно в это время, в ноябре 1909 года,

В. И. Ленин, обращаясь к Горькому, так определил значение его деятельности: «Своим талантом художника Вы принесли рабочему движению России — да и не одной России — такую громадную пользу…

» 1 Эту высокую оценку творчества Горького Ленин повторил в том же году. Горький, писал Ленин, «крепко связал себя своими великими художественными произведениями с рабочим движением России и всего мира..

.».

Оценка Лениным творчества Горького особенно важна для понимания значения романа «Мать», в котором великий писатель в лице Павла Власова правдиво запечатлел героические черты русских революционеров-большевиков, выразил твердую уверенность в грядущей победе революции и высказал пророческую мысль об идеале будущей России как «самой яркой демократии земли».

Источник: http://www.testsoch.info/rol-i-znachenie-romana-mat-xudozhestvennyj-analiz-gorkij-aleksej-maksimovich/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector